Основная часть (выдержка)
РАЗДЕЛ I.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИЗДАНИЯ
1. Особенности оформления издания
Визуальная, выраженная в художественном оформлении издания, логически-смысловая структура текста. Архитектоника свойственна любому художественному произведению, она выражается в логической соподчиненности его частей. Архитек-тоника книги проявляется прежде всего в рубрикации: более важное по смыслу должно быть и более заметным зрительно. В результате логическая соподчинен-ность текстовых блоков обретает ритмическо-пространственную форму. Для этого используется: титул, шмуцтитул, спусковые полосы, иллюстрации (заставки, кон-цовки и пр.), а также титульные и текстовые шрифты.
Преимущественно все книги имеют похожую структуру. Она может меняться
в зависимости от содержания и назначения книги (например, учебник, монография или детская книжка), но в общих чертах остается одинакова. Если архитектоника книг, выраженная в системе рубрикации, в большинстве произведений несложна, то иллю-страционно-графическое оформление и украшение изданий очень разнообразны
по видам элементов и технике из исполнения, по размерам и методам репродуцирова-ния, по способам печати и приемам композиционного размещения на страницах.
Большую роль в книжной композиции играет оптический центр. Это такое ме-сто на странице, в котором помещенный элемент приобретает как бы устойчивое равновесие. Странице, как прямоугольник, имеет геометрический центр, располо-женный в точке пересечения диагонали, но этот центр не дает зрительного равнове-сия и устойчивого расположения предмета на плоскости страницы. Если эту точку приподнять по вертикали так, чтобы расстояние ее от верхней линии прямоугольни-ка составляло 5 ед., а от нижней 8, то это положение точки есть оптический центр. Этому принципу подчиняется расположение наборно-печатных форм на странице, поэтому верхнее поле делают меньше нижнего. И если раскрытую книгу перевер-нуть вверх ногами, то возникает ощущение, что полосы набора стоят не на месте – ниже чем нужно, или верхнее поле стало больше нижней.
Основная роль в оформлении этих изданий принадлежит художественному ре-дактору. Технический редактор должен с большим вниманием относиться к его ука-заниям и учитывать их в процессе работы над книгой.
Анализ книги Г. Вёльфлина «Основные понятия истории искусств: ...
... что "развитие не всегда совершается одновременно в различных искусствах"[6]. Структура книги Книга Вельфлина «Основные понятия истории искусств» состоит из трех частей: Введения, Заключения и основного корпуса ... пять лет, в 1915 году Вельфлин издает фундаментальный труд «Основные понятия истории искусства». Эта книга заложила основы формального метода в искусствознании, что означало переворот в ...
Формат литературно-художественных изданий преимущественно средние: 84 1081/32 кв. полосы набора применяют по II, III вариантам оформления.
В каждом конкретном случае выбирают такую гарнитуру, которая по эмоцио-нальной окраске наиболее соответствует характеру произведения, а также опытно-сти читателя. Кегли шрифтов подбирают по категории читателей: для малоопытных и начинающих – кегль 12 и 10, для опытных – 10 и 8-пунктовый.
Оформление рубрикации не может быть регламентировано. Но художественно-графическое оформление произведений, принадлежащим разным эпохам и литера-турным направлениям, должно гармонировать с содержанием и настроением автор-ского текста, с отображаемым им временем.
Графическое оформление книг, разных по объему и рассчитанных на разные читательские категории, также не может быть одинаковым. Издания художествен-ной литературы дают возможность широко применять иллюстрированные шмуцти-тулы, фронтисписы, заставки, концовки, инициалы, сюжеты для них легко черпают-ся из текста произведения. Иллюстрированные художественно-литературных изда-ний очень многообразно и по методам исполнения оригиналов, и по размерам,
Очень уместны при отсутствии внутри текстовых рисунков заставки, выра-жающие идею главы, изображающие персонажей, решающие эпизоды. Концовки рассматриваются как выводы из прочитанного и закрепляют впечатление от литера-турного текста.
Большая часть литературно-художественных произведений не допускают тек-стовых изменений или сокращений, поэтому их текст необходимо разверстывать так, чтобы уложиться в заданный полнолистный объем. Последнее технический ре-дактор должен предусмотреть уже при работе над оригиналом, пользуясь методом абзацного подсчета.
Внешним покрытием изданий могут быть переплеты № 2, 4, 5 – при объеме свыше 64 до 320 стр., № 6 – для малоформатных книг таких же объемов, № 7 и 5 – для изданий объемом свыше 320 стр. только в многотомных собраниях сочинений, антологиях следует применить переплеты № 7 и 8.
2. Композиция полос издания
Вертикальные грани полосы набора при правильной выключке строк делают полосу набора упорядоченной и облегчают чтение. Особенно важна левая верти-кальная линия набора. Одно из условий удобочитаемости – равномерность между-словных пробелов, т. е. нормальный пробел – полукегельный. Междустрочные про-белы обеспечивают равномерное движение глаз по строке и безошибочный переход с одной строки на другую. Абзацный отступ – это вторая вертикаль – смысловая. Пользуясь им, находят начало нового абзаца, поэтому абзацный отступ должен быть единого размера. Длинную концевую строку надо выключать так, чтобы она была равна полной строке или короче не менее чем на кегельную.
До 5 кв – 1кг – 0,5 см;
51/4– 61/2кв – 1,5 кг – 0,7 см;
- Более 61/2кв – 2 кг – 1 см.
Равенство абзацных отступов может быть нарушено лишь в тех случаях, когда по другим техническим правилам требуется выровнять начало текстовых строк, на-пример, в перечислениях.
Переносы части слов с одной строки на другую должны быть грамматически пра-вильными и должно быть не более 4-х переносов подряд при формате свыше 5 квадра-тов, т. к. переносы представляют определенные неудобства и затруднения при чтении.
Книжная композиция раскрывается перед читателем постепенно от страницы
Сочинения-повествования по прочитанному тексту по книге А,В.Птухиной
... 2, 3, 4, 5, 6 класс Другие темы: ← Про волка↑ Про животныхМоя собака → ` Сочинения-повествования по прочитанному тексту по книге А,В.Птухиной , Сочинение по русской народной сказке «Лиса и заяц» «Заяц и Лиса» – одна из моих любимых русских народных сказок. Хитрая, надменная лиса ...
к странице, от разворота к развороту по мере развертывания содержания произведе-ния. Книжная композиция должна выглядеть организованной на страницах книги
и обеспечивать наилучшее восприятие содержания книги.
Виды композиции.
Если композиции построена при помощи линии или плоских фигур на материа-ле, то его называют плоскостной если даже она передает и объемность предметов. Например, в картине, иллюстрации, книге. Композиция книжных печатных форм, воспринимаемая как оттиск на странице это плоскостная композиция, а книжный блок имеющий при измерения – объемная. Детские настольные игры выпускаемые типографиями могут быть отнесены к пространственным композициям.
По системе расположения элементов композиции бывают двух видов:
1) симметричные (по центру);
2) ассиметричные (с выравниванием).
Симметричной называют такую композицию, в которой все элементы равно-мерно располагаются по обе стороны относительно вертикальной оси проходящий через середину композиции.
Ассиметричная композиция пользуется не центральной, а боковыми осями,
она динамична симметричной композиции, обладает большей стремительностью
и в большем мгновенном воздействием. Так же имеются композиции со свободным размещением элементов в ней используют в разумном сочетании принципы сим-метричной и ассиметричной композиции.
В книгах применяют композицию элементов:
- по горизонтали;
- по вертикали;
- по диагонали.
Горизонтальная композиция используется для выражения беспредельности пространства, для спокойного последовательного просмотра объектов одного
за другим. Ее применяют при размещении иллюстрации на развороте двух смежных страниц, при выпуске рисунков в поле.
Вертикальная композиция заставляет глаз скачками, быстро и нервно скользить сверху вниз и, наоборот, ускорять движение и просмотр объектов. Вертикальным размещением пользуется сравнения рисунков, формул, столбцов, чисел и другое.
Более выраженным характером обладает композиция по диагонали. Диагональ слева, сверху, вниз, направо.
Первый – выражает стремительность движения, второй – так же диагональ сни-зу справа вверх налево в глубь страницы.
Основной текст
- Кегель основного теста выбирается в зависимости от формата издания и типа книги (детская литература, научно-популярная литература и т. п.).
– По всему тексту задается абзацный отступ, причем в абзаце с буквицей и в за-головках он должен отсутствовать. Все абзацные отступы должны быть одинаковые по всему тексту, т. е. все абзацные отступы должны быть одинаковые по всему тек-сту, т. е. все абзацные отступы в дополнительном тексте (эпиграф, сноска, примеча-ния) должны быть равны абзацному отступу основного текста.
- Выключка основного текста – по формату, по ширине полосы набора.
- Обязательно должны присутствовать переносы. Их отсутствие говорит
о непрофессионализме верстальщика.
- значение интерлиньяжа вычитывается путем увеличения кегля основного тек-ста на 0,5-2 пункта.
- Шрифт (гарнитура) для основного текста должен быть удобочитаемым, т.
е. декоративные и «неполиграфические» шрифты использовать нельзя. В одной книге не допускается использование более 3-х видов гарнитур.
Текст книги «Бах. о музыке и о судьбе»
... помилуй»). И ничего более. Никаких иных слов. И действий. Только музыка. ….. Говорить о музыке – всё равно что танцевать об архитектуре. Это сказал ... живопись… Ни в одном портрете Баха нет даже намека на роскошный декор. Хотя бы элементы, детали того пространства, в обрамлении ... Не прибегая при этом ни к поясняющим словам (названиям, текстам, либретто), ни к сценическому действу, глядя на которое все ...
- Высота всех полос издания должна быть строго одинакова.
Единообразие верстки
При верстке текста следует помнить, что существуют определенные требования
к качеству работы дизайнера, маркетовщика или верстальщика. Без выполнения этих требований не может быть и речи, чтобы работа считалась сделанной качественно, а ра-ботник претендовал на название профессионала. Единообразие – один из главных кри-терии качественной верстки. Это означает, что дизайнер должен составить определен-ные нормы верстки для данного издания и следовать им на протяжении всей работы.
Критерии единообразия таковы:
- высота полос текста должно быть одинаковой, колонки газеты или страницы книги должны быть одинаковой высоты плюс-минус одна строка (для ликвидации ви-сячих строк, о чем мы поговорим чуть позже);
- это правило не касается последней стра-нице главы или раздела книги, если следующая глава начинается с новой страницы;
- основной текст должен быть набран одинаковым шрифтом, недопустимо из-менять кегель на разных страницах книги или в разных колонках газеты;
- в газетной верстке, по правилам, все статьи должны быть набраны шрифтом одной гарнитуры и одного кегля, что зачастую не выполняется начинающими дизайнерами и вер-стальщиками;
- это, разумеется, не касается случаев, когда изменением гарнитуры или кегля создаются выделения;
- отбивки и отступы различных элементов (таблиц, иллюстрации, подписей
к ним) должны быть одинаковыми на протяжении всего текста;
- оформление таблиц, иллюстрации, цитат (при оформлении целыми абзацами), заголовков и всех прочих элементов оформления должно быть одинаковым на про-тяжении всего издания.