Развитие творческого воображения старшего дошкольника средствами рисования

Курсовая работа

Актуальность. В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное.Перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Противоречия. В теории и практике наиболее полно освещены вопросы по обучению детей технике рисования, формированию навыков изобразительной деятельности, однако наименее изучены вопросы по развитию творчества, воображения. Отсюда вытекает противоречие между требованиями общества к развитию творческой личности и недостаточной эффективностью используемых для этого средств в практике ДОУ для решения соответствующей задачи.

Объект исследования. Влияние рисования на творческое воображение у старших дошкольников.

Предмет исследования Занятия рисованием в детском саду у старших дошкольников.

Цель. Изучить особенности и возможные развития на творческое воображение у старшего дошкольника с помощью рисования.

3 стр., 1028 слов

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию ...

... том « «Как ежик выручил зайца» и тогда колдовство снимется, и книга будет заполняться сказками, ... - развивать связную речь, творческое воображение, логическое мышление. Воспитательные: - ... больше и почему.). Также воспитатель может предложить детям прослушать сказку собственного сочинения. ( ... Артикуляционная сказка «Жил-был на свете веселый язычок» «Жил-был на свете веселый язычок-Сказочник. ...

Гипотиза. Если средства рисования использовать, то можно развить творческое воображение.

Задачи:

Раскрыть теоретические подходы творческого воображения старшего дошкольника средством рисования.

Охарактеризовать возможные исследования занятий по рисованию для развития творческого воображения.

Определить особенности рисования детей и её значение для развития творческого воображения.

Проверить влияние рисование на творческое воображение у старших дошкольников.

Ознакомиться с методическим материалом по средством рисования для развития творческого воображения.

Методы исследования:

  • Теоретический анализ проблемы;
  • эксперимент направленный на выявление индивидуальных особенностей развития воображения.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте

1.1 Творческое воображение: понятие, сущность

Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлении и действии, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.

Воображение — это форма психического отражения, состоящего в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Благодаря этому психическому процессу человек способен мысленно преодолевать расстояния, переноситься в далекое прошлое или будущее. Вместе с тем воображение может быть средством создания образов, не программирующих активную деятельность, но заменяющих ее. С помощью ощущений, восприятия, мышление человек узнает о свойствах и связей вещей, процессов, закрепляя все это в памяти в виде образов, мыслей. Именно образы представления, удерживаемые памятью, являются тем строительным материалом, из которого формируются новые образы — образы воображения. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами- памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала.

Воображение характеризуется активностью, действительностью. Аппарат воображения может быть использован и используется не только как условие творческой деятельности личности, направленной на преобразование окружающего. Многие исследователи отличают, что воображение есть процесс создания новых образов в наглядном плане. Природу воображения составляет синтез, единство логического и чувственного. В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л.С.Выгодский отмечает, что « воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строить какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».

4 стр., 1951 слов

Воображение и творческая деятельность человека

... работы «Воображение и творческая деятельность человека», хочется остановиться подробно именно на творческой категории активного воображения. Творческое воображение — это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы ... непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят ...

«Воображение» — пишет С.Л. Рубинштейн — связано с нашей способностью. И далее « Воображение — это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение — это преобразование данного, осуществляемое в образной форме.

«Основной признак процесса воображения, — пишет Е.И. Игнатьев, — в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новые впечатления». Воображение присущее только человеку. Воображение тесно связано с процессом восприятия. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Воображение — важная составляющая часть творческого процесса. Деятельность воображения зависит от общей направленности личности. Воображение связано со всей психической жизнью человека.

Ценность воображение в том, что оно позволяет принять решение и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для мышления. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. Однако необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда останутся неизученные области, аппарат воображения всегда будет полезен.

1.2 Виды и способы создания творческого воображения

Существует несколько квалификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем, основании какой- либо из существенных признаков воображения. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели. Если активное воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне, и т.д. наиболее показательным проявлением пассивного воображения является галлюцинации, при которых человек воспринимают несущественные объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.

11 стр., 5425 слов

Особенности профессионального типа «Человек – художественный образ»

... ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения. Художественный образ - результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека. Первые проявления и формы ... наличие яркого воображения, образного мышления, склонность к творчеству, гибкость чувств, специальные способности. Всю область профессий типа «человек - художественный образ» можно подразделить ...

В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающее воображение — представление чего — либо нового для человека, опирающееся на словесное описание или условие изображение этого нового (чертежи, схема).

Этот вид воображения используется в разных видах деятельности человека. При чтении как учебной, так и художественной литературы, при изучении исторических описаний происходит воссоздание при помощи воображения того, что отображено в этих книгах и рассказах. Чаще всего сталкиваемся с воссоздающимся воображением, когда необходимо воссоздать какое — либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда мы воссоздаем представление о каком — либо предмете не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т.е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.

Ведущую роль в нем играет образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

Творческое воображение — это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное воображение. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинирование образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее. Следует различать несколько подтипов данного вида воображения.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если у ребенка творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне различия личности. Воображения и творчество, связанные со свободной переработкой элементов опыта, с их свободным сочетанием, требуют непременно в качестве предпосылки той внутренней свободы мышления, действия и познания, которой достигает только тот, кто уже овладел образованием понятий.

Основная функция воображения заключается в организации таких форм поведения, которые еще ни разу не встречались в опыте человека, в то время как функция памяти заключается в организации опыта для таких форм, которые примерно повторяют уже бывшие раннее. В зависимости от этого у воображения намечается несколько функций совершенно различной природы, но тесно связанных с основной функцией нахождения поведения, соответствующего новым условиям среды.

Первая функция имагинативного поведения может быть названа последовательной, и она представляет наиболее важное значение для педагога. Все, что мы познаем из небывшего в нашем опыте, мы познаем при помощи воображения.

3 стр., 1183 слов

Образ человека-праведника в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»

... человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по произведению "Матренин двор": ... и несправедливостей, говорит о великой душе героини. Её дом - сквозной символический образ рассказа - как бы ковчег библейского ... в село Тальново, где живет Матрена. Её простая житейская история не лишена трагизма – судьба её не сложилась. Она ...

Другую функцию воображения следует назвать эмоциональной, она состоит в том, что всякая решительно эмоция имеет свое определенное не только внешнее, но и внутреннее выражение, и, следовательно, фантазия является тем аппаратом, который непосредственно осуществляет работу наших эмоции.

Следующая функция — сублимации, т.е. социально высшей реализации неосуществившихся возможностей, выпадает на долю выражения. В игре, во лжи, в сказке ребенок находит бесконечный источник переживаний, и фантазия, таким образом, открывает как бы новые двери для наших потребностей и стремлений к выходу в жизнь. В этом смысле в детской лжи заключен глубокий психологический смысл, к которому должен внимательно присмотреться и педагог. Эта эмоциональная функция фантазий незаметно переходит в игре в новую функцию: в организацию таких форм среды, которые позволяют ребенку развивать и упражнять свои природные склонности.

Можно сказать, что всецело сводится к работе воображения и между игрой и поведением можно провести знак равенства. Игра есть не что иное, как фантазия в действии, фантазия же не что иное, как заторможенная и подавленная, необнаруженная игра. Поэтому на долю воображения в детском возрасте выпадает еще одна функция — воспитательная, назначение и смысл которой организовать повседневное поведение ребенка в таких формах, чтобы оно могло упражняться и развиваться для будущего. Таким образом, функции фантазии всецело согласуются с ее психологическим свойством — это поведение, направленное на формы, еще не бывшие в нашем опыте.

1.3 Образы и механизмы творческого воображения

Средства и приемы воображения интенсивно осваивают в дошкольном возрасте. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные. Действительный способ преобразования действительности дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию. Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах. Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своевременное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Первый этап формирование образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т.е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта. Образы творческого воображение создаются посредством различных приемов, методов. Для воображения характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности.

Операция обобщений или создании образы воображения выступает операция типизаций.

Типизация как специфическое обобщение — это подчеркивание определенных черт, состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер.

Приемом воображение является комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений.

17 стр., 8141 слов

« Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста ...

... условием познания ребенком предметного мира. Изобразительная деятельность ребенка, которой ... объясняет следующим образом. «Сначала движения ребенка руками ... воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения. Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного ... мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – ...

Комбинирование — это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой является опыт человека.

Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование признаков, сторон свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является : карикатура.

Определенное значение в деятельности воображение имеет прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству, примысливает целостная структура образа.

Способ — агглютинация — « склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках и т.д.).

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемах — изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. Например, ребенок рисует фантастическую чудо- машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование. Содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. По форме преобразования представления агглютинации близка гиперболизация.

Гиперболизация-это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (мальчик с пальчик).

Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегории, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познаний прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).

Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

Прием замещения — это замена одних элементов другими.

Прием аналогии — это создание нового по аналогии (сходство) с известным.

Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что они все, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операций, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.

Конечный источник операции воображения — предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформление содержание образов воображения. Основой для воображения является чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме. Освоение приемов и средств создание образов приводит к тому, что сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом.

Вывод, что, фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов — это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы (опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей среды).

36 стр., 17572 слов

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

... развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста. Составить рекомендации для воспитателей и родителей по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: использование игры влияет на развитие воображения старших дошкольников. Теоретическая значимость дипломной работы ...

Поэтому важнейшей характеристикой воображения является его реализм, понимания того, что может быть или того чего не может быть.

Как уже видно из выше сказанного выше, воображение является крайне сложным по своему составу процессом. Именно эта сложность составляет главную трудность в изучении процесса творчества и приводит часто к неверным представлениям относительно самой природы этого процесса и его характера как чего-то необычного и совершено исключительного. Всякая деятельность воображения имеет всегда очень длинную историю. В самом начале этого процесса стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. Базой воображения является восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строится новое. Затем идет процессе переработки этого материала — комбинирование и перекомбинирование. То, что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал из которого впоследствии будет строится его фантазия.

Составными частями этого процесса является диссоциации (анализ) и ассоциации(синтез) воспринятого.на этом деятельность не заканчивается. полный круг будет завершен тогда, когда воображении воплощаться, или кристаллизуется во внешних образов.

Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекаются на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Диссоциация, таким образом, является необходимым условием для будущей деятельности фантазия. Умение выделить отдельные черты сложного целого имеет значение для всей решительно творческой работы человека над впечатлениями. За процессом диссоциации следует процесс изменение, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. Этот процесс изменение или искажение основан на динамичности наших внутренних нервных возбуждений и соответствующих им образов. Следы от внешних впечатлений не складываются неподвижно в нашем мозгу, как вещи на дне корзины. Эти следы представляют собой процессы, они движутся, изменяются, живут, отмирают, и в этом движении лежит залог их изменения под влиянием внутренних факторов, искажающих и перерабатывающих их. В качестве примера такого внутреннего изменения можно привести имеющий огромное значение для воображения вообще и для воображения ребенка в частности процесс преувеличения и преуменьшения отдельных элементов впечатлений.

Мы преувеличиваем потому, что мы хотим видеть вещи в преувеличенном виде, потому что это соответствует нашей потребности, нашему внутреннему состоянию.

Следующий моментом в составе процессов воображения является ассоциация, т.е. объединение диссоциированных и измененных элементов.

И, наконец, заключительным и последним моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг этой деятельности будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется, во внешних образов.

17 стр., 8196 слов

«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного ...

... средством развития творческого воображения Объектом данной работы является изобразительная деятельность дошкольников. Предмет исследования – процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Актуальность данного исследования Глава 1. Теоретическая часть исследования творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности Творческой деятельностью мы ...

В основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления или желания.

Всякое изобретение имеет, поэтому двигательное происхождение; основная сущность творческого изобретения оказывается во всех случаях двигательной.

1.4 Воображение и его особенности в дошкольном возрасте

Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать жизненные нестандартные задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Этот вопрос занимал психологов и педагогов второй половины ХХ века. Практика показывает, что способность к творчеству может быть развита практически у всех детей с нормальным интеллектом. В теории и практике наиболее полно освещены вопросы по обучению детей технике рисования, формированию навыков изобразительной деятельности, однако наименее изучены вопросы по развитию творческого воображения. Отсюда вытекает противоречие между требованиями общества к развитию творческой личности и недостаточной эффективностью используемых для этого средств в практике ДОУ для решения соответствующей задачи. Основная задача обучения рисованию — помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности — формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность. Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Решая любую мыслительную задачу, мы используем какую-то информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени неопределённости. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика.

По исследованиям психологов считается, что к трем годам способности к изобразительному искусству у всех детей находятся примерно на одном уровне. Поэтому, ожидать от ребенка проявления особого таланта и только после этого его развивать не стоит. Развить художественные способности можно у каждого ребенка, соблюдая несколько простых условий. Действовать нужно поэтапно: в начале заинтересовать ребенка рисованием, потом поддержать в нем интерес к передаче придуманных образов, и только тогда, когда станет ясно, что ребенок готов к более углубленному изучению, начинать преподавать азы изобразительного искусства. И, конечно же, не забывайте хвалить и поощрять деятельность малыша. Что такое воображение?

11 стр., 5213 слов

Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста

... воспитании. И большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей. Объект исследования – особенности творческого воображения. Предмет – процесс развития творческого воображения у младших школьников. Цель данной курсовой работы: изучить особенности развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста в ...

Воображение — это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Воображение — это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Оно является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете, создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы — все это является продуктом творческого воображения.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов. Слабость воображения детей дошкольного возраста проявляется и в том, что ребенок еще не умеет планировать свою деятельность, не умеет целенаправленно вести работу. Приступая к рисованию, лепке, игре, дети дошкольного возраста часто не представляют себе до конца задуманного, не имеют ясного замысла рисунка, игры. И лишь в процессе рисования, лепки, игры, под влиянием результатов их деятельности замысел уточняется и конкретизируется. Причем нередко новая комбинация линий, кусков пластилина, глины, новая расстановка игрушек в корне меняет замысел. Воображение пятилетнего ребенка позволяет ему воспринять, как реальные, самые фантастические, сказочные образы и ситуации. Десятилетние дети с упоением рассказывают друг другу страшные истории. Причем чем страшнее, тем лучше. А чуть позже они уже «хвастаются» друзьями и родственниками, попадавшими в такие ситуации или обладающими такими качествами, которые кроме как необыкновенными и не назовешь (например: уникальная профессия, выдающиеся способности, чрезвычайная физическая сила).

Эти фантазии нередко вредят таким детям. Их обвиняют во лжи, стыдят, дети дразнят их «врунами». Тем не менее, ребенок вновь и вновь выдумывает самые невероятные истории, чаще со своим личным участием, которые якобы происходили на самом деле. Что же заставляет ребенка в ущерб даже своим собственным интересам пускаться в эти авантюры? Только активно действующее воображение. Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.

Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворить многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания. Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.

Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях: детство и отрочество — господство фантазии, игр, сказок, вымысла; юность — сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»; зрелость — подчинение воображения уму интеллекту. Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его.

1.5 Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения

Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Педагоги ищут оптимальные пути обучения, способствующие всестороннему развитию детей. Так что же это такое «изобразительная деятельность», или, другими словами, рисование? Прежде всего — одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование — это не только забава, но и творческий труд. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период до изобразительной деятельности. Рисунок появляется,когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности. Вначале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т.д. Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «голово ноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т.п. Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения — произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приёмов — изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность, например ребёнок рисует фантастическую чудо-машину, используя агглютинацию, олицетворение, парадоксальное комбинирование(то есть помещение объекта в несвойственную ему ситуацию).А содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошкольников образы в рисунках становятся всё более оригинальными.

В самом общем виде (опираясь на исследования Б.М. Неменского, Г. Каринского и др.) работу, стимулирующую творчество детей, можно проводить по трём этапам.

I этап — обучающий. Цель: непосредственное обучение основам изображения с помощью нетрадиционного использования традиционных материалов; освоение техники как языка художественно-графических образов при использовании различных материалов.

II этап — закрепляющий. Цель: использование приёмов работы, материалов и оборудования в соответствии с решением творческой задачи (акварель и акварельный мелок, гуашь и восковой мелок, восковой мелок и акварель и т.д.).

Тематика конкретных заданий выбирается с учётом особенностей времён года, при этом механически не подчинено им. Учитывается тяга дошкольников к фольклорным формам художественного творчества. Выбор знаний соотносится с интересом детей в их повседневной жизни. Работы преимущественно носят характер импровизаций на основе непосредственных наблюдений с натуры или по памяти, по представлению, по воображению.

На втором этапе задания связаны с постижением цвета, характером графической линии, освоением технических приёмов работы кисточкой, палочкой, карандашом и т.д., непосредственно связаны с композиционным решением:

Равномерное заполнение листа.

Выделение первого плана.

Передача первого и второго планов (то, что ближе — больше и расположено ниже на листе бумаги, что дальше — меньше и расположено выше на листе бумаги).

Передача движений.

Композиция из нескольких фигур.

Выделение главного размером и цветом.

Элементы загораживания.

Равновесие композиции, в том числе композиционное равновесие больших декоративных пятен.

Выражение характера линией и цветом.

Графическая работа мелком, карандашом, палочкой, гуашью, углём и грифелем развивают мелкую пластику. Живописное освоение листа большого формата гуашевыми красками и широкой кистью помогают раскрепоститься и учат легко работать во всех направлениях, свободно координируя движения всей руки.

III этап — самостоятельная деятельность детей в работе с художественными материалами и реализация творческих замыслов.

Цель третьего этапа — стимуляция творческой деятельности детей за счёт свободного выбора художественных материалов и оборудования.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что творцом так же, как и интеллектуалом становятся, а творческие способности не создаются, а высвобождаются как спонтанно, так и в специально организованном окружении (людей и материалов).

По мнению Н.С. Лейтеса, важными предпосылками развития детской одарённости являются возрастные особенности, которые можно считать компонентами детских способностей: «Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся, в частности, в творческих играх, неустанная любознательность».

Таким образом, ведущими условиями стимуляции творческого воображения являются:

Предоставление свободы действовать (экспериментировать) с различными материалами при одновременном обогащении представлений об их свойствах и способах действий.

Пробуждение эмоций (переживаний) в процессе восприятия действительности.

Организация наблюдений за творческим процессом взрослых

1.6 Рисование в старшем дошкольном возрасте

Дети дошкольного возраста обладают хорошими навыками рисования, любознательностью и достаточно широким кругозором. Рука дошкольника развита в достаточной степени для того, чтобы рисовать карандашом и освоить штриховку. Помимо этого широко практикуется такой прием: ребенок рисует контуры предмета карандашом, а затем аккуратно закрашивает его гуашью.

В старшей группе дети уже неплохо рисуют отдельные предметы и несложные сюжеты, теперь внимание воспитателей сосредоточено на большей детализации предметов и правильному их расположению на рисунке. К примеру, если на рисунке изображено два домика, то тот, который больше, будет находиться ближе, а меньший по размеру домик, расположенный в верхней части рисунка, находится как бы в отдалении.

Воспитатели продолжают учить детей рисовать людей и животных, обращая внимание ребенка на необходимость соблюдения пропорций. Отдельный акцент делается на развитие воображения — после прочтения сказки детям предлагают нарисовать сказочных персонажей.

Сюжеты для рисования в старшей группе: «Ваза» — ребенок рисует контур вазы и аккуратно заштриховывает её карандашом, «Цветик-семицветик» и «Жарптица» — по мотивам сказок, «Улица» — композиция из деревьев, домов, машин и людей.

Конечно же, помимо занятий в детском саду родителям настоятельно рекомендуется самостоятельно заниматься с ребенком рисованием, закрепляя пройденный материал. Рисование способствует развитию воображения и творческого начала, а также является способом самовыражения маленького художника.

1.7 Этапы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста

Человек не рождается с развитым воображением. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существует примеры раннего развития воображения. Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой стороны, позднее развитие воображение не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне.

Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у ребенка, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети раннего возраста не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в самолет, коробка — а машину. Нужно отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность — игра.

Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.

Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируется у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т.д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение, прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех — пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.

Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения.

Вывод, что развитие воображения тесно связано с основанием законов родного языка. Что слово дает возможность ребенку представить и преобразовать предмет в его отсутствии. Также следует помнить и том, что основу для воображения создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт дошкольников. Что задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка способам и средствам преобразования развивать его комбинаторные способности. И этапами творческого воображения являются:

  • возникновение творческой идеи;
  • «вынашивания» замысла;
  • реализация замысла.

1.8 Роль изобразительной деятельности в развитии творческого воображения

Дошкольное детство, когда ведущей деятельностью ребенка остается игра, характеризуется бурным развитием процессов воображения. Воображение это основа творческой деятельности, а творчество один из существенных показателей развития личности. Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни), данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе искусству и во всех видах деятельности).

Игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности. Дошкольный возраст сенситивен для развития воображения, и поэтому взаимодействующий с ребенком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребенок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему. Должны быть специальные системы игр, заданий, развивающих творчество.

Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности — организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка.

Еще одним условием развития детского творчества является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом ( мотивов, способ действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее).

В сферу обучения входят и формирования способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребность в творчестве и стремление выполнять работу для других людей. Обучение детей изобразительной деятельности должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимостью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Ребенок осваивает не просто изобразительные, а изобразительно-выразительные средства. Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания была воспринята ребенком. Мотивация задания и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, — важное условие творческой активности ребенка на занятии.

Еще одно условие развития творческих возможностей детей — это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность. Атмосфера творчества создается и другими видами искусства, которые не отвлекают ребенка от главного — изобразительной деятельности, а создают эмоциональный фон этой деятельности: вовремя сказочное четверостишие, пословица, спетая песенка и т.д.

Учет индивидуальных особенностей ребенка — одно из основных условий развития творчества в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, характер, и особенности психических процессов( например, доминирующий вид воображения), и даже настроение детей в день, когда предстоит творческая работа.

Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование- это не только забава, но и творческий труд. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображение, эмоционально-волевой сферы. Занятие рисованием приносит пользу, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.