Впервые русские услышали о нивхах весной 1640 года: от одного пленника–эвена томский казак И. Москвитин узнал о существовании реки Амур, в устье которой и на островах жили гиляки (устар. наименование нивхов).
В. Поярков во время похода на Амур окружил амурских нивхов ясаком. Во второй половине 17 века непосредственные контакты русских с нивхами прервались и были возобновлены лишь в середине 19 века, когда Амурская экспедиция Г. Невельского присоединила Сахалин к России. Экономическое и культурное развитие Нижнего Амура и Сахалина сопровождалось изучением этнических групп, проживающих на этих территориях. Поскольку с начала двадцатого века происходит процесс размывания традиционной культуры нивхов, большое значение имеют данные, собранные этнографами второй половины XIX — первой половины XX в. Это, прежде всего, работы Л.И. Шренка и Л.Л. Штернберга. Некоторые материалы в работах этих исследователей играют роль источников: цитируемые тексты, диалоги, опросы, иллюстративный материал. Они были опубликованы Шренком в его трехтомном труде «Об иностранцах Приамурья», Штернбергом — в трудах «Примеры материалов для изучения гилякского языка и фольклора», «Материалы для изучения гилякского языка и гилякского языка» фольклор».
Хотя исследование Шренка не посвящено конкретно нивхам, им уделяется особое внимание. Ученый собрал важную информацию о семейных отношениях, обычаях, магических ритуалах, календаре, праздниках. Излагая материал, Шренк избегал теоретизирования, предпочитая описательный стиль. Основная его задача — сбор и классификация материала.
Работы Л. Штернберга можно разделить на две группы: одна посвящена вопросам общественного устройства и религиозных верований, другая — фольклору и языку. Штернберг первым попытался дать системное описание нивхского этноса.
Продолжили исследование нивхского этноса А. М. Золотарев и Е. Л. Крейнович.
Крейнович появился в прессе с серией статей, посвященных вопросам семейной собственности, группового брака, морской охоты и верований нивхов.
Величайшее произведение Крейновича «Нивхгу» написано в стиле дневниковых записей на основе материалов, собранных во время его преподавания на Сахалине в 20-е годы прошлого века.
Начатое Крейновичем изучение структуры нивсхского языка было продолжено В. З. Панфиловым. В некоторых своих работах он выходит за рамки чисто филологических проблем и пытается выявить связи языка и мышления, впервые специально исследуя эту проблему на материале нивхского этноса.
Русский язык среди других языков мира
... усвоения культуры каждым из членов общества. 1.Место русского языка среди языков мира Русский язык выступает не только как язык межнационального общения народов СССР, но и как язык международного общения. Рост авторитета нашей страны ... 90-х гг. в РФ и странах ближнего зарубежья. 11ачало распространения рус. языка среди представителей других этносов совпадает, судя по данным сравнительно-
В 1960 – 1980 гг. наиболее значительный вклад в изучение нивхской культуры внесли Ч. М. Таксами, Г. А. Отаина, В. М. Санги.
В работах Ч. М. Таксами прослеживаются те же тенденции, что и в работах Крейновича. Таксами принадлежит наиболее подробное системное описание материальной и духовной культуры нивхского этноса (Таксами Ч. М. «Основные проблемы этнографии и истории нивхов»).
Г. А. Отайна, будучи лингвистом, столкнулась с проблемами отражения коллективных идей на языке нивхов. Также эти проблемы нашли отражение в трудах П. Я. Гонтмахера.
Изучение материальной и духовной культуры, языка, истории нивхов и других малых народов России — важная задача, способствующая сохранению и возрождению этих этносов, находящихся сейчас в состоянии кризиса.
Общие сведения об этносе
Нивхи – малочисленная народность в Приморье. В переписи 2002 года указано 5162 человека. Нивхи своеобразны в антропологическом отношении. Они образуют местный расовый комплекс, получивший название Амуро-Сахалинского антропологического типа. Он имеет метисное происхождение как следствие смешения байкальского и курильского (айнского) расовых компонентов. Вместе с чукчами, коряками и другими народами Севера и Дальнего Востока они входят в палеоазиатскую группу. Старое название – гиляки. Этот этноним широко употреблялся до 30-х годов 20 века. Помимо нивхов, русские также называли ульчей, негидальцев и некоторых эвенков, например гиляков. Автоэтноним: нивх – «человек», нивхгу — «люди». Они говорят на нивхском языке, который имеет два диалекта: амурский и восточно-сахалинский. Нивхский язык занимает обособленное положение от языков других народов Амура и Сахалина, он относится к палеоазиатским языкам. Среди них широко распространен русский язык. В 1989 г. нивхский язык назвали родным лишь 23.3 % нивхов. Письменность создана в 1932 г. на основе латинского алфавита, позднее переведена на русскую графику.
По территориальному признаку нивхи делятся на две группы: материковую и островную (сахалинскую).
Материковые нивхи живут в Нижнем Амуре, на побережье Амурского лимана, Охотского моря и Татарского пролива. Островные нивхи живут на всей территории Сахалина. В настоящее время нивхи Сахалина расселены в северной части острова и в бассейне реки Тымь (2008 чел.).
На материке они концентрируются в двух районах Хабаровского края — Николаевском (1235 чел.) и Ульчском ( 631 чел.).
Еще в 1926 г. нивхи жили в небольших по числу жителей селениях, состоявших нередко из 2-3-х жилых построек. Известно более 100 таких селений, в т.ч. на Сахалине — 60. Строительство колхозов и последующее объединение колхозов привело к ликвидации большинства этих поселений. Сегодня на Сахалине почти две трети нивхов сосредоточены в двух населенных пунктах: селе Некрасовка Охинского района и райцентре Ноглики. На материке они живут преимущественно в небольших поселениях. Все поселки нивхов многонациональны. Помимо русских, с ними проживают ороки и эвенки на Сахалине, Ульчах и Негидале в Хабаровском крае. Поселки нивхов в Николаевском районе Хабаровского края этнически более однородны. Представительные нивхские этнические общности сформировались в последние годы в городах Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Южно-Сахалинске. После Второй мировой войны небольшое число нивхов переселилось в Японию (о. Хоккайдо).
Танцевальная культура Республики Татарстан и ее влияние на танцевальную ...
... традиции с формами и жанрами европейской профессиональной музыки. Итак, танец действительно передает культуру народа. Культура татарского танца оказывает огромное влияние на культуру танцев Поволжья, так как передает многие танцевальные моменты, традиции, этику ...
Собственного административного образования не имеют.
Этногенез нивхов
Нивхи — прямые потомки древнейшего неолитического населения Сахалина и низовья Амура. В прошлом расселялись на значительно более обширной территории. Ареал расселения нивхов простирался до бассейна Уда, о чем свидетельствуют топонимические данные, археологические материалы и исторические документы.
Проблема их происхождения до сих пор остается открытой. Существует несколько точек зрения на этногенез нивхов. Первая научно обоснованная гипотеза была высказана Л. И. Шренком в середине XIX века. По ее словам, исконной родиной нивхов был остров Сахалин, откуда они впоследствии стали селиться на материке. Л. И. Шренк обратил внимание на изолированное положение нивхского (гилякского) языка.
По мнению другого ученого – Л.Я. Штернберга, нивхи в древности занимали территорию северных районов, близких к арктической полосе, откуда мигрировали в районы нижнего Амура и на о. Сахалин. Высказывались также предположения о южном происхождении нивхов. Это мнение подтверждается некоторыми типологическими, морфологическими и лексическими сходствами между нивхским и корейским языками. Перемещаясь из южных районов на север, нивхи испытали сильное влияние тунгусо-маньчжурских народов. Кроме того, исторические данные показывают, что нивхи были также распространены на севере вдоль побережья Охотского моря и в верховьях Амура. В китайских источниках нивхи были известны под именем цзи-ля-ми.
С давних времен нивхи были носителями оседлого рыболовства и культуры морской охоты в бассейне Нижнего Амура, на Охотском побережье и на Сахалине. В результате этнокультурных контактов с народами Центральной и Юго-Восточной Азии, с культурами народов, утвердившихся на Охотском побережье, этнический аспект нивхов изменился. Однако в своей основе нивхи сохранили черты традиционной культуры рыбаков и охотников на морских животных. В прошлом у нивхов были тесные этнокультурные связи с тунгусо-маньчжурскими народами, а также с айнами и японцами.
Этносоциология
Тематическим направлением этносоциологии является социальная структура этноса, особенности социальных изменений в их среде, миграции, особенности внутрисемейных отношений, этническая идентичность, межэтнические отношения.
Социальная структура., Особенности социальных изменений., Миграции., Специфика внутрисемейных отношений., Этническое самосознание.
На этническое самосознание сильно повлияло восприятие русскими нивхов. Большинство информантов в детстве прошли через интернаты, откуда вынесли следующие представления о себе как о народе: нивхи — «на лицо некрасивые», «менее способные», «не любят работать» и т.п. Это усложняет этническую консолидацию: маркеры этнической идентичности окрашены преимущественно в отрицательный цвет. Наиболее заметно уменьшение количества говорящих на нивхском языке среди молодых членов общины. Вместе с тем снижается языковая компетенция носителей. Помимо старшего поколения, владеющего языком в полной мере, а молодые люди, как правило, вообще не говорят на этом языке и указывают это при переписи, в сообществе есть группа носителей языка, знающих язык в разной степени. На своем родном языке они могут указывать титул, что означает, например, то, что они говорили в детстве, но их знание языка отличается от того, что характерно для старшей возрастной группы.
Коренные народности севера: история, культура, быт
... народы угорской языковой подгруппы, являются ближайшими родственниками венгров, переселившихся с XIII в. с Южного Приуралья на запад. Традиционное ... по среднему течению Енисея. Материальная культура хантов и манси характеризуется сочетанием ... и коряков. В месте с тем существовали “оленные” чукчи и ... народов, живших по Амуру, играло рыболовство. Ловили главным образом рыбу лососевых пород, которая шла на ...
Межэтнические отношения., Социально-культурные особенности нивхов
В середине 19 века нивхи сохранили остатки первобытнообщинного строя и племенного деления. Основные традиционные отрасли хозяйства нивхов — рыболовство и морская охота. Сухопутная охота и собирательство имели подсобное значение. Особенно важную роль имел промысел проходных лососей. Промыслом рыбы и морского зверя (нерпа, тюлени, белуха) занимались круглый год. Широкое развитие получило занятие собаководством.
Русская колонизация оказала серьезное влияние на социально-экономическую и культурную жизнь нивхов. Происходит интенсивный распад родовой организации. Часть нивхов вовлечена в товарно-денежные отношения, появляются новые виды экономической деятельности: животноводство, сельское хозяйство, промысловое рыболовство и хозяйственная деятельность.
В начале 30-х гг. у нивхов были созданы колхозы, в которых развивался лишь один вид традиционного промысла — рыболовство. Расширение хозяйств и переход их к промышленному рыболовству в конечном итоге привели к тому, что эта сфера традиционного труда оказалась недоступной для большинства коренного населения. В конце 80-х гг. в колхозах работало менее трети трудоспособных нивхов. Считалось, что все были заняты в традиционной экономике, на самом деле небольшая часть была занята традиционным трудом. Так, например, в колхозе «Восток» (Ногликский район Сахалина) из 110 нивхов-колхозников на рыбном промысле работало всего 17 человек, остальные — в сфере обслуживания основного производства.
Переход из сферы традиционного труда был воспринят нивхами очень болезненно и с началом рыночных реформ стал основным фактором их общественного движения за новые экономические отношения. С начала 90-х гг. повсеместно создаются родовые хозяйства. На сегодняшний день их более 80 на Сахалине, в Николаевском районе Хабаровского края — 19 различных производственных объединений. Основные направления их экономической деятельности — рыболовство, морские животные и охота. Им закреплены территории традиционного природопользования, даны лимиты на лов рыбы, бесплатные лицензии на отстрел животных.
Наряду с традиционными ремеслами в хозяйствах развивается сельскохозяйственное производство. Подавляющее большинство хозяйств ориентировано не на внутреннее потребление, а на рынок. Этому способствуют и размеры квот, выделяемых им на добычу рыбы. Однако далеко не все они действительно работают. Например из 19 хозяйств амурских нивхов в 1998 г. 6 вообще не работали, а остальные сработали в убыток. Несовершенство рыночных отношений ведет к тому, что часть ценной продукции (лососевые, икра, мех) хозяйства вынуждены уступать по заниженной цене перекупщикам. В целом можно сказать, что создание нового экономического уклада еще не решило проблему оккупации нивхов. Она продолжает существовать наряду с другими социальными проблемами.
В 1989 г. около половины всех нивхов были городскими жителями. На Сахалине городское население составляло у них 55,6 %, в Хабаровском крае — 44,2 %.
Урок русского языка «Крылатые выражения как отражение истории, ...
... с рекламой, телевизионными передачами, фильмами современности). Сочинение с крылатыми выражениями и словами из греческой мифологии про вьетнамскую войну. В мире существует множество мифов. Сколько народов ... вкус к народному творчеству. Крылатые выражения относятся к особому пласту русского языка и являются частью культуры народа. Герои крылатых выражений Героем крылатых выражений может стать любой ...
Конечно, большинство нивхов проживают не в крупных городах, а в поселках городского типа, но это тоже довольно крупные многонациональные поселения. Доля нивхов в них, как правило, не превышает 1%, поэтому отношение к ним местных властей соответствующее. За исключением небольшой национальной интеллигенции, нивхи здесь заняты в основном неквалифицированным и низкооплачиваемым трудом. В условиях рыночных реформ и роста безработицы коренное население является наиболее уязвимым. В 1994-1999 гг. занятость нивхов сократилась на 39 %. Многие семьи ведут нищенское существование.
Ухудшилось медицинское обслуживание. В медицинских учреждениях ощущается нехватка специалистов и лекарств; финансирование осуществляется нерегулярно. Ухудшаются и демографические показатели. Естественный прирост в 1998 г. сократился в сравнении с 1990 г. в 8,6 раза, рост численности нивхов практически прекратился.
Заметное осложнение этносоциальной ситуации среди сахалинских нивхов в последние годы также связано с новыми планами освоения нефти на шельфе Охотского моря. Понимая, что очередное наступление нефтяников на свои земли остановить будет сложно, нивхи подняли вопрос о выплате компенсаций за разработку нефтяных месторождений на своих традиционных территориях, проведя этнологическую экспертизу проектов. Игнорирование требований коренных народов привело к нескольким протестам в Ногликском районе, где уже велись строительные работы по прокладке трубопровода.
В культуре нивхи унаследовали древний нижнеамурский хозяйственный комплекс речных рыболовов и морских охотников с вспомогательным характером таежного рыболовства. Значительную роль в их культуре играло собаководство (амурский/гилякский тип упряжного собаководства).
Основные элементы материальной культуры нивхов соответствуют общеамурским: сезонные (летние временные, зимние постоянные) поселения, жилища типа землянки, сосуществуют с разнообразными летними временными постройками. Под влиянием русских распространились бревенчатые постройки; в настоящее время они являются основным типом жилья в сельской местности. Традиционные нивхские постройки встречаются редко.
Одежда нивхов также имеет общеамурскую основу, это т.н. восточноазиатский тип (запашная одежда с удвоенной левой полой, кимонообразного кроя).
Шилась она из рыбьих кож, собачьего меха, шкур морских и пушных животных. На данный момент из традиционной одежды только женское платье, меховые туфли и перчатки.
Нивхи — классические ихтиофаги. Их основная пища — сырая, вареная и вяленая рыба.
Распространены многие элементы русской материальной культуры. Здесь действовали миссионеры Русской Православной Церкви. В конце XIX века крестились все амурские нивхи, но идеи христианства не оказали существенного влияния на их совесть. Процесс христианизации носил скорее внешний, формальный характер. Основу мировоззрения нивхов составляет анимизм. С религиозными воззрениями нивхов связаны два больших праздника – «кормление воды» и медвежий праздник (чхыф-лехарнд – медвежья игра), связанный с убоем выращенного в клетке медведя. В советское время у нивхов не было возможности отмечать эти праздники, но теперь они возродились. Шаманство не было развито, хотя шаманы были в каждом селении. В обязанности шаманов входило лечение людей и борьба со злыми духами. В родовых культах нивхов шаманы участия не принимали. И сейчас они считаются уважаемыми членами нивхского общества.
Реферат танцы народов севера
... в наше время танцы коренных народов Севера изучены недостаточно. Сам образ жизни и традиционные виды хозяйствования этих народов обусловили их традиционную культуру. Традиционные танцы народов Севера были тесно ... обряды и традиционные верования этих народов. Отсюда и исходят подражательные танцы коренных народов Севера. Цель и задачи Истоками северного танца являются близость к природе, восприятие ...
В фольклоре нивхов выделяют 12 самостоятельных жанров: сказки, предания, лирические песни и т. п. Народный герой нивхов безымянен, борется с нечистью, защищает обиженных как поборник добра и справедливости.
Декоративное искусство представлено орнаментом, скульптурными изображениями, резными предметами. Особое место занимает скульптура с изображением близнецов, изображение медведя на черпаках и другие предметы.
В настоящее время прилагаются усилия к возрождению всего комплекса традиционной духовной культуры. Регулярно проводятся праздники народов Севера, соревнования по национальным видам спорта, работают фольклорные ансамбли («Эри» и др.), этнографические музеи, центры прикладного декоративного искусства. Высокой активностью отличается нивхская интеллигенция. Для координации усилий нивхов по возрождению своего культурного наследия в селе Ноглики был создан этнокультурный центр. В селе Некрасовка активно действует Охинская местная общественная организация «Центр по сохранению и развитию традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера «Кыхкых» («Лебедь»).
Среди этнокультурных проблем, находящихся в центре общественного внимания нивхов, конечно, проблема родного языка. Вынужденное переселение нивхов из небольших прибрежных деревень в более крупные многонациональные поселения разрушило языковую среду. Не менее негативную роль сыграла и система школьного образования детей. Наличие в нивхском языке двух диалектов, носители которых не всегда понимают друг друга, отрицательно сказалось на преподавании языка в нивхских школах. Письменность, созданная в 30-е г. на основе амурского диалекта, не использовалась на Сахалине. Для восточно-сахалинского диалекта он был создан только в 1979 году, что привело к частичной реформе письменности амурского диалекта. В начале 80-х гг. на обоих диалектах были выпущены буквари. В последние годы на нивхском языке стала издаваться детская литература в Южно-Сахалинске. Выходит ежемесячная газета на нивхском языке «Нивх диф» («Нивхское слово»).
Сегодня нивхский язык преподается в начальных классах в национальных поселках, однако обучением охвачено пока только 27 % нивхских школьников. Преподавателей нивхского языка готовят в педагогическом училище Николаевска- на Амуре, в РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге. Все это, однако, не может кардинально изменить ситуацию. Молодежь родного языка не знает вообще, на нем говорит лишь старшее поколение.
Заключение
Нивхи, как и другие малые народы России, к сожалению, постепенно утрачивают характерные для них черты. Практически утратив традиционный образ жизни, эти народы не смогли приспособиться к современным реалиям. Молодое поколение нивхов довольно сильно отличаются по своему образу жизни, а соответственно и менталитету, даже от своих бабушек и дедушек. Большая часть молодежи переселяется в город, где ассимилируется. Собирая материал для данной контрольной, я постоянно встречала негативное описание характера и нравов современных нивхов. Их обвиняют в лености, недалекости, пьянстве, воровстве, инертности и тому подобном. Безусловно, проблема алкоголизма, безработицы, падения общего культурного и нравственного уровня стоит достаточно остро. Но, во-первых, эти проблемы в той же степени стоят перед всем российским обществом, во-вторых, причиной этого является не какие-то черты, якобы присущие только данному этносу. Причина в неблагоприятных социально-экономических условиях, следствием которых и стали эти серьезные проблемы. Исследователи 19- начала 20 веков отмечали в своих работах прямо противоположные черты нивхов. Например, Крейнович отмечал, что у нивхов практически не встречается воровство, нет нищих. Традиционный уклад нивхов, как и их соседей негидальцев, орочей, эвенков и других коренных народов Севера и Дальнего Востока, насчитывает не одну сотню лет. Эти народы не только выживали в суровых природно-климатических условиях, но и создали действительно ценную, своеобразную культуру. Ленивый и недалекий народ, конечно, давно бы исчез. Хотя назвать нивхов активными и целеустремленными тоже было бы явным преувеличением. Попытки как-то улучшить сложившееся положение предпринимает только небольшая часть нивхской интеллигенции. Если остальные нивхи так и останутся в бездействии, то в скором времени они будут ассимилированы и как народ перестанут существовать. Но и государство должно начать наконец-то реально заботиться о развитии малых народов России, оказывая им реальную поддержку.
Родной язык наш должен быть главною основою
... язык не пропадет, он будет жить. Сочинение на тему «Мой родной язык русский» 5 класс 1. Почему именно русский язык 2. Богатство русского языка ... выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. Он ... этот дар и приумножать. Носитель языка должен не только говорить на своём родном языке, но и знать произведения великих ...
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/nivhskaya-literatura-v-rossii/
1. Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. М., 2003. 142 с.; Материалы альманаха «Мир коренных народов — Живая Арктика»
2. История и культура нивхов. Историко-этнографические очерки. М: Наука,1998.
3. Таксами Ч.М. Основные проблемы этнографии и истории нивхов. Л.: Наука, 1975.
4. Соколова З.П. Народы Севера СССР: прошлое, настоящее и будущее. Советская этнография. № 6, 1990.