Внимание как психический процесс

Эссе

«Эссе Внимание как психический процесс»

Эссе «Внимание как психический процесс»

1Внимание — сосредоточение сознания на определенном объекте или определенной деятельности, обеспечивающее их ясное отражение.

2 Внимание — психический познавательный процесс, который заключается в выделении предмета, в отличие от всех остальных.

Функции внимания

1отбор информации

2обеспечение удержания активности на объекте

3регуляция и контроль

Свойства внимания:

концентрация

устойчивость

объем – это свойство измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени

распределение

переключение

сосредоточение

Виды внимания

непроизвольное

1) более сильный раздражитель на фоне действующего;

2) новизна раздражителя;

3) начало и прекращение действия раздражителя;

4) предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон

произвольное

1) Особенности обстановки места

1) Психическое состояние человека

послепроизвольное

Также бывает внешнее и внутреннее внимание, коллективное, групповое, индивидуальное

Внимание зависит от:

  • характера объектов
  • интереса предмета и сознания его значимости
  • привычки переключать внимание в определенных условиях

Физиологические основы внимания

Физиологический механизм внимания сложен. В настоящее время механизм внимания рассматривается в психологии как фильтр, расположенный на разных уровнях нервной системы. Этим фильтром является ретикулярная формация – анатомически и функционально расположенная в подкорковых областях. Она отсеивает, тормозит одни импульсы и усиливает другие, посылая их в кору головного мозга. Так совершается отбор нервных импульсов, поступающих в кору, в зону ясного сознания.

Природа внимания (Н.Н. Ланге)

1 Внимание как результат двигательного приспособления

Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.

9 стр., 4425 слов

Процессов регуляции психической деятельности

... взаимодействием корковых систем, обеспечиваю­щих произвольную регуляцию психической дея­тельности и поведения [1-3,5,7-11,13]. Особенно­сти перестройки процессов произвольной регуля­ции ВПФ могут служить ... тяжелых черепно-мозговых травм (ТЧМТ), имевших верифицированные очаги поражения в передних отделах коры головного мозга (6 человек). Для выявления интегральных показателей произвольной регуляции ...

2 Внимание как результат ограниченности объема сознания

Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.

3 Внимание как результат эмоций

Эта теория особенно блестяще развитая в английской ассоциативной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Так Дж. Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным – это одно и тоже».

4 Внимание как результат апперцепции,

5 Внимание как особая активная способность духа.

Внимание рассматривается как первичная и активная способность, происхождение которой необъяснимо.

6 Внимание как усиление нервного раздражителя.

Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности ЦНС.

7 Теория нервного подавления.

Эта теория пытается объяснить основной факт внимания. Преобладание одного представления над другим – тем, что лежащий в основе первого физиологический процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащего в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Таким образом, внимание – это проявление избирательной направленности психической деятельности, выражение избирательного характера процессов сознания. Внимание неразрывно связано со всеми сторонами психики. В частности, роль эмоциональных факторов ярко сказывается в зависимости внимания от интереса, роль воли находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/na-temu-vnimanie-po-psihologii/

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. — М., Академия, 2010

  2. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания. — М.: ЮРАЙТ, 2014.

  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика. — М.: ЮРАЙТ, 2013.

  4. Крысько, В. Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. М., Юрайт, 2015

5 . Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. / Р. С. Немов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014.

6 Сластенин В.А. Психология и педагогика, Учебные пособия М.: Издательский центр Академия., 2011. — 480 с.