Русский фольклорный танец имеет богатое и древнее наследие, тесно связанное с жизнью и обычаями народа. Он возник на основе трудовой деятельности человека и всегда отражал различные аспекты народного быта и культуры.
Фольклорный танец является не только формой художественного творчества, но и средством передачи истории развития русского государства. Он вызывает глубокое чувство патриотизма и гордости за свой народ.
С учетом этого, изучение фольклорного танца приобретает особую важность, как для любителей художественной самодеятельности, так и для профессиональных артистов. Фольклорные танцы не только способны волновать человеческие сердца, но и имеют огромное познавательное значение.
Каждая эпоха отражает в народных танцах культуру общества и его мироощущение, поэтому фольклорный танец всегда современен и актуален. В этом и заключается значимость данной темы для курсовой работы.
Изучение взаимосвязи танцевального фольклора и современного русского народного танца имеет большое значение в контексте современной культуры. В ходе данной работы рассмотрим понятие «танцевальный фольклор» и основные жанры этого вида творчества.
Основные жанры танцевального фольклора:
- Хороводы;
- Пляски;
- Колядки и щедровки.
Каждый из этих жанров имеет свои уникальные особенности и отражает глубокие национальные корни русского танца. Особое внимание уделим танцевальному фольклору Нижегородской области, изучив его традиции и специфику.
Танцевальный фольклор Нижегородской области:
Танцы этого региона отличаются особой пластичностью и выразительностью движений. Они отражают многовековую жизнь народа и передают его эмоции и настроения. Таким образом, танцевальный фольклор становится ярким отражением культурного наследия области.
Этой работе проведем анализ научной и художественной литературы, а также проведем наблюдения и описания, чтобы лучше понять особенности танцевального фольклора и его соотношение с современным русским народным танцем.
1. Сущность понятия «танцевальный фольклор»
Танцевальный образ может восприниматься как непосредственно, так и путем ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность танцевальных образов определяется их содержанием и танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, ее характером, ритмом и темпом.
Реферат региональные особенности русского танцы воронежской области
... которая зависит от региональных особенностей и традиций народа. Особенности игровых хороводов В ... своими песнями и хороводами. Хороводы русского танца Центральной России и их особенностиХороводы: ... глубь веков народные песенные и танцевальные традиции, своеобразные народные ремесла, своеобразная ... городах Александрове и Струнино Владимирской области называют особую совокупность жестов, употребляемых ...
С помощью образов танец в специфической художественной форме, всеми средствами народной хореографии выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. Многие танцы носят характер коллективного действия, и очень часто их композиция помогает раскрытию содержания. В ходе развития общества народный танец приобрел большое самостоятельное значение, став одной из форм эстетического воспитания.
Русский фольклорный танец неотделим от русской песни, которая всегда была явлением массовым и неотъемлемым от жизни народа. Песня наложила отпечаток на характер и стиль танца, определив особенности русской манеры исполнения, наполнив танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой.
Создаваясь на протяжении многих столетий, танец стал подлинной художественной энциклопедией социальной жизни народа.
Зарождение различных танцев и музыки на Руси относится к глубокой древности. Точно установить время появления плясок очень трудно. Так, старинные изображения пляшущих людей — литые серебренные фигурки — найдены в одном из кладов на Киевщине. Ученые считают, что сделаны они были в VI веке н. э. В древнем искусстве славян неразрывно сочетались музыка, слово и танец. Об этом свидетельствуют такие выражения, как «играть песню», «ходить песню», «водить песню». Связь танца и песни во все времена придавала русской народной пляске особое очарование, мелодичность, певучесть и содержательность. В своих записках ученый и писатель XVIII века Якоб Штелин, немец по происхождению, но живший в России, отмечал: «Во всем государстве среди простого народа издавна существует обычай петь на полях и под пение девушек и женщин танцевать русские танцы. Во всем танцевальном искусстве Европы не сыскать такого танца, который мог бы превзойти русскую деревенскую пляску, если она исполняется красивой девушкой-подростком или молодой женщиной, и никакой другой национальный танец в мире не сравнится по привлекательности с этой пляской». [69, с.55].
Русский фольклорный танец своими корнями уходит в далекое прошлое. Истоки его тесно связаны с культурой и бытом восточнославянских племен. Развитие русского фольклорного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различным изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика. В истории русского народа можно выделить, правда весьма условно, несколько периодов и проследить по ним состояние фольклорного танца.
1.1 Русский фольклорный танец со времен язычества до татаро-монгольского ига
Уже на раннем этапе язычества, в период становления восточных славянских племен (IV—VII вв. н. э.), существуют народные игрища, или сходбища, где встречались племя, род или несколько племен или родов. Обожествляя солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни и другие предметы, славяне поклонялись им. Весь окружающий мир воспринимался ими в конкретных одушевленных образах. На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую, по их понятиям, из множества могучих существ — богов и духов. Эти обряды сопровождались играми, хороводами, игрищными плясами, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями.
Танцы народов Поволжья
... большее самостоятельное значение, стал одной из форм эстетического воспитания, народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Он имеет свои оригинальные, чёткие, ... свою фантазию и талант не одно поколение русского народа. Имея свою образную систему, народный танец в соответствии с ее закономерностями в условной, хореографической форме отражает реальные жизненные ...
Древние славяне занимались земледелием, охотой, они были мирными, гостеприимными людьми и почти не знали воинственных плясок. В дохристианской Руси были широко распространены игрища, на характер и содержание которых наложил отпечаток земледельческий быт славян. Игрища эти были приурочены к календарным языческим праздникам: семик — праздник, связанный с весенними земледельческими работами — посевом; обжинки, спожинки — окончание жатвы, сбор урожая; осенины — проводы лета и встреча осени; коляда — зимний праздник; радуница, русалии — зимне-летние праздники в память об умерших или поминовение умерших; Ярилин день — праздник солнца — Ярилы; таусень — Новый год и др.
Пробуждение природы от зимнего сна славяне изображали в плясках-играх весеннего праздника «семик». Во время этого праздника юноши и девушки водили хороводы вокруг березки, прыгали через костры, гадали, устраивали поминки на могилах родственников.
В день летнего солнцестояния, 23 июня, был праздник Ивана Купалы. Молодежь прыгала через костры, пускала венки по реке, водила хороводы. Осенью, как правило, славили плодородную землю, справляли «обжинки», а в период зимнего солнцестояния — святки. На святках ряженые исполняли гротесковые, сатирические и комические танцы. За святками тоже с плясками, песнями и хороводами праздновали масленицу.
Научная статья о русских народных плясках
Древнейшими народными плясками на Руси были пляски-игры, отображающие трудовые процессы. Обычно их исполняли в то время года, когда производились те или иные сельскохозяйственные работы. Часто вместе с трудовыми танцами исполнялись и любовные. Например, пляска-игра «А мы просо сеяли, сеяли» имела форму вокально-танцевального диалога. В ней изображался процесс сеяния проса, а солисты одновременно передавали в танце выбор и похищение невесты. Пляска-игра объединяла обряд, связанный с пахотой и севом, и обряд сватовства и выдачи девушек замуж. [60, с.402-404].
Но славяне на игрищах не только веселились и совершали обряды, но и добывали себе жен. Об этих древнейших игрищах и обычаях славянских племен радимичей, вятичей и северян свидетельствует летопись: «…и браци не бываху в них, но игрища межю селы схожахуся на игрища, на плясанье и на вся бесовьская песни и ту умыкаху жены собе…». [50, с.4].
Каждое событие в жизни человека — свадьба, рождение младенца и даже похороны — сопровождались пляской. Это так называемые обрядовые и бытовые пляски. Из них особо следует выделить свадебные, поскольку вся свадьба — большое представление — сопровождалась плясками.
Самым древним русским фольклорным танцем был хоровод, он сопровождался песней. Хоровод — массовый танец, его рисунок — простой круг, олицетворял движение солнца вокруг земли. Под пение танцующих в хороводе разыгрывались целые сценки. В шуточных хороводах участники изображали животных и птиц. В танце-игре «Заинька» юноша наряжался зайцем, вертелся, подпрыгивал, стремился вырваться из круга танцующих. В хороводе «Воробышек» солист должен был точно передать походки молодицы, старика, хромого, скупого, пьяного, нищего, купца, боярина. Все это он исполнял по заданию танцующих или хора.
Там русский дух, там Русью пахнет
... православия на Руси: Спасо-Преображенский собор (12 в.), отсюда при Петре I, началась история русского военно-морского ... сооружений. Ансамбль монастыря окружен высокими крепостными стенами. В этих стенах по сей день сохраняются музеи «Александровская ... месторасположение города на транспортных артериях соединяющие регионы России с Москвой, Прекрасное автомобильное и железнодорожное сообщение. Троице- ...
Русские народные пляски были сольными и массовыми. Массовые пляски — это, прежде всего, пляски-игры, хороводы, а позднее — кадрили, ланцы, шестеры и т. д.
Но особенно хороша русская сольная пляска, когда соревнуются двое мужчин в буйном переплясе, танцуют девушка и парень в парном поединке. Девушка в нем кокетливо зазывает, а юноша стремится ответить ей лихостью и удалью.
В сольной пляске от танцующего требовалось выразительное исполнение — высокое техническое мастерство и актерское дарование, умение передавать содержание танца зрителю. При этом содержание передавалось обязательно в реалистической, достоверной форме, без условностей и символичности. Пляска имела четкую драматическую основу. Все эти качества в дальнейшем составили главное слагаемое русской национальной танцевальной культуры, русского балетного театра.
Среди участников обрядов, игрищ постепенно выделялись люди лучше других пляшущие, поющие, играющие на различных инструментах, знатоки шуток, поговорок и присказок — появлялись мастера-исполнители. В народе их называли «плясец», «плясальщик», «плясатель», «плясея», «плясица», «плясуха», «игрец», «ваган» (от древнеслав. «ваганить» — «играть», «потешаться»), «ломака», «сопельщик», «дудочник». Так возникали родоначальники будущих славянских скоморохов.
Скоморохи были первыми профессиональными исполнителями русского фольклорного танца. В Киевской Руси скоморошество было весьма популярно. В те далекие времена скоморохов считали существами, отмеченными богами, а искусство их — служением божеству. Поэтому в былинах, например, где говорится о скоморохах, их называют «вещими», «святыми».
Мастерство исполнения русских плясок скоморохами было довольно высоким. Об этом свидетельствуют пословицы: «Всяк спляшет, да не как скоморох», «Скоморохова жена всегда весела», «Не учи плясать, я и сам скоморох», «Что за веселье без скомороха». Многие из исполнительских приемов, выразительных средств первых плясунов, передаваясь из поколения в поколение, дошли до наших дней: присядки, дроби, верчения, и др.
Переход общинной земли в собственность отдельных лиц, развитие торговли, возникновение новых городов повлекло за собой расслоение общества на классы. В VIII — IX вв. из многочисленных восточнославянских племен начинает складываться первое феодальное древнерусское государство во главе с Киевом — Киевская Русь.
Влияние христианства на культуру древнерусского общества
Славянские племена, объединившиеся в единое государство, хотя и жили в различных географических и климатических условиях, имели единую языковую общность и общие для славян черты характера: «…свободолюбие, неукротимость воли, миролюбие, страстное тяготение к искусствам, гостеприимство и веселость нрава».
Введение на Руси в конце X в. христианства повлекло за собой изменения в идеологической и культурной жизни государства, отразившись на жизненном укладе русского человека.
Христианство медленно распространялось по Руси, нередко встречая сопротивление со стороны простого люда. Церковь вела борьбу с языческими обрядами и народными традициями, которые складывались веками.
Белорусские танцы
... культуры белорусского народа 1.1 Исторические сведения, бытовые условия народа Основы белорусского танца зародились в эпоху древнерусского Киевского государства, на почве которого развились и сформировались три народа — русский, ... г., были любимы народом. Поговорка «Всякий пляшет, да не как скоморох» утверждает репутацию скоморохов как умелых исполнителей танцев. Белорусский народ на протяжении своей ...
Введение христианства в качестве официальной государственной религии способствовало укреплению связей с Византией, одним из крупнейших культурных центров того времени, позволило ближе узнать ее культуру. Однако это сближение не означало простого подражания или копирования, новое органически сочеталось с национальными традициями славян.
Влияние на музыкальную культуру и обряды
Церковные мелодичные одноголосные песнопения расширялись и преобразовывались в национальном духе, на их основе возникали новые, уже двухголосные и многоголосные песни, исполнявшиеся на игрищах и сопровождавшие хороводы, пляски и игры.
Игрища включали в себя как языческие, так и некоторые христианские обряды, что повлекло за собой изменение характера жеста в танце и появление новых танцевальных движений.
В христианской культуре также происходили изменения — многие языческие обычаи отмирали, некоторые превращались в игры, а другие теряли свое первоначальное значение.
Традиционные праздники и развлечения
Для периода яркого расцвета древнерусского феодального государства, его культуры, искусства в X — XI вв. характерен и большой подъем в творчестве народа. Описание хороводов, плясок, песен, являвшихся неотъемлемой частью народных праздников и княжеских пиров того времени, сохранилось в летописях, устном народном творчестве — былинах, сказках, а также в рисунках и фресках.
В новгородской былине «О Соловье Будимировиче» дается описание веселья дружины, сопровождающееся плясками и песнями:
- Тут-то в терему скачут, пляшут,
Песни поют, в гусли наигрывают,
Тут-то млад Соловей Будимирович
Со своей дружинушкой хороброей…
Переходя с одного места на другое, скоморохи всегда были непосредственными участниками народных игр и гуляний, приуроченных к языческим и православным праздникам, участвовали в свадебных, похоронных обрядах, различных семейных торжествах.
Эй, народ, соберись,
Скоморохам подивись,
И нашим и вашим —
И споем и спляшем!
Но скоморохов, плясунов и музыкантов часто приглашали и на княжеские пиры, где у них были постоянные «скоморошные места». Принимая участие в игрищах, давая представления для народа или на княжеских пирах, скоморохи не только популяризировали и совершенствовали созданное народом, но и сочиняли новые песни, игры, хороводы, пляски, прививали любовь к русскому фольклорному танцу. Они несли в себе неистощимый заряд веселья, остроумия, энергии, часто высмеивали представителей власти и духовенства, зарождали в народе вольнолюбивые мысли.
Но «жизнеутверждающее и радостное творчество скоморохов, «веселых людей», как называют их былины, было враждебно церковной идеологии, утверждавшей изначальную греховность человека и призванной воспитывать народ «в страхе божием», в духе сурового аскетизма, рабского смирения и покорности перед церковью и властями». [4, с.74]. И церковь начинает преследование скоморохов.
1.2 Русский фольклорный танец в средние века
В конце XV в. русская земля окончательно освободилась от татаро-монгольского ига. Это важное событие в истории русского народа вызвало мощный подъем культуры и национальной гордости русского человека. К началу XVI в. русские земли-княжества объединились в единое централизованное государство во главе с новым политическим и экономическим центром — Москвой, ставшей также и центром притяжения лучших культурных сил государства.
Ансамбли народного танца
... народный танец, как основа народно-сценического танца. Предметом исследования являются ансамбли народно-сценического танца в России, включая Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева, Государственный академический ансамбль «Березка» имени Н.С. Надеждиной и Государственный академический ансамбль народного танца ...
Укрепление русского национального государства благотворно сказывалось на развитии культуры и искусства русского народа. Творчески развивается и обогащается новыми самобытными чертами древнерусская художественная традиция и национальный русский стиль во многих жанрах искусства.
Церковь, ослабившая в годы татаро-монгольского ига свою борьбу против различных традиционных народных увеселений, вновь берется за искоренение живущих в народе остатков язычества. Она осуждает народные игры, обряды, преследует исполнителей песен и плясок. Начинается также новое гонение и на скоморохов, которых ставят в один ряд с колдунами, гадалками, людьми, связанными с нечистой силой. «Бог дал попа, черт скомороха», «Скоморошные потехи сатане в утеху» — проповедует церковь.
Исследование указывает на то, что во времена правления Ивана Грозного церковь принимала строгие меры по запрету народных увеселений, игр, плясок, и других развлечений, связанных с языческими традициями. Запреты содержались в «Стоглаве» и «Домострое», документах, одобренных церковью того периода. Тем не менее, запреты церкви не могли полностью запретить народные обычаи и увеселения. Скоморохи, несмотря на преследования, продолжали участвовать в народных гуляниях и играх. Одним из документов, свидетельствующих о несоблюдении запретов, является письмо архимандрита Кашинского, в котором он жалуется царю на богохульственные действия, происходящие в его городе. Царь послал грамоту о наказании веселых людей, но это не изменило ситуацию в городе. Данное исследование позволяет лучше понять борьбу церкви с народными увеселениями и играми в период царствования Ивана Грозного.
В XVII веке Россия столкнулась с рядом факторов, которые значительно повлияли на развитие страны и культуры. Внутренние политические неурядицы, борьба против иностранных нашествий, раскол русской церкви и социальные предрассудки создали тяжелую обстановку для Руси. В то же время, это период стал свидетелем усиления классовой борьбы и изменений в народном творчестве.
Одной из областей культуры, пострадавших от этих событий, был русский танец. Как отметил М. Горький, в России до начала XVII века существовала своя форма танца, исполняемая скоморохами и мейстерзингерами. Они распространяли различные лицедейства и песни, повествующие о событиях и битвах времен «великой смуты», включая истории о Степане Разине и Иване Болотникове.
Однако скоморохи не пользовались поддержкой царя и бояр, и церковная власть также относилась к ним негативно. В XVII веке влияние церкви усилилось, и правительство начало издавать указы о преследовании скоморохов. Самые жестокие преследования падали на них при царе Алексее Михайловиче, который запретил различные «бесовские» действия и игры, связанные с этим искусством.
Тем не менее, никакие указы не остановили скоморохов. Они продолжали заниматься своим ремеслом и уходить на Север и в глухие леса Брянщины, где сохранились традиции старинного скоморошьего песенно-танцевального и театрального творчества.
Таким образом, XVII век стал периодом трудностей и преследований для русского танца. Несмотря на запреты и гонения, скоморохи продолжали сохранять и развивать свое искусство, что способствовало сохранению русской культуры в трудные времена.
Русский народный хоровод как часть русской традиционной культуры
... еще, не отделившись от природы. Это говорит о том, что русский народный хоровод - результат более усложненной культуры. Ему предшествовали ранние, начальные виды древнего танцевального творчества, в частности, ... национальное народное творчество. 2 Климов А. А. «Основы русского народного танца» Учебник знакомит с основами русского народного танца. Весь материал в книге делится на две части. В ...
С конца XVII в. Русское государство вступает в новый период своего развития. Эта эпоха связана с именем Петра I. Реформы Петра коснулись всех сторон русской действительности, внося серьезные изменения в культурную и общественную жизнь России. Петр укрепил государственную власть, которая стала важной двигательной силой, проникающей во все области жизни, создал регулярную армию и флот, учредил Академию наук, подчинил церковь государству, открыл общедоступный публичный театр.
Еще больше расширяются и укрепляются торговые и культурные связи с государствами Западной Европы. Петр твердо и решительно насаждал новые порядки и обычаи, резко менял патриархальный быт, закрепленный «Домостроем», боролся с косностью бояр. Искусство, в частности танец, приобретает светский характер. Вводятся ассамблеи, положившие начало публичным балам в России, а с ними новые европейские порядки и новые правила светского обхождения, которые регламентировались самим царем. В обязательную программу петровских ассамблей входили различные европейские танцы: менуэт — французский танец, польский — типа полонеза, английский — англез, сочиненный в Петровскую эпоху танец типа немецкого гросфатера и др. Все должны были знать новые танцы, их преподавали и в учебных заведениях и в частных школах. Распространению новых светских танцев также способствовали иностранные артисты, торговцы, военные и многочисленные заграничные мастера, жившие в России.
Указами Петра устанавливаются правила поведения не только на торжественных приемах и ассамблеях, но и на семейных праздниках и свадьбах. Эти правила, состоящие из шестидесяти трех параграфов, напечатали в специальном пособии для обучения и воспитания детей дворян под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». В правилах говорилось и о поведении во время танцев. Так, один из параграфов поучал: «Непристойно на свадьбе в сапогах и острогах (шпорах) быть и тако танцевать: для того что тем одежду дерут у женского полу, и великий звон причиняют острогами». [70, с. 47].
Исключение русского фольклорного танца из придворной культуры
Неоспоримой заботой высших слоев общества в XVIII веке стало обучение и применение всех норм придворного этикета, а также изучение новых танцев из европейской культуры. Однако пренебрежительное отношение к русскому фольклорному танцу со стороны правящих кругов привело к его постепенному вытеснению из общественных сфер больших городов в этот период. Весьма ярко это отражается в словах В.Г. Белинского:
«Простите и вы, заунывные русские песни, и ты, благородная и грациозная пляска: не ворковать уж нашим красавицам голубками, не заливаться соловьем, не плавать по полу павами!»
Отношение к иностранцам и европейской культуре при последователях Петра приняло еще более антинародные формы. Обожание западных образцов жизни и подражание им стали основой политики правящего класса, что в XIX веке еще более усилилось. Придворная знать и зажиточные городские круги презирали русский национальный танец, считая его примитивным и деревенским, не заслуживающим внимания. Модными становились фальшивые, стилизованные танцы, изображавшие русский народ в виде сусальных пейзан. Даже при устройстве маскарадов и праздников в высшем обществе, русский танец почти полностью исключался из культурных мероприятий, лишь слабо напоминая о живом и красочном плясе, любимом народом.
Хоровод как особая исполнительская форма произведений устного ...
... хороводе веселились, По забавушкам пустились. Песни славно запевали, Подружечек собирали: «Собирайтесь во единый кружок! Запоем-то песню новую: Про радость нашу к хороводу» Терещенко, А.В. История культуры русского ... вокруг его жертвенника. У греков религиозные обряды выделялись торжественностью хороводных танцев, называемых «каравино», и пением у жертвенника гимнов одними непорочными девушками. ...
Это отношение высшего сословия к русскому фольклорному танцу привело к его постепенной замене подражательными искусственными плясками, лишенными того уникального духа и красоты, которые присущи настоящему фольклорному искусству.
В свете исследований и выступлений передовых русских писателей, поэтов, критиков и ученых-исследователей XVIII и XIX веков становится ясно, что русский фольклорный танец занимал особое место в их понимании и ценностях. Эти литераторы и ученые подходили к русскому фольклорному танцу с пристальным вниманием и глубоким уважением, рассматривая его как неотъемлемую часть общенациональной культуры.
В своих произведениях они акцентировали важность сохранения чистоты русского фольклорного танца и рассматривали танцевальное искусство как отражение духовного опыта народа и его нравственных принципов. Они явно выражали свое противостояние стилизации и искажению фольклорных традиций, отвергая официальную «народность» и насильственное внедрение чужеземных обычаев.
Например, Белинский подчеркивал могучую и самобытную жизнь русского народа, выражая гордость за его обычаи, которые считал непременным элементом национальной идентичности. Он писал: «Они (обычаи) составляют физиономию народа, и без них народ есть образ без лица, мечта, небывалая и несбыточная. Народ крепко дорожит обычаями, как своим священнейшим достоянием».
Передовые ученые XVIII и XIX веков, такие как И. Е. Забелин, Н. М. Карамзин, В. О. Михневич, С. М. Соловьев, и многие другие, стремились не только к более глубокому пониманию народного творчества, но и к его объективной оценке. Якоб Штелин, член Российской академии наук, подчеркивал самобытность русского деревенского танца, указывая на его отличие от европейских аналогов.
1.3 Танцевальный фольклор в конце 19 и в начале 20 веков
Русское государство в XIX в. проходит процесс своего развития. Появляется рабочий класс, обостряется классовая борьба, растет революционный протест народа и его национальное самосознание. Развитие капитализма в России, формирование рабочего класса, рост городов и городского населения с образованием в них новых социальных групп — ремесленников, мещан, мелких служащих, городской прислуги и т. д., — нарушение патриархального семейного быта — все это не могло не отразиться на народном творчестве, в частности на русском фольклорном танце, на его содержании и художественной форме. Рабочие и мелкие служащие, городская прислуга, студенты и приказчики вносят в исполняемые ими пляски свой характер, жесты, мимику, свою манеру исполнения. Многие пляски и хороводы этого времени связаны с проведением рабочих маевок и с городскими гуляньями. Появляются городские и фабричные кадрили, новые танцы — коробочка, полька-бабочка, тустеп и др.
Исследование развития танцевальной культуры в конце XIX и начале XX века в России выявляет интересные аспекты формирования нового танцевального репертуара и влияния социальных процессов на художественные выражения. Одним из значимых явлений того времени был хореографический лубок, который зародился на сцене.
Канонизация танцевальных форм в процессе становления и развития ...
... русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, слитность движений присуща русскому танцу. Русский народный танец всегда предполагал виртуозную технику исполнителей, мастерство соревнующихся партнеров. Русский народный танец ... и многие другие постоянно пополняют запас русской народной хореографии. Практическая значимость работы заключается в возможном ее употреблении для ...
Внешний вид исполнителей «русской» пляски представлял собой своеобразный шарж, используя нарочитые движения и глупые ужимки, что вызывало злой насмешливый эффект и являлось дискредитацией образа русского человека.
Важную роль в формировании танцевального репертуара сыграли рабочие, революционные и городские песни, а также традиционные крестьянские песни. Эти музыкальные выражения наполнялись новым содержанием, связанным с развитием капитализма.
Особое значение приобрела песня «Рабочая камаринская», в которой помимо веселости и плясового ритма звучали революционные призывы:
Вы, работнички фабричные,
К обирательству привычные,
Вы найдите-ка управушку
На Морозова на Савушку.
1917 год стал историческим рубежом в истории России, отмечая начало новой эпохи. Советская власть открыла доступ народным массам к культуре, что способствовало приобщению к духовным ценностям. Однако, в первые годы после Октябрьской революции среди деятелей культуры были те, кто призывал отказаться от богатого культурного наследия враждебного пролетарской эре.
Несмотря на это, политические деятели и представители интеллигенции направляли усилия на сохранение и освоение культуры и искусства прошлого. В 1918 году, даже в трудный период, В.И. Ленин посетил концерт русского народного хора под руководством Митрофана Ефимовича Пятницкого, высоко оценив его деятельность и подчеркивая важность пропаганды русского народного творчества.
Продолжение исследования
В современном искусстве художники сталкиваются с задачей не только сохранения культурного наследия, но и его креативного развития. Они подходят к произведениям прошлого с особой бережностью, извлекая из них лучшие элементы и адаптируя их к новым реалиям, учитывая потребности современного общества.
Советская власть в свое время создала благоприятные условия для развития народного творчества, стимулируя художественную самодеятельность масс. В городах и селах появились самодеятельные ансамбли, объединяющие плясунов, музыкантов и певцов. Эти коллективы не только передавали новому зрителю уникальную хореографическую культуру русского народа, но и активно участвовали в различных мероприятиях, таких как олимпиады, смотры, фестивали, праздники песни и танца.
Организация этих событий стала традицией, способствующей популяризации народной хореографии. Они предоставили зрителям возможность насладиться творчеством искусства, хранящимся в небольших городах и деревнях.
Художественная самодеятельность приобрела широкий размах и стала неотъемлемой частью жизни народа. Сегодня в хореографической самодеятельности активно участвуют миллионы людей всех возрастов. Различные хореографические группы и ансамбли, связанные с русской песней, бережно сохраняют и передают традиции русского танцевального фольклора.
Эта форма искусства впервые вывела русский танец на большую сцену, найдя широкую аудиторию для великолепных произведений народного творчества. Массовое развитие художественной самодеятельности выявило множество талантливых исполнителей и режиссеров, многие из которых решили посвятить свою жизнь профессиональному искусству.
Создание профессиональных коллективов, таких как прославленные ансамбли народного танца и хоры, стало неотъемлемой частью этого развития. Танцевальные группы при этих коллективах активно участвуют в создании новых танцев и продолжают развивать народные традиции исполнения.
Работу по собиранию и пропаганде русского танцевального фольклора проводят созданные за годы советской власти многочисленные дома народного творчества и художественной самодеятельности. Большая работа по изучению русского фольклорного танца ведется в научно-исследовательских институтах и отделениях консерваторий. В многочисленных институтах культуры, театральных институтах, в хореографических и культпросветучилищах русский фольклорный танец введен в качестве самостоятельного предмета.
Наши отечественные хореографы и исследователи — Н.М. Бачинская, А.В. Бажонкин, А.А. Борзов, В.Н. Всеволодский-Гернгросс, К.Я. Голейзовский, М.С. Годенко, Р.В. Захаров, А. Зеленко, В.П. Ивинг, Г.В. Иноземцева, О.Н. Князева, М.М. Кольцова, Я.А. Коломейский, Л.М. Лавровский, И.А. Моисеев, И.З. Меркулов, А.А. Малинин, Н.С. Надеждина, Г.А. Настюков, В. Окунева, Л. Перчихина, А.В. Руднева, Л.Г. Степанова, Ф. Сударкин, Т.С. Ткаченко, Т.А. Устинова, В.И. Уральская, П. Филиппов, А.Э. Чижова, М.С. Чернышев, Н.Е. Шереметьевская, Н.И. Эльяш, М.Д. Яницкая и многие другие — своими книгами, статьями, выступлениями, всем своим творчеством борются за сохранение чистоты и богатства русского фольклорного танца. Они пропагандируют исполнительские традиции народного танцевального творчества и на их основе развивают русский фольклорный танец.
На протяжении всей послереволюционной истории государства — в трудные годы гражданской войны и интервенции, в годы первых пятилеток, в суровые дни Великой Отечественной войны и в наши дни — русский фольклорный танец являлся и является сильнейшим воспитательным, патриотическим фактором, он оказал и продолжает оказывать огромное эмоциональное воздействие на народные массы.
2. Основные жанры танцевального фольклора
Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой истории высокохудожественные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, изумительные изделия из глины, великолепную резьбу по дереву, разнообразные вышивки, множество богатых по содержанию и ярких в ритмическом отношении лирических, свадебных, героических, плясовых, хороводных, игровых песен и т. д., создал также изумительные по красоте и рисунку и весьма разнообразные по содержанию танцы. Красочные хороводы, мудреные кадрили, виртуозные пляски солистов, лихие переплясы, целомудренные парные пляски и т. д. говорят о богатстве и большом многообразии русского фольклорного танца. «Не могу назвать, — говорит известный советский балетмейстер Игорь Моисеев, — более многоликого, податливого и благодарного для хореографии материала, равного по своим качествам русскому фольклору». [42, с. 23].
Классифицируя русский фольклорный танец, определяя его жанры и виды, мы берем за основу не деление танцев по временам года (зима, лето и пр.), по месту их исполнения (улица, изба и пр.), не приуроченность танцев к определенным обрядам и праздникам (свадьба, праздник Ивана Купалы, Святки и пр.), а их хореографическую структуру, их общие устойчивые признаки и другие стороны танца.
Изобразительные и выразительные средства, форма и технологические приемы, закономерность и стиль исполнения, манера исполнения, традиционная тематика, песенное или музыкальное сопровождение, определенная композиция, количество участников и т. д. — все это определялось и подсказывалось самой жизнью, в процессе исторического развития русского фольклорного танца. Эти признаки стали характерными для каждого жанра, для каждого отдельного вида.
По совокупности этих признаков, которые в основном остаются без изменений, мы и определяем с точки зрения хореографии, к какому виду относится тот или иной танец.
Русский фольклорный танец делится на два основных жанра — хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. Каждый вид объединяет танцы с одинаковыми признаками и структурой исполнения. В жанре хоровода различают два вида — орнаментальные и игровые хороводы. Жанр пляски более многообразен, он состоит как из наиболее древних, традиционных видов — одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска и т. д., — так и из видов, сложившихся в русском танце и вошедших в быт русского человека в более позднее время, — кадриль, лансье, полька и др. Но народное творчество не стоит на месте. И в наше время русский танец продолжает развиваться, творчески обогащаться его талантливыми исполнителями и сочинителями.
2.1 Хоровод
Одним из основных жанров русского фольклорного танца является хоровод. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода — круг, его круговая композиция — подобие солнца — и движение по ходу солнца, хождение за солнцем — «посолонь» берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца — Яриле.
Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. «Зарождение жанра хороводных песен у славянских народов относится к глубокой древности. Анализ песенных текстов и памятников материальной культуры позволяет предполагать их существование в период разложения родового строя». [8, с. 7].
Некоторые хороводные песни в своем содержании, и особенно в припевах, сохранили до наших дней отпечаток далекой языческой эпохи. Например, припевы хороводных песен — «Ой, ладо, малина моя!», «Ой, дид-ладо!», «Ладо мое, ладо!» — явно пришли к нам из времен поклонения языческим божествам.
Но участники хоровода не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят об этом в народе: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы». [51, с. 15].
Определение хоровода было бы неполным, если бы мы не сказали, что хоровод объединяет и собирает большое число участников.
Хоровод — это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней.
В далекие языческие времена, как уже говорилось, хороводы носили культово-обрядовый характер. Постепенно освобождаясь от языческих элементов, хоровод со временем вообще утрачивает значение языческо-культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями, которые отражают социальную, бытовую и другие темы. Так, к IX в., «ко времени деятельности создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия можно, например, отнести возникновение на Руси бытовых хороводов…». [24, с. 8].
Хоровод становится русским бытовым танцем, в котором существуют свои формы и правила исполнения, определенные отношения между участниками, подчиненные известному и выработанному ритуалу. Он превращается в самостоятельный жанр и становится украшением различных праздников русского народа.
В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за один палец — мизинец, часто — за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами.
Но все эти соединения, а следовательно, и своеобразные построения зависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание, под какую песню, быструю или медленную, он исполняется.
Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то свое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения.
Хороводы весьма разнообразны в своих построениях, но все-таки наиболее типичной, начальной формой построения большинства хороводов является круг. Часто можно встретить двойной круг — круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга рядом, а иногда эти круги как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерки». Большие круги и маленькие кружочки — очень распространенная, так называемая сомкнутая форма построения русского хоровода. Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, как говорят в народе, размыкается, образуются новые разомкнутые построения, новые рисунки — зигзаги, линии и т.д. Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название, например «круг», «воротца», «восьмерка», «колонна», «корзиночка», «карусель» и т.д.
Эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются его составной частью. Часто одни и те же фигуры в разных областях России носят различные местные названия.
Хороводы разнообразны не только по своему построению, но и по названиям: «карагод», «курагод», «караход», «каравод», «круги», «танок», «улица», «городок».
Хоровод всегда выделял из своей среды организаторов — талантливых певцов и певиц, талантливых плясунов и плясуний. В каждой деревне был свой «заводила» — «хороводник» или «хороводница», — мастер ведения хоровода. Ведение хоровода — процесс творческий, и часто ведущие хоровод импровизируют во время его исполнения. В каждом хороводе чаще всего один руководитель — хороводник или хороводница, в редких случаях — два. Руководителем хоровода могли быть мужчина или женщина, вести хоровод могли молодые и пожилые, но, как правило, ведущим в хороводе является молодая женщина. В различных местностях эти мастера называются по-разному: «завейник» или «завейница», «запевала», «заводила», «вожак» или «вожачка», «закоперщик» или «закоперщица», «коновод», «коканчик», «затейник» или «затейница», «танководник» или «танководница», «кудесы», «караводница» и др.
Хороводницы не только заводили хороводы или были в них запевалами. Часто они являлись организаторами гуляний, руководили всем гуляньем, чередуя по своему усмотрению и вкусу хороводы, игры, песни и пляски.
Хоровод — танец массовый, в котором могли принять участие все желающие, но чаще всего основным участником и организатором была молодежь.
Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах, но все же при слове «хоровод» возникает картина плавного движения стройных девушек — «лебедушек», медленная, уверенная поступь парней — «ясных соколов» и разнообразные замысловатые рисунки.
Многочисленные и разнообразные хороводы водились большей частью весной и летом, как правило, на природе, на открытом воздухе, — простора требовала сама специфика, сама сущность хоровода — массовость и общедоступность.
Песни, под которые водят хороводы, могут исполняться в различном темпе. Следовательно, и хороводы разнообразны не только по своему построению и манере исполнения, но и по темпам. Песни, под которые исполняют хороводы, имеют различное содержание и тематику. По песне определяется содержание хоровода. В хороводных песнях существуют темы труда, воспевания природы, любви парня и девушки, семейные; часто в них высмеиваются нетрудовые элементы общества. К каждой теме относится большое количество песен с разнообразным содержанием, сюжетом, персонажами. Движение хоровода, его рисунок или игровые моменты всегда исходят из конкретного содержания песни, сопровождающей хоровод. Содержание это влияет на построение хоровода, позволяя отнести его к тому или иному виду. Исходя из содержания песни, хороводы с точки зрения хореографии делятся на две основные группы, на два вида — орнаментальные и игровые.
Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры-орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей в основном лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают и содержание песни.
Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Иногда содержание песни разыгрывается со всеми участниками хоровода одновременно. Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода, изображая птиц, зверей, подражают их движениям, повадкам. Такие хороводы называются игровыми.
Подробнее об орнаментальных и игровых хороводах будет рассмотрено в дипломной работе.
2.2 Пляска
Другим основным жанром русского фольклорного танца является пляска, состоящая из многочисленных и разнообразных видов. «Нам ли описывать русскую пляску, это создание души русского народа, эту поэзию в лицах, и особливо русскую пляску, не изученную, не чопорную, не прикрашенную чужеземными прыжками и кривляньями, но, как чистый голубь, излетевшую из русского сердца, в первобытной ее простоте и красоте…». [52, с. 192].
Пляска — наиболее распространенный и любимый сейчас жанр фольклорного танца. Ритм нашей эпохи, дух соревнования соответствуют характеру русской пляски. Пришедшая к нам из глубины веков, она сохраняет свою основу, бытует в народе не как «музейный экспонат», а как живой родник многообразного народного хореографического творчества. Пляска не является застывшей формой, она открывает большой простор для индивидуального и массового творчества.