Разнообразие основных жанров хореографического искусства

Курсовая работа

Хореографическое искусство — это очень объемное понятие, которое включает в себя многообразие жанров.

История становления хореографического искусства — это результат эволюции человеческой культуры, социальных особенностей каждого времени; это история народного танцевального искусства, практической деятельности педагогов-хореографов и исполнителей различных эпох и народов.

В танце художественный образ создается посредством ритмичных пластических движений и смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его движениях, фигурах, композициях.

Через танец мы можем: более открыто взглянуть на мир человеческих взаимоотношений, выразить те чувства, которые мы не умеем и боимся выражать, реализовать те желания, которые нам пока страшно или неловко воплотить, найти взаимопонимание, которого так не хватает в повседневной жизни.

Хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается хореографический образ, который возникает из музыкально ритмичных движений. Он имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека.

Первые свидетельства о зарождении искусства хореографии отправляют нас в доисторические времена, когда танец выполнял определенную ритуальную функцию. Эта тенденция имела свое продолжение и развитие в культурах Древних Египта и Греции, тогда как в Древнем Риме танец уже начинает восприниматься как зрелище.

За долгую историю человечества танец постоянно изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество жанров, стилей и форм танца .

Современная хореография четко утвердилась по таким направлениям как: классический танец, народно-характерный танец, историко-бытовой танец, народно-сценический танец, а так же танец – свободная пластика, который включает в себя множество стилей.

Прошло много лет, исторических эпох, прежде чем из примитивных пластических движений человека возник один из сложнейших видов искусства — классический танец. Он представляет собой исторически сложившуюся, упорядоченную систему танцевальных движений, которая формировалась на протяжении многих веков и у многих народов. Наивысшей формой классического танца является балетный спектакль. Балет — это вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Балетный спектакль как таковой начал формироваться в Европе в XVI веке. С тех пор искусство балета прошло долгий и сложный путь становления и развития.

12 стр., 5710 слов

Театр классической эпохи а театр диониса в афинах

... искусством движения и жеста. Маски проникли в греческий театр вследствие исконной связи последнего с культом Диониса. Жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске. Однако в театре классического ... искусства пения. Но кроме этого, греческий актер должен был владеть искусством танца и вообще искусством движения ... * История зарубежного театра , т 1 , стр.14 ** История зарубежного театра , ...

Аутентичный танец использовался людьми как часть религиозных ритуалов и общественных праздников. Доказательства этого обнаруживаются в многих документах доисторической эпохи.

Народно-сценический танец построен по сценическим и драматургическим законам. Жанровое разнообразие народно-сценической хореографии играет значительную роль в развитии творческой личности, а также обеспечивает гармонизирующее влияние народно — сценического танца на интересы, музыкальность, актерское мастерство и творческий потенциал танцора.

Свободный танец возникает тогда, когда кто-то по-новому начинает читать современную музыку и как инструмент использовать для этого своё тело. И первым, на мой взгляд, это понятие открыла Айседора Дункан еще в XIX веке. Именно тогда она начала танцевать по-другому, не так как все. Все заговорили о другой, альтернативной от балета хореографии. Хотя она просто делала то, что чувствует её тело. Эти настроения дали начало таким стилям хореографии как модерн, джаз и наконец контемпорари. Огромнейшее место в танцах сегодня занимает хип-хоп, эстрадный танец, а так же контактная импровизация.

В настоящее время вопрос о разнообразии основных жанров хореографического искусства является актуальным, так как хореограф XXI века должен знать все о своей профессии и ориентироваться во всех жанрах хореографического искусства, быть универсальным. Поэтому данная тема представляет собой большой интерес и требует дальнейшего серьезного исследования.

Объектом исследования являются жанры хореографического искусства.

Предметом данного исследования является становление хореографических жанров от зарождения до наших времен.

Цель данной работы: ознакомиться с историей возникновения и развития основных жанров хореографического искусства.

Предмет и цель исследования предполагают решение следующих задач:

1) изучить литературные источники, позволяющие проследить историю развития основных хореографических жанров;

2 стр., 778 слов

Театр танца, как новая форма хореографического представления 2-й половины XXвека

... Джона Крэнко поступил в труппу – Штутгартский балет, где оставался – в ранге солиста – до 1975 г. В 1975 г. назначается одним из артистических директоров Нидерландского театра танца. В 1977 г. становится ... с театром учителя Пины Бауш – Курта Йосса. Успех пришел к Бауш в 1974 году, когда в Вуппертале была поставлена хореографическая версия знаменитой оперы Глюка «Ифигения в Тавриде». В 70-х ...

2) ознакомиться с хореографией как с видом искусства;

3) раскрыть отличительные особенности и содержание основных хореографических жанров.

Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Движения постепенно изменялись, подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрел значение самостоятельного искусства. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, хореографический язык и пластическая выразительность, свои приемы соотношения движения с музыкой. На этой основе стали формироваться бальный и профессиональный сценический танец. В профессиональном искусстве танец достиг высокой степени развития и подвергся научной систематизации. Сложились различные танцевальные системы: европейский классический танец, танцевальные системы стран Азии и Африки [15; с. 5-6].

Развитие европейского танца – это длительный и сложный процесс. Большое влияние на формирование танцевальной культуры имело танцевальное искусство Древнего Востока и Античности. Видное место отводилось танцу в религиозных празднествах Ассирии, Египта о чем свидетельствуют произведения письменности, скульптуры, живописи. В Древней Греции танец занимал значительное место в жизни народа, являясь не только частью культа (медленные торжественные танцы в честь Аполлона, экзотические вакхические пляски, посвященные Вакху и др.), но и средством воспитания («пиррические» — военные атлетические танцы спартанских юношей, способствовавшие гармоничному развитию тела).

Танец был разработан и систематизирован, он являлся обязательной частью представлений греческих античных комедий и трагедий. В эпоху Эллинизма (4-2 вв. до н.э.) появились танцовщики-пантомимисты.

В Древнем Риме (2-1 вв. до н.э.) происходило освоение эллинистического танца, который позднее во 2-5 вв. получил развитие в пантомиме.

В годы средневековья танец подвергался гонениям со стороны духовенства, но развитие его продолжалось. Ранние формы сценического танца исполняли жонглеры, шпильманы, скоморохи.

Дальнейшая театрализация танца в европейских странах связана с народными и придворными празднествами. В 15 – 16 вв. исполнялись сюжетные танцевальные сцены – морески, в середине 16 – начале 17 веков создавались трактаты и учебники танца.

В начале 17 века с появлением балетных спектаклей искусство танца стало обогащаться новой техникой. Французская Академия танца (основана в 1661 году) выработала танцевальную систему, получившую название классического танца. В результате реформы музыкального театра (оперная реформа Глюка) появилась новая структурная форма балетного спектакля, которая помогла балету выделиться в самостоятельный вид искусства. В эпоху просвещения углублялось эмоционально – драматическое содержание танца.

7 стр., 3296 слов

«Знакомимся с основными жанрами современной литературы»

... исследования, Основные жанры современной литературы (римейк, травестия, антиутопия, киберпанк), Глава 1. «Антиутопия как обособленный литературный жанр» Антиутопия- самоосознающее течение в литературе, представляющее ... (Е. Черноиваненко, В. Заманская, Д. Наливайко). Исследование взаимосвязи искусства слова с утопическим сознанием эпохи затрагивает традиционные историко-литературные проблемы ...

В последней четверти 19 века сценический танец обогатили композиторы симфонисты, возникла тенденция к симфонизации танца. Это находило выражение в отдельных сценах, поставленных балетмейстерами Петипа и Ивановым. В начале 20 века происходит дальнейшее обогащение сценического танца. Еще в 19 веке наряду с классическим танцем значительное место занял характерный танец. В дальнейшем усилился интерес к народному танцу, его использовали в постановках Михаил Фокин, Касьян Голейзовский, Федор Лопухов. В тоже время происходил процесс создания новых форм, разрушались традиционные структурные каноны сценического танца. К началу 20 века возникло новое направление, условно именуемое танец модерн (свободный танец).

На формирование танца модерн оказало влияние искусство Айседоры Дункан. В 40 – 60 –е годы в странах Европы и США наблюдался процесс взаимодействия и взаимообогащения танца модерн и классического танца. Развивается эстрадный танец, для которого характерно стремление исполнителя и постановщиков к виртуозности, лаконизму выразительных средств, остроте исполнения [16].

Танцевальные формы хореографии оттачивались временем и приобретали законченность и художественную ценность. Имея свою образную систему, танец в соответствии с его закономерностями в условной, хореографической форме отражает реальные жизненные явления. Так, в нем проявляются принятые обществом этика, мораль, нормы взаимоотношения и поведения людей.

Каждая историческая эпоха, каждая социальная группа влияли на логику построения танца, отражались на его стилистических особенностях, создавали свои определенные музыкально-хореографические формы.

2.1. Аутентичный танец

Хореография родилась на заре человечества. Уже в глубокой древности люди выражали различные эмоциональные состояния пластическими движениями. Процесс труда обнаружил значение ритма. Аутентичные танцы (Приложение 1) служили одним из основных средств общения людей между собой, и имели в их жизни особое значение. Все в танце говорило о соединении человека с силами природы.

Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите, о прощении и о других нуждах племени. Любовь, труд и обряд воплощаются в танцевальных движениях.

В первобытном обществе существовали самые разнообразные виды плясок – охотничьи, военные, тотемные, обрядовые. Поводы к пляскам и сюжеты этих плясок диктовались самой жизнью. Массовость и всеобщность – необходимое условие пляски. Ведь когда люди танцуют все вместе, в одном ритме, появляется удивительное, почти мистическое чувство единения друг с другом.

8 стр., 3587 слов

Молдавский танец

... в себя и музыку и национальный костюм, и народное творчество и многое другое. История танца Танец - это экспрессивное и глубоко народное ... характерны определенные жанры танцев. Для эпохи Средневековья характерны коллективные танцы «цепочные», «круговые», в то время как в эпоху Возрождения стали популярны мужские сольные танцы. Также в этот период получают распространение вольные парные танцы. В ...

Среди первобытных танцев преобладали ритуальные, например, военные. Они были как бы игрой в предстоящую войну, своеобразной репетицией ожидаемых событий. Перед началом охоты наши предки исполняли специальный танец, который не только оттачивал охотничьи приемы и навыки, но и укреплял уверенность в успехе.

Ритуальные пляски объединяли соплеменников, вдохновляли на достижение общей цели. Для человека первобытного общества танец – это способ мышления и жизни.

У первобытных племен нет регламентированной техники танца, но великолепная физическая подготовка позволяет танцующим полностью отдаваться танцу и плясать с абсолютной самоотдачей, вплоть до изнеможения. Танцы такого рода до сих пор можно увидеть на островах южной части Тихого океана, в Африке и в Центральной и Южной Америке.

Древнейшее искусство помогало удовлетворить потребность человека выражать свои чувства. Свидетельством служат наскальные рисунки, изображающие разнообразные хореографические композиции ритуальных танцев. Из них видно, как танец постепенно превращался в основной элемент практически всех обрядов и церемоний. [ 10; с.45-46 ]

Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего в дальнейшем сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества.

2.2. Историко-бытовой танец

Историко-бытовыми танцами называют хореографическое искусство прошлого, которое сохранилось до сегодняшних дней в неизмененном виде. Историко-бытовые танцы зарождались под влиянием бытовых, трудовых, обрядовых, религиозных, локальных особенностей каждого народа на конкретной территории. Со временем историко-бытовые танцы стали академичными и исполнялись на балах и торжествах при дворах королей и знати. В виду этого историко-бытовые танцы очень разнообразны и имеют большое количество разновидностей. Среди великого множества историко-бытовых танцев, которые наполняют богатую коллекцию хореографического наследия, наиболее известными являются басседанс, павана, аллеманда, вальс-мазурка, кадриль, менуэт и полонез (Приложение 12).

В XVI в. итальянские и французские танцмейстеры, создавая технику танца, обращали особое внимание на стиль исполнения и манеры танцующих. От исполнителя требовалась важная осанка, медленная размеренная поступь, чопорные и детально разработанные взаимные приветствия — поклоны и реверансы. Соблюдение всех этих правил не только в танце, но и в быту, считалось признаком благородного происхождения и высокого общественного положения [3; с. 21 ].

Техника бытового танца была сложной. Помимо выворотности, строгого рисунка движений рук, поз и поклонов она включала невысокие прыжки и ряд мелких движений.

15 стр., 7425 слов

Ансамбли народного танца

... вида хореографического искусства на примере ансамблей народного танца таких как Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева, Государственного академического ансамбля «Березка» имени Н.С.Надеждиной и Государственный академический ансамбль народного танца республики Башкортостан имени Файзи ...

Установленному в обществе церемониалу соответствовали и костюмы. Мужчины носили камзолы, плащи (не полагалось снимать) и шляпы, которые снимали, перекладывали и снова надевали во время танца. Дамы носили платья с очень длинными шлейфами, со множеством складок и сложные головные уборы. Общий стиль костюма был пышный и тяжелый, он связывал и не давал свободы движениям.

Автор первого советского исследования по бальному танцу

Благодаря усилиям танцмейстеров (хореографов прошлого), сохранились гравюры, схемы построения рисунков историко-бытовых танцев, описание движений, тактовая раскладка, в общем, все то, благодаря чему сегодня можно их восстановить.

2. 3. Народно -сценический танец

Народно-сценический танец – вид сценического танца, предполагающий художественный синтез элементов народной хореографии на основе классического танца. В результате этого создаются сценические формы, ориентированные на яркое воспроизведение народного стиля, глубокое раскрытие в танце национального образа и характера в сочетании с техническими и актёрскими достижениями балетной школы.

Народно-сценический танец (Приложение 2) можно определить как исторически выработанную, устойчивую систему выразительных средств хореографического искусства в сценической трактовке многообразия танцев, сложившихся на протяжении нескольких веков у многих народов [8; с.69] .

Этот жанр стоится по сценическим и драматургическим законам. Народно-сценический танец должен иметь четко выраженную сюжетную линию. Важную роль играют элементы актерского мастерства танцоров.

Народно-сценический танец исполняется элегантно, в строгой манере, можно сказать, изысканно. Ноги находятся в подтянутом и выворотном положении, стопы вытянуты, необходимы ракурсы головы и корпуса, принятые в классическом танце. Руки и переходы их из одной позы в другую изящно строги — от мягких и нежных до резких, фиксирующих поз и положений.

Народно-сценический танец отличается от народного строгостью исполнения, но в то же время в народно-сценических танцах встречаются резкие и своей динамикой близкие народному танцу элементы, жесты, рисунки.

Во время постановки народно-сценического танца необходимо сохранять характерные особенности народного танца. Народно-сценический танец считается своеобразной разновидностью народного танца со сложной лексикой и довольно сложным композиционным построением. Бесспорно, классический танец влияет на его развитие [4; с.35].

2.4. Характерный танец

Характерный танец, одно из выразительных средств балетного спектакля, разновидность сценического танца. Первоначально термин «Характерный танец» (Приложение 3) служил определением танца в характере, в образе (в интермедиях, танцах ремесленников, крестьян, разбойников).

12 стр., 5541 слов

История возникновения и развития джаз-танца

... вопросы развития джазовых танцев в 30-50 -гг ХХ века .Рассмотреть основные разновидности джаз- танца .Изучить особенности появление джаз - модерна танца в контексте развития джаза в 60-х гг. ХХ века. ... в Париже» - в 1928. Джордж Гершвин создал большое количество инструментальных произведений, песен и мюзиклов, но самым важным его произведением считается «Порги и Бесс». Классическая американская ...

Позднее балетмейстер К. Блазис стал называть характерным танцем все народные танцы, вводившиеся в балетный спектакль. Это значение термина сохраняется и в 20 в. Хореографы и танцовщики классической школы танца строили характерный танец на основе этой школы, используя профессиональную технику. В конце 19 в. был создан экзерсис характерного танца (позднее утвержден как учебная дисциплина хореографических училищ).

В современном балетном спектакле характерный танец может быть эпизодом, а так же может стать средством раскрытия спектакля. [12; с.15].

Характерный танец – вид сценического танца, предполагающий системный синтез элементов танцев различных народностей на основе классического танца. В результате этого народный элемент в характерном танце обретает формальную абстрактность классического танца, его условность. Характерный танец создается балетмейстером для балетного спектакля. В системе подготовки артистов балета с 1930-х гг. сложилась методика обучения характерного танца на основе классического экзерсиса, авторами которой являются А. В. Ширяев, А. В. Лопухов, А. И. Бочаров.

Принято считать, что характерный танец или народно-характерный танец, как его величают в танцевальных кругах, отличается от народно-сценического танца, именно набором определенных движений и их исполнением, различие именно в унификации и приближении исполнения к классическому танцу, в то время как в народно-сценическом танце происходит академизация движений народного танца, без их искусственной трансформации и приспособления к унифицированным движениям классического танца.

Характерные танцы строились на движениях, характеризующих данный персонаж, часто включались бытовые жесты; композиция была менее строгой, чем в классическом танце.

Этапом для развития характерного танца стало творчество М. М. Фокина, создавшего на основе этого выразительного средства спектакли и сумевшего утвердить в них принципы симфонизма («Половецкие пляски» на муз. Глинки) [20].

В балетном искусстве характерный танец составляет целое направление. Существуют даже артисты, которые специализируются исключительно на исполнении характерных танцев. Они, как правило, не танцуют классику, или танцуют редко, но есть в истории балета и звезды, которые, выходя в характерных партиях, оставались при этом блистательными классическими танцовщиками. Стоит, например, вспомнить Майю Плисецкую, которая танцевала персидку в опере «Хованщина». Этот номер специально для нее поставил еще один знаменитый характерный танцовщик Сергей Корень [18].

2.5. Бальный танец

Бальный танец – является одним из разновидностей танцевального искусства. Изначально бальный танец берет свое начало от бытового танца.

Бальные танцы — группа парных танцев, имеющая народные истоки и исполняемая на вечерах, балах, соревнованиях, которые проводятся в помещениях застеленных, как правило, паркетом, в специальной танцевальной обуви. Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся двумя признаками: все бальные танцы являются парными; пару составляют мужчина и женщина.

6 стр., 2505 слов

Основные стили джазового танца

... движения можно повторять несколько раз, по желанию. Лирический джаз Лирический джаз этот стиль обычно ориентирован на плавные открытые линии тела, он сходен с балетом своим потоком грациозных движений, ... 2.5 Модерн-джаз Модерн-джаз - энергичный и выразительный танец, образный танец, который взял все самое лучшее с джазовой хореографии и модерна, к тому же он заметно улучшает координацию ...

Бальные танцы (Приложение 4), в том виде, как мы знаем их сегодня, зародились в Англии в конце XVIII — начале XIX столетия. В этот период танцы были привилегией высшего общества, неотъемлемой чертой великосветских балов. В конце XIX — начале XX века они стали популярны среди низших слоев общества, которые посещали публичные танцевальные залы или «общественные ассамблеи». В начале 20-х годов нынешнего столетия получили развитие соревнования по бальным танцам. В 1924 году в Англии при Имперском Обществе Учителей Танца было создано Отделение бальных танцев. Его задачей была выработка стандартов на музыку, шаги и технику исполнения бальных танцев. Постепенно спортивные танцы распространились по всей Европе, достигли Азии и Америки [13; с. 14-16 ].

Из всех парных танцев для соревнований были отобраны танцы, наиболее интересные с точки зрения эмоционального и ритмического содержания музыки, танцы, в которых можно было создать наиболее глубокий и интересный художественный образ.

Бальные танцы делятся на 2 программы: европейскую (стандарт) и латиноамериканскую (латина).

В Европейской программе контакт между мужчиной и женщиной более плотный и осуществляется как за счет рук, так и правильной постановки тела. Он сохраняется в течение всего танца.

В европейскую программу входят: вальс, танго, венский вальс, фокстрот, квик-степ.

В Латиноамериканской программе контакт более свободный, чаще всего осуществляется за счет соединенных рук и иногда может, как вообще теряться, так и усиливаться за счет поддержек и других фигур.

Латиноамериканская программа: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв.

Сегодня бальные танцы — удивительное сочетание искусства, творчества и спорта.

2.6. Эстрадный танец

Variety dance (эстрадный танец) — хореографическое произведение, предназначенное для концертного исполнения на эстраде.

Эстрадный танец (Приложение 5), вид сценического танца, небольшая танцевальная сценка (танцевальная миниатюра), чаще развлекательного характера. Построена на лаконичных средствах хореографической выразительности. Истоки эстрадного танца — в народном творчестве, ранние его формы бытовали в России в выступлениях плясунов в русских и цыганских xopax, на народных гуляньях (с середины 19 в.).

Советская танцевальная эстрада унаследовала опыт дореволюционного искусства, но репертуар требовал обновления. С начала 20-х гг. появились новые разновидности эстрадного танца, в том числе сюжетная танцевальная миниатюра. Эти танцы отличались энергичными ритмами и такой же пластикой [11; с. 13 ].

15 стр., 7033 слов

История развития танца модерн

... Конец двадцатого века: развитие современного танца Шестидесятые годы ознаменовали развитие постмодернизма, который изменил курс на простоту, красоту маленьких вещей, нетренированных тел и безыскусственных, простых ... искусстве, такие как экспрессионизм и сюрреализм, нашли выражение в постановках хореографов-модернистов в Европе и Америке. [2;29] 2. История возникновения танца модерн 2.1 Танец модерн ...

Современный эстрадный танец — это музыкально-хореографическая миниатюра, идея которой выражена в четком драматургическом построении: со своей экспозицией, завязкой, кульминацией и финалом. Под драматургией эстрадного танца подразумевается не только развитие сюжета, но и то, что каждый эпизод танцевального номера воплощен предельно выразительным приемом — танцевально-игровым или просто танцевальным. Также желательно, чтобы эстрадный танец содержал элемент неожиданности — либо в постановочном решении, либо в самом характере исполнения.

Эстрадному танцу свойственна синтетичность выразительных средств хореографии, режиссуры, музыки, света, сценографии, декорации, костюмов, различных технических эффектов. Именно эта его особенность стала основой для возникновения нового направления в эстраде — шоу.

2.7. Классический танец

Классический танец — одно из главных выразительных средств балетного искусства. Представляет собой исторически сложившуюся, упорядоченную систему танцевальных движений, которая формировалась на протяжении многих веков и у многих народов.

Система классического танца (Приложение 6) складывалась путём отбора определённых положений и движений, обладающих определённостью, законченностью, пластически раскрывающих духовный мир человека [5; с. 10-12].

В 1930-х гг. сложилась методика обучения классического танца, автором которой является А. Я. Вагановой.

Непременные условия классического танца: выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, четкая координация движений, выносливость и сила.

На основе выворотности в классическом танце разработано учение о закрытых и открытых, скрещенных (croises) и нескрещенных (effaces) позициях и позах, а также о движениях наружу (en dehors) и внутрь (en dedans) [2; с. 33].

Обучение классическому танцу включает в себя: изучение основных позиций рук, ног и постановки корпуса, ознакомление с профессиональной терминологией, историей развития балета, постановку маленьких классических форм: этюдов, адажио, вариаций и т.д.

Классический танец связан с европейской профессиональной музыкой. Попытки оторвать его от музыки ни к чему не привели. Если в пространстве классический танец руководствуется собственными законами, то во времени он полностью согласуется с музыкой и измеряется теми же длительностями, что и она. Возможны случаи, когда музыка лишь иллюстрирует танец, аккомпанирует ему, являясь метроритмической основой [1; с. 15].

Классический танец — основа всех видов хореографии. На этом уроке постигаются тонкости балетного искусства. Это великая гармония сочетания движений с классической музыкой.

Балетный спектакль является наивысшей формой классического танца.

В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто. В XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец. Немаловажную роль играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете широко используются другие техники танца, а также элементы гимнастики, акробатики, восточных единоборств и т.п.

Балет имеет деление на жанры: балет-трагедия и балет-комедия, балет-пьеса и балет-симфония. Балет может быть многоактным или представлять собой одноактный спектакль или хореографическую миниатюру. Различаются также балеты сюжетные и бессюжетные, танцевальные и пантомимные.

Хореография считается смыслово-драматургической основой балетного спектакля и фактически сводится на нет драматургическая роль сценарного проекта, да и значимость музыки становится вторичной.

Балетный спектакль — это мир выразительнейших танцевальных движений, жестов, мимики. [7; с. 20-21].

2.8. Танец – свободная пластика

2.8.1. Modern dance

В дословном переводе модерн-танец — современный танец. Эта система танца связана с именами великих исполнителей и хореографов. В отличие от джазового или классического танца это направление создавалось на основе творчества того или иного конкретного лица.

В танце-модерн (Приложение 7) существенным является попытка исполнителя выстроить связь между формой танца и своим внутренним состоянием. Большинство стилей модерна сформировалось под влиянием какой-либо четко изложенной философии или определенного видения

мира [14; с. 9-10].

Танец модерн — общее название танцевального искусства, преимущественно первой половины XX века, во многом определившего пути развития современной хореографии — результат ухода от строгих форм балета в пользу творческой свободы хореографов. Эта система танца объединяет множество относительно самостоятельных направлений. Термин «Танец модерн» («мodern dance») появился в США для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. Войдя в употребление, он вытеснил другие термины («свободный танец», «дунканизм», «танец босоножек», «ритмопластический танец», «выразительный», «экспрессионистский», «абсолютный», «новый художественный»), возникавшие в процессе развития этого направления. В дальнейшем этот термин стал собственным именем для направления в хореографии.

Модерн — это авангард балетного танцевального искусства, который ставит рисковые эксперименты над классическим танцем. Модерн развился вопреки классическому балету, в нем танцоры стремились выйти за рамки классики — это некий эпатаж, шокирующий привычный взгляд зрителя. Ярким примером тому служат постановки известных классических балетов в стиле modern, имеющие очень мало общего с традиционными балетными постановками. Ломаные движения тела, эффектные хореографические ходы, немыслимые акробатические рисунки — танец полностью зависит от фантазии хореографа. В этом стиле танцевали величайшие танцовщики — Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Андрис и Илза Лиепа, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников и многие другие талантливые исполнители.

Танец модерн отрицает или считает необязательными многие характерные черты классического танца — выворотность, удлиненность конечностей, воздушность прыжков и танец на пуантах. Модерн небогат внешними аксессуарами — исполнители предпочитают простые туники и трико, часто танцуют босиком. В танце модерн широко используется партерная техника.

Модерн весьма демократичен, он позволяет выступать людям, пластически одаренным, но начавшим танцевать уже взрослыми и не обладающими достаточными данными для классического балета.

Идеи танца модерн предвосхитил в 1830-х гг. французский педагог и теоретик сценического движения Франсуа Дельсарт. Он открыл связь между жестом, голосом, эмоциями и чувствами, и утверждал, что только жест, освобождённый от условностей, способен правдиво передать все нюансы человеческих переживаний.

Модерн процветал в тех странах, где традиции классического балета были слабы – например, в США, куда балетные труппы приезжали из Европы. Несмотря на то, что модерн изначально появился в Европе, с тридцатых годов центром танцевальных экспериментов стали США – стали и являются до сих пор.

Айседора Дункан была первой американской танцовщицей, которая создала свободный, естественный танец, вдохновленный связью с природой, ввела в обращение идею естественного дыхания. Она давала сольные театральные представления, обладавшие большой драматической выразительностью, разработала целую эстетику простых сценических декораций и костюмов, вернула танец от функции развлечения к функции самовыражения.

В 1914 г. американские танцовщики Рут Сен-Дени и Тэд Шон основали школу современного танца «Денишон». Рут Сен-Дени, вдохновленная Востоком, обращала внимание на связь танца с географическими и культурными регионами, искала основы танца вне классического балета, была первой танцовщицей, которая из традиций и приемов варьете создала серьезный концертный танец. Тэд Шон создал технику и курс упражнений специально для мужчин.

Марта Грехэм разработала собственную технику танца модерн, связывая движения тела с эмоциями, используя выразительные жесты и позы, и в 1927 г. основала в Нью-Йорке свою школу. Наибольшую известность принесли ей постановки, посвященные необыкновенным женщинам — героиням европейской истории и античной мифологии.

Мари Вигман выражала честность и ложь посредством танца.

Стиль Дорис Хэмфри основывался на падениях и сохранениях равновесия, с использованием ритма дыхания для движения вверх и вниз.

Австрийский танцовщик, хореограф и теоретик искусства танца Рудольф фон Лабан разработал детальную систему записи шагов и движений («лабанотацию»), стремился систематизировать принципы движения тела, описать их все возможные типы и направления, пытался установить взаимосвязь психологии с движением. Ученик и сотрудник Лабана Курт Йосс осознал необходимость соединения выразительности модерна с техникой классического танца и пантомимы.

Чарльз Вайдман — выдающийся танцор и хореограф своего времени, создатель кинетической пантомимы — также признан одним из пионеров американского модерна.

Танец модерн во многом свободен от традиционных черт танцевального искусства, таких, как «красивость» и «развлекательность».

Танец модерн оказал влияние и на классический танец. Ни один из крупнейших балетмейстеров ХХ в., от Фокина и Нижинского и до Баланчина и Григоровича, не прошёл мимо отдельных частных открытий в этом направлении.

Наиболее популярным в наши дни стал союз джаза и модерна [19].

Джазовый танец (Jazz Dance) — направление танца, зародившееся в США в конце 19 в. в результате слияния европейской и африканской танцевальных культур.

Художественная особенность джазового танца — совершенная свобода движений всего тела танцора и отдельных частей тела как по горизонтали, так и по вертикали сценического пространства. Джазовый танец — это прежде всего воплощение эмоций танцора, это танец ощущений, а не формы или идеи, как это происходит в танце-модерн [14; с. 2-3].

Основные черты джаз танца — это основополагающая роль ритма, импровизация, высокое техническое мастерство исполнителя. Основными техническими принципами джазового танца являются — полицентрия, полиритмия, синкопирование, свинг. Джазовый танец является приоритетным в шоу, на эстраде, в мюзикле и других развлекательных жанрах. В настоящее время существует несколько стилей джазового танца, среди которых выделяются: модерн-джаз, (соединивший технику классического танца, модерна и джаза), афро-джаз, фолк-джаз, стрит-джаз, блюз-джаз.

Наиболее известным хореографом, танцовщицей, писателем, этнографом и антропологом была Кэтрин Данхэм — человек, которому джазовый танец обязан теорией и методикой. Глубоко изучив историю и конкретно африканские народные танцы, она включила их элементы в свою хореографию.

Джазовый танец в своих исканиях вбирает в себя достижения, открытые танцем-модерн, классическим танцем, народной хореографией и другими направлениями танцевального искусства [14; с. 4-5].

2.8.2. Contemporary

Contemporary – стиль современного сценического танца. Это постоянно формирующийся стиль, в котором еще продолжаются поиски выразительных форм.

Это направление настоящего искусства в танце сформировалось не так давно — в середине XX века на основе американского и европейского модерна и постмодерна. Сегодня Contemporary dance (Приложение 8) — своеобразный микс из классического танца, джаз-модерна и различных «восточных» движений: цигун, тай-цзи цюань, йоги. Это направление танцевального искусства правильнее воспринимать как театр танца, когда танцор, как настоящий актер, накапливает внутри себя энергию, мысли, эмоции, а потом отдает их зрителю через движение — разговор своего тела. Но для того, чтобы накопить, необходимо погрузиться в себя, а для этого — познать себя. Поэтому сегодня Contemporary dance — не просто одно из направлений современной хореографии, а мироощущение и гармония эмоций, настоящая энциклопедия знаний о возможностях человеческого тела.

Для Contemporary характерен отказ от традиционных атрибутов балета, работа на полу. Танец этого стиля часто выполняют босиком. Contemporary dance предусматривает большое количество различных техник относительно работы с телом, дыханием, сознанием. Вот лишь некоторые из них: техника Уильяма Форсайта, Хосе Лимона, Сьюзен Кляйн, Мерса Каннингема, release techniques — техника, основанная на релизе, автором которой является Джоан Скиннер, flying low — техника работы с полом и над полом, родоначальник ее — Дэвид Замбрано и др. Можно выделить базовые движения этого направления, это: дыхание и его связь с движением; гармоничное выстраивание тела (основой служат техника Александера, метод Фельденкрайза, техника релиза); различия работы мышц и работы суставов; работа с весом, гравитацией, центром притяжения; использование инерции; работа с окружающим пространством и временем.

В современном мире contemporary dance занимаются не только профессиональные танцоры, но и люди, не имевших ранее никакого отношения к танцам. Для них это возможность изучить возможности и особенности своего тела и ощутить тонкости движения, возможность танцевать и импровизировать [21].

В сontemporary очень большую роль играет связь между внутренним состоянием танцора и отображением его в танце. «Правильный» танец в стиле контемпорари – это не столько техничность и четкость хореографии, сколько соответствие движений тела мироощущению танцора, умение донести информационное (душевное) послание до зрителя.

Сегодня contemporary dance – одно из самых популярных танцевальных направлений в мире. Проходит много конкурсов, соревнований по этому стилю в разных точках земного шара. Это направление интенсивно развивается, постоянно черпая все самое интересное из других танцевальных стилей.

2.8.3. Hip-Hop

Hip-Hop — одно из самых популярных на сегодняшний день танцевальных направлений, рожденное на улицах негритянских кварталов Америки.

Первыми, кто начал танцевать хип-хоп (Приложение 9), были афроамериканцы – они переделали этнический танец под обстановку улиц современных мегаполисов, даря движениям вторую жизнь. Юноши и девушки на улицах точно так же, как и их предки, демонстрировали себя друг другу посредством танца, добиваясь признания.

Хипхоперы сохраняют уличную сущность танца, раскрывая в нем свою свободу, эмоции, внутреннее состояние и отстаивая в танце самих себя. В основе танцев Hip-Hop — «прокачивание» (кач), когда плавные движения быстро сменяются резкими, и телу приходится работать в нескольких плоскостях сразу. В итоге получается красивый, динамичный, ритмичный танец. При этом движения кажутся развязными и расслабленными, а на самом деле требуют определенной тренировки. Танцы Hip-Hop учат выражать свои эмоции, мысли посредством пластики тела, по-новому слушать музыку и воспринимать ее во всем многообразии, ловить и чувствовать ритм [22].

Главная задача Hip-Hop – это зрелищность и эффектность, привлекающая и восхищающая зрителя. Не зря это направление столь популярно сегодня и широко используется в различных постановках, фильмах, рекламных роликах, клипах на МТV. Техника требует высокой точности и пластичности, равно как выносливости и красоты движений. Различают старую (Old scholl) и новую ( New scholl ) школы хип хопа .

Сейчас Hip-Hop является частью молодежной культуры во многих странах мира.

2.8.4. Контактная импровизация

Контактная импровизация — это самостоятельный танцевальный стиль, сочетающий в себе естественность и простоту формы (не требует никаких особых физических данных и танцевальных навыков) и богатство эмоционального содержания. Этот танец — прежде всего общение партнёров друг с другом на языке тела, приводящее к совместным переживаниям и открытиям. В процессе танца два человека двигаются вместе, в соприкосновении, поддерживая спонтанный невербальный диалог на основании своих кинестетических ощущений, то есть сконцентрировав внимание на тончайших изменениях и переносах веса и инерции — своих и партнёра, — на поиске взаимной опоры и баланса. Они импровизируют, общаясь на языке прикосновений, вращаются, взлетают и прыгают друг на друга, используя все поверхности тела для поддержки собственного веса и веса партнёра и сохраняя мягкость и бережное отношение друг к другу, чутко прислушиваясь к настрою партнёра. Танец направляется желанием партнёров сохранять или не сохранять физический контакт и продолжать поиск взаимной опоры.Они не знают заранее куда приведёт их движение [6; с.8-10 ].

Основателем контактной импровизации считают американца Стива Пэкстона, который писал: «Танец стремится к тому, чтобы люди стали инструментом хореографии. Хореография предполагает, что эти инструменты будут вести себя одинаково на каждом выступлении. Импровизация предполагает, что один и тот же инструмент будет вести себя каждый раз по-разному».

Сегодня контактную импровизацию (Приложение 10) танцуют в форме перформанса, где люди могут как принимать участие в танце, так и выступать в качестве зрителей, и менять роли в любой момент. В перформансе отсутствует специальный сценический свет и декорации.

Искусство танца становиться сегодня всё более популярным. Современная хореография не стоит на месте: привычные стили танца расширяют свои границы, порождая новые. Ещё пятнадцать лет назад контемпорари был диковинкой, а сейчас у этого стиля великое множество поклонников, в том числе и в Украине. Контемп активно изучают в танцевальных школах и студиях, как один из самых популярных танцевальных направлений в мире.

Современный танец не прекращает набирать обороты – он лег в основу нового жанра, объединяющего танцы и театр. Танцевальные коллективы выходят за рамки банальных шоу-программ и ставят целые спектакли в стиле контемпорари и jazz-dance.

В этом направлении работает молодой, но тем не менее стремительно набирающий обороты, танцевальный театр Black O!Range (Приложение 11).

Идея данного театра пришла с Европы, где профессиональные театры танца уже достаточно популярные. Это направление искусства сформировалось на основе таких танцевальных стилей, как модерн и постмодерн, и объединяет в себе разнообразные танцевальные техники. Здесь у каждого танца обязательно есть своя идея, свой рисунок, свой энергетический посыл.

Театр танца «Black O!Range» — это танцевальная компания под руководством известного украинского хореографа Антона Овчинникова, репертуар которой состоит из танцевальных миниатюр и спектаклей в стилях контемпорари и модерн-джаз, микса cовременной, классической и джазовой хореографии. Антон Авчинников молодой балетмейстер, успевший поработать в Германии и на Кипре, поучаствовать в десятке ворк-шопов и освоить на них многочисленные техники contemporary dance. Труппа театр состоит из 9 танцоров, отобранных режиссером из числа студентов, учившихся у него в университете культуры и Школе танцев Чапкиса.

Премьера первого танцевального спектакля «Black O!Range» состоялась в феврале 2008 года. Это был спектакль по мотивам рассказа Г. Г. Маркеса ­– «Синдром параллельности».

На данный момент репертуар танцевального театра представлен следующими спектаклями: «За Раем – Рай»(2012), «I LOVE»(2012), «Одинакости»(2011), «ПРОСТОНЕБА»(2011), «Не все умеют падать»(2010), «Систерз»(2010), «Б/У»(2009), «Гагарин, Я Вас Люблю!» (2009), «Запах Мужчины» (2009), «СКОТЧ» (2009), «Синдром параллельности» (2008).

Спектакли театра характеризует высокая эмоциональность, тонкий подбор музыки и чувственная выразительность современной танцевальной лексики. Сценография спектаклей минималистична, но мистически ассоциативна. [ 17 ]

В данной курсовой работе были рассмотрены основные жанры хореографического искусства, их древнейшие истоки и классификация.

В заключении отметим, что первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них свое настроение, свое душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная игра были взаимосвязаны с танцем. Сам же танец всегда, во все времена был тесно связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился. С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, изменялся и танец. Своими корнями он глубоко уходил в народное творчество.

Постепенно отделяясь от прямой связи с трудом и обрядами, танец приобрёл значение искусства, воплощающего красоту тела, различные состояния человеческого духа. Уже в античности существовал профессиональный танец в качестве зрелища, аналогичного театральному. С конца 16 века начал формироваться балет, сначала существовавший в виде интермедий и дивертисментов в оперных и драматических представлениях мифологического характера, а в 18 в. выделившийся в самостоятельное искусство. На протяжении всей своей истории профессиональное искусство хореографии опиралось на народный танец, заимствовало и претворяло многие его элементы.

Основой изучения хореографического искусства является классический танец с его веками выверенной методикой подготовки танцовщика. Классический танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение классического тренажа в урок способствует воспитанию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений

Классический танец – является определённым видом хореографической пластики. Повсеместно он признан одним из главных выразительных средств танца, и представляет собой исторически сложившуюся, упорядоченную систему движений, в которой нет ничего случайного или лишнего.

Изучение народно-сценических танцев, разных по характеру, ритму и манере исполнения дает будущим исполнителям возможность приобрести нужную технику исполнения, обогатить творческую фантазию, развить координацию движений, музыкальность и чувство ритма, проявить свой актерский темперамент.

Свободный танец включает в себя все направления танцевального искусства появившиеся после классического балета. Говоря о современных танцах, мы говорим обо всем культурном пласте конца 20 – начала 21 веков имеющем отношение к движению. Современные танцы – это очень широкое понятие, объединяющее в себе буквально все модные танцевальные течения такие как модерн, контемпорари, джаз танец, хип-хоп и контактная импровизация.

Специфической особенностью искусства хореографии является ее непосредственная связь с музыкой, которая помогает раскрыть хореографический образ во всей яркости и полноте, влияет на его темпоритмичное построение.

Искусство танца богато и многообразно. Каждый жанр хореографического искусства предоставляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений.

Танец нужен людям, и в этом причина его тысячелетнего существования. Жизнь приносит в танец новые хореографические измерения, новые пластические интонации. Искусство хореографии постоянно развивается и видоизменяется, ведь язык пластики, язык танца будет всегда привлекать внимание и вызывать восхищение у зрителей всего мира.

  1. Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. – М.: Искусство, 1999. – с. 15

  2. Ваганова А. Я. Основы классического танца, 2000. – с. 33

  3. Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытовой танец: Учеб. пособие. —2-е изд., пересмотр. — М.: Искусство, 1987. — с. 21

  4. Вдовенко Н.Н. Народно-сценический танец: Учебное пособие. Челябинск, 1999. с. 35

  5. Григорович Ю.Н. Балет. Энциклопедия. 1981. — с.10-12

  6. Гришон А. «Танцевальная импровизация». М., 2004. – с. 8-10

  7. Добровольская Г.Н. Танец, пантомима, балет. – М., 1975. – с. 20-21

  8. Зацепина К.С., Климов А.А., Рихтер К.Б., Толстая Н.М., Фарманянц Е.К., Народно-сценический танец. Часть 1, 1976. – c . 69

  9. Ивановский Н. П. Бальный танец XVI XIX вв. М. — Л., 1948. с. 9

  10. Королева Э.А. Ранние формы танца. – Кишинев, 1977. – с. 45-46

  11. Кузнецов Е., Из прошлого русской эстрады. М., 1958 – с. 13

  12. Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И. Основы характерного танца. Л. — М., 1939. с. 12

  13. Неминущий Г.П., Дукальская А.В. Бальные танцы. История и перспективы развития. Ростов-на-Дону, 2001 с. 14-16

  14. Никитин В.Ю. МОДЕРН-ДЖАЗ ТАНЕЦ История. Методика. Практика . М.: Изд-во ГИТИС, 2000. с. 2-5; с. 9-10

  15. Новерр Ж.Ж. Письма о танце. – М.-Л., 1989. – с. 5-6

  16. Худеков С.Н. Всеобщая история танца. – М, 2009. – с. 95

  17. Новости Школы танца «Black O!Range». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.orange-dance.com.ua/component/k2/itemlist/category/9-новости-школы-танца

  18. Мастера характерного танца. Интервью Ильзе Лиепы для «Балет FM » от 15.10.12г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

  19. Танец модерн — своеобразный пласт в хореографическом искусстве. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// www . dance league . com / node /3200

  20. Характерный танец. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// www . belcanto . ru / ballet _ harakterny . html

  21. Contemporary dance . [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// en . wikipedia . org / wiki / Contemporary _ dance

  22. Hip hop хореография. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// fitnessclubs . com . ua / Hip hop xoreografii a 167/