Внимание как психический процесс

Эссе

«Эссе Внимание как психический процесс»

Эссе «Внимание как психический процесс»

Внимание — сосредоточение сознания на определенном объекте или определенной деятельности, обеспечивающее их ясное отражение.

Внимание — психический познавательный процесс, который заключается в выделении предмета, в отличие от всех остальных.

Функции внимания

1. Отбор информации

2. Обеспечение удержания активности на объекте

3. Регуляция и контроль

Свойства внимания:

Концентрация

Устойчивость

Объем – это свойство измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени

Распределение

Переключение

Сосредоточение

Виды внимания

Непроизвольное

1) Более сильный раздражитель на фоне действующего;

2) Новизна раздражителя;

3) Начало и прекращение действия раздражителя;

4) Предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон.

Произвольное

1) Особенности обстановки места

2) Психическое состояние человека

Послепроизвольное

Также бывает внешнее и внутреннее внимание, коллективное, групповое, индивидуальное

Внимание зависит от:

  • Характера объектов
  • Интереса предмета и сознания его значимости
  • Привычки переключать внимание в определенных условиях

Физиологические основы внимания

Физиологический механизм внимания сложен. В настоящее время механизм внимания рассматривается в психологии как фильтр, расположенный на разных уровнях нервной системы. Этим фильтром является ретикулярная формация – анатомически и функционально расположенная в подкорковых областях. Она отсеивает, тормозит одни импульсы и усиливает другие, посылая их в кору головного мозга. Так совершается отбор нервных импульсов, поступающих в кору, в зону ясного сознания.

Природа внимания (Н.Н. Ланге)

1 Внимание как результат двигательного приспособления

Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание не возможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.

2 Внимание как результат ограниченности объема сознания

Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления вытесняют или подавляют менее интенсивные.

4 стр., 1829 слов

Доклад «Восприятие как психический процесс»

... процесс, в результате которого формируется образ объекта. Основным отличием восприятия от ощущения является целостное отображение предмета через отражение всей совокупности его свойств. Восприятие часто называют II. Фазы восприятия Результат восприятия – психический ...

3 Внимание как результат эмоций

Эта теория особенно блестяще развитая в английской ассоциативной психологии, указывает на зависимость внимания от интересности представления. Так Дж. Миль указывал: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным – это одно и тоже».

4 Внимание как результат апперцепции

5 Внимание как особая активная способность духа.

Внимание рассматривается как первичная и активная способность, происхождение которой необъяснимо.

6 Внимание как усиление нервного раздражителя.

Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности ЦНС.

7 Теория нервного подавления.

Эта теория пытается объяснить основной факт внимания. Преобладание одного представления над другим – тем, что лежащий в основе первого физиологический процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащего в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Таким образом, внимание – это проявление избирательной направленности психической деятельности, выражение избирательного характера процессов сознания. Внимание неразрывно связано со всеми сторонами психики. В частности, роль эмоциональных факторов ярко сказывается в зависимости внимания от интереса, роль воли находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. — М., Академия, 2010

  2. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания. — М.: ЮРАЙТ, 2014.

  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика. — М.: ЮРАЙТ, 2013.

  4. Крысько, В. Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. М., Юрайт, 2015

5 . Немов Р.С. Общая психология. В 3 т. / Р. С. Немов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014.

6 Сластенин В.А. Психология и педагогика, Учебные пособия М.: Издательский центр Академия., 2011. — 480 с.