«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЧИНЕНИЯ СКАЗОК»

Курсовая работа

Введение, Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем , что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка , его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка , об определении сущности механизмов в оображения .

Воображение, Методологическая основа: Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е., Проблема: условия для сочинения сказок в детских садах целенаправленно не создаются.

Противоречие: необходимо создать условия в детских садах для сочинения сказок и развития творческого воображения.

Объект исследования: процесс развития творческого, Предмет исследования: сказки как средство развития творческого, Цель исследования: выявить влияние сочинения сказок на развитие творческого

Гипотеза: творческое воображение дошкольников развивается более успешно при условии обучению детей сочинению сказок.

Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Дать психолого-педагогическую обоснование влияния творческого воображения на речевое воображение дошкольника.

  2. Охарактеризовать процесс обучения старшего дошкольного возраста сочинению сказок

  3. Определить влияние творческого воображения на сочинение сказок

  4. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования

  5. Разработать методические рекомендации по использованию методов и приемов развития творческого воображения детей при работе со сказкой.

    12 стр., 5655 слов

    Сказка о весне. Тексты сочинений

    ... Замечталась синичка о теплой и солнечной весне. И не заметила, как до нее дотронулся лучик солнца. Синичка закричала: “Весна! Весна! Пришла весна!” Шагиной Ольги. _______________ Сказка про медвежонка ... никто не верил. Винокуров Вадим. _______________ ^ Тема: Письмо из будущего. Тексты сочинений. _______________ Здравствуйте, Надежда Анатольевна и Наталья Николаевна. Вы не болеете ли? Если ...

Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до её начала. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Образы создаются с помощью комбинирования, сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем сочетаются черты не случайные, а соответствующие замыслу, существенные и обобщенные.

Преобразование может протекать как акцентирование, заострение каких-либо сторон в виде их преуменьшения или преувеличения, а также как типизация – выделение существенного в группе однородных явлений и воплощение их в конкретном образе.

Тоесть воображение – это отражение действительности в новых неожиданных сочетаниях и связях.

1.2. Виды воображений, Воображение

В широком смысле , всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.

В зависимости от степени активности различают пассивное и активное воображение , когда продукты первого не воплощаются в жизнь. Учитывая самостоятельность и оригинальность образов, говорят о творческом и воссоздающем воображении.

Воссоздающее

Воссоздающее 1

Воссоздающее 2

Воображение

1. Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

2. Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

3. Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.

4. Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде , какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Активное воображение может быть творческим и воссоздающим., Творческое

Мечта — необходимое условие преобразования действительности, мотив деятельности, окончательное завершение которой по каким-либо причинам оказалось отсроченным.

17 стр., 8196 слов

«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного ...

... выявлению уровня творческого развития у детей. Гипотеза – является ли организованная изобразительная деятельность дошкольников эффективным средством развития творческого воображения Объектом данной работы является изобразительная деятельность дошкольников. Предмет исследования – процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Актуальность данного ...

Воображение, Пассивное

воображение

Творческое, Творческое

1.3 Творческое воображение – как психолого – педагогическая проблема

Развивая воображение ребенка, нужно помнить, что материалом для его фантазии служат окружающая жизнь, все его впечатления, которые он получает, и эти впечатления должны быть достойны светлого мира детства.

В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психологи объясняли по-разному.

Философ Л.Э. Голосовкер рассматривает воображение как первоначальный и высший познающий и комбинирующий разум человека, разум его мифотворческого периода. Он определяет воображение парадоксально — «разум воображения», диалексическая логика воображения — и противопоставляет его разуму науки как отвлеченному разуму. Разум порождает идеи, которыми живет человечество.

Создатель психоанализа З. Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания чувственные тенденции.

Примерно ту же позицию продолжает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней.

Недоказанной остается «невербальность» детской фантазии. На самом деле, как подчеркивал Л.С. Выготский, мощный шаг в развитии воображения совершается в связи с усвоением речи. Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает ребенку возможность представить себе тот или иной предмет, которого он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Ребенок может выражать словами то, что не совпадает с его реальным восприятием; именно это дает ему возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, создаваемых и выражаемых словами. Таким образом, главным средством воображения, как и мышления, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно является не первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главным образом речевого развития.

37 стр., 18285 слов

Диплом «Развитие творческого воображения детей младшего школьного ...

... Выявленное противоречие обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы «Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в клубе по интересам». ... у учащихся демократической культуры, гражданской позиции; реализацию социально-значимых проектов и программ, направленных на позитивные изменения в жизни общества; осуществление культуросообразной деятельности школьников. ...

Достаточно сложен вопрос о богатстве детского воображения. Существует мнение, что воображение ребенка гораздо богаче воображения взрослого человека. Действительно, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания и отношения, разговаривают с вещами и пр. Однако эти элементы, входящие в детские фантазии, так или иначе заимствованы ими из опыта: из сказок, рассказанных взрослыми, из случайно услышанных слов или увиденных фильмов, из тог, с чем они встречались в своей реальной жизни. Новое объединение и перекомбинация знакомых образов, перенос свойств и событий с одних персонажей на другие создают фантастическую картину, совершенно не похожую на реальность.

Но все эти фантастические комбинации построены на основе реального опыта детей, на том, что они уже знают. А так как знают они мало и их жизненный опыт гораздо беднее, чем у взрослых, то материала для воображения у них меньше. Ребенок может вообразить себе меньше, чем взрослый. Его фантазии ограничены его бедными представлениями о жизни и примитивным жизненным опытом. Значит, воображение ребенка никак не богаче, а во многом даже беднее, чем у взрослого.

Одной из наименее разработанных проблем психологии воображения ребенка является проблема психических механизмов творческого воображения дошкольников. Именно этой проблеме были посвящены работы О.М. Дъяченко, в которых выяснились особенности воображения детей разного возраста на материале решения воображаемых задач.

Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции -, Аффективная функция воображения

В творческом воображении мы создаем представления, руководствуясь только целями, которые ставим перед собой, и различаются эти представления по их оригинальности и реалистичности. Оригинальность, своеобразие представлений творческого воображения — это степень новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности. Сохраняются для творческого воображения и различия по яркости представлений. Результаты творческого воображения нельзя оценить сами по себе, вне той деятельности, которую они обслуживают.

В современной психолого-педагогической литературе теория становления творческой деятельности рассматривается в тесной взаимосвязи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.В. Эльконин, В.В. Давыдов).

Процесс творческого воображения изучался также А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Н.Н. Поддъяковым, О.М. Дъяченко и др. В их исследованиях подчеркивается мысль о том, что творческое воображение связано с существенной новизной и неопределенностью познаваемой ситуации, разрешение которой предполагает неограниченное разнообразие возможных способов.

14 стр., 6687 слов

Особенности восприятия сказки детьми дошкольного возраста

... Цель исследования: изучение особенностей восприятия сказки дошкольниками и ее влияния на развитие воображения детей. Объект исследования - восприятие сказки детьми. Предмет исследования - особенности развития воображения детей дошкольного возраста. Гипотеза специально организованные мероприятия по восприятию сказки способствуют развитию воображения детей дошкольного возраста. В соответствии с ...

А.В. Петровский дает следующее определение: «Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности».

Выявление особенности структуры воображения ребенка-дошкольника показали связь развития воображения с развитием личности ребенка и помогли разработать психолого-педагогические условия развития творческого воображения.

Надо сказать, что развитие, Появление страхов является спутником и своего рода показателем развивающегося

Конечно, прежде всего, следует постараться не допустить тех воздействий, которые могут травмировать ребенка, вызвать в его воображении болезненные образы. Часто страхи детей появляются после фильмов и книг, очень безобидных и забавных на наш взгляд. Но надо помнить, что воображение ребенка достраивает то, что он еще не знает, заменяет ему те сведения о действительности, которых у него нет и которыми располагаем мы, взрослые. Это для нас очевидно, что Вий – это выдумка, что Бабы-Яги не существует, а Кащей Бессмертный очень даже мил в фильме-сказке.

Но представьте себя на месте ребенка, попробуйте посмотреть на все его глазами. Для него все это может быть реальностью, причем такой, что воображение помогает ему видеть эту реальность в своей жизни, переносить ее в свой мир. Поэтому надо очень внимательно относиться к тем впечатлениям, которые получает ребенок, отбирать их в соответствии с возрастом и особенностями нервной системы малыша. Ведь возникший страх может стать навязчивым, перерасти в невроз, и тогда вам уже потребуется помощь детского невропатолога или психиатра.

Но если страх уже возник, то, конечно, надо попробовать как можно скорее избавить от него ребенка. Характерно, что нередко наиболее действенным оказывается следовать не логике реальности, а перейти в логику воображения ребенка. Далеко не всегда поможет приговаривание о том, что чертей не бывает, что бояться темноты глупо, что никаких скелетов нет, и т. п. Психолог 3. Н. Новлянская приводит пример с девочкой, которая боялась, что в ее комнату залетит черный цветок. Никакие уговоры не помогали, но когда мама по совету психолога сказала, что кактус на окне охраняет девочку и не пустит к ней черный цветок, ребенок успокоился и страх исчез.

Вторая опасность , таящаяся в развитии воображения , состоит в том, что ребенок может полностью уйти в мир своих фантазий. Ведь действительно, уже со старшего дошкольного возраста все выдуманные ситуации ребенок может проигрывать про себя , никак не сопровождая это внешними действиями. И именно здесь таится опасность ухода от действительности в фантазию, грезу, мечту, что особенно часто происходит в подростковом и юношеском возрасте. Жить без мечты невозможно, но если ребенок живет только мечтами и фантазиями, не воплощая их в жизнь, то он может превратиться в бесплодного мечтателя.

33 стр., 16208 слов

Работа над м как способ развития творческого воображения младших школьников

... https://liarte.ru/kursovaya/rabota-nadm-po-algoritmu/ разработка рекомендаций по технологии работы над сочинением как способа развития творческого воображения младших школьников. Данная курсовая работа представляет интерес для начинающих учителей ... ибо может уводить человека от реального мира. Эти особенности воображения детей необходимо учитывать. Надо знать не только, как ученик воспринимает ...

Именно поэтому начиная уже со старшего дошкольного возраста важно помочь ребенку воплощать свои замыслы, помочь подчинить его воображение определенным целям, сделать его продуктивным. Приучайте ребенка реализовывать задуманное, и вы увидите, как постепенно он начнет испытывать радость творчества, не замыкаясь в собственных фантазиях, а раскрывая себя все полнее и полнее в творческом созидании.

1.4 . Особенности формирования творческого воображения у детей

Через

Развитию воображения способствуют:

  • ситуации незавершенности;

  • разрешение и даже поощрение множества вопросов;

  • стимулирование независимости, самостоятельных разработок;

  • опыт;

  • позитивное внимание к ребёнку со стороны взрослых.

Развитию воображения препятствуют:

  • ;

  • неодобрение воображения;

  • жесткие полоролевые ;

  • разделение игры и обучения;

  • не готовность к изменению точки зрения;

  • преклонение перед .

Творческое

Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Воображение, Воображение

До 3-х лет у детей

В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6-7 лет

Для развития

Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов , которые он создает. Для взрослого мечта выступает как побудитель к действию. А у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.

30 стр., 14582 слов

Народные сказки как средство воспитания детей школьного возраста

... своей половой принадлежности, систему половых ролей и т.д.). Новизна В работе рассмотрены диагностические возможности сказки в целях анализа усвоения ребенком половой роли, выработки ... сказка в своих морфологических основах представляет собою миф. "Наша деятельность в значительной мере относится к сфере риторики творчества, под которой видится непреодолимая сила воображения, запечатленная в словах, в ...

На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней, опоры. Так, в игре ребенок 3-4 лет не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними. Сам предмет-заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом.

Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры (М.Г. Витязь).

Например, увидел белый халат — стал играть в больницу, увидел весы — стал «продавцом». Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших — выполнение взятой на себя роли. Постепенно воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые. Так, старшие дошкольники в качестве игрового материала используют природный (листья, шишки, палки, камешки и пр.).

Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описанные в сказке события. У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры.

Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображения в двух планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет. Bo-вторых, переход к игровому использованию предмета, придание ему нового смысла и представление Действий с ним в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления.

В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.

Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего, мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов.

Укажем особенности развития воображения в дошкольном возрасте :

воображение

  • оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
  • ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

воображение

36 стр., 17624 слов

Является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу ...

... работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК ... выбранная нами тема является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу сказок у детей с общим недоразвитие речи, а также недостаточная разработанность ...

2 Часть. Значение сказок для развития детей дошкольного возраста.

2.1. Сущность и значение сказки в развитии ребенка.

Сказки сопровождают человека на протяжении столетий . В ней присутствует не только волшебство и приключения, в ней присутствует сама жизнь. Ведь не зря говорят: « Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И действительно, сказки являются одним из поучительных моментов. Практически каждая сказка дает жизненный урок. А это особенно важно для ребенка.

Богатейшим

Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.

Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: «перевирание» сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.

Но сказка для ребенка это не просто сказка , не только литературное произведение, не просто игра , это жизнь , это — приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.

Сказка это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка , мощный инструмент развития.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка :

  • Потребность в автономности (независимости).

    В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.

  • Потребность в компетентности (силе, всемогуществе).

    Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.

  • Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.

Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки , расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки , обращенные к сердцу ребенка (Андерсен, братья Гримм) и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла.

53 стр., 26024 слов

Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих ...

... более эффективно, чем в существующей практике, если: творческое освоение музыкального фольклора детьми будет рассматриваться в контексте их продуктивного постижения единого художественного ... способностей в процессе освоения учащимися русского музыкального фольклора. Проверить в процессе опытно-экспериментальной работы эффективность разработанной технологии. Методологической и теоретической ...

Вспомним, как в реальной

Почему образ зла менее правдив, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца» воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.

В старинных, Нередко можно встретить, Многие родители, Ученные доказали, что

Дети , которые с раннего детства постоянно слушают сказки , гораздо быстрее адаптируются в детском саду и школе. Они достаточно раскрепощены и быстро находят общий язык с людьми. Слушая сказки , дети глубоко сочувствуют персонажам , у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

2.2. Виды сказок

Сказка это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.

Сказка вид фольклорной прозы , известный у всех народов .

Задача взрослых заинтерисовать и помочь в знакомстве с литературой всего мира. Мир сказок широк и разнообразен может показаться, что здание мора сказок не столь важен. Но именно вид сказки предполагает события, персонажей и сюжет произведения.

Первые шаги в мир литературы мы начинаем делать в раннем возрасте.

В настоящее время существует два основных вида сказок : народные и . И народные , и сказки в свою очередь могут быть разделены на сказки о животных, бытовые, страшные и волшебные сказки . Помимо этого сказки могут иметь дидактический, психокоррекционный, психотерапевтический и медитативный характер.

Сказки о животных .

Сказки о животных — широко распространенный жанр . Говорится в них о повадках, проделках и приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних зверей, о птицах и рабах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь — глуповат, заяц — трусоват, волк — жаден, Лиса Патрикеевна — хитрее хитрых, обманет кого хочешь.

Слушая их, малыш многое узнает, развивает ум, фантазию — надо ведь увидеть, представить всех этих бегающих и играющих зверюшек.

Так например сказки Курочка ряба, Репка, Колобок — ловко сложеные, не трудно запомнить, именно поэтому их помнят еще с детства. А как много в них героев и действий. Подобные сказки рассчитаны на самых маленьких. Эти сказки очень удобны для постановки спектаклей, поэтому очень часто используются в театрализации, где актерами выступают сами дети.

Сказки с животными кратки и просты по композиции. Часто один эпизод повторяется несколько раз. В русских сказках фигурируют обитатели лесов, полей, степей. Разнообразно представлены птицы: ворон, воробей, цапля, журавль, тетерев, сова, дятел. Встречаются насекомые: муха, комар, пчела, муравей, паук.

Другая группа сюжетов — домашние

Особенно полезны так называемые цепевидные сказки, где надо очень внимательно следить за порядком эпизодов, за их логикой. Ярким примером такой сказки является сказка про то, как козел козу за орехами послал. Вся сказка состоит из длиной рифмованной песенки козла, слова из которой: «Нет козы с орехами, нет козы с калеными!» — известны практически всем.

Бытовые сказки.

Они рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях.

Бытовые сказки полны юмора, они дают комические портреты беспробудных лентяев, дурней, делающих все невпопад, ворчливых, упрямых жен. Эти сказки точно передают быт, обстоятельства народной жизни. Но это не означает, что она прямо как в зеркале отражает действительность. Правда соседствует здесь, как и должно быть в сказке, с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может.

Так например, жестокую царицу исправляют тем, что на несколько дней меняют местами с женой драчуна-сапожника; мужик, который нечаянно убил собаку барина, по приговору суда сам обязан лаять по ночам и сторожить имение. В бытовой сказке только один мир, в котором живут все герои событий. Здесь все обыкновенно, все происходит в реальной жизни.

Характеристика героев этих сказок всегда одна и та же: помещик, барин — жадный, глупый, жестокий, заносчивый, часто грубый. К царю же отношение двойственное. Если рядом с ним действуют бояре, придворные, то царь обязательно на стороне мужика. Но если мужик и царь встречаются один на один, то тогда и царь против мужика. Священник тоже нередко жаден, не прочь выпить, порой лицемерен. Но он ни когда не бывает грубым, жестоким. Он всегда ласков. Его любимое слово «свет»: «Свет ты мой Ванюша!» Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам.

В бытовой сказке никогда не обходится без обмана, вполне допустима кража. Благодаря невероятности событий бытовые сказки и являются сказками, а не просто житейскими историями. Их эстетика требует необычного, неожиданного, внезапного развития действия, что должно вызвать у слушателей удивление и как следствие этого — сопереживание или смех. В этих сказках иногда фигурируют фантастические персонажи: черт, Горе-Злосчастье, Доля. Значение этих образов состоит только в том, чтобы выявить жизненный конфликт, который лежит в основе сказочного сюжета. Сюжет развивается благодаря столкновению героя не с волшебными силами, а со сложными жизненными проблемами. Герой выходит невредимым из самых безнадежных ситуаций, потому что ему помогает счастливое стечение обстоятельств. Но чаще он помогает себе сам — смекалкой, изворотливостью, даже плутовством.

Страшные сказки.

Эти сказки рассказывают про нечистую силу. В современной детской субкультуре различают также сказки – страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Что такое страшилка? Это интереснейший психологический материал, позволяющий увидеть сокровенные уголки мира детей. Городские страшилки мало «испорчены» прямым влиянием современной культуры взрослых и несут на себе яркую печать детскости: детской логики, детских страхов и возрастных проблем.

Содержание страшных рассказов очень зависит от культурных и

Сходство заложено как в общих фольклорных сказочных корнях страшных рассказов, так и в психологии маленьких рассказчиков и слушателей, в коллективной жизни которых страшилкам принадлежит особое место и значение.

Герои страшилки условны и безымянны. Характеры их не раскрываются, а поступки почти не мотивируются. Они просто олицетворяют столкновение сил добра и зла. В страшилке всегда можно найти персонажей страдающих – это члены сказочной семьи. Именно с героем-ребенком отождествляет себя рассказчик.

Разнообразие сюжетов страшилок невелико. Как и в, Волшебные, В отличие от других видов, Главный герой

В волшебной сказке герой общается с существами, каких не встретишь в жизни: Кощей Бессмертный, Баба-Яга, многоголовый Змей, великаны и карлики. Тут и невиданные звери: Олень — Золотые рога, Свинка — Золотая щетинка, Жар — Птица. Нередко в руги героя попадают чудесные предметы: гусли — самогуды, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. В такой сказке все возможно. Хочешь стать молодым — поешь молодильных яблочек, надо оживить царевну или царевича спрысни их мертвой, а затем живою водой.

Женские образы волшебной сказки, ее героини более разнообразны, чем мужские. Тут и мудрые девы, владеющие чудесной колдовской силой, красавицы, нежные, поэтические верные возлюбленные, которые ради любимых могут истоптать три пары железных башмаков, изломать три чугунных посоха, изглодать три каменных просвиры.

Рядом с основными героями всегда стоят их чудесные помощники, различные по своему характеру, происхождению, они едины в своей роли — дополняют и довершают действия основных героев, помогают им в их борьбе, в разрешении трудных задач, добывании диковинок, завоевании невесты.

Положительные герои и героини, их помощники и удивительные предметы создают безупречный, светлый радостный мир. Мир этот противостоит злу жизни, темным силам.

сказки

Они более трепетны, образны, чем, При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия

Другой вид сказок – психокоррекционные – создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка .

Здесь рассказывается о многих проблемах человека, и каждый может узнать себя на страницах литературного произведения.

В психокоррекционных сказках слушателю обычно преподносится модель поведения, которую он может использовать для преодоления имеющихся у него трудностей. При этом события, происходящие с героем, должны быть похожими на реальные ситуации из жизни.

Ребенок

Литературная, Подобно тому как народная сказка, постоянно изменяясь, впитывала в себя черты новой реальности,, Литературным, Решительный шаг навстречу

Сказки датского писателя переполняет целая гамма человеческих чувств и настроений: доброты, милосердия, восхищения, жалости, иронии, сострадания. И самое главное — любви.

Юмор в литературной сказке носит различный характер и стал ее отличительным признаком. Порою литературные сказки , написанные для взрослых, становятся любимым детским чтением, и наоборот, талантливые литературные сказки , предназначенные для детской аудитории, делаются достоянием и детей, и взрослых (сказки X. К. Андерсена, Л. Кэрролла, А. Милна, Д. Р. Р. Толкина) и не только потому, что взрослый узнает из них, как воспринимает жизнь ребенок, но и потому, что взрослая жизнь, отраженная в категориях детского видения и восприятия, приобретает неожиданные юмористические, а подчас и сатирические контуры. Широкой популярностью у детей пользуется сказочная литература с элементами нонсенса: парадокса, неожиданности, алогизма, видимой бессмыслицы, поэтической «чепухи». Э. Успенский с его Чебурашкой и крокодилом Геной, Э. Рауд, Р. Погодин показали неисчерпаемые возможности нонсенса.

Литературная

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/razvitie-voobrajeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-sochineniya-skazok/

2.3. Пути развития творческого воображения и мышления средствами сказки, Развивая воображение и мышление детей необходимо придерживаться принципов:

1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,

3. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.

4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.

5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.

6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

Все сказки мира, народные и авторские, всегда содержат в себе реальное и ирреальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Она создаёт богатые возможности для развития творческого воображения слушателя, подключения его образного мышления к волшебному, ирреальному плану.

Сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, т.е. обладают познавательным значением. В частности, используемые авторские сказки знакомят детей с персонажами славянской мифологии (Леший, Святобор, Межевик и другие «помощники человека в природе»), с народными традициями.

Оттолкнувшись от содержания сказки, заинтересовав ребёнка новым необычным персонажем, педагог может организовать познавательную беседу.

Рассказыванию и сочинению сказок всегда сопутствует изобразительная деятельность.

Организации занятий по изобразительной деятельности детей, выполнению ими творческих заданий по сюжету стихотворных авторских сказок предшествует длительная планомерная предварительная работа. Её необходимость объясняется спецификой детского творчества – его поэтапным характером.

Первый этап детского художественного творчества – этап возникновения, развития, осознания и оформления замысла – имеет важнейшее значение для всего процесса творческого развития ребёнка.

Учитывая, что второй этап детского творчества – этап реализации замысла – связан с поисками художественных средств, мы стараемся создавать предметно – вещную среду, максимально способствующую полноценному развитию каждого ребёнка.

Третий этап детского творчества – этап анализа результатов деятельности – знаменуется появлением новой продукции (рисунка, поделки).

Ребёнок начинает интересоваться качеством своей продукции и, испытывая эстетическое удовольствие, стремится сделать ее завершенной.

Кроме того, разрабатывая творческие задания по содержанию стихотворных авторских сказок, необходимо предусмотреть, чтобы продукты детского творчества могли быть использованы детьми в дальнейшем: в игровой деятельности, драматизации сказок, в повседневной жизни (см. приложение).

Стимулируя развитие творческого воображения и мышления у детей, необходимо создание условий для реализации различных способов поведения в той или иной ситуации; активизация самостоятельной деятельности детей; использование элементов кукольного театра.

В работе можно выделить два уровня сложности:

  1. Ребенок действует куклой. Действуя куклой, идентифицируя себя с ней, он реализует разные способы поведения.

  2. Ребёнок берет на себя роль, что требует от него более уверенного поведения, свободы движений, самовыражения или сам осознанно строит свои взаимодействия с партнерами.

Говоря: «сказка – источник творчества», имеется в виду не только творчество детей, но и профессиональное педагогическое творчество педагогов. Подразумевается гибкая, вариативное использование предлагаемых сказок, способность педагога включить их в разные виды деятельности дошкольников.

Метафоричность, Например в данной работе мы используем следующием методы для развития творческого воображения.

Метод первый: « Заканчиваем сказку «.

Суть метода заключается в том, чтобы ребенок придумал окончание к сказке , которую вы ему расскажите. А его цель: развить логическое мышление, умение правильно заканчивать мысль и осмысливать услышанное.

Метод второй: «Рассказ о конкретном персонаже».

Суть метода в придумывании персонажа сказки, определении его характера, поступков, целей и действий. Цель метода: формирование нравственного воспитания ребенка, а также навыков межличностного общения с взрослыми и сверстниками.

Метод третий: «Сказка с помощью картинок».

Суть метода: в том, чтобы по серии картинок ребенок смог не только рассказать о героях, которые изображены на рисунках, но и поразмышлять, что происходит вокруг. Цель метода: обучение ребенка навыкам правильного подбора глаголов и прилагательных для характеристики персонажей, научить ребенка выстраивать сюжет в логической последовательности, давать оценку месту действия.

Метод четвертый: «Инсценируем сказку «.

Суть метода : воплощение сюжета прочитанной или сочиненной сказки , в придумывании образов и костюмов под конкретных сказочных персонажей в соответствии с их характерами. Цель метода : активизация творческого отношения к слову, выработка навыков совмещать сказочный образ с драматическим.

При работе над сказками с детьми необходима искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Желательно привлечь к оценке самого ребенка: Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?

Необходимо чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд. Взрослый должен находиться рядом, но не надо выполнять задание за ребенка. Начинать нужно с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.

2.4. Развитие творческого воображения в процессе сочинения сказок., Практика показывает, что большинство российских школьников, позже — студентов, а еще позже —, Овладение связными формами высказываний — процесс длительный,

Детская сказка короткая и эмоциональная . Не стоит требовать от него сочинять длинную сказку на протяжении нескольких дней. Герои в ней дерутся, кричат, переживают, побеждают, ссорятся и мирятся. В каждой детской истории есть и замысел, и сюжет, и прекрасные герои.

Р ебенок не всегда умеет донести до слушателя свои мысли. Даже если кажется, что в истории ребенка нет ничего особенного, в ней обязательно есть его внутренний мир. Нужно только прислушаться повнимательнее, и тогда за героями сказки мы обязательно увидим самого ребенка.

Безусловно каждое произведение юного сказочника должно поощряться, вознагрождаться, приниматься.

Каждый раз

Сочиняя , ребенок может просто бурчать себе под нос во время игры. Что позволяет в первую очередь развивать речь, проговаривая сново и сново свои сочинения. Ребенок эмоционально раскрепощается.

Реалистический

Новые образы в словесном творчестве дошкольника оказываются не менее реалистичными, чем в игре. Ребенок наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни.

Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Дошкольник, например, придумывает себе друга — маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребенок как будто переживает приключения. Нередко и дети более младшего возраста рассказывают о вымышленных, не вполне реалистических событиях в своей жизни, утверждая, что им купили собаку, подарили котенка, отпустили одних в магазин и пр. Причина подобных фантазий кроется в личностных проблемах, которые есть у ребенка. Поэтому их появление — серьезный повод для взрослого задуматься: какие потребности малыша не удовлетворяются, о чем он мечтает и к чему стремится, какими видит свои отношения со взрослыми и сверстниками.

Фантазирование пронизывает всю жизнь малыша. В раннем детстве ребенок просто дополняет воспринимаемое тем, что было в прошлом опыте. У детей 3-4 лет, а часто и в более старшем возрасте воображение носит воспроизводящий характер, а его образы совпадают с образами памяти. Фантазирование в этом случае есть не что иное, как воспоминание о прошлых событиях. Так, сюжеты детских сказок описывают реальные ситуации из жизни ребенка.

Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности. Средства и приемы воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действенный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.

Наиболее распространенным приемом в словесном творчестве является создание ситуаций с помощью наделения персонажей реалистическими действиями. Дошкольник включает героев в специфически человеческие жизненные ситуации, приписывая им человеческие мысли, чувства, поступки. Он интерпретирует поведение животных на человеческий лад, отражая опыт социальных взаимоотношений.

Нередко дети, фантазируя, отмечает Г.А. Урунтаева, используют хорошо им знакомые сказочные события, внося лишь некоторые добавления, заменяя персонажей, соединяя несколько сюжетов разных сказок или придумывая для знакомой сказки новое продолжение.

Для дошкольника характерна легкость соединения образов, полученных из разных источников, поэтому придуманные ими сказки нередко приобретают причудливый характер.

В сказках старших дошкольников значительное место занимает не только событийная сторона, но и внутренний мир героев, их переживания, мысли. Дети пытаются мотивировать поступки персонажей. Старшие дошкольники наделяют героев особо ценными, со своей точки зрения, нравственными качествами. Действия персонажей в их сказках пронизаны социальными эмоциями: сочувствием, сопереживанием. Поэтому эпизоды в придуманных детьми сказочных историях не просто нанизываются один на другой, а приобретают внутреннюю логику развития.

Таким образом, следует отметить, что освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом. Развитие воображения, творческих возможностей — тонкий процесс, пронизывающий все развитие ребенка. Поэтому важно улавливать особенности каждого ребенка.

3 Часть. Опытно – экспериментальная работа по выявлению развития творческого воображения детей дошкольного возраста.

3.1. Констатирующий эксперимент

Цель экспериментального исследования — практическим путем выявить уровень развития творческого воображения старших дошкольников.

В исследовании приняли участие старшие дошкольники МБДОУ д/с с.Канифольный. Экспериментальную группу составили 10 человек.

Педагогический эксперимент, включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Для определения уровня развития воображения и его сравнения до проведения занятий и после мы воспользовались методикой Е. Торренса «Неполные фигуры». Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.

Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной моделью творческого акта» (Е. Торренс) позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест — фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

Тест.

1. Экспериментальный материал.

 экспериментальный материал  1

2. Порядок исследования., Детям было предложено задание.

Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

3. Анализ результатов., Все работы детей можно поделить на 4 группы.

1 группа – оригинальные изображения во всех 3-х случаях.

2 группа – оригинальные изображения в 2-х случаях.

3 группа – оригинальные изображения в одном случае.

4 группа – нет оригинальных изображений.

Критерии оценки:

1 группа – высокий уровень

2 группа – средний уровень

3 группа – низкий уровень

4 группа – очень низкий уровень

Подсчитывалось также общее количество оригинальных изображений по всей группе. При подсчете оригинальных изображений по группе учитывалась не только индивидуальность образного решения, но и вариативность воплощения изображения разными детьми.

Анализ результатов экспериментального исследования.

Результаты уровня развития воображения у старших дошкольников были занесены в протоколы (см. Приложение).

Обобщенные результаты констатирующего этапа представлены в таблице 1, рисунке 1.

Таблица 1 – Результаты уровня развития воображения у старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

Обобщенные результаты констатирующего этапа представлены в таблице  1

Рисунок 1 – Результаты уровня развития воображения у старших дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

Представленные результаты показали, что работы в основном 3, 4 группы. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:

Круг – солнце, шарик;, Квадрат – телевизор, портфель, дом;, Треугольник – елка, дом, человек.

В результате проведенной диагностики с десятью детьми старшей группы были получены следующие результаты:

  • низкий уровень развития воображения был выявлен у 40 % детей;
  • средний уровень развития воображения составили 10 % детей от общего количества;
  • с высоким уровнем – 0 %

И 50% составили дети с очень низким уровнем развития творческого воображения.

Таким образом, проведенная диагностика позволила не только определить уровень развития воображения детей на момент начала эксперимента, но и определить направления работы с данной группой.

3.2. Формирующий эксперимент

Проблема развития воображения дошкольника до сих пор является весьма дискуссионной. Сказка представляет собой удобную для детского возраста форму передачи культурного содержания. Как правило, в сказке нет скучных нравоучений и поучений. Мы приучаем детей воспринимать сказку как выдумку. А если начать относиться к сказке с воображением, как к тому чего пока еще нет в жизни, но, что может появиться, если это воображаемое в жизни реализовать.

Цель:

  • Развивать способности воображения и способности организации действия через сочинение сказки.

  • Развивать и обогащать словесное творчество детей на основе ознакомления с русскими сказками.

  • Способствовать обогащению словаря, формировать навыки словоупотребления, языковое чутье, внимание и интерес к образному слову.

  • Сформировать знания и умения, необходимые для самостоятельного литературного творчества, интерес к речевому творчеству.

  • Побуждать детей сочинять и рассказывать сказочные истории, интонацией передавать характер героев и свое отношение к ним.

  • Привлечение родителей и других членов семьи к совместной деятельности.

Задачи:

  • Познакомить родителей с программными требованиями по развитию способностей организации действия и воображения детей 4-5 лет.

  • Вызвать интерес родителей к совместной творческой деятельности в ДОУ и в семье.

Основные этапы работы

На первом этапе дети знакомились с новыми, ранее не слышанными ими сказками, стишками, потешками, прибаутками, загадками, закрепляли прежний запас произведений фольклора. Детская деятельность на этом этапе выражается в активном восприятии и усвоении фольклора, в возрастании интереса к нему, желании исполнять, выразительно читать народные стишки, потешки, рассказывать знакомые сказки.

II ЭТАП

На втором этапе

III

Осознание детьми закономерностей этого жанра позволил перейти к следующему этапу работы – сочинению сказок.

Основные мероприятия

1. Создание «Мини-музея книги».

Цель: познакомить детей с историей возникновения письменности, историей создания книги; воспитывать интерес к книгам.

2. Создание мини-библиотеки в группе.

Цель: расширять знания детей о книгах (жанрах литературных произведений); вызывать желание читать их, умение пользоваться библиотекой; воспитывать интерес к чтению.

3. Организация литературной гостиной.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/razvitie-voobrajeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-sochineniya-skazok/

Цель: познакомить с классификацией сказок (по В.Я.Проппу: сказки о животных, сказки о людях и др.) , композицией сказки (завязка, кульминация, развязка); формировать навыки самостоятельного сочинения сказок с использованием различных средств (модели, схемы, герои разных сказок, коллажи, сюжетные картинки, заданное начало или концовка, картинные планы и т.д.).

4. Выпуск альбома загадок по сказкам.

Цель: формировать представление о жанре загадки, учить отгадывать их; закреплять знания детей о сказках, сказочных героях и волшебных предметах.

5. Проведение литературных досугов.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/razvitie-voobrajeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-sochineniya-skazok/

Цель: развивать творческие способности в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх и других видах исполнительской деятельности по знакомым сказкам.

6. Литературная мастерская.

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/razvitie-voobrajeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-sochineniya-skazok/

Цель: формировать интерес к созданию «Книги сказок», ее художественному оформлению.

7. «Я – герой сказки».

Цель: придумывание сказки по готовой пространственной модели.

8. Создание сборника детских сказок.

Цель . Формировать интерес к созданию «Книги сказок», ее художественному оформлению.

Развитие способности воображения и организации действия в дошкольном возрасте одни из важнейших задач современного образования. Очень часто воображение отожествляют с фантазированием или с визуализацией образа, иногда воображение приписывают детям склонным к общению, хорошо рисующим, обожающим играть разные роли и выступать на концертах. Но воображение отличается от фантазирования, так как фантазия не предполагает реализации и может не относиться к будущему.

Одним из основных средств формирования познавательных способностей, в частности способности воображения является сказка. Потому, что только сказку, или игру в сказку можно противопоставить игре, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы дошкольники имели круг конкретных представлений, связанный с социальным миром, миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов. Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в форме кружковой работы.

Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческого воображения представляет связная речь.

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. К анализу сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ребенка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.

Чтобы каждый ребёнок раскрылся и проявил себя в словесном творчестве, педагог должен помнить, что развитие речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Вследствие этого следует грамотно выстраивать свою деятельность по обучению детей придумыванию сказочных историй. Поэтому работу в этом направлении проводили поэтапно согласно разработанному перспективному плану.

На первом этапе использовали карточки, на которых сказочные функции были представлены в виде сюжетных изображений. Вспоминая с детьми знакомые произведения и читая новые сказки разных народов, осваивали значение каждой функции. Нами широко использовался приём зарисовки детьми сюжетов каждой функции и игры, в процессе которых дети называли моменты из произведений, где персонажи совершали те или иные действия; сравнивали различные сюжеты сказок; вспоминали и называли сказочные дары и волшебные средства; придумывали новые названия к знакомым сказкам, сочиняли продолжения к известным сказочным историям. Параллельно с освоением сказочных функций знакомили дошкольников со значением дополнительных нефункциональных фишек синего, зелёного, жёлтого и белого цветов. Так в игровых упражнениях “Разговор по телефону”, “Интервью у сказочного героя”, “Беседа чудесных друзей” учили детей грамматически правильно выстраивать диалог. В играх типа: “Хорошие – плохие”, “Сравни сказочных героев”, “Какой? Какая? Какие?”, “Расскажи о любимом сказочном персонаже” учили дошкольников описывать внешний облик и характер сказочных персонажей. А в игровых упражнениях: “Сказочная деревня”, “Тридевятое царство”, “Заколдованный лес” упражняли детей в умении рассказывать о месте и времени, где разворачивается сюжет сказки.

На втором этапе обучения сочинению сказок заменили сюжетные изображения сказочных функций на схематические. Следует отметить, что все символические значки придумывались в совместной деятельности с детьми. А чтобы придумывание сказок для дошкольников стало более интересным, карточки с символами наклеили на деревянные бочонки. На занятиях и работая индивидуально с детьми, мы выстроили множество схем по содержанию различных сказок с помощью которых дети с легкостью пересказывали сказки. После того как дети освоили схематическую конструкцию сказки, предлагали выложить ту или иную модель знакомой сказки.

На третьем этапе работы с детьми названным “творческим” мы придумывали с детьми коллективные сказки по заранее составленной схеме. Эти сказочные истории обязательно записывались в книгу волшебных сказок, иллюстрации к которой рисовались детьми в свободное время. Далее приступили к обучению воспитанников придумывать истории по готовым моделям, состоящим не более чем из пяти-шести функций. Позже предлагали самостоятельно выстроить конструкцию сказки из произвольно вытащенных из мешочка деревянных бочонков с символами. При этом бочонки: “начало сказки” и “счастливый конец” обязательно добавляли в эту конструкцию. А бочонки: “рассказ о герое”, “описание местности”, “сравнение” и “беседа” добавляли в зависимости от целей, преследуемых на занятии и выстроенной сюжетной цепочки.

3.3. Контрольный этап

Чтобы убедиться в эффективности использования нами комплекса игр и упражнений, мы вновь провели диагностику творческого воображения детей, обучавшихся по подобранному комплексу игр и упражнений. После проведения экспериментального обучения была проведена контрольная диагностика.

Контрольный эксперимент проводился в той же форме, по тем же параметрам, использовались те же показатели, что и в констатирующем эксперименте.

Обобщенные результаты контрольного этапа представлены в таблице 2, рисунке 2.

Таблица 2 – Результаты уровня развития воображения у старших дошкольников на контрольном этапе эксперимента

Обобщенные результаты контрольного этапа представлены в таблице  1

Рисунок 2 – Результаты уровня развития воображения у старших дошкольников на контрольном этапе эксперимента

Сравнительный анализ результатов диагностики позволяет увидеть, что уровень развития воображения в группе повысился.

Проводимые игры и упражнения на развитие творческого воображения позволили не только формировать эмоциональное отношение к деятельности, но и способствовали процессу развития воображения.

Результаты проведенного формирующего эксперимента с использованием указанных выше диагностических методов убедительно продемонстрировали значительную роль сочинения сказок детьми для развития творческого воображения дошкольника.

Экспериментальная группа улучшила свои результаты по всем пунктам проводимого исследования.

Таблица 3 – Результаты уровня развития воображения у старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Экспериментальная группа улучшила свои результаты по всем пунктам проводимого исследования  1

Рисунок 3 – Результаты уровня развития воображения у старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса занятий по развитию творческого воображения.

1. Специально применяемые приемы и методы, определенные в систему занятий дают вполне ощутимый положительный результат.

3. Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец эксперимента позволяет увидеть, что уровень развития воображения в группе повысился на 20 %.

4. Развитие воображения, творческих возможностей – тонкий процесс, пронизывающий все развитие личности ребенка. Это мы могли наблюдать и в процессе нашей работы.

Хотя детям давались задания только на развитие воображения, почти у всех ребят исследуемой группы произошли существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных ответов. У них явно снизился страх перед неудачей, перед возможным критическим замечанием. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению.

Заключение

Сказка помогает осуществить педагогический процесс по развитию воображения продуктивнее, разнообразнее.

Сочинение, Сочинение, Благодаря

Сказка может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.

Взаимосвязь сказки с различными упражнениями создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто придумывает сказки, а передает в сказках образы, что способствует развитию творческого воображения .

Исходя из результатов проведенной экспериментальной работы видно, что наша гипотеза подтвердилась. У детей повысился уровень творческого воображения. Дети охотно вступали в игровые ситуации, у них повысился интерес к сочинительству.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/razvitie-voobrajeniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-sochineniya-skazok/

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  2. А. М. Бородич, «Методика развития речи детей», М., 1981 г.

  3. Белобрыкина О.А. Речь и общение. — Ярославль, 1998. — 240 с.

  4. Введение в психологию/ Под общ.ред.проф.А.В.Петровского. — Москва: Издательский центр «Академия», 1996

  5. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. // Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 1987.

  6. Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций». — Издательство «Просвещение», Москва, 1950

  7. Веккер Л. М. Психические процессы. — Т.1 — л., 1974. /Воображение и психологическое время: 262 — 271. Представление / воображение/: 278 — 295.

  8. Горбушина Л.А.. Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1983.

  9. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… – М.: Линка-Пресс, 2003.

  10. Гурова Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности. // Вопросы психологии. — 1991. — №6.

  11. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание, 1986. – 96 с.

  12. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. — 1988. — № 6. — С. 52-59.

  13. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. — 1987. — № 1. — С. 44-51.

  14. Зеньковский В.В. психология детства. Екатеринбург.1995г

  15. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству. (Теория и практика сказкотерапии): Кн. для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологови методистов / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб. : Златоуст, 1998.

  16. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь,2000

  17. История сказки /http://

  18. Лапутина О.С. Развитие творчества в играх-драматизациях // Руководство играми детей в дошкольном учреждении. — М.: Просвещение, 1986. — 140с.

  19. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. и др. Развитие речи детей дошкольного возраста — под ред. Ф.А.Сохина — М.: Просвещение, 1984 — 223с.

  20. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3кн.-4-е изд. — М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС,2003. — Кн.1: Общие основы психологии.

  21. Осорина М.В. «Черная простыня летит по городу», или зачем дети рассказывают страшные истории//Знание-сила. 1986. №10

  22. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И.В.Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан; Под редакцией И.В.Дубровиной. — М., Издательский центр «Академия», 1999.

  23. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Авт.-сост. Е.Е. Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Академия, 1998.

  24. Роль сказки в развитии эмоциональности //

  25. СидорчукТ.А., ХоменкоН.Н. технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошк. учреждений),2004 /

  26. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей-дошкольников. — Ярославль, 1999

  27. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. — М. 2002.

  28. Родари Дж. Грамматика фантазии. — М.: Прогресс, 1990. — 224 с.

  29. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.

  30. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160 с.

Приложение

Комплекс игр и упражнений по развитию творческого воображения с детьми старшего дошкольного возраста

Игра «Придумай зарядку».

Перед началом игры необходимо показать схематичное изображение человечка, выполняющего определенные движения, для того, чтобы выяснить умеют ли дети анализировать схему предмета. Детям предлагается придумать и схематически изобразить комплекс упражнений для утренней гимнастики. Чтобы повысить эффективность работы, в заключении игры дети обменивались рисунками и старались правильно выполнить упражнения, изображенные другими детьми.

«Игра с платком»

Ребенку предлагается взять шарфик или платок, и с помощью движений, мимики изобразить: бабочку, лису, принцессу, волшебника, бабушку, фокусника, больного с зубной болью.

Игра «Вдоль по бережку»

Прочитать очень выразительно, нараспев стихотворение. Попросить детей выразить его содержание в движениях.

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт,, Выше бережка головушку несет,, Белым крылышком помахивает,, Со крыла водичку стряхивает., Вдоль по бережку молодчик идёт,, Выше бережка головушку несет,, Сапожком своим пристукивает,, Да по пятачкам постукивает., Игра «Отгадай, кто мы».

Выбирается ведущий. Ему сообщают, что в его отсутствие дети превратились в животных (время года, погоду, или какой-то предмет).

Ведущий выходит из комнаты, играющие, договариваются и приглашают ведущего. Движениями дети показывают, во что они превратились (например, строителей, слонов, дровосеков и т.д.), а ведущий отгадывает, и отгадав, расколдовывает.

Игра «Изобрази героя», Направлена на, Игра «У зеркала», Предложить детям ролевую гимнастику у зеркала.

а) Нахмуриться, как:

-король;

-ребенок, у которого отняли игрушку;

-человек, скрывающий улыбку.

б) Улыбнуться, как:

— вежливый японец;

— собака своему хозяину;

— мать младенцу;

— младенец матери;

— кот на солнце.

в) Сесть, как:

— пчела на цветке;

— наказанный Буратино;

— обиженная собака;

— наездник на лошади;

— обезьяна, изображающая вальс.

Игра «Щенок и бабочки».

Детям предлагается отправиться на летнюю лужайку с множеством цветов, бабочек и щенком. Для этого готовят мизансцену, отмечая обручем домик щенка. Бабочкам и щенку одевают маски-шапочки.

Музыкальный руководитель знакомит детей с музыкой, комментируя её: вступление – щенок просыпается в своем домике. У него хорошее настроение, он радуется и веселится. Фрагмент «А»: щенок выскакивает из домика и скачет вокруг него, здоровается с солнышком, птичками. Изображает радость, любопытство, желание поговорить с бабочками. Фрагмент «Б»: к щенку подлетают любопытные бабочки, которые поддразнивают его, красуются перед ним и друг перед другом. Фрагмент «В»: щенок пытается поймать бабочек, а они испуганно от него улетают. Бабочка, которую поймал щенок становится щенком.

Игра «Подснежник», Задача: импровизация в танце, стараясь выразить образ., Музыкальное сопровождение:

«Подснежник» из альбома П. И. Чайковского «Времена года»

Педагог: Ребята, представьте, что мы с вами находимся под землёй и мы –корни цветочка подснежника. Пригревает солнце, тает снег, появляются первые проталины. Пробиваются сквозь землю нежные листочки подснежника. Становится пасмурно, скрылось солнышко, подул лёгкий ветерок. Стебелёк колышется, склоняется к земле. Ветер стих, цветок снова ожил. Наступил вечер, листочки закрываются в бутоны и готовятся к ночному отдыху.

Мини-этюд «Берёзка»

Музыкальное сопровождение: «Берёзка» Е. Тиличеева

Задачи:

Активизировать воображение детей, развивать музыкальность, эмоциональность, фантазию.

Педагог: Наконец после долгой и холодной зимы наступила тёплая весна. Берёзки расправили свои нежные листочки, протянули тоненькие веточки к солнышку и ощутили долгожданное тепло. Улыбнулись берёзки солнышку. Вдруг прилетел шаловливый ветерок, и закачались берёзки своими тонкими веточками, сначала тихо, потом всё сильнее и сильнее. Каждый листочек поздоровался со своим соседом. Но ветер принёс тучку, и она закрыла солнышко. Огорчились листочки, обняли друг друга, чтобы согреться. А тут ещё дождь закапал. Намокли берёзки, повисли их веточки, как плети. Испугался ветер, что берёзки могут заболеть, разогнал тучи. Выглянуло снова солнышко и берёзки радостно вздохнули.

Игра «Дракон»

Цель: развитие внимания, воображения , памяти, регулирование поведения в коллективе.

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник — «голова», последний — «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и прикоснуться к нему. «Тело» Дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Упражнение, Цель: релаксация

Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены, слегка раздвинуты. Педагог включает спокойную музыку, обращается к детям: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите красивую бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Теперь представьте, что вы бабочка. У вас красивые большие крылья. Ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый яркий цветок и постепенно начинайте к нему приближаться. Теперь вы чувствуете аромат этою цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую и пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз ее аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях…»

Игра «Хоровод из сказки »

Цель: развитие выразительных движений, раскованности, групповой сплоченности, творческого воображения .

Дети, двигаясь по кругу, подражают ребенку, находящемуся в центре круга, который изображает какого-либо сказочного героя (например, Буратино).

Упражнение, Цель: релаксация,, Дети сидят на стульчиках (лежат на ковриках).

Педагог предлагает детям закрыть глаза, послушать музыку, а затем рассказать о своих представлениях и впечатлениях.

Игра «Последовательные картинки»

Цель: развитие мышления, речи, воображения , совершенствование коммуникативных навыков.

Рассказы в картинках разрезаются на отдельные карточки, Дети раскладывают их в определенной последовательности, чтобы получился осмысленный рассказ., Упражнение, Цель: релаксация, Педагог включает спокойную, расслабляющую музыку

Задание «Нарисуй картинку»

Цель: развитие внимания, памяти, воображения , снятие психоэмоционального напряжения.

Педагог показывает детям мягкую игрушку, История Цветика: «Однажды я бежал по лужайке

Педагог: «Цветик хотел нарисовать то, что он увидел во сне, но у него ничего не получилось. Давайте поможем ему. Возьмите листы бумаги, карандаши и нарисуйте сновидения Цветика».

Задание «Дорисуй»

Цель: развитие воображения , образного мышления, пальчиковой моторики.

На столе перед каждым ребенком находится карточка с ничего не обозначающими изображениями, простой карандаш. Педагог предлагает детям дорисовать изображения так, чтобы получилась законченная картинка. По окончании рисования дети поочередно рассказывают о своих рисунках.

Игра «Зоопарк»

Цель: развитие внимания, воображения , координации движений, развитие эмоционально-выразительных движений.

Педагог: «Ребята, мы с вами превратились в животных, которые живут в зоопарке. А теперь попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз — прыгайте, как зайчики, хлопну два раза — ходите вразвалочку, как медведи, хлопну три раза — вы становитесь настоящими аистами, которые умеют долго стоять на одной ноге».

Бином фантазии

Цель:

— познакомить детей с методом придумывания историй по случайной поре слов,

развитие творческого воображения .

Методика проведения: Сегодня на занятии мы будем придумывать истории, а поможет нам случайная пара слов (например, «пес» и «шкаф»).

Попробуйте придумать истории с такими названиями: «Пес в шкафу», «Шкаф в псе», «Пес по имени Шкаф» и т. д.

Фантограмма

Цель:

— познакомить детей с фантограммой

— учить решать сказочные задачи, используя тризовские приемы.

Методика проведения: Изменить сказку в квадрате фантограммы (Например, сказку «Три поросенка»).

Например, поросята хотят поймать и съесть волка, который занимается строительством домов.

Изменение сказки «Красная Шапочка». Бабушка знает, что может прийти волк. Как сделать так, чтобы волк сам себя поймал? Стоит ли убивать волка? Что с ним можно сделать?

Методы и приемы работы, Моделирование

В своей работе мы предлагаем использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры.

Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев., Выразительные движения. Главной задачей при использовании в работе со

Проблемные ситуации — это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации — это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

— Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен «Снежная Королева?).

— Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский «Крокодил Гена»).

— Почему поссорились лиса и заяц? («Лиса и заяц». Русская народная сказка ).

Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

Могут быть и другие творческие задания, Сказки, но по-новому — дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами

Колобок добрый волк

Лиса хитрая колобок

Сказки о бытовых предметах — началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

Реальное начало сказочное продолжение

Продолжи сказку — вместо известной концовки сказки надо придумать свою.

Дети учатся фантазировать, размышлять.

От точек — к

Точка — шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя

Нарисуй сказку — дети рисуют иллюстрации к знакомым или своим сказкам , используя нетрадиционные способы (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).

В своей работе мы также используем следующие методы для

«Заканчиваем

Для этого, необходимо озвучить ребенку начало придуманной сказки. Например: «Пошла девочка Танюша в гости к бабушке передать гостинцы от мамы. Шла она долго по лесу. И вдруг оказалось, что она забыла дорогу – заблудилась. Долго бродила Танюша по лесу, пока не встретила зайца. Вот заяц Танюше и говорит…». Пусть ребенок сам продолжит сказку в соответствии со смыслом. Если будут возникать трудности, можно задать ребенку уточняющие вопросы, наблюдая за реакцией ребенка, и побуждая его обдумывать свой ответ. В конце можно даже попросить ребенка проиллюстрировать продолжение истории.

«Рассказ о конкретном персонаже» — суть метода в придумывании персонажа

Любая сказка строится по определенной структуре. В ней есть главный герой, другие люди, препятствия, которые он преодолевает, жизненные уроки, которые персонаж извлекает в итоге. Предлагаем ребенку придумать собственного персонажа, наделить его мыслями и чувствами. Пусть он создаст герою трудности, и окружающих людей, с которыми он будет взаимодействовать. Ребенок должен описать действия главного героя, и результат, к которому герой в итоге придет. Ребенок должен научиться рассуждать о том, как изменился персонаж в конце его сказки , какие выводы сделал. А затем, придумать название собственной сказки .

« Сказка с помощью картинок» — суть метода: в том, чтобы по серии картинок ребенок смог не только рассказать о героях, которые изображены на рисунках, но и поразмышлять, что происходит вокруг. Цель метода: развитие творческого воображения , обучение ребенка навыкам правильного подбора глаголов и прилагательных для характеристики персонажей, научить ребенка выстраивать сюжет в логической последовательности, давать оценку месту действия. Эти упражнения позволят хорошо подготовить ребенка к школе, так как чаще всего именно они вызывают у детей трудности при поступлении.

В работе используется стимульный материал, состоящий из серии картинок. Для этого подойдут картинки из детских книжек, пособия или буквари. Показываем ребенку картинку, и просим его детально рассмотреть изображение, а затем описать то, что он видит. Можно помочь ребенку наводящими вопросами, или обратить внимания на детали, которые малыш не заметил. Можно спросить ребенка, куда направляется герой на картинке, что он думает, хороший он или плохой, что на это указывает и т.д.

«Инсценируем сказку » — суть метода: воплощение сюжета прочитанной или сочиненной сказки, в придумывании образов и костюмов под конкретных сказочных персонажей в соответствии с их характерами. Цель метода: активизация творческого отношения к слову, выработка навыков совмещать сказочный образ с драматическим.

Для того чтобы инсценировать сказку, необходимо задействовать группу детей. Подготовить нужные костюмы или куклы. И дать возможность детям самим подумать над характером того или иного персонажа, над декорациями и постановкой сказки. Распределять роли необходимо с учетом индивидуальных особенностей детей и характера самих персонажей сказки.

При работе над сказками с детьми необходима искренняя заинтересованность взрослого в росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Желательно привлечь к оценке самого ребенка: Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?

Необходимо чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд. Взрослый должен находиться рядом, но не надо выполнять задание за ребенка. Начинать нужно с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.

Не надо предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру. Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.