Введение
Каждый период истории имеет свои актуальные темы. Современный мир переживает третью технологическую революцию. Реклама здесь возникает как функция производства, как индустрия производства образов. Она наделяет товары и услуги специфическими знаками, задает нормы престижного потребления.
Цель данной работы — выявление взаимосвязи изобразительного искусства и рекламы на примере творчества А. Тулуз-Лотрека и А. Мухи.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть специфику изобразительного искусства как вида творческой деятельности;
- выявить специфику живописи;
- рассмотреть историю взаимодействия изобразительного искусства и рекламы;
- рассмотреть творчество известных художников в сфере рекламы;
- выявить специфику творчества А. Тулуз-Лотрека в рекламе;
- выявить специфику творчества А. Мухи в рекламе.
Объект исследования — изобразительное творчество в рекламе.
Предмет исследования — творчество А. Тулуз-Лотрека и А. Мухи в рекламе.
Изобразительное искусство как вид творческой деятельности
Изобразительное искусство является чрезвычайно многогранным и разнообразным видом творческой деятельности. В его рамках художники могут выражать свои мысли и идеи, а также передавать эмоции и чувства. Изобразительное искусство объединяет многие искусственные формы выражения, такие как живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, фотографию и т.д.
Специфика живописи
Живопись – это один из видов изобразительного искусства, который представляет собой искусство рисования, на протяжении всей истории развивавшееся в буквальном смысле слова параллельно с другими видами изобразительного искусства. В живописи основной материал для работы — краски на различных носителях — холстах, досках, стенах. Кроме материала, основными элементами являются цвет, линия, форма или текстура.
История взаимодействия изобразительного искусства и рекламы
Изобразительное искусство и реклама взаимодействуют уже многие столетия. Известно, что реклама существовала задолго до того, как появились средства массовой информации, а значит она использовала графические изображения, которые призваны были привлечь внимание к определенному продукту. Первые рекламные объявления выглядели как вывески над витринами магазинов — они будили любопытство, привлекали внимание покупателей и становились первой ступенью к покупке. Со временем рекламный текст включил в себя описания товаров, а затем их свойства и преимущества перед конкурентами.
Реклама и искусство, их взаимодействие и взаимосвязь
... называться произведениями искусства Однако достижение рекламой уровня искусства можно рассматривать и с негативной точки зрения, поскольку реклама сама по себе - один из величайших обманов современной ... оперативной общеполезной информации. Исходная форма «обрастает» богатым набором словесных, звуковых, изобразительных приемов, создающих рекламные образы (имиджи) и специфически рекламные тексты, чья ...
Творчество известных художников в сфере рекламы
Один из первых художников, успешно применивших свои навыки в рекламе, был Жан Мишель Баския. Он создал афишу для оперы в 1868 году и с тех пор начал создавать обложки для книг и журналов. С течением времени все больше художников начали заняться рекламной деятельностью, благодаря тому, что они имели свой индивидуальный стиль.
Творчество А. Тулуз-Лотрека в рекламе
Одним из наиболее известных художников, занимавшимся рекламой, был Анри де Тулуз-Лотрек. Он смог воплотить в жизнь инновационные идеи рекламы, придавая ей не только функциональный, но и искусственный аспект. Его работы отличались необычными колоритными и ритмическими композициями, характерными для лучших образцов искусства того времени. В живописных работах Тулуз-Лотрека можно увидеть ярко очерченные контуры, изящные фигуры, причудливые силуэты, замысловатые углы и интересные сочетания цветов.
Творчество А. Мухи в рекламе
Известными рекламными работами культового художника Альфонса Мухи являются стильные литографии. Линии, формы и цвета, легко определяющие его стиль, нашли свое отражение в рекламных постерах, на которых Муха изображал не только товары, но и французские заброшенные замки, а также известные зримости. Муха уверенно экспериментировал с разными стилями и методами, что позволяло ему создавать уникальные, узнаваемые произведения с особым «эстетическим» зарядом.
Работа разделена на введение, две главы, заключение и список использованной литературы. В первой главе рассматривается специфика изобразительного искусства как вида творческой деятельности, также выявляется специфика живописи и рассматривается история взаимодействия изобразительного искусства и рекламы.
Глава 1. Специфика изобразительного искусства
1. Изобразительное искусство как вид творческой деятельности
В данном разделе будем рассматривать специфику искусства и выявлять основные виды изобразительного искусства.
«Искусство — это форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения».
Критерии определения искусства могут быть различными и зависят от специфики культуры, контекста создания и восприятия произведений.
Широко понятие «искусство» может использоваться в двух значениях:
- Искусство как умение, мастерство и профессионализм.
- Искусство как творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений.
Объединяя эти значения, можно дать следующее определение искусства: художественная деятельность, основанная на мастерстве и умении. Искусством занимаются различные виды творчества, такие как литература, музыка, театр, изобразительное искусство, кино и телевидение, каждый из которых имеет свой уникальный язык выражения.
Литература использует искусство слова, музыка основана на звуковой гармонии, а кино и театр синтезируют литературу, музыку и игру актеров.
В изобразительном искусстве феномены окружающей жизни отображаются с помощью использования линий, тональных соотношений, цветовых сочетаний, объемных форм и ритмов, создавая эстетически выразительные формы.
Развитие художественных навыков учащихся детских школ искусств ...
... развитию художественных навыков. Структура и объем дипломной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения. 1. Теоретические основы развития художественных навыков учащихся детских школ искусств средствами пейзажной живописи 1 ...
2. Взаимодействие изобразительного искусства и рекламы
В данном разделе рассмотрим историю взаимодействия изобразительного искусства и рекламы, выявляя особенности этого взаимодействия.
Реклама, как вид коммуникации и продвижения товаров и услуг, неразрывно связана с изобразительным искусством. Художники часто привлекаются для создания привлекательных и запоминающихся образов, которые помогают рекламе достигать своих целей. В процессе развития рекламы появлялись новые техники и приемы, искусство живописи активно применялось в создании эффективных рекламных кампаний.
Анализируя взаимодействие изобразительного искусства и рекламы, мы сможем выявить влияние художественных приемов на эффективность рекламы и роль изобразительного искусства в формировании образов и мнений в современном обществе.
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство — комплекс пластических искусств, исходно связанных с созданием статических изображений и материальных форм. Произведения изобразительного искусства возникают в результате эстетического освоения визуальной сферы восприятия.
Изобразительные искусства классифицируют по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества. Это скульптура, живопись, графика, фотоискусство, цифровая живопись, компьютерная графика, декоративно-прикладное искусство, микроминиатюра, каллиграфия, дизайн, архитектура.
Для изобразительного искусства характерны произведения, эстетическая ценность и образность которых воспринимается чисто зрительно. Произведения изобразительного искусства могут быть беспредметны и даже нематериальны (заставка на экране, гарнитура книжного шрифта), но, независимо от материальности и предметности, типичные произведения изобразительного искусства обладают чертами объекта (ограниченностью в пространстве, стабильностью во времени).
Способность генерировать объекты — важнейшее свойство изобразительного искусства, связанное с его происхождением, определившее его историю и обуславливающее его развитие. Изобразительное искусство либо создаёт самостоятельные объекты, не имеющие утилитарной ценности (скульптура, живопись, графика, фотоискусство), либо эстетически организует объекты утилитарного назначения и информационные массивы (декоративно-прикладное искусство, дизайн).
Изобразительное искусство активно влияет на восприятие предметного окружения и виртуальной реальности.
Таким образом, для изобразительного искусства характерно отражение явлений действительности. Образов с помощью линий, тональных соотношений, цветовых сочетаний, объемных форм, ярких ритмов.
Специфика живописи как вид изобразительного искусства
Введение
Живопись – особый вид изобразительного искусства, который позволяет художнику воспроизводить мир с помощью красок, наносимых на твёрдую поверхность. В художественных произведениях живопись использует различные художественные приёмы, такие как цвет, рисунок, светотень, фактуры и композиция. Это позволяет передать разнообразие и красоту окружающего нас мира, а также выразить эмоции и настроения.
Живопись имеет широкие идейно-художественные возможности и играет важную роль в отражении и истолковании действительности. Она способна передать не только внешний вид зримых явлений, но и раскрыть сущность исторических процессов, внутренний мир человека и идеи.
Исследования. 1.1.ОСОБЕННОСТИ НАТЮРМОРТА КАК ВИДА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
... работ; 4) создать серию композиций натюрморта по теме исследования. 1.1.ОСОБЕННОСТИ НАТЮРМОРТА КАК ВИДА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. В изобразительном искусстве ... произведений в жанре натюрморта, позволяющими использовать в работах ... для акварельной живописи, для выполнения ... в натюрморте в образной форме могут быть переданы существенные стороны жизни, отражаться эпоха, важные исторические события. В ...
В этой статье будут рассмотрены основные жанры живописи, а также различные техники и материалы, которые используются художниками для создания произведений искусства.
Основные жанры живописи
Живопись охватывает широкий спектр жанров, каждый из которых имеет свои особенности и цели. Среди них:
- Исторический жанр: живопись, посвященная историческим событиям и персонажам. Она позволяет показать важные эпохи и моменты в истории и передать их значение и значение для нас.
- Бытовой жанр: живопись, в которой рассматривается обычная повседневная жизнь людей. Она позволяет показать различные сцены из жизни и передать эмоции и настроения людей.
- Батальный жанр: живопись, посвященная сражениям и битвам. Она позволяет передать драматизм и эмоции военных событий и показать героические деяния людей.
- Портрет: живопись, изображающая человека или группу людей. Она позволяет передать внешний вид и характер каждого человека, а также выразить его индивидуальность.
- Пейзаж: живопись, изображающая природные ландшафты. Она позволяет передать красоту природы и создать атмосферу и настроение.
- Натюрморт: живопись, изображающая неживые предметы, такие как фрукты, цветы, посуда и т.д. Она позволяет создать красивую композицию и передать особенности каждого объекта.
Техники и материалы
Живопись может использовать различные техники для создания произведений искусства. Некоторые из них:
- Масляная живопись: техника, в которой краски, смешанные с маслом, наносятся на полотно или другую поверхность. Она обладает яркими и насыщенными цветами и позволяет создавать различные текстуры и эффекты.
- Акварель: техника, в которой краски, смешанные с водой, наносятся на бумагу или картон. Она позволяет создавать прозрачные и легкие цвета и эффекты.
- Гуашь: техника, в которой краски, смешанные с водой и добавленными связующими, наносятся на бумагу или картон. Она позволяет создавать яркие и насыщенные цвета и эффекты.
- Темпера: техника, в которой краски, смешанные с яичным желтком или другим связующим, наносятся на поверхность. Она позволяет создавать яркие и прочные цвета и эффекты.
- Клеевая живопись: техника, в которой краски, смешанные с клеем, наносятся на поверхность. Она позволяет создавать яркие и насыщенные цвета и эффекты.
Кроме того, для создания живописных произведений художники часто используют различные материалы, такие как холст, картон, бумага, краски, кисти и многое другое.
Заключение
Живопись является особым видом изобразительного искусства, который позволяет передавать красоту и богатство мира с помощью красок и художественных приёмов. Она охватывает различные жанры и имеет широкий спектр техник и материалов, что позволяет художникам выразить свою индивидуальность и передать своё видение мира.
Цвет является наиболее специфическим для живописи выразительным средством. Его экспрессия, способность вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает изобразительные, выразительные и декоративные возможности живописи. В произведениях живописи цвет образует целостную систему (колорит).
«Живопись. Искусство цвета»
... красок - многослойная техника живописи.[1.с.52] 1.3. Цвет основа живописи Основное выразительное средство живописи – цвет – своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности живописи. В произведениях живописи ...
Обычно применяется ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также живопись оттенками одного цвета (монохромная).
Цветовая композиция обеспечивает определенное колористическое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь существенной частью его художественной структуры.
Другое выразительное средство живописи — рисунок (линия и светотень) вместе с цветом ритмически и композиционно организует изображение; линия отграничивает друг от друга объёмы, часто является конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов и их мельчайшие элементы. Светотень позволяет не только создать иллюзию объёмности изображений, передать степень освещения или затемнённости предметов, но и создаёт впечатление движения воздуха, света и тени.
Важную роль в живописи играет также красочное пятно или мазок художника, являющийся его основным техническим приёмом и позволяющий передать множество аспектов. Мазок способствует пластической, объёмной лепке формы, передаче её материального характера и фактуры, в сочетании с цветом воссоздаёт колористическое богатство реального мира. Характер мазка (гладкий, слитный или пастозный, раздельный, нервозный и т. п.) способствует также созданию эмоциональной атмосферы произведения, передаче непосредственного чувства и настроения художника, его отношения к изображённому.
Введение
Живописное изображение — это искусство передачи реальности через цвет, форму и линию. Одним из важных аспектов в живописи является пространственное восприятие. В этом исследовании мы будем рассматривать два типа живописного изображения: линейно-плоскостное и объемно-пространственное.
Линейно-плоскостное изображение
Для линейно-плоскостной живописи характерны плоские пятна локального цвета, очерченные выразительными контурами, четкие и ритмичные линии. Здесь используются условные способы пространственного построения и воспроизведения предметов, которые раскрывают зрителю смысловую логику изображения, размещение предметов в пространстве, но почти не нарушают двухмерность живописной плоскости.
Объемно-пространственное изображение
В живописи такого типа воспроизводятся цветом пространственные соотношения, создается иллюзия глубокого трехмерного пространства. Зрительно уничтожается живописная плоскость с помощью тональных градаций, воздушной и линейной перспективы. Объемные формы моделируются цветом и светотенью.
Использование выразительности линии и цвета
Оба типа изображений используют выразительность линии и цвета. Эффект объемности достигается градацией светлых и темных тонов, распределенных в четко ограниченном цветовом пятне. При этом колорит часто бывает пестрым, фигуры и предметы не сливаются с окружающим пространством в единое целое.
Тональная живопись
Тональная живопись позволяет показать тончайшие изменения как цвета, так и его тона в зависимости от освещения и взаимодействия рядом лежащих цветов. Общий тон объединяет предметы с окружающей их световоздушной средой и пространством.
Особенности живописи в культурах Востока
В живописи Китая, Японии, Кореи сложился особый тип пространственного изображения. Здесь возникает ощущение бесконечного пространства с уходящими вдаль и не сходящимися в глубине параллельными линиями. Фигуры и предметы почти лишены объема и их положение в пространстве показывается главным образом соотношением тонов.
Романтизм в живописи и литературе русских художников и поэтов ...
... на рубеже XVIII – XIX веков. Предметом изображения романтиков стал внутренний мир человека, мир его чувств и страстей. ... романтиками тема в литературе, получила свое развитие и в творчестве художников, а так как я увлеклась живописью, мне захотелось соединить поэтов и художников, ... поэтов-романтиков в сопоставлении с картинами художников; Ø найти точки соприкосновения; Ø обобщить и создать реферат с ...
Происхождение и развитие живописи
Живопись возникла в эпоху позднего палеолита, примерно 40-8 тысяч лет назад. Изначально, ее проявления можно наблюдать на наскальных росписях в различных регионах мира, таких как Южная Франция и Северная Испания. В то время художники использовали земляные краски, такие как охры, чёрную сажу и древесный уголь, чтобы создавать изображения при помощи расщеплённых палочек, кусочков меха и пальцев. На первых этапах развития живописи, изображения были преимущественно линейно-силуэтными, но уже можно было заметить некоторое моделирование объемов.
В живописи неолита уже можно наблюдать более развитые и абстрактно обобщенные представления о мире. Художники начали создавать изображения, связывая их в повествовательные циклы. В этот период появляются первые образы человека, которые становятся одной из основных тем живописи. Отчетливо выраженное композиционное начало в живописи неолита указывает на постепенное развитие и усовершенствование художественных навыков.
Структура живописи
Произведение живописи состоит из основы, такой как холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло или металл. Обычно основа покрыта грунтом, который служит подготовительным слоем перед нанесением красочного слоя. Красочный слой, в свою очередь, иногда защищен предохранительной пленкой лака.
Изобразительные и выразительные возможности живописи, а также особенности техники письма, зависят от свойств используемых красок. Свойства красок определяются степенью размельчения пигментов и характером связующих веществ. Также важную роль играет выбранный инструмент художника и применяемые разбавители. Поверхность основы и грунта, будь то гладкая или шероховатая, влияет на приемы наложения красок и фактуру произведений живописи. Цвет основы или грунта, который может просвечивать, также оказывает влияние на колорит произведения. Иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определенную роль в колористическом построении произведения.
Фактура красочного слоя произведения живописи может быть глянцевитой или матовой, слитной или прерывистой, гладкой или неровной. Художник может достичь необходимого цвета и оттенка как смешением красок на палитре, так и лессировками.
Процесс создания произведения живописи
Процесс создания картины или настенной росписи может разделяться на несколько стадий, особенно в средневековой темперной и классической масляной живописи. Эти стадии включают рисунок на грунте, подмалевки и лессировки. Они являются четкими и последовательными этапами работы художника.
Существует также живопись более импульсивного характера, которая позволяет художнику непосредственно и динамично воплощать свои жизненные впечатления. В таких случаях художник работает одновременно над рисунком, композицией, лепкой форм и колоритом, что позволяет ему свободно выражать свою творческую индивидуальность.
Русская пейзажная живопись 18-19 веков
... на окружающий мир — прекрасный мир природы. 2. Тенденции и особенности русской пейзажной живописи XVIII века. 2.1 Зарождение жанра пейзажа в России. В России XVIII веке зарождается класс пейзажа в петербургской Академии ... целостный образ России. Во второй половине XIX века серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А. Куинджи, ...
Развитие живописи в рабовладельческом обществе
Живопись рабовладельческого общества обладала уже развитой образной системой и богатыми техническими средствами. Она выступала в синтезе с архитектурой, особенно в Древнем Египте и древней Америке, где существовала монументальная живопись.
Монументальная живопись в этих обществах главным образом связана была с заупокойным культом и имела развёрнуто-повествовательный характер. В ней главное место занимало обобщённое и нередко схематическое изображение человека. Строгая канонизация изображений проявлялась в особенностях композиции и соотношении фигур, отражая господствующую в обществе жёсткую иерархию.
Однако, помимо канонизации, в древней живописи также присутствовали смелые и меткие жизненные наблюдения и обилие деталей, черпаемых из окружающего мира. В пейзажах, изображениях бытовой утвари, зверей и птиц отражалось обилие деталей и жизненность произведений.
Главными художественно-выразительными средствами древней живописи были контурная линия и цветовое пятно. Она обладала декоративными качествами, а её плоскостность подчёркивала гладь стены.
Развитие живописи в античную эпоху
В античную эпоху живопись выступала в художественном единстве с архитектурой и скульптурой, украшая храмы, жилища, гробницы и другие сооружения. Она служила не только культовым, но и светским целям, раскрывая новые возможности отображения действительности.
В античности появились принципы светотени, а также своеобразные варианты линейной и воздушной перспективы. Помимо мифологических сцен, в античной живописи появились бытовые и исторические сцены, пейзажи, портреты и натюрморты.
Античная фреска, которая выполнялась на многослойной штукатурке с примесью мраморной пыли в верхних слоях, отличалась блестящей, глянцевитой поверхностью.
В Древней Греции также развивалась станковая живопись, которая главным образом выполнялась на досках или реже на холсте, используя технику энкаустики. Некоторое представление об античной станковой живописи дают файюмские портреты.
Живопись в средние века
В средние века развивалось искусство живописи в разных регионах мира. В Западной Европе, Византии, на Руси, Кавказе и Балканах особенно популярна была религиозная живопись. Она включала в себя различные техники, такие как фреска, иконопись и книжная миниатюра.
Фреска представляла собой живопись на сухой или влажной штукатурке, которая наносилась на камень или кирпичную кладку. Иконы, в свою очередь, создавались на грунтованных досках, преимущественно яичной темперой. Книжная миниатюра исполнялась на грунтованном пергаменте или бумаге и использовала различные виды красок, такие как темпера, акварель, гуашь, клеевые и другие краски. Иногда в миниатюрах изображались исторические сюжеты.
В церковных интерьерах иконы, настенные росписи, мозаики и витражи вместе с архитектурой образовывали единый ансамбль. Живопись средневековья отличалась экспрессивностью звучного цвета и ритмичной линии. Формы были плоскостными и стилизованными, фон часто был золотым и отвлеченным. Встречались также условные приемы моделировки объемов, создающих иллюзию глубины на плоскости живописи. Символика композиции и цвета играла значительную роль в живописи.
В 1-м тысячелетии н.э. монументальная живопись пережила подъем в странах Передней и Средней Азии, в Индии, Китае и на Цейлоне. В этих регионах использовались клеевые краски, которые наносились на белую гипсовую или известковую прогрунтовку.
Русская историческая живопись первой половины XIX века
... русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства. В русской живописи XIX века ... золотым веком русской живописи. Для русского изобразительного искусства начала XIX века были ... были крайне недовольны теми работами юного художника, в которых он нарушал ... жизненности передачи материального мира, сложное двойное освещение ...
В феодальную эпоху в различных регионах, таких как Месопотамия, Иран, Индия, Средняя Азия, Азербайджан и Турция, развивалось искусство миниатюры. Оно отличалось тонкой красочностью, изяществом орнаментального ритма и яркостью жизненных наблюдений.
Дальневосточная живопись, особенно в Китае, Корее и Японии, выделялась своей поэтичностью, поразительной зоркостью видения людей и природы, лаконичностью живописной манеры и тонкой тональной передачей воздушной перспективы. В этих регионах использовались различные техники, такие как тушь, акварель и гуашь, на свитках из шелка и бумаги.
Возрождение и развитие искусства
В Западной Европе в эпоху Возрождения утверждались принципы нового искусства, основанного на гуманистическом мировоззрении, открывающего и познающего реальный мир. Возросла роль живописи, выработавшей систему средств реалистического изображения действительности.
Отдельные достижения живописи Возрождения были предвосхищены в XIV в. итальянским живописцем Джотто. Научное изучение перспективы, оптики и анатомии, использование усовершенствованной Я. ван Эйком (Нидерланды) техники масляной живописи способствовали раскрытию заложенных в природе живописи возможностей: убедительному воспроизведению объёмных форм в единстве с передачей пространственной глубины и световой среды, раскрытию цветового богатства мира. Новый расцвет пережила фреска; важное значение приобрела и станковая картина, сохранявшая декоративное единство с окружающей предметной средой.
Ощущение гармонии мироздания, антропоцентризм живописи и духовная активность её образов характерны для композиций на религиозные и мифологические темы, портретов, бытовых и исторических сцен, изображений обнажённой натуры. Постепенно темперу вытеснила комбинированная техника (лессировка и проработка деталей маслом по темперному подмалёвку), а затем и технически совершенная многослойная масляно-лаковая живопись без темперы. Наряду с гладкой, детализирующей живописью на досках с белым грунтом (характерной для художников нидерландской школы и ряда школ итальянского Раннего Возрождения) венецианская школа живописи выработала в XVI в. приёмы свободной, пастозной живописи на холстах с цветными грунтами. Одновременно с живописью локальным, часто ярким цветом, с чётким рисунком развивалась и тональная живопись.
Крупнейшие живописцы Возрождения
Мазаччо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто в Италии, Я. ван Эйк, П. Брейгель Старший в Нидерландах, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, М. Нитхардт (Грюневальд) в Германии и др.
Развитие европейской живописи в XVII-XVIII вв.
В XVII-XVIII веках процесс развития европейской живописи стал более сложным и многообразным. В это время формировались Национальные школы в разных странах, такие как Франция, Италия, Испания, Фландрия, Голландия, Великобритания и Россия. Каждая из этих школ имела свои особенности и представляла уникальный стиль и направление в живописи.
Европейская живопись того времени отражала новые социально-гражданские идеалы, обращалась к более развёрнутому и точному изображению реальной жизни в её движении и многообразии. Особое внимание уделялось повседневному окружению человека, таким как пейзажи, интерьеры и предметы обихода.
Русское изобразительное искусство XIX – XX веков
... зарождающегося нового подхода к изобразительному искусству, для которого характерно сознание того, что помимо эстетических достоинств живопись должна иметь выраженное социальное, ... живописи в I половины XIX века стал романтизм. Выдающимся мастером романтического портрета был Орест Адамович Кипренский (1782–1836). Среди многочисленных его работ особенно интересны портреты современников художника ...
Помимо воплощения реальности, в живописи XVII-XVIII веков углублялась психологическая проблематика. Художники старались передать конфликтное взаимоотношение личности и окружающего мира. Это создавало более эмоциональную и выразительную атмосферу в произведениях и позволяло зрителю лучше понять и ощутить душевное состояние изображенных персонажей.
В XVII веке в живописи сформировалась и четко оформилась система жанров. Художники стали использовать различные жанры для передачи разных сюжетов и идей. Особенно большую роль играла станковая живопись, которая сосредоточилась на изображении объектов и сцен из реальной жизни.
Одновременно с монументально-декоративной живописью, которая была популярна особенно в стиле барокко и тесно связана со скульптурой и архитектурой, станковая живопись стала все более значимой. Художники развивали различные стилевые системы, которые имели свои характерные признаки. Некоторые из них были динамичными и имели спиралевидную композицию, другие были более строгими и ясными, а третьи играли насыщенными цветами и светлыми тонами.
Для воспроизведения красочности мира и световоздушной среды, многие художники совершенствовали систему тональной живописи. Это привело к индивидуализации технических приемов и развитию многослойной масляной живописи.
В то же время, рост станковизма и увеличение потребности в интимном созерцании произведений привели к развитию и других техник живописи, таких как пастель, акварель, тушь и различные виды портретной миниатюры.
Развитие живописи в XIX веке
В XIX веке складывались новые национальные школы реалистической живописи в Европе и Америке. Расширялись связи живописи Европы и других частей света, где опыт европейской реалистической живописи получил самобытное истолкование, часто на основе местных древних традиций (в Индии, Китае, Японии, других странах).
Европейская живопись испытывала влияние искусства дальневосточных стран (главным образом Японии и Китая), что сказалось в обновлении приёмов декоративно-ритмической организации живописной плоскости.
В XIX веке живопись решала сложные и актуальные мировоззренческие проблемы, играла активную роль в общественной жизни. Важное значение в живописи приобрела острая критика социальной действительности.
На протяжении XIX века в живописи культивировались как далёкие от жизни каноны академизма, отвлеченная идеализация образов, так и тенденции натурализма. В борьбе с отвлечённостью позднего классицизма и салонного академизма сложилась живопись романтизма.
Реалистическая живопись, основывающаяся на непосредственном наблюдении характерных явлений действительности, приходит к более полному, конкретно-достоверному, зрительно-убедительному изображению жизни. В период подъёма революционного и национально-освободительного движения в Европе живопись демократического реализма показывала быт и труд народа, его борьбу за свои права и обращалась к важнейшим событиям национальной истории.
Живопись романтизма
Живопись романтизма отличалась активным интересом к драматическим событиям истории и современности, энергией живописного языка, контрастностью света и тени, насыщенностью колорита. К представителям этого течения можно отнести Т. Жерико и Э. Делакруа во Франции, Ф. О. Рунге и К. Д. Фридриха в Германии, во многом О. А. Кипренского, Сильвестра Щедрина, К. П. Брюллова, А. А. Иванова в России.
Реалистическая живопись
Реалистическая живопись основывалась на непосредственном наблюдении характерных явлений действительности и приходила к более полному, конкретно-достоверному, зрительно-убедительному изображению жизни. К представителям этого течения можно отнести Дж. Констебла в Великобритании, К. Коро, мастеров барбизонской школы, О. Домье во Франции, А. Г. Венецианова и П. А. Федотова в России.
Живопись демократического реализма
В период подъёма революционного и национально-освободительного движения в Европе живопись демократического реализма показывала быт и труд народа, его борьбу за свои права, обращалась к важнейшим событиям национальной истории. К представителям этого течения можно отнести Г. Курбе, Ж. Ф. Милле во Франции, М. Мункачи в Венгрии, Н. Григореску и И. Андрееску в Румынии, А. Менцеля, В. Лейбля в Германии и др.
Передвижники
Социально-критической остротой отличалась тесно связанная с эстетикой русских революционных демократов живопись Передвижников и близких к ним художников — В. Г. Перова, И. Н. Крамского, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. В. Верещагина, И. И. Левитана.
Живопись в XIX веке
В начале 1870-х годов в мире искусства появилось новое направление — импрессионизм, которое стало художественным воплощением естественности и постоянной изменчивости окружающего мира. Во Франции этим направлением занимались такие художники, как Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Эдгар Дега. Они обновили технику и приемы организации живописной поверхности, выявили красоту чистого цвета и фактурных эффектов.
В XIX веке в Европе преобладала станковая живопись маслом. Техника живописи постепенно приобретала индивидуальный, свободный характер, частично утрачивая строгую систематичность. Это было связано с распространением новых красок фабричного производства. Палитра стала шире благодаря созданию новых пигментов и связующих веществ. Вместо темных грунтов начали использоваться белые грунты.
Монументально-декоративная живопись, которая в XIX веке в основном использовала клеевые или масляные краски, пришла в упадок. Однако в конце XIX — начале XX века появились попытки возрождения этого направления и его слияния с произведениями декоративно-прикладного искусства и архитектурой в единый ансамбль, особенно в искусстве «модерна». Технические средства монументально-декоративной живописи обновлялись, разрабатывалась техника силикатной живописи.
Развитие живописи в конце XIX — XX веков
Развитие живописи в конце XIX — XX веков стало особенно сложным и противоречивым. Существовали и боролись различные реалистические и модернистские течения. Вдохновленная идеалами Октябрьской революции 1917 года, живопись в СССР и других социалистических странах развивалась интенсивно, используя метод социалистического реализма.
В это время также возникали новые школы живописи в странах Азии, Африки, Австралии, Латинской Америки. Художники из этих регионов начали активно исследовать и воплощать свою собственную художественную традицию, внося свежий взгляд и новые идеи в мировую живопись.
Реалистическая живопись конца XIX — XX вв.
Реалистическая живопись конца XIX — XX вв. отличается стремлением познать и показать мир во всей его противоречивости, раскрыть сущность происходящих в социальной действительности глубинных процессов, не имеющих порой достаточно наглядного облика; отражение и истолкование многих явлений реальности приобретало часто субъективный, символический характер.
XX в. наряду с наглядно-зримым объёмно-пространственным способом изображения широко использует новые (а также и восходящие к древности), условные принципы трактовки зримого мира. Уже в живописи постимпрессионизма (П. Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек) и отчасти в живописи «модерна» зарождались черты, определившие особенности некоторых течений XX в. (активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и ассоциативность цвета, мало связанного с естественными красочными отношениями, утрированность форм, декоративность).
По-новому осмыслялся мир в искусстве русских живописцев конца XIX — начала XX вв. — в картинах В. А. Серова, М. А. Врубеля, К. А. Коровина.
Живопись в XX веке: основные тенденции
В XX веке живопись стала мощным средством выражения противоречий и субъективного осознания действительности. Крупнейшие художники капиталистических стран, такие как П. Пикассо, А. Матисс, Ф. Леже, А. Марке, А. Дерен, Д. Ривера, Х. К. Ороско, Д. Сикейрос воплотили эти противоречия в своих произведениях. Они обличали уродства капиталистического строя и осмысливали трагические аспекты действительности.
Вместе с тем, живопись отражала пафос индустриализации и технической эры, проникая в нее геометрическими и «машинными» формами. Органические формы часто сводились к абстрактным, искусство искало новые формы, соответствующие современному мироощущению, которые могли быть применены в декоративном искусстве, архитектуре и промышленности.
С начала XX века в живописи получили распространение различные модернистские течения, такие как фовизм, кубизм, футуризм, дадаизм и сюрреализм. Они фрагментировали или геометризировали элементы зримого мира, создавали неожиданные сочетания, порождающие множество ассоциаций. Некоторые из этих течений привели к полному отказу от изобразительности и появлению абстрактной живописи.
Однако, несмотря на эти новые тенденции, монументально-декоративная живопись также получила значительное развитие в XX веке. Она стала не только изобразительным, но и неизобразительным искусством, гармонирующим с современной архитектурой и геометризованными формами.
В течение XX века происходили постоянные поиски в области техники живописи. Художники экспериментировали с различными материалами, включая восковую и темперную живопись. Для монументальной живописи были разработаны новые краски, такие как силиконовые и на кремнийорганических смолах, позволяющие создавать особые эффекты и текстуры.
Многонациональная советская живопись тесно связана с коммунистической идеологией, с принципами партийности и народности искусства, она представляет качественно новый этап развития живописи, который определяется торжеством метода социалистического реализма. В СССР живопись развивается во всех союзных и автономных республиках, зарождаются новые национальные школы живописи.
Советской живописи присущи острое чувство реальности, материальности мира, духовная насыщенность образов. Стремление охватить социалистическую действительность во всей её сложности и полноте привело к использованию многих жанровых форм, которые наполняются новым содержанием. Уже с 20-х гг. особое значение приобретает историко-революционная тема (полотна М. Б. Грекова, А. А. Дейнеки, К. С. Петрова-Водкина, Б. В. Иогансона, И. И. Бродского, А. М. Герасимова).
Далее появляются патриотические полотна, повествующие о героическом прошлом России, показывающие историческую драму Великой Отечественной войны 1941-45, духовную стойкость советского человека. Большую роль в развитии советской живописи играет портрет: собирательные образы людей из народа, участников революционного переустройства жизни (А. Е. Архипов, Г. Г. Рижский и др.); психологические портреты, показывающие внутренний мир, духовный склад советского человека (М. В. Нестеров, С. В. Малютин, П. Д. Корин и др.).
Типичный уклад жизни советских людей отражается в жанровой живописи, дающей поэтически-яркое изображение новых людей и нового быта. Для советской живописи характерны большие полотна, проникнутые пафосом социалистического строительства (С. В. Герасимов, А. А. Пластов, Ю. И. Пименов, Т. Н. Яблонская и др.).
Эстетическое утверждение своеобразных форм жизни союзных и автономных республик лежит в основе сложившихся в советской живописи национальных школ (М. С. Сарьян, Л. Гудиашвили, С. А. Чуйков, У. Тансыкбаев, Т. Салахов, Э. Илтнер, М. А. Савицкий, А. Гудайтис, А. А. Шовкуненко, Г. Айтиев и др.), представляющих составные части единой художественной культуры советского социалистического общества.
1.3 История взаимодействия изобразительного искусства и рекламы
Функции изобразительного искусства разнообразны, и на первом месте среди них стоит, конечно, эстетика. Произведение искусства — это прежде всего объект любования, наслаждения и восхищения, то есть нечто такое, что умножает красоту мира.
Но и утилитарные функции изобразительному искусству отнюдь не чужды. И одной из них с древнейших времен является реклама — в широком смысле этого слова, включающем также пропаганду и пиар.
Связь между изобразительным искусством и рекламой имеет долгую историю. Реклама, как форма обращения к потребителю, существовала еще в древности. Например, в Древней Греции и Риме на стенах и фасадах зданий размещались изображения товаров и услуг, чтобы привлечь внимание покупателей.
С развитием печатного дела и возникновением рекламы в газетах, изобразительное искусство стало активно использоваться для создания рекламных плакатов. Известные художники и литературные деятели пришли на помощь коммерсантам, создавая креативные и привлекательные рекламные образы.
В XX веке с развитием кино, радио и телевидения, возникла возможность использовать изобразительное искусство для создания рекламных роликов и рекламных плакатов. Телевизионные рекламные ролики художественно выполняются, и декорации для них создаются профессиональными художниками.
С появлением Интернета и социальных сетей, реклама стала активно использовать цифровые технологии и графические элементы для создания эффективных рекламных кампаний. Изобразительное искусство играет важную роль в создании привлекательного дизайна веб-сайтов, баннеров и прочих рекламных материалов.
Таким образом, изобразительное искусство и реклама тесно связаны друг с другом. Искусство помогает привлечь внимание потребителя, создавая красивые и запоминающиеся образы. В свою очередь, реклама предоставляет художественным работам площадку для демонстрации и распространения.
Самые старые по времени произведения изобразительного искусства — наскальные рисунки первобытных людей — обычно принято считать сакральными, священными. Однако их связь с магическими и религиозными обрядами отнюдь не доказана. Так что вполне допустима и другая точка зрения — о том, что многие из этих рисунков представляют собой либо саморекламу древних воинов и охотников, либо продуманный пиар их подвигов, выполненный руками талантливых художников того времени.
Со времен начала письменной истории изобразительное искусство — графика, живопись, скульптура — становится, выражаясь современным языком, важнейшим инструментом пиара царей, фараонов, военачальников и других власть имущих. О том, каких масштабов достигали эти пиар-акции, говорят сохранившиеся до сих пор гигантские ассирийские барельефы, высеченные в скалах и богатые росписи египетских храмов и гробниц.
Многие образцы изобразительного искусства тех времен представляют собой откровенную политическую рекламу — ведь красочное изображение подвигов и побед повышает политический вес воина, полководца или правителя.
С тех же времен все средства изобразительного искусства широко использовались и в религиозной пропаганде. Они всегда считались более действенными, нежели священные тексты, ибо тексты доступны только посвященным, а изображения, статуи и скульптурные сцены понятны всем. Даже в наше время, когда практически все умеют читать, священные тексты нуждаются в сложных толкованиях, тогда как иконы, фрески и статуи производят впечатление сами по себе.
Что касается обычной рекламы, связанной с продвижением товаров и услуг, то древние сведения о ней довольно скудны. Некоторые греческие и римские данные (включая находки в Помпеях) говорят о том, что изобразительное искусство и здесь играло ведущую роль. Причем эта роль могла быть как прямой, так и косвенной.
Например, если все знали, что знаменитый греческий скульптор ваял статую Афродиты используя в качестве натурщицы известную гетеру, то это была хорошая косвенная реклама и для самой гетеры.
Если же говорить о прямой рекламе, то до изобретения книгопечатания практически любые вывески могли изготавливаться только средствами изобразительного искусства.
В раннем средневековье многие виды искусства пришли в упадок. Наибольшего развития в этот период достигла архитектура, но она выходит за рамки нашей темы. Зато в эпоху Ренессанса возродились многие античные традиции, в том числе и использование изобразительного искусства для пиара и пропаганды.
Достоверные сведения о роли живописи в рекламе товаров и услуг относятся к эпохе Просвещения. Хотя в XVII — XVIII веках уже существовали полиграфические технологии, они не всегда отвечали нуждам рекламы. Поэтому театральные афиши и рекламные объявления выполнялись нередко в технике живописи, а в витринах магазинов и кафе выставлялись рекламные полотна, написанные довольно известными художниками.
Конечно, современная полиграфия вытеснила живопись и другие виды изобразительного искусства практически из всех сфер рекламной деятельности. А впрочем, возможен и другой взгляд. Ведь когда дизайнер рекламных материалов рекламного агентства Век рисует на компьютере — он тоже занимается изобразительным искусством. А значит, традиция с очень древними корнями продолжается и в наши дни.
Рассмотрим далее более подробно творчество известных художников в сфере рекламы.
творчество художника И. И. Шишкина">творчество художник реклама
Глава 2. Взаимодействие изобразительного искусства и рекламы в творчестве А. Тулуз-Лотрека и А. Мухи
1 Представители изобразительного искусства в сфере рекламы
Очень многих представителей изобразительного искусства с рекламой связывали яркие и взаимовыгодные отношения в разные периоды истории.
Художники привносят в рекламу свое эстетическое видение мира, поднимая рекламный жанр до уровня высокого искусства, а рекламная индустрия отвечает им взамен широкой известностью и материальным вознаграждением.
Можно сказать, что щирокое распространение приемов изобразительного искусства в рекламе началось с появлением рекламного плаката.
Пальму первенства в развитии плаката, создавшего славу этому жанру и раскрывшего его неисчерпаемые творческие резервы в рекламном деле, исследователи разных стран отдают французу Жюлю Шере.
Деятельность Жюля Шере в Париже началась в 1866 году, когда он основал во французской столице небольшую литографию. Есть версия, что к специфическому плакатному стилю концентрированного лаконизма изображения, к «ударности» цветовой гаммы его подтолкнула экономия красок, существенная для небогатого хозяина скромного предприятия. «В результате он стал ограничиваться одной главной фигурой, упростив все детали, давая их только в виде теней, впервые введя вместо длинного текста лишь немногие необходимые слова, исполненные четким, крупным шрифтом, составляющим одно гармоничное целое со всем рисунком».
Приоритет в обретении самых характерных признаков нового жанра историки искусства единодушно отдают Жюлю Шере потому, что им выявлено и реализовано самое главное для успешного восприятия изображения «на лету» людьми, спешащими по своим делам. Это — лаконизм, композиционная компактность и красочная контрастность. «Их динамика линий и пятен словно продолжает динамику самой улицы, а воздушная вибрация их палитры словно сливается с вибрацией городской туманной атмосферы, пронизывая ее в то же время яркой праздничной нотой», — писал о своих впечатлениях от рекламного творчества Ж. Шере, Я.А. Тугендхольд.
Дополнительную эффектность этим произведениям давали и сами объекты рекламирования. Чаще всего это были зрелища, гуляния, маскарады, катки, кафе-шантаны, художественные выставки. Всего Жюлем Шере создано около тысячи подписных плакатов. Из них лучшие были представлены на его персональных выставках в Париже в 1889 и 1890 годах.
К этому времени первооткрыватель художественного плаката уже делил славу с парадоксальным художником Анри Тулуз-Лотреком и талантливыми последователями: А. Мухой, Т. Стейнленом, Э. Грассе, П. Боннаром и другими.
Из особенностей французской рекламы XIX века следует отметить ее лидерство среди европейских стран по следующим направлениям:
- повышенное внимание к эстетическим составляющим рекламной коммуникации (отсюда блистательный расцвет полихромного плаката, внесшего невиданный ранее эстетизм в рекламный процесс);
- включение в создание рекламы знаменитого галльского остроумия, помогавшего расширить способы воздействия рекламных произведений.
Единодушно исследователи разных стран: немец Г. Бухли, англичанин Г. Сэмпсон отмечают стремление к умной простоте, изяществу, цветовой или даже черно-белой гармонии в изображениях французской «рекламной музы». Приведем суждение Г. Сэмпсона: «Мы можем обучить Францию многим вещам в сфере рекламы, она нас — главному: тому, что и высокое искусство, и высокое вдохновение вполне могут воплощаться в рекламных произведениях».
Помимо французских художников свой вклад в развитие рекламы внесли также другие известные художники.
Следует отметить рекламное творчество английского художника Обри Бердслея. Его стиль чрезвычайно тесно переплетается со стилевыми поисками французского модернизма конца века. Художественный почерк этого автора витиеват, изощрен и изысканно декоративен. Настойчивый эротизм его композиций выводил на поверхность идеи будущей сексуальной революции.
Редактор российского художественного журнала «Аполлон» С.К. Маковский писал об этом художнике: «…Тонкая полоска, облачный пунктир, скользящий извив, два-три ярких пятна, узор, блик, мелочь — и все сказано. Более того: ничего не сказано, но угадывается что-то окончательное. Чародейство совершилось; и по узкому руслу, вырытому мыслью художника, воображение зрителя стремится, покоренное».
Эта изысканность рисунка мало подходила для плакатных форм. Вклад О. Бердслея в рекламное дело осуществлялся посредством малых форм: оформления журнальных обложек, книжных каталогов, либретто вагнеровских опер, пригласительных билетов в аристократические клубы и небольших «летучих листков» о новинках книжного рынка. Этот самый «французский» из английских мастеров рекламы слишком одиноко выглядит в ряду творцов массовой продукции на своей родине и, напротив, всецело соответствует стилевым поискам французской рекламы конца XIX века, что и побудило авторов рассказать о нем в данном разделе.
Творчество художников продолжало активно использоваться в рекламном деле и в XX веке. Здесь можно выделить творчество Нико Пиросмани, Сальвадора Дали, Энди Уорхала.
Нико Пиросмани — известнейший грузинский художник-самоучка XX века получил признание только после своей смерти. Он жил и умер нищим и безвестным, и долгое время его творчество вызывало горячие споры и противоречивые оценки.
С 80-х годов XIX века и до конца жизни (грузинский художник скончался в 1918 году) создавал рекламные вывески для торговых заведений. Это занятие худо-бедно кормило художника: вывески были очень популярным жанром в Тбилиси конца XIX — начала ХХ века. На вывесках обычно присутствуют надписи по-русски и по-грузински, причём русские часто с ошибками, очевидно, художник не придавал этому большого значения.
Стилистика вывесок оказала влияние и на живописное творчество гениального художника-примитивиста.
Сальвадор Дали — Знаменитый испанский художник-сюрреалист. Дали был удивительно разносторонен — занимаясь живописью, театром, кино, рекламой, сочиняя стихи и мемуары, теоретизируя об искусстве, он освещал все эти сферы деятельности отблеском своего яркого и противоречивого таланта. Великий художник создавал логотипы и снимался в рекламных роликах, а его образ и картины не раз использовались в рекламных принтах.
Сальвадор Дали разработал дизайн логотипа компании Chupa-Chups, основанной знакомыми художника в 50-х годах прошлого века. Именно он в 1969 году придумал форму цветка для логотипа Чупа Чупс, которая с небольшими видоизменениями благополучно дожила до сегодняшнего дня. Он же предложил разместить логотип не сбоку, а сверху конфетки.
Дали также снимался в нескольких рекламных роликах, в частности для рекламы шоколада Lanving. Наибольшую известность приобрел рекламный ролик средства против похмелья Alka-Seltzer, в котором Дали в характерной сюрреалистичной манере показывал, как действует препарат.
В 1969 году Сальвадор Дали разработал логотип для конкурса Евровидение и создал статую, которая стояла на сцене во время конкурса.
Энди Уорхол — американский художник и режиссер, знаменитый классик поп-арта, начинал свою карьеру как художник рекламы: оформлял витрины, делал плакаты, разрабатывал дизайн бутылок Кока-Колы, делал рекламу для журналов Vogue и Harper`s Bazaar. К моменту, когда Уорхолл начал восхождение к художественному Олимпу, он был очень популярным рекламистом: его годовой доход составлял около $100 тыс. в год — весьма солидная сумма для Америки середины 50-х. Его называли новым гением рекламы. Старым гением слыл Сальвадор Дали.
Остановимся более подробно на творчестве в сфере рекламы А. Тулуз-Лотрека и А. Мухи.
2.2 Творчество Анри Тулуз-Лотрека в сфере рекламы
Тулуз-Лотрек Анри Мари Раймон де (1864-1901) — французский живописец, один из ярчайших представителей постимпрессионизма.
Родился в старинной дворянской семье. В детстве, дважды упав с лошади, сломал обе ноги и на всю жизнь остался калекой. Этот физический недостаток наложил отпечаток на дальнейшую жизнь художника. Интерес к рисованию пробудился под влиянием художника Р.Пренсето. Учился у Л.Бонна (1883) и Ф.Кормона (1884- 1885).
Большое влияние на формирование его творческой манеры оказало искусство Э.Дега и японской гравюры.
Ранние работы художника, на которых изображены в основном его близкие друзья и родственники («Графиня Тулу-Лотрек за завтраком в Мальроме», 1883; «Графиня Адель де Тулуз-Лотрек», 1887 — обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво, иногда даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека («Молодая женщина, сидящая за столом», 1889, Собрание Ван Гога, Ларен; «Прачка», 1889, Собрание Дортю, Париж).
В дальнейшем А. де Тулуз-Лотрек совершенствует способы и методы передачи психологического состояния моделей, сохраняя при этом интерес к воспроизведению их неповторимого облика («В кафе», 1891, Музей изящных искусств, Бостон; «Ла Гулю, входящая в Мулен-Руж», 1891-1892, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Сатирический взгляд художника на мир театра, ночных кафе, артистической богемы Парижа и опустившихся завсегдатаев притонов находит свое выражение в гротесковом преувеличении, которым он пользуется при написании таких картин, как «Танец в Мулен-Руж» (1890, частное собрание), «Занятия Валентена с новыми девушками в Мулен-Руж» (1889-1890, Художественный музей, Филадельфия) и др.
Все его портреты можно условно разделить на две группы: в первой модель как бы противопоставлена зрителю и смотрит ему в прямо в глаза («Жюстин Дьель», 1889, Музей Орсэ, Париж; «Портрет месье Буало», ок. 1893, Кливлендский музей искусств), во второй она представлена в привычной для себя обстановке, отражающей ее повседневные занятия, профессию или привычки («Гостиная в Шато де Мальроме», 1886-1887; «Дезире Дио (Чтение газеты в саду)», 1890 — обе в музее Тулуз-Лотрека, Альби; «Портрет Мадам де Гортцикофф, 1893, частная коллекция).
Для того чтобы все внимание зрителя было сконцентрировано на внутреннем мире его модели, он делает ее внешние черты менее резкими, расплывчатыми, использует абстрактный фон, а в более поздних картинах — пейзаж или некоторые предметы быта и обстановки, раскрывающие истинную сущность своих персонажей.
А. де Тулуз-Лотрек никогда не интересовался проблемой воздействия света на поверхность изображаемых предметов, но постепенно его палитра светлеет, а утонченное сочетание нескольких цветов, в основном зеленого и фиолетового, станет визитной карточкой большинства его работ.
А. де Тулуз-Лотрек никогда не приукрашивал свои модели, но в его даже самых «грубых» портретах всегда чувствуется симпатия художника, выраженная в сжатой форме несколькими энергичными мазками («Туалет (Рыжеволосая)», 1889, Музей Орсэ, Париж; «Рю де Мулен», 1894, Национальная галерея искусств, Вашингтон).
Для современников А. де Тулуз-Лотрек был прежде всего мастером психологического портрета и создателем театральных афиш.
Первый плакатный опыт Тулуз-Лотрек обрел, согласившись создать художественную афишу к открытию сезона знаменитого кабаре «Мулен-Руж». Особая острота этого намерения состояла в том, что популярное кабаре уже освещалось кистью других художников. И сам мэтр Шере был ранее среди них. Сложность задачи только раззадоривала художника. Биограф Тулуз-Лотрека А. Перрюшо пишет: «Вскоре художник понял, что обладает необходимыми плакатисту данными — чувством монументальности, декоративности, необходимой экспрессией стиля и острым, метким контуром». Все эти качества реализованы в первом же заказе. Сюжетом рекламы стал сногсшибательный танец примы кабаре «Мулен Руж» Ла Гулю. Биограф продолжает: «Группа зрителей у него решена большой сплошной черной массой, контур ее — искусная арабеска, четко вырисовываются цилиндры и женские шляпки с перьями. На переднем плане — Ла Гулю в розовой блузке и белой юбке. Голова танцовщицы, золото ее волос выделяются на фоне этой темной массы. На ней сконцентрирован весь свет, она олицетворяет собой танец, является основной характерной для кадрили фигурой».
Этот плакат, появившись на улицах Парижа, произвел сенсацию: прохожие старались расшифровать подпись художника, толпились около экипажей, на которых расклеивались афиши. Город рукоплескал новой звезде на рекламном небосклоне. И заказы последовали один за другим. Тулуз-Лотрек в создании плакатов остался верен однажды избранной зрелищной тематике. Художник предельных контрастов, привлекающий для воплощения своих намерений максимальную экспрессию, использует трудно сочетающиеся друг с другом, казалось бы, цвета: черный и светло-коричневый, бежевый и светло-серый. Он являл своим творчеством наступление эпохи модернизма. Плакатные композиции Тулуз-Лотрека производят впечатление остроугольной преломленностью ракурсов, использованием фрагментарных, «не вошедших» в рамку листа фигур, чрезвычайной свободой жестов и поз. К эффектным и, по большей части, игриво праздничным плакатам Жюля Шере произведения А. Тулуз-Лотрека добавили мятущуюся, тревожную и одновременно пикантную тональность.
Главные свершения Т. Лотрека в искусстве рекламы — это расширение сферы эстетического и гуманистического, новое понимание человечности через афиши, плакаты и т. д.. Его рекламное искусство представляет собой очередной акт самопознания и самоосознания человека в мире стремительно меняющихся социальных и нравственных ценностей, в мире, теряющем привычные ориентиры-как духовные, так и пространственно-временные. В его произведениях отражается извечная проблематика искусства: человек и мир, человек и общество, но отражается таким образом, что заставляет говорить о нем как о мастере принципиально новой генерации, сумевшем выразить не только свое сугубо личное восприятие явлений современности, но и трагично-смутные предощущения будущего.
Так, художник создает первую литографскую афишу для Мулен Ружа в 1891 году. За этой работой, которая была по сути одним из первых плакатов в истории современного искусства, последовали другие афиши, станковые литографии, цветные и черно-белые; альбомные серии («Иветт Гильбер», «Они»), театральные программы и книжные иллюстрации. Именно в этих произведениях гений Лотрека раскрылся во всей своей силе и неповторимой самобытности, и именно с ними будет впоследствии в первую очередь ассоциироваться его творчество.
А. де Тулуз-Лотрек внес большой вклад в становление жанра афиши, его творчество было высоко оценено его современниками. Всего за свою жизнь он нарисовал около 30 афиш («Джейн Авриль в Жарден де Пари», 1893; «Divan japonais», 1893 — обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), в которых наиболее ярко выразился его великолепный талант рисовальщика. Художник блестяще владеет линией, заставляет ее прихотливо извиваться по контуру модели и по велению момента, создавая произведения, отличающиеся изысканной декоративностью. Особенную выразительность имеют большие одноцветные поля его картин.
Тулуз-Лотрек обладал всеми необходимыми плакатисту данными — чувством монументальности, декоративности, необходимой экспрессией стиля и острым, метким контуром. Лотрек работал над плакатом увлеченно, с большой тщательностью. Он делал эскиз за эскизом, подсвечивая их, кропотливо изучая детали. Улучшая первые наброски, он, прибегая к калькированию, постепенно отбрасывал все лишнее и добивался строгой и цельное композиции.
Лотрек — непревзойденный мастер прежде всего рекламного линейного рисунка; и линия его предельно красноречива — то задиристая и острая, твердая и ломкая, то мягкая, изгибистая, нервно спутанная или тающая, одновременно отражающая в широком диапазоне свойства натуры и ее эмоциональное восприятие художником.
В сфере плаката, переняв технологические усовершенствования, осуществленные Ж. Шере в области литографии, Тулуз-Лотрек создал свой стиль — броский, строящийся на эффекте внезапности: на неожиданности сопоставлений предельно обобщенных плоских силуэтов, изящных и грубых форм. Визуально резкими были и контрастные скачки в масштабных соотношениях, ритмический рисунок, непривычная фрагментарность композиции. Экспрессия четких контуров — то круглящихся, то напряженно-угловатых — сочеталась с остротой цветовых сочетаний.
Нередко эти плакаты связывают со стилем «ар нуво», но такая связь сомнительна. Слишком много внутренней энергии, монументальной силы было в афишах Лотрека. Очевидна разница и чисто стилистическая, ведь основной признак стиля «ар нуво» — мягко текучая, уподобленная движению органических форм извилистая линия, сплетающаяся в прихотливые орнаменты. Даже в лучших произведениях «ар нуво» есть нечто эстетски-изысканное, что всегда вызывало у Лотрека ироническую реакцию.
Таким образом, А. Тулуз-Лотрек приобрел славу всемирно известного художника, прежде всего, благодаря своей работе в жанре рекламного плаката и афиши. Тулуз-Лотрек создал свой стиль — броский, строящийся на эффекте внезапности: на неожиданности сопоставлений предельно обобщенных плоских силуэтов, изящных и грубых форм.
2.3 Альфонс Муха как мастер французского рекламного плаката
Альфонс Муха — чешский художник, приверженец стиля югендштиль. Этот стиль также называют модерн, а во Франции он получил название ар нуво («новое искусство»), в Австрии — «стиль Сецессиона» (Sezessionstil), в Италии — «стиль Либерти» («stile Liberty»), в Испании — «модернизм» (modernismo) — это художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), расцвет прикладного искусства.
Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de si ècle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.
Художника Альфонса Муху можно по праву считать одним из родоначальников и основателей стиля модерн. Вклад, который он внес в развитие модерна, огромен. А литографии и живописные картины Альфонса Мухи впечатляют своими масштабами и невероятной красотой пластики. Они поражают воображение сюжетами и аллегориями, колоритом и богатством рисунка. Альфонс Муха и картины, которые вышли из-под его кисти — это достояние, которым человечество может гордиться и восхищаться.
В 1887 году Альфонс Муха поступает в самые популярные и уважаемые школы художеств во Франции. Сначала это была Академия Жюлиана, а впоследствии — Академия Коларосси. Во Франции художника называли «Мюша». Но, до того как добиться головокружительного успеха и позволить себе превратить мастерскую в музей антикварных вещей и раритетов, ему пришлось испытать все трудности и невзгоды жизни неизвестных, непризнанных художников, которых в столице Франции всегда было очень много. В 1889 году граф Куэн-Беласси прекращает финансирование обучения Альфонса Мухи, в результате чего художнику приходится много работать рекламным оформителем, иллюстратором в газетах и журналах. Ему приходится бросить занятия серьезной живописью. Именно в эти годы своего творчества Альфонсу поступает крупный заказ на иллюстрирование многотомного издания германской истории. Какое-то время в этот период Альфонс Муха работает бок о бок с Ван Гогом, т.к. они вместе делят одну мастерскую, которая располагается над кондитерской мадам Шарлотты в Париже.
Чешский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер, один из наиболее известных представителей стиля «модерн», Альфонс Муха стал одним из ведущих художников французской рекламы, заняться которой его заставили финансовые трудности. Ему пришлось бросить занятия серьезной живописью и начать зарабатывать изготовлением рекламных плакатов, афиш, иллюстраций в книгах и журналах, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Самым популярным художником в Париже его сделали рекламные плакаты для великой актрисы Сары Бернар.
Переломный момент в его жизни связан с заказом от театра «Ренессанс» в 1894 году. Это была афиша на премьеру спектакля «Жисмонда» с актрисой Сарой Бернар. После этой работы Альфонс Муха проснулся известнейшим художником Парижа. Сама Сара Бернар пожелала познакомиться с ним, она же и помогла ему получить должность главного декоратора в театре «Ренессанс». После этой встречи художник Альфонс Муха становится и любовником знаменитой актрисы Сары Бернар. Все шесть лет художник создает шедевральные афиши к таким спектаклям как «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Гамлет» и «Тоска». Все костюмы, украшения и декорации также выходят «из-под пера» Альфонса.
В это время художник Муха испытывает феноменальный успех. Он выполняет «море» заказов в различных областях дизайна от этикеток до ювелирных украшений и интерьеров. Именно этот период становится пиком популярности и зарождением нового стиля, который можно по праву назвать именем Альфонса Мухи. Появляется новое понятие «La Femme Muchas», возникновение которого еще раз доказывает, каким невероятным успехом, талантом и безграничным творческим потенциалом обладал художник. Самые известные его работы на тот момент: «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни». В работах Мухи доминантный элемент композиции — это женщина, с шикарными волосами, окруженная цветами и растительными орнаментами.
В 1895 году Альфонс Муха присоединяется к движению символистов «Салон ста» (Salon des Cent), которое было основано на базе художественной галереи с одноименным названием. Тулуз-Лотрек, Верлен, Стефан Малларме, Грассе, Боннар — все эти имена знаменитых художников принадлежат кругу символистов. В этот период Альфонс Муха организует ряд персональных выставок по всей Европе, в том числе и в Праге, у себя на родине. Знакомство с братьями Люмьер открывает интерес у художника к кинематографии.
Всемирная выставка в Париже, проходящая в 1900 году, заставляет Альфонса заняться изучением истории славянских народов. Это увлечение в дальнейшем перерастет в желание создать цикл работ «Славянская эпопея». Там же, на выставке, Муха оформляет павильон Боснии и Герцеговины. Французский журнал «La Plume» издает целый номер, посвященный знаменитому художнику Альфонсу Мухе.
А. Муха не только создавал афиши, но разрабатывал проекты сценических костюмов, декораций, оформлял театральные программы. Через подавляющее большинство театральных плакатов А. Мухи проходит изображение крупным планом утонченного и величественного, окутанного романтической дымкой и буквально утопающего в цветах женского облика. Спектакли по драмам А. Дюма-сына, Альфреда де Мюссе, Э. Ростана получали в стилистике этих афиш поразительно точное и одухотворенное созвучие. Текучие, гибкие, округленные линии, мягкие, постепенные переходы цвета — этот почерк был столь же контрастен по отношению к стилю афиш Тулуз-Лотрека, как и сами их героини: прославленные актрисы национального масштаба француженка Сара Бернар, американка Мауд Адамс по отношению к танцовщице не самых фешенебельных кабаре Ла Гулю.
Но есть в поле зрения этого плакатиста и менее возвышенные объекты рекламирования: шампанское «Ruinart», сигаретная бумага «Job», детское питание фирмы «Nestle». И здесь художник не изменяет своему романтически-возвышенному стилю: очаровательная женская фигура занимает основное пространство плаката (в последнем случае — около нее качалка с малышом), а вокруг — реющие одеяния, подхваченные ветром кудри и цветы, цветы. Даже в рекламе такого, казалось бы, «неженского» объекта, как велосипед «Perfecta», его представляет, грациозно облокотившись на руль, девушка-ундина готических сказок. Её окружает проселочная, ухабистая дорога, выводок гусей (так и слышится их встревоженный гогот), недоумевающее простонародье. После такой концентрации заземленного реализма прорыв в модернистскую возвышенность и изощренность был насущным и долгожданным. На рекламной ниве его осуществил Альфонс Муха.
Этот романтический художник не пренебрегал заказами на малые рекламные жанры: пригласительные билеты, меню, не говоря уж о театральных программках. И здесь женское очарование — главный оформительский мотив, правда, теперь уже не содержательный, а исключительно декоративный. Гибкие, текучие линии тела и извивы волос создают орнамент, обрамляющий краткий вербальный текст, — это заставляет вспомнить давний барочный стиль позднесредневековых конклюзий, где в некоторых случаях изысканность оформления оттесняет на второй план существо сообщения, хотя нередко, напротив, — своей притягательностью придает сообщаемому дополнительный шарм.
Муха разработал множество упаковок, этикеток и рекламных иллюстраций для товаров и продуктов самого разного рода — начиная от дорогого шампанского Moet & Chandon и заканчивая детским питанием для фирмы Nestle. Сам Муха считал, что, работая в рекламной индустрии, он тем самым своим искусством «зажигает цветные огни в сумеречных улицах» и помогает людям жить.
Таким образом, Альфонс Муха — художник чешского происхождения, представитель стиля «модерн» активно работает в сфере рекламы и оформляет афиши, упаковки, этикетки и рекламных иллюстраций для товаров и продуктов самого разного рода. Для его работ характерны текучие, гибкие, округленные линии, мягкие, постепенные переходы цвета. Через подавляющее большинство рекламных работ А. Мухи проходит изображение крупным планом утонченного и величественного, окутанного романтической дымкой и буквально утопающего в цветах женского облика.
Заключение
По итогам работы, направленной на выявление взаимосвязи изобразительного искусства и рекламы на примере творчества А. Тулуза-Лотрека и А. Мухи можно сделать следующие выводы:
. Изобразительное искусство — комплекс пластических искусств, исходно связанных с созданием статических изображений и материальных форм. Произведения изобразительного искусства возникают в результате эстетического освоения визуальной сферы восприятия.
Изобразительные искусства классифицируют по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества. Рекламное дело является одной из областей приложения художественного творчества, с самого момента зарождения пиара и рекламы искусство было их неотъемлемой частью.
. Функции изобразительного искусства разнообразны, и на первом месте среди них стоит, конечно, эстетика. Произведение искусства — это, прежде всего объект любования, наслаждения и восхищения, то есть нечто такое, что умножает красоту мира. Но и утилитарные функции изобразительному искусству отнюдь не чужды. Функции рекламы неразрывно связаны с функциями изобразительного искусства — искусство делает объект рекламы привлекательным для потребителя, наполняет процесс рекламирования эстетикой, находит для данного процесса такие визуальные средства, которые могли бы воздействовать на потребителей положительно, побуждая обратить внимание на объект рекламирования.
Художники привносят в рекламу свое эстетическое видение мира, поднимая рекламный жанр до уровня высокого искусства, а рекламная индустрия отвечает им взамен широкой известностью и материальным вознаграждением. Можно сказать, что широкое распространение приемов изобразительного искусства в рекламе началось с появлением рекламного плаката. Прежде всего, плакат активно развивался во Франции и прославился таким именами как Жюль Шере, Анри Тулуз-Лотреком А. Мухой, Т. Стейнленом, Э. Грассе, П. Боннаром. Также в сфере рекламы творили Нико Пиросмани, Сальвадор Дали, Энди Уорхал.
. Анри Тулуз-Лотрек приобрел славу всемирно известного художника, прежде всего, благодаря своей работе в жанре рекламного плаката и афиши. Тулуз-Лотрек создал свой стиль — броский, строящийся на эффекте внезапности: на неожиданности сопоставлений предельно обобщенных плоских силуэтов, изящных и грубых форм.
. Альфонс Муха — художник чешского происхождения, представитель стиля «модерн» активно работает в сфере рекламы и оформляет афиши, упаковки, этикетки и рекламных иллюстраций для товаров и продуктов самого разного рода. Для его работ характерны текучие, гибкие, округленные линии, мягкие, постепенные переходы цвета. Через подавляющее большинство рекламных работ А. Мухи проходит изображение крупным планом утонченного и величественного, окутанного романтической дымкой и буквально утопающего в цветах женского облика.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/na-temu-izobrazitelnaya-reklama/
1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.
. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. М., 1970
. Грутрой Г. А. де Тулуз-Лотрек. М., 1997.
. Евреинов Н. Обри Бердслей // Избранное. — М., 1992
. Кулешов А.М. Тулуз Лотрек как мастер рекламы.
. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х тт. — Т. 1 — СПб., 1998.
. Кусак Д., Кадлечикова М. Альфонс Муха. — Прага (без года).
. Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека. — М., 1991.
. Рыклин М. Искусство как препятствие. — М.: Изд-во «AdMarginem», 1997.
. Тугендхольд Я. А. Плакат на Западе// Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. — М., 1987.
. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. СПб.: Питер,2002.
. Фар-Беккер, Г. Искусство модерна. Konemann, 2004
. Художественная энциклопедия. М., 1997