Методика преподавания сочинения в начальных классах

Курсовая работа

Составление сочинения начинается с сбора информации и собирания собственных мыслей. При работе над сочинением об окружающем мире, учащимся легче всего внимательно наблюдать и собирать разные подробности. Для этого можно предложить им завести маленькие блокноты, в которых они будут записывать отдельные слова, словосочетания, маленькие короткие предложения по теме. При обсуждении с одноклассниками они смогут вспомнить все подробности.

Учитель может предложить вспомнить прогулку или экскурсию, предметы, которые встречались по дороге или в каком-либо месте. При работе в паре или групповой работе учащиеся могут обсудить варианты зачинов (начало) сочинения. Учитель предлагает детям написать три разных варианта первого предложения, после чего ученики рассматривают каждый из них и выбирают наиболее понравившийся. Сбор информации по определенной теме требует внимания и дополнительных знаний от ребенка.

С первого класса необходимо учить детей писать сочинение по плану. Вначале планы составляются коллективно, а в конце второго класса – уже самостоятельно, но во всех классах начального звена нужна помощь учителя. М.А. Рыбникова писала: «Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы». Это же относится и к сочинению-описанию. Написание плана рекомендуется начать с беседы по вопросам:

  • Что можно написать во вступлении к сочинению?
  • Из скольких частей (пунктов) может состоять основная часть?
  • Что можно написать в заключении?
  • Продумайте последовательность плана и переходы от одного пункта к другому.

(Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи. – М.: Просвещение, 1993)

Составление чернового текста – это перенесение мыслей на бумагу. Необходимо воспитать у ребенка понимание процесса создания текста, как составление ряда черновых вариантов. Ребенку следует научиться создавать черновой материал, используя ряд рекомендаций.

Написав на отдельном листе слово «черновик», учащиеся показывают, что варианты работ не являются окончательными. Также предлагается писать через строчку, чтобы иметь возможность добавить новый текст или идеи позднее. Показывается, как с помощью стрелок, добавленных степлером или другими способами, можно указать на места черновика, требующие правки.

На этапе составления чернового текста не стоит беспокоиться о правилах орфографии и почерка. Преимущества нескольких черновых вариантов очевидны: вначале можно изложить только важные идеи, а потом доработать текст — добавить или убрать.

2 стр., 561 слов

По тексту Аксенова. Напишите.. | Класс русского языка и литературы | VK

... тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. В тексте, написанном Аксеновым, поставлена проблема отношения врача ... лихостью своих диагнозов.» Автор уверен, что именно такими не должны быть врачи. Профессия доктора подразумевает точность и правильность ...

Когда черновой материал готов, можно приступить к его корректировке. Учитель может ознакомиться с текстом, указать на удачные места или понравившиеся и помочь обратить внимание на то, что требует изменений или дополнений.

Также возникают несколько вопросов при правке чернового варианта, например: основа ли сочинения, использованы ли собственные наблюдения, есть ли места, требующие дополнительной информации, можно ли добавить или удалить слова для подчеркивания основной мысли, яркая ли картина рисуется при чтении сочинения, использован ли план, написана ли вводная часть, наличие либо отсутствие убедительного заключения.

Юные авторы не всегда понимают смысл этих вопросов, но тем не менее стараются что-то добавить. Постепенно ученики будут понимать значение этих вопросов и смогут задавать их друг другу и себе.

(Корепина Л.Ф., Борисенко Ю.А. Работа над сочинением разных жанров. Журнал «Начальная школа» № 12, 1997)

Редактирование или корректурное чтение — последний этап работы.

Процесс корректировки и публикации творческих работ учеников

После исправления чернового текста начинается этап корректурного чтения. Его выполняют в последнюю очередь, так как во время правки появляются или исчезают целые абзацы. Навыкам редактирования надо специально посвятить несколько уроков. Эти навыки состоят из трех компонентов:

  • заботы о том, чтобы текст не содержал ошибок;
  • умения замечать ошибки;
  • знания того, как их можно исправить.

Чтобы у учеников появился стимул к этой кропотливой и достаточно сложной для них работы, надо организовать издание их творческих работ. Они будут думать о качестве своих работ, так как другие будут читать их работы.

Контрольный список вопросов для самопроверки

Учитель может подготовить для этой работы контрольный список вопросов по орфографии и пунктуацию. Этот список индивидуален для каждого возраста, но всегда надо включать работу с такими орфограммами: «Проверяемые гласные / согласные в корне слова», «Непроверяемые согласные / гласные в корне слова» (50% ошибок у младших школьников на эти орфограммы).

Издание

Это последний этап процесса работы над сочинением, но он является движущей силой для развития творчества и фантазии учащихся. Существует несколько видов, которые можно использовать в школьной практике:

  • Классная газета – одна из самых классических форм издания. С ее помощью школьники учатся писать в разных жанрах, практикуется раздел обмена мнениями, раздел полезных советов.
  • Классный литературный журнал.

Издание книг

Не все, что пишут ученики, заслуживает печатного издания, но для хороших работ издание в виде книжки – это замечательная кульминация всего процесса. Можно сделать книги на основе сочинений отдельных учащихся, а можно составить книгу из сочинений разных учеников на одну и ту же тему, например, «Жизнь домашних животных», «Осенняя пора», «Улицы моего города».

16 стр., 7914 слов

Преподаватель руководил дипломной работой группы студентов интересующимися ...

... собственные недостатки. 2) ошибка в употреблении деепричастного оборота В) Преподаватель руководил дипломной работой группы студентов, интересующимися современной литературой. 3) нарушение связи подлежащего и сказуемого Г) Незнакомец спросил ... неправильное построение сложноподчинённого предложения, осложнённого деепричастным оборотом Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем ...

Один из самых интересных и эффективных методов развития навыков письма и речи у младших школьников — чтение в писательском кресле. В этом методе ученик усаживается перед одноклассниками и читает свое сочинение вслух, после чего остальные оценивают его работу. Чтобы обеспечить лучшую эффективность этому методу, следует использовать специально подготовленное «писательское кресло», расставляя для учеников стулья вокруг так, чтобы они могли комфортно наслаждаться зачитываемым текстом.

Методика модельного урока по русскому языку в 4 классе также является эффективным методом развития навыков письма и речи младших школьников. Ключевыми целями этого урока являются развитие целостного восприятия мира, воображения, памяти, а также формирование у учеников умения видеть испытываемые птицами трудности зимой и оказывать им помощь. Урок проводится в формате работы в группах с цветными карточками и комплектом фломастеров, с помощью которых ученики могут легко разделиться на группы и работать вместе, организовывая свои мысли и переводя их на бумагу. Ключевым моментом является использование карточек с вопросами, чтобы учащиеся могли оценить свою работу и улучшить свои навыки.

Деление на группы с использованием карточек разных цветов.

Группам раздаются чистые листы формата А4 – 6 листов или по количеству человек в группе, карточки с вопросами, фломастеры (у каждой группы свой цвет фломастера) – все материалы для работы в группах могут лежать на столах, чтобы на уроке не тратить на это время.

Задание 1. (10 минут)

— Коллективно обсудите экскурсию в зимний парк: что видели? За кем или чем наблюдали?
— Придумайте слова, согласно заданию своей группы.
— Запишите на своей карточке все выбранные вами слова на тему: «Воробьи зимой».

Группы и задания:

1 группа – придумать и записать слова, отвечающие на вопрос «Что делает?»
2 группа — придумать и записать слова, отвечающие на вопрос «Какой? Какая? Какое? Какие?»
3 группа — придумать и записать слова, отвечающие на вопрос «Кто? Что?»
4 группа — придумать и записать слова, отвечающие на вопрос «Как?»
5 группа — придумать и записать слова, отвечающие на вопрос «Где?»
6 группа — придумать и записать слова, отвечающие на вопрос «Когда?»

Вторичное деление по группам (в группы попадают все учащиеся, которые работали с разными вопросами).

Каждый ученик приходит со своей карточкой.

Задание 2. (10 минут)

— Составить из имеющихся наборов слов сообща предложения о жизни воробьев зимой. Используйте все слова, добавляйте новые.
— Слова необходимо видоизменять, чтобы предложения получились красивыми и понятными по содержанию.
— Записать составленные предложения на большом плакате (формат А4).

Презентация творческих работ. (12 – 15 минут)

Каждая группа вывешивает свой лист с предложениями. Один представитель от группы зачитывает текст.

15 стр., 7050 слов

Методика ознакомления детей с литературными произведениями в ...

... на себя событий, "мысленным" действием с эффектом личного участия. 1. Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах ... предметом), показ различных игрушек с одним и тем же действием, вопрос "Где то-то? " (развивает ориентировку ... искусству способом - силой воздействия художественного образа. По словам Запорожца А.В., эстетическое восприятие действительности представляет собой ...

Обсуждение (7 – 10 минут).