Виды анализа художественного текста

Курсовая работа

Что такое художественный текст?

«Художественный текст — это возникающее из специфического (эгоцентрического) внутреннего состояния художника чувственно-понятийное постижение мира в форме речевого высказывания».

Любой текст представляет собой систему знаков и обладает такими важнейшими свойствами, как связность, ограниченность, цельность. Кроме этих свойств, исследователями отличаются и другие: воспринимаемость, интенциональность (намеренность), завершенность, связь с другими текстами, эмотивность.

Признаки художественного текста:

1.В художественном тексте, в отличие от других текстов, внутритекстовая действительность (по отношению к внетекстовой) имеет креативную природу, т.е. создана воображением и творческой энергией автора, носит условный, как правило, вымышленный, характер. Изображаемый в художественном тексте мир соотносится с действительностью лишь опосредованно, отображает, преломляет, преобразует её в соответствии с интенциями автора.

Для обозначения этого признака художественного текста используется термин «фикциональность», подчеркивающий условность, вымышленность, опосредованность внутреннего мира текста. Фикциональность охватывает различные объекты изображения, пространство и время, распространяется на процесс повествования и может включать субъекта речи (повествователя, рассказчика/рассказчиков).

Референция в художественном тексте обычно осуществляется к объектам возможных миров, моделируемых в произведении.

В то же время границы между художественными и нехудожественными текстами часто являются достаточно зыбкими: вымысел, с одной стороны, может присутствовать и в документальных произведениях; с другой стороны, в художественном тексте могут быть представлены и элементы «нефикциональных» текстов, более того, он иногда может соотноситься с реальностью.

2.Художественный текст представляет собой сложную по организации систему. С одной стороны, это частная система средств общенационального языка, с другой стороны, в художественном тексте возникает собственная кодовая система (ЮМ, Лотман), которую адресат (читатель) должен «дешифровать», чтобы понять текст. Обратимся, например, к стихотворению поэта-футуриста В. Каменского «Четыре времени (Девушки босиком)»:

Весна Лето

песниянка осмеянка

песниянная осмеянная

песниянных осмеянных

песниян осмеян

Осень Зима

окаянка одеянка

окаянная одеянная

окаянных одеянных

36 стр., 17863 слов

Элементы художественного творчества на х развития речи в начальной школе

... отношение к языку, в котором нравственные и эстетические чувства окажутся неизбежными. Использование на уроках развития речи художественного творчества детей - ... явления более полно и с разных сторон. Но такие ассоциации лишь в ограниченных размерах дают основу для ... должна лечь в основу изучения умственной деятельности человека. По его мнению, локальная ассоциация, являясь начальной стадией знаний ...

окаян одеян

В основе этого поэтического текста лежит код естественного языка: составляющие его слова представляют собой комбинации реальных корней и аффиксов. В то же время перед нами «абсолютно геометризованная заумная парадигма».Соотношение индивидуально-авторских новообразований «обнажает» основные принципы построения текста: повтор и контраст. Повтор аффиксов устанавливает цепочку соответствий и актуализует поэтическую рефлексию. Текст уподобляется семантическому или ассоциативному словарю: узуальные слова (названия времен года) служат предметом «толкования» и стимулом для ассоциаций: в каждой строфе выделяются ключевые признаки временных периодов. Они противопоставлены друг к другу и обладают для адресата текста неполной определенностью. В рамках текста формируется собственная кодовая система, «расшифровка» которой может быть связана с установлением соответствий между природными характеристиками и обобщено осмысливаемой девичьей (женской ) судьбой в её развитии. Ключом к интерпретации в этом случае служит вариант заглавия – «Девушки босиком». Смена «строф» и последовательность окказионализмов в каждом из них отражает течение времени и его цикличность, связь природного ритма с ритмом жизни человеческой.

3. В художественном тексте «все стремятся стать мотивированными со стороны значения. Здесь все полно внутреннего значения и язык означает сам себя независимо от того, знаком каких вещей он служит. На этой почве объясняется столь характерная для языка искусства рефлексия на слово… Поэтическое слово, в принципе, есть рефлектирующее слово. Поэт как бы ищет и открывает в слове его «ближайшие этимологические значения», которые для него ценны не своим этимологическим содержанием, а заключенными в них возможностями образного применения… Эта поэтическая рефлексия оживляет в языке мертвое, мотивирует не мотивированное». Обратимся, например, к стихотворению Г.Р.Державина «Река времен…», которое иногда называют лучшим стихотворением на русском языке:

Река времен в своем стремленье

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы.

Экспрессия стихотворения создается концентрацией метафор, обладающих огромной обобщающей силой, семантической емкостью ключевых слов текста и его фонетической организацией. Сквозь повтор дрожащего [р], имеющего такие акустические характеристики, как прерванность и резкость, определяет общую трагически напряженную тональность восьмистишия. Глубокие звуковые повторы, составляющие своеобразную внутреннюю рифму первой и предпоследней строк. Слова объединенные звуковыми повторами, сближаются семантически, в результате в тексте усиливается значимость образов движения и гибели, подчеркивается течение времени и линейное развитие истории. И время, и история в стихотворении Державина имеют конец и предполагают ни торжества прогресса, ни установление гармонии: включенные в восьмистишие слова уносит, топит, пожрется, забвенье, пропасть и жерло содержат взаимодействующие в тексте семантические компоненты «гибель», «утрата», «конец», «небытие».

31 стр., 15371 слов

Проблемы перевода музыкально-поэтических текстов с английского языка на русский

... новые стили, новые кумиры и «первопроходцы». Музыка перевоплощалась в некую движущую силу, а слова её текстов становились рупором в руках молодёжи. Она являлась «проводником» между социальными слоями и представителями ...

Образ времени сопоставляется с образом вечности, а план настоящего постоянно сменяется планом будущего (То вечности жерлом пожрется)». В последней строке восьмистишия проявляется один из основных принципов построения этого текста – возрождение внутренней формы слов, значимое для развертывания его ключевых образов.

В стихотворении Державина развивается мотив суда, имеющий несколько аспектов: это и определение истинной цены деяния людей, и подведения итогов, и установление места искусства в истории, и суд времени над человеком, и преодоление самого времени. Актуализация этого мотива связана с поэтической рефлексией.

4. Единицы, образующие художественный текст, в рамках этой частичной эстетической системы преобладают дополнительные «приращения смысла», или « обертоны смысла» (Б.Л.Ларин).

Этим определяется особая целостность художественного текста.

«Приращение смысла» в нем получаются даже единицы незначимые, которые в результате оказываются способными к семантизации. Показателен пример, который приводит О.Г.Ревзина, обратившаяся к рассмотрению одного из стихотворений М Цветаевой:

  • Неподражаема, лжет жизнь;

Сверх ожидания сверх лжи…

Но подражанию всех жил

Можешь узнать: жизнь!

«В стихе,- замечает исследователь,- повторяются звуки , которые составляют звуковой облик слова «жизнь». Этот звуковой повтор втянуты слова, которые дают оценку жизни, называют физическое состояние человека как оппозиционный знак жизни…

5. Все элементы текста взаимосвязаны, а его уровни обнаруживают или могут обнаруживать изоморфизм. Так, по мнению Р. Якобсона, смежные единицы художественного текста обычно обнаруживают семантическое сходство. Поэтическая речь «проецирует принцип эквивалентности с оси селекций на ось комбинации». Эквивалентность служит одним из важнейших способов построения художественного текста: она обнаруживается в повторах, определяющих связность текста, привлекающих читателя к его форме, актуализирующих в нем дополнительные смыслы и раскрывающих изоморфизм разных уровней. Рассмотрим, например, в котором отношении эквивалентности «обнажены»,- стихотворение поэта «первой волны» русской эмиграции И. Чиннова « Да расчудесно, распрекрасно, распрелестно…»:

Да расчудесно, распрекрасно, распрелестно,

Разудивительно, развосхитительно,

Разобаятельно, разобольстительно,

Не говори, что разочаровательно.

Но как же с тем, что по ветру развеяно,

Разломано, разбито, разбазарено,

Разорено, на мелочи разменяно,

Разгромлено, растоптано, раздавлено?

В тексте стихотворения множество слов с приставкой раз-, определяющее и звуковые повторы, объединяющие строфы;

— Художественный текст, как мы видим, « результат сложной борьбы различных формирующих элементов … Тот или другой элемент имеет значение организующей доминанты, господствуя над остальными и подчиняя их себе». Под доминантой понимается «тот компонент произведения, который приводит в движение и определяет отношения всех прочих компонентов».

9 стр., 4181 слов

Учимся писать по тексту художественного стиля

... полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (1)Все мы, ребята Кизлярского детского дома, ... парты, где мною были вырезаны три самых заветных слова: электричество – стихи – Лида, я дописал еще одно слово – шефы. (10)Больше всех хвалился белорус Вилька. (11)Он попал в гости ...

6.Художественный текст связан с другими текстами, отсылает к ним или вбирает в себя их элементы. Эти межтекстовые связи влияют на его смысл и даже определяют его.

Межтекстовые связи выполняют подтекст произведения и определяют его полифонию (многоголосие), которая обусловлена обращением к «чужому» слов с присущими ему смыслами и экспрессивно- стилистическим ореолом.

7. Как «лабиринт сцеплений» (Л.Н.Толстой), художественный текст всегда содержит не только прямую, но и неявную информацию.

Итак, художественный текст представляет собой частную эстетическую систему языковых средств, характеризующуюся высокой степенью целостности и структурированности. Он уникален, неповторим и в тоже время использует типизированные приемы построения. Это эстетический объект, который воспринимается во времени и имеет линейную протяженность.

Художественный текст есть всегда адресованное сообщение: это форма коммуникации «автор-читатель». Текст функционирует с учетом «эстетического общения», в процессе которого адресат (читатель) должен воспринять интенции автора и проявить творческую активность.

Связность — важнейшая характеристика текста, обусловленная таким его признаком, как членимость. Связность текста — это взаимозависимость его элементов, соотносящихся с различными уровнями системы языка; различается фонетическая, морфологическая, синтаксическая, семантическая и стилистическая связность. Основным видом считается семантическая связность.

Текст представляет собой сложный объект. В нем выделяются предложения, связанные между собою по смыслу и формально в особые группы, которые ученые называют по-разному: сложные синтаксические целые, линейно-синтаксические цепи.

Художественное произведение – это текст, втягивающий в себя бесконечный контекст культуры и тем самым – выходящий за свои пределы. Художественный текст требует внимания к его собственно языковой и образно-эстетической стороне. Иначе затруднена для учащихся возможность открыть для себя его целостный смысл. «Многослойность» художественного текста предполагает специфические способы познания и изучения в школе. Долгое время традиционно выделялись несколько видов анализа художественного текста: лексико-семантический, лингвостилистический, мотивный, идейно-тематический.

1. Основы анализа художественного текста.

Когда большинство людей слышат словосочетание «анализ текста», они сразу подозревают что-то неладное. Во-первых, потому что «анализ» — это нечто научное, или хуже того, наукообразное. Во-вторых, потому что «анализ разрушает», как сказал первый же Прохожий, отметившийся в здешней гостевой. Ну и в-третьих, потому что это же про книжки, а книжки читать любят немногие. А уж анализировать… Сразу вспоминаются уроки литературы и «ненавязчивые» вопросы учителя. Короче, ничего светлого в перспективе.