Актуальность
Очень схожим способом идет усвоение детского фольклора современными детьми. Приобщение к возрастной традиции происходит за счет постепенного усвоения комплекса текстов. Коллективное многократное воспроизведение этих текстов способствует усвоению логики жанра, а вариативность исполнения не мешает сохранению инвариантной структуры, в том числе и мифопоэтических комплексов.
«Таким образом, в фольклоре нашли свое отражение мифологическая память народа и мифологическое мышление. При интерпретации фольклорного произведения обнаруживаются законы мифологической логики, фрагменты мифологической модели мира, нашедшие свою реализацию в архетипических образах устно-поэтических произведений. Поэтому вопрос о связи фольклора и мифологии не является для методики чтения праздным: он определяет отбор текстов для чтения и способы их осмысления младшими школьниками:
- фольклорные и мифологические тексты преподносятся младшим школьникам как занимательное чтение, трактуются как наивный вымысел древних (нередко в этом случае педагог и сам так воспринимает мифологию).
Учебный предмет «Литературное чтение» несет в себе цель – ввести младших школьников в мир художественной литературы; сформировать у них образные представления о человеке и окружающем его мире; отношение к избранным жизненным явлениям средствами художественного слова; пробудить у детей интерес к книгам и чтению; заложить основы читательской культуры личности и приобщить к общечеловеческим и национальным духовным ценностям. Найти нравственную основу для воспитания и развития младших школьников возможно, в первую очередь, в народных истоках. В этом отношении потенциал фольклора безграничен.
Устное народное творчество, его жанры, методы наиболее полно восполняют всю картину народной жизни, представляют яркую картину народного быта, его нравственности и духовности.
Фольклор «раскрывает» душу народа, его достоинства и особенности. С точки зрения науки, фольклор – это феномен, который заслуживает особого изучения и внимательной оценки.
Для фольклора характерна естественная народная речь, поражающая богатством выразительных средств, напевностью.
Для фольклорного произведения типичны также хорошо разработанные законы композиции с устойчивыми формами зачина, развития фабулы, концовки. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть природы, усваивает представления о красоте, морали и т.д. – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
«Фольклор русского народа. Сказки волшебные и бытовые»
... народа представляет большую общественную ценность, состоящую в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые непрерывно связаны между собой. 2. Русская народная сказка – сокровищница народной ... сказки мифологическими. Что же есть мифологического в русских волшебных сказках? Во-первых, чудеса, которые происходят в сказках ... пошлины»). Языку фольклорных произведений ...
В последние десятилетия появляется много работ, посвященных проблемам сохранения фольклорных традиций, свидетельствующих о повсеместном интересе к фольклорной культуре. Для понимания значения фольклора в системе отечественной и мировой культуры необходимо его всестороннее изучение.
Современная начальная школа не остается в стороне от этого процесса: увеличивается круг изучаемых произведений устного народного творчества, привлекается этнографический материал, вырабатываются особые подходы к преподаванию русского и мирового фольклора, опирающиеся на достижения современной психологии, философии, фольклористики и др. гуманитарных дисциплин. Все большую популярность приобретает в начальной школе кружковая и факультативная работа по изучению устного народного творчества. Все это обусловливает актуальность методических поисков в данной области.
Произведения русского фольклора, как и любые другие художественные тексты, представляют собой специфическое отображение реальности, что позволяет рассматривать их «как своеобразную модель», а фольклорное творчество – как одну из разновидностей «процесса моделирования действительности».
Следовательно, вопрос об устройстве художественного мира произведения и его смысловой нагрузке должен быть в центре внимания и ученого, и читателя, младшего школьника в частности.
Поэтому, очень значимой, но до сих пор мало изученной областью современного обучения чтению и начального литературного образования, является методика формирования и развития группы читательских умений младшего школьника, направленных на восприятие и анализ художественной специфики произведений русского фольклора.
Наше исследование посвящено проблеме совершенствования системы литературного чтения в начальных классах на материале изучения устного народного творчества русского народа путем раскрытия смысловой организации фольклорных текстов, осознания их художественного своеобразия и культурного значения.
Цель исследования
В соответствии с объектом, предметом и целью выделяются следующие задачи:
1. Изучить и обобщить круг научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Раскрыть роль фольклорных произведений в нравственно-эстетическом развитии детей младшего школьного возраста.
3. Уточнить особенности поэтики фольклорных жанров традиционно изучаемых в начальной школе.
4. Произвести анализ программ по литературному чтению с целью выявления методических установок на изучение произведений устного народного творчества в начальной школе.
5. Определить эффективные приемы работы с фольклорными произведениями на уроках литературного чтения.
Объект исследования, Предмет исследования, Гипотеза исследования, Методологической основой
Теоретической основой работы являются труды по теории изучения фольклора (Н.П.Колпакова, А.Ю. Никитченков, Д. А. Гаврилов, Я. И. Гин
Фольклор — устное народное творчество. Особенности фольклора
... человек. (пока ребенок находится в детском саду и школе) знакомить детей с русским фольклором и дать им знания Особенности Устное народное творчество, которое формируется с давних времен, не предусматривает авторства произведений, ...
В. И. Еремина, Т. В. Зуева, Ф. С. Капица, Т. М. Колядич, Л. М. Крупчанов,, А. Ю. Никитченков, О. Н. Пранкина, В. Пропп, С. Я. Сендерович,
А. В. Юдин и др.) и методике его преподавания в начальной школе (И. Н. Арзамасцева, А.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, В.Г. Голованова, Л.Е.Журова, А.Д. Евдокимова, У. Д. Зарипова, С. А. Николаева, Д. Ю. Толоконникова, К. Н. Яковлева и др.).
База исследования – МОУ СШ №1 р.п. Кузоватово Ульяновской области.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее практических материалов студентами факультета психолого-педагогического и специального образования в процессе прохождения педагогической практики.
Структура
Глава 1 Теоретические аспекты изучения устного народного творчества в начальной школе
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах – помочь ребенку стать читателем, то есть ввести начинающего читателя в богатый мир отечественной и зарубежной литературы; сформировать представления о литературе как искусстве слова. Для достижения этой цели в процессе обучения решается ряд учебных задач, которые направлены на: развитие восприятия художественного произведения; на формирование умения читать и развитие навыков чтения; на усвоение литературоведческих понятий; на развитие творческой деятельности детей; на формирование читательских умений; на духовно-нравственное и эстетическое воспитание младших школьников. Решению данных задач может способствовать изучение фольклорных произведений.
Слово «фольклор», которым часто обозначают понятие «устное народное творчество», произошло от соединения двух английских слов: folk – «народ» и lore – «мудрость». «Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры, который складывался коллективными усилиями многих поколений на протяжении многих столетий» [1, с.35].
При правильном подборе произведений устного народного творчества с учетом возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, произведения устного народного творчества могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка.
Фольклор выполняет следующие функции: эстетическую, воспитательную, познавательную. Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности. Суть воспитательной функции заключается в том, что устное народное творчество, являясь средством народной педагогики, формирует качества человеческого характера. Познавательное значение фольклора заключено в том, что это способ знакомства ребенка с окружающим миром. Все это делает произведения устного народного творчества эффективным средством нравственно-эстетического воспитания младших школьников и воспитания культурного человека в целом.
Итак, фольклор представляет собой «сокровищницу» произведений, которые оказывают большое педагогическое и воспитательное влияние на детей. С помощью фольклора возможно воспитание и образование нравственной, духовной и эстетически развитой личности.
1.1 Роль устного народного творчества в нравственно-эстетическом развитии детей младшего школьного возраста
Народная мудрость в произведениях унт. народная мудрость в произведениях ...
... и литературное народное творчество. Именно в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть, передана народная мудрость. Музыкальный фольклор ... русского народа, поощрять дружеские отношения между детьми. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Сегодня вы перенесетесь на несколько веков назад и будете участниками деревенских посиделок. Ведь тема ...
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней.
Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка.
Чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только, чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребёнка.
Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. В процессе развития ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение.
В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создаёт эмоционально благоприятную обстановку для развития детей.
Русский фольклор любого региона страны, обладая едиными национальными чертами, в то же время отличается и своими неповторимыми, присущими только ему отличительными особенностями. «Понятие «детский фольклор» следует рассматривать многогранно, включая в поле зрения весь комплекс жанров, функционирующих в детской среде и обладающих показательными в этом отношении стилевыми характеристиками».
[2, с. 4]
Важнейшей задачей, стоящей перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях народного искусства. Ещё К.Д.Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое» [16, с. 123].
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые жанры фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям.
Роль малого фольклора в развитии речи младших школьников
С помощью малого фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших школьников можно и нужно использовать этот материал.
Значимость народного фольклора очень велика в адаптационный период. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка помогает установить контакт, вызвать положительные эмоции.
А заклички приглашают детей поиграть в игры. Использование колыбельных песен во время сна создает комфорт нахождения в детском саду, желание услышать, запомнить и использовать их во время игр с использованием в повседневной жизни. Чтение с имитацией движения, обыгрывание вызывает радостное настроение у детей, развивает дружелюбие.
Для более тесного контакта с родителями в начале года можно изготовить папки — передвижки, в которых записываются выражения народных мудростей (пословицы, поговорки, считалки, скороговорки, колыбельные песенки) для того, чтобы родители могли повторить, заучить.
Изучение фольклорных произведений в программах по литературному чтению для начальной школы
Литературное чтение занимает важное место в системе школьных предметов, потому что оно не только объект изучения, но и средство обучения, так как на уроках литературного чтения дети получают необходимые умения и навыки, при помощи которых они овладевают знаниями по другим предметам. Этим определяется важность и необходимость изучения литературного чтения.
Современные программы по литературному чтению для начальной школы ориентируются на концепцию непрерывного литературного образования. Рассмотрим, как концепция реализуется в программах на начальном этапе непрерывного литературного образования.
Курс литературного чтения: разработка и цель
Курс литературного чтения, разработанный Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецким и М.В. Головановой в УМК «Школа России», представляет собой первую ступень единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Этот этап обучения переводит ученика с позиции слушателя на позицию читателя.
Основные компоненты программы
Основными содержательными компонентами программы являются:
- Сознательное, выразительное чтение целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
- Понимание содержания прочитанного произведения и установление смысловых связей между его частями;
- Определение главной мысли прочитанного и формулирование ее своими словами;
- Краткий, полный, выборочный и творческий пересказ, включая изменение лица рассказчика или пересказ от имени одного из персонажей;
- Составление начала повествования или его возможное продолжение и завершение;
- Составление плана к прочитанному тексту, включая полный, краткий и картинный план;
- Введение в пересказы-повествования элементов описания, рассуждения и цитирования;
- Выделение в тексте слов автора, действующих лиц, пейзажных и бытовых описаний;
- Простейшая характеристика основных действующих лиц произведения;
- Полноценное слушание и осознанное восприятие содержания читаемого, включая устный ответ на вопросы товарища.
Цели и задачи программы
Авторы программы рекомендуют педагогу сосредоточить внимание начинающего читателя на словесно-образной природе художественного произведения, на отношении автора к героям и окружающему миру, а также на нравственных проблемах, которые волнуют писателя.
Для более четкой иерархии тегов, вот ваша уникальная часть учебной работы:
Самооценка в учебном процессе
Реальная самооценка выполнения любой проделанной работы или учебного задания имеет большое значение [13, с. 126].
Методика обучения чтению в программе «Гармония»
Программа по литературному чтению УМК «Гармония» уделяет особое внимание развитию качественного литературного общения среди школьников. Она включает следующие аспекты:
- Предварительную ориентировку в теме и собеседнике перед началом общения через книгу.
- Осмысление информации в процессе чтения.
- Осознание своего отношения к результатам общения.
Эта методика обучения основывается на научных положениях теории формирования правильной читательской деятельности, как это предложено Н.Н. Светловской.
Технологии и методы обучения
В концепции программы предлагается использование определенных технологий, методов и приемов обучения:
- Специальные алгоритмы и памятки для обучения чтению по ролям, драматизации и другим методам. Это включает анализ иллюстраций с точки зрения «эмоциональных знаков», постановку «живых картин», произнесение реплик персонажей с использованием мимики и пантомимики, чтение по ролям и многое другое.
- Алгоритмы для составления различных видов планов, создания сочинений, написания отзывов, аннотаций, составления диафильма, экранизации и подготовки презентаций [13, с. 127].
Изучение фольклора в начальной школе
Система работы с произведениями фольклора в данном курсе предусматривает изучение фольклора на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
В 1 классе учащимся предлагаются произведения малых фольклорных форм, такие как потешки, колыбельные, небылицы, загадки, считалки, скороговорки, побасенки и пословицы. Они отличаются небольшим объемом текста, что позволяет детям без особых затруднений читать и перечитывать их, при этом совершенствовать технику чтения.
В учебниках параллельно с фольклорными произведениями дается их литературный (авторский) аналог, например, «Загадки» С.Я. Маршака, «Я видел» С. Маршака, «Искалочка» В.Берестова.
Важно отметить, что данная программа способствует развитию у школьников навыков чтения, критического мышления и литературного анализа, а также обогащает их культурное наследие через изучение фольклора. |
Русские и мировые сказки в учебном процессе
В разделе «Там чудеса» представлены русские народные сказки, такие как «Лиса и рак», «Петушок и бобовое зернышко», ингушская сказка «Заяц и черепаха», американская сказка «Вот он, вор», армянская сказка «Заказчик и мастер», а также литературные сказки, такие как «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина и «Принцесса на горошине» Х.К. Андерсена.
В 3 классе сказки включены в разделы «За добро стой смело», «Труд кормит, а лень портит», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает», «Любовь – волшебная страна», объединяясь с другими видами литературных произведений.
Учебный курс «Литературное чтение»
В структуру курса «Литературное чтение», разработанного Л.А. Ефросининой и М.И. Омороковой для УМК «Начальная школа XXI века», в первом полугодии 1-го класса включён интегрированный курс «Литературное слушание». Его основная цель — углубить процесс восприятия художественных произведений и поддержать интерес к чтению, особенно у первоклассников, которые ещё не обладают навыком самостоятельного чтения.
Уроки литературного слушания не только решают дидактические задачи, но и развивают оценочные суждения первоклассников. Они учат анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием конкретного произведения. Особое внимание в данной программе уделяется созданию эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, а также развитию их учебной инициативы и самостоятельности.
Система работы с произведениями фольклора
В первом классе учащиеся познакомились с произведениями устного творчества разных народов, такими как сказки, песни, потешки, скороговорки, пословицы.
Во втором классе продолжается работа с теми произведениями фольклора, которые были в программе первого класса. На этом этапе дети также знакомятся с былинами, сказками и легендами.
В третьем классе в круг чтения включаются предания, легенды, мифы, а также отрывки из Библии.
Таким образом, учебный процесс включает разнообразные сказки и произведения фольклора, помогая детям развивать интерес к литературе и разносторонние навыки восприятия художественных текстов.
Работа над произведениями фольклора в четвертом классе
В четвертом классе предусмотрена работа с произведениями фольклора разных народов мира. Основная задача — сравнение произведений фольклора, их использование в речи и выполнение творческих работ.
Значение фольклора в третьем классе
В третьем классе обращение к фольклору помогает школьникам углубить знание о народном творчестве. Они учатся различать жанры литературных произведений, отмечать поэтичность и многообразие творчества русского народа, а также богатство русского языка.
Основные аспекты работы с сказками
В начальной школе детям даются сведения о сказке, ее источниках, жанровых особенностях и основных идеях. Важно сохранять поэтичность сказки и рассказывать о том, что в ней сочетаются реальный и нереальный миры, а герои делятся на положительных и отрицательных.
Учебник предлагает различные задания, которые позволяют дать оценку поступкам героев, обратить внимание на особую манеру их описания, народный язык, наличие повторов, присказок, зачинов и других элементов сказки.
Сравнение сказок и изучение сопоставлений
Следующий этап работы — формирование представлений о сходстве и отличиях сюжетов сказок. Школьники сравнивают сказки с сходным сюжетом, изучают сказки с загадками и героями, которые побеждают врагов не силой, а мудростью, умом и смекалкой.
Особое внимание уделяется сравнению народной и авторской сказок. Например, сравниваются сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» и русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер». Школьники указывают сходства и различия, используя определенную схему.
Таким образом, работа с произведениями фольклора в четвертом классе и их сопоставление позволяют школьникам расширить кругозор, развивать творческое мышление и углублять знания о народном творчестве.
Изучение народных жанров в литературе
Такая работа помогает глубже понять произведение, рассмотреть его особенности, обнаружить народные истоки сказок А.С. Пушкина. Такие задания выполняются в группах, где есть школьники с разными уровнями подготовки.
В раздел включены загадки, пословицы, скороговорки как особые, малые жанры народного творчества. Выполняя задания, дети учатся различать жанры произведений, определять темы загадок и пословиц, а также пробуют создавать свои загадки.
Детям дается представление о специфике каждого жанра, манере чтения, на примерах показывается широта тематики загадок и пословиц. Учащиеся сами учатся создавать загадки, а для этого им показывают, как составляются загадки, каких типов они бывают (загадки-вопросы, загадки-сравнения, загадки-сказки, загадки-описания).
Пословица как жанр фольклора изучается во всех классах, так как в данном курсе пословицам отводится важная роль. Впервые с пословицами дети знакомятся в первом классе на уроках литературного слушания и грамоты: вначале ученики слышат пословицы, потом читают их сами. Во втором полугодии дети уже соотносят пословицы с содержанием прочитанных произведений. Вспомним уроки 13-14 в учебнике «Чтение и письмо» . Проводится работа с рассказом Е.Пермяка «Торопливый ножик». Потом читают пословицы и проводят сравнение содержания рассказа и пословиц, выбирают подходящую к этому рассказу, объясняют свой выбор и, тем самым, соотносят содержание рассказа с народной мудростью, которая выражена в пословицах.
Прочитай рассказ Е. Пермяка и выбери подходящие пословицы:
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
- Поспешишь – людей насмешишь.
- Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Во втором классе школьники узнают о пословице как жанре фольклора, знакомятся с пословицами о Родине, о труде, о семье, о дружбе и т.д.
При солнышке тепло – при матери добро.
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Заключение
Изучение народных жанров в литературе не только позволяет более глубоко понимать произведения, но и развивает у детей навыки анализа и творческого мышления. Работа с пословицами и загадками помогает им усвоить народную мудрость и сопоставить её с сюжетами литературных произведений. Такие занятия способствуют разностороннему развитию детей и формированию их культурного кругозора.
Подумай, о чем говорят эти пословицы. Объясни.
Вся семья вместе – и душа на месте.
1. Как ты понимаешь эту пословицу?
2. Какие пословицы о семье ты еще знаешь?
3. Найди книгу с пословицами. Прочитай пословицы о семье.
Работа с пословицами и поговорками продолжается в третьем и четвертом классах: дети осуществляют подбор пословиц к текстам произведений и темам чтения; выполняют работы творческого характера, отбирают и читают книги с пословицами. В четвертом классе проходит знакомство школьников с историей рождения пословиц, дети принимают участие в уроках-конкурсах.
«В третьем классе дети знакомятся со структурой и жанровыми особенностями загадок, пословиц, сказок, басен, былин, рассказов, стихотворений, сопоставляют их по сходству и различию. Так, учащиеся не только узнают о том, что сказки бывают о животных, бытовые и волшебные, но и наблюдают за их формой (сказки-загадки, сказки в прозе и в стихах; загадки, построенные на основе противопоставления явлений и предметов, загадки-вопросы, загадки, в основе которых лежат конкретные признаки).
Термины вводятся путем наблюдения, как вывод из наблюдаемого».
Рассмотрим, как расширяется в 4 классе круг чтения по основным разделам чтения. В каждом классе дети изучают произведения фольклора народов России и других стран. Если в 1 и 2 классах ученики познакомились с малыми жанрами фольклора и сказками (бытовыми, волшебными, о животных), в 3 классе в круг чтения дополнительно входят литературные сказки, сказки с загадками, изучаются типы загадок и их особенности, былины, то в 4 классе в круг чтения добавляются сказы, легенды, библейские предания.
Народная песня, колыбельная (народная и авторская), хороводные песни, песня-закличка изучались в 1-3 классах.
Героическая песня, былина, легенда, библейское предание
В учебнике 4 класса начинается раздел, посвященный «Героической песне, былине, легенде, библейскому преданию». Здесь включена былина под названием «Волх Всеславович», содержание которой схоже с легендой. В этом разделе учащиеся знакомятся с героическими и историческими песнями, а также изучают особенности этих произведений, включая народных героев, исторические факты и сходство с сказками и былинами.
В частности, учебник предлагает изучить героическую песню о «Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском», которые возглавили ополчение, а также рекомендует на самостоятельное чтение народные песни-славы под названием «Русская земля» и «Суворов приказывает армии переплыть море».
Фольклор в учебном процессе
Исследуя ряд учебно-методических комплексов и учебников по литературному чтению, можно отметить, что большое внимание уделяется изучению фольклора в рамках курса «Литературное чтение». Все программы и учебники, рассмотренные нами, разрабатываются с учетом возрастных особенностей учащихся.
Изучение фольклора начинается практически с первых классов и постепенно наращивается в объеме и сложности. Фольклорные материалы представлены как в самостоятельной форме, так и в сравнении с авторской литературой. Учащиеся на уроках литературного чтения изучают разнообразные жанры фольклорных произведений. Каждый из этих жанров выполняет свою уникальную функцию: передает исторические события, раскрывает нравственные ценности, необходимые для формирования личности. Основная цель фольклорных произведений в начальной школе — передача опыта предков, их нравственности и духовных традиций, а также формирование собственной картины мира у учащихся начальных классов.
Методика работы над изучением устного народного творчества в начальной школе
Определение уровня знаний учащихся о произведениях устного народного творчества
Для определения уровня сформированности знаний о произведениях устного народного творчества и фольклорных произведениях у младших школьников было проведено исследование во 2 классе МОУ СШ №1 р.п. Кузоватово Ульяновской области. В исследовании участвовали 24 мальчика и девочки.
Наше исследование состояло из 3 этапов.
На первом этапе (констатирующий эксперимент) мы использовали опрос.
Цель: выявить уровень знаний о фольклорных произведениях учащимися 2 класса.
Учащимся надо было ответить на вопросы.
1.Что такое фольклор?
2.Какие жанры фольклора вы знаете?
3.Определите жанры фольклора:
А) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь… (сказка).
Б)Сшит колпак не по-колпаковски, надо колпак переколпаковать и выколпаковать (скороговорка).
В) Кланяется, кланяется, придет домой – растянется (загадка).
Г )Федя-бредя съел медведя, упал в яму, кричал маму (дразнилка).
Д) На чужой сторонушке рад своей воронушке (пословица).
Результаты, полученные в процессе исследования, мы занесли в таблицу 1.
Уровень сформированности знаний о фольклорных произведениях
Таблица 1
Результаты тестирования уровня знаний о фольклорных произведениях, Низкий уровень
9 чел.
37%
Средний уровень
8 чел.
33%
Высокий уровень
7 чел.
30%
Как видно из таблицы, с высоким уровнем знаний о фольклорных произведениях в классе выявлено 7 чел. (30%), со средним – 8 чел. (33%), с низким – 9 чел. (37%).
Анализ полученных результатов показывает, что больше всего учащихся (более 35%) имеют средний уровень знаний о фольклорных произведениях.
Таким образом, перед учителем стоит проблема найти эффективные средства и формы работы для повышения уровня знаний о фольклорных произведениях на уроках в начальной школе.
На третьем этапе (контрольный эксперимент) мы повторно провели тесты на определение уровня знаний о фольклорных произведениях.
Мы выяснили, что с высоким уровнем знаний о фольклорных произведениях 8 чел. (33%), со средним – 10 чел. (41%), с низким – 6 чел. (26%).
Организация и осуществление образовательного процесса, направленного на изучение пословиц как устного народного творчества в начальной школе
Загадка — один из самых распространенных жанров устной народной поэзии у тех народов мира, возникший еще в первобытные времена. Русский язык обладает неисчислимым богатством загадок на самые разнообразные темы. Самые древние загадки раскрывают нам образные представления наших предков о природных явлениях, о диких и домашних животных.
Работа над загадкой строится в несколько этапов.
Первый этап – отгадывание загадок для того чтобы понять строение произведение этого жанра, увидеть его специфику. Сначала внимание детей обращается на две особенности загадок: а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него, б) указываются самые яркие отличительные признаки предмета. Для отгадывания и анализа, надо брать загадки, в которых эти черты жанра проявляются достаточно отчетливо.
Второй этап — наблюдение. На этом этапе происходит рассматривание предмета с целью выявления его наиболее существенных признаков, а также нахождения похожего предмета, который используется для иносказания.
Третий этап — собственно сочинение загадок, вначале коллективное, а потом самостоятельное.
Рассмотрим, как происходит обучение сочинению загадок в I-II классах.
1.Отгадывание загадок.
Искусство создания загадок
Все вы любите и умеете отгадывать загадки, а сегодня, говорит учитель, мы будем сами их сочинять. Но вначале надо узнать, как «строится» загадка. Отгадайте загадку «Держит девочка в руке облачко на стебельке». (Одуванчик.)
Как вы смогли догадаться, как узнали? (Одуванчик схож с облачком)
Назовите черты сходства? (Они одинакового цвета, цветок такой же мягкий и пушистый, как облако).
Значит, мы выяснили, что особенное в загадке, — обобщает учитель, — предмет в ней или совсем не называется, или называется не тот, который загадывается, а другой, который похож не него. Когда мы отгадываем загадку, стараемся обратить внимание на признаки предмета. Докажем этот вывод. Слушайте еще загадку: «В огороде у дорожки стоит солнышко на ножке».
Работа строится по тому же плану, что и в первом случае: школьники ищут отгадку (подсолнух), потом доказывают отгадку, в конце педагог утверждает, что и в этой загадке назван не сам предмет, а другой, похожий, ученики ищут отгадку по признакам этого предмета.
Наблюдение
Сейчас, говорит учитель, когда вы узнали, как устроена загадка, попробуем сами сочинить свою загадку.
Давайте придумаем загадку об этом цветке (на стене висит рисунок с нарисованным ландышем).
Что это за цветок?
Посмотрите на рисунок, узнайте цветок, который, держали в руках. Что в этом цветке особенного? Давайте назовем его главные признаки. (На стебельке множество мелких цветов; приятный запах; цветки бывают только белые.)
Значит, обобщает учитель, главными признаками цветка, которые мы сразу выделили, — душистый, много цветочков на одном стебельке, все цветочки белые.
Вы смогли назвать все признаки. Но вы забыли об одной важной детали, которая нужна в загадке.
Какая? (Мы не сказали, на что похожи цветочки ландыша.)
Создание загадки о цветочках ландыша
Цветочки ландыша имеют удивительное сходство с различными предметами.
Давайте создадим загадку, чтобы описать, какие они.
Шаг 1: Выбор объекта для сравнения
С чего начнем наше сравнение? (С горошками.)
Какие признаки у горошков? (Белые, душистые.)
Сочиняем первую строчку загадки: «Белые душистые горошки…» (Педагог записывает на доске, а дети в тетради.)
Шаг 2: Добавление дополнительных признаков
— Нам нужно упомянуть еще другие признаки. О чем еще можно сказать? (О стебельке.)
Если ученики затрудняются, то учитель может показать на стебелек.
С чем можно сравнить стебелек? (С ниточкой, ножкой.)
Получается горошки на ножке. Но нужно горошки как-то присоединить к ножке. Найдите подходящее слово. (Предлагаемые варианты слов записываются: висят, растут, сидят.)
Шаг 3: Создание загадки
Давайте придумаем вторую часть загадки. (Растут на одной ножке, висят на одной ножке, висят на зеленой ножке и т. д.) Какой вариант выбираем?
Таким образом, у нас и получилась загадка: «Белые душистые горошки висят на зеленой ножке».
Также можно выбрать другой вариант: «…растут на зеленой ножке»; «…собрались на одной ножке» и так далее. Педагог дописывает загадку на доске, а ученики выбирают вариант, который им больше нравится, и записывают его в тетради. При этом важно помнить о правильном написании слов — дети могут использовать записанные на доске образцы как справочный материал.
Сравнение с шариками
Вы сказали, что цветки ландыша похожи не только на горошки, но и на шарики. Давайте уточним, какие признаки у шариков. Какие они? (Белые, душистые.)
Создание загадок как инструмент развития орфографической зоркости
Загадки — это увлекательный и познавательный способ развития орфографической зоркости у младших школьников. На уроке русского языка можно воспользоваться этим методом, начиная с таких слов: «Белые душистые шарики…». Дети, воображая себя волшебниками слов, начинают дополнять загадку, описывая шарики как «фонарики», что способствует расширению их лексического запаса.
Далее, мы сравниваем эти шарики с бубенчиками, но вначале важно уяснить, что такое бубенчики. Обсуждение этого термина помогает детям развить понимание и объяснительные навыки.
При создании загадки важно обратить внимание на признаки, которые нужно подчеркнуть. В данном случае, это «белые», «душистые» и ассоциация с звоном, как будто шарики звенят.
Последнее слово, добавленное в загадку, всегда встречается впервые на уроке, и для предотвращения ошибок рекомендуется записать его на доске.
-А теперь давайте попробуем создать свою собственную загадку, используя полученные знания.
Детей не следует ограничивать в использовании только тех слов, которые были записаны на доске. Важно, чтобы их фантазия и мысль были свободны. Однако, чтобы предотвратить орфографические ошибки, можно использовать следующий прием: разрешить детям пропускать буквы, в написании которых они сомневаются. Вместо пропущенной буквы они ставят точку, а на соответствующей строке — знак вопроса. Педагог может заметно вписывать недостающую букву (если орфограмма касается неизученного правила), указывать на запись на доске (если слово было записано), или предложить детям подумать (если слово относится к известному правилу).
Используя такой метод, мы способствуем предотвращению ошибок или уменьшению их количества, что содействует развитию орфографической зоркости у младших школьников.
После завершения самостоятельной работы загадки анализируются и обсуждаются с классом.
Сочинять загадки предлагаем детям дома и на других уроках. Необходимо, продумывать тему загадки, а при выборе объекта для сочинения этого жанра, важно помнить о том, что предмет должен быть хорошо знакомым для учеников, иметь яркие, внешне легко воспринимаемые признаки, должен «поддаваться» сравнению, а следовательно, иносказанию. Загадки, придуманные учащимися, нужно не только зачитывать, но и анализировать.
В процессе работы над загадками, ученики получают такие умения: выделение самых существенных признаков предмета, сравнение его с другими, похожими, нахождение наиболее точных, выразительных словесных средства и т. п.
Можно использовать другой вариант работы над сочинениями-загадками: превращение в загадку описательного художественного текста. При этом виде работы признаки предмета заданы в тексте, дети должны их увидеть и, воспользовавшись ими, придумать загадку. Приведем фрагмент урока.
-Прочитайте два текста, которые записаны на доске.
Ученики читают тексты: Очень хороши и красивы эти маленькие голубые цветы. В крошечных их лепестках как бы отразилась голубизна летнего неба. Приятно смотреть на чистый голубой ковер разросшихся у ручья… (И. Соколов-Микитов); Словно глазки, из межи — глазки девочки-малютки — кротко смотрят… ( С. Дрожжин).
-Какое же название нужно вставить в конце каждого отрывка? (Незабудки.).
-Итак, перед вами два текста о незабудках. Можно ли их назвать загадками? Почему? (Нет, потому что они построены не по правилам загадок. В загадке предмет не называется, а здесь он назван.)
-Но есть ли в этих текстах что-нибудь общее с загадками? Что? (В них, как и в загадках, красочно рисуется цветок, говорится о самых ярких признаках цветка: о том, что они голубые, маленькие, что они растут у воды. Во- втором тексте сказано, на что они похожи.)
-Давайте на основе этих отрывков сочиним загадки о незабудках. Еще раз самостоятельно прочитайте тексты, выберите те признаки, которые можно использовать в загадке. Какие же это признаки?
Ответ на этот вопрос предполагает проведение элементарного языкового анализа текстов. Обращается внимание на сравнения, на все те языковые средства, с помощью которых «рисуются» незабудки. Затем учащимся дается время на самостоятельное придумывание загадки, после чего идет их обсуждение.
Пословицы появляются в качестве обобщения богатого жизненного опыта, поэтому сочинять произведения этого жанра с учениками нецелесообразно. В основе каждой пословицы лежит конкретный факт, случай, но это конкретное обобщено, возведено в степень типического, в типических обстоятельствах, поэтому пословица приложима ко многим схожим ситуациям.
К.Д. Ушинский называл пословицу «маленькой умственной задачей» [10, с. 162].
При анализе пословицы, педагог помогает учащимся сделать три шага:
1) уяснить прямой смысл пословицы, т.е. тот конкретный факт, который лежит в ее основе. Например, разбирая пословицу: без труда не вытащить рыбки из пруда , объясняется: чтобы поймать рыбу, нужно приложить усилия, подготовить удочки, корм, иметь терпение дождаться клева, суметь вытащить рыбу из воды ;
2) уяснить переносное значение, ее подтекст, тот иносказательный смысл, который позволяет употреблять ее в других конкретных ситуациях. В нашем примере: в любом деле результат будет достигнут, если к нему приложены старания, терпение, труд и умение;
3) соотнести пословицу с определенными жизненными обстоятельствами из собственного опыта или описанными в художественном произведении. Названную пословицу, например, можно соотнести с рассказом Е.Пермяка «Славка» [10, с. 162].
Данная схема работы над пословицей обосновывает методическую рекомендацию — привлекать пословицы только на завершающие этапы урока (обобщение, перечитывание текста) и не использовать их при подготовке к восприятию произведения.
В школьной практике используются следующие приемы работы с пословицами:
-запоминание пословиц и поговорок (задания: прочитай начало пословицы, подбери подходящий конец; восстанови пословицу; услышь пословицу и др.);
-объяснение смысла пословиц и поговорок (задания: прочитай рассказы Л.Н. Толстого с использованием народных пословиц — «Ворон за море летал, умней не стал», «Глупой птице свой дом немил»; придумай рассказы с использованием пословиц);
-использование пословиц и поговорок в речи (задания: употреби пословицу в тексте; подбери пословицу, подходящую по смыслу; попробуй составить рассказ из пословиц и т.д.
— подбор пословиц по темам учениками (о человеке, о дружбе, о труде и т. д.).
Для усвоения пословиц можно выбрать такую форму работы, как создание проекта «Пословицы в современном обществе».
Цели проекта: пополнение активного словарного запаса детей пословицами; уточнение смысла и значения каждой из них; умение применения их в речи; создание сборника «Любимые пословицы», в котором будут собраны русские пословицы и пословицы по темам, будет дано их толкование, нарисованы иллюстрации.
Этапы работы над проектом:
-
Тематические уроки.
На уроках ученики обмениваются найденной информацией о пословицах, пытаются дать свое определение пословицы, выделяют ее основные признаки и функции: «Пословица — это законченное общепринятое изречение, которое позволяет кратко и точно оценить поступок в определенной ситуации» [10, с. 162].
-
Поиск информации о следующих группах пословиц: пословицы славянских народов, пословицы мифологические, пословицы, связанные с числами, пословицы, связанные с историей.
-
Рассматривание прямого и переносного смысла пословиц.
-
Определение основных тематических групп пословиц, изучаемых школьниками.
-
Составление своей пословицы и оформление ее как страницы будущей книги (пословица, толкование, иллюстрация).
-
Оформление книги пословиц согласно правилам.
7. Проведение уроков внеклассного чтения по структуре книги.
8. Совместная работа над заглавием, названием издательства, аннотацией.
Результатом проделанной работы явился возросший интерес школьников к жанру пословицы. Ученики стали использовать пословицы в речи, с интересом придумывали свои пословицы. На уроках при построении текстов школьники начали использовать пословицы, дома при просмотре фильмов они находили в речи героев фразы, которые могли бы стать пословицами.
Школьники научились понимать богатство, глубину и мудрость языка, открыли для себя новые грани удивительного мира устного народного творчества, реализовали свои знания в прекрасной книге пословиц, авторами которой стали сами.
2.3. Работа над сказочным фольклором в начальных классах
Первым было ознакомление с понятием «сказка» и признаками, которые отличают сказку от рассказа, повести. Элемент сравнения для этого очень удобен.
Мы проанализировали рассказ Л. Толстого «Филиппок».
Педагог рассказал детям, что писатель до революции открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам в ней преподавал. Однажды с ним случилось такое событие, потом сжато пересказывается рассказ до эпизода, когда педагог задавал вопрос: «А ты зачем пришел в школу?», и демонстрируются иллюстрации художника Пахомова. Потом преподаватель говорит второклассникам, что это случилось на самом деле с Львом Николаевичем.
Таким образом, рассказ — это произведение, в котором сообщаются подлинные, действительно бывшие события. Рассказ или повесть имеют одного автора, и менять что-либо в них строго запрещено. Так, мы выяснили, что называется рассказом, повестью.
-А что такое сказка? – задает вопрос педагог. – Давайте посмотрим на этот плакат. Сказка — это литературное произведение, которое всегда рассказывает о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда происходит борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения. Сказка получила свое название от слова сказ. Сказ — это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передается из уст в уста. Людей, умеющих хорошо рассказывать сказки, называют сказители.
Чем же интересны были сказки для наших далеких предков? В них предки передавали свое представление о мире. Предки не умели дать объяснение, смены времен года, дня и ночи, долгие дни летом, а зимой короткие. Не могли дать объяснение появлению людей, животных, возникновению грозы, солнечных затмений. Догадывались, что животные возникли раньше человека, поэтому приписывали им человеческие качества.
Сказка интересовала своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы и даже рыбы, помогающие человеку. Вспомните Сивку-Бурку, Серого волка, Щуку, которая выполняет желания Емели. Сказка не только интересна своей занимательностью, она помогала в долгие зимние вечера, когда вся семья при свете лучины трудилась, снимать усталость. Вы хорошо знаете это по себе.
Если вам что-то интересно, то даже трудная и неинтересная работа выполняется быстрее и легче. Кроме того, в сказке много смешного и веселого, а веселье всегда дает бодрость.
Сказки возникли много тысячелетий назад, в то время человек жил еще в основном охотой и рыбной ловлей, а некоторых животных только еще приручал: лошадь, корову, овцу, свинью. А в дом взяли себе служить только кошку и собаку. Древние люди придумывали сказки только о знакомых животных и тех, на которых они охотились. Но оружие для охоты у них было слабое, и поэтому нужно было долго сидеть в засаде, чтобы подкараулить зверя. Свой опыт наши предки и передали в сказках о животных.
Теперь посмотрим, что же сказочного, необыкновенного происходит в сказках о животных.
В I классе на уроках чтения вы читали сказку «Лиса и тетерев». Давайте вспомним героев этой сказки. Если вы не помните, давайте все вместе ответим на вопросы.
-Что задумала лиса, когда увидела на дереве тетерева?
-Как она пытается его обмануть, для чего?
-О каких указах она говорит? (Раньше распоряжения властей приходили из города и все жители им подчинялись. Когда тетерев сидел на дереве, лиса добраться до него не могла, а в поле могла поймать и съесть.)
-Поверил ли ей тетерев и как он себя ведет? (Умный тетерев лисе не верит и только смеется.)
-Почему лиса убежала? (Она боится собаки охотника.)
-Что же сказочного, необыкновенного в этой истории? Могут ли птицы и звери говорить, беседовать друг с другом и даже понимать насмешку, иронию? Чем здесь звери похожи на людей? Могут разговаривать. Они как бы очеловечены.
Потом педагог демонстрирует сказку «Теремок» с иллюстрациями Е. Рачева и спрашивает:
-Чем питаются лягушки? А чем лиса и волк? (Лягушка питается насекомыми: комарами, жуками, мухами, бабочками. Пищей для лис и волков являются птицы, зайцы.)
-Что же в сказке волшебного? (Насекомые и звери, являющиеся в настоящей жизни врагами, в сказке живут дружно.)
Затем педагог демонстрирует ученикам сказку «Колобок», а дети находят в ней фантастическое? Если возникают затруднения, учитель предлагает подумать и ответить на вопросы:
-Может ли булка, колобок разговаривать, даже петь?
-Могут ли различные звери понимать песенку колобка?
-О чем поет колобок? Почему звери ему поверили? (Колобок хвалится, что очень умен, ведь он смог убежать от людей — бабушки и дедушки. Звери удивлены и его не трогают.)
А почему лиса сумела съесть колобок?
-Он так расхвастался, так уверился в своей ловкости, что стал неосторожен. Лесть лисы его очаровала, и он погиб. Значит, в сказке волшебным является то, что хлеб поет, хвалится, разговаривает, как человек; а дикие животные понимают речь, удивляются его сообразительности, храбрости, совсем, как люди. Могут звери разговаривать с хлебом, булкой пирогом? Как мы назовем такое? Да выдумка, фантазия, воображение.
После рассмотрения вместе с детьми делаем вывод.
Сказка — это литературное произведение, в котором обязательно есть что-то необыкновенное, выдумка, то, чего не бывает на свете. Герои сказок — животные ведут себя, как люди.
Потом анализируем сказку «Заячья избушка». Педагог узнает, все ли ученики читали ее и знакомы с ее содержанием. Беседуем по таким вопросам:
-Кто герои этой сказки?
-Кто и чего построил себе дом?
-Чей дом красивее, а чей прочнее?
-Что случилось весной с домом лисы?
-Почему зайка не побоялся лисы и пустил ее в свой дом?
-Что задумала лиса и как она себя стала вести?
-К кому обратился за помощью зайка и почему большие и сильные звери, пообещав, отказались от помощи?
-Кто помог зайцу, и что он придумал?
В ходе беседы педагог демонстрирует иллюстрации Ю. Васнецова к сказке, объясняя значение слова лубяная. Луб — кора деревьев. Из него наши предки плели корзины, крыли крышу дома. Толстая кора не пропускает холод, в избушке зайца всегда тепло, а летом прохладно.
Педагог демонстрирует обложку, а потом разворот книги, где нарисованы избушки зайки и лисы, и читает сказку.
«Жил-был в поле зайчик. Пришла зима. Он построил себе избушку лубяную, из коры дерева. Жила в лесу лиса. Когда пришла зима, лисонька замерзла и увидала избушку зайца. Она захотела себе тоже построить дом, но не маленькую, бедную деревянную избушку, а красивый дворец. Построила она его из ледяных глыб. На солнышке зимой дом лисы переливался всеми цветами радуги. Но пришла весна. Горячие лучи солнца растопили лед, и растаял дом лисы».
Потом педагог спрашивает:
-Что же сделала лиса?
-Почему зайка пустил лису в дом?
-Чем отплатила лиса за гостеприимство?
-К кому обратился заяц за помощью?
-Почему каждый зверь сначала обещал помочь, а потом не выполнил обещание? Все звери, обещавшие помочь, были сильнее лисы, но когда та кричала, что порвет их на части и разбросает куски по закоулочкам, защитники решили с ней не связываться и обманули зайку.)
-Почему слабый петушок не побоялся лисы? (Петух слаб, но находчив, умен. И к тому же под крылом у него острая коса, и он громко объявляет, что этой косой зарубит лису. Твердость в голосе петуха, повторение своей угрозы дают лисе уверенность, что он действительно может причинить ей вред.)
-Какую мысль проводит эта сказка? Не всегда сильный захочет помочь слабому в беде. Он живет по пословице «Своя рубашка ближе к телу». Не стоит ввязываться в истории, так спокойнее. С другой стороны, слабый, но умный может быть верным другом.
А теперь прочитайте этот плакат, где написано: Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. На нем слова А.С. Пушкина о сказках. Прочтем и подумаем.
-Почему Пушкин сказал, что в сказке ложь? Что он подразумевал? Что волшебного, сказочного в сказке «Лиса и заяц»? (Звери обитают не в норах, а строят себе дома, как люди, даже с печкой. Звери умеют разговаривать, как люди. Звери и поступки совершают, как люди: пообещают да обманут.)
-А какой урок мы извлечем от этой сказки? (Если у тебя беда, надо просить помощи не у сильного, а у умного, находчивого. Только настоящий друг выручит в беде.)
Мы с вами проанализировали несколько сказок о животных, а теперь рассмотрите рисунки художников. Что в рисунках Е. Рачева помогает понять волшебные свойства сказки? Обратите внимание на костюмы. У Е. Рачева все звери одеты в старинные русские костюмы: лиса в сарафане, волк в кафтане, зайка, выгнанный из дома, идет с котомочкой (заплечным мешком), как нищий. А вот рисунки художника Ю. Васнецова. Чем они отличаются? У кого звери больше похожи на настоящих? (У Е. Рачева.)
А на кого похожи звери у Ю. Васнецова? (Педагог демонстрирует глиняную вятскую игрушку.)
Да, звери у Ю. Васнецова игрушечные. Это не случайно. Он родился и вырос в городе Вятке, славивший глиняными игрушками, героями которых часто и были сказочные персонажи. В сказке встречаются и борются добро и зло, злая лиса и добрый петушок. Но и положительные герои сказок могут ошибаться. В сказке «Кот, петух и лиса» добрый кот уходит на работу и просит петуха на улицу не ходить, потому что в лесу ходит злая лиса. Она может схватить его и съесть. Когда к их дому подошла лиса, петушок вначале не поверил ее песенке, но любопытство взяло верх: выглянул он и попал лисе в лапы. Три раза спасает его кот, выгоняет лису даже из ее дома. И в этой сказке добро, дружба побеждают хитрость и злобу лисы.
-А теперь ответьте, почему некоторые сказки называют народными?
Выслушав ответы учащихся, педагог поясняет понятие «народные».
-Народная сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий. Как же она создавалась?
В долгие зимние вечера, когда за окном выла метель и крепчал мороз, охотник или рыбак рассказывал детям о своих охотничьих приключениях. Он рассказывал не обязательно о том, что было на самом деле, но и придумывал, преувеличивал. В том случае, когда его рассказ был очень интересным, его слушали и затем просили еще раз рассказать. Кто-то из слушателей запомнил его историю, но не все подробности. Через 10-15 лет один из слушателей в такой же зимний вечер пересказал эту историю своим внукам, но кое-что внес свое. Его внук через несколько лет устно, как и отец, пересказал сказку и тоже внес в нее новые элементы. Таким образом со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих. Поэтому-то мы, беря в руки сборник народных сказок, встречаем там много похожих вариантов.
В сказке «Лиса и заяц» зайка просит помочь выгнать из избы вначале собаку, затем барана, потом петуха, а в аналогичной сказке «Заячьи слезы» зайка зовет на помощь волка, медведя и петуха, который один ему помогает. Таким образом, каждая сказка стала творчеством многих людей, целого народа.
Сказка слагалась устно и передавалась из уст в уста потому, что родилась тогда, когда люди еще не изобрели письменность.
Итак, что нового узнали на этом уроке.
-Почему сказка так называется?
-Когда она возникла?
-Чем сказка отличается от рассказа?
-Почему многие сказки называются народными? Кто их создал?
-А вот еще очень интересный вопрос. Как строится сказка о животных?
В сказке о животных рассказывают только об одном каком-то событии: колобок убежал из дому и встретился со зверями, лиса и заяц построили избушки, но лиса выгнала зайку, а петух его спас.
В сказках о животных важную роль всегда играют разговоры, диалоги (разговор двух) между зверями. В «Колобке» и в сказке «Лиса и заяц», кроме разговоров, есть песенки. В сказке главный герой три раза встречается с кем-то и только потом происходит главное событие: лиса съедает хвастунишку колобка, петух выгоняет лису из дома зайки.
Вот посмотрите схему сказки. (Написана на доске.)
Схема построения сказки о животных
Герои — звери, птицы, насекомые, домашние животные.
Сюжет действия строится, как цепочка событий.
Троекратные повторы встреч.
Песенка как обязательная деталь раскрытия героя.
Усиление героев от встречи к встрече.
Язык народной сказки тоже особенный. В ней звери не просто названы, а имеют прозвища: муха-горюха, комар-пискун, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, петушок-золотой гребешок.
Вторая особенность языка народной сказки о животных — всё они называют ласково: не заяц, а зайка, зайчик, не лиса, а лисонька, кума-лиса, Патрикеевна.
Подводя итог, педагог сообщает: «Мы с вами узнали, что в далекие времена сказка нужна была, чтобы передать, как люди видели окружающий мир, создавали фантастические истории на основании своих наблюдений за животными. А еще сказка нужна была им для развлечения, отдыха, снятия трудовой усталости. Ведь тогда не было радио, театров, телевидения. А вот зачем нужны эти сказки сегодня нам? Чем они привлекают? Помогают узнать, как видели мир наши предки, посмеяться над приключениями злого волка, хитрой лисы, узнать о верной дружбе зверей. Сказки написаны ярким, образным языком, на их примере мы и сегодня можем обогащать нашу речь богатствами великого русского языка. В сказках отражена и народная мудрость многих поколений».
Работа над сказками о животных – это подготовительный этап к работе над волшебной сказкой. Внимание к бытовым деталям при чтении сказок с условным миром способствует развитию у школьников наблюдательности, воссоздающего воображения, эмоциональной и образной памяти, чувства поэтического слова, обогащению речи, рождению умения удивляться, формированию чувства юмора.
Часто именно бытовая деталь в сюжете условного мира показывает главное, помогает понять смысл развивающихся событий, причину их особого поворота, глубже дать характеристику героев, разобраться в мотивах их поступков, концентрирует внимание на жизненном пространстве».
Внимание к бытовой детали при чтении завязки и кульминации сказки «У страха глаза велики» помогает детям разобраться в комической ситуации, которая легла в основу сюжета этой сказки, понять, что страх-то у сказочных персонажей сильно преувеличен, эмоционально прочувствовать смысл концовки.
Опираясь на бытовую деталь, строим урок чтения и анализа сказки «У страха глаза велики» Организуя первичное восприятие этой сказки, педагог оказывает помощь ученикам практически, помогает на эмоциональном уровне увидеть, почувствовать гиперболу. Для этой цели педагог рассказывает сказку «У страха глаза велики» и в процессе рассказывания демонстрирует 7 картинок, которые иллюстрируют содержание сказки. Рассмотрим каждую картинку.
На 1-й картинке нарисованы все персонажи из экспозиции сказки: бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Они идут за водой. У бабушки ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки -с наперсточек.
На 2-й картинке мы наблюдаем яблоньку, а под яблонькой сидит испуганный зайка с яблоком, которое упало ему прямо на лоб.
На 3-й картинке — медведище, который выходит из леса.
На 4-й картинке — страшный серый волк со злыми зелеными глазами.
На 5-й картинке — хитрая лиса, которая подкрадывается к добыче.
На 6-й картинке — усатый черный котище с выгнутой спиной.
Седьмая картинка изображает зайку, который убегает от четырех охотников с собаками.
Эти картинки помогают детям зрительно представить себе важные бытовые детали, глубже понять содержание сказки, в основе которого лежит гиперболизированная комическая ситуация, т. е. уже при первичном знакомстве со сказкой увидеть характер сказочных событий, запомнить их последовательность, что немаловажно при обучении детей умению рассказывать сказки.
Рассказывая сказку, педагог постепенно присоединяет картинку на магнитную доску. Слияние зрительного и слухового восприятия вызывает эмоциональный отклик у детей, сосредотачивает их внимание на главном в сказке — пустых, преувеличенных страхах ее персонажей.
Учащиеся смогли определить эмоциональный характер сказочных событий при первичном обмене впечатлениями.
Отвечая на вопрос педагога, чем понравилась сказка, дети говорили: «Очень смешная сказка», «Смешно было, как водоносы зайки испугались».
Потом мы строили занятие с целью подготовки учащихся к рассказыванию сказки и помогали им в постепенном овладении следующими специфическими умениями:
1) уметь при работе с текстом осмысливать роль комической гиперболы для характеристики персонажей;
2) уметь выделять при чтении и рассказывании бытовые детали для характеристики персонажей.
Для реализации этой цели после проверки первичного восприятия сначала проводим чтение сказки по абзацам с элементами беседы и комментирования, которые помогают сконцентрировать внимание детей на бытовых деталях и гиперболизированной комической ситуации, осмыслить эмоциональный подтекст сказочных событий. В это время идет отработка выразительного чтения эпизодов, которые передают преувеличенные страхи водоносов и зайки. Дети, выполняя задание педагога, обращают внимание на слова, помогающие выбрать нужную интонацию для того, чтобы во время чтения передать испуг бабки (охает), внучки (плачет), курочки (кудахчет), мышки (пищит).
Педагог подводит итог:
-Итак, в доме переполох: слышны оханье бабушки, плач внучки, кудахтанье курочки, писк мышки. А какое чувство у вас вызывает эта картина? (Обыкновенного зайку испугались. Смешная картина. Пугаться-то было нечего.)
Педагог просит детей решить, каким тоном следует читать слова сказочника. (Он смеется над водоносами.)
После такой подготовки эпизод выразительно читаем по ролям, а затем эмоционально воспроизводим по памяти, перед глазами учеников на магнитной доске прикреплены картинки (3, 4, 5, 6, 7-я), которые иллюстрируют содержание гиперболизированных комических эпизодов.
Потом занятие ведем по следующему плану:
1) выразительное чтение детьми всей сказки;
2) чтение сказки про себя с целью подготовиться к рассказыванию, т. е. запомнить, как сказка начинается, чем заканчивается, как характеризуются ее персонажи, их действия, чувства;
3) рассказывание сказки несколькими детьми сначала с опорой на картинки, а потом самостоятельно, используя соответствующие интонацию, мимику, жесты, которые помогают передать школьникам свое отношение к событиям и героям;
4) эмоциональный итог урока — создание детьми «сказки наоборот» по картинкам с изменением их последовательности: вначале вывешиваются , 3, 4» 5, 6, 7-я картинки, а потом — 2-я, 3-я.
«Сказка наоборот» — это та же сказка: только в включаются элементы нового, которые связаны с «перетасовкой» персонажей, с «перевертыванием» сюжета. Главное требование, чтобы герои остались те же, только поменялись местами. В сюжет же можно включить незначительные изменения.
Использование такого методического приема, как создание «сказки наоборот», будет эффективным при работе с условным миром, в основе которого лежит гиперболизированная комическая ситуация, так как этот прием наряду с выразительным чтением и рассказыванием сказки помогает формировать у учащихся таких важных специфических умений, как: умение практически осмысливать роль комической гиперболы в условном мире и умение выделять бытовые детали при чтении и рассказывании.
В процессе обучения учащихся чтению сказок с условным миром важно учитывать не только характер событий, комический или драматический, но и специфику предмета сюжета. В условном мире предметом сюжета не являются чудесные предметы и чудесные помощники, а также волшебные силы, которые символизируют добро и зло, как в чудесном мире. Центральным предметом сюжета в условном мире являются животные, которые способны выполнять как присущие им природные, так и человеческие функции, которые своими поступками передают иносказание. Животные вступают во взаимоотношения друг с другом, с людьми, с предметным миром («Лиса и тетерев», «Лиса и волк»; Л. Толстой. «Мышка вышла гулять», «Петушок и бобовое зернышко»).
Основной особенностью предмета сюжета в условном мире является то, что звери, а также птицы, рыбы, предметы и т. п. умеют говорить и имеют присущие людям психические свойства, но остаются в то же время по внешнему облику и по некоторым особенностям поведения или состояния самими собой. Так, веселый, сообразительный и добрый петушок Петя из сказки «Заячьи слезы» первый раз предстает перед нами на полянке, занимающийся своим обычным делом: собирает зернышки, клюет червяков. Но именно он, веселый петушок Петя, знает, как можно выручить зайчика из беды, как выгнать из заячьей избушки коварную и хитрую лису.
В предмете сюжета, в условном мире иногда выделяется три помощника главного героя, как, например, в сказке «Заячьи слезы», т. е. типичное для сказочного мира число «3» материализуется в условном мире в трех помощников, которые не выполняют чудесной функции, не наделены волшебной силой, как это бывает у чудесных помощников в чудесном мире. Они оказывают помощь герою от душевного расположения к нему, от искреннего желания защитить слабого в беде, но при этом сами не обладают большой силой. Главный помощник бывает находчивее и умнее более сильного героя. Он и добывает победу.
2.4 Выявление динамики в изучении устного народного творчества в начальной школе
Уровень сформированности знаний о фольклорных произведениях
Сравнительная таблица результатов тестирования знаний о фольклорных произведениях
Низкий уровень
9чел
8чел
37%
26%
Средний уровень
8чел
10чел
33%
41%.
Высокий уровень
7чел
8чел
30%
33%,
Из сравнительной таблицы мы видим, что количество детей, имеющих высокий уровень знаний о фольклорных произведениях, повысился с 30% до 33%, имеющих средний уровень также повысился с 33% до 41%.
Таким образом, количество детей, имеющих высокий уровень знаний о фольклорных произведениях, повысился с 30% до 33%, что говорит в пользу проведенной нами работы с фольклорными произведениями.
Наряду с основными методами и приемами развития младших школьников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Включение фольклорного материала в учебный процесс младших школьников позволяет формировать основы систематических знаний; развивать особенности их характера, воли, нравственного облика. Правильно используя различные методы воспитания, в том числе заимствованные в народной педагогике, мы можем сформировать эстетически и нравственно грамотную, и воспитанную личность.
Заключение
Начальная школа на сегодняшний день должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим, художественным, эмоциональным развитием. Говоря проще, сформировать культурную личность ребенка.
Преподавание в младших классах должно строиться так, чтобы оно захватывало не только ум, но и развивало бы чувства ребенка. Создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса – не самоцель, не дополнение или украшение, а необходимое условие получения знаний. Перенятые знания становятся убеждениями.
Фольклор развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определенным нравственным нормам. Так, например, сказка, путем уподобления животных людям, показывает ребенку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время.
При работе с фольклорными жанрами учитель использует выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование: это развивает эстетические чувства у младших школьников, помогает познать качества произведения искусства и окружающего мира природы и людей – их красоту, испытать эстетическое чувство прекрасного.
Устное народное творчество – загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.
Научить ребенка говорить – значит научить, его мыслить.
Таким образом, использование элементов народного творчества помогает открыть учащимся «глаза на мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию. Проблемы фольклоризма заслуживают пристального внимания, а использование различных фольклорных форм на уроках в начальной школе актуально и перспективно. Проблему нравственно-эстетического развития учащихся можно и нужно решать на любом учебном материале, однако фольклор обладает особыми свойствами, в силу которых он составляет своего рода эстетический фундамент, основу начального воспитания ребенка искусством слова.
Использование в современной образовательной системе основ традиционной культуры, выявление ее богатейших и уникальных учебно-воспитательных возможностей позволяет решать актуальные проблемы нашего времени: формирование национального самосознания и сохранение духовного наследия наших предков. Произведения устного народного творчества обладают огромным духовно-нравственным потенциалом. В них воплощены образы, идеалы, веками служившие основой воспитания и просвещения народа. Педагогический потенциал культуры, наследование лучших духовно-нравственных ценностей и идеалов, воплощенных в различных видах народного и классического искусства, позволяет решать задачи воспитания и всестороннего развития личности.
Список используемых источников
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/izuchenie-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-v-nachalnoy-shkole/
1.Арзамасцева, И. Н. Детская литература: Учебное пособие для
студентов педагогических ВУЗов/ И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. − М.: Академия, 2013. − 576 с.
2 . Бржезинская, Н.А. К разработке курса «У истоков народного творчества» (для старшего дошкольного и младшего школьного возраста) // Современная педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения 16.05.2018).
3.Библиотека русского фольклора. Народный театр.− М.: Советская Россия, 2015. – 544 с.
4. Волков, Г. Н. Этнопедагогика : учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Г.Н. Волков. − 2-е изд. − М.: Академия, 2000. – 176 с.
5.Даль, В. И. Толковый словарь русского языка/ В.И. Даль. − М.: Эксмо-Пресс, 2001. – С.59−60.
6. Даль, В.И.Пословицы русского народа / В.И. Даль. − М.: АСТ. Астрель, 2000. − 752 с.
7. Дьячкова, Г.Т. Литературное чтение . 2−4 классы: внеклассные занятия / Г.Т. Дьячкова. – М.: Учитель, 2007. − 168 с.
8. «Жизнь человека в русском фольклоре. Младенчество. Детство». − М. : Художественная литература, 2016. – 590 с.
9. Журова, Л.Е. Букварь. 2 часть / Л.Е. Журова , А.О. Евдокимова. – М.: Вентана Граф, 2013. − 160 с.
10. Кулешов, А.Г . Традиции. Фольклор. Дети. Приобщение детей и юношества к ценностям традиционной культуры на примере декоративно-прикладного искусства: сборник статей, программ и методических материалов / А.Г. Кулешов. − М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2015. − 248 с.
11. Клиншова, Н.А. О возможностях использования пословиц из сборника В.И. Даля на уроках чтения / Н.А. Клиншова. // Начальная школа. − 2014. − № 11 – С. 40−41.
12. Колпакова, Н.П. Малые жанры русского фольклора. Пословицы, поговорки, загадки / Н.П. Колпакова. − М.: Высшая школа, 2016. – 400 с.
13. Климанова, А.Ф. Литературное чтение . Пособие для учителя / А.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. − М. : Вентана Граф, 2012. − 80 с.
14. Никитченков, А.Ю. Вопросы истории методики преподавания фольклора в российской начальной школе. Монография / А.Ю. Никитченков. − М. : Прометей, 2012. – 450 с.
15. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников : методическое пособие для учителя / М.И. Оморокова. – М. : АРКТИ, 1999. – 153 с.
16. Ушинский, К.Д. Воспитание человека / К.Д. Ушинский; сост. С.Ф. Егоров. − М. : Карапуз, 2007. − 255 с.
17. ФГОС НОО − М. : Просвещение, 2009. – 41 с.
Приложение А
Предмет: литературное чтение.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/izuchenie-ustnogo-narodnogo-tvorchestva-v-nachalnoy-shkole/
Класс 2
Загадки, пословицы и поговорки
Цели
Приобщать детей к устному народному творчеству; способствовать развитию связной речи, обогащению словаря.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе., Формировать УУД, Личностные, Регулятивные УУД:, Коммуникативные УУД, Познавательные УУД, Оборудование
Ход урока .
1.Организационный момент, Хочу начать наш урок словами:, На урок пришли учиться, Не лениться, а трудиться?, Как вы понимаете их смысл!, Поставьте себе цель. Как вы будете работать на уроке?
2. Постановка темы урока, Прочтите записанные на доске слова:
Песни, сказки, пословицы, загадки, былины, потешки, скороговорки и скажите, что их объединяет? К какому жанру можно их отнести? С чем мы уже познакомились? А что ещё не изучали?
Можете вы предположить, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (пословицы, устное народное творчество)
Сформулируйте тему и цель урока.
3. Актуализация и систематизация изученного материала
Наш урок посвящён «жемчужинам» русского языка: пословицам и поговоркам, которые делают нашу речь яркой и выразительной.
На Руси говорили: Без пословицы речь не молвится. — А вы знаете пословицы? Назовите?, К какому разделу литературного чтения мы отнесём пословицы и поговорки?
Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.
— Может быть вы мне поможете, подскажете, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству?
— Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.
— Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?
— Все эти произведения называются фольклором.
— Что такое “фольклор”? Обратимся к словарю (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”).
— Как вы понимаете эти три ключевых слова:
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось., Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.
Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать. Отправляемся в путешествие в мир пословиц и поговорок.
— Что же такое пословица? Спросить детей (обратимся к словарю)
Пословица – это краткое выражение с поучительным смыслом («Любишь кататься – люби и саночки возить»).
Признаки пословицы:
краткость;
— меткость и точность мысли;
— законченность предложения.
Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь на смех»; «Землю красит солнце, а человека-труд». Часто эти части рифмуются. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.
Узнай пословицу по рисунку – работа в группах ( на партах лежат рисунки ).
(Яблоко от яблони недалеко падает)
(Любишь кататься – люби и саночки возить)
(Семеро одного не ждут)
— Что же такое поговорка?
Поговорка –
В народных пословицах отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная: его потребности, привычки.
Пословицы и поговорки о дружбе, Друга на деньги не купишь., Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет., Пословицы и поговорки о труде, Кто не работает, тот не ест., Маленькое дело лучше большого безделья., Пословицы об учении, Ученье свет, а не ученье тьма., Повторенье — мать ученья., Пословицы и поговорки о Родине, Одна у человека родная мать, одна у него и Родина., Жить — Родине служить., Физминутка
Бабочка.
Закройте глаза. Представьте, что вы на зелёном лугу, вокруг красивые, яркие цветы:
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
Дети повторяют движения за учителем., Делу время – потехе час, — говорит русская пословица.
В. Даль посвятил сбору пословиц и поговорок всю свою жизнь? Главным делом его жизни был «Словарь живого великорусского языка» — огромное собрание русских слов, пословиц, сказок и народных игр. Как вы думаете, зачем он собирал пословицы и поговорки? Вы слышали пословицу?
Нет земли краше, чем Родина наша.
Прекрасны пословицы и поговорки! Наш долг – беречь этот мудрый чистый родник. Читайте жанры устного народного творчества! Уважайте мудрость отцов!
4.Игра «Пословица мы тебя знаем»
( Дети должны вставить устно пропущенные слова ).
Без труда
гуляй)
(а дома)
За двумя зайцами погонишься, ( ни одного) не поймаешь.
Собери пословицу в парах. ( Дети складывают пословицы, чья пара первая поднимает руку)., Ум хорошо, а два лучше., Труд человека кормит, а товарища выручай., Не спеши языком, лень портит., Сам пропадай от того и наберёшься., Глаза боятся, торопись делом., С кем поведёшься, а руки делают., Учитель задает вопрос:
– У чего есть ответ на все случаи жизни, когда у тебя горе, когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость, даст разумный совет, наставление, утешит, развеселит…
(дети хором отвечают) – ПОСЛОВИЦА.
Вывод: Пословица, краткое мудрое изречение имеющее поучительный смысл. Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.
— Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы.
Ну, кто из вас не согласится,
Что без труда мечта мертва;
Что дело мастера боится,
Что жизнь дана нам для добра;
Что друг не тот, кто медом мажет,
А то тот, кто правду прямо скажет.
Что долог день до вечера,
Коли делать нечего,
Что сам себя лишь тот погубит,
Кто других совсем не любит.
И, конечно, без труда
Не вытащишь и рыбку из пруда.
Помни! Тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Согласитесь: лень и плут
До добра не доведут.
Какие пословицы услышали? (Ответы детей.)
Но кроме пословиц и поговорок, есть ещё и увлекательные загадки, которые так же относятся к устному народному творчеству.
Что такое загадка?, Отгадайте мои загадки:
1.Невидимка озорной:
Все играет он с травой,
Листья в воздухе кружит
И куда-то все спешит. (Ветер.)
2.В дом стеклянный поселились,
С этим домом подружились.
Хоть воды много в нем,
Им по нраву этот дом. (Аквариум, рыбки.)
3.Эти резвые подружки,
Попрыгуньи и крикушки.
Песни громко распевают
И комариков глотают. (Лягушки.)
Ребята отгадывают загадки.
Учитель спрашивает:
А какие загадки подготовили вы?, Ответы детей.
5. Рефлексия, Вот подходит к концу наш урок., Тихо все на месте сядем и закроем глазки., Вспомним, всё, чему учились без моей подсказки.
— Что такое пословицы и поговорки?
— О чём бывают пословицы и поговорки?
— Чему учат нас эти мудрые изречения?
Дерево славится плодами, а человек делами. Вспомните, как вы собирались работать на уроке, вспомните, какой цвет вы выбирали, а как вы можете оценить себя сейчас? Выберите плод своего труда.
— Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал дело – гуляй смело!». </p