По ИЗО » Игровые технологии на х ИЗО В начальных классах»

Курсовая работа

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИГРОВЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Понятие технологии в образовании. Игровые технологии

Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.

Так, например, В.П. Беспалько отрицает значение педагогического мастерства учителя в совершенствовании педагогической технологии. По его мнению, совершенствование педагогической технологии предполагает «строгое научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифическое, неизвестно откуда возникшее педагогическое мастерство учителя» [Аникеева, 2007, с.55]. Однако вернемся к самому понятию «технология». Действительно, учитель может хорошо знать содержание обучения, владеть методикой обучения, он может разбираться в вопросах школьной психологии, но при отсутствии коммуникативных, эмоциональных и креативных способностей ему, скорее всего, не удастся достичь успеха в своей педагогической деятельности. Поэтому представляется, что именно педагогическое мастерство учителя является залогом успеха любой педагогической технологии. Наверное, к трем составляющим педагогической технологии — дидактическим процессам, организационным формам обучения и средствам осуществления этой деятельности справедливо было бы добавить и четвертую — педагогическое мастерство учителя.

30 стр., 14751 слов

Урок как основная форма организации обучения технологии

... учителя. Предмет исследования, Теоретическая и практическая значимость Гипотеза исследования заключается в следующем: если применять на уроках технологии различные формы обучения, ... виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса. Элементами ... хотя и непризнанной всеми теоретиками-дидактами. 1.2 Урок изучения нового материала Целью данного типа ...

Технология обучения-системная категория, структурными составляющими которой являются:

цели обучения;

содержание обучения;

средства педагогического взаимодействия;

организация учебного процесса;

ученик, учитель;

результат деятельности.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено в трех аспектах:

научный,

процессуально-описательный,

процессуально-действенный [Аникеева, 2007, с.57].

Таким образом, педагогическая технология функционирует в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Любая педагогическая технология основывается на том или ином философском фундаменте. Философские положения выступают как наиболее общие регулятивы, входящие в состав методологического обеспечения образовательной технологии. Философские позиции достаточно определенно прослеживаются в содержании образования, в содержании отдельных дисциплин. Однако часто в их идеологической направленности нет единства, поэтому содержание школьного образования не дает целостной картины мира, не имеет общей философской основы. Такой эклектичностью отличается содержание современного школьного образования. Труднее обнаружить философскую основу в методах и средствах обучения. Одни и те же методы могут применяться в технологиях, совершенно противоположных по идеологии. Поэтому технология может быть гибкой, приспосабливающейся к той или другой философской основе (например, игра).

Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

Для успешного функционирования педагогической системы нужна тщательно продуманная «отладка» всех ее составляющих. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

3 стр., 1400 слов

«Технология педагогических мастерских»

... название данная технология получила из-за того, что учитель на уроке перестаёт быть учитель – он становится Мастером. Мастерская Благодаря этому ... проводят дискуссии между группами. 6. Сущность технологии педагогических мастерских. Сущность технологии мастерских заключается в том, что в ... анализ его содержания и методов познания, самоанализ, обобщение чувств, возникших в мастерской. На этом этапе ...

Одна и та же технология в руках разных исполнителей может каждый раз выглядеть по-иному, здесь неизбежно присутствие личностной компоненты мастера, особенностей контингента учащихся, их общего настроения и психологического климата в классе. Результаты, достигнутые разными педагогами, использующими одну и ту же технологию, будут различными, однако близкими к некоему среднему индексу, характеризующему рассматриваемую технологию. То есть педагогическая технология опосредуется свойствами личности, но не определяется ими.

Проектирование педагогической технологии предполагает выбор оптимальной для конкретных условий системы педагогических технологий. Оно требует изучения индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности [Спиваковская, 2001, с.49].

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические [Спиваковская, 2001, с.57].

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

29 стр., 14482 слов

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ...

... изобразительного творчества и игровые приемы, способствующие развитию творческой активности детей дошкольного возраста; выявить уровень развития творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности ... Для успешного педагогического руководства процессом формирования творческой активности дошкольника требуется, прежде всего, анализ самого понятия «творческая активность», ...

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Игра выполняет важную роль в воспитании, обучении, развитии детей, выступая как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.

Игра широко захватывает всю личность ребенка — умственную, эмоциональную, двигательную, волевую сферы, способствует всестороннему развитию детей.

Игра является незаменимым средством всеобщего основания различных понятий в период обучения грамоте. Для ребенка важно, чтобы игра наполнилась личным смыслом, стала собственной логикой ребенка. Таким средством служит понятийная игра, для которой создаются особые понятийные персонажи. Понятийные персонажи учебных игр воплощают понятия, то есть «одеть теоретическую абстракцию вплоть до чувств». Действуя от имени такого персонажа, ребенок выполняет задание по логике понятия. Таким образом, игра может стать эмоционально-символическим входом в теоретическое мышление для многих первоклассников с игровым типом ценностей. Но нельзя ни перенасыщать учебную деятельность играми, ни ограничивать их применение, то есть включение игр должно быть разумным и целенаправленным. Для игры не важен результат, важен сам процесс [Спиваковская, 2001, с.57].

Таким образом, нельзя недооценивать значение игры, но лишь очень осторожный подход к использованию игр будет способствовать всем необходимым условиям для развития каждого ребенка.

Итак, в жизни ребенка учение занимает определяющее место. Одну из ведущих ролей в учебной деятельности играет дидактическая игра.

1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника,

его учебной и игровой деятельности

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. Так, в период младенчества (до 1 года), ведущим видом деятельности является непосредственно – эмоциональное общение, в раннем детстве (от 1 года до 3 лет) – предметная деятельность, в дошкольном – игра, в младшем школьном возрасте – учеба, в подростковом – общение со сверстниками.

24 стр., 11626 слов

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности

... обосновать и экспериментально доказать эффективность развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности. Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно-прикладного творчества «Дымковская ...

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. [Кузнецова, 1998, с.58].

Психологические свойства, которые выступают у ребенка в последние годы дошкольного детства, до прихода в школу, за первые четыре года школьного обучения получают развитие, закрепляются, и к началу подросткового возраста многие важные черты личности уже сформированы. Индивидуальность ребенка к этому возрасту проявляется также и в познавательных процессах. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и к III IV классам приводит к тому, что у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности. Общие способности проявляются в скорости приобретения ребенком новых знаний, умений и навыков, а специальные – в глубине изучения отдельных школьных предметов, в специальных видах трудовой деятельности и в общении.

Дальнейшее развитие способностей к концу младшего школьного возраста порождает значительное увеличение индивидуальных различий между детьми, что сказывается на их успехах в учении и является одним из оснований для принятия психолого-педагогически обоснованных решений относительно дифференцированного обучения детей с различными способностями. В работе с детьми, обнаружившими наиболее развитые способности, начиная с этого возраста, могут применяться методы обучения, характерные для взрослых, так как познавательные процессы одаренных детей, их восприятие, внимание, мышление, память и речь к III IV классам школы являются полностью сформированными.

Особое значение для развития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использование мотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усиление такой мотивации, для дальнейшего развития которой младший школьный возраст представляет особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу: во-первых, у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчивая личностная черта – мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом из бегания неудачи: во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных других способностей ребенка.

3 стр., 1028 слов

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию ...

... Как ежик выручил зайца» и тогда колдовство снимется, и книга будет заполняться сказками, а вы, дорогие дети, сможете ... понравилась больше и почему.). Также воспитатель может предложить детям прослушать сказку собственного сочинения. (Воспитатель ... мышление. Воспитательные: - воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к животным; Вид занятия, Форма организации детей, Методы и ...

В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребенка через регуляцию его отношений с окружающими людьми, особенно с учителями и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребенок еще достаточно открыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальные мотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия. Речь идет о таких мотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей, стремление получать высокую оценку и ряде других [Кузнецова, 1998, с.86].

К концу младшего школьного возраста,

Трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции создают благоприятные возможности для развития детей младшего школьного возраста и вне непосредственного общения с взрослыми или сверстниками. Речь, в частности, идет об уже упоминавшейся способности детей этого возраста часами в одиночку заниматься любимым делом. В этом возрасте важно обеспечить ребенка различными дидактическими развивающими играми.

Учебная деятельность в начальных классах, прежде всего, стимулирует развитие психологических процессов, непосредственного познания, окружающего мира – ощущений и восприятий.

Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Развитие восприятия не происходит само собой, здесь очень велика роль учителя, который повседневно воспитывает умение не просто смотреть, но и рассматривать, не просто слушать, но и прислушиваться, учит выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, указывает, на что следует обратить внимание, приучает детей планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты. В ряде исследований доказано, что наиболее эффективным методом организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким, количество ошибок уменьшается [Кузнецова, 1998, с.88].

В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.

Очень большие изменения в процессе обучения претерпевает мышление младшего школьника. Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Важно правильно воздействовать на процесс развития, так как долгое время считалось, что ребенка – это как бы “недоразвитое” мышление взрослого, что ребенок с возрастом больше узнает, умнеет, становится сообразительным. А сейчас у психологов не вызывает сомнения тот факт, что мышление ребенка качественно отличается от мышления взрослого, и что развивать мышление возможно, только опираясь на знание особенностей каждого возраста. Мышление ребенка проявляется очень рано, во всех тех случаях, когда перед ребенком возникает некоторая задача. Задача эта может возникнуть стихийно: придумать интересную игру, а может быть предложена взрослым специально для развития мышления ребенка.

36 стр., 17624 слов

Является актуальной. Значимость изучения проблемы обучения пересказу ...

... работы по обучению пересказу сказок старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием карт Проппа. Теоретико-методологической основой исследования явились положения о единстве речевого и психического развития, ... группа. В исследовании приняли участие 17 детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5-6 лет. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, ...

Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум 3 стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое. Наглядно-действенное мышление рождается из действия в младшем и раннем возрасте. В процессе развития наглядно-действенного мышления у ребенка формируется способность выделять в предмете не просто его внешние свойства, а именно те, которые необходимы для решения задачи. Это способность развивается на протяжении всей жизни и является совершенно необходимой для решения любых, самых сложных задач.

Развитие причинного мышления у детей начинается с осознания последствий своих действий. У ребенка 4-5 лет познавательные интересы смещаются с отдельных предметов, их названий и свойств на соотношения и связи явлений. Начинают интересовать не просто предметы, а действия с ними, взаимодействия людей и предметов, взаимосвязь причин и следствий. Сначала дети обучаются планировать действия над реальными объектами, затем с языковым материалом: словом, высказыванием, текстом. Предвидение и планирование лежит в основе творчества на этапе причинно-следственного мышления. Так рождаются сюжеты фантастических рассказов и сказок. Преломляясь с возрастом, меняясь по значимости эти виды развития мышления продолжают все же развиваться и в период обучения в начальной школе. Более того, изучение познавательной деятельности детей показывает, что к концу начальной школы наблюдается всплеск исследовательской активности. Исследовательская активность детей на этапе причинного мышления характеризуется двумя качествами: ростом самостоятельности мыслительной деятельности и ростом критичности мышления [Немов, 1995, с.18]. Благодаря самостоятельности ребенок научается управлять своим мышлением; ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы причинно-следственных зависимостей, рассматривать известные ему факты с позиций выдвинутых гипотез. Эти способности, без сомнения, являются основными предпосылками творчества на этапе причинного мышления. Критичность мышления проявляется в том, что дети начинают оценивать свою и чужую деятельность с точки зрения законов и правил природы и общества. Поскольку по мере взросления дети сталкиваются с большим количеством ситуаций, когда невозможно выделить одну причину события, то в этих случаях причинное мышление окажется недостаточным. Возникает необходимость в предварительной оценке ситуаций и выборе среди множества вариантов и обилия фактов таких, которые имеют существенное влияние на ход событий. Выбор при этом осуществляется с опорой на ряд критериев, которые позволяют сузить «зону поиска», сделать его более сокращенным, избирательным. Мышление, которое, опираясь на критерии избирательного поиска, позволяет решать сложные, проблемные ситуации, называют эвристическим. Оно формируется ориентировочно к 12-14 годам. Таким образом, постепенно формируя все виды мышления с развитием у ребенка творческого подхода к любой поставленной задаче, мы можем дать ему возможность для того, чтобы он вырос мыслящей и творческой личностью.

8 стр., 3895 слов

Художественный образ-форма художественного мышления

... особенностей мыслительной деятельности художников позволяет сделать вывод о том, что их мышление представляет собой своеобразный вид мышления, который можно назвать художественным мышлением, ... Художественный образ - форма художественного мышления Художественный образ - форма художественного мышления метафоричность, парадоксальность, ассоциативность Художественный образ -- форма мышления в искусстве. ...

Так же одним из важнейших условий формирования ребенка младшего школьного возраста является творческое воображение. Подлинное усвоение любого учебного предмета невозможно без активной деятельности воображения, без умения представить, вообразить то, о чем пишется в учебнике, о чем говорит учитель, без умения оперировать наглядными образами. В процессе развития воображения в младшем школьном возрасте совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого или создание образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также получают дальнейшее развитие.

Весьма распространенно мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого, что маленький ребенок вообще живет наполовину в мире своих фантазий. Однако уже в 30-е годы А. В. Выготский показал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Поэтому вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребенка богаче воображения взрослого. Просто иногда, не имея достаточно опыта, ребенок по-своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения часто кажутся взрослым неожиданными и оригинальными. Но если перед ребенком поставить специальную задачу что-нибудь сочинить, придумать, то многие дети теряются и отказываются это сделать или выполняют задание традиционно и неинтересно. Только очень немногие дошкольники могут выполнить задание творчески. Вот почему воображение ребенка необходимо развивать, и наиболее чувствительный, «сенситивный», возраст для развития воображения, как отмечал Л.С.Выготский, — это дошкольное детство [Выготский, 1996, с.214].

Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается нечем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. “ Игра должна быть организована так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок”. Задача учителя – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом имеют дидактические игры.

1.3. Игровые технологии на уроках изобразительного искусства

13 стр., 6087 слов

Роль музыкального искусства в развитии детей

... произведений. Таким образом, музыка как учебный предмет, представляющий образовательную область «Искусство», ввиду этой своей особой природы обязан иметь и свою собственную дидактику — художественную дидактику, т. ... основные тенденции серьезного отношения к общему музыкальному образованию. Считалось, что: 1. По значимости и роли искусства в воспитании человека музыка как учебный предмет в ...

Мы изучили игровые приемы на уроках и во внеурочной деятельности

учителей начальных классов М. А. Бекиша школы № 1282 г. Москвы и Т.А.

Пимоновой школы №19 г. Новоалтайска, Алтайского края. М. А. Бекиш отмечал, что игровые приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, позволяют учащимся раскрыть и активизировать свои способности; усиливают интерес к изученным предметам, побуждают к решению учебных задач, увлекают школьников и дают высокие результаты в обучении и воспитании [Бекиш, 2011. № 11. – С. 43-45].

Игра « Веришь – не веришь»

Озеро Ямное

« Холодной зимней ночью вблизи озера Ямного послышался сильныйгрохот, кто-то потом сравнил его с раскатами грома, хотя небо было чистое извездное. И озера не стало. Вместе с рыбой. Говорят, за одну ночь. Хорошохоть, рыбаков над лунками не было…»

«Интересное это озеро Ямное и немного таинственное – можетпропасть, уйти куда-то под землю. Знакомая старушка в Михееве намрассказывала, что в детстве жила на этом озере и помнит, как однажды водаушла зимой. Ребята подо льдом ходили по дну, как в сказочном дворце»( из воспоминаний В.В. Бианки).

Веришь ли ты в то, что озеро может исчезнуть? Объясни.

Игра « Вот иду я и вижу…»

Учащемуся дается карточка с картинкой животного и текстом,прочитав который ученик должен загадать загадку одноклассникам. Неназывая животного, надо дать ему подробное описание. Следует помнить,что название животного произносить нельзя!

1) Иду я по Индии и вижу… такси с ушами людей везет. (Слон)

2) Иду я по лесу и вижу… исчезнувшего когда-то зверя. Встречал раньшеего в Приморье и Приамурье, Сибири, на Дальнем Востоке. Оченьпохож на лисицу, волка и шакала. У него длинная шерсть, пушистыйхвост, вытянутая морда, большие уши, окраска рыжая. ( Красный волк)

3) Гуляю я как-то в горах и вижу… жителя гор. Обычно он проводитвремя на высоте 2000-3000 метров. В теплую погоду забирается дажепод « крышу мира» — на 6000 метров. ( Снежный барс)

Экологическая игра « Жалобная книга» (работа с текстом)

Вот иду я по лесу и вижу: на полянке лежит жалобная книга.

Прочитай и догадайся, кто жалуется! Что нового ты узнал? Придумайпознавательный вопрос и задай его одноклассникам.

« Все плохо, плохо, плохо! Пришли люди, вырубили старые сосны ивычистили лесную опушку от обломков стволов. Белки прогнали из дупла.

Улетела. А там ведь домик мой. Вороны выгнали из своего прошлогоднегогнезда. Черный дятел и тот из большого дупла велел убираться, полевок илесных мышей ловить. А куда добычу складывать? А зерно как охранять,если дома нет?» ( Сова)

Экологическая задача.

Прочитайте письмо от девочки Иринки. По описанию и по голосуотгадайте птицу.

« Здравствуйте, ребята! Я живу не далеко от Лосиного острова. Околомоего дома появилась птица, которую я долго не могла увидеть, толькослышала ее пение. Оно у нее очень звонкое и короткое, похожее на крик:«кьяк – кьяк – кьяк» или «гик – гик – гик». Эта птица отличаетсяспособностью маневрировать, делать невообразимые головокружительныепируэты. Этому ловцу нет равных! Кто это?» ( Ястреб- тетеревятник, занесенв красную книгу)

« Ты художник»

С.Я.Маршак хотел написать книгу о путешествии слов. Вот одна

история. «Во времена татарского нашествия жил богатый татарин Бабай —

Ага, что в переводе означало « старый дед». Он был очень свиреп, и многиематери, чтобы утихомирить шаловливых детей, пугали их, грозя отправить ксамому Бабай – Аге. Часто говорили: « Спи, а то Бабай – Ага возьмет». Всеэто было 600 лет назад, и люди, рассказывая эту историю, изменили имя.

Слово Бабай – Ага превратилось в слово Баба — Яга».

Может, ты не веришь? Тогда поищи в книгах другую историю этогослова.

Придумай иллюстрацию, сделай игровую закладку (подвижную).

Нарисуй героиню сказок и расскажи о ней.

Медаль «Улыбка» (конкурс рисунков)

За свои веселые стихи Агния Барто была награждена… медалью

«Улыбка», которой наградили ее польские дети.

Придумай, как выглядела эта медаль, и нарисуй ее.

После книги «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» АстридЛиндгрен стала писать одну книгу за другой. И… одну за другой получать

награды: медаль Нильса Хольгерссона, медаль «Улыбка», Золотую медальХансаКристиана Андерсена.

Как могли выглядеть эти премии? Нарисуй одну из медалей.

Разнообразие приемов и методов повышает познавательный интересучащихся к учению, умственную активность, снижает утомляемость.

Игровые приемы оказывают помощь учителю в организации увлекательнойработы с детьми, развитии творческой активность, учебной мотивацииучащихся.

Т. А. Пимонова описала игровые ситуации на уроках изобразительногоискусства [ Пимонова, 2012. № 12. – С. 79-80.].

Уроки изобразительного искусства являются для младших школьниковнаиболее любимыми, а для учителей – одними из самых сложных. Порой уроки изо требуют от учителя большей подготовки, чем уроки по другим предметам: необходимо подобрать зрительный ряд, музыкальное сопровождение, продумать, как заинтересовать учащихся, чтобы они рисовали с удовольствием.

Одним из ведущих методов используемых на уроках изо, являетсяметод игровых ситуаций. Создать игровые ситуации на уроках рисованияможно с помощью сказок. Самый первый урок ИЗО всегда начинается сосказки «Старичок Бардачок». Эта сказка настраивает учащихся назапоминание и соблюдение правил, помогающих организовывать рабочееместо. В результате первоклассники даже на первых уроках практическиникогда не проливают воду и не роняют краски. И что самое удивительное –в классе не бывает того шума, который обычно сопровождает уроки творчества.

Игровая ситуация

« Волшебные палочки»

( Тема: «Три основных цвета. Смешивание цветов».)

— Что умеют делать волшебники? Они могут превращать одни

предметы в другие, делать некрасивое красивым, а трудное – легким. Что имв этом помогает? Волшебная палочка.

Хороший художник – тоже волшебник. Он способен увидетьпрекрасное в самом обычном предмете или явлении и показать это всем.

А что художнику помогает творить чудеса? Ведь у него нет волшебнойпалочки! Зато у него есть кисть. Кисть, как волшебная палочка, может,например, превратить один цвет в другой. Смешаем две краски – красную и желтую. Что получилось? Разве этоне волшебство? А теперь смешаем желтую и синюю краски. Опятьволшебство!Значит, вы тоже волшебники. Давайте теперь попробуем превратитьнаши разноцветные пятна в воздушные шарики. Дорисуйте ниточки и блики

У вас получится очень красивая работа!

Сказка «Морозные узоры и Снежная королева» (Тема: «Морозные узоры на окне».

— Видели ли вы морозные узоры на окне? Откуда они берутся? Что это такое? Ученые считаю, что это замершие на стекле капельки воды. А сказочники уверяют, что их рисует своим волшебным морозным дыханием Снежная королева. Она любит украшать все вокруг: деревья, кусты, заборы. Провода, крыши домов. Но особенно ей удается ледяные картины на окнах. Снежная королева расписывает стекла причудливыми серебристо – белыми мазками, из которых складываются удивительной красоты растения с резными листьями и диковинными цветами. Люди, любуясь этими картинами, забывают про холод и перестают грустить о теплом лете. Снежная королева любит не только рисовать сама, но и наблюдать за работой художников. Может, это она у них подсматривает узоры? Увидев, красивый рисунок, Снежная королева радуется и смеется, и тогда на землю начинают падать звездочки – снежинки. Кто хочет порадовать снежную королеву? Тогда приступим к работе. Сказка «Веселая кисточка» (Тема:«Чем и как работают художники».)

— Жили — были у одного мальчика разные кисточки. Одни кисточки были широкими и рисовали только толстые линии и большие пятна. Другие кисточки – средние рисовали линии потоньше. И были еще совсем тонкие линии. Однажды все кисточки ушли в гости к знакомому художнику. Дома осталась только одна кисточка. Мальчику вдруг очень захотелось рисовать. Он взял лист бумаги, обмакнул кисть в краску и замер. Время шло, а он не рисовал. Что случилось? Оказывается, юный художник не знал, как одной кисточкой можно изобразить разные линии. Вдруг кисточка в его руке заговорила: «Если тебе надо изобразить широкую линию, представляй, что я еду на лыжах, и нажимай на меня посильнее – получится широкая линия. А если тебе надо провести тоненькую линию, представляй, что я хрупкая балерина и порхаю над сценой, едва касаясь ее своими туфельками. Ты тоже чуть касайся бумаги самым кончиком кисти». Мальчик очень удивился, что кисточка умеет разговаривать, но воспользовался ее советами, и у него получился замечательный рисунок. Попробуйте и вы нарисовать одной кисточкой разные линии.

[Ашикова С.Г., 2012, с.22].

« Славный остров Гдетотам…»

Любят все без исключения

Славный город Гдетотам…

Что такое острова, и что ты знаешь о них? Найди их на карте. Напоминают ли силуэты островов кого-нибудь или что-нибудь?

Художники умеют находить общий образ в различных вещах. Например, остров может напомнить Рыбу-кита. В какой сказке о ней рассказывается?

Ты тоже можешь придумать свой остров, дать ему оригинальное название, как поэт Борис Заходер:

Потому и называется

Этот остров Гдетотам,

Потому что тут сбывается

Всё, что только снится нам…

Попробуй нарисовать свой остров. Тебе помогут иллюстрации, географические карты ( загляни в учебник «Окружающий мир»).

Подбери бумагу. Реши, чем будешь рисовать.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1.Анализ и описание учебно методического комплекса.

Проведение опытно-экспериментальной работы проходило в Муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средней общеобразовательной школы № 1 с. Красноусольский во 2а и 2б классах. Школа работает по программе развивающего обучения «Л.В.Занкова». Автор программы по изобразительномуискусству С.Г.Ашикова.

Программа по изобразительному искусству разработана на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы развивающего обучения Л.В. Занкова и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

В качестве основы художественного воспитания отечественная педагогика рассматривает художественное творчество детей как процесс их приобщения ко всем видам искусства. Еще в конце XIX века на Первом съезде русских художников и любителей художеств была принята формулировка: «Элементы художественного образования необходимы для полноты развития личности». Сегодня особенно важно понимание того, что от решения вопросов художественного образования зависит сохранение и развитие культуры, а эстетическое воспитание — путь к духовному возрождению нации.

В соответствии с приоритетными направлениями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена цель данного курса: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи курса:

развитие эмоционально-эстетического отношения к явлениям жизни;

воспитание ценностного отношения к отечественным культурным традициям, уважения к культуре народов других стран;

  • реализация творческого потенциала учащегося средствами художественной деятельности, развитие воображения и фантазии ребенка;

воспитание потребности учащихся в «общении» с произведениями искусства,

формирование способности воспринимать прекрасное на основе представления о красоте как высшем проявлении добра;

  • расширение общего и художественного кругозора учащихся;
  • развитие наблюдательности в отношении явлений и процессов, происходящих в окружающем мире, целостного восприятия сложных объектов и явлений;
  • знакомство с основами изобразительного искусства, овладение элементарной художественной грамотностью, приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности;
  • развитие способности младших школьников к сотрудничеству в художественной деятельности.

Личностно ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между теоретическими и практическими аспектами изучения изобразительного искусства.

В основу данного курса положена идея реализации объективно существующего единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения (языка изобразительного искусства).

Художественное восприятие имеет доминирующее значение в развитии эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит младшему школьнику проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин. Сочетание, с одной стороны, эстетического восприятия жизни и художественного восприятия искусства и, с другой стороны, художественного выражения будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Важнейшим направлением ФГОС НОО 2009 года (далее — Стандарт) является духовно-нравственное развитие и воспитание школьника. На уровне содержания предметной линии «Изобразительное искусство» создаются условия для формирования:

  • патриотизма, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества. Чувство гордости за русскую художественную культуру формируется благодаря знакомству с творчеством И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, К.А. Коровина, В.В. Верещагина, З.Е. Серебряковой и др. Школьники знакомятся с древнерусскими городами Золотого кольца России, с шедеврами древнерусского искусства иконами А. Рублева, с народными промыслами;
  • интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры (знакомство учащихся с творчеством зарубежных художников, с архитектурой других стран, литературными источниками разных народов);
  • уважения к созидательному труду, к обучению;
  • трудолюбия, потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника;
  • ценностного отношения к прекрасному;
  • формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях (обучающиеся познакомятся с высокохудожественными произведениями живописи, литературы, музыки;
  • смогут почувствовать красоты природы);

нравственных чувств, этического сознания;

представлений о вере, духовности, ценности религиозного мировоззрения;

ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;

ценностного отношения к здоровью.

Уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически чистых материалов.

Требованиям Стандарта соответствуют основные содержательные линии курса, направленные на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к разнообразным видам художественно-творческой деятельности. Учебный материал представлен следующими тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования:

Природа — главный художник (основы рисунка, графика).

Мир цвета (основы живописи, цветоведение).

Искусство в человеке (виды изобразительного искусства).

Человек в искусстве (портретный жанр).

Отличительной особенностью подачи материала в разделах является функциональное распределение страниц. Каждый разворот посвящен одному уроку.

Левая страница разворота

Правая страница разворота

Детям помогают иллюстрации, а также изображение предлагаемого материала, инструментов и способов их использования. Такое построение учебников обусловлено логикой самого процесса творчества: восприятие, в процессе которого ребенок накапливает личностно значимый опыт, стимулирует его творчество, позволяющее ребенку выразить себя, почувствовать себя автором, художником.

В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание курса нацелено на активизацию художественно-эстетической и познавательной деятельности учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственности с уже имеющимся у детей опытом и на подготовку к дальнейшему образованию, формирование мотивации детей к художественному творчеству, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

С этой целью в дополнение к учебному материалу во всех учебниках даны рубрики «Знакомство с музеем» иллюстрированный рассказ об известных музеях России и «Читаем и рисуем» (в 3 классе),содержание которых способствует расширению кругозора школьников, их познавательных потребностей. Материал под рубрикой «Приглашение в путешествие» знакомит, начиная со 2 класса, с культурой других народов, странами и городами мира. Иллюстрированный материал об известных художниках (рубрика «В мастерской художника») помогает детям приобретать знания о жанрах, которые предпочитал тот или иной живописец, особенностях его творчества, распознавать стиль художника. Наглядная информация о способах изображения в рисунке, живописи и композиции (рубрика «Азбука рисования») помогает учащимся в реализации собственного замысла. Каждый раздел (со 2 класса) завершается рубрикой «Что я знаю, что я умею». Предлагаемые задания и вопросы могут выполняться на нескольких уроках как индивидуально, так и в паре, группе, на уроке или дома. Такое структурирование содержания и наглядно-практический характер иллюстративного материала позволяют учебнику выполнять функцию своего рода самоучителя.

Содержание курса направлено на целостное развитие личности ребенка посредством активного овладения различными видами деятельности.Это:

  • восприятие произведений искусства, которое развивает эмоциональную отзывчивость, способность к эмоциональному оцениванию увиденного не только в искусстве, но и в жизни, а также способность одномоментного восприятия сложных объектов и явлений;
  • в дальнейшемэто позволит позитивно воспринимать мир, испытывать положительные чувства и эмоции в процессе его познания (по всем разделам учебников);

рисунок

живопись

Развитие чувствительности к цвету вообще и цветовым сочетаниям в частности облагораживает эмоциональную сферу школьников, способствует более точной эмоциональной оценке явлений и состояний в природе и в окружающей жизни, что в будущем станет, в частности, базой для гармонизации пространства и жизненной среды на работе и дома (второй раздел учебников).

Композиция учит понимать целое, состоящее из различных частей, оценивать и понимать их роль в пространстве картины, рисунка, изделия, выделять главное и второстепенное; видеть соподчиненность элементов, выстраивать последовательность планов «ближе — дальше», «больше меньше», «выше-ниже» (третий и четвертый разделы учебников).

Декоративно-прикладное искусство раскрывает самобытность народной культуры, знакомит с традициями и обрядами разных народов, их бытом и образом жизни, показывает разнообразие и единство культур разных народов (третий раздел учебников).

Скульптура и дизайн наглядно показывают пространственные особенности изучаемых предметов и объектов, показывают соотношение частей и целого, развивают пространственное мышление, знакомят с формообразованием, приобщают к красоте (третий раздел учебников).

Каждый из этих видов деятельности постепенно и последовательно усложняется от класса к классу как в отношении изобразительного материала, так и в плане навыков его усвоения.

Выполнение проектно-творческих заданий в групповой и парной работе

позволяет обобщать полученные знания и творчески применять их на практике, а также успешно развивать коммуникативные умения — задавать вопросы друг другу и взрослому, расспрашивать о чем-либо, понимать речь собеседника и др. (коллективные работы в конце каждого раздела учебников).

Разнообразие видов практической деятельности младших школьников и

вариативность заданий, рассчитанных на разный уровень освоения учебного материала, нацелены на реализацию индивидуально- личностного подхода к учащимся. Этому способствуют и дифференцированные задания для мальчиков и девочек, варианты выполнения заданий с подробным описанием в учебниках этапов работы.

Наглядность и доступность изложения материала создает возможности для индивидуальной, в том числе самостоятельной деятельности школьников разного уровня подготовленности, а также помогает учителю в объяснении темы урока.

Тематический принцип структурирования учебного материала, при котором необходимые инструменты и соответствующие техники выполнения концентрируются вокруг предметных тем, придает содержанию уроков художественное единство.

Формирование у учащихся целостной картины мира достигается наличием внутрипредметных содержательных линий и межпредметными связями. Тематизм дает возможность строить урок на материале произведений не только изобразительного, но и музыкального искусства, поэзии, художественной прозы, привлекать исторический и научный материал, усиливая межпредметные связи.

В предметной линии «Изобразительное искусство» акцентировано внимание на формировании у младших школьников системы универсальных учебных действий, что позволяет полнее раскрыть основные положения дидактической концепции Л.В. Занкова, направленной на достижение оптимального общего развития каждого ребенка.

В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы определенные личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Таким образом, курс «Изобразительное искусство» направлен на формирование общей культуры учащегося начальной школы, на его духовно-нравственное, социальное, личностное развитие, создание основы для самостоятельной организации учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности[Ашикова С.Г., 2012,с.120].

Приведём пример урока проведённого во 2а классе.

Урок-праздник «Русские матрёшки»

И в десять лет, и в семь, и в пять все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует всё, что его интересует.Уроки изобразительного искусства заключают в себе неиссякаемые возможности для всестороннего развития младших школьников. Встречи с искусством на каждом уроке, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого учащегося, эмоциональная активность на уроке — основные признаки уроков изобразительного искусства в начальной школе.

Предварительная подготовка:

Рисование элементов росписи матрёшек; изготовление сувениров; подбор музыкальных произведений; сбор иллюстративного материала (разнообразные матрёшки, фотографии, репродукции, рисунки ); изготовление учебных таблиц, шаблонов.

В подготовке праздника активно участвуют родители (изготовление костюмов, подбор материала, музыкальное сопровождение, оформление класса, видеосъёмка).Оборудование урока-праздника:На классной доске надпись на полосе «Русская матрёшка» и на листе ватмана слева большая матрёшка. Затем в ходе урока здесь «выстраиваются» Загорская, Семёновская, Полхов-Майданская матрёшки и в конце урока — матрёшки, расписанные детьми. В верхней части доски прикрепляются карточки с основными терминами, подлежащими усвоению по ходу объяснения. Динамические учебные таблицы «Узоры Полхов-Майдана», «Изделия из Полхов-Майдана» демонстрируются согласно структурным элементам урока. Слева у окна выставка «Народное творчество»: дымковская игрушка, голубая гжель и хохломские изделия. Возле доски впереди выставка матрёшек из разных центров России, книги о народных промыслах.

Тема урока: «Русская матрешка».

Вид деятельности учащихся: декоративное рисование.

Цели:

1) Роспись матрёшки элементами растительного узора Полховского-Майдана.

2) Совершенствовать знания учащихся о русских матрёшках на основе ознакомления учащихся с историей возникновения русской матрёшки, их отличительных особенностей, формировать эстетические предпочтения, развивать эстетический вкус при восприятии произведений декоративно-прикладного искусства; формировать умения: анализировать изобразительный материал, обобщать, выделять особенное и характерное; развивать навыки изобразительной деятельности на основе прекрасного; воспитывать нравственные качества: аккуратность, усидчивость, ответственность, уважение к труду народных мастеров и народному искусству; развивать зрительное восприятие, эмоциональную отзывчивость и художественное мышление.

Оборудование урока.

Для учителя:таблица «Матрёшка»; динамическая таблица «Узоры Полхов-Май-дана»; таблица «Изделия из Полхов-Майдана»; большие матрёшки из картона Семёновская, Загорская, Полхов-Майданская; Выставка образцов изделий народного творчества: «Дымка», «Гжель», «Хохлома» иллюстративный материал о матрёшках; матрёшки-сувениры различного видазаготовки из дерева для матрёшки;выставка книг о народных промыслах; журнал «Мурзилка», книга С. Аксакова «Аленький цветочек» доска с планшетом.

Для учащихся:матрёшки — сувениры;шаблон — заготовка матрёшки; мягкая круглая кисть акварель (или гуашь); простой карандаш; резинка; упаковка «Матрёшка» с сувенирами.

Структура урока-праздника.

I. Организационный момент.

а)Приветствие.

Учитель.

Мы приветствуем гостей

Улыбнитесь друг другу, нашим гостям.

Скажем наши «волшебные слова»:

Дети:

Мы хороший, дружный класс,

Всё получится у нас!

б) Проверка готовности к уроку.

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Резинка, карандаш, фломастеры, тетрадка. Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь.

II. Сообщение темы и постановка целей урока.

Учитель:

Дети, сегодня у нас не обычный урок, а урок-праздник. Мы продолжим разговор о декоративно-прикладном искусстве: узнаем много интересного, т.е. будем радовать своим творчеством гостей и получать удовольствие от своей работы; повторим приёмы различных видов декоративной росписи.

Учитель:

Вспомните, о ком так говорят:

Ростом разные подружки,