Театр классической эпохи а театр диониса в афинах

Курсовая работа

I. В В Е Д Е Н И Е

Древнегреческий театр один из древнейших театров на территории Европы. Он достиг своего расцвета в V в. до н. э.

Наследие, оставленное нам античностью в области литературы и искусства, огромно. Основные роды поэзии — эпос, лирика и драма — возникли в Греции. Античная архитектура, скульптура, литература и театр были предметом изучения и подражания и в последующие века. Значение античного театра выходит далеко за хронологические рамки породившего его общества. К примеру, в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. Но даже на протяжении XIX и XX вв. на европейских сценах шли античные драмы.

До сих пор многие удивляются, посещая Грецию, архитектуре древнегреческого театра. Его громадности и грациозности. На сохранившихся древнегреческих сценах и в наше время ставятся произведения древнегреческой драматургии.

В своем реферате я поставила цель рассказать о происхождении древнегреческого театра, его архитектуре и драматургии. И эта тема, по искусству мне показалась интересной, и из которой я могу узнать много нового и познавательного для себя.

II. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА

Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Вначале Дионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали его в виде козла или быка. Однако позже, когда население древней Греции познакомилось с возделыванием виноградников, Дионис стал богом виноделия, а потом и богом поэзии и театра.

Несколько раз в году происходили празднества, посвященные Дионису, на которых пели дифирамбы (хвалебные песни).

На этих празднествах выступали и ряженые, сос товлявшие свиту Диониса. Участники мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры. Наряду с торжественными и печальными, распевались веселые, а часто непристойные песни. Торжественная часть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая — комедии. «Трагедия, по свидетельству Аристотеля, ведет свое начало от запевал дифирамба, а комедия от запевал фаллических песен.»* Эти запевалы, отвечая на вопросы хора, могли рассказать о каких-либо событиях из жизни бога и побуждать хор к пению. К этому рассказу примешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника.

«Проливая свет на происхождение греческой драмы и сами слова трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос — козел и оде — песнь, т.е. песнь козлов, так как спутниками Диониса были сатиры, козлоногие существа, прословлявшие подвиги и страдания бога. Слово комедия тоже происходило от двух греческих слов комос и оде. Слово комос обозначало шествие подпившей толпы ряженных, осыпавших друг друга шутками и насмешками на сельском празднике в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает песнь комоса.»**

3 стр., 1288 слов

Сочинение в театре диониса

... в театре Диониса, вмещавшем 17000 зрителей, ежедневно ставилось 4-5 пьес. Деловая жизнь в городе замирала, народные собрания не созывались. Одна часть театра – места для зрителей. Они разделялись проходами на ... поэзии и театра. 1.2. Как появилось название театра? Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. 2. Описание. Интерьер и устройство театра. Театры под открыты ...

Почвой древнегреческого искусства считают мифологию. В ходе развития греческой трагедии круг ее сюжетов, помимо мифов о Дионисе, вошли рассказы о судьбах героев древности — Эдипа, Агамемнона, Геракла и Фесея и других. Таким образом греческая драматургия заимствовала свои сюжеты из мифологии. Это объясняется характером греческой мифологии — ее глубокой художественной выразительности. Мифология греков выросла из стремления объяснить окружающий мир и была тесно связана с религией.

Греческая трагедия целиком основывается на мифологии. Но сквозь мифологическую оболочку драматург отражал в трагедии современную ему общественную жизнь, высказывал свои политические, философские и этические воззрения. Использование мифологии делало трагедию необычайно доходчивой. В каждой пьесе зритель встречал уже знакомые ему лица и события и мог свободнее следить за тем, как эти мифы перерабатывала творческая фантазия драматурга.

По свидетельству самих греков, трагедия уже во второй половине VI в до н. э. достигла значительного развития, использовав богатое наследие эпоса и лирики. Усилению действенной стороны трагедии очень способствовало нововведение трагик Феспида. Он выделил из хора особого исполнителя — актера.

__________

* История зарубежного театра , т 1 , стр.14

** История зарубежного театра , т 1 , стр.14.

Феспид был первым афинским трагическим поэтом. Первая постановка его трагедии состоялась весной 534 г. до н.э. на празднике Великих Дионисий. Этот год по традиции принято считать годом рождения мирового театра.

Ранние греческие трагедии напоминали скорее всего лирические кантаты и почти сплошь состояли из песен хора и актера. Произведения ранних греческих трагиков до наших дней не дошли.

В содержании комедии, так же как и в трагедии, с первых же дней ее существования к религиозным мотивам примешивались житейские, которые в дальнейшем занимали все больше и больше места и в конце концов стали преобладающие или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису.

Участники комоса стали разыгрывать и маленькие комические сценки: похищение ворами съестных припасов и вина и другие сценки. К шуткам, песням и небольшим сценкам уже в то время примешивались элементы социальной сатиры.

Возникшая из аттического комоса древняя аттическая комедия V в. до н. э. была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического сторя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, войны, мира и т.д. Такая комедия существовала в условиях афинской рабовладельческой демократии.

Своего высшего выражения театральное искусство Vв. до н.э. достигло в творчестве трех великих трагиков — Эсхил, Софокол, Еврепида — и комедиографа Аристофана. Одновременно с ними писали и другие драматурги, но до наших дней дошли только небольшие отрывки их произведений, а иногда и лишь имя того или другого поэта.

13 стр., 6499 слов

Истоки древнегреческого театра

... На первом месте здесь должно быть названо фундаментальное исследование В. Дёрпфельда, написанное им совместно с Э. Рейшем «Греческий театр». Это сочинение ... «Греческий театр». Из работ, посвященных исследованию творчества отдельных драматургов, ... «Греческая трагедия и историк» (1997), «Греческие и римские актеры» (2002), «Греческий театр ... Особенное внимание к теме античного театра заметно, прежде всего, ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Театр в Греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя само государство, назначая для этих целей специальных людей. Драмы ставили на трех праздниках в честь Диониса: Малых или Сельских Дионисиях (в декабре — в январе); Ленеях (в январе — феврале); Великих или Городских Дионисиях (в марте — апреле).

Драматические представления проходили как состязания драматургов. В них участвовали три трагических и комических поэта. Каждый из трагиков должен представить по четыре пьесы: три трагедии и одну сатириковую драму (это веселая пьеса на мифологический сюжет с хором, состоящим из сатиров).

Три трагедии, связанные единством сюжета, составляли трилогию, после нее и ставили сатириковую драму. Трилогия и сатировская драма составляли тетралогию. Состязания продолжались три дня. Каждый день с утра играли три трагедии и одну сатировскую драму. Под вечер исполняли комедию одного из участвовавших в состязании комических поэтов.

Драматурги получали хор от архонта* , но все издержки, связанные с обучением хора, брали на себя богатые сограждане (хорег**).

Хорег должен был организовать хор на свои деньги, изготовить для него костюмы. Для драматических состязаний требовалось шесть хорегов: три — для тетралогий и три — комедий. В хореги избирали любителей театра, в которых недостатка в ту эпоху не испытывали. В начале драматурги сами писали музыку и сами обучали хор, но уже очень скоро им пришлось прибегнуть к помощи специальных учителей.

Исполнение обязоности хорега и участие в трагическом хоре было делом весьма почитаемым. Считалось, что хореги, актеры и члены хора находятся под особым покровительством божества. Все они на время подготовки к драматургическим состязаниям освобождались даже от военной службы.

Судили на состязании особенные выборные лица. Для победивших драматургов были установлены три награды. Драматург, занявший на состязании третье место, считался потерпевшим поражение. Помимо гонорара, драматург получал от государства в качестве награды венок из плюща. На долю хорегов, которые подготовили хор для победивших драматургов выпадала большая честь. Такой хорег имел право воздвигнуть памятник в ознаменование своей победы. На этом памятнике писали время представления, имя победившего драматурга, название его пьесы, а также имя хорега. Результаты состязаний вносились дидаскал***, который хранился в государственном архиве Афин.

__________

* Архонт — высшее должностное лицо Афин.

** Хорег — богатый гражданин подготовивший хор для драматических состязаний.

*** Дидаскал — протокол в который вносились результаты состязаний

АКТЕРЫ И МАСКИ

По преданию, Феспид сам был единственным актером в своих трагедиях. Партия актера, чередуется с песнями хора, и составляла всю пьесу. Вскоре после Феспида Эсхил ввел девтерагониста* , а младший соврименик Эсхила Софокл тритагониста**. Основные роли исполнял в драме протагонист***.

Благодаря тесной связи греческого театра с культом Диониса актеры пользовались в Греции большим почетом и занимали высокое общественное положение. Актером мог быть только свободнорожденный. Они, как и драматурги, могли принимать деятельное участие в жизни Греции. Их могли избирать на высшие государственные должности в Афинах и отправлять в качестве послов в другие государства.

10 стр., 4575 слов

Трагедия и комедия в театре древней Греции

... маски и козлиные шкуры. Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская драма (сатировская драма названа так по хору, состоявшему из сатиров). Трагедия ... огромную роль в эволюции всех видов античного искусства. Сюжеты и герои греческих мифов преобладают во всех родах и видах античной литературы, в том числе в драме. Мифология ...

Победителями на драматических состязаниях вначале признавались только хорег и драматург. Но начиная со второй половины V в. до н.э. в театральных состязаниях принимали участие и протагонисты.

В греческой драме число актеров не превышало трех человек, то одному и тому же актеру в течении пьесы приходилось играть несколько ролей. Если в пьесах присутствовали немые роли, их играли статисты.

Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Трагические и комедийные актеры должны были не только хорошо декламировать стихи, но и владеть вокальным мастерством, так как в наиболее патетических местах драмы актеры исполняли арии. Путем постоянных упражнений греческие актеры вырабатывали у себя силу, звучность и выразительность голоса, безукоризненность дикции и доводили до большого совершенства искусства пения. Но кроме этого, греческий актер должен был владеть искусством танца и вообще искусством движения в самом широком смысле этого слова. Поэтому греческому актеру необходимо было много работать над гибкостью и выразительностью тела.

Актеры носили маски, так что мимика из игры была исключена. Тем больше должны были греческие актеры работать над искусством движения и жеста.

Маски проникли в греческий театр вследствие исконной связи последнего с культом Диониса. Жрец, изображавший божество, всегда выступал в маске. Однако в театре классического периода маски уже не имели культового значения. Зато она отвечала задачам греческого театра создавать крупные обобщенные образы. «Так, например, характер или сиюминутное настроение действующего лица определялось маской, которую надевал на лицо актер: хохочущая, скорбная, умиротворенная. Они менялись всякий раз, как только исполнитель переходил соответственно от веселья к печали, от горестей к покойному расположению духа. Кроме того, определенное значение имела окраска маски: например, по багровому ее цвету зрители узнавали раздражительного человека, по — рыжему — хитрого и коварного.»****

__________

* Девтерагонист — второй актер в драме.

** Тритагонист — третий актер в драме.

*** Протагонист — первый актер . **** В. Барбич Г. Плетнева ., Зрелища Древнего мира, стр. 15

Исполнение женских ролей мужчинами вызывало необходимость использование маски. Употребление маски обусловливалось также размерами греческого театра. Без маски лица актеров были бы плохо видны зрителям последних рядов.

Маски делались из дерева или полотна, в последнем случае полотно натягивалось на каркас, покрывалось гипсом и раскрашивалось. Маски закрывали не только лицо, но всю голову, так что прическа была укреплена на маске, к которой в случае необходимости прикреплялась так же борода. У трагической маски обычно делали выступ над лбом, увеличивавший рост актера.

В древней комедии большая часть масок должна вызывать смех, отсюда их карикатурный и гротесковый характер.

Кроме вымышленных персонажей, поэты древней комедии выводили на сцену и своих современников. Маска в таких случаях была обычно шаржированным портретом.

10 стр., 4516 слов

Культ Диониса в Античном искусстве Греции

... Сатиры (римск. Фавны) — фантастические человекообразные существа, также входят в свиту Диониса. Их веселый остроумный характер дал название комическим поэмам, которые стали называться сатирами. ... его божественное происхождение. А фиванский правитель Пенфей, который препятствовал отправлению культа Диониса в Фивах, был растерзан толпой неистовствующих вакханок под предводительством его матери ...

Костюм трагических актеров был некоторым видоизменением пышной одежды, которую носили жрецы Диониса во время исполнения религиозных церемоний. Театральный хитон* имел длинные рукава и спускался до пят. Плащи употреблялись в основном двух видов: гилматий** и хламида***. Отдельные персонажи носили специальную одежду. На театральных хитонах и плащах вышивались различные, нередко сложные рисунки — цветы, пальмы, звезды, спирали, арабески, а также фигуры людей и животных. Цвет на одежде имел тоже определенное значение: роли счастливцев исполнялись в одеяниях с желтой или красной полосой, а синие или зеленые полосы отмечали неудачников.

Обувь трагического актера называлась котурнами****. Сценические котурны имели толстые, состоящие из нескольких слоев подошвы, благодаря чему увеличивался рост актера.

Чтобы придать своей фигуре еще большую величественность, трагические актеры укрепляли под одеждой специальные подкладки или небольшие подушки, сохраняя при этом естественные пропорции тела.

В комедии употребление подушек и подкладок, наоборот, вызывалось стремлением нарушить нормальные пропорции человеческого тела и тем вызвать смех.

Женские персонажи комедий носили обычный женский костюм, мужские персонажи — короткую или плащ.

«До наших дней дошло много статуэток, изображающих актеров древнегреческой комедии. У маски вытаращенные глаза, безобразный нос, широко открытый рот, живот и зад увеличены с помощью подложенных подушек.»*****

___________

* Хитон — одежда из льняной ткани.

** Гиматий — широкий плащ, распологавшийся складками вокруг тела.

*** Хламида — короткий плащ с застежкой на плече.

**** Котурн — башмаки с высокими голенищами.

***** История зарубежного театра , т 1 , стр.21.

ХОР И ЗРИТЕЛИ

Трагический хор насчитывал сначала 12 человек, затем состав его был увеличен до 15. В комедии хор всегда состоял из 24 человек. Участники хора назывались хоревтами, предводитель хора — корифеем. При выходе на орхестру во главе хора шел флейтист, который останавливался на ступенях алтаря, расположенного в центре орхестры.

В трагедии хор обычно изображал людей, близких главному герою. «Так, в «Прометее Прикованном» Эсхила хор составляют Океаниды, дочери Океана, сочувствующие страданиям Прометея и готовые разделить его судьбу.»*

Комический хор изображал не только людей, но и животных и сказочных существ. «Например, в комедии Аристофана «Облака» хор состоит из облаков.»**

«Существует мнение, что в трагедии хор тормозит действие и является данью культовой традиции. Однако это не так. Трагедия развивалась на основе трагического хора, из которого впоследствии был выделен один актер. С появлением второго и третьего актера роль хора ослабевает, драматический конфликт может происходить теперь между героями и без участия хора. Но хор не исчезает. Он существует как непременный компонент у всех трагических поэтов классического периода, хотя несет не всегда одинаковую драматическую нагрузку. Жизненность хора в этот период объясняется тем, что в трагедии он был необходим как выразитель общественного мнения. Хор был героем коллективным, его партии и поныне помогают понять философский и человеческий смысл трагедии в плане решения основного конфликта.»***

10 стр., 4576 слов

Античные театры и музыка

... сыграла огромную роль в античном театре. Взаимно дополняя друг друга, театр и музыка углубляли духовное воздействие на зрителя. Театральные представления в Афинах представляли собой грандиозное ... античное искусство было синкретичным, театр был связан с литературой, танцем, архитектурой и другими искусствами. Велика была связь античного театра с музыкой. Спектакли были отчасти музыкальными: диалоги ...

Театральные представления происходили в дни всенародных праздников Диониса. Все дела в это время приостанавливались. Суды закрывались, должники освобождались от уплаты долгов на в течении всех дней праздника. Даже заключенных выпускали из тюрем, чтобы они могли принять участие в общем празднике. Наряду с мужчинами в театре бывали женщины, дети и даже слуги, домашние рабы.

На эти представления люди собирались с восхода солнца. «Сперва им было предоставлено право самим занимать какие угодно места, и нередко дело доходило до драк (драчунов разнимали нанятые для этой цели служители.»**** Позже чтобы устранить беспорядки и для покрытия расходов по содержанию театральных зданий, городские власти ввели выдачу входных билетов — медных кружочков, похожих на монеты и называвшихся символами. При Перикле неимущим гражданам выдавались на посещение театра особые зрелищные деньги (теорикон).

В театре были строго определены места для разных групп зрителей. Первый отводили государственным лицам, жрецам и полководцам. Им, восседающим в креслах, билеты были не нужны.

__________

* История зарубежного театра , т 1 , стр.21.

** История зарубежного театра , т 1 , стр.22.

*** История зарубежного театра , т 1 , стр.22.

**** В. Барбич Г. Плетнева ., Зрелища Древнего мира,

За креслами, отделенными проходом, начинались скамьи-ступени для богатой публики. Каждый сектор был помечен одной буквой, начиная с А (альфа).

Той же буквой и помечали и оборотную билетов-символов с изображением головы богини Афины или морды льва, которого считали охранителем от всего плохого.

Значительно хуже вычеканенные символы, без каких либо изображений и помеченные одной и той же буквой на обеих своих сторонах, служили билетами на следующий ярус. Буквы на этих билетах соответствовали обозначением секторов для зрителей со средним достатком.

Существовали символы, изготовленные еще грубее и помеченные двумя одинаковыми буквами на лицевой и оборотной сторонах. Эти билеты предназначались для верхнего яруса, где скамьи секторов, на которых располагались бедные зрители, были обозначены четырьмя буквами.

Количество людей, получивших символы на один раз, не должно было превышать числа мест на скамьях. При входе билеты отбирались.

Драматические представления в Афинах начинались на рассвете и шли до самого вечера. Зрители ели и пили в самом театре. Все были одеты в праздничные одежды, головы украшали венками. На Великих Дионисиях происходило громадное стечение горожан, к которым присоединялись еще и жители других городов-государств, приезжавшие со всей Греции.

Жребий определял порядок представления пьес соревнующихся драматургов. Звук трубы возвещал о начале каждой пьесы.

Афинская публика была очень восприимчивой и непосредственной. Если пьеса нравилась, зрители выражали одобрение аплодисментами и криками. Среди зрителей были и подставные лица. «Рассказывают, что комедиограф Филемон (IV в. до н.э.) не раз с успехом использовал их против своего противника — Менандра.»* Если пьеса не нравилась, зрители свистели, щелкали языком, стучали ногами. Бывали и такие случаи, когда актера прогоняли со сцены камнями и требовали прекратить пьесу и начинать новую. Таким образом, суждение народа имело существенное значение для успеха представления.

12 стр., 5963 слов

Театр в Древней Греции

... я могу узнать много нового и позновательног для себя ! II. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Вначале Дионис считался ... шли античные драмы. До сих пор многие удивляются, посещая Грецию, архитектуре древнегреческого театра. Его громадности и грациозности. На сохранившихся древнегречесих сценах и в наше ...

__________

* История зарубежного театра , т 1 , стр.22.

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА

Народный характер античного театра определил особенности его организации и устройства. Древнегреческий театр сооружался на открытом воздухе и состоял из 3-х основных частей: орхестры* ,тэатрона** и скены***. Древнейшей из этих частей является орхестра — круглая площадка, на которой выступали хор и актёры. Вначале зрители свободно размещались вокруг орхестры. Позднее появились особые места для публики, расположенные на склонах прилегающих холмов и гор. Античный театр вмещал огромное количество зрителей (Афинский театр, например до 17 тыс. чел.).

Скена, первоначально предназначавшаяся только для переодевания и выходов актёров, находилась вне круга орхестры, позже уже на касательной к его окружности. Передняя стена скены — проскений,имевшей обычно вид колонады, изображая фасад храма или дворца, приобрела со временем большое значение в оформлении спектакля.»Так как в трагедии действие почти всегда происходило перед дворцом или храмом, то, по мнению немецкого архитектора и археолога В. Дёрпфельда, проскений обычно имел вид колоннады или портика; эта колоннада проходила либо вдоль всего фасада скены, либо занимала только её центральную часть.»**** На обоих концах здания скены были пристроены (возможно, уже в 1-й пол. 5 в. до н.э.) два боковых строения, которые назывались параскениями. Параскении служили, по-видимому, местом хранения декораций и другого театрального имущества; в тех случаях, когда драма требовала наличия двух или трёх жилищ, параскении могли изображать эти жилища. Между скеной и местами для зрителей, занимавшими несколько более половины круга, находились проходы — пароды , через которые вступали на орхестру хор и актёры, по ходу пьесы прибывавшие из города, гавани или из чужой страны. В V и IV вв. до н.э. греческие актёры играли на орхестре перед проскением. Никакой высокой или низкой сценической площадки в это время не существовало. Планировка греческого театра была рассчитана на хорошую слышимость. Кроме того, для усиления звука в некоторых театрах применялись резонирующие сосуды, помещавшиеся среди зрительных мест.»Если, стоя в центре орхестры, бросить на камень пола монетку или разорвать клочок бумаги, то звон упавшей монеты, шорох разрываемого листа будут слышны в самом вверхнем ряду.»***** Занавеса в греческом театре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-либо части проскения временно занавешивались от зрителя.

___________ * Орхестра — от глагола орхеомай — танцую. ** Тэатрон — места для зрителей. *** Скена — палатка, позже деревянное строение. **** Театральная энциклопедия , т. 2, стр. 534. ***** Колпинский Ю.Д., Великое наследие античной Элады., стр. 134.

ВИДЫ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ТЕАТРОВ:, ТЕАТР КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ, ТЕАТР ДИОНИСА В АФИНАХ

Древнейшим из известных театральных зданий является театр Диониса в Афинах, расположенный в священной ограде Диониса на юго-восточном склоне Акрополя в последующие эпохи несколько раз перестраивавшийся. Его раскопки были завершены в 1895 г. Дёрпфельдом. По двум незначительным остаткам стены Дёрнфельд установил круглую орхестру — террасу с диаметром 27 м. (Э. Фихтер считает диаметр этой орхестры равным приблизительно 20 м).

17 стр., 8082 слов

Театр древней греции

... весь (почти весь) современный театральный мир вырос из Античного театра, существовавшего в Древней Греции много веков назад. Именно о нем я и хочу ... и только в масках. Спектакль шел на круглой «орхестре» и на «проскении», за которыми было здание «скены» (сцены) ... представленный здесь, я считаю, что моя работа достойна Вашего внимания и оценки. В моей работе представлены четыре главы, некоторые из них ...

Она была расположена на склоне Акрополя таким образом, что её северная часть вдавалась в гору, а южная — подпиралась стеной, поднимавшейся в самой южной части на 2-3 м над уровнем священной ограды Диониса и на западе вплотную соприкасавшейся с старым храмом. Никаких каменных сидений в этом театре еще не было: зрители сидели на деревянных скамьях, а, может быть, на первых нарах и просто стояли. Византийский учёный Свида сообщает, что в 70-ю олимпиаду (т. е. в 499-496 до и. э.) временные сидения обрушились и что после этого афиняне соорудили театрон, т. е. особые места для зрителей. Скена вначале не обозначала дворца или храма. Однако более поздние пьесы Эсхила и драмы Софокла уже требовали в качестве задника дворца или храма, и на касательной орхестры стали сооружать деревянное здание скены, на фасаде которого вскоре появились 3 двери. В это же время входит в обиход и сценическая живопись, причём расписные доски могли расставляться между колоннами проскения. При Перикле театр подвергся перестройке, закончившейся, вероятно, после его смерти. Старая орхестра была отодвинута к северу. Таким образом было достигнуто несколько большее пространство для представления актёров и для сценических приспособлений, требовавшихся развитием драмы Софокла и Еврипида. Южная граница террасы была полностью перестроена, и вместо старой кривой опорной стены была сооружена из крупных глыб конгломерата длинная (около 62 м) прямая стена , поддерживавшая террасу. На расстоянии приблизительно 20,7 м от западного конца стены выступает к Скене примерно на 2,7 м солидный фундамент, имеющий в длину около 7,9 м. Предполагают, что он служил опорой для машин, применявшихся в театре. Но сама скена была еще из дерева. Несколько южнее старого храма был построен новый храм Диониса, в котором была помещена статуя бога из золота и слоновой кости, изваянная Алкаменом. Опорные стены зрительских мест соприкасались с одеоном — зданием для музыкальных состязаний, постройка которого была закончена Периклом в 443 до н. э. Сидения в этом перестроенном театре были всё еще из дерева, за исключением, может быть, некоторых почётных мест. Имелись параскении. Здание скены при постановке, требовавшей изображения дворца или дома, было обычно двухэтажным, причём верхний этаж, возможно, несколько отступал назад и оставлял актёрам пространство спереди и с боков. Храм мог иметь остроконечный фронтон. Перикловская реконструкция была завершена сооружением стоп — большого зала, идущего вдоль всей длины новой опорной стены, с открытой колоннадой на его южной стороне. Ведущая большая перестройка афинского театра происходила во 2-й пол. 4 в. до н.э. (завершена ок. 330) и была связана с именем Ликурга, заведовавшего афинскими финансами. Вместо временных деревянных строений была построена постоянная каменная скена. Параскении выступали прибл. на 5 м от фасада скены. Фасад скены имел 3 двери. Вероятно, по фасаду и на своих внутр. сторонах параскении имели колонны. Некоторые учёные считают, что в каменном театре Ликурга существовал деревянный проскений, несколько отступавший от здания скены и образовывавший портик (подобно тому, как это было позднее в эллинистическом театре).

10 стр., 4925 слов

По культурологии : Театр Древней Греции и Древнего Рима

... и становится из нравственным соучастником, в переживания действующих лиц. Зарождение элементов театра происходит в древнейших обрядах и играх, отражавших трудовые процессы. В ... пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в переводе значит "подражание", "воспроизведение"; исполнители этих ...

Пьесы pазыгрывались по-прежнему на уровне орхестры, перед скеной, фасад которой приспосабливался (с помощью подвижных ширм, перегородок и других приспособлении) для представления отдельных пьес. Зрительские места значительную часть которых можно видеть в Афинах до сих пор) были сооружены из камня. Для поддержки их была построена двойная опорная стена. В нижнем ярусе пространство мест для зрителей делилось радиально подымающимися лестницами на 13 клиньев. В верхнем ярусе число лестниц удваивалось. Всего на склоне холма имелось 78 рядов. Орхестра была несколько отодвинута ещё дальше на север. Вокруг орхестры для стока дождевой воды был

ТЕАТР ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ.

В эпоху эллионизма (III — I вв. до н.э.) театр стал одним из проводников греческой культуры на Востоке. Театры строились не только во вновь возникших крупных торговых центрах, но и в мелких городах. В Александрии — столице царства Птолемеев в Египте, при Птолимее II (285 — 246 до н.э.) происходили празднества в честь Диониса, обставлявшиеся с большой пышностью, во время которых устраивались представления трагедий и комедий. Монархический режим установившийся в эллионистических государствах и происходивший постепенный упадок греческой классической культуры проявляется в театре и в других видах искусства. Древняя комедия совсем исчезает. Новая комедия (Менандр, Филемон и другие) воспроизводила современную жизнь только в плане семейно-бытовых отношений и личных переживаний человека. В то же время бытовые тенденции новой комедии требовали от исполнителей соответствующего изменения стиля игры. На лице актера все еще сохранилась маска, но увеличилось число употребляемых масок (9 для ролей мужчин, 17 для женщин, 11 для юношей и 7 для рабов), выразительность этих масок указывает на стремление возможно более индивидуализировать традиционные типы комедии. В эллинистическую эпоху впервые выступают актеры- профессионалы. Появляются актерские товарищества, бравшие на себя защиту интересов своих членов, а также выступающие организаторами драматических и музыкальных состязаний. Членами товариществ были только мужчины и притом свободнорожденные. В эллионистическую эпоху актеры также пользовались большим уважением, и актерские товарищества имели права юридического лица. Для организации представлений актеры даже во время войны могли свободно выезжать в другие государства, их личность и имущество были не прикосновенны. Сами актеры получали освобождение от несения военной службы. По своей архитектуре театр эллинистической эпохи отличается от театра классической эпохи. До нас дошли руины эллинистических театров, так как они сооружались уже из камня (хотя отдельные части строились иногда еще из дерева).

Раскопки позволяют с большой точностью восстановить их план и составные части. Из театров эллинистической эпохи известны театры в Эпидавре, Мегало-поле (города в Пелопоннесе), Приене, Эфесе (Малая Азия).

Перед нижним этажом скены каменную пристройку, состоящую из столбов с помещенными спереди полуколоннами (в некоторых театрах из полуколонн и полных колонн) и снабженную плоской крышей. Эта пристройка в надписи Оропа называется проскением, в строительных документах Делоса (ок. 300 доя. э.) — проскением и логейоном. Постановки новой комедии, в которой хор уже отсутствовал, осуществлялись не на орхестре, а на плоской крыше, идущей от колонн проскения ко 2-му этажу скены. Эту сценическую площадку называли логейоном (говорю), а иногда и просто проскением. Глубина логейона — 2,5-3,5 м при такой же примерно высоте. Помещение под проскением называлось гипоскением. За логейоном возвышался 2-й этаж скены-эпискений. Его фасад, по мнению ряда исследователей (Бете, Фих-тер. Булле, М. Бибер), представлял собой в начале эллинистической эпохи солидную стену с дверями, перед которой и разыгрывалось действие. Однако приблизительно во 2 в. до н.э. в стене были сделаны широкие проёмы и таким образом устроены выходы из эпискения на логейон. Эти проёмы, называемые фиромами, служили не только для появления актёров, но и для углубления сценической площадки; в них прятались актёры, которые по пьесе должны были укрываться или заниматься подслушиванием. Витрувий в своём трактате «Об архитектуре» (кн. 5, гл. 6,8) упоминает о вращающихся вокруг своей оси трёхгранных призмах-периактах, с помощью которых происходила смена декораций. Эти периакты, вероятно, помещались в боковых фиромах. Во всех театрах эллинистической эпохи орхестра образует полный или почти полный круг. Её диаметр варьирует в зависимости от величины зданий приблизительно от 11 (0роп) до 30 м (Мегалополь).

Скена обычно имеет повсюду форму удлиненного четырёхугольника, средняя глубина которого равна 4-7 м, а максимальная ширина 35-40 м. Параскении в эллинистическую эпоху постепенно отмирают, что объясняется появлением высокой сцены. При указанных чертах сходства каждый в отдельности из эллинистических театров имел в своём устройстве ряд особенностей. Некоторые из этих театров были построены еще в 5 (театр в Эретрии) и 4 вв. до н.э., но в эллинистическую эпоху подверглись значит, перестройке.

ТЕАТР В ЭПИДАВРЕ

Театр был построен середине 4 в. до н.э. архитектором Поликлетом Младшим. Этот театр, по свидетельству греческого историка и географа 2 в. н.э. Павсания, уже в древности считался самым знаменитым из всех греческих и римских театров по изяществу своей архитектурной формы. Сохранившийся лучше других греческих театров театр в Эпидавре- единственный театр, руины которого дают возможность получить представление о внутреннем устройстве скены. Пространство мест для зрителей представляет собой полукруг. Поперечный проход разделяет его на 2 яруса: 13 лестниц делят нижний ярус на 12 клиньев, 23 лестницы верхнего яруса делят его на 22 клина. Сиденья в нижнем и верхнем рядах первого яруса имеют спинки и являются, следовательно, почётными местами. Орхестра составляет полный круг диаметром 24,32 м. Вокруг орхестры идёт канал для стока воды. Поверхность орхестры, окаймленная каменным бордюром, представляет собой утрамбованную землю, цилиндрический камень обозначает центр орхестры. Здание скены в основных очертаниях хорошо сохранилось. Она представляет собой длинный прямоугольник, разделённый на 5 помещений. Центральное из них соответствует по своей длине диаметру орхестры. Перед тремя средними помещениями находился каменный проскений, состоявший из ионических полуколонн диаметром 0,33 м и высотой св. 3,5 м. По мнению некоторых исследователей (Дёрпфельд, Фликингер, Пикард-Кембридж), он был выстроен только в 3 или 2 в. до н.э. и заменил собой деревянный проскений. На обоих концах каменного проскения выступают небольшие параскении, сооруженные, по-видимому, в это же время. В каждом народе стоят красивые ворота с двумя дверями: одна дверь вела на орхестру, другая — на покатый подъём, ведущий на крышу проскения. С сооружением каменного проскения действие, по всей вероятности, было перенесено на логейон.

ТЕАТР В МЕГАЛОПОЛЕ

Театр был сооружен перед Терсилионом — помещением для собраний 10 тыс. аркадян. Великолепное здание Терсилиона было построено в сер. 4 в. до н. э., тогда же был построен и театр. Терсилион поддерживался множеством колонн, его вестибюль служил вместо скены как завершение орхестры. Театр в Мегалополе, считавшийся самым большим во всей Греции (вмещал св. 40 тыс. зрителей), был известен, кроме того, особым театр, приспособлением, которое позже римляне обозначали как «подвижную сцену» (scaena ductilis).

В одном из пародов театра существовало помещение, обозначавшееся, согласно клеймам на кирпичах, как скенотека. Дёцпфельд полагает, что это помещение служило для хранения «подвижной сцены», которую он определяет как кулису, выдвигавшуюся в случае необходимости перед вестибюлем Терсилиона. Однако Бете и Фихтер считают, что «подвижная сцена», хранившаяся в скенотеке, представляла собой подвижный деревянный помост, сооружавшийся для драматических представлений между орхестрой и Терсилионом и заменявший скену. Около 200 до н.э. (а по мнению Пикард-Кембриджа — около середины 2 в. до н.э.) в театре был построен мраморный проскений и с этого времени представления шли уже на высокой сцене.

ТЕАТР В ПРИЕНЕ

Театр был построен между 350 и 330 до н. э. (немецкий учёный А.Геркан указывает 300 до н.э.).

Вначале скена была деревянной. Каменная скена была выстроена не раньше начала 3 в. до н.э. Она представляла собой двухэтажное строение с одноэтажным зданием спереди, выходящим на орхестру. Плоская крыша этого более низкого здания состояла из деревянных досок, помещенных между каменными балками. Передняя стена состояла из каменных полуколонн, прислонённых к опорным столбам. Так как имелись отверстия по бокам опор, то, очевидно, к ним могли быть прикреплены деревянные панели. Следовательно, колонны представляли собой постоянную декорацию, а расписанные доски между ними — меняющуюся декорацию. По мнению А.Геркана, верхний этаж над плоской крышей был сперва закрыт за исключением одной двери. Существование только одной двери для выхода на крышу проскения, а также наличие приспособлений для укрепления декораций между колонами проскения заставляют сделать вывод, что действие развивалось вначале перед проскением. Однако приблизительно к середине II в. до н. э. действие было перенесено на крышу проскения, на логейон. Это вытекает из некоторых изменений, произведенных в театральном здании: места для почётных гостей были отнесены из первого ряда зрительских мест в пятый, в фасаде скены на 2-м этаже появились широкие фиромы, на орхестре перед проскением были поставлены статуи.

ТЕАТР В ПЕРГАМЕ.

Пергам — столица эллинистического Пергамского царства в Малой Азии (создано в 283 до н. э. Филетером), перешедшего в 133 до н.э. к римлянам и превращённого ими в провинцию Азию. Театр был построен на склоне путей горы в узкой лощине (узость использованной лощины объясняет то обстоятельство, что число лестниц, идущих вверх, уменьшается, вместо того чтобы увеличиваться).

2 поперечных прохода разделяют зрительские места на 3 яруса. Скена и проскений были сделаны из дерева. Если в классическую эпоху это было правилом, то в эллннистическую эпоху скена и проскений сооружались почти всегда из камня, деревянные конструкции там, где они имелись, были заменены, вероятно, еще в 3 в. до н.э. каменными. Таким образом, Пергамский театр один сохранял значительные остатки деревянной конструкции от 2 в. до н. э. В позднее эллинистическое время (1 в. до н.э.) в Пергаме была сооружена каменная скена. В римское время перед фасадом скены соорудили низкую глубокую сцену, которая стоит на стилобате эллинистического проскения. От обоих концов сцены высотой в 1 м вели на орхестру рядом с пародами лестницы с 5 ступеньками.

ТЕАТР ЛИКУРГА

Построен в эллинистическую эпоху в Афинах, получивший по образцу древних театров этой эпохи высокую сцену, поддерживавшуюся впереди колоннами проскения (фундамент которого еще до сих пор можно различить).

Параскении были укорочены, выступая только на 1,8 м от фасада проскения. Благодаря этому было выиграно пространство для устройства более широких пародов и облегчения доступа к зрительским местам. О фасаде скены, её внутреннем устройстве в эллинистическом театре в Афинах нет никаких сведений. Существуют разногласия о времени появления высокой сцены в афинском театре. Вероятно, она появилась незадолго до середины 2 в. до н.э. С этого времени пьесы стали разыгрываться, возможно и в Афинах, не перед проскением, а на логейоне, за исключением, быть может, тех случаев, когда возобновлялись старые трагедии с хором (Дёрпфельд считал, что проскений всегда был только декорационной стеной и что в эпоху эллинизма актеры играли не на высокой сцене, а на орхестре перед проскением

ТЕАТРЫ В ЮЖНОЙ ИТАЛИИ И СИЦИЛИИ

В западной части греческого мира — в Южной Италии и Сицилии эллинистические театры имели свою особую форму. Типичными могут считаться театры в Сегесте и Тиндариде. Фасад скены в этих театрах был богато украшен колоннами, эффектно завершающимися вверху фронтоном. Фиром нет. Оба театра имеют параскении, причём фасадная стена проскения выступает несколько вперёд по сравнению с фасадом параскениев. В Сегесте параскении состояли из двухэтажных открытых галерей. Некоторые исследователи относят эти театры к 4-3 и даже ко 2 вв. до н. э. М. Бибер рассматривает театры в Сегесте и Тиндариде (как и в Помпеях) как переходную форму от эллинистических театров к римским и относит их приблизительно к 100 в. до н.э.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

___________ * В. Барбич, Г. Плетнева ., Зрелища Древнего мира, стр. 17.

** В. Барбич, Г. Плетнева ., Зрелища Древнего мира,

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном реферате я рассмотрела темы указанные в плане, узнала очень много нового и еще больше восхищаюсь древнегреческими мастерами, которые воздвигали такие огромные театры в те далекие времена, без использования машин научно технического прогресса, которых у них и не могло быть. Знали и использовали на практике математику в совершенстве, рассчитав так построение здания, что зрители сидевшие на задних рядах могли слушать и видеть, что происходит на сцене, было бы хорошо если бы наши архитекторы могли бы хоть чуть-чуть использовать знания древнегреческих строителей, и добиться их грациозности и эстетики . Я убедилась, что древнегреческая драматургия оказала огромное влияние на развитие мирового театра. Особенно в древнегреческой драматургии привлекает постановка больших общественно-политических и философских вопросов, насыщенность произведений античного театра идеями патриотизма, внимание к человеку со всем богатством его духовной жизни, глубокая обрисовка героических характеров, воспитывающая сознание зрителей.

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/istoriya-teatra/

1. Барбич В.М. Плетнева Г.С. Зрелища древнего мира.

2. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Элады, и его значение для современности.

3. Колпинский Ю.Д. Искусство эгейского мира и Древней Греции.

4. Колпинский Ю.Д. По Греции и Италии.

5. Опочинская А.И. Греческий театр и римский амфитеатр

// Архитектура и строительство России , 1993 №314, стр. 43.

6. Полевой В.М. Искусство Греции.

7. Театральная энциклопедия, т. 2, с. 528-544.

8. Эрмитаж. Ленинград. Культура и искусство Древней Греции.