«материалы для изобразительного исскуства»

Курсовая работа

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изобразительное творчество — сложный процесс, который требует от ребенка развития целого комплекса умений: различать форму, цвет, пропорции, пространственные отношения предметов и многое другое. В связи с задачами развития художественно-творческих способностей детей в их изобразительной деятельности естественно возникает вопрос об учебном оборудовании педагогического процесса.

Существует мнение, что успех работы воспитателя в основном зависит от методического оборудования. Роль оборудования, наглядных пособий действительно велика, но они лишь сопровождают педагогический процесс, помогая выполнению задач, определенных Программой воспитания в детском саду.

Специфика художественной деятельности, ее программное содержание, возрастной и количественный состав детей существенно влияют на характер, номенклатуру оснащения и организацию предметной среды. В свою очередь, внешний вид оборудования, наличие качественного ассортимента материалов и организация пространства детской деятельности являются важным средством эстетического воспитания детей.

Эффективность занятий детей изобразительным искусством зависит от наличия специальной мебели и оборудования, пособий и материалов, способствующих развитию их художественной деятельности. Прежде всего это различные столы общего и функционального назначения (четырех- или двухместные, трапециевидные, подоконно-ленточкые), шкафы для хранения пособий и материалов, витрины, полочки и стенды для выставок детских работ; доски и планшеты, мольберты и подставки, ширмы и экспозиционные стойки, фланелеграфы и магнитные доски; этюдники и палитры, ванночки для красок и другой раздаточный материал.

Кроме того, к оборудованию занятий по изобразительной деятельности относятся и специальные пособия, активизирующие восприятие произведений изобразительного искусства: картины и таблицы, натурные предметы, модели и макеты, а также аудиовизуальные средства обучения — тематические комплекты диапозитивов (цветные и черно-белые), диафильмы, кинофильмы (видовые, мультипликационные и др.).

29 стр., 14356 слов

Развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным ...

... исследования: развитие мелкой моторики рук у детей с детским церебральным параличом. Предмет исследования: специфика занятий по изобразительному искусству у учащихся, страдающих детским церебральным параличом. Цель: разработать и апробировать систему занятий по изобразительному искусству, направленную на развитие мелкой моторики у ...

Окружающая среда, организация интерьера дошкольного учреждения служат задачам общественного воспитания. Создавая специальную предметную среду в детском саду, нужно руководствоваться общими художественно-педагогическими требованиями к оформлению, творчески применяя их в каждом конкретном случае.

Оборудование и материалы для изобразительной деятельности детей должны отвечать некоторым общим требованиям:

прежде всего это педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания), она предполагает соответствие оборудования возрастным особенностям детей (учет требований антропометрии, психофизиологии восприятия цвета, формы,

величины); соблюдение требований технической безопасности и санитарно-гигиенических норм (отсутствие острых и режущих углов и граней, вращающихся деталей и зажимов, учет климатических условий, в которых используется данное оборудование, и др.);

красивый внешний вид; это значит, что все предметы должны быть сделаны из красивых, ярких, современных материалов, в отделке их возможно использование национального колорита (мотивов рисунка, цвета, фактуры материала);

комплексность в решении архитектурно- художественных и конструкторских задач, т.е. единство стиля, цвета, формы, конструкции, материала в комплектах оборудования.

Наличие в группе специальных пособий помогает воспитателю в организации как занятий, так и самостоятельной изобразительной деятельности в свободное время. Для занятий воспитатель отбирает оборудование (мольберт, картины, пособия, краски, кисти, бумагу, дидактический материал) в соответствии с программными задачами.

средств, которыми пользуется живописец при отображении различных форм и красок природы. Для сопоставления можно показать репродукции Золотая осень И. Левитана и Березовая роща А. Куинджи.

Подборка репродукций картин, альбомов, наборов художественных открыток может составить передвижную картинную галерею в детском саду.

Другим видом наглядных пособий на занятиях по изобразительной деятельности являются цветные и черно-белые диапозитивы. Они удобны тем, что дети могут рассматривать каждый кадр индивидуально и всей группой, пользуясь специальной аппаратурой1. Демонстрация диапозитива на экране помогает воспитателю сконцентрировать внимание ребят на отдельных кадрах, специально укрупненных деталях картины или изделий народных мастеров, их форме, красках, узорах; с помощью диапозитивов дети могут наглядно и красочно представить себе явления природы, ее фауну и флору — зверей, птиц, насекомых, растения. Вполне очевидно, что в качестве обучающих пособий могут быть использованы также диафильмы и кинофильмы, содержащие необходимую для данного вида детской деятельности художественную информацию.

Особое место отводится пособиям, с которыми ребенок действует самостоятельно. Это мозаики, книжки-игрушки, альбомы для раскрашивании, лото, настольно-дидактические игры, наборы для аппликации и конструирования, куклы и макеты декораций и др. Игры по цвету, например, в увлекательной форме помогают детям освоить цвета спектра, их оттенки. Геометрическая мозаика одновременно знакомит и с цветом, и с формой, и е композицией. Разнообразие игр и пособий предполагает разнообразие использования их в воспитательной работе.

17 стр., 8141 слов

« Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста ...

... Изобразительная деятельность детей раннего возраста тесно связана с познанием окружающей жизни. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, ... можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, ...

Для занятий детей изобразительным искусством сегодня можно предложить довольно большой выбор материалов и изобразительно-выразительных средств: это бумага и картон различных фактур, цвета и формата, калька и ткани, разноцветные обрезки журналов, проспектов, газет; гуашевые, темперные и акварельные краски, флюоресцентные и анилиновые красители, цнетная рельефная паста, фломастеры, карандаши цветные, сашина, уголь, цветные мелки и пастели, кисти разной фактуры и размера; глина, цветной пластилин, стеки и палочки для рисования на снегу, песке, цветная пленка светофильтра; различный бросовый и природный поделочный материал. Следует отметить, что фактура и качество материалов влияют на выразительность и внешний вид детских работ.

Пожалуй, самыми распространенными из изобразительно-выразительных средств у детей дошкольного возраста являются цветные карандаши. Их любят за доступность, простоту в употреблении, яркость. Карандашами можно рисовать на любой бумаге (кроме глянцевой, т. е. мелованной) и передавать различные фактуры изображаемых предметов. Наборы цветных карандашей имеют достаточно широкую палитру оттенков.

На занятиях воспитатель должен показать детям приемы так называемого живописного рисования карандашами: штриховку, достижение определенного цвета путем наложения цвета на цвет, передачу оттенков изменением нажима карандаша. Следует также показать карандаши одного цвета, но нескольких оттенков, остановиться на их многообразии, найти такие цвета в окружающем (цвет платья, ленточек, игру отек. стен и т. д.).

На занятиях в детском саду дети рисуют не только карандашами, но и красками — гуашью и акварелью. И та и другая — краски водяные. Однако гуашь более плотная, яркая, сочная. Она имеет достаточно широкую палитру цветовой выразительности — от ярких, спектрально насыщенных тонов до пастельных, нежных, которые образуются в результате смешения основных цветов с белилами. Самая яркая разновидность гуашевой краски — это люминесцентная, она с успехом применяется при декоративно-оформительских работах. Рисовать гуашью лучше кистями больших номеров (плоскими и круглыми, мягкими и полужесткими, № 8—14—16) на больших листая плотной бумаги, можно даже на обоях и оберточной.

Акварель в отличие от гуаши — краска более тщательно приготовленная, тонкотертая, кроющий слой ее почти прозрачный, отличающийся нежностью оттенков. Если плотным слоем гуаши покрывают поверхность любой бумаги и картона, то в работе акварелью большое значение имеет качество бумаги, поскольку ее фактура просвечивает сквозь тонкий слой краски. Воспитатель, зная это, должен подготовить к занятию соответствующее оборудование и материал: банки для воды, кисти мягкие (белка N° 6—8—12—18), палитру для смешения красок, плотную белую бумагу размером не менее половины альбомного ЛИСП].

21 стр., 10305 слов

Усвоение основ живописи дошкольниками в процессе работы красками

... детей ЗУН по рисованию. Для понимания значения рисования, использования рисования в качестве занимательных занятий с материалами по живописи (красками) была предпринята работа над курсовой, так как цвет – характерное изобразительное выразительное средство живописи, ... значение, особенно если принад ­ лежат кисти известного живописца. Живопись очень древнее искусство, прошедшее на протяжении ...

При подготовке к занятиям с гуашью воспитатель нередко обесцвечивает эту плотнокроющую краску, разбавляя ее слишком большим количеством воды. Рисунки теряют красочность, принимают неряшливый вид (с подтеками, разводами и т.д.).

Одно из основных правил работы с гуашью — незначительное разбавление водой. Краску следует размешать в баночке до густоты жидкой сметаны, и только тогда она готова к употреблению. В этом случае гуашь даст совершенно определенный насыщенный цвет. При работе с акварелью нужно, наоборот, добавить столько воды, чтобы добиться нежности, прозрачности оттенков цвета, поскольку плотный, густой мазок краски превращает цвет на бумаге в темный, глухой.

Необычным материалом, по сравнению с традиционными красками и карандашами, являются меловые карандаши, например пастель. Она имеет очень широкую палитру тонов и полутонов. Ею рисуют по бумаге любой фактуры и цвета. Если обычный карандаш дает тонкую линию, то пастельный карандашик дает линию любой ширины, закрашивает довольно большие плоскости изображений на листе и легко смешивается при наложении цвета на цвет. Однако пастель очень крошится и ссыпается с рисунка, как порошок, размазывается по бумаге, если рисунок не закрепить. Рисовать нужно так, чтобы рука как можно меньше касалась окрашенной поверхности. Для этого лист укрепляют на мольберте (или индивидуальном планшете).

Чтобы дольше сохранить детские рисунки, выполненные пастелью, их следует переложить тонкими листами бумаги или кальки, а папку с такими рисунками держать в вертикальном положении.

Другой вид художественного материала — восковые мелки, которые значительно меньше крошатся, так как в их состав входит воск. Но они имеют не столь широкую палитру тонов и несколько ярче по сравнению с клеевой пастелью. Восковые и пастельные мелки, как и краски, можно предложить детям для самостоятельной художественной деятельности в свободное от занятий время.

В последнее время широкую популярность среди детей и взрослых приобрели фломастеры, рисующие исключительно, яркими, анилиновыми цветами. Фломастеры имеют грифель-стержень из фетра или нейлона, который дает сочную декоративную линию {тонкую и потолще).

Их заправляют специальными цветными пастами или чернилами типа Радуга. Ребенок, рисуя фломастером, не прилагает почти никаких усилий. Однако линии рисунка, уже нанесенные на бумагу, исправить невозможно — они не стираются и не смываются. Рисовать фломастерами можно на любом материале — бумаге, картоне, ткани, полиэтилене и т, д. Фломастеры с широким стержнем хорошо применять при подготовке декоративного оформления к праздникам, развлечениям. Легкость скольжения позволяет выполнять изображения крупного размера. Фломастерами с тонким стержнем рисуют на небольших участках бумаги, прорабатывают более мелкие детали.

3 стр., 1309 слов

Как нарисовать зиму карандашом поэтапно для начинающих и детей? ...

... способно испортить этот день. В такие дни разум очищается, мы наполняемся вдохновением, любовью к окружающему миру, жизненными силами и желанием творить. Сочинение на тему Зимнее утро Зима — прекрасное время ... от холода. Дворник начинает мести тротуар, а дети лениво бредут в школы. После уроков школьники побегут играть в снежки, кататься на горках и коньках. Вдоволь наигравшись они, наконец, ...

Несколько слов об оснащении изобразительной деятельности детей вне занятий. Обычно оборудование, используемое на занятиях, частично применяется и в самостоятельной художественной деятельности детей. Но на занятиях осуществляется обучение всех детей, и естественно, что оборудование, соответствуя конкретным художественно-педагогическим задачам, должно быть простым и доступным каждому.

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ РИСОВАНИЕМ:

Необходимы доски (настенная и напольная), доска с тремя рейками для демонстрации детских рисунков; подставка для натуры. В целях охраны зрения детей в старших группах следует иметь индивидуальные доски с наклонной плоскостью, которые обеспечивают перпендикулярное, а не скользящее под углом направление зрительного луча.

КАРАНДАШИ:

Для рисования детям нужен набор цветных карандашей.

В младших группах, В средней группе, В старших группах

В младших группах карандаши должны быть круглыми. Детям старших групп рекомендуются мягкие графитные карандаши: «МТ»- для предварительных набросков; «2МТ»- для самостоятельного рисунка.

Готовят к работе карандаш так – стачивают деревянную оправу на 25-30мм и обнажают графит на 8-10мм. Деревянную оправу цветных карандашей надо стачивать на меньшую длину, чем у простых, т. к. стержни их более толстые и при сильном нажиме они крошатся и ломаются.

КИСТИ:

Для рисования красками нужны круглые, волосяные кисти с мелким и эластичным ворсом – колонковые, беличьи, хорьковые. Кисточки различают по номерам. С № 1-8 тонкие, с № 8-16 толстые. Детям младших групп рекомендуется давать кисти с № 12-14. Такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета.

Детям средней группы и старших групп можно давать как тонкие, так и толстые кисти.При проведении занятий по изо следует обращать особое внимание на то, умеют ли ваши дети правильно держать кисть; во время занятия и по окончании его, кладут ли дети кисти на подставки, которые лучше сделать из плотного картона или разрезанной вдоль на две половинки катушки. (см. ж. »Д/в» № 2-95г. «Подставки для кисточек»).

Ни в коем случае нельзя разрешать детям оставлять кисти в банке с водой, т. к. волос кисти при этом загибается и расходится в разные стороны, теряя форму. Волосяные кисти будут долго служить и хорошо красить, если с ними бережно обращаться. При приготовлении краски к занятию не размешивайте её кистью. Это удобнее сделать палочкой. Во время рисования краску набирают мелкими полукруглыми движениями, не нажимая на кисть, чтобы ворс не расходился веером . По окончании работы кисть тщательно промывают, чтобы остатки краски не засохли. Хранить кисточки рекомендуется в стаканах ворсом кверху.

14 стр., 6870 слов

Рисование как вид изодеятельности в системе художественного воспитания детей

... детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества ... рисования в системе художественного воспитания дошкольников. 1.1. Понятие рисования и его роль в развитии ... бумаге, совершенно по-другому начинает относиться к окружающему его миру. Глядя на всё, он видит не хаотичные картинки, а соразмерности, пропорции, краски. ...

КРАСКИ :

Для рисования применяют два вида водяных красок — гуашь и акварель. Для детей дошкольного возраста удобнее всего непрозрачные краски – гуашь. Гуашь нужно разводить до густоты жидкой сметаны, так, чтобы она держалась на кисточке и не капала с неё. Акварельные краски рекомендуются для детей старшей и подготовительной группы. В настоящее время акварель выпускается разных видов: твердая – в плитках, полумягкая – в фарфоровых формочках, мягкая – в тюбиках. В условиях детского сада лучше всего применять акварель полумягкую в формочках. На занятиях воспитатель учит детей навыкам правильного пользования акварельными красками: перед рисованием смачивать их, аккуратно набирать на кисточку, пробовать на пластиковой или бумажной палитре цвет, наносить негустым слоем, чтобы просвечивала бумага, и был виден цвет. Рисуя акварельными красками, контуры предметов дети должны сначала нарисовать простым карандашом.

БУМАГА:

Для рисования нужна достаточно плотная, немного шероховатая бумага, лучше полуватман. Заменить её можно плотной писчей бумагой. Не годится глянцевая бумага, на поверхности которой карандаш скользит, почти не оставляя следа, и тонкая бумага, которая рвётся от сильного нажима. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и ровно. Исключение составляет декоративное рисование, в процессе которого дети могут менять положение листа.

младшей группы

Детям средней группы, Для занятий по ИЗО и самостоятельно – художественной деятельности детей рекомендуется использовать:

Прессованный уголь, сангину, пастель, соусный карандаш, цветные восковые мелки, фломастеры.

Уголь – это крупный стерженёк длиной 10-12см диаметром 5-8мм. Это мелкий, ломкий, крошащийся и пачкающийся материал, поэтому его следует обернуть в фольгу. Уголь оставляет на бумаге матово-чёрный след. Углём лучше работать на ворсистой бумаге, задерживающую угольную пыль, например, на обойной, обёрточной, рисовальной бумаге. Закрепить рисунок, выполненный углём, можно слегка подслащённой водой, нанесённой на бумагу лёгкими вертикальными движениями с помощью ватного тампона.

Сангина – прессованная в виде палочек (без деревянной оправы) природная глина, содержащая безводную окись железа коричневого цвета. Хорошо её использовать для изображения кустов, деревьев, животных, человека на уже приготовленном фоне.

Цветные восковые мелки, Цветные мелки

Гуашь — густая, кроющая, непрозрачная краска. Гуашь разводится водой, наносится тонким слоем и при высыхании светлеет. Рисовать этой краской намного легче, чем акварелью, так как она не растекается и в силу своей кроющей способности позволяет вносить различного рода исправления, поэтому гуашь — первая краска, с которой знакомят детей. Важно, что гуашь легко ложится на тонированную бумагу.

32 стр., 15630 слов

Диплом по ИЗО :»Формирование интереса к м изобразительного ...

... Работа по аппликации помогает лучше почувствовать силуэт формы, ее геометрическую основу, а лепка – ощутить объемную форму предметов [24]. Для того, чтобы детям ... их на цветном фоне поможет им понять разные варианты композиции, приучит их к цветной заполненности листа ... каждому ребенку освоить технику и последовательность выполнения работы. Для этого следует показать, как расположить лист бумаги в ...

Акварель . Ее основное свойство — прозрачность кроющего слоя. Техника использования акварели достаточно сложная, поэтому эту краску используют только с детьми старшей и подготовительной групп (А. А. Грибовская, Т. С. Комарова, Н. Б. Хале- зова).

При наложении одного цвета на другой происходит их слияние и изменяется требуемый цвет. По причине прозрачности акварель рекомендуется наносить в основном на чистый белый фон бумаги.

Пальчиковые краски, Цветные карандаши, Фломастеры, Шариковые цветные ручки, Графитные карандаши

Пастель — искусственный материал, позволяющий передать мягкие переходы оттенков разных цветов. Пастель дает матовый, слегка блеклый, красочный слой. Нажим при рисовании пастелью почти не употребляется.При рисовании пастелью и сангиной необходимо закрепление, так как материалы на бумаге держатся непрочно. При рисовании мокрым способом закрепления не требуется: рисунок слегка подмывается набранной на кисть водой.

нельзя отдавать предпочтете одному какому-либо материалу,

бумага различных цветов

В изобразительной деятельности дошкольников используются беличьи , колонковые и синтетические кисти. Колонковые кисти отличаются упругостью и эластичностью при удовлетворительной мягкости. Беличьи кисти характеризуются большой мягкостью и эластичностью. Размер кисти зависит от возраста ребенка. Так, в младшем возрасте детям рекомендуется давать кисти среднего размера, в старшем дошкольном возрасте детям даются кисти двух размеров: маленькие для изображения мелких деталей и крупные для рисования крупных частей и закрашивания рисунка.

Для организации изобразительной деятельности детям в равной мере необходимы и другие материалы: салфетки из ткани, хорошо впитывающие воду, сложенные вдвое для осушения кисти после промывания, емкости для промывания кисти от краски (0,5 л), подставки для кистей, палитры и пр.

По мере овладения детьми техникой работы с различными материалами целесообразно подводить их к осознанному выбору материала для рисования. По мнению Т. С. Комаровой, можно смешивать различные техники, но важно сначала обучить детей одной технике, а потом уже знакомить с другой, подчеркивая отличия от уже знакомой . Например, работая пастелью поверх акварели, можно нарисовать туман или дождь. Неплохое сочетание дают акварель и цветные карандаши, акварель и фломастеры.

13 стр., 6427 слов

Развитие творческого воображения старшего дошкольника средствами рисования

... развить творческое воображение. Задачи: Раскрыть теоретические подходы творческого воображения старшего дошкольника средством рисования. Охарактеризовать возможные исследования занятий по рисованию для развития творческого воображения. Определить особенности рисования детей и её значение для развития творческого воображения. Проверить влияние рисование на творческое воображение у ...

ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ЛЕПКОЙ

используется пластилин. Пластилин – это искусственная пластическая масса, приготовленная из глины, воска, сала, красок и др. добавок. Он мягок и подвижен, долго не твердеет, однако при повышении температуры размягчается и плавится. Не рекомендуется перед лепкой долго мять его в руках. Перед работой с пластилином его слегка подогревают, помещая коробки ближе к источнику тепла. У детей старших групп должны быть индивидуальные готовые коробки пластилина, за состоянием которых дети должны следить, раскладывая оставшийся пластилин по цветам. Для демонстрации натуры или образца может использоваться специальная подставка.