В ходе выполнения курсовой работы будет решено несколько основных задач:
- Обобщение опыта использования сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми 7-9 лет.
- Изучение развития творческого вербального воображения и эмоционально-волевой сферы младшего школьника через восприятие сказки и технологию творческой работы со словом и сказкой.
Актуальность
Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала остается одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической литературе. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для детей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества.
Эти положения отразились в современном методологическом направлении работы со сказкой, получившем название сказкотерапия. В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Мы, наконец, перестаем гнаться за буйным микки-маусами, электронными Фирби и обращаемся к более «человекоподобным» и по-настоящему сказочным «Ежику в тумане», «Королю-Льву» и др. Сказка возвращается в культуру и это, на мой взгляд не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого и невостребованного.
Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого).
Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.
Воображение — есть фантазия, открывает новый необычный взгляд на мир, обогащает жизненный опыт, питает творчество. Необходимо развивать воображение и творчество младшего кольника: играть со сказкой, рисовать ее, инсценировать, сочинять.
Цели и задачи
Основной целью курсовой работы является изучение методики работы над русскими народными сказками. Для достижения поставленной цели необходимо:
- Обобщить опыт использования сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми 7-9 лет, обеспечивающий детское развитие в целом и творческих способностей в частности.
- Изучить развитие творческого вербального воображения и эмоционально-волевой сферы младшего школьника через восприятие сказки и технологию творческой работы со словом и сказкой.
- Проведен анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе воспитания и образования;
- Выяснены наиболее эффективные методы и приемы работы над сказкой, способствующие развитию у детей интереса к чтению и творческих способностей, проявляющихся в умении и желании сочинять сказки;
- Определены психолого-педагогические и методические особенности изучения сказок всех типов;
- Изучены методы и приемы творческого развития школьников при работе со сказкой;
- Детально изучен процесс восприятия школьником сказки;
- Дан анализ рассмотренных аспектов методики работы с русскими народными сказками.
Практическая значимость состоит в том, что курсовая работа имеет практико-ориентированную направленность, содержит систему практических занятий со школьниками по развитию восприятия сказки и эмоциональной сферы младшего школьника.
«Творческое развитие младших школьников» проект
... Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов детского творчества, анализ и обработка результатов опытно-практической работы. Опытно-практическая работа по творческому развитию младших школьников осуществлялась в три этапа. На первом ...
Научная значимость: в работе представлено обоснование возможности развития восприятия и эмоциональной сферы школьника через приемы работы со сказкой, психологические и педагогические ресурсы сказки для развития творческого потенциала ребенка.
Глава 1. Сказка как жанр устного народного творчества
1.1 Особенности сказки
Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.
Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.
Сказка — один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.
Сказка — произведение, в котором главной чертой является «установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла».
Сказка является абстрагированной формой местного предания, которое представлено в сокращенной и кристаллизованной форме. Изначально сказка возникает на основе местных преданий, парапсихологических историй и рассказов о чудесах. Чудеса в сказках порождаются обычными галлюцинациями, вызванными проникновением архетипических представлений из коллективного бессознательного.
Почти все исследователи определяют сказку как вид устного повествования с фантастическим содержанием. Связь с мифом и легендами перекликается с утверждением М.-Л. Фон Франц и позволяет сказке выйти за рамки простого фантазийного рассказа. Сказка — это не только поэтический вымысел и игра фантазии, но и отражение культурных ценностей ее создателя через содержание, язык, сюжеты и образы.
Русские сказки часто используют повторяющиеся определения, например: добрый конь, серый волк, красная девица, добрый молодец и т.д. Также в сказках часто встречаются сочетания слов, создающие особую напевность, например: пир на весь мир, идти куда глаза глядят, буйну голову повесил и т.д.
Характерными для русских сказок являются краткие и усеченные формы прилагательных и глаголов, например: красно солнце, буйну голову повесил. Также сказки используют имена существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, чтобы придать им уменьшительно-ласкательное значение, например: маленький, братец, петушок, солнышко и т.д. Все это делает изложение сказки плавным, напевным и эмоциональным. Также сказки используют различные усилительно-выделительные частицы, например: то, вот, что за, как и др.
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ...
... воображение дошкольника. Охарактеризовать процесс обучения старшего дошкольного возраста сочинению сказок Определить влияние творческого воображения на сочинение сказок Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования Разработать методические рекомендации по использованию методов и приемов развития творческого воображения детей ...
Сказки всегда были понятны и близки простому народу. В них фантастика переплетается с реальностью. В условиях нужды люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И в русских сказках всегда торжествует справедливость, а добро побеждает зло. Пушкин правильно сказал: «Какие же сказки прекрасны! Каждая из них — поэма!».
Композиция сказки состоит из зачина, который представляет собой вводное предложение, например «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…», и основной части.
Сказка является мощным инструментом социально-педагогического воздействия, способным обучать, вдохновлять к деятельности и даже иметь лечебное действие. Она обладает потенциалом, который значительно превосходит ее идейно-художественную ценность.
Социально-педагогический эффект сказки проявляется в нескольких важных функциях, таких как социализирующая, креативная, голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая и лексико-образная.
Социализирующая функция сказки заключается в передаче общечеловеческого и этнического опыта новым поколениям, который накоплен в международном мире сказок.
Креативная функция сказки заключается в способности выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, ее образное и абстрактное мышление.
Голографическая функция сказки проявляется в нескольких аспектах. Во-первых, сказка способна в малом являть большое, передавать информацию и идеи в сжатой форме. Во-вторых, она представляет мироздание в трехмерном пространственном и временном измерениях, включая небо-землю-подземный мир и прошлое-настоящее-будущее. В-третьих, сказка актуализирует все органы чувств человека и может быть основой для создания различных видов эстетического творчества.
Развивающе-терапевтическая функция сказки заключается в воспитании здорового образа жизни и защите человека от вредных привычек и зависимостей.
Культурно-этническая функция сказки заключается в приобщении к историческому опыту разных народов и этнической культуре, включая быт, язык, традиции и атрибутику.
Лексико-образная функция сказки заключается в формировании языковой культуры личности, развитии многозначности и художественно-образного богатства речи.
Сказка отличается от других прозаических жанров более развитой эстетической стороной. Она идеализирует положительных героев, создает яркий образ «сказочного мира» и придает событиям романтическую окраску.
Развитие сказочного наследия на Руси
Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.
Влияние сказки на развитие словесно-логического мышления у детей ...
... важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно ... мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны ... преобразуется лишь в плане образа. Словесно-логическое мышление -- вид мышления, ... ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов ... часто это требует большой мыслительной работы. Первый признак мыслящего человека -- ...
В первой половине XVII века были записаны 10 сказок для английского путешественника Коллинга.
В XVIII веке появилось несколько сборников сказок, в которые включены произведения с характерными композиционными и стилистическими сказочными особенностями: «Сказка о цыгане»; «Сказка о воре Тимашке».
Важное значение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» (1855 — 1965): в него входят сказки, бытовавшие во многих краях России. Большая их часть записана для Афанасьева его ближайшими корреспондентами, из которых необходимо отметить В.И. Даля. В конце XIX – в начале XX веков появляется целый ряд сборников сказок. Они дали представление о распространении произведений этого жанра, о его состоянии, выдвинули новые принципы собирания и издания. Первым таким сборником была книга Д.Н. Садовникова «Сказки и предания Самарского края» (1884 г.).
В ней были помещены 124 произведения, причем 72 записаны только от одного сказочника А. Новопольцева. Вслед за этим появляются богатые собрания сказок: «Севеные сказки», «Великорусские сказки Пермской губернии» (1914 г.).
Тексты сопровождаются пояснениями и указателями.
В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком. Богатство имело значение как средство достижения других целей и теряло это значение, когда важнейшие жизненные ценности были достигнуты. В связи с этим, богатство в русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с помощью сказочных помощников – Сивки-Бурки, Конька-Горбунка…) и часто случайно уходило.
Образы русской сказки: прозрачность и противоречивость
Образы русской сказки являются прозрачными и противоречивыми. При попытках использовать образ сказочного героя как образ человека, исследователи сталкиваются с мыслью о наличии противоречий в народной сказке – победа героя-дурачка, «низкого героя». Однако, это противоречие может быть преодолено, если рассматривать простоту «дурачка» как символ всего того, что противоречит христианской морали: жадность, хитрость, корысть. Простота героя помогает ему верить в чудо и поддаться его магии, ведь только в этом случае возможна власть чудесного.
Соборность в русских сказках
Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в народных сказках – соборность. Труд в сказках рассматривается не как повинность, а как праздник. Соборность, которая представляет собой единство дела, мысли и чувства, противостоит эгоизму, жадности и всему тому, что делает жизнь скучной и прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, заканчиваются одной и той же присказкой: «Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились…». В сказках также отражаются другие нравственные ценности народа, такие как доброта, жалость к слабым, способность отдать другому последнее и даже отдать свою жизнь за другого, а также страдание как мотив для добрых поступков и подвигов. В сказках также побеждает сила духовная над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубоким и противопоставляет его наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом и порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла живого существа.
Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста
... мероприятия по восприятию сказки способствуют развитию воображения детей дошкольного возраста. Задачи исследования Изучение состояния проблемы в психолого-педагогической литературе. Рассмотрение особенностей сказки как литературного жанра, ее классификация и функции. Изучение особенностей восприятия сказки детьми дошкольного возраста и определение ...
Мудрость и ценность сказки
Таким образом, мудрость и ценность сказки заключаются в ее способности отражать, открывать и помогать пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения повседневного смысла, сказка может показаться наивной, однако с точки зрения глубинного смысла она является глубокой и неисчерпаемой.
В данном исследовании акцентируется внимание на психологическом механизме смыслопожертвования в процессе восприятия и переживания сказки ребенком. Мнения специалистов по этому вопросу неоднозначны. В.А. Бахтин утверждает, что ребенок может воспринимать только внешнее повествование, связанное с героем – радость, переживание, страх. Однако, такая возможность сопереживания при столкновении с условным миром сказки имеет место, потому что сказка переносит самые невероятные события так, будто они происходят в реальности. Ребенок охотно верит сказке и следует за ней. Однако, при таком сопереживании неизбежно возникает более глубокое понимание сказки и извлечение из нее детской мудрости, что помогает различать добро и зло.
Механизм смыслопознания в процессе восприятия и переживания сказки ребенком исследуется А.В. Запорожцем. Он утверждает, что существует особый вид эмоционального познания, при котором человек отражает действительность в форме эмоциональных образов. У детей порождение образов такого эмоционального познания часто происходит при восприятии художественных произведений. Под влиянием сказки у ребенка возникает сочувствие к герою и формируется эмоциональный образ воспринимаемых событий и взаимоотношений. В определенных условиях у детей эмоциональные образы начинают предвосхищать то, что должно произойти с героем.
Эмоция образа отражает внутренние изменения, происходящие внутри человека. В детском сознании внешняя картина ситуации, отраженная в сказке, сочетается с картиной волнений, которые вызывает у ребенка эта ситуация. Сопереживание герою сказки сначала воспринимается как внешняя развернутая действительность и участие в непосредственно воспринимаемых и переживаемых событиях. Затем оно переходит на внутренний план – план эмоционального воображения. В формировании предчувствия результатов действий другого человека и эмоционального предвосхищения последствий собственных действий большую роль играют образы словесного описания и наглядного изображения событий, которые моделируют их смысл для ребенка и его близких. Эти выразительные средства имеют социальное происхождение.
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.
Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.
И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла. Приведу два определения, принадлежащие специалистам.
Народная сказка , как средство развития художественных способностей ...
... творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с народных сказок. Цель исследования: выявление роли народных сказок в развитии творчески способностей детей старшего дошкольного ... при совершенстве зрительного анализатора, обеспечивающего в процессе художественной деятельности восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, направленности линий, пространственных ...
Одни считают, что сказки – это эпические, преимущественно художественные прозаические произведения волшебного, авантюрного характера с установкой на вымысел.
Этот основной принцип художественного метода сказки не лишает ее, однако, связи с действительностью, определяющей идейное содержание, тематику, язык, характер сюжетов, деталей повествования.
По мнению других, не установка на вымысел является главной чертой сказки, а установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла.
Сказка: суть и виды
Сказка — один из самых популярных жанров детской литературы и фольклора. Её особенностью является сочетание мистического, фантастического и действительного мира.
Определение сказки является проблематичным и зачастую условным, однако данное обстоятельство не мешает ей сохранять свою жизнеспособность в популярном сознании. Сказка сочетает в себе два элемента смысла: фантазию и правду.
Существует несколько классификаций видов сказок. Так, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет 4 типа сказок: художественные, психотерапевтические, дидактические и медитативные. Более часто используемый проблемно-тематический подход выделяет сказки о животных, волшебные сказки, социально-бытовые сказки и смешанные сказки.
Среди сказок, рекомендованных для чтения младшими школьниками, особое место занимают сказки о животных. В них народная поэзия оживляет целый мир и наделяет животных человеческими чертами. Однако, помимо этого, сказки о животных имеют басенный смысл и дают понять, что человек не просто сосуществует с природой, но и находится в единстве с ней.
Волшебные сказки
Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие и героические элементы. Они основаны на чудесном мире, который является предметным, фантастическим и неограниченным. В этих сказках возможны невероятные «превращения» и процессы, поражающие своей скоростью. Например, дети растут не по дням, а по часам, становясь с каждым днем все сильнее и краше. Волшебные сказки часто включают в себя обращение с помощью волшебных существ или предметов. Например, в сказке А.С. Пушкина князь Гвидон обращается за помощью к своей помощнице, которая превращает его в различные насекомые.
Волшебные сказки являются одними из самых древних сказок, они отражают первичное знакомство человека с окружающим его миром.
Бытовые сказки
Характерной чертой бытовых сказок является отображение обыденной жизни. В них часто присутствует конфликт между порядочностью, честностью и благородством, скрывающимися за простоватостью и наивностью, и теми негативными качествами, которые вызывают неприятие (жадность, злоба, зависть).
В бытовых сказках часто присутствует ирония и самоирония. Добро всегда торжествует, но его победа может быть случайной или единичной.
Бытовые сказки могут быть разных типов, таких как социально-бытовые, сатирико-бытовые, новеллистические и другие. В отличие от волшебных сказок, в них более ярко выражена социальная и нравственная критика, их похвала и осуждение звучат сильнее.
Является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу ...
... работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК ... являются важными условиями качественной подготовки к обучению в школе. Изучение проблемы обучения пересказу сказок у детей с общим недоразвитием речи является ...
Сказки смешанного типа
В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок — сказках смешанного типа. Эти сказки являются переходным типом и могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей.
Сказка является уникальным жанром, в котором сочетаются черты сказочного мира и бытовых сказок. В ней присутствуют элементы чудесного, такие как волшебные предметы, которые становятся основой сюжета.
Однако сказка также стремится воплотить идеал человеческого существования в разных формах и масштабах. Вера в самоценность благородных человеческих качеств и предпочтение Добра основаны на призыве к мудрости, активности и подлинной человечности.
Сказки нашей планеты расширяют кругозор и пробуждают интерес к жизни и творчеству других народов. Они также воспитывают чувство доверия ко всем обитателям Земли, которые заняты честным трудом.
Глава 2. Методические подходы к работе над сказкой
2.1 Значимость сказки. Познавательное значение сказки
Традиционное образование часто противопоставляет сказку императивному знанию, считая ее легковесным и доступным только для развлечения. Однако для ребенка сказка — это не просто литературное произведение или игра. Она является жизнью, которая помогает материализовать его отношения и обстоятельства, формирует нравы и законы бытия, правила общежития и деликатности, понятия добра и зла, а также социальные оценки.
Сказка имеет огромное психологическое воздействие на внутренний мир ребенка и является мощным инструментом его развития. Она удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:
- Потребность в автономности (независимости).
В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
- Потребность в компетентности (силе, всемогуществе).
Герой способен преодолеть любые препятствия, побеждает и достигает успеха.
- Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Е.А. Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия.
Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.
Сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Познавательное значение сказки проявляется прежде всего в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны, сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей.
Сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает не по совести.
Сказка развивает эстетическое чувство. Для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.
Восприятие сказки — сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деятельности ребенка, определяя развитие, как интеллектуальных и познавательных процессов (речи, мышления, воображения), так и эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие ребенка.
2.2 Приемы работы над сказкой на разных этапах осознавания младших школьников
2.2.1 Первичное восприятие сказки
Первичное восприятие сказки представляет собой сложный процесс, включающий в себя активное воссоздание образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки. Сказка рассматривается как особая литературно-художественная форма, которая помогает ребенку освоить социальную действительность.
Восприятие сказки является одним из наиболее значимых видов деятельности ребенка и оказывает влияние на его развитие. Оно способствует развитию интеллектуальных и познавательных процессов, таких как речь, мышление и воображение. Кроме того, оно влияет на эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие ребенка.
В классической психологии сказка выступает как способ ухода ребенка от негативных факторов окружающего мира. Она позволяет ему погрузиться в мир фантазии, свободы и вымысла, где он может найти символическое удовлетворение своих подавленных сексуальных тенденций и вообразить реализацию нереализуемых желаний. В современной психологии сказка также рассматривается как способ мифологического освоения мира, построения ценностно-смыслового поля и поиска путей разрешения конфликтов.
Сказка имеет особую композицию и структуру, которые организуют процесс восприятия ребенком сюжета и нравственно-смыслового содержания. Она содержит элементы вымысла и фантастики, которые создают семантическое поле сказки, помогая ребенку различать знаки и значения и формируя его внутренний план сознания.
В младшем школьном возрасте восприятие сказки носит синкретический характер и осуществляется с помощью игры, иллюстраций и действий. Ребенок активно участвует в процессе восприятия, сопереживая героям сказки. Одной из линий развития восприятия является переход от наивного соучастия ребенка в событиях сказки к эстетическому восприятию, основанному на децентрации ребенка и более полном восприятии фабулы и содержания.
Сказка, как искусство, позволяет ребенку переживать события и поступки, которые выходят за пределы его непосредственного опыта. Она создает условия для присвоения ценностно-смыслового и нравственного культурного опыта. Развитие воображения ребенка начинается с восприятия сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, а также обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из событий сказки.
Отмечается, что этапом развития у детей является работа над развитием вербального воображения и расширением речевого словаря. Для активной работы со словом рекомендуются такие упражнения, как «рифмоплеты», «составление слов», «круги на воде», «укрась слово» и другие.
Следующим этапом является углубленная работа с речевыми конструкциями и объединение несвязанных слов в предложения. Дети учатся конструировать фразы и придумывать истории на основе набора слов. После этого происходит обогащение речевого словаря упражнениями, развивающими вербальное воображение, что позволяет перейти к собственному сочинению сказок.
Сначала иллюстрация или рисунок ребенка служит опорой, через которую он передает свое творческое завершение сказки. Педагог указывает начало сказки, а ребенок придумывает ее продолжение и рисует соответствующую иллюстрацию. На следующем этапе, вместо иллюстрации, используются различные предметы из «волшебного сундучка», которые включаются в сказочную ситуацию при коллективном сочинении сказки.
Педагог может предложить тему для сказки, а дети вместе ее развивают или индивидуально работают над своими иллюстрациями к сказке. Таким образом, работа с сказками предполагает восприятие и переработку ее содержания, задачи, нравственного урока сказки с использованием творческого воображения детей и под руководством педагога.
Восприятие сказок и предпочтение героев и сюжетов в них связано с возрастными особенностями младшего школьного возраста. Ребенок идентифицирует себя с человеческими персонажами, такими как Принцы, Царевны, Солдаты и т. д. Важными для них становятся сказки с волшебством и богатым сюжетом. По мере взросления, дети с интересом читают истории и сказки о людях, так как в них описывается, как человек познает мир.
Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям младшего школьного возраста. Например, направленность сказки «Вороненок» — неуверенность, боязнь самостоятельности, тревожность и боязливость. Проблема, выраженная в метафоре, в образе доступна ребенку, он может обсудить ее и понять причины, переработать через собственный эмоциональный опыт.
Сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» с куклой-проводником Василисой Премудрой (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Таким образом, создается особая атмосфера «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.
Восприятие «сказочного урока» сказки состоит из следующих этапов:
- расширение – обогащение опыта ребенка через восприятие и проживание новой сказки, сказочной ситуации;
- закрепление – осознание нравственного урока и проблемной темы сказки;
- интеграция – соединение проблемной темы сказки с личным эмоциональным опытом ребенка, через направленную беседу и проговаривание;
- резюмирование – подводим итог проведенной работе.
2.2.2 Подготовка к первичному восприятию
Работа с народными и авторскими сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.
Продемонстрируем особенности работы со сказкой на примере урока по первичному восприятию «Путешествие в сказку».
Во-первых, перед началом занятия с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет.
Цель — создать комфорт и заинтересованность.
Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания («Найдите и назовите сказку», «Где живет сказка?» и др.), мы вовлекаем ребенка в действие, в игру.
Цель — вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.
В-третьих, дети вспомнили знакомую сказку («Горшок каши» Братьев Гримм), ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней (игра с крупой «Золушка», образная игра «Варим кашу»), создавать с помощью подручных средств задуманный образ и выражать его вербальными и невербальными средствами.
Цель — развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими.
В-четвертых, дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности.
Цель — использовать полученные знания в различных видах деятельности.
Далее перейдем к рассмотрению отдельных методов и приемов работы со сказкой.
Моделирование сказок
Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.
геометрические фигуры.
Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.
пиктографические изображения
Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться «планом» сказки и с помощью пиктограммы изображает их.
Например, в приложении приводятся конспекты занятий по сказкам «Репка», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка».
Выразительные движения
Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.
Например, при передаче психоэмоционального состояния «Грусть» звучит пьеса «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П.И. Чайковского.
Например, изображая разгорающийся «Огонь» под «Танец с саблями» А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.
Проблемные ситуации
Проблемные ситуации — это ситуации, которые требуют от индивида или коллектива поиска новых способов деятельности. Они помогают развивать мышление и творчески усваивать знания. Решение проблемных ситуаций позволяет открыть новые, еще неизвестные знания. Такие ситуации активизируют познавательную, речевую и творческую деятельность детей и основаны на материалах развития действия, на событийной стороне произведения.
Для создания проблемной ситуации необходимо поставить проблемный вопрос:
- Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен «Снежная Королева?»)
- Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский «Крокодил Гена»)
- Почему поссорились лиса и заяц? («Лиса и заяц». Русская народная сказка)
Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Они предполагают создание продукта, который отличается новизной, оригинальностью и уникальностью, например нового образа, рисунка или сказки.
Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке «Репка»:
- Рассказать знакомую сказку по кругу.
- Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
- Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
- Придумывание своей сказки «Морковка» (по аналогии).
- Оформление книги «Полезные сказки» (обложка).
- Изготовление костюмов-нагрудников «Овощи» (ткань, бумага).
- Разыгрывание придуманных сказок.
Могут быть и другие творческие задания, сказки, но по-новому
Дети могут наделять знакомых героев сказок противоположными для них качествами:
Колобок — добрый волк
Лиса — хитрая колобок
Сказки о бытовых предметах
Началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.
Реальное начало — сказочное продолжение
Узнай сказку по песенке героев
- Не садись на пенек, не ешь пирожок («Маша и медведь»)
- Скрипи, нога, скрипи, липовая! («Медведь — липовая нога»)
- Козлятушки, ребятушки!
Отворитеся, отопритеся! («Волк и семеро козлят»)
Продолжи сказку
Вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.
От точек — к сказке
Точка — шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.
Нарисуй сказку
Дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам, используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).
Игровые задания
При выполнении игровых заданий опираемся на изобразительные умения детей
Какой-либо сказочный персонаж загадывает детям загадку, а разгадку дети рисуют.
Умение согласовывать свои действия с действиями другого.
«Варим кашу». Дети с воспитателем договариваются, кто кем будет (молоко, сахар, соль, крупа).
На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари!
«продукты» по порядку входят в круг — «горшочек».
Каша варится (дети по очереди привстают, говорят: «пых»). Огонь прибавляют (начинаю говорить «пых» в убыстренном темпе, почти подпрыгивая).
Кашу помешивают (все идут по кругу)
Каша готова! Ей нужно потомиться (все присаживаются).
Раз, два, три,
Горшочек, не вари!
Предлагаем дидактические игры:
«Составить портрет героя сказки» (Художественное, эмоциональное развитие)
«Треугольник и квадрат» (математическое развитие)
«Хорошо плохо»(оценка поступков героев, выкладывание фишек 2-х цветов: С. Михалков «Три поросенка»).
«Добрые — злые» (развитие эмоций, изобразительных навыков) — См. эти игры в приложении (Т.Т.)
Методические рекомендации по проведению игр, игровых и творческих заданий.
- Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?
- Необходимость чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд.
- Взрослый — рядом, но не надо выполнять задание за ребенка.
- Начинать с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.
- Не предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру.
- Учитывая образный характер мышления младшего школьника, проводить оживление разных игровых ситуаций.
- Создать свободную, непринужденную обстановку, сосредоточить внимание на самой игре, а не на дисциплине.
- Закреплять умения, приобретенные в играх (давать на дом варианты игр).
2.2.3 Проверка первичного восприятия сказки
Как никакие другие, русские сказки дают богатый материал для развития творческих способностей, познавательной активности, для самораскрытия личности. Сказки вызывают особый интерес у детей. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеализированные герои, и счастливый конец.
К сожалению, очень часто этот творческий потенциал, заложенный в русских народных сказках, не раскрывается на уроках, поскольку изучение сказок в большинстве случаев сводится лишь к выяснению характеров действующих лиц и определению сюжетной линии сказки; в результате разрушается целостность ее художественного мира и ее особое обаяние пропадает.
Важно показать детям, из чего состоит сказка, как она “складывается”, дать представление о героях, о системе событий и роли в них персонажей сказки, о богатстве изобразительных средств и образности народной речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно помочь ребенку увидеть главное, что есть в народной сказке, – гибкость и тонкость смысла, яркость и чистоту красок, поэзию народного слова. Эта проблема находит свое решение только в комплексном подходе к изучению русской народной сказки в школе.
Предлагаемая система вопросов и заданий, ориентированных на проверку первичного восприятия сказки, анализ системы образов и сюжетно-композиционных особенностей фольклорной сказки в согласии с их жанровой природой, способствует более глубокому пониманию и восприятию детьми ее нравственно-эстетического содержания.
Идея комплексного подхода к первичному восприятию волшебной сказки, принцип целостного ее анализа пока еще не стали общепринятыми в методике. В многочисленных публикациях мы находим отдельные интересные наблюдения, касающиеся образов героев, сюжета, языка волшебной сказки, указания на эффективность применения тех или иных приемов ее изучения. Однако эти замечания остаются разрозненными и, не будучи сведены в систему, не могут обеспечить продуктивное движение детей под руководством учителя к постижению глубоко метафорического смысла читаемого текста. Примерно результаты проверки первичного восприятия сказки у младших школьников можно осуществлять, по приведенной ниже методике оценивая восприятие детьми определенных моментов на стадии их ознакомления или игры со сказкой.
Таблица 1.
Проверка первичного восприятия сказки по определенным критериям
Дети | Оцениваемые аспекты восприятия |
Общ. балл |
|||||||||||
Восприятие системы образов сказки | Восприятие сюжетной организации сказки | Восприятие композиционных особенностей сказки | Восприятие Языковых формул сказки | ||||||||||
1. Абрамов Коля | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 24 |
2. Белых Настя | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 34 |
3. Есина Настя | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 16 |
4. Кривоносова Лена | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 25 |
5. Купавцев Саша | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 36 |
6. Мазин Витя | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 30 |
7. Редникин Коля | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 14 |
8. Соловьева Маша | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 31 |
9. Урюпин Максим | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 23 |
10. Филин Сережа | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 25 |
Низкий уровень первичного восприятия = 1 баллу = 12-19 баллам
Средний уровень первичного восприятия = 2 баллам = 20-27 баллам
Высокий уровень первичного восприятия = 3 баллам = 28-36 баллам
2.2.4 Анализ содержания сказки
Алгоритм анализа содержания сказки можно представить следующим образом:
1. Тема сказки (например, про любовь, про животных, и др.).
Отмечается оригинальность или заимствованность сюжета, влияние внешней среды на творчество.
2. Анализ героев и образов. Выделяются главные и вспомогательные. Герои классифицируются на добрых и злых, на тех, кто герою помогают и которые мешают, а также по выполняемым функциям. Выделяются и особо внимательно рассматриваются те герои, которые выделены самим автором сказки посредством эмоциональной окраски, преувеличения и т.д. также необходимо обратить внимание на «выпадение образов», на искажения.
Одной из главных задач на этом этапе является определение героя, с которым идентифицирует себя автор. Это выявляется по личностным реакциям в ходе наблюдения за клиентом, а также уточняется наводящими вопросами. Надо отметить, что положительный герой и тот, с которым идентифицирует себя человек, не всегда совпадают.
3. Анализ затруднений, возникающих в ходе рассказа, в которые попадают главные герои. Их можно разделить на внешние и внутренние. Первые предполагают невозможность достичь цели, то есть различные преграды (огромные реки, дремучие леса, чудовища в пещерах и т.д.).
Вторые представляют собой недостатки средств, то есть изъяны, и это чаще всего характеристики ресурсной базы человека (трусость, жадность, злость, физическая слабость героев и т.д.).
4. Способы совладания с затруднениями. Анализ способов отражает типичный репертуар героев. Это могут быть: убийство, обман. Психологическое манипулирование и другие.
5. Набор индивидуальных этических стандартов, предписывающих, когда надо сердиться, когда обижаться, чувствовать вину, радоваться или ощущать правоту.
При анализе отмечается не только основной текст сказки. Но и все побочные высказывания, комментарии, отпускаемые по ходу рассказа шуточки, смех, долгие паузы, сбои. В том числе ошибки, оговорки, невнятное бормотание.
Заключение
В младшем школьном возрасте развивается восприятие сказки. Чтобы обрести смысл жизни, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Всему этому как раз и способствует сказка. Она проста и в то же время загадочна. Сказка умеет завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, обрести чувство удовлетворенности тем, что он делает.
В мир сказок ребенка вводят взрослые. Они могут способствовать тому, чтобы сказка действительно становилась волшебницей, которая может преобразить ребенка и его жизнь. Известным отечественным детским психологом Л.Ф. Обуховой проанализировано развитие восприятия сказки в младшем школьном возрасте как особая деятельность ребенка. Она отмечает, что восприятие ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. А.В. Запорожцем, Д.М. Дубовис-Ароновской и другими учеными выделено специфическое действие для этой деятельности. Это — содействие, когда ребенок становится на позицию героя произведения, пытается преодолеть стоящие на его пути препятствия.
Необходимо подчеркнуть, что классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, так как в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок, и ребенок идет по этой трассе. Сказки, где этой трассы нет, ребенок перестает понимать. Например, некоторые сказки Х.-К. Андерсена, где есть лирические отступления. Т. А. Репина подробно проследила путь развития содействия: у маленьких детей понимание имеется тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книжки должны быть с картинками, которые являются опорой при прослеживании действия. Позднее такое прослеживание становится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть отражены в словесной форме, но в том виде и в той последовательности, в которой они реально происходят.
В целом феноменологически (по результатам отчетов психологов; других специалистов; замечаний родителей; отзывам администрации) использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого).
Анализируя продукты детского творчества, возможно установить рост креативности. Логопед в речевых картах отмечает, что улучшилась речь детей. В группе появляются новые лидеры.
Список использованной литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-variantyi-narodnyih-i-avtorskih-skazok/
1. Акишина А.А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. — М., 1991
2. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб: Минск, 1997
3. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах Пособие по воспитанию детей в семье и в школе. М.: Совр. слово. 2003. 280 с.
4. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) Дошкольное воспитание.- 1994.-N1.-С. 17-19
5. Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ Дошкольное воспитание.-1995- N10.-С. 30-32.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб, 1997
7. Выготский Л.С. Психология искусства.- Мн.: современное слово, 1998.
8. Запорожец А.В. Избр. психологические труды в двух томах. М.: 1986.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000.
10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии.- СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.
11. Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие: Ст 1/В.Т.
12. Кудрявцев Психологический журнал.-2001.-Т. 22.-N5.-С.57-68.
13. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок — дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей Дошкольное воспитание.- 1995.- N9.- С. 52-59.
14. Литература и фантазия / Сост. Л. Стрельцова.- М. 1992
15. Нартова-Бачавер С.К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии Хрестоматия. Сказки народов мира. — М., 1996.-С. 3-14
16. Пропп В.Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В.Я. Проппа).- М., 2000.
17. Пропп В.Я. Русская сказка. ( Собрание трудов В.Я. Проппа).- М., 2000.
18. Прохорова П.Л. Развиваем творческую активность школьников. — Владимир, 1995.
19. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия.- М., 2000.
20. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. — Харьков, 1996.
21. Франц фон М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок.- СПб, 1998.
22. Яковлева Е. и др. Программа развития творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте школьный психолог.- 2001.- NN42,43,44,45,47,48; 2002-NN 1,3.
23. Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки журнал практического психолога.-1999, N10-11. С.27-37.