В настоящее время существуют различные теории процесса распознавания образов. В этих теориях основное внимание уделено следующему вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные образы?
Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро; поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны. Однако это совсем не так.
Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Вопросы изучения восприятия как психологического процесса актуальны и в наше время. Многие ученые занимаются изучением процесса восприятия.
Основная часть
I. Общая характеристика восприятия
Восприятие
Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Но оно не сводится к простой сумме ощущений. Это нечто целое, куда входит и воспроизведенный прошлый опыт, и процессы осмысления того, что воспринимается, и др. психические процессы. Другими словами, восприятие отличается от ощущения тем, что это активный процесс, в результате которого формируется образ объекта.
Основным отличием восприятия от ощущения является целостное отображение предмета через отражение всей совокупности его свойств.
Восприятие часто называют
II. Фазы восприятия
Результат восприятия – психический образ объекта.
Восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности. Оно состоит из следующих перцептивных фаз:
1. Обнаружение (исходная фаза, на которой происходит выделение объекта из общего фона раздражителей).
2. Различение (выделение в объекте наиболее характерных признаков, по которым его можно опознать).
3. Идентификация (отождествление объекта с образцами, находящимися в памяти).
Реферат теории восприятия по психологии с литературой
... психология и психология целостности. С точки зрения эмпирической психологии механизм восприятия таков: раздражение органов чувств воспринимаемым объектом вызывает в сознании индивида соответствующую мозаику ощущений, которая затем связывается с кинестетическими ощущениями ... нейронам коры головного мозга. 2. Теории восприятия Современная психология восприятия представляет собой достаточно пеструю ...
4. Опознание объекта (совпадение его с имеющимся в памяти образцом, отнесение его к определенной категории объектов, «называние объекта»).
На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту. На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения. И, наконец, на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.
Важную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, а также волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую он при этом проявляет. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность личности.
III. Виды восприятия
Существует несколько классификаций видов восприятия.
По модальности:
— осязательное
— зрительное
— слуховое и т.д. …
По форме движения материи:
— восприятие времени
— восприятие пространства
— восприятие движения
Каждый вид восприятия имеет свои отличительные особенности (например, в осязательном наиболее главным является двигательный компонент и в процессе узнавания предмета идет упор на последовательное получение все большего числа информации – отдельных ощущений, в зрительном же – упор на целостное восприятие объекта).
Особенно это касается восприятия времени, пространства, движения. [Лурия]
Рассмотрим некоторые виды восприятия:
1. Восприятие пространства
2. Восприятие времени
Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». В целом, при исследовании восприятия времени необходимо учитывать два основных аспекта: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности.
Искусство и визуальное восприятие
... пытался чередовать художников, искусствоведов и мастеров искусства. Этот интерес к искусству был подкреплен моими исследованиями в области психологии. Любой визуальный процесс - это область исследований психолога, ... пользу. Если это относится к простому акту восприятия объекта, то, по всей вероятности, это относится и к художественному восприятию реальности. Очевидно, что художник - не механическое ...
Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий было много, и они были интересны, то время идет быстрее. И наоборот, если событий было мало или они были не интересны, то время тянется медленно. Временной отрезок, заполненный разнообразными событиями, кажется более продолжительным, и наоборот.
Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быстро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.
Кроме внутренних механизмов восприятия времени человек также пользуется определенными величинами временных интервалов. Такими интервалами могут быть день, неделя, месяц, год, столетие и т. п. Существование этих интервалов возможно потому, что в них чередуется определенная смена событий, например заход и восход солнца. Так, по количеству восходов мы можем судить, сколько прошло дней, недель, месяцев, лет.
Таким образом, в восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с нашей личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от заполненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением событий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает внутреннее ощущение времени, то второй аспект помогает человеку ориентироваться во времени.
3. Восприятие движения — очень сложный процесс, природа которого еще не вполне выяснена. Смещение же точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве. Восприятие движения в глубину пространства, которое экспериментально еще почти не исследовалось, возникает вследствие смещения не вполне соответствующих точек на сетчатке вправо или влево. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, которое приходится производить, чтобы следить за движущимся предметом. Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз: мы воспринимаем одновременно движение в двух взаимно противоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны. В восприятии движения, несомненно, значительную роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Так, впечатление движения может вызвать необычайное для покоящегося тела положение частей фигуры (поднятая нога, отведенная, как бы замахнувшаяся рука, согнутые верхушки деревьев и т. п.).
IV. Основные свойства восприятия
К основным свойствам восприятия следует отнести следующие:
предметность, целостность, структурность, константность, осмыслен-ность,
Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов
Основы методики развития гибкости и координации движения у юных гимнасток
... художественной гимнастике во многом определятся вниманием гимнастки к движениям, их деталям, отчетливостью восприятия, или иначе - координацией движений. Внимание гимнастки характеризуется следующими признаками: сосредоточенностью, широким распределением на движущиеся объекты (партнеры, предметы), ...
целостность
структурность
константность.
Константностью называется относительное постоянство отражения некоторых свойств предметов при изменении физических условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет восприниматься как большой объект, хотя его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше его изображения, как если бы он находился рядом.
осмысленность.
Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как уже говорилось выше, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом.
избирательность.
Оно заключается в том, что в любой момент времени человек может воспринимать только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном восприятия, т. е. не отражаются в сознании. Например, студент, слушая лекцию или читая книгу, совсем не обращает внимания на то, что происходит у него за спиной.
V. Феномены восприятия
Феномены восприятия лучше всего были описаны и проанализированы школой гештальтпсихологии.
1. Закон фигуры и фона.
Фигурой принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, представляет собой фон.
Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Выделение предмета из фона облегчает знание того, что надо найти, в особенности, если это конкретный образ предмета, а также выделение предмета из фона, что дает возможность обвести контуры предмета или перебрать предметы руками, т. е. возможность манипуляции предметами.
Следует отметить, что
Ваза Рубина
Вторым важным принципом гештальтпсихологии является принцип заполнения пробелов. Он проявляется в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет автоматически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. Например, когда по радио вдруг прерывается исполнение известной песни или рекламное объявление, слышанное тысячу раз, мозг человека машинально восстанавливает недостающее.
Психология художественного восприятия
... алгоритмов в художественном творчестве. Действительно, по самому своему определению творчество есть ... комплекс его восприятия, мышления, поведения стимулируется целями творчества как высшими ... мерой, которую диктует природа самого предмета — таков механизм, объясняющий ... синоним художественной достоверности, оправданности логики поведения художественного персонажа. Известно, что психология выводит ...
3. Парадоксы восприятия
Организация перцептивных процессов и черты постоянства (константности) обеспечивают непротиворечивое и связное восприятие окружающего. Однако, существуют случаи, когда восприятие искажено : когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы — в этом случае речь идет о двусмысленных картинках , которые на первый взгляд кажутся «нормальными», но вскоре делаются непонятными, поскольку вызывают два противоречивых восприятия, причем нет никакого признака глубины, который позволил бы определить, что является фигурой, а что фоном.
Когда индивидом неправильно интерпретируются монокулярные сигналы, получаемые от предметов: некоторые признаки перспективы, глубины, формы или величины, вступая в противоречие между собой, порождают зрительные иллюзии.
Одно из объяснений ряда иллюзий основано на склонности воспринимать как более крупное то, что находится дальше, с учетом эффекта перспективы. Это заставляет мозг человека ошибочно преувеличивать размеры того из двух равных предметов, который больше удален (это, например, происходит в случае с иллюзией Мюллера – Лайера).
Заключение
Таким образом, исследования ученых показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривапие соответствующих звуков при восприятии речи).
Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.
Используемые источники
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/vospriyatie-kak-hudojestvennyiy-protsess/
1.
Б. Г
2.
Б. Г
3.
Издательство ЛГУ, 2004. 423 с.
4.
Ветер, Л. А.