Танцы народов Поволжья

Курсовая работа

Танец — это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Танец — это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею — он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть и обобщенные и конкретные художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным пластическим движениям, пространственным рисункам (построениям).

Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобрёл большее самостоятельное значение, стал одной из форм эстетического воспитания, народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества народа.

Танцевальная культура народов Поволжья очень разнообразна. Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений каждого народного танца. В то же время при наличии самобытных, сугубо национальных характеристик в танцах поволжских народов много общего, интернационального. Вследствие длительного общения народы обогатили друг друга в различных областях.

Теоретическая значимость исследования, Практическая значимость, Объект исследования:, Предмет исследования:, Объект исследования, Предмет исследования, Цель курсовой работы

задачи курсовой работы

  • Изучение теоретических основ народных танцев Поволжья;
  • Определение педагогической роли танцевальной культуры Поволжья в воспитании и развитии личности;
  • Изучение танца народов Поволжья как средства приобщения к культурному национальному наследию, их педагогическая роль;
  • Изучение особенностей воспитания и развития детей средствами танца народов Поволжья в хореографическом коллективе;

Методы исследования:

  • анализ научной и научно-методической литературы;
  • эксперимент;

    23 стр., 11102 слов

    Народный сценический танец как фактор сохранения традиций

    ... -сценическому танцу как фактор сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры». Объект исследования:, Предмет исследования: Цель исследования: На основе анализа аспектов сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры проведена опытно-экспериментальная работа по исследованию роли ...

    Структура курсовой работы

    1.

Теоретические основы изучения происхождения и развития танца народов Поволжья

1.1 Понятие народный танец. Происхождение и особенности танца народов Поволжья

Народный танец — это одно их самых древних искусств. Оно возникло из-за потребности человека выражать свое эмоциональное состояние при помощи тела. Танец отражает повседневную жизнь человека, его трудовые будни. Радостные и печальные впечатления также выражались посредством движений под определенный ритм, а позже и под музыку.

Истоки танцевального искусства заложены в глубокой древности. Свидетельство тому — наскальные рисунки с изображением танцующих фигур, созданные предположительно в период неолит (8 — 5 тыс. лет до н.э.).

До сих пор не существует единого мнения о первенстве рождения танца, песни или музыки, неоспоримо одно — появление танца связано с осознанием ритма в качестве сопровождения определённой последовательности телодвижений. Эти ритмические телодвижения могли нести в себе различное содержание, что послужило впоследствии поводом к созданию множества теорий о происхождении танца (его предшественниками называли игру, магические или религиозные ритуалы, эротические инстинкты и т.п.).

Любая из теорий имеет право на существование, а также не может считаться и единственно верной. Их внимательное изучение подтверждает вывод — во все времена танец имел важное значение в общественной жизни человека, в его гармоничном, эстетическом и физическом развитии.

Уже на первом этапе своего существования танец пытался в общественной форме отображать действительность, отбирать наиболее типические его черты, придавать им определённый образ. Первой музыкой для танцующих были звуки барабанов, шум звенящих браслетов и амулетов, первым гримом служила раскраска лица, имитирующая кровь, а первым опытом актёрской выразительности — подражание различным животным.

Танцевальные формы народной хореографии оттачивались временем и приобретали законченность и художественную ценность. Бесспорно, что в создание и развитие народных танцев вложило свою фантазию и талант не одно поколение русского народа. Имея свою образную систему, народный танец в соответствии с ее закономерностями в условной, хореографической форме отражает реальные жизненные явления. Так, в нем проявляются принятые обществом этика, мораль, нормы взаимоотношения и поведения людей. Изменения, происходящие в экономическом, социальном, политическом укладах жизни, уровень общей культуры общества находят свое отражение в художественном творчестве народа, а, следовательно, и в народной хореографии. Таким образом, народный танец как один из видов хореографического искусства выступает специфической формой отражения действительности Богаткова Л.Н. Танцы разных народов. — М., 1958.-240 с..

Каждая историческая эпоха, каждая социальная группа влияли на логику построения танца, отражались на его стилистических особенностях, создавали свои определенные музыкально-хореографические формы.

Сфера современного народного танца — бытовые жизненные ситуации (гуляния, праздники), где его главная цель — способствовать общению людей между собой. Однако социальная роль народного танца значительно шире. Она определяется теми многообразными эстетическими и этическими задачами, с которыми в течение нескольких столетий было связано народное танцевальное искусство.

54 стр., 26732 слов

Классический танец как средство формирования исполнительской ...

... экзерсиса классического танца. Структура дипломной работы: Диплом состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы использованного в работе, приложения. Объём работы 90 страниц. Глава I . Роль ансамблей народного танца в ...

Передавая из поколения в поколение традиции бытовых танцев, народ запечатлел в них нормы поведения людей при общении, традиционные праздничные каноны и живой кодекс морали. Изменения в укладе жизни и нормах поведения приводили к изменениям в характере и манере исполнения одних и тех же танцев, к появлению новых их форм.

Танец отражает объективную действительность: безусловность реального жизненного содержания выражается в нем в условной форме. Главным выразительным средством является здесь пластика человеческого тела, обобщенная до символа. Движения танца организуются во времени и пространстве на основе музыки. Народный танец не только рассказывает о реальных явлениях, событиях или о конкретных предметах, но и как хореографическое искусство в целом, является по преимуществу искусством, в котором отражаются, прежде всего, внутренний мир человека, его эмоциональное состояние, настроения, чувства, мысли.

По содержанию и форме народный танец может выражать общечеловеческие чувства и быть вместе с тем глубоко национальным. Национальный характер танца проявляется в целом ряде особенностей: хореографической и музыкальной структуре, исполнительской манере, колоритных деталях. В бытовом танце от народной, национальной первоосновы сохраняется все самое типичное, концентрируются наиболее характерные ее черты. При этом движения танца, его пластика приобретают более обобщенный характер, как бы укрупняются. В то же время техника исполнения движений значительно упрощается, композиция па и фигур приобретает законченность.

На процесс развития танца, особенно во второй половине XIX в., большое влияние оказала деятельность профессиональных балетмейстеров и педагогов-аранжировщиков. Они трансформировали национальные пляски, упрощали их, приспосабливали для самого широкого, массового исполнения Смолянинова Н.И. Танцевальная культура народов мира. — Барнаул, 2010.-300 с..

Танцевальные формы бытовой народной хореографии родились в недрах самого народа, и являются плодом коллективного творчества. Коллективность народного танца проявляется как в процессе его создания, так и в процессе исполнения, поскольку лишь коллектив, определенная социальная группа общества делает возможным длительное существование того или иного танца. И от того, примет его народ или нет, зависит судьба танца.

Одной из важнейших сфер духовной культуры каждого народа является его национальное самобытное танцевальное искусство, формирующееся на основе культурно-бытовых традиций. Народная хореография как одна из наименее исследованных областей фольклористики в наши дни требует к себе особого внимания: необходимо сравнительное изучение народного плясового искусства, расширение зон охвата, создание единой системы записи танцев.

Танцевальная культура народов Поволжья очень разнообразна. Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений каждого народного танца. В то же время при наличии самобытных, сугубо национальных характеристик в танцах поволжских народов много общего, интернационального Власенко Г.Я. Танцы народов Поволжья. — Самара: Изд-во Самар. ун-т, 1992. — 193 с..

14 стр., 6536 слов

Вклад великого балетмейстера Игоря Моисеева в искусство народного танца

... народный танец, и стал Игорь Моисеев. Как режиссер и хореограф он «отшлифовал» и довел до художественного совершенства сотни танцев почти всех народов ... народный танец включал в свою палитру различные жесты из древних танцев, почерпнув из них множество идей. Танец того или иного народа ... не подражать им в своих танцах. Первобытные танцы обычно исполняются группами. Хороводные танцы имеют конкретное ...

При анализе танцевального фольклора народов Поволжья следует помнить, что их издревле связывало культурное родство. На начальном этапе формирования этих народностей существенную роль играла общность происхождения, географические связи. В эпоху Булгарского царства, татаро-монгольского нашествия и в периодКазанского ханства значительно усилилось взаимодействие различных этнических групп на этой территории. В совместной трудовой деятельности населения вырабатывались общие традиционные элементы культуры и быта. Единство хозяйственно-бытовых традиций не могло не отразиться на выработке общих элементов в организации и проведении обрядов и праздников. Мордовский Келу моляк похож на русский Семик; Коляда схожа с русской Колядой; в мордовской свадьбе встречается немало одинаковых обрядов с русской, например, обычай встречи молодых в вывороченной шубе с караваем, осыпание их хмелем. Очень похожи музыкальные наигрыши.

Вследствие длительного общения народы обогатили друг друга в различных областях творчества. Русский фольклор органически вписался в духовную культуру чувашей. В — башкирских танцевальных мелодиях «Маршрут», «Перовский», «Вороной иноходец», «Церемониальный марш» чувствуется влияние русских хороводов и плясок, походных песен и кавалерийских маршей. Существенным моментом марийского новогоднего праздника была вечеринка девушек с театрализованным представлением ряженых, играми, музыкой, песнями и плясками. Этот праздник близок по характеру русской масленице. Сабантуй стал своеобразным интернациональным праздником башкир, татар, русских, восточных марийцев и других народов края.

Этнокультурное взаимодействие народов Поволжья хорошо прослеживается в их материальной культуре. Узорное ткачество марийцев перекликается с традициями соседних башкир и татар. Общие черты характеризуют одежду низовых чувашей и татар, много общего у этих народов в металлических украшениях женщин и девушек.

Сравнительное изучение танцев народов позволяет установить историческую общность их танцевальных и музыкальных культур. В основе хореографии народов лежит трудовая и социальная практика. Многие танцевальные элементы возникли из подражания трудовому процессу: как в мужских, так и в женских танцах отражен хозяйственный уклад. Чуваши и марийцы славились производством мебели, веревок, канатов. У марийцев возник самобытный танец »Веревочка». Он распространился в Башкирию, где его танцуют проживающие там восточные марийцы. Исполняют танец «Веревочка» (Бау ищу) и татары. Элементы труда, общие для татарского и мордовского народов, отразились в татарском танце «Алмагачлары» и в мордовском »Умарина».

Элементы многих женских танцев народов Поволжья пластически изображают прядение, сучение, наматывание ниток, шитье, вышивание, тканье. Часто хореографические номера получали название от вида той или иной работы, например, русский танец »Сновуха» (сновать — приготовлять пряжу, основу для тканья).

Танец исполнялся четырьмя парами женщин, которые медленно и плавно двигались в различных направлениях. В башкирском танце «Прядение» показывался процесс создания нити: обработка и теребление шерсти, прядение, сучение ниток, наматывание их на клубок, в «Танце труда» изображались мытье, выжимание, сушение ниток; работа ткацкого станка. В марийском танце «На тереблении льна» имитируется процесс выработки льна, в танце «Женский труд» девушки показывали, как готовят для себя и семьи полотно для одежды, теребят коноплю, причесывают кудели, прядут нитки, ткут полотно, вышивают платья.

15 стр., 7362 слов

Особенности исполнения молдавских народных танцев

... молдавских народных танцев; Проследить взаимосвязь танца с жизнью народа, воплощённую в манере исполнения и характере народных танцев; Определить основные элементы, движения и комбинации молдавского танца. ... левой рукой за ... тем самым жизнерадостность народа. Однако эта самая молдавская подвижность сочетается со скромностью, присущей народным танцам. Исследователи молдавской ... делалась на молдавских ...

Все эти трудовые процессы русские, марийцы, чуваши, мордва, татары, башкиры, калмыки производили одинаковыми способами, поэтому женские руки в танцах несут одинаковую смысловую нагрузку и имеют одинаковую смысловую характеристику. В качестве примера приведем ряд движений, одинаковых в различных национальных танцах Дубник И.О. Специфика художественной образности в хореографическом искусстве. — М., 2004.-156 с.:

  • «наматывание ниток» — руки согнуты в локтях на уровне груди и исполняют вращательные движения »от себя»;
  • «прядение» — левая рука согнута в локте и поднята вверх, правая выполняет волнообразные движения от кисти левой руки сверху вниз;
  • «полоскание» — руки опущены вниз, слегка выведены вперед, одновременно переводятся слева направо и наоборот.

Многие женские танцы изображают приготовление пищи (башкирские «Кумысницы», «Бишбармак», калмыцкий «Танец с пиалами» и др.).

В танце «Бишбармак» девушка показывает, как готовит национальное блюдо: сеет муку, месит тесто, очищает пальцы от него, катает, режет, переворачивает тесто и т. д. Танец построен на различных движениях рук.

Большое распространение в Поволжье имели молодежные вечера, связанные с рубкой капусты, которые назывались «капустниками». Девушки заранее уговаривались, у кого и когда будут рубить капусту, наряжались в лучшие платья, переходили из дома в дом, после чего следовали угощения и хороводы. На вечеринку приходили парни. Все присутствующие танцевали. Как отражение трудового процесса — рубки капусты — возник танец, где одна из фигур называлась »кочан». Девушки образовывали тесную группу и толкались на месте, парни оставались в стороне и приплясывали. На словах «хватайся за листья» парни подбегали к девушкам и растаскивали их по углам. В центре оставалась одна девушка, которую называли «кочерыжка».

Многие мужские танцы также возникли на основе трудовой практики. В русском, башкирском и татарском танцах «Косари» юноши точат косы, косят, загребают сено в дорожку, сгребают его, кладут в стог. Тот же процесс отражался в марийском танце «На сенокосе».

Многие русские игры, отображающие процесс труда, заимствованы другими народами. Танец-игра «А мы просо сеяли» соответствует марийской игре «Мы сеем горох» («Me пурсатым удена»).

Марийские ребята и девушки, так же как и русские, в своей игре делятся на две группы и выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Первая шеренга изображает сеятелей, вторая — разрушителей. Исполняя движения сеятелей, первая шеренга поет: «Мы сеем горох».Вторая наступает на первую со словами: «А мы его вытопчем» и т. д. Заканчивается игра поимкой разрушителя, который переходит из одной шеренги в другую. Так русская игра, полюбившаяся марийскому народу, обогатила его хореографическую культуру. В марийском танце «День на берегу Волги» изображается труд рыбаков, показывается, как они собираются на лов рыбы, а девушки помогают им чинить сети. В калмыцком танце «Чабаны» повествуется о жизни чабанов на летнем пастбище. Заботливо стерегут они отару, тщательно ухаживают за овцами, смело оберегают их от волков, а в конце трудового дня находят время для отдыха, шутки и веселого танца. В танце «Досуг табунщиков» показывается труд табунщика лошадей: борьба с конем, усмирение его, игра с плеткой.

25 стр., 12196 слов

Канонизация танцевальных форм в процессе становления и развития ...

... до появления балета. Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, слитность движений присуща русскому танцу. Русский народный танец всегда предполагал виртуозную технику исполнителей, ... А.И. Перчихина и многие другие постоянно пополняют запас русской народной хореографии. Практическая значимость работы заключается в возможном ее употреблении для повышения своих ...

В самих названиях танцев раскрывается содержание трудового процесса («Тракторист», «Картошка», «Золотая пшеница», «Птичница и дояр», «На колхозной ферме», «Веревочка», «Влюбленные строители»), широкое поле деятельности человека.

В хореографической лексике народов региона много движений, связанных с имитацией бега лошади, ритмических дробей, напоминающих цокот копыт о землю, много поз, отображающих повадки животных. Из подражания бегу коня, топоту, цокотанью его копыт возникли в глубокой древности и сохраняются до сих пор такие движения в танцах, как дробь (тыпырлац) у башкир, тыпырдау — у татар (легкие подскоки, вытянутые руки — одна вперед, в первую позицию, другая вверх, в третью позицию).

В сочетании эти движения создают образ всадника на скачущей лошади. Это, как и сохранение в наши дни в чувашском Акатуе, татарском и башкирском Сабантуеобязательного обрядового элемента скачек — состязания на лошадях, — следует считать отражением скотоводческих традиций Мерцалова М.Н. Поэзия народного танца. — М.: Молодая гвардия, 1995. — 192 с..

Общей чертой танцев народов Поволжья и Приуралья являются движения, изображающие действия воина. Героический марийский танец «Сыны Акпарса» — это память народа о своих сынах и дочерях, борцах за свободу, независимость и счастье. Другой воинственный марийский танец с саблями посвящен участию марийцев в восстании Е. Пугачева. В этих танцах присутствуют элементы русского танца: присядка-разножка, приплясы, прыжки с поджатыми ногами. В калмыцком эпосе «Джангар» двенадцать богатырей во главе с ханом Джангаром защищают страну от нашествия чудищ. Постоянно изображается владение оружием: копьем, луком со стрелами, мечом. Элементы стрельбы, состязания и единоборства присутствуют в калмыцких танцах «Джангариада», «Хадрис».

В башкирском танце «Северные амуры» повествуется об участии башкирских воинов и русского офицера в Отечественной войне 1812 года. Здесь встречаются движения, общие для башкирского и русского танцев: маршевый шаг, отдавание чести, удары пятками в знак готовности исполнить приказ. В других башкирских воинственных плясках используются такие элементы русского танца, как дроби с прыжками, «веревочки», «ковырялочки». Заимствованные движения видоизменялись в соответствии со сложившимися традициями башкирской хореографии и превращались в оригинальные, народные танцевальные элементы. Служба башкир в русской армии, совместные военные походы, общение с русским народом в быту подготовили почву для органичного восприятия русских танцевальных движений. Сходство движений, изображающих воина в русских, башкирских, марийских, калмыцких танцах, проявляется в позировках, ракурсах, ритмических рисунках дробей. В мордовских и чувашских танцах такие связи не прослеживаются.

В танцевальном фольклоре народов Поволжья следует выделять еще одну линию: изображение повадок и целых сцен из жизни животных и птиц. У калмыков это танцы «Туула-би» (танец зайца), »Тухин-би» (танец быка), «Тякин-би» (танец козла).

16 стр., 7921 слов

Русский народный танец: происхождение, региональные особенности

... Глава I. Русский танец как историческое явление 1. Исторические истоки танцев славян Исконно древнерусским танцем является та народная хореография, истоки ... Душа ассоциировалась с дыханием и дымом и своими движениями рук танцовщицы как бы помогали подниматься дыму ... и возами хлеба, грудами овощей". В праздничных обрядовых песнях, танцах содержались заклинания, якобы обеспечивавшие хороший урожай и ...

Мордовская пляска «Медведь» представляет собой подражание зверю — неуклюжее топание на месте, прыжки, переваливание с одной ноги на другую. »Медведь» находится в кругу пляшущих, время от временипорывается схватить одну из девушек. Музыка танца воссоздает образ неуклюжего зверя простотой и ненавязчивостью ритмического и мелодического рисунка. В начале XX века у восточных башкир были популярны пляски-пантомимы: «Кукушка», «Голубь». Пляска »Голубь» исполнялась сольно, как правило, пожилым мужчиной. Исполнитель подражал движениям, повадкам, воркованию голубя. В русской хореографии много внимания уделяется птице-лебедю. В различных областях танец с ней называется по-разному: «Лебедь», »Лебедушка», «Гуси-лебеди». В танце «Вдоль да по речке» воспевается уточка и се верный спутник селезень. Девушки-»уточки» заводят хоровод. В их танец вступают юноши-селезни». Каждый из «селезней» старается привлечь внимание солистки-уточки». Происходит ссора «селезней». Девушки разнимают ссорящихся.

«Уточка»-солистка оказывает внимание самому скромному «селезню». В этом танце находим общие хореографические движения с башкирским и калмыцким танцами.

В женском танце это многочисленные взмахи руками, как крыльями, в мужском — следующее движение: согнутые руки отводятся назад так, чтобы локти были позади туловища, а ладони выведены вперед, тыльной стороной вверх; грудь исполнителя при этом сильно выпячена. На Волге бытует танец «Птичка», который исполняется одной или несколькими парами, танцующими обособленно. Для первой фигуры характерно своеобразное положение рук: правой рукой исполнители обнимают друг друга, а левой поддерживают локоть правой руки партнера. Во второй фигуре исполнители часто производят взмах руками, имитируя движения крыльев птиц. Танец «Колокольчик» состоит из фигур «голубок», «свадьба», «целование». В первой фигуре ясно видно подражание повадкам птицы. Юноша наклонял корпус и голову к девушке. Девушка закрывалась от него рукой. Обходя девушку, юноша широко раскрывал руки, как крылья, ухаживая за девушкой, как голубь за голубкой, после чего целовал ее в обе щеки.

В Башкирии популярны танцы-игры — «Черная курица», «Мать — гусыня», «Возьму птенца», «Лебедь». Игра «Лебедь» («Аккош») — своего рода танцевально-драматический диалог. Ее участницы, выстроившись в линию, изображают птиц. Мать (Инэ кош), раскинув руки, защищает птенцов от нападения злого духа. »Девушки-птицы» держатся за талию друг друга. Вся линия мечется из стороны в сторону, прячась за спиной матери. Злой дух спрашивает: «Что у тебя за спиной?» («Артындары ни генэ?». Мать отвечает: «Белые птицы» («Аппак, аппак кошкына»).

Злой дух говорит: «Дай мне одну» («Береу-кей ен бир мине»).

Мать отвечает: «Ни за что не отдам» («Ник бирэйем мин пине»).

Часто девушки-башкирки, исполняя обрядовые хороводы, украшали деревья, произносили добрые пожелания: «Чтобы был хороший урожайный год, чтобы пищи хватало и людям, и птицам». После традиционного кормления птиц начинались девичьи пляски, песни, игры. Внимание и любовь к птице нашли отражение в марийских обычаях и легендах. В древней марийской легенде рассказывается о том, как смелый юноша пошел искать счастье для своего народа. Много чудес он совершил, но однажды был предан товарищами и брошен под землю. Могучая птица на крыльях вынесла храброго юношу к людям, и с тех пор благодарные люди стали называть ее »Арслан кай ык» (орел-птица).

7 стр., 3308 слов

Народные песни как средство эстетического воспитания

... незапамятных времен Казахстана основу воспитательного процесса детей в возрасте до 10 лет составляли народные сказки и предания, песни и танцы, игры и обряды. Ребенок, воспитываясь в привычной для него ... языковой среде, без труда запоминал не только специфические речевые обороты, но и постигал красоту народной песни, ...

Арслан кай ык — это символ счастья, смелости, мужества, нежности. В марийской хореографии ей посвящен танец «Торные орлы». В калмыцкой хореографии встречаются движения, имитирующие полет орла. Танцующие делают выкрики, сравнивая движения исполнителя с орлиными. Например, в танце»Ишкимдык» неоднократно выкрикивается фраза: «Эла кевта эргад од» («Взвейся орлом!»).

Танец «Лебедь» — давно забытый, теперь восстановленный, — танцуется одним мужчиной. Основное движение — медленное поднимание и опускание рук.

Из всего многообразия следует выделить одно — это хороводы и пляски в сопровождении песни (частушки).

В Башкирии исполнение хороводов и плясок» в сопровождении песни называется »такмак». В татарской хореографии распространены круговые хороводы (эйлж бэйлэн).

Все участники игры двигаются по кругу в одном направлении и исполняют песни. Основной куплет поется протяжно и мелодично, в умеренном темпе, соответствующем спокойному движению хоровода, а припевы — коротко и быстро, но на том же мелодичном уровне. Во время исполнения припева находящиеся в центре круга (чаще всего парень и девушка) пляшут, а затем приглашают товарищей из круга на свои места, а сами возвращаются в хоровод. Ритм игры и пляски часто подчеркивается общим похлопыванием в ладоши. Иногда хороводы водят под музыкальное сопровождение гармониста. Припевы цементируют песню, повышают ее эмоциональное звучание, организуют ритм и темп плясок. Первые строчки припевов часто служат названием игровых песен. Большинство припевов, напоминающих по форме плясовые частушки (такмак), носят жизнерадостный, веселый характер, они подчеркивают танцевальные и игровые функции хороводов.

Мордовские плясовые песни («Киштема морот») — один из любимых видов отдыха. Они подразделялись на плясовые песни в доме («Кудонь киштема морот») и уличные песни («Ульцянь морот»).

Первые пелись на состязаниях пляшущих в сопровождении волынки, нюди, скрипки, гармони. Под эти песни плясали парень и девушка, сменяемые через некоторое время другой парой, остальные присутствующие пели. Песни состоят из двух частей: первая сопровождается плавным движением танцующих; во время второй происходит резкая смена движений — с общего плавного хода по кругу танцующие переходят на парное кружение на месте и тяжелое притопывание. Такого рода элементов много в марийском, башкирском, чувашском танцах.

Марийская хореография также тесно связана с песенным искусством. Танцы в сопровождении песни бытуют как в йошкар-олинской, так и в восточной группе мари. Примером может служить танец «Двенадцать». Обращает на себя внимание большое сходство ритмических рисунков плясовых мелодий у марийцев и чувашей.

У калмыков северных и центральных районов популярны «Дуулн домбрт келдг би» — танец с приговоркой под домбру и «Келж биилдг дун» — танцевальная песня. В песне подбадривали исполнителей, подсказывали танцору новые движения, расхваливали костюм и т. д. Варианты исполнения различны: исполнение песни, затем танец и вновь песня, либо песня исполняется во время танца, либо куплет песни чередуется с танцевальным проигрышем. Часто движениями танцоры изображают то, о чем поется в песне. Среди танцевальных песен особенно популярны те, в которых рассказывается о каком-либо случае с человеком. Обычно песня и танец называются именем этого человека Мурашко М.П. Танцы Марий-Эл. — Иошкар — Ола, 1991.-23 с..

15 стр., 7425 слов

Ансамбли народного танца

... народные танцы так и танцы народов мира. Объектом исследования является народный танец - как основа народно сценического Предметом исследования - ансамбли народно сценического танца в России. Цель работы - изучить историю появления народного танца, проследить становление народно-сценического танца ... в специальном пособии для обучения и воспитания детей дворян под названием "Юности честное зерцало, ...

1.2 Воспитательный потенциал танца народов Поволжья

Музыка — душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа).

Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.

Народная хореография имеет также огромное значение для физического развития. Систематические занятия народным танцем соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека, собранность, элегантность. Танец учит логическому, целесообразно организованному, а потому грациозному движению Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. — 208 с..

Народный танец оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Занятия народным танцем органически связаны с усвоением норм народной этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость — вот те черты, которые воспитываются в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Так занятия танцем помогают воспитывать характер человека.

Поскольку танцевальный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия танцем развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.

Народный танец — одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Как и всякое искусство, народный танец способен приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости своих движений, от умения владеть своим телом, его радуют точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет сложные танцевальные па и т.д. Все это само по себе уже служит источником эстетического удовлетворения.

В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. Исполнение танца, в том числе и народного, несет в себе элементы художественного творчества. Танцующий стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить свое настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает свое мировоззрение.

Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, проделывает определенную немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях и в искусстве и в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки явлений жизни и искусства — более зрелыми.

Народный танец является эффективным средством организации досуга молодежи, культурной формой отдыха. Танцевальное искусство, давая выход энергии молодежи, наполняет ее бодростью, удовлетворяет потребность человека в празднике, в зрелище и игре.

Таким образом, народная хореография выступает как средство для развития творческих способностей, внутренней культуры человека, массового общения людей, дает возможность содержательно провести время, познакомиться, подружиться, т.е. имеет ни с чем несравнимое социальное значение.

Танец помогает расширить творческий и личностный потенциал, избавиться от различных комплексов, исчезнуть страху перед публичным выступлением, учит расслабляться.

Танцевальные па (фр. pas — «шаг») ведут происхождение от основных форм движений человека — ходьбы, бега, прыжков, подпрыгиваний, скачков, скольжений, поворотов и раскачиваний. Сочетания подобных движений постепенно превратились в па традиционных танцев. Главными характеристиками танца являются:

  • ритм — относительно быстрое или относительно медленное повторение и варьирование основных движений;
  • рисунок — сочетание движений в композиции;
  • динамика — варьирование размаха и напряженности движений;
  • техника — степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук.

Изучение народного танцевального творчества надо начинать с постижения того, что глубоко свойственно народу, в чем он существеннее всего воплощает образ своей жизни, свои чувства, способ мышления, отношение к труду, к природе и т.д.

Народный танец, который дошел до нас, волнует и сегодня своей красотой, заставляет гордиться дарованием его безымянных творцов, создавших великое, пронизанное оптимизмом искусство. Красочный и жизнерадостный, тесно связанный с народным творчеством в целом, свободный от жестких норм и канонов, он являет собой замечательное достижение культуры, предмет пристального изучения современных исследователей.

Народный танец имеет свои характерные черты, связанные с этапами развития национальной культуры, а также с особенностями культуры края, где он формировался и развивался.

Народный танец прошел сложный путь творческого развития: каждая историческая эпоха находила свое отображение в пластике, в воплощении сюжетов и идейно-художественных замыслов его создателей и исполнителей.

Главным «поставщиком» образцов народных танцев всегда была деревня. Весь уклад жизни с ее неторопливым течением, ритмичностью труда и быта, установившимся круговоротом дней, месяцев, времен года определял относительную устойчивость психологии, художественного вкуса, характер произведений народного творчества. При всей кажущейся простоте народного танца в нем не только имеет место опыт прошлого. Последующие поколения народа вносят смысл, понимание, художественные вкусы и идеалы, созвучные своей эпохе, выражая тем самым общественные и художественные потребности своего времени. Это делает каждое произведение народного творчества образцом, в котором выкристаллизовываются лучшие черты народной жизни Гусев Г.П. Танцы народов Поволжья. Этюды. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 232 с..

Таким образом, отражая жизнь в танце, народ делает широкие обобщения, создает типические собирательные образы и преподносит их в опоэтизированной художественной форме. Он чувствует специфику танцевального искусства, понимает, что нельзя обычными средствами передать в танце частный случай, показать отдельный бытовой факт: танец сейчас же исчезнет как произведение искусства и превратится в натуралистическую имитацию жизни.

Итак, танцевальная культура народов Поволжья очень разнообразна. Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений каждого народного танца. В то же время при наличии самобытных, сугубо национальных характеристик в танцах поволжских народов много общего, интернационального. Вследствие длительного общения народы обогатили друг друга в различных областях творчества.

2. Танцы народов Поволжья как средство приобщения к культурному национальному наследию, их педагогическая роль.

2.1 Воспитание и развитие детей средствами танца народов Поволжья

В XXI веке фундаментальное и прикладное науковедение вынуждено констатировать резкое ухудшение здоровья дошкольников. Л.М. Кузнецова отмечает: «Экономические, экологические, социальные процессы оказывают негативное влияние на функциональные возможности организма и приводят к тому, что медико-психологические характеристики детей России вызывают все большую тревогу. По данным Минздрава РФ более 5 миллионов детей относятся по состоянию здоровья к группе риска. Дети раннего и дошкольного возраста с функциональными и пограничными отклонениями в состоянии здоровья составляют около 60 — 80% в популяции».

П.Ф. Лесгафт утверждал принципы взаимообусловленности психических и телесных процессов. Их органическая связь заложена в онтологии танца. Поэтому структура и лексика народного танца разрабатывается на основе культурно-исторического онтогенеза танца и сенситивных периодов развития детей. Этот подход способствует оптимальному психофизическому развитию и формированию важнейших социальных качеств.

Особое значение для укрепления психофизического и социального здоровья имеет игровой танец, организация которого плодотворно активизирует процессы дыхания, кровообращения и обмена веществ. Возможности игрового танца могут быть ориентированы на укрепление позвоночника, нервной и мышечной системы, на решение самых разных проблем ребенка. Игровой танец может иметь как тренирующий, так и развивающий характер. Систематические танцевальные занятия с детьми носят полифункциональный характер, где развиваются и совершенствуются двигательно-координационные навыки. Творческий процесс игрового танца позволяет детям самостоятельно находить и усваивать оптимальные способы освоения технически доступных движений. Телесно-культурные ориентации танца во многом совпадают с целями и задачами физического воспитания. На ранних этапах развития человечества физическое воспитание формировалось в обрядовом танце, как полифункциональном феномене. Поэтому игровой танец способен формировать такие морально-волевые качества как смелость, инициативность, ловкость, находчивость, коллективизм.

Когда ребенок почувствовал свою индивидуальность в пляске, важно освоить следующий вид народного танца — хоровод. Это идеальное средство развития межличностных отношений, уважения. Формы народных хороводов богаты по композициям и орнаментам.

Детские хороводы начинают организовываться с 2-х летнего возраста, когда у детей действительно отмечается начало общения. Даже такие проблемы ребенка как одеваться и раздеваться (3-4 г.), повышенный интерес к поступкам взрослых (4-5 л.) можно решать средствами хоровода, которые способствуют социализации билингвистическому обучению детей.

Экология танцевальной культуры предполагает освоение детьми той культурной среды, которая накоплена предшествующими поколениями и необходима для полноценной духовной, нравственной жизни.

Воспитательное значение народной танцевальной культуры заключено не только в концертных программах театральных коллективов. Оно значительно шире — экологические аспекты танца заключают в себе творческое развитие традиций на уровне современных проблем развития ребенка — его здоровья, творчества, национального наследия.

В системе дошкольного воспитания традиционная танцевальная культура доступна ребенку. Народная пляска является средством максимального самовыражения ребенка, самопознания собственного Я. Игровая пляска, как древнейший вид творческой деятельности человека, позволяет ребенку гармонизировать свое психофизическое состояние, «выбрасывать» избыток скопившейся энергии. Пляски разных народов включают энергичные притопывания ногами, прыжки. В семантическом плане эти притопы восходят к обрядовому весеннему циклу пробуждения земли, природы, вегетативной магии. Танец как вид творческой деятельности человека шире общепринятого представления танца как вида искусства с доминирующими эстетическими параметрами.

Народный танец создавался в историческом прошлом большой общностью людей в результате многочисленных попыток и коллективного творчества, а также путем отбора наиболее удачных их вариантов на основе преемственности и традиций. В народном танце сохраняются игровые отношения между исполнителями и свобода самовыражения.

Игровое танцевальное творчество раскрывает и выявляет способности детей дошкольного возраста в большей степени, чем сценический танец, где преобладает «учебная» и «трудовая» деятельность. Она выражается в репродуктивных заучиваниях па, значительных нервных напряжениях, многократных репетициях для отработки хореографической техники танца.

В народной культуре танцевальное воспитание развивалось непрерывно, независимо от того, было оно признанным в официальной среде или нет. На протяжении многовековой истории танца, начиная с завершающего этапа первобытнообщинного строя, танцевальная культура способствовала формированию образа человека и становлению личности. «Танцевальное образование» как прогрессивное направление в развитии свойств личности, ее становления, формирования и коррекции, в дошкольном образовании сегодня представлено следующими разделами: ритмика, хореография, логоритмика.

Основой и «прародителем» этих направлений является танец.

Через танец и игру дети познают прекрасный мир танца, где раскрывают свою эмоциональную сторону, учатся общению, взаимопониманию и доверию. Занятия народным танцем помогают раскрыть не только творческий потенциал, но и внутренний мир ребенка.

Дети учатся красиво танцевать, а также дружить и ценить друг друга. Для девочек занятия танцами дают возможность приобрести грацию и красоту, для мальчиков — с раннего возраста приобрести хорошую спортивную осанку, научиться правильному обращению с девочками и быть мужественными, так как учиться танцевать народные танцы — это огромный труд.

В дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение к отечественной истории и культурному национальному наследию. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи — в языке народа, в его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых дошкольником от природы родного края, в деталях быта, в нравах и обычаях людей, среди которых он живет. С введением элементов народной культуры воспитания в педагогический процесс дошкольного учреждения решается следующая целью как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера.

Раннее включение детей в родную среду, усвоение материнского языка способствуют сознанию ребенком себя как «части своего этноса», приобщению его к традиционной, национальной культуре. Уже в этом возрасте детям следует прививать уважение к законам и обычаям предков, передаваемым из поколения в поколение. По возможности надо помочь ребенку изучить свою родословную, происхождение фамилии, значение его имени. Необходимо обращать внимание на нравственно-этническую культуру поведения мальчиков и девочек; на занятиях и в совместной деятельности знакомит детей с декоративно-прикладными видами искусства, с творчеством национальных художников.

Формирование у ребенка начал национального самосознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям других национальностей возможно только через организацию активной, систематической этнопедагогической деятельности.

Основные направления этнопедагогизации воспитательного процесса:

  • этнопедагогическое и этнопсихологическое просвещение педагогов и родителей;
  • создание этнопедагогической среды в дошкольном учреждении (учет национальных традиций в оформлении фасада здания, его интерьера и прилегающей территории, создание материально-технической базы в групповых помещениях, оформление функциональных помещений: мини-музей, уголок народного быта в группе;
  • стимулирование и поощрение процесса общения в детской среде на родном для ребенка языке и языке ближайшего народного окружения.;
  • использование национальной культуры в поликультурной среде ребенка-дошкольника.

В настоящее время этнокультурное воспитание переживает непростой период. Постепенно оно перерастает в общественно значимую область знаний о человеке и его культуре. Живя рядом с уникальными историческими местами, иногда соприкасаясь с обычаями, традициями, культурой того или иного народа, мы в должной мере не интересуемся ими. Как известно, только зная прошлое родного края, зная традиции и обычаи людей, которые нас окружают, можно творить будущее.

Задачей педагога в этом направлении является знакомство детей с культурой, обычаями и традициями народов, через яркие и интересные формы работы. Прежде всего, педагог сам должен знать культурные особенности своего края.

Танцевальная культура народов Поволжья очень разнообразна. Своеобразны хореографическая лексика, манера исполнения, ритмический рисунок, комбинация движений каждого народного танца. В то же время при наличии самобытных, сугубо национальных характеристик в танцах поволжских народов много общего, интернационального. Вследствие длительного общения народы обогатили друг друга в различных областях творчества.

Русский танец наиболее распространен в Поволжье. Здесь можно увидеть плавные хороводы, многофигурные кадрили, виртуозные пляски, лихие переплясы, парные танцы и т.д. Что касается Самарской области, то здесь славятся кадрили. В «Смышляевской кадрили» каждая фигура начинается с хлопков, кадриль «Самарка» построена на фольклорном материале.

Самой популярной у башкир является пляска типа «Карми бейеу» (лицом к лицу) — импровизированное соревнование — перепляс исполнителей. Массовые хороводы и сольные танцы башкир основаны, главным образом, на круговых мизансценах. Дополнительным аккомпанементом служит топот ног о твердые настилы. Распространены танцы «Баик», «Дружба», «Бишбармак», «Семь девушек» и т.д.

Марийские танцы разнообразны по характеру исполнения. Они часто сопровождаются частушками и возгласами «Ой», «Ойра». Женский танец — плавный и лиричный, мужской же танец динамичен. Наиболее распространены мужские танцы «Хитрый Миклай», «Горные орлы», «Сын Акпарса».

Чувашский танец самобытен и мало похож на танцы других народов Поволжья, хотя в нем все же имеются общие черты с татарским и марийским танцем. Чувашский танец или пляска почти всегда сопровождается хлопаньем в ладоши. Танцы просты по форме и развиваются по принципу варьирования и многократной повторности основного короткого наигрыша.

В современных татарских танцах очень ярки национальные особенности, и это объясняется, прежде всего, органическим использованием рисунка старинного танца. Такими танцами являются «Новая восьмерка», «Круговой танец», «Звездочка» и многие другие. Это все массовые танцы. По стилю они напоминают русские кадрили. Ряд танцев сопровождаются трехголосным женским хором.

У мордвы есть несколько видов хороводов. Танцы представляют собой сюжеты или производственной сферы или импровизация на тему песен и показ характеров и поступков изображаемых персонажей. Также имеют распространение парные танцы, которые сопровождаются динамизмом. В целом мордовский танец оптимистичен, исполняется легко и радостно Устинова Т. Русский народный танец. — М.: Искусство, 1996-12 с..

Образовательная программа направлена на раскрытие творческих способностей детей, задача педагога — посредством танцевального научить детей жить в коллективе, дружить и понимать друг друга. На основе русского народного танца прививается любовь к Родине, России, русскому танцу в частности, нашим корням. Ведь, как известно, если у человека нет корней — у него нет будущего. танец поволжье искусство

Очень актуально в наше время приобщать детей к искусству танца, развивать его физические способности, приобщать детей к коллективному творчеству.

Программа направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость.

Основной целью занятий хореографией является пробуждение в детях стремления к прекрасному, интереса к музыкальному и танцевальному творчеству; усиление эмоциональной отзывчивости и творческой активности; знакомство детей с танцевальной культурой своего народа, других народностей; развитие образного мышления и воображения.

Цель образовательной деятельности:

Приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыв перед ними его многообразие и красоту народного танца народов Поволжья.

Отличительной особенностью программы является то, что наряду с обучающей ее функцией, присутствует ее морально-нравственная сторона.

Занятия в музыкально-хореографическом объединении дают не только знания, но также прививают определенные навыки, формирует убеждения, мораль, достоинство, гордость, любовь к своему Отечеству, к своей малой Родине.

Только при всем этом возможно достижение главной задачи — воспитание творческой, всесторонне развитой личности. И именно танец народов Поволжья является эффективным средством воспитания.

При работе с детьми на ранней стадии обучения используются формы игры, прививающие ребенку навыки общения в коллективе.

На основе народного фольклора проводить игры и запевы с детьми, хороводные занятия. Необходимо использовать на занятиях метод вовлечения детей в создание танцевальных номеров, совместное творчество объединяет и сплачивает коллектив (детей и педагога).

Музыкальный материал подбирается с учетом возрастной группы. Знакомятся учащиеся и с историей возникновения русских плясок, историко-бытовых танцев. В процессе работы преподаватель постоянно имеет в виду основную цель занятий — музыкально-эстетическое воспитание и развитие каждого из учащихся на основе создания возможности эмоциональные, выразительного исполнения или разучиваемых композиций.

1 — ый год обучения. Элементы народного танца (30 часов).

Теория (4 часа).

Рассказ педагога о происхождении танца — хоровод, его разновидностях. Кадриль и ее разновидности (круговая, квадратная, линейная).

Практические занятия (26 часов): русский танец. Позиции рук — 1, 2, 3 на талии. Шаги танцевальные с носка, простой шаг вперед, переменный шаг вперед. Притоп — удар всей стопой, шаг с притопом в сторону. Выведение ноги на каблук из свободной 1-й позиции, затем приведение ее в исходную позицию, «припадание» с продвижением в сторону и вокруг себя по 4-м точкам.

«Ковырялочка» — поочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении и ребром каблука в открытом положении, без подскоков. Подготовка к присядке (муж).

Полуприсядка — полное приседание.

Легкие прыжки с обеих ног с одновременным их сгибанием (в полуприседании).

Хлопки (одинарные) — в ладоши, по бедру.

Вращение на подскоках по 1/4 круга на двух подскоках.

Второй год обучения. Элементы народного танца (36 часов).

Теория (6 часов): упражнение у станка и на середине — подготовка к более четкому исполнению народных движений (каблучные движения, присядка для мальчиков).

Точные позиции положения и движения рук в танцах восточных республик. Контрастность стиля русских, белорусских и кубанских танцев. Источники народных тем, сюжетов, движений, их связь с образом жизни народов.

Практические занятия (30 часов).

Станок. Подготовительные движения рук (из подготовительного положения руки открываются через первую позицию во вторую и закрываются на талию).

Полуприседание и полное приседание по 1, 2, 3, 5 открытым позициям.

Скольжение стопой по полу — вытягивание ноги на носок с переворотом стопы на бедро каблучка (вперед, в сторону, назад), лицом к станку.