Народная мудрость в произведениях унт. народная мудрость в произведениях устного творчества. Что можно почерпнуть из народного фольклора

Сочинение

Народная мудрость в произведениях устного окунает нас в духовную культуру наших предшествующих поколений.

Устное народное творчество возникло в глубокой древности. Народные песни, сказки, загадки знают все. В глубокой древности не было письменности, и каждый человек рассказывал сказку или былину свою.Таким образом творцом всех песен, и былин становился народ. Вся мудрость народа передавалась в песнях, сказках. Люди заметили что с песней веселее работалось. И песни изменялись в них появилась ритмичность. С песней легче было возделывать землю, валить лес.

Первобытные люди верили в различных духов и богов в силы природы. Они слагали песни прославляющих их. В сказках люди рассказывали о своем труде, о каких-то исторических событиях. Сказки учат детей быть честными, и трудолюбивыми, мужественными. В сказках дается ответ на простой вопрос: «Что такое добро и зло? »

Народная мудрость в произведениях унт. народная мудрость в произведениях устного творчества. Что можно почерпнуть из народного фольклора 1

Загадки — составленные народом отличаются оригинальностью и поэтичностью. Помогают детям развивать фантазию.

В пословицах и поговорках отражается жизненный опыт людей. В Русских пословицах можно понять как и чем живет человек на пример: «Кудри завивай да про дела не забывай» «Лицом и туда и сюда, а делами не годится не куда».

Труд в жизни наших предков занимал огромное место. Да и в нашем времени эти пословицы очень актуальны. Ведь они несут большой воспитательный заряд в себе. Вот пословицы о Родине:

Народная мудрость в произведениях унт. народная мудрость в произведениях устного творчества. Что можно почерпнуть из народного фольклора 2

Пословицы говорят о ценности нашей земли, воспитывают и вдохновляют нас:

«С родной земли-умри, не сходи».

«Один в поле не воен».

«Смелость города берет».

Народная мудрость в произведениях устного народного творчества (к таковым традиционно относятся былины, сказки, поговорки, загадки, пословицы, песни) составляют сокровищницу народной художественной культуры, тем самым представляют интересный источник познания , и народного быта.

  • Расширить кругозор учащихся, закрепить знания о жанрах русского фольклора.
  • Познакомить с развлечением молодежи на Руси — деревенские посиделки.
  • учить исполнять народные потешки и песни в сопровождении , с движениями. Определять на слух жанры народной музыки — пляску, хоровод, колыбельную;
  • развивать память, внимание, исполнительские и творческие навыки, ритмический и тембровый слух;
  • содействовать формированию уважения и интереса к русскому народному творчеству и обычаям русского народа, поощрять дружеские отношения между детьми.

Ход урока

14 стр., 6559 слов

Пословицы, поговорки и сказки Смоленской земли. Смоленская крепостная стена

... Смоленского фольклора - это гадания, заговоры, обрядовые песни, былины, сказки, пословицы, поговорки, загадки, былички, пестушки, заклички. Веками на Смоленщине накапливались мудрые пословицы и хитрые загадки, ... вечных житейских истин. Они поддерживают, подбадривают человека ( Терпи, казак, атаманом будешь!), ... жизни страны, край с богатейшей фольклорной традицией. На территории Смоленской области ...

1. Организационный момент.

2. Сегодня вы перенесетесь на несколько веков назад и будете участниками деревенских посиделок. Ведь тема нашего урока: » Фольклор — «.

3. Прибаутки, считалки, дразнилки — это фольклор. Слово фольклор пришло к нам из староанглийского языка. Английское folk — народ, lore — учение. Вместе эти слова — «фольклор» — переводятся как «народная мудрость». Так во всем мире принято называть устное музыкальное и литературное народное творчество. Именно в произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть, передана народная мудрость.

Музыкальный фольклор — это и былины, танцы и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведения передаются из уст в уста, от одного исполнителя к другому. «Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведения целого народа», — писал в свое время А.Н.Серов.

Давным-давно на Руси, когда еще не было телевидения, театров, радио и тем более компьютеров, собиралась молодежь на посиделки. Что же это? Послушайте стихотворение и все поймете.

На завалинках, в светелке,

Иль на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод —

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки —

Были праздником души.

У: Чем же занималась молодежь на посиделках?

Д: Разговаривали, шутили, пели песни, плясали и водили хороводы, играли в игры.

У: При этом девушки приносили прялки, либо шитье, или пяльца с вышивкой полотенец. Девушки приходили па посиделки первыми, рассаживались по лавкам и начинали прясть. Парни подходили по одному, по два и группами; войдя, молились перед иконами, затем приветствовали: «Здравствуйте, красные девушки!» В ответ раздавалось: «Здравствуйте, молодцы хорошие!» (Разыгрываем приветствие).

Представьте, что вы сидите в деревянной избе. В центре стоит стол, вдоль стен деревянные лавки, весело потрескивает огонь в русской печи. Девушки и юноши одеты в русские народные костюмы. (Обратить внимание на эскизы русской народной одежды).

Все в сборе. Можно начинать наши посиделки.

А сейчас для вас, ребятки,

Загадаю я загадки.

Знаю, знаю наперед —

Вы смекалистый народ.

Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).

2 стр., 823 слов

Чем миф отличается от сказки

... сказки и являются для нее сегодня самым настоящим мифом? Народное искусство слова — героический эпос, сказки, мифы, легенды, песни, пословицы, загадки — называют фольклором, ... мифы Древней Греции, путешествуешь по далеким странам и узнаешь много необычного. Но часто боги ничем не отличаются от ... неправда, вымысел, хотя не менее красивый и поэтический, чем мифы. Сказки любят все — и дети, и взрослые, ...

Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).

Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).

Теперь вы загадайте друг другу загадки.

5. А какие песенки — потешки и песенки — дразнилки вы знаете?

Д: Дождик, сорока, горошины, петушок, дон-дон, солнышко.

У: Исполним эти песенки.

Солнышко, солнышко,

Посвети в окошечко.

Пойдем в поле, во лужок.

Соберемся там в кружок. (Поют с транспонированием).

Сорока, сорока,

Где была? — Далеко.

Кашку варила.

Детушек кормила. (Поют с дирижированием).

По дороге Петя шел, он горошину нашел.

А горошина упала, покатилась и пропала.

Ох! Ох! Ох! Ох! Где-то вырастет горох! (Пение с показом руками движения мелодии).

Дон-дон-дон. Загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила, глаза выпучила.

Бежит курица с ведром, заливать кошкин дом. (Пение с хлопками. Хором и по одному).

6. У: Молодежь очень любила играть в игры — лапту, горелки, жмурки, прятки, кошки-мышки, отгадышки. Затевали «веревочку».

Какие игры знаете вы? (Дети называют известные им игры.)

А я предлагаю вам игру на внимание. Я буду играть разные мелодии, а вы исполнять под них движения. (Пляска — танцуют вприсядку. Хоровод — кружатся или выполняют плавные движения руками. Марш — маршируют. Колыбельная — садятся на стулья).

У: Назовите жанры народной музыки, которые прозвучали в игре?

Д: Пляска, хоровод и колыбельная.

У: Какой танец вы называете хороводом, а какой пляской? — (Ответы детей).

Та-ра-ра, та-ра-ра,

Идут девки со двора.

Песни петь да плясать,

Всех вокруг забавлять.

Дети исполняют и разыгрывают песню » Выходили красны девицы».

1. Спой песню, представив себя: красной девицей, добрым молодцем, бабушкой, дедушкой.

Эх, широка душа русского народа!

И где бы ни были в глуши.

В руки брали только ложки

И играли от души!

Одна группа детей украшает мелодию «Камаринской» звучанием шумовых инструментов.

Вторая группа — выполняет танцевальные движения под музыку.

Вот замолкли инструменты.

И тогда со всех сторон

Раздались аплодисменты.

Все выходят на поклон.

9. Понравились вам наши посиделки?

Что интересного узнали на уроке? —

Д: Узнали о развлечении молодежи на Руси. Чем молодежь занималась на посиделках, в какие игры играла, какие песни пела? Что такое фольклор?

У: Потешки, песни, загадки, пословицы и поговорки — это жанры русского фольклора. А фольклор — это народное творчество. Фольклор — это мудрость народа.

10. Подошли к концу наши посиделки. Подошел к концу наш урок. Пора прощаться.

9 стр., 4194 слов

Роль сказки в жизни человека аргументы на

... развитию интеллекта. Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Роль сказки в жизни человека» читают: Поделиться: Консультация для родителей Значение сказок в жизни человека В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум ...

У: Снова прозвенел звонок и закончился урок. До свиданья.

Д: До свиданья.

11. Дети выходят из класса под плясовые наигрыши.

Произведения, созданные разными авторами и передававшиеся из уст в уста, претерпев различные изменения, ставшие результатом совместного народного творчества, называют фольклором (от английского folklore — народное знание, народная мудрость).

В фольклоре отражена и мудрость веков, и актуальные проблемы современности. Он является спутником истории народа с древнейших времён, когда люди ещё не умели писать. В его произведениях отражается многовековой опыт народа, народные обычаи, мировоззрение, представления о морали и традиции воспитания.

Устное народное творчество

Устное народное творчество- подлинный кладезь народной мудрости. Отражая все перипетии жизни народа, его радости и горести, мечты и стремления, фольклор стал основой для последующего развития письменной литературы.

На протяжении веков в татарском фольклоре формировались такие основные жанры, как сказки, песни, заговоры, пословицы и поговорки, загадки, баиты, потешки, мунаджаты, легенды и предания, дастаны-эпосы и т.д.

Сейчас мы подробнее рассмотрим одну из форм татарского устного народного творчества.

Устное народное творчество 1

Сказки

Сказки- один из самых широко распространённых и занимательных жанров фольклорных произведений. Сказки знакомы каждому с . В увлекательной форме они рассказывают о приключениях вымышленных героев в фантастическом мире.

Однако сказки не только развлекают, они могут многому научить нас. В них отразились народная смекалка, находчивость, мудрость и образцы высокой нравственности. Они учат упорству в преодолении трудностей, в борьбе со злом. Сказки порицают зло, несправедливость, лень и иные отрицательные качества людей и превозносят смелых и бесстрашных героев, борющихся за справедливость и за воплощение своей светлой мечты. Щедрость, честность, доброта и смекалка — вот что приносит победу героям сказок. В сказке всегда добро побеждает зло, так в них выражается вечная мечта людей о более совершенном, справедливом мире.

Когда и как появились сказки?

Их возникновение относится к глубокой древности, к , в котором господствовали мифы. Чувствуя своё бессилие перед лицом могущественных сил природы, люди стремились по-своему объяснить причины таких явлений природы, как дождь, гром и молния, как проявление высших сверхъестественных сил. Постепенно, с развитием человеческого общества, когда мифы стали терять своё былое значение, из них стали вырастать сказки. Сказочный вымысел — это своеобразное отражение реальной жизни . Изменяясь на протяжении веков, сказки вобрали в себя своеобразие и колорит различных исторических эпох.

Когда и как появились сказки  1

По содержанию сказки бывают трёх основных видов: сказки о животных, волшебные и бытовые сказки.

Сказки о животных

Сказки о животных — самые древние представители этого жанра. Их главные герои — различные домашние и дикие животные, птицы и другие живые существа. Древние люди верили, что человеческие чувства и качества есть и у животных, которым приписывали способность говорить и мыслить, как и они сами. В таких сказках разным животным приписывались особенные свойства и роли: конь — всегда трудолюбивый, верный помощник человека, коза — находчивая, волк — злой и глупый, лев — сильный, лиса — хитрая, медведь обладает тяжёлым характером. В таких сказках, как «», «Голый волк», «Царь-Петух», изображаются, как правило, те животные, которые были более близки и знакомы людям.

10 стр., 4511 слов

Сказки разных народов мира

... сказочной традиции народа. - Сказки Азии: В сказках присутствует своеобразие национального характера, быта, одежды, обычаев разных азиатских народов. В них отражен мир, в котором живёт народ, их создавший ... и окружающая природа. Животные в сказках разговаривают и понимают человеческую речь, ...

Сказки о животных 1

Традиционный зачин таких сказок бывает очень коротким и простым: «В древние, древние времена…», «Однажды…», «Некогда…» Такие сказки, как правило, построены на диалоге и соперничестве между героями (волком и овцами, человеком и зверями).

Волшебные сказки

Волшебные сказки — самый распространённый и любимый детьми и взрослыми из сказочных жанров. Они отличаются богатством фантазии, увлекательным, захватывающим сюжетом.

Волшебные сказки 1 Сказки этого вида («Белый волк», «Танбатыр», «Золотое яблоко», «Камыр батыр», «Три голубя» и др.) повествуют о приключениях героев, встречающихся с , сверхъестественными силами, которые помогают им совершать неимоверные подвиги: побеждать злых демонов, драконов, в мгновение ока опускаться в подземное и подводное царства, пересекать тёмные леса и бескрайние океаны, возводить восхитительные дворцы.

Волшебные сказки 2 Как правило, подобные сказки начинаются с особых витиеватых зачинов: «В давние-предавние времена, когда не родились ещё дед с бабкой, а были одни мы с отцом, жили тогда старик со старухой…» («Камыр батыр»).

Сказки построены по сходному сюжету: будущий батыр, повзрослев, отправляется путешествовать по свету и переживает множество волшебных приключений. Он спасает прекрасную принцессу из плена дива или дракона или, выполнив все сложные задания правителя, женится на его дочери и сам становится правителем государства. Во всех волшебных сказках можно встретить храброго, смелого и доброго героя и прекрасной девушки, в которую он влюблён. Справиться со всеми трудностями герою помогают волшебные животные и люди с необыкновенными качествами, которых сам герой до этого выручил из беды. Так сказка учит нас взаимопомощи, только вместе, объединив усилия, можно справиться с самыми большими трудностями и невзгодами и победить зло.

В сказках разных народов нередко встречаются схожие сюжеты и герои. Так, сюжет сказки «Камыр батыр» есть и в сказках финно-угорских народов, например в марийской сказке «Нончык батыр». А злая ведьма Убыр из в марийских сказках известна под именем Вуверкува.

Одним из многочисленных обычаев древних людей, отразившихся в волшебных сказках, был обычай инициации — обряд перехода от детства к . Его отголоски часто встречаются во многих сказочных сюжетах: юношей, достигших зрелости, собирали в специальных

домах (как правило, в чаще леса) и долго готовили к важному испытанию, раскрывали им тайны и секреты их племени, рассказывали священные мифы, учили исполнять религиозные обряды. Только прошедший все ритуальные испытания, доказавший своё бесстрашие и мужество юноша мог считаться взрослым мужчиной, равноправным членом своего племени.

Бытовые сказки

Бытовые сказки рассказывают о повседневной жизни . В них нет волшебства, чудес и фантастических героев, в них действуют реальные люди : муж, жена, их родные дети и пасынки, хозяин и работник.

5 стр., 2409 слов

Образ русского казака в фольклоре народов Северо-Восточной Сибири

... значительной долей уверенности мы можем опираться на весь массив фольклорных источников. В фольклоре народов Северо-Востока Сибири для обозначения пришельцев с этнонимом «русский» используется слово «казак». ... с русскими (энцы, эвенки), в котором встречается только название «русский»; 2) фольклор народов, покорившихся русским после упорной и продолжительной борьбы (якуты), в котором наряду с ...

Бытовые сказки 1

В таких сказках, как «Шомбай», «Жадный и щедрый», «Падчерица», «Гульчачак», говорится о том, как благодаря своему уму и смекалке главные герои могут исправить строптивых жён или ленивых мужей, проучить глупых и жадных хозяев, завистливых соседей. В них осуждается лень, корыстолюбие, жадность, невежество, зависть, грубость, жестокость и любые проявления несправедливости. В таких сказках, как правило, с симпатией и сочувствием изображаются (крестьяне, ремесленники, солдаты), а их нечестные и грубые хозяева осуждаются и высмеиваются. Так в сказочной форме народ выражал свою жажду справедливости. Эти сказки обычно очень кратки и полны народного юмора.

В фольклорных произведениях в своеобразной увлекательной форме отразились историческая память, жизненный опыт и житейская мудрость, добрые обычаи и традиции нашего народа.

Муниципальное казенное

средняя общеобразовательная школа

пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания

Научно-практическая конференция МКОУ СОШ п. Мизур.

русский язык и

Название работы

Народная мудрость в пословицах и поговорках., Зангиева Лана

Место выполнения работы

МКОУ СОШ п. Мизур

Научный руководитель

Кочиева З.А.,

п. Мизур

2015-2016

Содержание

II . Основная часть ……………………………………………… 4-8

2.1

2.3

2.4 Различия между поговорками и пословицами

2.5 Сравнительный анализ русских и зарубежных пословиц и поговорок

Введение., Обоснование темы и а

С самого детства мы слышали от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: «без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «мал золотник, да дорог», «не имей сто рублей, а имей сто друзей». Поступив в школу, на уроках чтения мы узнали, что это пословицы и поговорки . А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни? Чтобы ответить на все эти вопросы, я решила выбрать для проекта тему:

«Народная мудрость в пословицах и поговорках»

очень актуально

Цели:

Осмысление содержания пословиц и поговорок;

  • Применение пословиц и поговорок в разных жизненных ситуациях.

Задачи:

Объект исследования:, Предмет исследования:, Методы исследования:, Методы и приёмы исследования:, Гипотеза исследования

Пословицы живут в нашей речи, делают её яркой, образной, интересной.

Изучение и употребление в речи пословиц обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет огромную роль во всестороннем развитии.

Благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, также добросовестности и трудолюбия.

Основная часть, Вступительное слово

Издавна человек заботился не только о пропитании и жилище, он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Плоды многовековых наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды воплощались в песнях, сказках, легендах, пословицах, поговорках, загадках. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию.

10 стр., 4923 слов

Жанровая система русского фольклора

... в) Малые фольклора жанры (частушка, пословица, колыбельная, поговорки, потешки). 1 – Детский фольклор (загадки, дразнилки, потешки и др.); 2 – Пословицы + поговорки; 3 – ... Масленицы. Поэзия осеннего цикла. Осенние обряды у русского народа были не так богаты, как зимние и ... огородные работы. На этих гуляниях исполнялись протяжный игровые и хороводные песни, не имеющие обрядового значения. Их темы – ...

folk lore

Пословицы и поговорки относятся к малым жанрам фольклора . Пословицы и поговорки порождаются устным народным творчеством, они обобщают мудрость и опыт человека, помогают жить, учат трудиться, дружить. Этот вид фольклора стал самым необходимым и стойким в нашем быту.

Историческая справка:

«Пословица недаром молвится»

В.И. Даль

Работа по собиранию пословиц начинается с 17века – это были рукописные сборники. Их собирали многие поэты и писатели. Наиболее крупным был сборник Даля (1862 г.), куда вошло свыше 30 тысяч пословиц.

Опыт поколений в поговорках, пословицах

Пословицы были придуманы в , при разных обстоятельствах и ситуациях. Русские пословицы несут в себе саму сущность бытности русского народа, сложившейся за историю его существования и развития. Почему люди поступают так, а не иначе. Откуда взялись основные манеры поведения и многое другое.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, мы даже не задумываемся о том, откуда они и какие между ними различия?

В первых пословицах и поговорках чаще всего передавался опыт охоты, жизненные наблюдения, семейные проблемы и радости.

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Какие между ними сходства и различия?

В народе говорят: «Пословица» и «поговорка» «ходят вместе». А еще говорят:

«Поговорка – цветок», «пословица – ягодка».

То есть:

Заключение.

При написании работы была дана характеристика происхождения пословиц и поговорок, было проведено сравнение между ними, также провела сравнительный анализ между зарубежными и русскими пословицами и поговорками. Но актуальность пословиц и поговорок заключается в том, что благодаря пословицам можно с легкостью решить, как поступить в затруднительной ситуации. Обращая внимание на пословицы, можем быть уверены, что поступаем правильно. Пословицы и поговорки были придуманы давно и также давно проверены временем, поэтому поступая так, как велит народная мудрость, сложно ошибиться. Главное в этом деле понять, то, что говорит пословица или поговорка. Можно сказать, что их не вспоминают без повода и причины. Они всегда приходят нам на память при разговоре, к случаю.

В ходе исследования я расширила свои знания о пословицах и поговор ках.

Выводы:

Итак, пословицы и поговорки делают нашу речь яркой, образной, делают нас воспитанными.

Прекрасны пословицы и поговорки!

Наш долг — беречь этот мудрый чистый родник!

Читайте жанры устного народного творчества!

Уважайте мудрость предков!

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-narodnaya-mudrost-v-proizvedeniyah-russkogo-folklora/

Московский Государственный Университет

имени М.В.Ломоносова

Факультет и регионоведения

Кафедра региональных исследований

Курсовая работа на тему:

«Русский национальный характер в пословицах и поговорках русского народа»

3 стр., 1350 слов

Такая почва – душа народа русского…

... любовью к русской деревне, но только Н.А. Некрасов открыл читателю духовный мир русского крестьянства. Наиболее ярко и широко эта тема раскрыта в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Поэма была задумана «о народе ... или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению "Кому на Руси жить хорошо":

Выполнил: студент

I курса группы 104 Николаев Кирилл

Научный руководитель:

Калякина А.В

Введение……………………………………………………………………..2 Глава 1 Великий могучий русский язык…………………………………..4 1.1. Фольклор – народное творчество……………………………………..4 1.2. Пословицы и поговорки – зеркало русской души……………………7 1.3. Отражение народной мудрости в пословицах и поговорках………11 Глава 2 Особенности национального характера………………………..14 2.1 Самобытность русского народа………………………………………14

2.2 Многонациональность пословиц и поговорок……………………….19

2.3 Влияние пословиц и поговорок на русский язык……………………20

Заключение…………………………………………………………………24

Введение.

Пословицу сказал – дорогу указал,

Поговорку – душу утешил.

Русский язык богат пословицами и поговорками. Их тысячи, десятки тысяч! Они переходят из века в век, от одного поколения к другому. Безусловно, русские пословицы и поговорки отражают национальный характер русского народа. Меня заинтересовала эта тема, и была поставлена цель – выявить основные черты национального характера в пословицах и поговорках русского народа. Эта тема позволяет погрузиться в самобытность русского народа, понять его отношение к той или иной области жизни. Иногда одна метко сказанная фраза позволяет понять больше, чем длительные рассуждения. В пословицах и поговорках содержится народная оценка жизни.

Были определены следующие задачи:

1. отобразить русские пословицы и поговорки как проявление народной мудрости.

2.показать черты национального характера в русских пословицах и поговорках.

Это исследование интересно и познавательно. Русские пословицы и поговорки являются неотъемлемой частью русского языка. Они отражают повседневную жизнь русского человека, быт, мудрость народа и, конечно же, национальный характер.

В качестве источников были выбраны работы В. Даля «Пословицы русского народа», Афанасьева А.Н. «Народ художник», Аникин В.П. «Русский фольклор», « Русские пословицы и поговорки».

Даль В. (1801- 1872) русский ученый, писатель, лексикограф, составитель « живого великорусского языка ». Этнограф и собиратель фольклора. В.Даль сгруппировал пословицы и поговорки по тематическому принципу, стремясь охарактеризовать мнение народа о разнообразных явлениях природы и общества. Составитель пытался быть объективным и отразил все стороны жизни.

Афанасьев А.Н. (1826 – 1871) исследователь народной поэзии, русский историк и литературовед, публикатор фольклора. Благодаря архивным разысканиям Афанасьева А.Н. увидели свет многие документы и литературные произведения XVIII – первой половины XIX вв. Его книги о фольклоре внесли большой вклад в изучение народного творчества.

Аникин В.П. (1924 год рождения) профессор, доктор филологических наук, преподаватель филологического факультета МГУ им. Ломоносова. Автор многих работ по истории фольклора. Аникин В.П. внес крупный вклад в изучение фольклора. Труды этого исследователя раскрывают специфику устного народного творчества.

Выбранные мною источники дают представление о таком жанре фольклора как пословицы и поговорки, которые являются богатством нашей и великого русского языка. Значение трудов этих авторов заключено в богатстве собранного материала, который почерпнут из истории, этнографии и словотворчества десятков народов.

14 стр., 6650 слов

Чувашские пословицы на чувашском языке с переводом. Чувашские ...

... ӑваш кӗнеке изд-ви, 2004. — 351 с. : портр. — На чуваш., рус. яз. Лучшие чувашские пословицы Первое письменное упоминание о чувашском народе относится к XVI веку. Среди ученых не утихают ... от дурного, иди к доброму». Пословиц и поговорок, определяющих поведение молодых людей, большое множество. В них изложены требования ко всем сторонам жизни и деятельности молодежи. ВАТТИСЕМ КАЛАНИНЕ ...

В качестве исследовательской литературы выбрана книга, доктора исторических наук, профессора и заведующего кафедрой региональных исследований факультета иностранных языков МГУ им. М.В. Ломоносова, А.П. Павловской «Русский мир. Характер, быт и нравы ». В процессе изучения данной литературы попадаешь в прошлое, узнаешь традиции и уклад жизни русского народа, его стремления, нужды, проблемы, радости и суеверия. Книга написана простым, доступным слогом, приведено много исторических примеров. Показана взаимосвязь народного фольклора с повседневной жизнью народа.

Глава 1 Великий и могучий русский язык.

1.1Фольклор – народное творчество.

Фольклор — устное народное творчество, отражающее его жизнь, мировоззрение, идеалы. В буквальном переводе Folk – lore означает: народная мудрость, народное знание. Фольклор зародился в повседневном быту, и является частью человеческой культуры. Главная особенность фольклора заключается в том, что он не имеет авторства и является общим национальным достоянием. Значение фольклора было глубоко раскрыто А.М.Горьким. В своем докладе, на первом съезде советских писателей, Горький говорил: « Я снова обращаю ваше внимание, товарищи, на тот факт, что наиболее глубокие и яркие художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа. »1

Фольклор, будучи , передавался из уст в уста, из поколения в поколение, является ценнейшим источником для познания истории любого народа. Важнейшие качества произведений русского фольклора обусловлены культурной памятью этноса. В состав фольклора входят сказки, легенды, песни, былины, эпос. Также существуют малые жанры фольклора. В малые жанры можно отнести колыбельные песни, потешки, прибаутки, игры, считалки, скороговорки.

Фольклор не может быть изучаем без помощи лингвистики, без изучения того диалекта, говора, на котором создаются данные устно — поэтические произведения. Наука фольклористика — это, прежде всего часть литературоведения, а фольклор – это часть словесного искусства, как и письменная литература, фольклор является образным познанием, отражением общественной действительности. « находит свое содержание и форму после того, как поживет в народе, пройдет через процесс изменений и обретет устойчивые черты, характерные для творящей среды. Все народные сказки , предания, загадки, пословицы и поговорки прошли через этот процесс фольклоризации.»2

Неотъемлемой частью фольклора являются пословицы и поговорки. Первые упоминания можно встретить в произведениях древнерусской письменности «Слово о полку Игореве»(XII век.) « Моление Даниила Заточника» (XIII век).

Начиная XVII века издавались сборники пословиц.

Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом, короткая притча, это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот под чеканом народности. Пословица – это самый любопытный жанр фольклора, во многом оставшийся непонятым и загадочным. В пословицах отражается народный ум, народная оценка, духовный облик народа, суждения о самых разных сторонах жизни. Пословица – это цвет народного ума и житейская, народная правда. « Не поняв пословицы, как это нередко случается, считаешь ее бессмыслицею, полагаешь, что она придумана кем-либо для шуток или искажена неисправимо, и не решаешься принять ее; ан дело право, только смотри прямо».3

Поговорка – широко распространенное образное выражение, один из малых жанров фольклора, часто имеет юмористический характер. Это переносная речь, простое иносказание, но не притча, без суждения, заключения. «Поговорка заменяет только прямую речь окольною, не договаривает, иногда и не называет вещи, но условно, весьма ясно намекает. Вместо «он глуп» она говорит: « У него не все дома, одной клепки нет; под носом взошло, а в голове и не посеяно. »»4

Между этими понятиями есть разница: в отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного, поучительного смысла, ограничиваясь образным, иносказательным выражением: легок на помине, как снег на голову, бить баклуши – это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения. Поговорка в еще , чем пословица, передает эмоционально – экспрессивную оценку разных жизненных явлений. Она и существует для того, чтобы выражать именно чувства говорящего.

Пословицы следует отличать от поговорок. пословицы является ее законченность и дидактическое содержание. Поговорка отличается незавершенностью умозаключения, отсутствием поучительного характера. Конечно, иногда очень сложно отличить пословицы от поговорок или провести четкую грань между этими жанрами. Поговорка граничит с пословицами, и в случае присоединения к ней одного слова или изменения порядка слов поговорка становится пословицей. «Он чужими руками жар загребает», «Он сваливает с больной головы на здоровую» — поговорки. Но если сказать: «Чужими руками жар загребать легко» или «Сваливать с больной головы на здоровую не накладно» и это будут уже пословицы, заключая в себе полную притчу.

Поговорки в силу своей особенности образных выражений чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах. В.Даль пишет о том, как разницу между пословицей и поговоркой выразил народ: «поговорка – цветочек, а пословица – ягодка»5

Указывая на то, что поговорка – это что-то незаконченное, имеющее намек на суждение. В наших пословицах можно найти образцы всех прикрас риторики, такие как метафора: Его голыми руками не возьмешь. Аллегория: Хорошо пахать на печи, да заворачивать круто. Гипербола: У него каждая копейка алтынным гвоздем прибита.

Фольклор и его жанры: пословицы, поговорки, прибаутки, сказки, былины важны, как выразительные, меткие, точные образцы народной речи и как из давно сложившиеся мировоззрение, религиозные традиции, бытовой прагматизм социальных структур. Фольклорная традиция имеет как общерусские черты, так и локальные, региональные, которые привносят в фольклор обилие вариантов и особенностей бытования каждого , обычая, обряда. «Фольклор – яркое проявление национального искусства. Уже вследствие своей традиционности фольклор должен был стать самобытным. Самобытность порождена особенностями жизни народа, обстоятельствами происхождения и той ролью, какую фольклор играл в народной жизни».6

1.2 Пословицы и поговорки – зеркало русской души.

Пословицы касаются всех предметов жизни, вторгаются во все области человеческого бытия, людских надежд, помыслов, оценок ближних – родных, соседей, властей, общественных порядков, учреждений, законов, суда, справедливости, житейских обычаев, течения жизни, души человека, его здоровья, нрава, характера. Знаменитый Владимир Даль выделил для своих пословиц сто семьдесят девять рубрик. Пословицы о предметах веры (бог, грех, набожность, раскол), о судьбе (терпенье, надежда), о счастье, о богатстве и бедности, о достатке, скупости, о бережливости и прочем. В своем сборнике В. Даль отожествляет понятия « правда», « добро», « совесть» и « справедливость». Свои мысли и отношение к этим понятиям он подтверждает народными пословицами и поговорками: « В нем правды нет, совести», « Кто правдой живет, тот добра наживет», « Не все то правда, что говорится», «Не ищи правды в других, коли в тебе ее нет». Жить по правде в русском языке всегда означало, жить по не писанным, но традиционным, правилам добра и справедливости, по Божьим Заветам.

Русский человек на протяжении своей истории – в отношении с собой и в отношении с другими – предпочитал богатство духовное материальному богатству. Предпочтение духовного богатства традиционно в России считалось более высокой целью, нежели приобретение материального блага.

Характерные черты русской души – это доброта, гуманность, склонность к покаянию, сердечность и душевная мягкость. Многие пословицы и поговорки показывают эти черты: « Доброму бог помогает», «С добрым жить хорошо», «Делать добро спеши», «Доброе дело и в воде не тает», «Жизнь дана на добрые дела», «Добро век не забудется», «Доброе дело крепко», «Доброе дело на век». К доброму человеку справедливо относится судьба: « Злому – смерть, а доброму – воскресение». Но слишком смирного пословицы осуждают: « Его разве только ленивый не бьет», «Смирную собаку и кочет бьет».

Православие оказало огромное влияние на историческую судьбу страны и во многом определило характер народа, населяющего нашу необъятную Родину. Традиционно русские всегда считались народом очень религиозным. Народным идеалом всегда являлось не могучая или богатая, а Святая Русь. Религиозность – это одна из глубинных черт русского характера. сыграло важную роль в формировании как нации в целом, так и русской личности в отдельности. Эта характерная и очень важная черта национальной русской души. Пословицы показывают веру русского народа в Бога: «Жить богу – служить», «Велико имя господне на земли», «Сильна божья рука. Божья рука – владыка», «Даст бог день, даст бог и пищу». Русские пословицы осуждают грех и проступки: «Без греха веку не изживешь, без стыда рожи не износишь», «Невольный грех живет на всех», «В чем грех, в том и покаяние». Правда некоторые поговорки намекали на то, что вера не предполагает людского бездействия – это не способ переложить обязанности человека на высшие силы: «На Бога надейся, а сам не плошай», «Богу молись, а в делах не плошись», «Богу молись, а к берегу гребись».

Характерными чертами русской являются гостеприимство, щедрость и широта натуры. Русское гостеприимство общеизвестно: «Хоть не богат, а гостям рад». Для гостей всегда приготовлено лучшее угощение: «Коли есть, что в печи, все на стол мечи!», «Гостю щей не жалей, а погуще налей». Эти пословицы говорят о том, что как бы трудно не жили люди, а гостя встретят хорошо, поставят все лучшие, никогда не покажут, что у них хуже, чем у других.

Русские люди встречают гостя на пороге своего дома с хлебом-солью. Обычай преподносить хлеб — соль пришел из глубины веков и сохраняется в России до сих пор. Хлеб-соль – это приветствие, выражение радушия, пожелание гостю добра и благополучия: «Хлеб-соль кушай, а слушай». И вообще без хлеба нет жизни; нет русского истинного стола без хлеба. В России отношение к хлебу особенное. Все тяготы и лишения, которые произошли, в России доказывают это. Достаточно вспомнить тяжелые годы блокады Ленинграда, во время Великой Отечественной войны , когда хлеба было мало, и он выдавался по несколько грамм в день, ценилась каждая корочка, каждая крошка. Ценность хлеба наш народ пронес через все испытания, это передавалось с молоком матери и почитается, по сей день. Об этом говорят и русские пословицы: «Хлеб всему голова», «Хлеб на стол, так и стол – престол», «Плох обед, коли хлеба нет», «Хлеб дар божий, отец, кормилец», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай».

И соль, как известно, играет важную роль в жизни человека. В древний Киев соль ввозилась из Прикарпатья. Недостаток соли в Древней Руси считался настоящим бедствием. Нехватка соли вызывала народные волнения, в истории известны соленые бунты. В то время соль была очень дорогой, она ценилась буквально на вес золота. С солью связано много красочных выражений и поверий. Рассыпать соль – к несчастью, уйти не с чем – «уйти несолоно нахлебавши ». А чтобы лучше узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. Хлеб олицетворяет силу и здоровье, а соль – богатство! Хочется еще раз сказать, что хлеб и соль стали символом гостеприимства и радушия русского народа. ”Без соли, без хлеба худая беседа”, ”Без хлеба – смерть, без соли смех”.

Отличительной чертой русского народа является его отзывчивость, умение понимать другого человека, чуткое отношение к чужому , способность интегрироваться с культурой других народов, уважать ее. Удивительная этническая терпимость, а также исключительная способность к сопереживанию, умение понимать и принимать другие народы позволили русской нации создать невиданную в истории империю. И эта черта отражается в народных пословицах и поговорках: «Кто нас помнит, того и мы помянем», «За добро добром платят». Русскому народу свойственны такие качества как гуманизм, доброжелательность в отношении других народов, самопожертвование, взаимное уважение людей, их национальных обычаев и культуры. Особое внимание русские уделяют отношению к соседям: «Худое дело обидеть соседа», «Жить в соседях – быть в беседах», «Близкий сосед лучше дальней родни», «Межи да грани – ссоры да брани». Нельзя не упомянуть еще о таких качествах, как терпение и стойкость. Русский народ обладает безграничным терпением, с удивительной стойкостью переносит трудности, лишения, страдания. Умение приспосабливаться к непростым, а порой и просто невыносимым условиям жизни, надеяться на лучшие и верить в чудо– это способ существования и выживания нашего народа. Не трудно найти отражение этой черты в русских пословицах и поговорках: «Терпение – лучше спасенья», «Терпение даст умение», «На хотенье есть терпение», «Век живи, век надейся», «Слава Богу, не без доли: хлеба нет, так дети есть».

Созданные в веках, переходя из поколения в поколение, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, которые регулируют жизнь каждого человека. Это выражение мыслей, к которым народ пришел через вековой опыт.

1.3. Отражение народной мудрости в пословицах и поговорках.

Пословицы и поговорки представляют собой народную мудрость, выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. Они сообщают нам различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. В пословицах и поговорках выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение.Пословицы и поговорки создавались простыми людьми. Они не знали грамоты, и не было у них другого способа сохранить свой жизненный опыт и свои наблюдения. В пословицах отразились не только , но и частная жизнь людей, их отношений друг к другу в семье, в домашней жизни. Женил ли крестьянин или горожанин сына, выдавал ли замуж дочь, наказывал ли вора, сокрушался о болезни близких – на все случаи были пословицы, содержательные по смыслу и поучительные. « Своя себе семейка – свой простор», « Без жены, что без кошки, а без мужа, что без собаки» (т.е. некому оберегать), « Грабежи есть, воровство есть, а воров нет», « В чем душа держится». Пословицы и поговорки учат, советуют, предостерегают, хвалят трудолюбие, честность, смелость, доброту; высмеивают зависть, жадность, трусость, лень; осуждают эгоизм, зло; поощряют прилежание, благородство, упорство. Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надежней матери», « Кто матери не послушает, в беду попадет». Во век не состарятся мысли о труде и учебе, составляющие главные напутственные слова молодому поколению: « Труд человека кормит, а лень портит», « Где труд, там и счастье», «Ученье да труд к счастью ведут», «Век живи, век учись». Народная мудрость учит преодолевать трудности: « Горе горюй, а руками воюй» (т.е. работай), «В беде руки не опускай – трудности преодолевай». Содержат советы и пожелания: « Не зная броду, не лезь в воду», « Не руби сук, на котором сидишь», « Не плюй в колодец, из которого напиться придется». И до сих пор, когда трудно сделать выбор или принять какое – то решение, мы говорим: « Утро вечера — мудренее».

Не каждое выражение становится пословицей, а только то, которое совпадает с образом жизни и мыслями множества людей. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. О природе устного народного творчества не раз говорил М. Горький. Он видел в нем «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека». Каждый выдающийся певец, сказитель в фольклоре для М. Горького был прежде всего носителем той мудрости, которую накопил народный опыт.»7

Поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что – либо в уверенности, что все ими сказанное – твердая истина. Пословица призывает следовать ее мудростям, даже говорят: « Как пословица говорит, так и действуй», она вселяет уверенность в людях в том, что опыт народа ничего не пропускает и ничего не забывает. Стоит прислушаться, как определенно и категорично они звучат: « Что посеешь, то и пожмешь» иными словами можно сказать, как сам будешь относиться к людям, такое отношение получишь в ответ – это не надо проверять – это истина. « В чужой монастырь со своим уставом не ходят», не надо навязывать свое мнение или устанавливать новые порядки, надо научиться терпимо, относиться к другим.

Выражения известных, великих, умудренных людей стали пословицами и поговорками. Достаточно привести пример русского полководца и военного теоретика Суворова А.В.(1730 – 1800 гг.), такие как « Дело мастера боится», « Ученье свет, а не ученье – тьма», « Сам погибай, а товарища выручай», « Пуля дура – штык молодец» вошли в нашу жизнь, как пословицы и стали олицетворением мудрости.

Глава 2 Особенности национального характера.

2.1Самобытность русского народа

Что такое самобытность? Что это за народ, о котором говорят – это самобытный русский народ? Обратимся к словарю Ожегова С.И.: «самобытный – своеобразный, не похожий на других, идущий своими путями, самостоятельный в своем развитии. »8

Это как нельзя точно определяет характер русского народа. Один из крупнейших фольклористов XIX века, А.Н.Афанасьев (1826 – 1871 гг.), в своей книге « Народ – художник» обращается к истокам зарождения общества « пословицы разъясняют нам сторону первоначальной жизни. Они представляют общинный, так сказать публичный быт. »9 История России и быт русского народа прослеживается в пословицах и поговорках, где показаны особенности русского человека, его не похожесть на других. С древности русский человек привык жить в общине, вести коллективное хозяйство, создавать артели. « Артель воюет, а один горюет», « Артельный котел гуще кипит», « Артелью хорошо и недруга бить», « Артель дружбой крепка». Все эти пословицы говорят о том, что когда вместе выполняется работа, возникает крепкая дружба, взаимопомощь, легче защитить себя, когда не один и голодным не останешься, всегда помогут. Кто выделялся из общей массы, обосабливался и вел единоличное хозяйство, не понимали и осуждали. « Одной рукой и узла не завяжешь», «одному ехать и дорога долга», « одному жить — сердце холодить, а на людях и смерть красна». Эти примеры наглядно показывают, что одной из русского национального характера и его самобытности является общинная жизнь.

Основное население в России, до недавнего прошлого, составляло крестьянство со своеобразным мировоззрением. Особое отношение к земле, общинный уклад жизни, предпочтение устного слова письменному, путаница в понимании собственности привели к своеобразному представлению о законности в России. «Латинскому выражению « закон суров, но все же он закон», на котором базируется европейское законопослушание, русский крестьянин противопоставил пословицу «закон, что дышло, куда повернешь туда и вышло». Эта позиция оказалась очень живучей в России».10

Пословицы и поговорки это богатый источник для определения моральных убеждений русского человека, так точно как и для уяснения различных сторон его жизни современной и прошедшей. « От той глубокой древности, скрытой за многими веками, еще донеслись до нас обломки в песне и пословице, и только по таким обломкам можем мы изучить старину и воссоздавать ее типические черты. »11

Еще в древности сходились люди на вече, где выбирали старосту – особо отличившегося своими достоинствами человека. Пословицы ярко изображают такое состояние вече: «На одном вече, да не одни речи», «мирская молва, что ». Вместе, сообща решались все важные проблемы, правда, нередко, подобные собрания заканчивались борьбой, вече распадалось на несколько враждебных частей и оканчивалось торжеством силы. Поэтому пословицы говорят: мир силен, как вода, а глуп, как свинья; мирская слеза велика (едка).

Не всегда все решалось мирно и гладко, доходило до драк и войн. Такое поведение среди родов и общин нередко провоцировалось зачинщиками: «что за шум, а драки нет», «чем ругаться, лучше подраться», « бей своих – чужие будут бояться», но это же и осуждалось « Бог дал родню, а черт вражду», « хотя себе досадить, а недруга победить». Из пословиц становится понятно, что враждовать и драться – себе вредить, надо научиться жить в мире и согласии: « худой мир лучше доброй ссоры».

К числу основных глубинных свойств русского человека относится свободолюбие. История России – это история борьбы русского народа за свою свободу и независимость, для русского человека – свобода превыше всего.

На протяжении многих лет русский народ находился в зависимости от кого – то, будь – то монголо-татарское иго или крепостное право, русская душа стремилась на «волю», поэтому слово «воля» очень близко русскому сердцу, понимаемое как независимость, свобода в проявлении чувств и в совершении поступков. Об этом свидетельствую и пословицы: «Хоть тяжела доля, да все своя воля», «Своя воля дороже всего», «Вольность всего дороже», «Воля птичке дороже золотой клетки», «Что хочу, то и ворочу», «Своя рука владыка». Примеры этих пословиц говорят нам о стремлении к независимости и свободе.

Обладая свободолюбивым характером, русский народ многократно одерживал победу над захватчиками и добивался больших успехов. В пословицы отражают черты русских воинов: «Лучше смерть в бою, чем позор в строю», «Либо полковник, либо покойник» и говорят нам о самопожертвовании ради большой цели. В пословицах и поговорках с исключительной полнотой отразились русского народа и, прежде всего патриотизм — чувство беспредельной любви к Родине: « Родная сторона – мать, чужая – мачеха», « Своя земля и в горести мила», « На чужбине и собака тоскует». Особенно тепло говорят пословицы о Москве: «Москва всем городам мать», « Кто в Москве не бывал – красоты не видал», «Москва – родины украшенье, врагам устрашенье», «Москва, что гранит, — никто Москву не победит». В пословицах и поговорках глубоко раскрывается характер народа, его природный ум, уверенность в своей правоте и силе: «Русский терпелив до почина», « Русский не шутит ни с калачом, ни с мечом».

Исследуя самобытность русского народа, нельзя не упомянуть о традициях, обрядах нашего народа, о его суеверии, предрассудках и приметах. Русский человек – человек патриархальных преданий и верований. Созданный уклад жизни передавался из поколения в поколение и что – то сохранилось и по сей день. В нашей жизни переплелись христианские и языческие традиции, одной из такой традиций является празднование Масленицы. Вот как это характеризуют пословицы: «Масленица – семь дней гуляет», « На масленой повеселись, да блинком угостись», « На горах покататься, в блинах поваляться», « Не все коту Масленица, бывает и Великий пост». Становится понятно, что главным отличием этого праздника были блины, которые пекли каждый день, из развлечений обязательное катание с гор. Любит русский народ праздники, отмечает их с размахом, недаром Масленицу называют широкой. Разбирая традиции русского народа нельзя не уделить внимание свадебным обрядам, обязательное венчание в церкви, что возрождается и в наши дни, и отношению к семье в целом. «Сохранился замечательный пласт «семейных» пословиц и поговорок. Многие из них живы и по сей день. Серьезные и шутливые, они говорят об одном – только семья со всеми ее горестями и радостями является нормой существования человека».12

Приведем лишь некоторые из них: «Семейная каша погуще кипит», «В семье и каша гуще», «Добрая жена да жирные щи – другого добра не ищи», « Холостой – что бешеный », «Холостой – полчеловека ». Семейная жизнь была разной – счастливой, несчастной, но единственно правильным и праведным путем для человека.

О самобытности русского народа можно говорить много, споря и доказывая, какая из черт характера свойственна именно нам «Русские медленно запрягают, а потом быстро скачут», «Какой русский не любит », «Русский человек без родни не живет», «Русский человек с горя поет и с радости». А.К.Толстой в своем стихотворении показывает характерные черты русского человека, эти строки можно применять, как поговорки:

« Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж с плеча!

Коли спорить, так уж смело,

Коль карать, так уж за дело,

Коль просить, так всей душой,

Коли пир, так пир горой!»13

В заключение этой главы хочется сказать о том, что русский человек любит рисковать «Кто не рискует, тот не пьет шампанского», « Риск – благородное дело». «Либо пан, либо пропал» — говорит о решимости предпринять что-либо, рискнуть, несмотря на возможную неудачу. Близки по значению и пословицы: «Или грудь в крестах, или голова в кустах», «Либо в стремя ногой, либо в пень головой», «Либо рыбку съесть, либо на мель сесть». Пословица «Волков бояться – в лес не ходить» говорит о том, что нечего и браться за дело, если боишься предстоящих трудностей, а смелому всегда сопутствует удача: «Удача – спутник смелого», «Кто смел, тот и съел». А наше русское «авось»! Без него некуда и в наши дни: «Авось не пропадем», «Авось живы будем, авось помрем», «Авось, небось да как – нибудь добра не будет». Надежда на «авось» часто мешает русскому человеку продвигаться вперед, развиваться и стремиться к лучшему. В национальном характере русского человека много противоречий, разногласий и откровенной глупости. Наш народ живет эмоциями, чувствами и как говорил русский поэт Ф.И.Тютчев:

« Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить».14

2.2 Многонациональность пословиц и поговорок.

Исследуя русские пословицы и поговорки, нельзя не уделить внимание их многонациональности. В нашей необъятной Родине живут различные народы. До недавнего времени советский народ жил в едином государстве. После распада СССР в 1991 году образовались самостоятельные государства, что привело к разделению народов. Для иностранцев любой выходец из СССР считался русским, особой разницы между национальностями они не видели, но мы — то знаем, насколько различна культура, быт и характеры народов, выходцев из СССР. Это особо выражено в пословицах и поговорках различных национальностей. Возьмем, например, фольклор ближайших соседей России украинцев: «Нет на свете другой Украины, нет другого Днепра». Даже если некогда не бывал в Украине, можно представить себе просторы украинских степей и красоту великой реки. И как тут не вспомнить стихи Т. Шевченко « Ревет и стонет Днепр широкий», которые стали национальной украинской песней.

Совсем другое дело народы Кавказа: « Где отара прошла, там и след пастуха оставлен», « Как крикнешь, так эхо и отзовется», «Не сев на коня, кнутом не стегай». На примерах этих мы видим, как живут многочисленные представители кавказского народа, особенности природы, занятие людей. Звонкое эхо слышно в высоких горах Кавказа, где на склонах гор пастухи пасут свои стада и, конечно, каждый горец — это великолепный наездник.

В пословицах и поговорках каждый народ не только хвалит и прославляет свой край, но и указывает на недостатки. О лени говорят: « Лежа на боку, не заработаешь, и на понюшку табаку», « Ты меня, работушка, не бойся, — я тебя не трону», « Лень- матушка прежде его родилась», о глупости: « Разошелся ум по закоулочкам, а в середине ничего не осталось», « Олух на олухе едет, олухом погоняет», « На наш век дураков станет», о пьянстве: «Полно пить пора ум копить», « В кабаке родился, в вине крестился», но делает это с юмором и любовью к своему народу.

Такое отношение объединяет все наши народы: мы можем смеяться над собой «Трудно ничего не делать, но мы не боимся трудностей». У каждого человека есть слабое место, его – слабая струна, как говорится больное место, всем свойственны пороки и недостатки «все мы люди – все человеки», не ошибается только тот, кто нечего не делает, но мы никогда не позволим смеяться и порочить нас другим.

2.3.Влияние пословиц и поговорок на русский язык.

«Самая большая ценность народа – его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает».15

Чтобы наглядней указать на силу и меткость народного языка, приведу несколько оборотов и выражений . О негодности чего – либо говорят: в подметки не годится; о непостоянстве и скором подчинении чужому влиянию: куда ветер подует; о неисполнении обещаний: кормит завтраками (от завтра) и откладывает в долгий ящик; о невозможности и бесплодности какого – нибудь дела: вчерашнего дня искать; о строгости: в ежовых рукавицах держать. Сюда же можно отнести и обычные сравнения нашего разговорного языка: бьется, что рыба об лед; что к стенке горох; как к корове седло; что с гуся вода; как снег на голову; как гора с плеч; как собака палку (любит); как сыр в масле; как кошка с собакой; как камень в воду, и прочие. Знать такие обороты и выражения необходимо, именно в них скрывается пластичность и выразительность языка, его разнообразие.

Наши великие писатели и поэты использовали пословицы и поговорки в своем творчестве. Да и по сей день можно встретить какую – либо пословицу, использованную в качестве эпиграфа. Писатели широко использовали пословицы и поговорки в своих произведениях, учились на пословицах богатству, яркости и образности языка. В повести А.С.Пушкина «» Андрей Петрович Гринев, провожая своего сына, напутствует его: « Прощай Петр, служи верно, кому присягнешь,… и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».16

В свое время Н.В.Гоголь был плененный полнотой смысла пословиц, отметил их особенный «образ выражения»: писатель увидел в них отражение многих «народных свойств наших». «В них есть все, — сказал Гоголь о пословицах, — издевка, насмешка, попрек, словом – все шевелящее и задирающее за живое».17 И действительно, в пословицах прослеживается интерес ко всему, за каждой из них видишь тех, кто печалится, радуется, бранится, спорит. «Лучше тебе не родиться!» — то ли грозит, то ли сочувствует одна из пословиц, а другая говорит: «Твой бы приговор да тебе ж во двор» — это о недобром слове. В своих произведениях Н.В.Гоголь не только использовал пословицы и поговорки, но и сам их придумывал. В романе « » Гоголь описывает, как Ноздрев играет в шашки с Чичиковым и говорит: « Давненько не брал я в руки шашек!».18 Эта поговорка дошла до наших дней и, берясь за какое – либо дело, которое давно не делали, мы ее говорим. Еще одна популярная поговорка « Есть еще порох в пороховницах!» принадлежит перу Н.В.Гоголя и является фразой из повести « Тарас Бульба». Надо сказать, что и другие писатели и поэты являются создателями пословиц и поговорок. Вспомним изречения И.А.Крылова: « А воз и ныни там», «Сильнее кошки зверя нет», А.С.Пушкина: « А счастье было так возможно», «Любви все возрасты покорны», А.С. Грибоедова: « Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом». Эти выражения стали поговорками и с легкостью употребляются в современном языке.

« Какими великолепными ни были все эти краткие пословичные изречения, их сила была впереди – она являлась в разгаре беседы, когда надо было подкрепить речь метким замечанием, наблюдением, заключением, выявить самую суть сказанного».19

В наше время смысл очень многих популярных пословиц заменен до наоборот. Как это случилось? Наверно время внесло свои коррективы, изменились понятия и определение многих слов в русском языке. Приведу такие примеры: « В семье не без урода», неправильное толкование пословицы в том, что в любой семье или компании есть один дурак обязательно. На самом деле уродом называли первого ребенка в семье, на некоторых слово «урод» означает «красота». Урод – стоящий у рода, под защитой. Семьей называлась пара только после рождения первенца. Первый самый красивый, т.е. пословица будет звучать так: « Семье не быть без первого ребенка». Пословица «Моя хата с краю» имеет сейчас неправильное толкование: «отвалите от меня, я нечего не знаю». Однако на живших с края поселка людях была большая ответственность – первым встречать любую опасность и при необходимости дать отпор. Поэтому в хатах «с краю» жили самые сильные и смелые люди. Человек на самом деле говорил: « Я готов своей жизнью охранять покой всех». И еще один пример: « Работа не волк — в лес не убежит», ее не правильно используют в наше время, мол, работа подождет. Смысл пословицы не в том чтобы отложить дела, а наоборот, когда в деревню забегал волк, женщины с детьми прятались по домам и выжидали, когда тот убежит в лес. Следовательно, работа – то никуда не убежит, ждать не надо – надо выходить и работать.

« В языке сказались « внутренние силы» народа – его склонность к эмоциональности, разнообразие в нем характеров и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер (а это, безусловно), то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. И все это должно было отразиться в языке».20

Заключение

В заключение данной работы, следует сказать, что русский национальный характер, как показывает анализ пословиц и поговорок, безусловно, имеет свои характерные черты, отличные от черт присущих иным народам и такие непонятные для них. Внутренняя сила, духовность и жертвенность народа, его доброта, душевная простота, сострадание и бескорыстие и вместе с тем, нелогичность поступков, поведение, оправданное чаще всего лишь интуицией, все это делает русский народ не похожим ни на один народ в мире.

Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Известно одно, что и пословицы, и поговорки возникли в отдаленной древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Особые свойства сделали пословицы и поговорки столь стойкими и необходимыми в быту и речи. Если взять народные пословицы во всей их совокупности, то мы видим, что они отражают менталитет народа во всем его разнообразии и противоречиях, более того они являются важной частью народных черт, образа жизни, его моральных стандартов.

В пословицах и поговорках можно проследить такие качества русского человека, как трудолюбие, свободолюбие, мужество, патриотизм, доброта, терпение и стойкость, гостеприимство, щедрость и широта русской души. Основной и наиболее глубокой чертой русского национального характера является религиозность. Целый спектр пословиц говорит нам о вере в Бога, учат нас смирению и терпению, умению прощать, но в то же время указывает на то, чтобы чего – то добиться в жизни нужно много работать, а не ждать чуда.

Пословицы и поговорки отражали и поведения русского человека, его пороки и предрассудки. Присутствуют в характере нашего народа и лень, и глупость, и жестокость. Многие отрицательные стороны поведения можно объяснить нищетой, множеством обид и притеснений, переживаемых народом и ведущих его к озлоблению. Однако сила русского народа выражается в том, что заметив в себе какой – нибудь недостаток и осудив его или высмеяв, русское общество начинает решительную борьбу против него. В сборнике В.Даля в виде пословиц представлены многие качества человека, как хорошие, так и плохие.

Пословицы и поговорки являются источником неиссякаемой мудрости и это, на мой взгляд, показано в работе. Не только простые люди, но и великие наши классики использовали пословицы и поговорки в своих произведениях. В небольших стихотворных фразах содержится знание и опыт. Значение пословиц и поговорок в нашей жизни осталось прежним: подсказка на перепутье, утешение в беде, напоминание о том, о чем не надо забывать.

« Пословицы переходили из века в век и, несомненно, еще пригодятся – ими не утрачена их жизненная и поэтическая ценность. Порой она даже возросла вследствие расширения предметно – речевой сферы их применения. Прямой смысл многих пословиц стал архаикой, а переносный живет. Такими пословицы пришли в речь наших современников и такими от нас перейдут к людям грядущего столетия. Их время не минуло. Долгий век пословицы продолжается».21

Источники: 1. Аникин В.П. « Русский фольклор». М., « Высшая школа» 1987. « Русские пословицы и поговорки». М., « »

1988. 2. Даль В. Сборник в 2-х томах « Пословицы русского народа». М., « Высшая школа» 1987. 3. Афанасьев А.Н. « Народ художник». М., « Советская Россия» 1986.Исследовательская литература:1. Горький М. Собр. соч.: В 30-ти томах. М.,1953.2. Ожегов С.И. « Словарь русского языка». М., « Оникс 21 век», « Мир и образование» 2003.3. Павловская А.В. « Русский мир характер, быт и нравы». СЛОВО/SLOVO 2009.4. Толстой А.К. « Колокольчики мои…», « Коль любить, так без рассудку». М., « Молодая гвардия» 1978.5. Тютчев Ф.И. « Я встретил Вас…», « Умом Россию не понять». М., «Детская литература», 1997.6. Лихачев Д.И. « Раздумья». М., « Детская литература» 1991.7. Пушкин А.С. Собр. соч. в 3-х томах, т.3 « Капитанская дочка». М., «Художественная литература», 1986.8. Гоголь Н.В. Собр. соч. в 6-ти томах, т.6. М., Гослитиздат, 1953. « Мертвые души». М., « Художественная литература» 1976.

  1. Горький М. Собр. соч.: В 30 т. М., 1953. Т. 27. С.305
  2. В.П.Аникин « Русский фольклор». М., « Высшая школа» 1987 год. Стр.21
  3. В.Даль сборник в двух томах «Пословицы русского народа» том первый. М., «Художественная литература» 1984 год. Стр.6
  4. В. Даль сборник в двух томах «Пословицы русского народа» том первый. М., «Художественная литература» 1984 год. Стр.14
  5. В.П.Аникин « Русский фольклор» Москва « Высшая школа» 1987 год. Стр.42
  6. В.П. Аникин «Русский фольклор». М., «Высшая школа» 1987. С.13
  7. С.И.Ожегов « Словарь русского языка». М., « Оникс 21 век», «Мир и образование», 2003 г. Стр.682
  8. А.Н.Афанасьев « Народ – художник». Москва « Советская Россия», 1986 год. Стр.28
  9. А.В.Павловская « Русский мир характер, быт и нравы» СЛОВО/SLOVO 2009. Стр.283
  10. А.Н.Афанасьев « Народ – художник». М., « Советская Россия», 1986 год. Стр.27
  11. А.В. Павловская «Русский мир характер, быт и нравы»., СЛОВО/SLOVO 2009. Стр.322
  12. А.К.Толстой « Колокольчики мои…», « Коль любить, так без рассудку» М., « Молодая гвардия» 1978. Стр.37
  13. Ф.И.Тютчев « Я встретил Вас…», « Умом Россию не понять». М., «Детская литература» 1997.Стр.177
  14. Лихачев Д.С. «Раздумья». М., «Детская литература» 1991. Стр.176
  15. Пушкин А.С. Собр. соч. в 3-х томах, т.3. « Капитанская дочка». М., «Художественная литература»1986.Стр.233
  16. Гоголь Н.В. Собр.соч. в 6-ти томах,т.6.М., Гослитиздат,1953, стр.166
  17. Гоголь Н.В. «Мертвые души». М., художественная литература, 1976,стр.79
  18. Аникин В.П. «Русские пословицы и поговорки». М.. «Художественная литература»,1988, стр.4
  19. Лихачев Д.И. « Раздумья». М., « Детская литература» 1991. Стр.178
  20. Аникин В.П. « Русские пословицы и поговорки». М., «Художественная литература» 1988. Стр.12