Византийская икона Богоматери, известная в России как Владимирская Богоматерь. Описание иконографического типа

Курсовая работа

Древнерусская живопись: трудности восприятия и ее историческая судьба

В современной России возрос интерес к древнерусской живописи, однако ее восприятие остается трудным как для взрослых, так и для подростков. Эти трудности не объясняются только недостатком знаний у индивидуальных лиц, они связаны с драматической судьбой самого древнерусского искусства и историческими событиями нашей страны.

Искусство иконописи имеет такие же древние корни, как и христианство на Руси, и возникло до зарождения древнерусской культуры. Эта форма изображения была широко распространена во всех православных странах. Иконы на Руси появились благодаря миссии византийской Церкви в период, когда значение церковного искусства особенно актуально. Также исторически важным фактором для русского церковного искусства стало то, что Русь приняла христианство в эпоху возрождения духовной жизни в Бизантии, эпоху ее рассвета. Нигде в Европе церковное искусство не было столь развито, как в Византии. В этот период Русь получила непревзойденный шедевр, икону Богоматери, более известную как икона Владимирской.

Византийские ценности, такие как чувство меры и античная гармония, входят в ткань русского церковного искусства через изобразительные работы. Тем не менее, следует отметить, что для быстрого освоения византийского населения на Руси у нас были очень благоприятные предпосылки. Последние исследования также указывают, что языческая Русь имела художественную культуру высокого уровня, что способствовало успешному сотрудничеству русских мастеров с византийскими. Русский народ в этой эпохе смог усвоить византийское искусство лучше, чем в любой другой части Европы.

В заключение следует отметить, что понимание и восприятие древнерусской живописи станет легче, если нам изучать ее историческое наследие и контекст. Эта форма искусства была ключевым элементом духовной жизни Руси и важной составляющей культуры страны.

История иконы в Древней Руси

С глубокой древности слово «Икона» употребляется для отдельных изображений, как правило, написанных на доске. Причина этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом. Подавляющее большинство русских церквей были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера.

Своей декоративностью, удобством размещения в храме, яркостью и прочностью своих красок иконы, написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом — левкасом), как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

30 стр., 14588 слов

Развитие художественных навыков учащихся детских школ искусств ...

... развитию художественных навыков. Структура и объем дипломной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложения. 1. Теоретические основы развития художественных навыков учащихся детских школ искусств средствами пейзажной живописи 1 ...

Недаром было отмечено, что в Древней Руси икона явилась такой же классической формой изобразительного искусства, как в Египте — рельеф, в Элладе — скульптура, а в Византии — мозаика.

Древнерусская живопись — живопись христианской Руси — играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи — «воплотить слово» воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Прежде всего, это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески — книги) — книги, созданные, согласно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.

Воплотить слово, эту грандиозную литературу, нужно было как можно яснее — ведь это воплощение должно было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира — всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии — разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ.

В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. Именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

Глава 1. Византийская икона Божией Матери

1.1 История и чудеса

По древнему писанию, святой евангелист Лука написал три иконы Божией Матери. Посмотрев на них, Пресвятая Богородица сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами». По преданию Православной Церкви, одной из этих трёх икон была та, которую мы знаем как Владимирскую.

Икона до 450 года находилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь. В первой половине XII столетия Константинопольским патриархом Лукою Хризоверхом святая икона была послана в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, основателю первопрестольного города Москвы, и поставлена им в Вышегородском девичьем монастыре. Село Вышгород некогда принадлежало святой равноапостольной княгине Ольге, а с 1155 года стало уделом сына князя Юрия — Андрея Боголюбского, весьма благочестивого и набожного.

Многочисленные чудеса от иконы Владычицы Богородицы сообщались князю. Между прочим, было рассказано князю и о том, что святая икона несколько раз сходила со своего места и пребывала на воздухе; из этого князь понял, что надлежит переменить местопребывание иконы.

Князь поставил икону во Владимире. С этого времени — с 1160 года — святая икона стала именоваться Владимирской иконой Божией Матери.

В 1164 году икона Божией Матери Владимирская была с князем Андреем Боголюбским в походе против волжских болгар. Перед боем князь Андрей исповедался и причастился и, молясь перед иконой Богоматери, восклицал: «Всяк уповай на Тебя, Владычица, не погибнет!» Все воины вслед за князем со слезами приложились к иконе и, призывая в помощь Божию Матерь, спокойно шли в бой. Болгары были разбиты. После победы на поле сражения перед святой иконой было совершено молебствие. Во время этого богослужения в виду всего русского войска совершилось чудо: от иконы и Животворящего Креста заблистал свет, озаривший всю местность. Так как в этот же день византийский император Мануил видел свет от Креста Господня и, подкреплённый этим знамением, разбил сарацин, то по общему согласию князя Андрея Боголюбского с императором был установлен 1 августа праздник «Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня».

31 стр., 15366 слов

Женщина мать в искусстве 20 века – Образ женщины –матери в искусстве разных эпох

... обратимся к репродукциям картин известных художников XX столетия, запечатлевших женщину-мать. Вот и наступил XX век. В искусстве XX века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые ... искал истоки светлого и гармоничного. Нашёл обобщённый образ матери, похожий на древнерусскую икону. Яркие цвета придают картине торжественность. Слайд 10. После Октябрьской революции ...

Великое чудо Владимирской иконы Божией Матери

В 1175 году, во времена мятежа во Владимире, князь Андрей Боголюбский был убит, и город оказался во власти грабителей. Но тогда произошло удивительное событие, которое привело к прекращению мятежа и восстановлению порядка в городе.

Одним из свидетелей этого события был священник Николай, который решил понести по улицам икону Божией Матери. Икону, которая являлась особым символом для верующих, он нес с верой и надеждой на помощь свыше. И действительно, мятеж утих, и город был освобожден от грабителей.

Однако это не было единственное чудо, связанное с Владимирской иконой Божией Матери. В 1135 году соборный храм, где находилась икона, сгорел дотла, но сама икона осталась неповрежденной. Это вызвало восхищение и удивление у верующих, так как огонь обычно уничтожает все на своем пути.

В 1237 году икона пострадала от нашествия татар, которые сорвали с нее драгоценную ризу. Однако сама икона осталась целой и невредимой. Это было еще одним удивительным свидетельством силы и защиты, которую икона даровала своим почитателям.

В 1395 году Русскую землю пришло нашествие Тамерлана и его татарских полчищ. Москва была под угрозой, и русскому народу оставалось только надеяться на помощь Божию. Великий князь Московский Василий Димитриевич принял решение привезти Владимирскую икону Божией Матери в Москву.

Путь иконы от Владимира до Москвы продолжался десять дней. По сторонам дороги стоял народ на коленях, протягивая руки к иконе и взывая: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» Это было выражением их веры и надежды на спасение от напастей.

В Москве икону ожидала торжественная встреча. Великий князь, духовенство, бояре и всё население Москвы вышли за город на Кучково поле, чтобы встретить и проводить икону до Успенского собора Кремля. Это был величественный крестный ход, который символизировал благословение и защиту, которые икона приносила Русской земле.

Встреча иконы Божией Матери Владимирской в Москве

26 августа Москва встретила икону Божией Матери Владимирской. Согласно летописи, «весь град изыде противу иконы на сретение её». Множество людей, включая митрополита, великого князя, мужей, жен, юношей, дев, детей и младенцев, сирот и вдовиц, собрались со всеми видами религиозных символов и песнопений, проливая слезы и взывая к иконе. Богоматерь не отвергла их молитвы и упование.

В то время, когда икона была встречена в Москве, Тамерлан спал в своем шатре. Во сне он увидел высокую гору, с которой спускались святители, окруженные ярким светом. Среди них стояла блестящая Жена. Ангелы, держащие огненные мечи, направились к Тамерлану… Он проснулся, охваченный ужасом. Призванные мудрецы, старейшины и гадатели заявили, что Жена, которую он увидел во сне, является Заступницей русских и Матерью христианского Бога, и ее сила неодолима. «Тогда нам с ними не сладить», — воскликнул Тамерлан и отдал приказ своим войскам повернуть назад. И татары, и русские были поражены этим событием. Летописец, описывая происшедшее, добавляет: «И бежал Тамерлан, гонимый силой Пресвятой Девы!»

3 стр., 1221 слов

Владимирская икона Божией Матери

... типы Владимирская икона послужила основой для создания новых иконографий: «Сказание о Владимирской иконе», «Владимирская икона с акафистом», «Сретение Владимирской иконы», «Древо государства российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери») (создана Симоном Ушаковым), Игоревская икона Божией Матери (сокращённый вариант Владимирской иконы) и ...

Русские, благодарные за свое освобождение, построили Сретенский монастырь на месте встречи святой иконы. Летописец говорит: «Да не забудут люди дел Божиих».

Перенесение иконы в Москву

После 235-летнего пребывания во Владимире икона Божией Матери Владимирская была перенесена в Москву и установлена в соборе, построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Благодатная помощь иконы

Владимирская икона Божией Матери приписывается избавлению Москвы от набегов ордынского хана Едигея, нападения ногайского царевича Мозавши и его отца, хана Седи-Ахмета.

В 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву и дошел до реки Угры, которая протекала в пределах будущих Тульской и Калужской губерний. Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу Угры. Но внезапно на татар напал страх, и хан Ахмет отступил. В память об этом событии ежегодно 23 июня в Москве совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь, возведенный на месте встречи иконы в 1395 году при нашествии Тамерлана.

В 1521 году казанский хан Махмет-Гирей объединил татар казанских, крымских и ногайских, составив несметное войско, и повел их на Москву. Московский митрополит Варлаам и весь народ усердно молились перед Владимирской иконой Божией Матери, просив о помиловании и отвращении грозного нашествия. Великий князь Василий Иоаннович только успел собрать свою армию, чтобы встретить татар у реки Оки, но силы были неравны. Он отступал к Москве, сдерживая наступление татар.

В ту ночь, когда осаждение грозило, монахиня из Воскресенского монастыря увидела чудесное явление. Через закрытую дверь кремлевского Успенского собора вышли святители — митрополиты Пётр и Алексий, жившие два века раньше. Кроме того, святые Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский, которые уже отошли ко Господу, встретили их у ворот Кремля и спросили, куда они направляются. Святители ответили, что покидают город, так как люди забыли заповеди Господни.

Тогда святые митрополиты пали ниц перед чудотворной иконой Божией Матери и молили Владычицу не покидать собор, не дать беде произойти и не оставить свой народ. И тогда наша Заступница вернулась обратно в Успенский собор, а святители следовали за Ней через закрытую дверь.

Монахиня поспешила рассказать о всем увиденном и услышанном. Люди собрались в соборе и стали горячо молиться. Внезапно татары отступили от Москвы без сражения. Им привиделось, что вокруг города собралось великое сияющее воинство. В результате предстательства Божией Матери по молитвам русского народа, Москва и Отечество трижды чудесным образом, без кровопролития были спасены от врагов.

В память об этих чудесных избавлениях были установлены празднества в честь иконы Божией Матери Владимирской. 21 мая мы отмечаем праздник, в память избавления от нашествия казанских, крымских и ногайских татар под предводительством Махмет-Гирея в 1521 году. 23 июня — в память избавления от татарских полчищ хана Ахмета в 1480 году. И 26 августа — в память избавления Москвы от нашествия татар под предводительством Тамерлана в 1395 году.

3 стр., 1099 слов

Православные иконы

... и душевных болезней. Перед Владимирской иконой Божией Матери во все века молились о сохранении России. Одно из самых известных чудес от Владимирской иконы произошло в 1395 году, когда для моления о ...

История Владимирской иконы Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых и известных икон в России. Она была написана на Дальнем Востоке в XII веке, а в XIV веке была перевезена в город Владимир. С тех пор она была объектом многих чудес и благодеяний, а её изображение стало символом защиты Русской земли.

Перед иконой Владимирской Божией Матери совершались многочисленные молитвы русских князей и царей, а сама икона стала символом единства Русской Церкви и государства. Также перед этой иконой проходили торжественные церемонии важных событий, например, помазание царей и избрание новых патриархов.

Одно из самых известных чудес, связанных с Владимирской иконой, произошло в 1547 году, когда в церкви в Кремле произошёл пожар. Никакими силами не удалось сдвинуть икону с места, и в этот момент на небе над Успенским собором засияла светозарная Жена, осенявшая храм. Пожар утих, не причинив ущерб Успенскому собору.

В настоящее время икона Владимирской Божией Матери переносится из Третьяковской галереи в храм Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее на время богослужений. Вопрос о её постоянном местонахождении до сих пор не решён.

Собор Владимирской иконы Божией Матери

Собор Владимирской иконы Божией Матери был основан в 1761 году. Авторства проекта до сих пор неизвестно – есть предположения, что им создал архитектор Д. Трезини или А. Ринальди. Собор выполнен в стиле барокко и украшен колоннами, куполами и изящными наличниками на окнах.

В верхней церкви собора находился уникальный резной иконостас – одно из главных произведений искусства XVIII века. В церкви также находились живописные полотна школы П. Рубенса, такие как «Святое Семейство», «Тайная вечеря» и «Снятие со Креста», но к сожалению, они были утеряны в XX веке. Своды нижней церкви были покрыты росписями, но они также не сохранились до наших дней.

Глава 2. Описание иконографического типа Владимирской иконы Божией Матери

2.1 Художественный образ

Владимирская икона Божией Матери (праздник 21 мая, 23 июня, 26 августа) является одной из самых древних икон, сохранившихся на Руси, а также одной из великих святынь России. Она является двусторонней — на ее лицевой стороне изображена Богоматерь с Младенцем, а на оборотной — Престол и орудия Страстей Христовых.

Фон иконы светло-охристый, позем сиреневатый, с коричневыми разводами «под мрамор». Поля иконы тёмно-охристые, а надписи (IC XC. НИ КА) выполнены красным цветом. Размер иконы без поля составляет 78х55 см, а с надставленными полями — 104х68 см. Икона имеет глубокие ковчеги с крутой лузгой как на лицевой, так и на оборотной сторонах.

Исследование иконы «Владимирская»

Икона «Владимирская» является представителем иконографического типа, известного как «Умиление» или «Ласкающая». На изображении Богоматери поясной видно, что Младенец Христос находится на Её правой руке, а ноги Младенца закрыты хитоном. Мы можем видеть только ступню правой ноги, слегка согнутую в колене и параллельно иконной плоскости, а также подошву левой ноги. Владимирская икона изображает Младенца Христа, который прильнул щекой к склонённому лику Матери и обнимает Её левой рукой за шею, а правую руку простирает к Её плечу. Богородица поддерживает Сына правой рукой, а Её левая рука поднята и молитвенно обращена к Христу.

10 стр., 4758 слов

Своеобразный мир русской иконы

... Шедевром византийской иконописи по праву считается икона Владимирской Богоматери (нач. 12 в.), привезенная на ... официального запрещения икон. В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских сочинений Иоанн Дамаскин ... богоугодных занятий. Его иконы расходились повсюду. Одна из них – икона Божией Матери – была отправлена ... для украшения храмов Лавры в 1083 году. Здесь он «учася мастером своим ...

Исследователи отмечают, что на одеждах Младенца сохранились лишь небольшие фрагменты живописи XII века. Из-за этого некоторые ученые предполагают, что изначально Младенец Христос мог быть изображен с обнаженными до колен ножками или в стоячем положении. Однако наиболее точным является мнение А.И. Анисимова, который утверждает, что первоначальная композиция Владимирской иконы осталась без существенных изменений.

Особенности иконы

Икона «Владимирская» была создана как двусторонняя и выносная. В Киеве и, возможно, во Владимире, у иконы была рукоять с трёхлопастной вилкой. Однако при увеличении полей иконы, боковые части вилки были отпилены и вошли в новое нижнее поле. На обратной стороне иконы изначально было изображено либо Распятие, либо Престол с орудиями Страстей. Композиция на обороте иконы могла немного отличаться от сохранившегося изображения конца XIV — начала XV века. На этом изображении представлен престол, покрытый красной тканью с синей каймой и золотым орнаментом. На престоле можно увидеть закрытое Евангелие в золотом окладе с синим обрезом, а также 4 гвоздя Распятия и терновый венец. На Евангелии изображен символ Святого Духа — белый голубь с золотым нимбом. За престолом водружен восьмиконечный Голгофский крест, а по его сторонам находятся копье и трость с губкой.

Исследователи отмечают, что связь между скорбным образом Богоматери на лицевой стороне и изображением Престола с орудиями Страстей на обратной стороне иконы указывает на актуальность «страстной тематики» для XII века.

2.2 Оклады, приклад, киоты

Оклады, приклад и киоты являются важными элементами христианского искусства, используемыми для украшения и защиты икон. Они имеют религиозное значение и отражают величие и святыню изображенных на иконах святых.

Оклады являются наружными покровами икон и изготавливаются из ценных материалов, таких как золото, серебро и драгоценные камни. В данном случае оклады, приклад и киоты, украшающие изображение Богоматери и Богомладенца, описаны как очень красочные и детализированные, что свидетельствует о высоком мастерстве и внимании к деталям создателей этих произведений искусства.

Судя по описанию, оклады, приклад и киоты выполнены в характерном стиле византийской художественной традиции конца XI — начала XII веков, что указывает на его отношение к православной религиозной культуре. Оклады представляют собой своеобразные наружные покровы, которые защищают иконы от возможных повреждений и придают им священный облик.

Приклад выполняет дополнительную функцию украшения иконы. Также описывается использование драгоценных материалов, таких как золото и серебро, а также применение золотых линий для декоративной отделки. Это придает изображению богоматери и богомладенца блеск и особую торжественность.

Киоты являются специальными рамками, в которых размещаются иконы. В данном случае они украшены золотыми линиями и имеют очень тонкие и изысканные детали, что придает изображению еще большую святость и великолепие.

Использование золотого фона и красных надписей на иконе также имеет свою символическую значимость. Золото символизирует божественность, а красные надписи, такие как «МР ОУ» и «IC XC», могут означать «Матерь Русская» и «Иисус Христос» соответственно. Все эти элементы создают особую атмосферу поклонения и почитания перед изображением иконы Богоматери и Богомладенца.

14 стр., 6611 слов

Икона: смысл и историческое значение

... икон, как образец православного искусства, непревзойденный шедевр – икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской. Через изобразительное искусство античная гармония и ... были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой штукатурке) не суждено ... не зная куда". Если посмотреть на икону начала и середины XIV века, то можно ясно почувствовать в ...

Введение

Икона Владимирской Божьей Матери является одной из самых почитаемых и древних святынь православной церкви. Она была создана на заказ князем Андреем Боголюбским в 1155 году и с тех пор олицетворяет особое значение для Владимирского княжества. С первых сведений о драгоценном уборе иконы, которые относятся к этому времени, становится ясно, что она уже тогда имела великолепный оклад, оправленный золотом, серебром и драгоценными камнями.

Период создания и первые упоминания

Первые сведения о драгоценном уборе Владимирской иконы появляются в источниках 1155 года. Они сообщают, что оклад состоял из 30 золотых гривен, к которым добавлялись серебро и драгоценные камни, включая женчюг. Вероятно, именно для этого массивного оклада поля иконы были расширены, а на них помещались образы святых, аналогично тому, как это было на окладах древних новгородских икон XI — XII веков.

Изобилие драгоценного убранства иконы соответствовало ее священному значению, так как она была главной святыней Успенского собора во Владимире. По-видимому, икона содержалась в киоте и выносилась на крестные ходы, напоминая по своей форме константинопольскую «Одигитрию».

В сказаниях XII века о Владимирской иконе отмечается, что благодарные женщины, чьи молитвы были услышаны, отправляли к иконе свои украшения, которые прикреплялись к окладу и придавали ему еще большую ценность. Возможно, часть этих украшений хранилась отдельно от иконы в соборной ризнице или княжеской сокровищнице.

Разграбление и возобновление

В 1237 году драгоценный убор Владимирской иконы, уже изрядно изменившийся, был разграблен в ходе нашествия татар. Однако, спустя несколько десятилетий икона получила новый оклад при великом князе Ярославе Всеволодовиче. События 1395 года, когда Москва чудесным образом спаслась, послужили поводом для обновления иконы, возможно, при благословении митрополита Киприана. В этот период оклад был обновлен и дополнен, а икона возвращена во Владимир, где и продолжила свое почитание.

Однако, в 1410 году, при нашествии татарского царевича Талыча, драгоценный убор поврежден. После этого икону привезли в Москву, где при заказе митрополита Фотия был изготовлен новый золотой сканый оклад. Старый оклад с изображением «Десуся» был перенесен на икону-список. Оба оклада в настоящее время находятся в Оружейной палате Государственного музея Московского Кремля.

Исследование оклада Владимирской иконы Божией Матери

Оклад времени митрополита Фотия покрывал широкие поля и фон иконы. На полях помещены чеканные изображения двунадесятых праздников в килевидных обрамлениях, благодаря которым они воспринимаются как самостоятельные рельефные иконы, наложенные на плоский золотой сканый фон. При одной из реставраций пластины были перепутаны, и их расположение на боковых и нижнем полях теперь не соответствует первоначальному.

10 стр., 4690 слов

По истории «Древнерусская икона»

... истины земные народы. Фигура восседающей на ложе у входа в пещеру Богоматери особо выделена на иконах – Дева Мария величественна, нежна и задумчива. Словно оберегая сына, Богородица ... Русская иконопись выработала самостоятельный язык, характерный своим способом отражения жизни и своими живописными приёмами. Богословие в образе было дано Россией, в то время как Византия в ...

Монограмма митрополита Фотия, названного «архиепископом России», вплетена в орнаментальный круг, образованный завитками скани, и помещена в центре, на нижнем поле оклада. Среди византийских произведений того времени аналогов окладу не имеется. Вероятно, идея окружить Владимирскую икону чеканными золотыми клеймами с сюжетами праздников принадлежала митрополиту Фотию. Благодаря такому иконографическому решению главная Богородичная икона Московской Руси оказалась в одном ряду с вселенскими праздниками церковного года. Оклад сохранялся на иконе без особых изменений до 1514 г., когда было заменено одно обветшавшее клеймо, венец и корона украшены драгоценными камнями.

Хранящаяся также в Оружейной палате золотая зубчатая корона, соединённая с драгоценным убором XVII в., вероятно, восходит к периоду украшения иконы митрополитом Фотием (или к более раннему времени).

Килевидные очертания зубцов короны имеют тот же рисунок, что и завершения чеканных пластин, составляя с ними единое целое.

В 1514 г. для иконы был сделан серебряный с золотом киот (взамен старого) с выгравированной на нём вкладной надписью: «Лета 7022, сделан бысть кивот сей к образу пресвятые Богоматере, писма евангелиста Луки, в храме честнаго ея Успения соборныя церкви, повелением благоверного и христолюбиваго Василия, Божиею милостию государя самодержца всеа России, в преименитом славном граде Москве».

2.3 Пелены, завесы

В XVI — нач. XVII в. в основном пополнялся приклад иконы. В 1567 г. повелением царя Иоанна 4 поновленная митрополитом Афанасием Владимирская икона была богато украшена «златом и камением… многим». Образ закрывал золотой оклад митрополита Фотия с золотыми же оплечьем, венцом и короной, украшенными жемчугом и драгоценными камнями. В прикладе были золотое жемчужное ожерелье с драгоценными камнями (вклад царя Михаила Феодоровича), 6 золотых и серебряных цат, 3 золотые и 1 серебряная панагия, золотая икона Богородицы с греческой надписью, золотая икона — складень с образами Богородицы и святого Николая Мирликийского, 15 золотых крестов, также с камнями и жемчугом. В 1627 г. к иконе было приложено более 150 золотых монет, «угорских и московских», золотые и серебряные «новгородки». Владимирская икона помещалась в 2 киотах. Первый, обложённый серебром, имел затворы (дверцы) с серебряными чеканными изображениями Благовещения и 4 евангелистов. В него был вставлен второй киот, обложенный серебром и украшенный драгоценными камнями. Венчала киот золотая зубчатая корона с самоцветами. В 1656 — 1657 гг. по указу Патриарха Никона мастером Петром Ивановым была сделана массивная чеканная золотая риза, а весь драгоценный приклад снят. Вероятно, тогда же были выполнены низанные крупным жемчугом цата — ожерелье и чепец Богоматери, обновлены венец и корона, а на полях оклада между чеканными изображениями праздников помещены золотые запоны с алмазами, изумрудами, яхонтами. Новое убранство иконы зафиксировано в описи 1701 г. Основные части этого убранства находились на иконе до 1918 г. (в настоящее время в Оружейной палате ГММК).

2. Рассмотрение предшествующих исследований

В ходе исследования была проанализирована информация об иконе Божией Матери Владимирской, содержащаяся в источниках XII-XVI веков. Было выявлено, что сообщений о пеленах, на которые закрывалась икона, в этих источниках нет. Однако, вероятно, икона уже в XII веке имела завесу, заменявшую створы. Согласно описанию из 1514 года, была изготовлена пелена с крестом из золотых дробниц по заказу великого князя Василия и его супруги Соломонии. В 1680 году она была перешита. По описи 1627 года, у иконы было три пелены: главная сделанная в 1514 году; лицевая с изображением Богоматери в молении, шитая золотыми и серебряными нитями; с белым атласным крестом. В 1638 году к иконе была добавлена пелена, заказанная Евдокией Лукьяновной Стрешневой, второй супругой царя Михаила Феодоровича, с изображением Деисуса и святых. Пелены, которые постоянно висели у иконы, часто обновляли ввиду их истирания и износа.

8 стр., 3618 слов

Казанская икона Божией Матери

... -Владимирском соборе одной из важнейших святынь его является чудотворная икона Божией Матери, именуемая Казанской. Это та самая икона, ... 1867 г., говорится, что Петр Великий взял казанскую икону Богоматери из Москвы в Петербург - в Путеводительницу своему ... основные факты, относящиеся к истории первообраза Казанской иконы. Как известно, оригинал Казанской иконы, составляющий разновидность Одигитрии, был ...

В описи 1701 года у образа уже только две пелены — повседневная ветхая, с крестом из кованого кружева, и главная пелена 1514 года, хранившаяся вместе с киотом. Пелены, которыми украшали икону в праздники, хранились в ризнице собора.

Была обнаружена информация о трех пеленах, найденных в ризнице собора в 1701 году: драгоценная пелена с Голгофским крестом (ныне хранится в ГММК); пелена из красного бархата, подкладываемой в подножие, и лицевая пелена с праздниками на каймах (ныне в ГММК).

Пелена с Голгофским крестом являлась главной и хранилась в соборе, где ее носили в больших крестных ходах рядом с чудотворным образом. Она была выполнена из дорогих материалов: итальянского золотного петельчатого аксамита, крупного жемчуга, золотых запон с алмазами, изумрудами и другими драгоценными камнями. Согласно вкладной надписи, ее была создана в память умерших родителей царицы Марии Ильиничны (боярина Ильи Данииловича Милославского и его жены Ксении), заказана царем Алексеем Михайловичем и их детьми в 1669 году из их фамильных драгоценностей.

Кроме того, была обнаружена информация о лицевой пелене, на которой воспроизведено изображение иконы в золотом окладе митрополита Фотия, выполненное на основании раскрашенного рисунка, созданного в 1639 году иконописцами Марком Матвеевым и Третьяком Гавриловым.

В период реставрации 1918-1919 гг. в Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи проводились работы по восстановлению Владимирской иконы. Реставратором Г.О. Чириковым и наблюдателями И.Э. Грабалем и Анисимовым была обнаружена первоначальная живопись на лицевой стороне иконы.

Первоначальная живопись была полностью сохранившейся на ликах Богоматери и Младенца, а также частично на волосах над лбом, на правой руке и на кисти левой. Несколько небольших фрагментов первоначальной живописи также были обнаружены на одеждах и на золотом фоне иконы.

Были также обнаружены фрагменты живописных поновлений XIII века, которые, вероятно, относятся к эпохе великого князя Ярослава Всеволодовича. Эти фрагменты находились на одеждах Христа.

В конце XIV — начале XV века икона была полностью переписана. В этот период были сделаны сохранившиеся фрагменты живописи на плече и руке Младенца, а также на ножках, волосах и шее. Красочный слой также был обновлен на провой руке Богоматери и на части одежды внизу слева. Светло-желтый фон и темно-красные буквы также относятся к этому периоду.

В результате поновления, произведенного в 1514 году, был создан красочный слой на основной части мафория Богоматери, на ее левой руке и пальцах правой руки, а также на средней части хитона Младенца и на его правой руке и части правой ноги. Темно-коричневый фон и поля иконы также были поновлены.

В XVI веке были внесены некоторые изменения в композицию иконы. Головы были увеличены, а левая рука Богоматери была опущена. Таким образом, положение левой руки Богоматери было приближено к первоначальному, где пальцы находились на рукаве одежды Младенца.

Раскрытые из-под прописи конца XIX века и загрязненные олифы разновременные фрагменты живописи на обороте иконы были оставлены без тонировок. Красочный слой на обороте иконы относится к концу XIV — началу XV века, а на полях — к XVI веку.

2.5 Владимирская икона в настенных росписях XVI — первой половины XVIII века

Введение

Владимирская икона Божией Матери является одним из самых известных и почитаемых иконных образов в России. Она имеет множество монументальных изображений, которые появились на различных храмах и монастырях. В данной статье мы рассмотрим два примера росписей, на которых представлена Владимирская икона.

Первое монументальное изображение Владимирской иконы

Первое монументальное изображение Владимирской иконы появилось на южном портале Успенского собора Московского Кремля. Это изображение, вероятно, возникло после пожара 1547 года. Роспись была многократно поновлена в течение следующих столетий и воссоздана в последние десятилетия XX века.

На этом изображении перед образом Богоматери с Младенцем предстоят архангелы. Ниже, между колонками аркатурного пояса, изображены Московские и Новгородские святители. Ряд святителей продолжается на северном фасаде храма. Главная идея этой композиции заключается в покровительстве Богоматери и русских святых Успенскому собору и Москве. Эта роспись является изобразительной параллелью к сказаниям о «новейших чудесах» Владимирской иконы середины XVI века.

Второе монументальное изображение Владимирской иконы

Во второй половине XVI века Владимирская икона начала появляться в циклах росписей как главная Богородичная икона Руси, равная по значению константинопольской «Одигитрии». Один из примеров такого изображения можно найти в церкви Святой Троицы в Вязёмах, расположенной близ Москвы. На южной стене жертвенника представлена литургия в храме, за престолом которого показана Владимирская икона.

Заключение

Владимирская икона Божией Матери имеет значительное значение в российской иконописи и является объектом поклонения для множества верующих. Монументальные изображения иконы на храмах и монастырях демонстрируют ее важность и почитание в русской православной церкви. Два приведенных примера росписей являются лишь небольшой частью богатого наследия Владимирской иконы.

В начале первой половины XVIII века были популяризированы сюжеты о Владимирской иконе. Они стали излюбленной темой росписи ярославских церквей. В росписи церкви святого Николая Чудотворца в Меленках (1705-1707 гг., художник Ф. Фёдоров) встречаются три композиции из сказания о Владимирской иконе: «Сон Темир Аксака», «Проводы иконы из Владимира» и «Встреча иконы в Москве». Картины на стенах церкви в честь Феодоровской иконы Божией Матери (1715 г., художники Ф. Фёдоров и Ф. Игнатьев) также включают композицию «Сон Темир Аксака». Этот сюжет основан на покровительстве Богородицы русскому воинству.

Также сюжет с сном Темир Аксака представлен в росписи церкви Благовещения на Волжской набережной на стыке с северной стеной. Эта роспись была выполнена мастерами Ф. Фёдоровым и Ф. Игнатьевым после 1709 года.

Еще одна композиция с евангелистом Лукой, пишущим образ Богоматери для благословения, помещена в росписи церкви на южной стене Благовещения на Волжской набережной. Крупные и четкие надписи сопровождают это изображение и содержат текст сказания об иконе Божией Матери «Одигитрия». На этой же стене расположена вторая композиция, изображающая моление перед Владимирской иконой в церкви Во Влахернах (согласно надписи).

В росписи церкви святого Иоанна Златоуста в Коровниках (1732-1733 гг., художники А. Сопляков и А. Иванов) на уровне окон в 13 композициях представлены основные сюжеты сказания о Владимирской иконе. Начинается лицевое сказание на южной стене у алтарной преграды с изображения евангелиста Луки, пишущего икону Богоматери и показывающего ей образ. Продолжается цикл на западной стене и заканчивается на северной стене у иконостаса с «Крестным ходом с Владимирской иконой». Среди всех лицевых сказаний о Владимирской иконе, этот цикл в настенных росписях является самым полным.

Владимирская икона в Радзивиловском списке

Первые изображения Владимирской иконы появились в лицевом Радзивиловском списке конца XV века Владимирской летописи. Три миниатюры на страницах списка иллюстрируют события, связанные с Владимирской иконой.

Первая миниатюра: принесение иконы в Успенский собор

Первая миниатюра относится к статье 1155 года, которая рассказывает о принесении Владимирской иконы из Царьграда, ее украшении золотым окладом и помещении во владимирский Успенский собор. На этой миниатюре изображена икона типа «Умиление» на трехчастной ручке-подставке. Перед иконой стоят князь с боярами, находящиеся слева, и два клирика с книгами в руках, находящиеся справа.

Вторая миниатюра: победоносный поход князя Андрея

Вторая миниатюра сопровождает статью 1164 года о победоносном походе князя Андрея на Волжских булгар. Изображение Владимирской иконы на этой миниатюре является более условным: лики Богоматери и Младенца Христа не соприкасаются. На этой миниатюре молятся перед иконой князь с боярами и воины.

Третья миниатюра: явление князю Всеволоду Юрьевичу

На третьей миниатюре показано явление Владимирской иконы князю Всеволоду Юрьевичу и его дружине на воздухе над Суздалем. Иконография данной миниатюры напоминает изображение на первой миниатюре. Здесь переданы обобщенные, условные рисунки, отражающие ключевые особенности Владимирской иконы.

Радзивиловский список представляет большое историческое значение, поскольку позволяет нам увидеть первые изображения Владимирской иконы и узнать о ее привнесении в Владимирский собор. Иконография миниатюр передает основные моменты и свойства этой чудотворной иконы.

В 70 — х гг. XVI в. были созданы миниатюры к «Повести на сретение Владимирской иконы» в Лицевом летописном своде. Их выполнили иконописцы «макарьевской» мастерской Кремля. 115 миниатюр подробно иллюстрируют основные эпизоды повести. Изображения Владимирской иконы здесь более точные, но, как и на миниатюрах Радзивиловской летописи, левая рука Богоматери низко опущена, что отражает иконографию Владимирской иконы до её поновления в 1514 г., а также её списков XV в. На одних миниатюрах поля иконы выделены красной рамкой, на других — рамка отсутствует (возможно, это связано с работой разных мастеров).

На некоторых миниатюрах показана ткань — пелена, подвешенная к нижнему краю иконы. На первом листе сказания — изображение евангелиста Луки, пишущего Владимирскую икону и представляющего созданный им образ на благословение Пресвятой Богородицы; под миниатюрой киноварью написано пространное название повести. На миниатюре «Моление князя Андрея перед иконой Богоматери в монастыре в Вышгороде» Владимирская икона стоит на престоле (столе) с зелёным покровом, а рядом с ней «на воздусе» — оглавные иконы Спасителя и святого Николая с подвешенной к ним красной пеленой, ассоциирующиеся с иконами Успенского собора Кремля. Все изображения Владимирской иконы без оклада, только на миниатюре «Украшение иконы золотым окладом князем Андреем» на венце Богоматери показаны крупные камни, а на полях — дробницы; украшенная икона с подвесной пеленой стоит в киоте с килевидным верхом (в подобном киоте она стояла в Успенском соборе Кремля).

Расположение миниатюр в основном соответствует тексту. Создавшие их мастера стремились как можно нагляднее передать содержание иллюстрируемых статей, используя традиционные иконографические образцы и западноевропейские гравюры.

В лицевой повести впервые появляется изображение встречи Владимирской иконы 26 августа 1395 г. В соответствии с текстом на фоне горы («поля»), за которой виднеется крепостная стена города с главами храмов за ней, представлены 2 группы людей: справа — пришедшие из Владимира священнослужители держат на руках чудотворную икону; слева — к иконе подходит митрополит Киприан с кадилом в руке, в митре, с нимбом, рядом с ним — князь Владимир Андреевич и «прочии князи и княгини, бояре и боярыни». За ним — священники и монахи, несущие выносной крест, Нерукотворный образ Спасителя на древке, горящие кадильницы; вместе с ними шествуют певчие (отроки с книгой) и множество народа.

2.7 Иконы с изображением «Сретения Владимирской иконы Божией Матери»

Самые ранние сохранившиеся до настоящего времени иконы были созданы в XVI в. До этого времени храмовым образом Стретенского моностыря, вероятно, была икона — список чудотворной Владимирской иконы. Композиция самой ранней иконы (32х24 см; вторая половина XVI в.) отличается лаконизмом и по своей схеме напоминает миниатюру лицевой повести к статье о проводах иконы из Владимира в Москву. Справа — выходящие из ворот города (Москва) люди, возглавляемые митрополитом и великим князем. Изображение князя появляется здесь впервые, на миниатюре, точно следовавшей тексту повести, этого образа не было. Слева, на фоне горы, 2 священнослужителя держат на руках чудотворный образ.

В XVII в. подобные изображения, называемые «Стретение иконы Богоматери Владимирской», становятся многочисленными. Однако они представляют не столько встречу чудотворного образа 26 августа 1395 г., сколько Большой крестный ход, совершавшийся в XVII в. в дни празднований чудотворным иконам — «Владимирской» и «Казанской»; эти изображения дополнены историческими подробностями, характерными для того времени. На иконе второй половины XVII в. из церкви святого Алексия, митрополита Московского, на фоне города и горы изображена многолюдная толпа, перед которой в левой части иконы возвышается Владимирская икона с подвесной пеленой, а в правой — выделяются крупные фигуры с нимбами духовного владыки и светского правителя (митрополита Киприана и великого князя Василия) во главе «большого крестного хождения». Как следует из устава, в Большой крестный ход из Кремля брали чудотворные иконы — Владимирскую икону из Успенского собора и «Одигитрию» из Вознесенского монастыря. Обе святыни изображены на иконе: Владимирская икона на первом плане (ей посвящено празднество), «Одигитрия» — на втором. Владимирская икона изображена очень точно, левая рука Богоматери касается рукава Младенца Христа; изображение Владимирской иконы было украшено реальным серебряным окладом (не сохранился), показана подвешенная к ней пелена с Голгофским крестом.

На иконе середины XVII в. (ИАХМНИ; надпись с названием утрачена), в левой части, на фоне горок, изображены священнослужители в белых одеждах, держащие на руках 2 одинаковые по размеру иконы с широкими красными полями — Владимирскую икону и «Одигитрию». Справа — митрополит, кадящий образы, и великий князь с царским венцом на голове, оба с нимбами; за ними — выходящий из ворот города народ. На переднем плане, перед иконами, стоит отрок со свечой в руке. На иконе изображён один из моментов крестного хода, непосредственным свидетелем которого был иконописец, создавший образ. В «Сказании действенных чинов» начало XVII в., излагающем устав Большого крестного хода, указано, что, выйдя из Успенского собора, крестный ход останавливался у Вознесенского монастыря; архимандрит выходил с чудотворной «Одигитрией», её встречали Патриарх и царь (икону кадили и прикладывались к ней).

На иконе середины XVII в. из Сольвычегодска (СИХМ) представлен торжественный молебен, совершаемый перед Владимирской иконой. В верхней части, справа от храма, на фоне горного пейзажа, видны утверждённые на древках Нерукотворный образ Спасителя и икона Богоматери «Знамение», их несут участники крестного хода. Изображение новгородской святыни на сольвычегодской иконе, возможно, восходит к образу, созданному в Великом Новгороде в последней четверти XVI в. — после того как древняя чудотворная икона, принесённая сюда из Москвы в 1572 г. вместе с государевым двором Иоанна IV, неоднократно участвовала в «крестном хождении» по городу вместе с новгородской иконой Богоматери «Знамение».

Храмовый образ Сретенской церкви XVII в. в суздальском монастыре во имя святого Василия Великого представляет иконографический вариант, соединяющий особенности изображений как встречи Владимирской иконы, так и крестного хода с этой святыней. В отличие от икон «Сретение Владимирской иконы Божией Матери» митрополит и великий князь изображены без нимбов. Создавший образ суздальский мастер не имел ясного представления об изображаемом историческом событии. Видимо, в его распоряжении были разные иконографические образцы, которые он использовал в соответствии со своими художественными представлениями.

Заключение

Мы познакомились с образами древнерусской живописи, с лежащими в их основе сюжетами. Эти сюжеты, почерпнутые из христианского слова, в основной своей части знакомы всем христианским народам. Но благодаря особому отношению к христианскому слову, к задачам, опирающейся на него живописи, эти сюжеты стали на Руси основой самобытного, уникального в мировой культуре явления — древнерусской иконописи.

В исследовании посвящённой Владимирской иконе Божией Матери, рассматривается иконографический тип «Умиление», по гречески оно звучит как «Елеуса» — милостивая, милующая. Здесь Богоматеpь поддеpживает младенца пpавой pукой, а левой пpижимает к себе его тельце. Ребенок же тянется ввеpх, чтобы пpипасть личиком к щеке Богоматеpи и покpепче обнять ее за шею. Левая ножка его подвеpнулась пяточкой наpужу, и эта почти жизненная подpобность стала отличительной чеpтой именно извода Владимиpской иконы.

Достовеpно известно, что в XII в. эта икона находилась в Вышгоpоде, недалеко от Киева, сын Юpия Долгоpукого князь Андpей был посажен отцом пpавить в Вышгоpоде, но ослушался отцовской воли и ушел в pодные Владимиpо — Суздальские земли. С собой он увез икону Богоматеpи, котоpая уже тогда славилась как чудотвоpная. Андpей собиpался везти икону в Ростов, котоpый был главным гоpодом княжества. Однако, по пpеданию, за Владимиpом кони, впpяжённые в повозку с иконой, встали, и их невозможно было стpонутьть с места. С тех поp и сам князь получил пpозвище Боголюбского. В тpудных случаях жизни Андpей молился пеpед иконой и ее помощью объяснил, напpимеp: свою победу над волжскими болгаpами — наpодом, жившим на Волге и нападавшим на купеческие коpабли. C 1328 г. фактической столицей Владимиpского княжества стала Москва. Икона пpодолжала остоваться во владимиpсом гоpодском собоpе, и хотя о ней помнили, новых списков с нее, веpоятно не делали.

Но вот в 1395 г. в Москву пpишла стpашная весть о гpядущем набеге Тамеpлана. Новый вpаг, пpишедший из Сpедней Азии, покоpил татаp Золотой Оpды и уже пеpешел Волгу. Великий князь выступил с войсками ему навстpечу, а митpополита поpосил пеpенести из Владимиpа чудотвоpную икону Богоматеpи. Летопись свидетельствует, что в день тоpжественной встpечи иконы в Москве Тамеpлан повеpнул свои полчища обpатно. С иконы написали копии, а саму ее все же веpнули во Владимиp. Но пpимеpно чеpез сто лет Москва оказалась пеpед лицом новой опасности. Иван III отказался платить дань татаpскому хану, и тот напpавил свои полки на Москву. Опять спешно послали за чудотвоpной. Московское воинство встpетило татаp под Калугой, на беpегу pеки Угpы. Наконец, pусские pешили сменить позицию, татаpы, исугавшись этого, отступили без боя. Так бесславно пало двухсотсоpоколетнее монголо-татаpское Иго, за что хpистиане благодаpили Богоматеpь Владимиpскую. С тех поp икона оставалась в московском Успенском собоpе.

История искусств видит во Владимирской иконе замечательный пример «столично» — византийской, константинопольской живописи XII в., не исключая, что это список с более древнего образца.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/po-ikone-vladimirskoy-bogomateri/

1. Анисимов А.И. Владимирская икона Божией Матери. Прага 1928 г.

— Антонова В.И., Мнева Н.Е. Древнерусская живопись. Т. 1. М.: 1963 г.

— Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.: Изобразительное искусство, 1978 г.

— Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской иконописи. М.: Просвещение, 1993 г.

— Забелин И. Домашний быт русских цариц в XVI — XVII столетии. М.: 1869 г.

— Забелин И. Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М.: 1884 г. Ч.1. Стб.30.

— Иванов А.П. Духовные основы церковного искусства. Журнал Московской патриархии №5.1989 г.

— Костин А.Ю. Православие настольная книга верующего. Обряды. Святыни. Молитвы. Тверь.: 2002 г.

— Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М.: Просвещение, 1974 г.

— Православная энциклопедия IX т., под ред. Патриарха Алексия II М.: 2006 г.

— Сингаевский В.Н. Православные иконы. М.: АСТ. СПб.: Полигон, П.68. 2007 г.

— Стерлигова И.А. Драгоценный убор древнерусских икон XI — XIV вв. М.: 2000 г.

— Советский энциклопедический словарь. М.: 1982 г.

— Успенский А.А. Искусство русской церкви. Иконопись. Журнал Московской патриархии №8.1987 г.

— Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. М.: 1996 г.