Господин Великий Новгород: становление национального художественного стиля

Актуальность

Тему своего реферата «Великий Новгород: становление национального художественного стиля» я выбрала потому, что мне захотелось узнать больше об искусстве Новгорода — крупнейшего культурного центра Древней Руси.

Цель:

Исследовать особенности развития и становления национального художественного стиля Великого Новгорода.

Задачи:

1. Изучить самые значительные достижения Новгородской архитектуры и живописи.

2. Познакомиться с яркими проявлениями самобытной культуры Великого Новгорода.

3. Определить роль Новгородского искусства в истории русской культуры.

1.Письменность и просвещение

культура новгородский архитектура живопись

В XI — XIII веках на Руси, и особенно в Новгороде, широко распространялись рукописные книги. В 1056-1057 годах дьякон Григорий переписал для посадника Остромира Евангелие. «Остромирово Евангелие» — самая древняя из сохранившихся рукописных книг Древней Руси.

С древнейших времен в Софийском соборе создавалась библиотека, известная далеко за пределами Новгорода. Из всех дошедших до нас древнерусских книг (с XI века) более половины принадлежало Новгороду. Это свидетельствует об огромной роли города в развитии русской письменности.

В летописи 1030 года говорится, что князь Ярослав Мудрый собрал в Новгороде «от старост и поповых детей 300 учити книгам» и повелел открыть для них школу. Ярослав обязал священников в своих приходах учить людей грамоте.

Грамотность в Древнем Новгороде по сравнению с другими городами была значительно распространена. Это доказывают не только берестяные грамоты (в Новгороде их было найдено около 600), но и граффити (процарапанные на стенах зданий надписи и рисунки), надписи имен владельцев на многочисленных предметах.

Древнейшие летописные записи в Новгороде известны с XI века. Летописание велось не только в Софийском соборе, но и в некоторых пригородных монастырях.

В середине XII века в Новгороде жил ученый монах Кирик. Его по праву называют первым русским математиком. Ему было 26 лет, когда он в 1136 году написал сочинение «Учение им же ведати человеку числа всех лет». В «Учении» Кирика, посвященному счету времени, отражены данные древнерусского календаря, с помощью которого можно было делать сложные математические расчеты с большими числами.

Кирику принадлежит еще одно сочинение — «Вопрошание», в котором он выступил как летописец, записывавший в виде дневника беседы с духовными лицами.

20 стр., 9914 слов

«Культура Киевской Руси в IX-XIIвв»

... человека, с его высоким благородством и многосторонностью его культуры. Я выбрал тему реферата «Культура Киевской Руси. IX-XIIвв. » так как данный период и непосредственно культура того периода вызывает ... реферата. Предметом данной работы является культура эпохи, отделенной от нас почти тремя столетиями последующего разви­тия материальной и духовной культуры. Но достижения после­дующих веков ...

Не менее ярким свидетельством о жизни новгородцев были былины.

Новгородские былины родились в эпоху становления свободной вечевой республики. Поэтому сюжеты эпоса целиком принадлежат времени развития свободного новгородского общества, великих морских путешествий, процветания культуры, торговли, ремесел. Герои былин Новгорода не походили на своих киевских собратьев, да и сам эмоциональный строй новгородских былин совершенно иной.

Неповторимые впечатления оставляют былины о разудалом Ваське Буслаеве, торговом госте Садко, богатом скряге Госте Терентьище. В них есть и искристый народный юмор, и тонкая ироничность, и стремление к правдивому повествованию.

2.Архитектура

Торгово-ремесленный Новгород никогда не стремился к изысканной роскоши, напротив, на его искусстве лежал отпечаток строгости и простоты. Лучшие новгородские мастера умели создавать подлинные шедевры архитектуры и изобразительного искусства скупыми средствами.

Архитектурный ансамбль Новгорода складывался в основном из деревянных построек — крепостных стен, мостов, церквей и хором знати. С 1044 года по приказу князя Ярослава Владимировича началось строительство каменных стен кремля.

Новгородская сторона всегда славилась своими храмами. Одним из наиболее древних храмов Новгорода является пятиглавый Софийский собор, который был возведен по приказу Владимира Ярославовича в 1045-1050 годах в самом центре Новгорода. Постройка Новгородской Софии свидетельствует о намерение Новгорода повторить блеск и великолепие Киевской Софии. Подобно киевскому собору, новгородская София представляет собой огромный расчлененный вереницами столбов на пять продольных нефов храм, к которому с трех сторон примыкали галереи.

Внешний облик храма характеризуется исключительной монолитностью и конструктивностью. Мощные выступы лопаток делят фасады здания в полном соответствии с внутренними членениями. Стены новгородской Софии первоначально не были отштукатурены. Кладка стен в основном состояла из огромных, грубо отесанных, не имеющих квадратной формы камней. Розоватый известковый раствор подрезан по контурам камней и подчеркивает их неправильную форму. Эта кладка, не скрытая под штукатуркой, придавала фасадам здания подчеркнутую мощность и своеобразную суровую красоту.

Несмотря на близость к киевскому собору, новгородская София существенно отличается от него своеобразностью художественного замысла: она проще, лаконичнее и строже.

Софийский Собор был построен с помощью искусных греческих архитекторов. Самостоятельное же творчество русских зодчих было еще впереди.

Истоки своеобразия русского зодчества следует искать в начале XI века, когда были отстроены такие величественные храмы, как церковь, соборы Антониева и Юрьева монастырей.

Георгиевский собор Юрьева монастыря, выстроенный в 1119 году князем Всеволодом, по размерам и строительному мастерству занимает в новгородском зодчестве первое место после Софийского Собора. Русским зодчим, выстроившим собор, был мастер Петр. Георгиевский собор, как и собор Николы на Ярославовом дворище сохраняет образ большого парадного здания. К его северо-западному углу мастер приставил высокую прямоугольную башню, с расположенной внутри лестницей, ведущей на полати собора. Выдающийся русский зодчий достиг в этой постройке исключительной выразительности, доведя до предела лаконичность форм, строгость пропорций и ясность конструктивного замысла.

9 стр., 4186 слов

Сочинение успенский собор в москве

... памятников Москвы. Успенский собор строился не только как главный храм на Руси, но и как главное общественное здание государства. Это назначение собора получило свое отражение и в его ... собор, «повелел, сняв старое письмо, подписать заново в самом храме, алтаре и приделах». В 1642-1643 годах по царскому указу в Москву съехалось более ста художников из Владимира, Суздаля, Рязани, Новгорода, ...

В 1127 году строится церковь Ивана на Опоках, а в 1135 церковь Успения на торгу. В основе обоих построек — упрощенный план Николо-Дворищенского собора: нет башен, вход на хоры устроен в виде узкой щели в толще западной стены.

С середины XII века в Новгороде почти прекращается княжеское строительство и возникает множество небольших приходских храмов — складывается новый тип храма. Вместо грандиозных, немногочисленных сооружений появляются здания небольшие и простые, но строящиеся в большом количестве. Решительно меняется характер интерьера. Пышные открытые хоры заменяются закрытыми со всех сторон угловыми камерами на сводах, соединенными между собой небольшим деревянным помостом.

Первая дошедшая до нас постройка нового типа — церковь Благовещения у деревни Арканжи под Новгородом. Это квадратный четырехстолпный однокупольный храм с тремя полуциркульными аспидами на восточной стороне.

Ярким образцом новгородского зодчества последней трети XII века по праву считается церковь Спаса Преображения на Нередице. Несмотря на сравнительно небольшие размеры, церковь производит впечатление монументального сооружения. Объем церкви, увенчанный одним куполом, покоящимся на четырех столпах, разделен на три нефа и завершен с востока тремя апсидами. Облик церкви по-новгородски сдержан и строг. Ее единственное украшение — аркатурный пояс под куполом массивного барабана, прорезанного восемью узкими окнами, — усиливает впечатление простоты и величия.

Со строительством церкви Рождества Богородицы в первой четверти XIII века на месте языческого святилища в Перыни создается новый тип церкви, ставший определяющим для архитектуры XIV — XV веков. В последующих постройках менялись пропорции, форма покрытия, декор, прибавлялись и исчезали западные притворы, но сам тип новгородских сооружений на протяжении более двух столетий оставался неизменным. Среди памятников архитектуры той поры — церковь Спаса-Преображения на Ковалеве (1345), Успения на Волотове (1352), Федора Стратилата на Ручью (1361), Спаса-Преображения на Ильине улице (1374), Петра и Павла в Кожевниках (1406), Симеона Богоприимца в Зверином монастыре (1467) и др.

Соборы новгородской земли воспринимаются как индивидуальные, неповторимые в своем художественном совершенстве строения. В постройке каждого храма новгородские зодчие воплощали новые творческие решения. Так, в церкви Федора Стратилата поражает органичное единство архитектурных форм и украшающих их декоративных элементов. В церкви же Спаса-Преображения на Ильине улице конструкция здания скрывается за обильным декором — сложными порталами, арками, окнами, наличниками, нишами. Облик храма — праздничный и яркий.

Так постепенно, в поисках сочетаний суровости и мягкости, монументальности и изящества, пластичности и строгости, расцвела архитектура Великого Новгорода.

3.Изобразительное искусство

Однако совершенная красота рождается не только в новгородском храмовом строительстве. С XII века начинается развитие монументальной новгородской живописи. Вряд ли можно было найти в Новгороде храм, стены которого были бы не покрыты красочными росписями.

6 стр., 2569 слов

Мозаики и фрески Софии Киевской

... и подчеркнуто линейным характером. Общепринятая датировка серединой XI века является слишком ранней: эти фрески исполнены не ранее XII века . Сложная система росписи Софии Киевской складывается из разновременных частей. Одновременны с мозаиками фрески ... к Киеву печенеги. Таким образом, собор св. Софии в Киеве был одновременно и кафедральной церковью и памятником в честь одержанной над печенегами ...

Мировую известность церкви Спаса Преображения на Нередице принесли фрески, выполненные свободно и энергично в необычайно светлом колорите: сочетании желто-красных охр, нежно-зеленого и синего цветов. Белильные цвета, положенные крупными, рельефными мазками на ликах святых, создают атмосферу удивительной гармонии и умиротворенности, настраивают человека на возвышенное созерцание и общение с Богом. Объемная живопись, сотканная из отдельных сюжетов и фигур, построенная на контрастах, соседствует с изображениями, выполненными в графической, орнаментальной манере. Высоко под куполом был изображен сюжет Вознесения Господня. Между окнами барабана расположились пророки с раскрытыми свитками в руках. На парусах — евангелисты, в центральной аспиде возвышалась в полный рост величавая Богоматерь Оранта. С обеих сторон к Богоматери двигались русские святые. Чуть ниже находилась фреска, изображающая Евхаристию, еще ниже деисус. Стены Спаса-Нередицы были покрыты изображениями двунадесятых праздников и событий Страстной недели.

К сожалению, в годы Великой Отечественной войны церковь на Нередице, как и другие произведения русского зодчества (храмы Успения на Волотовом поле, Спаса на Ковалеве, Михаила на Сковороде, Благовещения на Гродище и др.), была разрушена в результате обстрелов, почти полностью погибли и ее древние фрески. В восстановленном в 1956-1968 годах здании сохранились лишь фрагменты росписи алтарной части и нижних участков других стен.

Соперничать по уровню мастерства с фресками могла только икона.

От новгородской школы станковой живописи XII — XIII веков сохранились всего две иконы, некогда украшавшие стены георгиевского собора Юрьева монастыря. На них изображен святой Георгий в облике воина. Из Юрьева монастыря сохранилось еще одно древнее и прекрасное произведение иконописи — «Устюжское Благовещение». На иконе изображены Богоматерь и архангел Гавриил. Позы их спокойны и торжественны, ибо событие, изображенное на иконе, вне времени и пространства, оно подчинено вечности. Икона наполнена сложной символикой. В этих иконах чувствуется влияние высоких традиций искусства Византии. На опыте византийских мастеров в конце XIII века формируется новгородская школа иконописи, достигшая расцвета во второй половине — начале XV века.

В новгородских иконах много экспрессии, эмоциональной выразительности, непосредственности в выражении чувств. Новгородские мастера предпочитали яркие, чистые, насыщенные цвета на излюбленном красном фоне. Пылающая киноварь (красная краска фона), на которой особенно выразительно смотрелись зеленый и синий цвета, должна была заменить блеск привычного золота. Контрастность и насыщенность колорита, симметричность композиции, некоторая вытянутость и четкие контуры фигур, их устремленность к небу, оторванность от земли, экспрессивность и динамичность в выражении чувств стали ее отличительными чертами.

Тесное творческое содружество связывало новгородских мастеров с византийскими художниками, среди которых особенно выделялся Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405 г.), прибывший в Новгород в 70-е годы XIV века.

13 стр., 6489 слов

Византийская икона Богоматери, известная в России как Владимирская ...

... прочих икон, как образец православного искусства, непревзойдённый шедевр - икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской. Через ... в честь Успения Пресвятой Богородицы соборе. Благодатной помощи Владимирской иконы Божией Матери приписывают избавление Москвы: ... - книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа. Воплотить слово, эту грандиозную ...

Слава и авторитет Феофана были огромными. И дело даже не в том, что он писал, «не взирая на росписи», т.е. не копирую иконографические образы. Невозможно не запомнить его энергичную, стремительную, эскизную манеру письма, в которой есть и великолепное мастерство колорита, и суровый, порой даже грозные аскетизм. Хотя в колорите его фресок преобладают темные, красно-коричневые тона, его живопись нельзя назвать монохромной. Синяя, оранжевая, лиловая, желтая, белая и черная краски изобилуют оттенками тонов, множеством светотеневых градаций. Художник моделирует формы не столько тоном, сколько светом — яркими мазками белильных бликов. Така манера письма позволяет более точно передавать объемы фигур и добиваться потрясающей экспрессии. Прав великий древнерусский писатель Епифаний Премудрый: сила творчества Феофана — в умении воссоздавать «разумную доброту», воплощать в красках «высокое и мудрое» христианское вероучение. По утверждению писателя, Феофан к концу жизни расписал более 40 церквей.

Правда, из творческого наследия художника сохранилось не многое. Все его росписи относятся к «русскому периоду», так как иные, более ранние работы погибли. Начало же русского периода связано с Великим Новгородом. Здесь по просьбе боярина Василия Даниловича Мошкова и жителей Ильиной улицы в 1378 году он расписал церковь Спаса-Преображения. Часть фресок этой церкви дошла до наших дней. Лучше всего сохранилось изображение Спаса Вседержителя (Христоса Пантократора), по традиции размещенное в зеркале центрального купола. Его образ знаменует собой ожидание второго пришествия Христа, чтобы «со славою судити живым и мертвым».

Чуть ниже расположены фигуры архангелов с широко распахнутыми крыльями, еще ниже — шестикрылые серафимы. В барабане между окон видны образцы праотцов, известных своей праведностью, персонажей Ветхого Завета и великих пророков. Эта стенопись была раскрыта в основном в результате реставрационных работ и дошла она до нас далеко не полностью.

На хорах этой церкви сохранились фрески серобородых монахов-старцев (столпников), отшельников, добровольно принявших обет отречения от мира. Им чуждо безмятежное счастье, покой, они привыкли подавлять свои чувства и страсти. Их лица отмечены печатью страдания, сомнения и отчаяния. Глубоко посаженные глаза, гордо вскинутые брови, крепко сжатые уголки губ придают лицам особую выразительность и аскетизм.

В северо-западной части храма Спаса-Преображения, где находятся фрески с многочисленными святыми, особое внимание приковывает фигура преподобного Макария Египетского. Это глубокий старец с длинными седыми волосами и бородой, с лицом, истонченным от постоянного поста, с слезящимися, почти слепыми глазами, с отрешенным о мирской суеты жестом поднятых рук, с могучим разворотом плеч. Фреска вызывает различные чувства — трагизм, затаенную мольбу, скорбь и надежу. Здесь же изображены пять так называемых столпников, которые убивали свои плотские желания мучительным стоянием на столбе. Рядом с образами старцев, посвятивших свою жизнь духовной борьбе, энергичная кисть Феофана изобразила суровых молодых святых, многие из которых чтились именно в Новгороде.

Фрески храма Спаса-Преображения на Ильине улице представляют собой единую композицию и создавались по единому замыслу. Об этом говорит прежде всего выбор сюжетов и персонажей. Объединяет росписи главная идея — проповедь подвига во имя достижения святости. Размышление о трагичности земного пути, исполненного мирских соблазнов, напоминание о страшном суде, что ожидает каждого, нашли в росписях Феофана Грека последовательное и законченное воплощение.

7 стр., 3329 слов

Успенский собор (Омск)

... служителей церкви. Убиты келейник и эконом Успенского собора [1] . В 1919 году власть в Омске переходит ... (архитектурные детали внутреннего убранства храма, старинные монеты, стеклянные флаконы, церковное облачение, иконы и даже первый закладной камень) ... достопримечательность города. На площади проходят все главные праздники и торжественные мероприятия. 25 февраля 2009 года в соборе установлена ...

Оставив яркий след в новгородском искусстве, Феофан Грек расписывал храмы и в Северо-Восточной Руси. Есть предположения, что ему же принадлежали несохранившиеся росписи Успенского собора в Коломне. Композиция «Успение Богоматери» на дошедшей до нас двусторонней иконе «Богоматери Донской», вероятно, происходившая из этого собора, по стилю письма во всем напоминает манеру Феофана Грека. Следы пребывания прославленного мастера найдены в Переславле-Залесском и в Москве, где, как свидетельствует летопись, под 1395 годом он расписывал церковь Рождества, а четыре года спустя — Архангельский собор Московского кремля. В 1405 году Феофан Грек вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца принимал участие в росписи Благовещенского собора. Уже стареющий мастер остался верен своей манере письма — экспрессивного и выразительного. В иконописи Благовещенского собора Феофану Греку принадлежат иконы Спаса, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангела Гавриила, апостола Павла, Иоанна Златоуста, Василия Великого. Мастер монументальных фресок, Феофан Грек и в станковой живописи добивается ощущения величавой торжественности и приподнятости. Страстность внутреннего мира святых здесь несколько приглушена. Однако содержание духовной жизни героев Священной истории по-прежнему волнует художника. К сожалению, большинство работ прославленного мастера не сохранилось.

Черты самобытность все ярче проявлялись в новгородской иконописи. В Новгороде сложился своеобразный круг излюбленных тем, сюжетов, героев. Новгородцы тесно связывали «мир горний» и «мир дольний»,причем часто в своих чисто житейских интересах. Нередко на иконах изображались святые, которые с точки зрения обывателя — заказчика иконы — были наиболее полезны в делах торговых, строительных, да и просто домашних.

Фигуры новгородских святых изображались яркими, сочными красками. Они оставляют впечатление трезвого отношения к религиозным сюжетам, теплоты и непосредственности. Излюбленный герой Новгородской живописи — Георгий Победоносец, который был символом защитника родной земли.

Однако не только библейская старина волновала жителей Новгорода. В икону стали проникать сюжеты, непосредственно связанные с жизнью русских людей. Среди них икона «Деисус и молящиеся новгородцы», написанная в 1467 году неизвестным художником по повелению Антипа Кузьмина. Композиция этой работы складывается из двух частей. В верхнем ярусе — Деисус из семи фигур, в нижнем — портрет боярской семьи Кузьминых, молящейся о «гресех своих». Изображения новгородцев, конечно же, условны.

Новгородские иконописцы обращались к подлинным историческим сюжетам из жизни города. Очень распространенным было изображения битвы новгородцев с суздальцами. Это событие из истории кровавых княжеских междоусобиц произошло в 1169 году.

Наиболее древняя икона «Битва новгородцев с суздальцами» состоит из трех ярусов, каждый из которых раскрывает эпизод исторического сражения. В верхней части показано торжественное перенесение иконы Богоматери из церкви Спаса на Ильине улице в детинец — оплот княжеской воинской власти. На средней доске изображен эпизод, когда суздальская рать пускает стрелы и попадает в икону. Нижняя часть — победный бросок новгородской конницы, теснящей врага. Художник этой иконы рассказывает назидательную историю «давно минувших дней» в образах полных ярких красок и гармонии.

14 стр., 6830 слов

Сочинение по картине васнецова новгородское вече

... Новгородские купцы постоян­но ездили в Суздаль, Владимир, Киев, Чернигов, Галич, даже в Литву. Явля­ясь продавцами иноземных товаров, новгородцы были в то же время и по ... довольно вид-панорама на центральную часть старого вечевого города. Картина воссоздает эту пано­раму. Вдали, на заднем плане возвы ... голодовок в Нов­городской земле. Так, в 1187 году цены на хлеб в Новгороде поднялись так, что ...

Шедеврами новгородской иконописи конца XV века считают два произведения на тему «Чуда о Флоре и Лавре», где искусство иконописцев достигает невиданной утонченности и совершенства. Обратимся к одной из них. Персонажи иконы выписаны на сияющем золотом фоне. В центре верхней части расположена величавая фигура архангела Михаила, по бокам — святые Флор и Лавр, каждый из которых держит на поводке прекрасного коня. Еще ниже — коневоды и целый табун лошадей. Как известно Флора и Лавра почитали в Новгороде за помощь коневодам. Поэтому художник изобразил картину удивительного единения всего живого на земле, гармонию людей, природы и покровительствующих им небесных сил.

Но не все новгородские иконы столь радужны и спокойны по своему эмоциональному настрою. Древнерусские художники вполне владели и иными сюжетами. Доказательством проникновения в мир самых трагических событий Священной истории является икона «Положение во гроб», созданная во второй половине XV века мастером из Каргополя в традициях северных писем. Героев произведения объединяет одно чувство — глубокая скорбь, и каждый выражает ее по-своему. Так, раскаявшаяся грешница Мария Магдалина в причитаниях воздела руки к небу, Богоматерь в безутешном страдании припала к лицу мертвого Христа. Художник проявляет удивительное мастерство в компоновке фигур, склонившихся над гробом Спасителя: здесь каждый штрих и каждая линия строго выверены и подчинены общей композиции.

4.Музыка

Музыкальное творчество развивалось в полной гармонии с полетом вдохновения и фантазии, отразившимся в новгородских художествах. В музыке были свои традиции, свои открытия.

Новгород с незапамятных времен был славен церковным пением. Летописи донесли до нас имена знаменитых новгородских распевщиков. Самое раннее свидетельство о развитии новгородской певческой школы относится к XII веку, и касается оно регента-доместика Антониевского монастыря Кирика. Позднее, в XVI веке гордостью новгородской школы были два брата — Василий и Сава Роговы. Хоть их основная деятельность протекала в Москве, в Новгороде они создали целую певческую школу и имели учеников, деятельность которых позднее также перекинулась в Москву.

Одним из первых музыкантов-теоретиков можно считать новгородца Ивана Шайдур. Им были изобретены киноварные пометы (т.е. специальные знаки, написанные красной краской — киноварью), которые существенно упорядочили крюковую запись распевов. Пометы состояли из букв славянской азбуки и вносили уточнение в запись мелодии. Например, «ГН» означало «гораздо ниже», «Н» — «низко», «С» — «средним голосом», «М» — «мрачно», «П» — «повыше мрачного», «В» — «высоко». Каждому знамени соответствовала одна помета.

12 стр., 5915 слов

Искусство периода феодальной раздробленности и объединения Русских ...

... мастер «из Заморья» совместно с новгородскими зодчими. В 1441 г. палата была расписана. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ XIV век — «золотой век» новгородской монументальной живописи. Ее развитие осуществлялось на основе полностью ... в своей полемике вопросы искусства и решавших их с противоположных позиций. ИСКУССТВО НОВГОРОДА И ПСКОВА Считается, что Господин Великий Новгород остался в стороне от ...

Свои теоретические идеи Иван Шайдур изложил в трактате «Сказание о пометах, еже пишутся в пении над знаменем», дошедшем до нас в отрывках, переписанных другими авторами. В предисловии Шайдур указал, что добился «изящного доброгласия» с помощью помет, которые настолько совершенны, что не могли не быть дарованы свыше.

Этот трактат был рассчитан прежде всего на молодых певцов, для которых существующие старые знаки оказались слишком непонятными и не позволяли в полной мере освоить необходимые в церковной практике распевы. Киноварные пометы вошли в певческую практику, тем самым совершив этап освоения песнопений по слуху. «Пометы для мудрых» позволяли, не надеясь на собственную память, передавать новым поколениям музыкантов-распевщиков мелодическое богатство певческой культуры Руси.

Самым ярким проявлением самобытной музыкальной жизни Новгорода стало искусство колокольного звона. Древнейшими звонами считаются софийский (колокол Софийского собора) и юрьевский (колокола Юрьева монастыря).

Они были известны уже в XI веке. Но колоколов с тех дальних пор не сохранилось. Колокол был символом вольного и свободного Новгорода, своеобразным «музыкальным знаком» процветающей храмовой православной культуры.

История новгородских колоколов уходит в глубокую древность, когда вместо колокола употреблялись билы. Переход от била к колоколам с более совершенным звучанием произошел постепенно, как постепенно сложилась в Новгороде «энциклопедия» звонов — красных, встречных, проводных, больших и малых.

Древнейшее упоминание о новгородских колоколах относится к 1066 году, когда в летописи было отмечено, сто князь Всеслав, взяв Новгород, снял колокола и паникадила в храме Святой Софии. Поэтому стоит отметить, что отношение к колоколам на Руси было особым. Колокол был символом свободы, самостоятельности города, и те, кто завоевывал Новгород, часто «сводили счеты» прежде всего с колоколами.

Колокольный звон, естественно вплетаясь в храмовый синтез искусств, передавал самые разные чувства и переживания верующих. Своеобразная «колокольность» окружала человека от колыбели до могилы. В колокольном звоне звучал голос вечности и зов предков, он вызывал мысли о бескрайних российских просторах.

Заключение

Новгород был крупнейшим культурным центром Древней Руси.

Десятки сохранившихся летописных списков свидетельствуют, что, пожалуй, ни один русский город (за исключением, пожалуй, Москвы) не имел такой богатой летописной традиции, как Новгород. И это не случайно. Бурная политическая жизнь, высокий уровень культуры и духовности, интерес новгородцев к прошлому способствовали созданию многочисленных летописей. Особым достижением можно считать широкое распространение грамотности среди народа.

Новгородское искусство эпохи политической самостоятельности занимает выдающееся место в истории русской культуры. Ранние новгородские храмы во многом напоминают одновременные им киевские постройки, однако уже тогда начали появляться специфические новгородские черты. Во второй половине XII века новгородские зодчие создают новый тип храма. Заказчиками строительства выступают уже, как правило, не князья, а бояре.

Самые значительные достижения Новгородской архитектуры — церкви Фёдора Стратилата на Ручью (1360-1361 года), Спаса Преображения на Ильине (1374 год), Петра и Павла в Кожевниках (1407 год).

1 стр., 500 слов

О культуре, искусстве, науке

... прожившего и живущего На грани двух столетий, На переломе двух миров. (По В. Гиляровскому) «Москва уже на пути к тому, чтобы сделаться первым городом мира». Сочинение рассуждение В. Гиляровский считает, ... что столица нашей Родины скоро станет одним из первых городов мира. Чтобы подтвердить ...

В отличие от ранних памятников новгородской церкви второй половины XIV века, более поздние церкви отличались богатым убранством, а внутри расписывались фресками.

Следует отметить, что и новгородская живопись весьма самобытна — яркая, сильная, смелая, с мазками, положенными уверенной рукой. Пример тому — яркие, сочные цвета иконы «Никола», написанной в 1294 году Алексой Петровым, иконы «Битва новгородцев с суздальцами» созданной в XV веке неизвестным художником, иконы «Деисус и молящиеся новгородцы», написанная в 1467 году неизвестным художником.

Яркими проявлениями самобытной музыкальной жизни Новгорода стало церковное пение и искусство колокольного звона.

Православная вера была идеологической и морально-нравственной основой развития зодчества, фресковой живописи и иконописи, музыки.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/novgorodskaya-jivopis-i-muzyikalnoe-iskusstvo/

1. Мировая художественная культура. 10 класс. В 2-х частях.Ч.2. Русская художественная культура: учебник/Л. А. Рапацкая. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 315 с.: ил.

2. Искусство. 10 кл. Базовый уровень: учебник/Г.И. Данилова. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2014. — 366 с.: ил.