^
§ 1. Художественная природа кинематографа
Кино — сравнительно молодо. Ему чуть больше ста лет — младенческий возраст по сравнению с традиционными искусствами: музыкой, живописью, литературой, хореографией, театром, история которых исчисляется тысячелетиями. Тем не менее за этот срок оно умудрилось проделать стремительный путь от технического аттракциона до полноправного искусства, отличающегося очевидной художественной самобытностью. Кино выросло из ярмарочного балагана и поначалу снисходительно рассматривалось как примитивное развлечение для простонародья. Однако вскоре выяснилось, что в нем заключен немалый художественный потенциал, проявившийся уже в ранних немых фильмах Д. У. Гриффита, Ч. Чаплина и С. Эйзенштейна. По универсальности отражения жизни сегодняшний кинематограф приблизился к литературе.
Появление кино было обусловлено не только достижениями научно-технического прогресса, оно было вызвано к жизни прежде всего потребностями развития художественной культуры. Речь идет о давней мечте человека «оживить» изображение и дать зрительным образам еще одно измерение — временное. Кроме того следует отметить характерное для искусства на рубеже девятнадцатого-двадца-того веков стремление к предельной документально-фотографической достоверности, натуральности художественного образа, его абсолютной внешней адекватности реальной действительности. Была и еще одна причина — социально-педагогического характера: потребность общества в массовых формах культуры как средстве социализации и организации досуга, что стало особенно актуальным в связи с невиданными прежде масштабами миграции населения из села в город, из страны в страну, с континента на континент.
Кино, благодаря своим специфическим возможностям, смогло Удовлетворить все эти потребности, явившись одновременно и дешевым массовым зрелищем, и влиятельным фактором социализации, а впоследствии и доступным широкой аудитории новым, стремительно Развивающимся видом искусства.
кино — искусство синтетическое,
Анализируя внутреннее строение мира искусств, М. С. Каган выделяет по способу формообразования три класса искусств: пространственные, временные и пространственно-временные. К пространственным относятся статично-вещественные изобразительные и архитектонические искусства, к временным — словесные и музыкальные, бытие которых носит процессуальный, внепространст-венный характер, а совокупность пространственно-временных составляют семейства актерских и хореографических искусств, воссоз-1 дающих свойственное жизненной реальности единство материальной предметности и процессуальности [16, с. 326-330].
Искусство как сфера культуры: виды и функции
... или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу. Искусство как сфера культуры Искусство - это сфера духовно-практической деятельности ... действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь. Художественный образ - это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, ... и проч. Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. ...
Киноискусство интегрирует художественные возможности и пространственных, и временных, и пространственно-временных искусств, являя собой новый синтетический вид искусства, образы которого, функционируя в координатах пространства и времени, создают уникальную художественную модель жизни во всем многообразии ее социальных и духовных проявлений.
синтез искусств и техники.
Вот почему после сравнительно недолгого периода упоения своими уникальными возможностями фиксации движущейся реаль-
40
ности кино начинает осваивать опыт старших искусств и все шире использует их выразительные средства. В считанные годы оно прошло путь от фотографической регистрации факта прибытия поезда по попыток экранизировать шедевры мировой литературы. Уже в 1907-1909 годы в западноевропейских странах появились киноверсии «Гамлета», «Отелло», «Ромео и Джульетты», чуть позже — романов В. Гюго, Э. Золя и другие, в России в 1914 году была выпущена четырнадцатиминутная «Анна Каренина», а в 1915 году — двадцатитрехминутная «Война и мир». Ясно, что это были не более чем иллюстрации, браться за такие произведения было по меньшей мере нахальством. Однако предпринятые усилия, несмотря на более чем скромные результаты, не оказались напрасными. Они стимулировали энергичное развитие кинематографа, поиск им новых выразительных средств, активное взаимодействие со смежными искусствами.
Синтез разноплановых художественных элементов в кинообразе не был их механической суммой, а представлял собой новое эстетическое целое, функционирующее по своим собственным законам. Специфика кино как целого обусловила и специфику его составных частей. Перед каждым из слагаемых киносинтеза — литературой, изобразительным искусством, актерской игрой, музыкой — были поставлены новые художественные задачи. И в результате в структуре кинопроизведения они выступили уже в новом качестве: появились новый род литературы — кинодраматургия, новая разновидность музыки -киномузыка, новый стиль актерской игры. Соответственно возникли новые творческие профессии, связанные с кино: кинодраматург (сценарист), киноактер, кинооператор и так далее.
Каждое из искусств, входящих в киносинтез, остается самим собой, но приобретает, как было сказано, новое качество. Разнородные элементы фильма взаимопроникают друг в друга, рождая целостные экранные образы, которые лишь умозрительно можно разъять на их составляющие. В самом фильме ни один из его компонентов не имеет автономии, хотя вне фильма они могут быть представлены как относительно самостоятельные явления: киноэскизы экспонируются на выставках, киномузыка звучит в концертах и грамзаписи, киносценарии публикуются в альманахах, журналах, отдельными изданиями, кинофестивалях премий удостаиваются как фильмы в целом, так отдельные участники коллективного кинотворчества. Существуют премии за лучший сценарий, за лучшую актерскую работу, оператор-
Роль искусства в жизни человека — -рассуждение
... zhizni-cheloveka/ Сочинение на тему «Роль искусства в жизни человека» Многие пренебрегают искусством и не ... кино, телевидения и видео. Они стали главными кумирами молодежи. И прекрасно, если это доброе, гуманное начало, т. е. истинное искусство с вековыми традициями. Но если на наши экраны ... фильм не заменит общения с книгой, музыкой, живописью. Искусство вечно и прекрасно, потому что несет красоту и ...
41
ское искусство, за костюмы… И все же в образной структуре фильм
все его слагаемые находятся в единстве, формируя целостную картину мира.
В то же время в конкретном кинопроизведении тот или иной и вышеназванных элементов киносинтеза в силу определенных худо-жественных задач может вообще не быть представлен: в фильме, на пример, может отсутствовать музыка или звучащее слово.
литературно-повествовательный
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-kino-kak-vid-iskusstva/
Обогатив себя выразительными средствами смежных искусств, кино оказалось перед необходимостью определить: а в чем все-таки заключается его эстетическая первооснова? Без каких компонентов оно может обойтись, не перестав быть самим собой? И оказалось, что в принципе можно обойтись и без слова, и без актера, и без декораций, и без музыки. Конечно, все эти выразительные средства обогащают кинообраз, делают его более содержательным и многогранным, и современное киноискусство от них, естественно, не отказывается. Речь идет о принципиальной возможности сделать фильм «чистыми» кинематографическими средствами.
Кинорежиссер Отар Иоселиани как-то рассказал о своей попы ткеснять десятиминутный немой фильм… про воду. Оператор снимал дождь, капли, падающие с крыш, снегопад, снегом покрытые гор долины, снежные обвалы и лавины — все это таяло, текло, превращалось в бурные потоки, которые бежали с гор, сливались в ручей
чушки, реки; он снимал половодье, затопленные дома, деревья -все это превращалось в большую реку, которая текла широко и спокойно, приближаясь к устью, потом была дельта и было море. Этим фильм кончался. И рассказав это, режиссер подчеркнул: многие явления, сколько их ни описывай, не производят никакого впечатления; но зато они производят сильнейшее впечатление, когда разворачиваются перед зрителями на экране в определенном темпе, ритме, имея свой тональный рисунок.
Теперь обратимся к другому синтетическому искусству — театру. От чего может отказаться театр, чем он может пожертвовать, не утратив при этом своей сущности? В принципе театр может обойтись без сцены, декораций, костюмов, музыки, даже звучащего слова, ограничившись пантомимой. Без одного лишь не может — без актера. В актерском творчестве, осуществляемом на глазах у зрителя в непосредственном взаимодействии с ним, и заключена природа театра. В кино же, как считает режиссер М. Антониони, «актер — это элемент изображения, и далеко не всегда самый важный» [3, с. 182-183]. Больше того, как убедительно показал О. Иоселиани, кино может вообще отказаться от актера, от человека в кадре, и это все равно будет кино. Однако физическое отсутствие на экране человека-актера не следует трактовать как безразличие кино к человеку. По сути дела, кинематограф — это особый способ трансляции духовной информации, который осуществим и без человека-актера, и без звучащей речи — опосредованно, через изображение природной среды. Мир на экране — это всегда «очеловеченный» мир, увиденный сквозь призму человеческих идеалов и отношений.
предметом киноискусства
Развитие кино, музыки в ХХ веке
... века, политический и экономический кризис начала нового столетия, как ни странно способствовали образованию нового синтеза, обусловившего проникновение в музыку других видов искусств: ... музыке - на ее звуковую организованность, отрекаясь прежде всего от мелодии и гармонии; в театре - на предметность декораций и ... принадлежащих к этой «ветви» в искусстве на рубеже 19 -20 столетий. Их поиски нового не ...
А. Тарковский писал, что кинематографу «удается зафиксировать время в его внешних, чувственно постигаемых приметах. Поэтому
42
43
время в кинематографе становится основой основ, подобно тому, как в музыке такой основой оказывается звук, в живописи — цвет, в драме -характер» [41, с. 91]. Течение времени передается на экране изменением запечатлеваемой реальности, ее объектов и явлений, будь то распускающийся или увядающий цветок, порыв ветра, оставляющий рябь на поверхности озера, или падающая и вдребезги разбивающаяся чашка.
звукозрительное
фотографической
Кино нередко воспринимается как сама жизнь, схваченная врасплох, «увиденная из окна». Но это не так: жизнь на экране смоделирована по законам искусства. Кинообраз может вообще не иметь прототипа в реальности, а быть сконструирован из ее элементов, запечатленных на пленке. Кино, в отличие от театра, способно убедетельно и достоверно представить то, чего никогда не было как события, как факта, чего в принципе не могло быть в реальном мире, было создано за монтажным столом или с помощью компьютерной графики.
«Режиссер театральный, — подчеркивал В. Пудовкин, — имеет дело реальной действительностью, которую он может деформировать, лишь оставаясь все время в пределах законов действительного, реального пространства и времени. Режиссер же кинематографический своим материалом имеет снятую пленку. Материал, из которого он создает свои произведения, — не живые люди, не настоящий пейзаж, не реальная действительная декорация, а лишь их изображения, заснятые на отдельных кусках пленки, которые могут им укорачиваться, изменяться и связываться между собой в любом порядке» [32, т. 1, с. 99]. Сказанное как раз и помогает понять главное различие между кино и театром, раскрывающее специфику этих искусств.
реальное событие,
Несмотря на привычность выражения «общение с экраном», о таковом можно говорить лишь условно, подразумевая, с одной стороны, воздействие кинопроизведения на зрителя, а с другой — эмоциональный отклик последнего, мысленный диалог с создателями фильма, активность и взволнованность восприятия, что, однако, никак не может повлиять на творческий процесс. Перед кинозрителем предстает его завершенный и окончательный результат. Кинемато-раф создает лишь иллюзию того, что экранные события происходят в момент их восприятия. В действительности же зритель имеет дело с изображением того, что ранее происходило на съемочной площадке- Впрочем, как уже отмечалось, то что зритель видит на экране,
44
45
может вообще не иметь никакого аналога в реальности, а являться продуктом манипуляций режиссера с кинопленкой. Подробнее эта особенность кинематографа будет рассмотрена в следующих параграфах.
После всего, что было сказано о своеобразии кино и театра как видов искусства, трудно согласиться с утверждением, что театр является наряду с литературой, музыкой, изобразительным искусством одним из слагаемых киносинтеза. Корректнее говорить не о театре в целом, а об отдельных его компонентах, пусть и ведущих, таких, скажем, как актерское творчество.
«Кино в жизни человека» — роль и значение в современном мире
... серию «Войны и мира» в 1966 году посмотрело 58 миллионов человек. Фильм стал лидером проката в СССР. Киноиндустрия сейчас Трудно переоценить роль кино в жизни человека, особенно сейчас, когда в эпоху интернета можно посмотреть ... сказать кратко о тех, кто воплощал их задумки на экранах — об актёрах. Часто их вклад в киноиндустрию изучается на уроках или парах мировой художественной культуры ...
«соперничества-содружества»,
Одним из важнейших условий синтеза искусств является, как пишет М. С. Каган, «появление некоего специфического объеди- няющего начала, некоей особой художественной энергии, которая была бы способна организовать возникающую сложную систему связать все ее грани воедино, в одно живое целое. В большинстве многоэлементных синтетических искусств — сценическом, киноис- кусстве, телеискусстве, радиоискусстве — эту роль выполняет творчество режиссера» [15, с. 374-375].
Основная функция режиссуры как раз и заключается в созданий из многочисленных слагаемых единой образной структуры, целостного произведения искусства.
^
46
Вот, что говорит о соотношении роли режиссера и актера в процессе работы над фильмом (это, впрочем, распространяется и на остальных участников съемочной группы) такой выдающийся мастер экрана, как М. Антониони: «Актер видит фильм глазами своего персонажа, но ведь в фильме есть и другие персонажи. А картину необходимо рассматривать как некое целое, и кому дано это право? Только режиссеру… Заметьте, я не пытаюсь преуменьшить роль актера в создании фильма. Но актер хорош именно настолько, насколько он способен понять замысел режиссера и точно выполнить все от него требуемое» [3, с. 183]. Поэтому вторым важнейшим условием режиссерского мастерства является умение увлечь своим замыслом всех участников творческого процесса, сделать их своими единомышленниками, направить и скоординировать их деятельность.
Естественно, что для этого необходимо быть разносторонне одаренным, обладающим высокой общей и кинематографической культурой человеком, умелым организатором, тонким педагогом.
замыслам —
Выдающаяся актриса Фаина Григорьевна Раневская любила повторять, что ее любимый режиссер… А. С. Пушкин. В этом высказывании «схвачена», пожалуй, самая суть режиссерской профессии. Режиссер – это, прежде всего, личность, духовный лидер, художник со своим неповторимым видением мира.
Режиссерское искусство — самостоятельный вид художественного творчества, однако оно существует лишь в союзе с творчеством сценариста, актера, художника, оператора, композитора. «В качестве орудия производства в руке у него, — пишет о режиссере М. Ромм, — кисть и палитра, не мрамор и резец, не перо и бумага, а живые люди. Лепить произведение искусства, пользуясь в качестве своего орудия живыми людьми, а не мертвыми инструментами, настолько
47
Итак, кино — искусство синтетическое, пространственно-временное, звукозрительное, объединившее на технической основе в одно качественно новое художественное целое выразительные возможности многих искусств.
Чтобы глубже осмыслить эстетическое своеобразие кинематографа и научиться компетентно разбираться в его произведениях, нужно подробнее ознакомиться с каждым из слагаемых киносинтеза, уяснив его специфику и роль в структуре фильма, с выразительными средствами кино, которые в совокупности составляют его образный язык.
Кино — как синтетический вид искусства
... различий между изобразительным искусством и поэзией. Процесс самоопределения эстетики как науки совпал ... относительны. 1.2 Самое молодое искусство Самое молодое искусство - кино настойчиво стремится опре ... помощью специфических художественных средств игрового фильма воспроизведение жизненного материала на ... людей - сложно и многообразно выражают свою видовую определенность. Каждый из видов искусств ...
^
-
Вайсфелъд И.В. Кино как вид искусства. М.: Знание, 1983.
-
Ждан В. Эстетика экрана и взаимодействие искусств. М.: Искусство, 1987.
-
Нечай О.Ф. Основы киноискусства. М.: Просвещение, 1989.
-
Ромм М.И. Беседы о кинорежиссуре. М.: Бюро пропаганды совет, киноискусства, 1975.
-
Сахновский-Панкеев В.А. Соперничество-содружество: Театр и кино. Опыт сравнительного анализа. Л.: Искусство, 1979.
-
Тарковский А. О кинообразе // Искусство кино. 1979. № 3. С. 80-93.
48
2. Литературная основа кинопроизведения, творчество актера и художника
Литературной основой фильма является киносценарий, который, по мнению М. С. Кагана, представляет собой особый род литературы, синтезирующий эпос, лирику и драму [16, с. 356]. Однако для кинематографического воплощения литературных образов последним должен быть найден экранный, пластический, визуально воспринимаемый аналог.
Литература, как известно, — искусство словесное. Литературный образ есть результат восприятия некой словесной конструкции, которая, возбуждая воображение читателя, формирует в его сознании представление об объектах и явлениях отражаемой действительности. Слово как средство описания универсально, ему подвластны и внешний мир, и душевная жизнь человека. Однако словесная изобразительность носит косвенный характер: совокупность взаимосвязанных слов, каждое из которых является обозначением общего, вызывает в конечном счете представление о единичном (например, нос длинный, тонкий, с небольшой горбинкой и так далее).
И все же словесный образ не способен передать индивидуальную конкретность изображаемого с той степенью адекватности и наглядности, какая доступна изобразительному искусству и кино.
словесный,
Обычно слово участвует в формировании кинообраза в качестве речи персонажа. Но то что говорят герои может быть несущественно. Слова порой скрывают, а не выражают мысли человека. На экране более важными, чем реплики персонажей, часто оказываются их жесты, взгляды, действия, общее настроение сцены.
Когда на экране художественная реальность организуется по законам кино, а не литературы, то она постигается чувственно, непосредственно, что вовсе не есть синоним бездумности. В данном случае из чувственного восприятия звукозрительных образов, картин жизни выкристаллизовывается мысль, возникает понимание смысла увиденного. В кино, как правило, чувство порождает мысль, в литературе обычно наоборот. Не случайно бытует такое понятие, как «чувство кино». Речь идет о способности создавать и воспринимать подлинно кинематографическую форму.
А. Тарковский в статье «Запечатленное время» привел в качестве примера истинной кинематографичности эпизод из фильма «Семь самураев». «Средневековая японская деревня. Идет схватка всадников с пешими самураями. Сильный дождь — все в грязи. На самураях старояпонская одежда, высоко обнажающая ноги, залепленные грязью. И когда один из самураев, убитый, падает — мы видим, как дождь смывает эту грязь, и его нога становится белой. Белой как мрамор. Человек мертв! — это образ, который есть факт. Он чист от символики, и это образ» [40, с. 92].
Логика изображения (по фильмам Вима Вендерса и Йоса Стеллинга)
... в фильмах Вендерса и Стеллинга. Также я читаю различные интервью или собственные сочинения этих режиссеров, где они рассказывают о своих фильмах, идеях, принципах (в случае с Вендерсом я ориентируюсь на его книгу - «Логика изображения», ... художника, режиссера, ... кино именно как об искусстве, а не как о коммерческом предприятии. Хотя теперь уже фильмы Вендерса и Стеллинга выходят на больших экранах, ...
С помощью слова, особенно поэтического, можно выразить широчайший диапазон чувств и переживаний человека, но здесь возможности слова ограничены и уступают музыке, которая является уникальным способом прямого, непосредственного выражения чувств, настроений, тончайших оттенков душевных состояний человека. Вот почему тщетны попытки «пересказать» музыку словами. В лучшем случае удается выразить свое впечатление от нее.
Уступая зрелищным искусствам в изобразительной конкретности, а музыке в непосредственности выражения чувств, литература обладает собственными художественными возможностями, в которых ей нет равных. Сила и специфика литературы, как отмечает Ю. Андреев, заключается в той многозначности и всеохватности мира, которую несет в себе слово — реальный знак всепроникающей человеческой мысли. Уникальна способность литературы к воссозданию одновременно и внутреннего мира человека, и его физического! бытия, и анализа его духа, и синтеза обстоятельств его общественной! жизни [1, с. 53]. Тем не менее, на экране мысль не может предстать в своем литературном обличьи, она должна быть переведена на пластический, звукозрительный язык кино.
50
драматургическая
В отличие от пьесы, целиком состоящей из диалогов и монологов, киносценарий может представлять собой запись последовательно сменяющих друг друга эпизодов в их предполагаемом экранном воплощении. Хороший сценарий заключает в себе прообраз будущей картины, он апеллирует к воображению читателя, к его «внутреннему зрению». Чтение сценария — это способ образного проектирования фильма, хотя в принципе, киносценарий можно читать как обычное литературное произведение.
Отношения между литературой и кинематографом, между сценаристом и режиссером порой складываются конфликтно. Кинодраматурги сетуют на то, что пишут они одно, а на экране видят совсем другое, что иные режиссеры воспринимают сценарий не более чем повод для импровизации. Но получившееся «другое» может быть хуже, а может быть и лучше, чем литературная первооснова. Если съемки фильма — процесс творческий, а не репродуктивный, то на съемочной площадке что-то обязательно меняется, уточняется, иногда неожиданно приходит новое решение. Бывает, что сценарист продолжает работу с режиссером и во время съемки, корректируя сценарий, иногда довольно существенно.
Сценарий — литературный компонент фильма, но произведение киноискусства существует как единое целое. Когда фильм снят, сценарий в нем, условно говоря, растворяется или, как однажды это сформулировала режиссер Д. Асанова, «сценарий умирает в фильме, но рождается кино!»
Теперь об актере. Профессия киноактера является разновидностью актерского творчества, суть которого — перевоплощение в другого человека — едина и в кино, и в театре, и на телевидении. Поэтому Многие видные театральные актеры, например М. Ульянов, О. Табаков, О. Янковский, более чем успешно совмещают сценическую дея-
51
средства создания образа,
В самом деле, почему в театре непрофессионал, предложи ему серьезную роль, окажется совершенно беспомощным, а в кино сплошь и рядом великолепно играют «люди с улицы», дети и даже… животные?
Объясняется это прежде всего тем, что на сцене актер создает образ, обходясь без посредников, пользуясь собственными пластическими и речевыми средствами. В кино же определенную часть работ за актера, даже очень хорошего, делает режиссер, естественно с опе- ратором и другими участниками съемочной группы. При этом творческий процесс вовлекаются такие средства кинообразности, к монтаж, композиция кадра, движение камеры, скорость съемки, музыка и так далее.
Еще на заре кинематографа режиссер Л. Кулешов проделал экс еримент, раскрывший монтажную природу киноискусства. Один тот же кадр с лицом знаменитого актера немого кино Ивана Мозжухина он склеил поочередно с тремя другими кадрами: тарелка суп, женщина в гробу, ребенок с игрушкой. Эффект демонстрации эти комбинаций был потрясающим. Зрители восхищались игрой актера тем, как ему удалось передать столь разные состояния: голод, горе радость. Режиссерский монтаж оказался способным создавать иллюзию актерской игры.
Так что простодушные зрительские похвалы «игре» Мухтара или Бима следует переадресовать прежде всего режиссеру. Это он спровоцировал на съемочной площадке такие реакции «исполнителя» которые затем, после монтажной обработки отснятых кадров, стал восприниматься как «жизнь в образе», приобрели значение, соответствующее фабуле произведения.
теория «типажа»,
итальянскими неореалистами. И сегодня стремление к правде, к предельной достоверности и узнаваемости побуждает многих режиссеров использовать типажную выразительность и убедительность непрофессионалов, будь то жители алтайского села у В. Шукшина или «трудные» подростки у Д. Асановой.
Правда иногда, хотя и крайне редко, случается, что непрофессиональные исполнители снимаются не только во второстепенных, но и главных ролях. Так, в фильме Витторио Де Сика «Похитители велосипедов» безработного играл никогда прежде не снимавшийся в кино… безработный. В общем-то и не играл, а просто оставался самим собой в предложенных сценаристом обстоятельствах. Но вот в фильме «Взлет» в роли К. Э. Циолковского снялся известный поэт Е. Евтушенко, а в фильме «Пацаны» роль воспитателя Антонова замечательно сыграл сценарист В. Приемыхов. Думается, что выбор на эти роли определили не столько их внешние данные, сколько духовная значимость и человеческая самобытность, плюс незаурядные актерские способности. По сути дела — это требования, которым должен отвечать профессиональный киноактер.
Когда перед постановщиком картины стоит задача воспроизведения сложных, неоднозначных характеров, данных в становлении, развитии, внешнего соответствия оказывается мало. С такой творческой задачей под силу справиться только опытному профессиональному исполнителю, обладающему талантом перевоплощения и высокой актерской культурой. Профессиональное мастерство киноактера заключается не только в способности перевоплощения, — киноактеру нужно много уметь, например ездить верхом, плавать, водить машину… В отличие от актера театрального актеру кино приходится работать в натуральных, иногда исключительно тяжелых и даже связанных с риском для жизни условиях, как писал М. Ромм, «в жаре и в холоде, по горло в воде или над пропастью, среди тысячной толпы зевак или в пустыне». Режиссер вспоминал о работе над фильмом
Тринадцать», который снимался в пустыне, в песках, в невыносимую жару: «Нас выехало из Москвы чуть ли не пятьдесят человек, а к концу съемки осталось меньше половины: кто заболел, кто просто не в силах был работать… Один раз я видел, как двое из них плакали. были взрослые, серьезные, здоровые мужики, но они плакали как дети, настолько им было трудно» [35, с. 223-224]. Только абсолютно
несведущему человеку актерская жизнь представляется
52
53
сплошным праздником: премьеры, овации, цветы, интервью, поклонники… Труд актера тяжел, требует хорошей физической подго- товки, работоспособности, а иногда самоотверженности. И хотя в сложных ситуациях на помощь приходят каскадеры, многие из кино- актеров даже самые рискованные трюки предпочитают исполнять сами, считая это одним из требований профессионализма.
^ существенно отличается от размеренной, последовательной работы театральных коллег и связан на с немалыми творческими трудностями. В кино, как правило, значительно сокращен, по сравнению с театром, репетиционный период.. Роль дробится на небольшие куски, которые вопреки всякой хроно- логии, снимаются иногда в совершенно фантастической последовава- тельности. Н. Черкасов рассказывал о своей работе в фильме «Петр I” «С ролью Алексея в «Петре»… было трудно. Я избил Евросинью на постели в январе 1936 года; в феврале я пробежал за нею по комнатам замка; в августе я продолжил эту сцену, пробежал по лестнице, и только в октябре разыграл с Евросиньей финальную сцену — диалог и истерику Алексея. Нужно было большое напряжение, чтобы сохранить незыблемыми внешность, интонации, ритм движения сцены, которая промелькнет на экране одну минуту» [8, с. 42].
В отличие от театрального актера, который и после премьер продолжает работу над ролью, совершенствуя ее, обогащая новым красками, киноактер после завершения съемок лишен возможности что-либо изменить. Более того, каждый эпизод фильма имеет не сколько вариантов — дублей, и на то, какой из них выберет режиссер как его интерпретирует в монтаже, актер повлиять не может.
манера актерской игры.
Театральное зрелище рассчитано, как принято говорить, на девятый ряд партера, что обусловливает и особую «театральную» манер исполнения, известное педалирование речи, жеста, мимики. Кино в это противопоказано. Напротив, крупный план позволяет актеру работать на полутонах, донося до зрителя тончайшие нюансы игры.
Таким образом, исполнительское искусство актера в кинематографе обладает своей несомненной спецификой, определяемой художественным своеобразием этого вида искусства в целом.
Значение актера в современном кино невозможно переоценить. Выбор исполнителя имеет нередко концептуальный смысл, как это было, например, с Юрием Никулиным в роли Лопатина («Двадцать пней без войны»), и в решающей мере предопределяет судьбу картины. Произведения киноискусства входят в историю кино с именем режиссера-постановщика, но в зрительской памяти их названия вызывают прежде всего образы полюбившихся героев, мастерские актерские работы.
^
Изобразительный комплекс спектакля складывается из декораций, разнообразных сценических конструкций, реквизита, костюмов, внешнего облика действующих лиц, что создается усилиями художников, бутафоров, костюмеров и гримеров. Все перечисленное есть и в кино.
Работа художника и в театре, и в кино начинается с эскизов, которые являются визуальным прообразом спектакля или фильма. Толчок к пластическому замыслу дается драматургией и видением режиссера-постановщика. Художник же должен реализовать этот замысел и на этапе создания эскизов, и на этапе их сценического или экранного воплощения. В чем же тогда специфика, различия?
Эстетика театра допускает предельную условность изобразительного решения, вплоть до полного отсутствия декораций или, в лучшем случае, образно-символических намеков на место действия, эпоху. Оформление спектакля может быть чисто функциональным, то есть удобным для построения мизансцен, а может — эмоционально насыщенным, создающим настрой, созвучный характеру действия. Кино же по своей природе фотографически конкретно, и в этом смысле все в фильме должно быть безусловным: и дерево, и солнце, и река.
Работа художника в кино в силу специфики киноизображения вообще редко осознается. В театре декорации сразу бросаются в гла- За > их рассматривают, ими любуются. Труд художника на экране, по
54
55
мнению Г. Козинцева, должен быть незаметным. Ведь возглас: «Посмотрите, какая хорошая декорация!» — убивает фильм наповал [20, с. 264].
Однако кино, как и всякое искусство, обладает своей условностью и поэтому, скажем, мюзикл, комедия или сказка требуют иного изобразительного решения, чем социальная драма или исторический фильм. Зритель это улавливает и охотно соглашается с жанровой условностью сказочно-фантастического оформления места действия, которое, тем не менее, должно обладать привычной для кинематографа фактурной подлинностью. Последнее совсем не обязательно для театра, где прием может быть демонстративно обнажен. Экран же допускает обнажение приема как исключение, наполняя это всякий раз особым смыслом, как, скажем, в фильме С. Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа». В этой картине нарисованные двухмерные декорации являли собой пластический эквивалент неодухотворенного и фальшивого мира, с которым контрастировала глубокая человеческая и творческая драма, переживаемая Чеховым и Ликой Мизиновой.
Как известно, современный фильм снимается не только в декорациях, выстроенных в павильоне, но и на натуре. И тогда местом действия оказываются реальные, а не декоративные горы, лес, море. Съемки ведутся на многолюдной улице и в вагоне метро, в интерьере учреждения и на фоне исторических достопримечательностей. В этих случаях одной из задач художника и других участников съемочной группы является точный выбор натуры. Порой счастливо найденная натура дает ключ к решению всего эпизода. Сценария А. Александров вспоминает, как однажды он вместе с художников фильма «Серафим Полубес и другие жители Земли» Л.Кусаковой режиссером и оператором приехали на выбранное ею место съемки: «Они только глянули на реку, на ее поворот, на омут, где крутилась темная вода, на заросшие ивняком берега и чуть ли не в один голос сказали: «Все, Мила, можешь быть свободна!» Перед нами был каш из фильма» [31, с. 89].
Но так бывает редко. Как правило, натура корректируется, дополняется, подгримировывается в соответствии с замыслом постановщиков. А. Герман рассказывает, что одно из будущих мест съемки фильма «Мой друг Иван Лапшин» он нашел в архиве. Увидел там вырезку из газеты начала тридцатых годов со снимками деревянной арки, гипсовых пионеров, пляшущих у фонтана, с сообщением, что
56
вот замечательные сооружения воздвигнуты в Астрахани. Естественно, надежды на то, что все это сохранилось было мало. Но приехав в город, режиссер к своему изумлению обнаружил всю эту
«красоту». Художнику фильма Ю. Пугачу осталось только «довести»
декорацию . украсить арку гирляндой лампочек, повесить портреты
и так далее.
Иногда место съемок подвергается весьма существенному преобразованию, вплоть до имитации иного времени года. В «Александре Невском» С. Эйзенштейна кадры Ледового побоища были в основном сняты летом на территории «Мосфильма». Нафталином и измельченным стеклом имитировали лед. А в «Утомленных солнцем» Н. Михалкова оголенные ветки осенних деревьев были покрыты фантастическим количеством зеленых листиков, создавших на экране полное впечатление лета.
На натуре строятся необходимые декоративные объекты, что уже является в большей мере искусством архитектурным. Так, например, для фильма С. Соловьева «Станционный смотритель» по эскизу художника А. Борисова был выстроен дом смотрителя, а для последнего фильма С. Бондарчука — экранизации «Тихого Дона» — казацкая станица почти в натуральную величину.
Профессия художника в кинематографе предполагает не только создание эскизов, но и их адекватную реализацию, поэтому место его деятельности не только у мольберта, а и на стройке объектов, в пошивочной мастерской, в бутафорском цехе. Профессия художника в кино требует универсальности: надо быть и архитектором, и дизайнером, и реквизитором, и прорабом. Особо требовательные к себе и другим художники добиваются максимального соответствия декораций своему эскизному замыслу и порой сами берут в руки пилу или молоток. Так, например, уже упоминавшийся замечательный художник А. Борисов построил для фильма «Сто лет после детства» на натуре удивительную купальню. По свидетельству С. Соловьева, он каждую доску отыскал где-то сам. Подогнал куски старого дерева ДРУГ к другу, получил нужный цвет, тон, фактуру. Нашел под Калугой пляж именно такой, как замышлялось — с каким-то африканским желтым песком, таким странным среди влажной, неяркой, глубокой зелени средней полосы России. И возник на экране особый мир -светлый, поэтический, беззаботный и в то же время ностальгически Пе чальный — мир прощания с детством.
57
События кинопроизведения развиваются в определенном при- родном пространстве и социуме. Художник создает на экране среду, в которой живут герои, организует пространство фильма и заполняет его необходимым антуражем: вещами и предметами, характеризую- щими эпоху, географию и социокультурные обстоятельства действия. Основная сложность воссоздания среды заключается в том, что она должна быть представлена во всей ее полноте и конкретности, «заселенности и обжитости», предельно точно и достоверно.
Кино в отличие от театра не терпит бутафорской условности. Поэтому создание материально-вещественной среды фильма порой требует специальной поисковой работы, отличающейся музейной скрупулезностью и бескомпромиссностью. Потрясающие своей до- кументальной достоверностью, подлинностью, погружающие зрителя в атмосферу времени фильмы А. Германа достигают этого эффекта благодаря тщательной организации среды, в которой существуют герои. Режиссер вспоминает о работе над фильмом «Двадцать дней без войны»: «Через ташкентские газеты, через ленинградское радио, через комиссионные магазины, мы обратились с просьбой нести к нам одежду, сохранившуюся со времен войны. Платили за нее буквально копейки, у нас не было возможности платить больше, но люди все равно почти задаром отдавали нам совершенно бесценные уникальные вещи — ботинки, платья, женские пальто, перешитые из немецких шинелей» [22, с. 126].
Точно и бережно воссозданная на экране предметная среда создает у зрителей ощущение абсолютной правды, подлинности происходящего, а кроме того она «заряжает» самих исполнителей, обеспечивает им необходимое творческое самочувствие. Приступая к съемкам «Лапшина» тот же А. Герман заполнил комнату на студии разной мебелью, вещами тридцатых годов: кроватями, стульями, столами, телефонными аппаратами, графинами, керосинками… Принес из дома отцовскую пишущую машинку, глобус, мамину фотографию. Это помогало ощутить себя в том времени. Потом, уже на стадии съемок эти вещи заполнили пространство экрана, способствуя созданию уникальной германовской атмосферы времени, в котором зритель ощущает свое личное присутствие, причем не только на звукозрйтельном, но и без преувеличения на обонятельно-осязательном уровне. Такое впечатление, что каждый из фильмов А. Германа является не отражением реальности, а самим ее фактом. Однако это не бес-
58
образ среды, образ времени,
Немаловажна роль созданной художником среды, в которой происходит действие, для постижения характеров героев картины. Ведь образ человека формируется в кино не только актерскими средствами, «актер кино, — отмечал В. Пудовкин, — должен понимать, что куски пейзажа или какого-нибудь другого явления, предшествующего или следующего за куском его игры, входят несомненным компонентом в жизнь того образа, который будет восприниматься зрителем с экрана» [32, т. 1, с. 208]. Вещественно-предметная среда обитания персонажа порой характеризует его в не меньшей мере, чем поведение: в окружающих героя вещах запечатлены социальная биография их владельца, история рода, вкусы, индивидуальные склонности и привычки. Возьмем, к примеру, захламленную комнату Гии — героя фильма О. Иоселиани «Жил певчий дрозд», комнату, через которую можно пройти только боком: стопки книг, старинные часы, глобус, утюг, чучело совы, будильник, метроном… — все это слагаемые образа героя, важные для его понимания не меньше, чем слова и даже поступки.
кинооператор.
59
^
-
Вайсфельд И.В. . Кино как вид искусства. М: Знание, 1983.
-
Галаджева Г. Художник в кино. М.: Союзинформкино, 1981.
-
Ефимов Э. М. Замысел — фильм — зритель. М.: Искусство, 1987.
-
Нечай О. Ф. Основы киноискусства. М.: Просвещение, 1989.
-
Ромм М.И. Беседы о кинорежиссуре. М.: Бюро пропаганды сов. киноискусства, 1975.