Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Контрольная работа
по Истории педагогики и философии образования
Задание №1. Составьте конспект научно-педагогической работы Ф.А.В. Дистервега «Руководство к образованию немецких учителей»
Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790-1866) — великий немецкий педагог, последователь Песталоцци, «учитель учителей», сформулировавший основные дидактические принципы той педагогической теории, которую можно назвать классической. В 1835 г. вышел в свет наиболее известный из трудов Ф. А.В. Дистервега — «Руководство к образованию немецких учителей». В написанной им первой, основной части устанавливаются общие принципы организации учебного процесса и основные требования к реализации развивающей школы. Вторая часть «Путеводителя…», подготовленная при участии группы учителей школ и преподавателей семинаров для учителей, включает статьи частно-методического характера. Работа привлекала внимание глубиной педагогического мышления, сочетанием теоретических размышлений с обобщением практики школьной работы, уверенностью в неограниченном потенциале творческих способностей учителя. «Руководство для немецких учителей» получило широкую известность в Европе. Так, в России первая часть этой книги вышла в свет в 1873 г., вторая — в 1875 г. «Руководство к образованию немецких учителей» Дистервега — произведение, не имеющее себя равных в сжатости, точности и полноте изложения классических принципов дидактики. Линия российской педагогической теории, которую можно назвать классической — от Ушинского до Занкова, — по сути, связана с вдумчивым воплощением изложенных здесь принципов. (И, наверное, в каждой европейской стране находились свои Ушинские — примерявшие принципы рационально организованной народной школы к своей национальной среде).
Можно сказать, что эта работа Disterweg представляет собой наиболее точное и возвышенное изложение «традиционной» школьной теории — в том виде, в каком ее следует преподавать в педагогических институтах и внедрять в большинстве учебных заведений. С одной стороны, интересно сравнить, в какой степени предположительно общепринятые «традиционные» принципы обучения, провозглашенные Дистервегом, совпадают с реальной действительностью «традиционной» школы в России. А с другой — именно на этой сжатой работе особенно удобно фиксировать «проблемные узлы»: положения, которые сторонники «неклассических взглядов» на педагогику пробуют опровергать с точки зрения парадоксальных законов детского мира ясную логику просветительского рационализма. Те или иные подходы и оценки «нетрадиционной» дидактики развивались уже одновременно с Дистервегом (например, в методических поисках других учеников Песталоцци, французских педагогов Жерара и Жакото), были громко заявлены Львом Толстым, развёрнуты великими деятелями эпохи рождения идей «новой школы» на рубеже двадцатого века…
Л.Н. Толстой о значении народного образования
... Толстого о народном образовании, его представление о сущности воспитания в целом. . Рассмотреть подход Л.Н. Толстой к системе народного образования в России. . Изучить идей Л.Н.Толстого о народном образовании в его педагогической деятельности в Яснополянской школе. ... Л. Н. Толстого в развитии народного образования. Проблемы изучения педагогического взгляда Л.Н.Толстого отражены в научных работах и ...
Это произведение Ф. А. В. Distervega предлагает целостное представление теории и практики организации государственных школ и подготовки учителей. это одна из основных работ Disterweg по этим вопросам. Далее мы представляем небольшое описание каждого правила в книге «Руководство по немецкому педагогическому образованию».
I. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту.
Сообразно с вышеуказанным принципом воспитания: «воспитание к самоде
1.Учите естественно! Под природой понимается выявление врожденных задатков ребенка в соответствии с присущим ему стремлением к развитию.
Образование должно соответствовать природе человека и законам его развития. Это главный, высший закон всякого обучения. Если возможно доказать, что известн ый способ обучения является природосообразным, то этим уже доказана его правильность. То, что, напротив, следует признать противным детской природе и неестественным, безусловно, непригодно. Поэтому самое важное для педагога — это знать человеческую природу в целом и, в частности, верно служить ее свойствам, характеристикам и стремлениям. Можно противиться ее велениям, пересекать в некоторых случаях отчасти или целиком ее стремления; можно приказать им исчезнуть, но все это бесполезно. Они будут продолжать существовать, подавленные, всегда пробиваясь сквозь них, и только служа им, можно получить положительные результаты. В человеке его природа — сила. Можно не понимать, что вложила в него природа, и пытаться подавить его устремления. Но все, что получается от одного человека, происходит за счет использования присущих ему сил, часто даже несмотря на их ложное использование, не соответствующее его характеру, образованию и извращенному воспитанию. Жестокое обращение с человеческой природой может убить людей, но человечество не может быть убито.
Следующие правила по большей части основаны на принципе природосообразности Дистервег А. «Избранные педагогические сочинения». М., 1956. Они или подчиняются ему или из него вытекают. выяснилось, что с помощью принципа соответствия природе ничего нельзя установить, так как они носят чисто формальный характер. Последнее абсолютно правильно: оно нормативно, но как таковое занимает первое место по своей природе, имеет руководящую ценность, имеет авторитет, требующий уважения.
2. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека! Обыкновенно в развитии человека до четырнадцати или шестнадцати лет различают три ступени: 1. Ступень преобладания ощущений (чувственного познания) или созерцания; 2. Ступень памяти; 3. Ступень рассудка. К этому ныне добавляют еще четвертую — ступень разума. Это подразделение содержит, несомненно, известную долю истины; однако оно не настолько бесспорно, чтобы им руководствоваться в обучении. Дело в том, что жизнь ребенка нельзя делить на четко определенные периоды. Однако все младенцы в какой-то момент своей жизни, например, в период прорезывания зубов или в возрасте десяти лет, обычно уже обладают некоторыми общими свойствами.
Влияние занятий Тхэквондо на физическое развитие человека
... тхэквондо уникальным и красивым видом спорта. Тхэквондо переводится следующим образом: Тхэ - это владение ногой, Квон - владение рукой, До - духовный путь человека. Тхэквондо ... развития людей разных возрастных групп. 1. Результаты исследования детей в возрасте 7-8 лет. Данный материал взят из статьи «Тхэквондо ... сердца и мышц в течение длительного периода. Это явление получило название аэробного эффекта ...
После первых нескольких лет жизни ребенка не наступит момент, когда хотя бы одно из основных отличий, присущих его интеллектуальным наклонностям, обсуждаемых здесь, не проявилось. Если мы обозначим их в порядке их последовательного развития как сенсорное восприятие, память, разум и разум, то этим мы скажем, что ребенок всегда является существом, наделенным этими различными когнитивными средствами. Он, следовательно, не бывает в одно время исключительно чувственно воспринимающим, в другое рассудочным существом и т. д., а всегда проявляются все функции, но лишь в различных формах и видах. А у шестилетнего есть ум, но только он занимается другими делами, кроме восемнадцатилетнего мальчика.
однако необходимо установить самые общие формы развития душевной жизни. Ими являются восприимчивость и самодеятельность. Следует упражнять чувства посредством внимательного ознакомления с предметом, сохранять прирожденную впечатлительность и живость и заботиться об основательном усвоении!
Примерно до четырнадцатого года восприимчивость и самостоятельность работают вместе. Ум привязан к чувственно воспринимаемому материалу и прочно его усваивает. Это период оплодотворения памяти ценным материалом, который необходимо запомнить на всю жизнь; это время изучения основ языков. В тот же период, особенно у хорошо одаренных детей, пробуждается и раскрывается способность к пониманию, осознанию, мышлению, способность выводить общие истины из частных. Задатки, наклонности, индивидуальные свойства проявляются все более и более определенно, и больше не требуется особой интуиции, чтобы понять преобладающие стремления, предвидеть или даже точно указать будущее призвание в жизни ребенка. После четырнадцатого года все больше и больше устанавливается период разума, который переходит в формирование принципов разума. Это проявляется в возникновении идеалов. необходимо сохранить силу чувственных восприятий, планомерно развивать ум, возродить любительскую фантастику с высокими идеалами. Наступают решающие годы, в которые подрастающую молодежь нужно побеждать за все истинное, великое, святое. То, что не началось сейчас, вряд ли получится в жизни. понятно, почему сердце отца и учителя трепещет от радости или тревоги. Здоровая деятельность соков выталкивает почки, плоды которых сохраняются на протяжении всей жизни человека. В противном случае образуется тонкий ствол, который будет только тянуть жалкое существование.
Учение совершается теперь вполне сознательно, с ясным, отчетливым пониманием законов и правил; представления возникают в логической последовательности; сила мышления развивается; твердые принципы прочно усваиваются и применяются в жизни. Моральные мнения трансформируются в убеждения, убеждения формируют характер и его силу. Воля и мышление едины. Мышление есть бытие. Как человек мыслит, таков он и есть; каков человек, так он и мыслит
Результатом и доказательством правильного хода развития являются следующие признаки: развитие чувства, физическая сила и ловкость как базис энергичного характера; живость и сила восприятия; хорошая, память, оплодотворенная ценным материалом и основами всякого истинного знания; развитые мыслительные способности; влечение и склонность к самостоятельному исследованию и свободному устному и письменному изложению; увлечение яркими идеалами и наглядными примерами деятельной жизни, посвященной служению истинному, доброму и святому; единство чувств, мысли, воли и выработанные навыки.
Правилу следуй упорно чтобы словам было тесно мыслям просторно
... в некое движение – люди пытаются уместить в 6 словах (как было в оригинале Хемингуэя) законченную историю, и, на мой взгляд, ... А что на счет обычной жизни? Обычных разговоров? Здесь умные люди руководствуются «правилом Некрасова», чем больше они думают, тем меньше ... хорошо на душе становится, так спокойно, умиротворенно – это твои мысли уносятся вдаль. Всего лишь три строчки, а сколько картин ...
3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!
Уровень развития ученика —
Без знания уровня развития ученика правильное обучение невозможно. В противном случае неизвестно, что должно присутствовать, с чем необходимо установить соединение. Здесь происходит то же самое, что и при написании книги. Если автор хочет, чтобы книга была успешной, он должен четко представить себе уровень развития тех, кого он ожидает увидеть в качестве своих читателей. Иначе он не попадет в цель; будет многоречив и пространен там, где должен быть краток, и краток там, где следует быть обстоятельным. Но не следует думать, что вопрос может ограничиваться только более общим знанием идей учащегося. Никоим образом. Преподаватель должен досконально знать уровень развития и знаний ученика и учеников. Одним словом, уровень развития ученика определяет метод преподавания предмета. Уверенное распознавание предметов и умение отличать их от внешних знаков — первый этап любого знания и обучения.
То, что сейчас неприменимо, чему не нужно двигаться вперед, не нужно учить. Узнай как можно меньше! Тогда вы будете занимать ученика только самым важным, только самым важным, тогда вы сможете довести этот материал до самого дна, навсегда запечатлеть его в сознании ученика. Вскоре он будет наполнен радостным чувством и уверенностью, которые вселяют в него радость знания чего-либо и способности это делать. Тогда его учение станет основательным. Это и есть подлинная основательность. Изучение всего непригодного для движения вперед — это ложная полнота, отсутствие правильного метода.
4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно!
Первое правило вытекает из позиции: обучение должно соответствовать уровню развития обучаемого ученика, то есть его нынешнему уровню, а не возможному будущему. Поэтому можно бы выразить это правило в немногих словах: ничему не учи преждевременно. Материал, который может быть воспринят и усвоен только взрослым, недоступен для молодежи.
Второе правило, пожалуй, еще важнее первого. Он защищает от мимолетного отвращения, последствия которого впоследствии становятся неизгладимыми. Часто благонамеренные, разумные, нравственные и благородные взрослые вспоминают свои учения и учителей с некоторым презрением и не могут думать иначе. Чем это вызвано? Возможно, из-за нелепого и детского метода обучения, но прежде всего из-за самого содержания обучения, которое, возможно, соответствовало годам их детства, «но ниже уровня развития взрослого. Одним словом правило звучит так: «не давай ничего преждевременно! — не давай ничего слишком поздно!» (первое относится к уровню развития отдельного ученика, последнее — к культурному уровню всего человечества).
Конспект занятия по развитию речи обучение рассказыванию
... рассказа текста, а впоследствии – для наглядной подсказки при сочинении собственного рассказа. Конспект занятия по обучению творческому рассказыванию. Тема «Я — волшебник». Конспект занятия по обучению творческому ... между собой, рассказывать по памяти, составлять рассказы по картинкам, проявляя свою фантазию. Конспект занятия №2 по обучению детей составлению связных рассказов по картине в старшей ...
5. Учите наглядно! Развитие человеческого разума начинается с чувственного восприятия внешнего мира. Оно выражается в
Само собой разумеется, что в школьной среде не всегда возможно дать ученикам непосредственно те визуальные представления, которые являются основой всех изучаемых концепций. Но, однако, в большинстве случаев это может и должно иметь место. Если мы теперь посмотрим на современное развитие практической жизни и литературы, мы убедимся, что важность сенсорного знания, необходимость прямого наблюдения получает все большее признание. Это, несомненно, многообещающий успех, который приведет к необычным, почти неожиданным результатам.
Основной принцип новой школы гласит: «Самодеятельность посредством чувственного познания и на основании последнего: 1) самодеятельность как форма духовной деятельности; 2) непосредственное, чувственное, живое познание (содержание); 3) самодеятельное мышление на основе чувственного познания и, наоборот; при большей зрелости; создание наглядных представлений на основании всего передуманного. Старая школа знала не объективный, а абстрактный метод. Новая школа придерживается субъективного и в обучении стремится к визуальному или конкретно-объективному методу — взаимодействию и единству субъективных и объективных методов. Пусть учитель, желающий следовать требованиям современной дидактики, дополнительно продумает это. Все дальнейшее является раскрытием установленного принципа.
6. Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному!
Все четыре правила основаны на предыдущем принципе ясности и исходят из соответствия природе. Кто хочет обучать наглядно и прир одосообразно, должен точно следовать этим четырем правилам!
1. От близкого к далекому! При естественном развитии ребенок всегда переходит от колыбели и детской к знанию дома, жилья, окрестностей, округа и т.д., пока, наконец, человек не охватит всю вселенную и «не найдет бесконечный мир слишком тесным». Но это правило не всегда следует применять в этом пространственном смысле в обучении. Конкретное, наглядное всегда близко, абстрактное далеко.;, следовательно, раз мы идем наглядным путем, то всегда переходим от близкого к далекому.
2. От простого к сложному. Это правило верно, если его правильно понимать и не изолировать от остальных. Но его следует применять вместе с правилом:
3. От более легкого к более трудном. Простое обыкновенно легче, сложное труднее. Это относится, по крайней мере, к внешним видимым вещам. легче изучить очень простое растение или животное с точки зрения частей и строения, чем существо с различными частями. Часто, однако, простое бывает именно наиболее трудным. Следовательно, развивающийся ум начинает с восприятия отдельных объектов с самыми разными атрибутами, хотя он не овладевает ими всеми одновременно. Только позже мы придем к более простым концепциям, к более общим и более высоким концепциям и так далее, пока не придем к наиболее общим и простым концепциям. Здесь сложное оказывается более доступным детскому сознанию, чем общее, простое. Поэтому первое должно предшествовать второму. Если мы более подробно рассмотрим этот процесс разработки, мы обнаружим следующее. Прежде всего пробудившийся человеческий ум усваивает посредством так называемых ощущений самые простые признаки чувственных предметов, например цвет розы или блеск солнца и ничего более; постепенно он овладевает и остальными признаками розы, объединяет их в одно общее, в понятие об отдельной розе, заключающее в себе бесконечное множество признаков. Затем отдельные розы сравниваются между собой, формируется понятие розы в целом, которое уже является более простым понятием, чем понятие отдельной розы. Сравнивая розу с другими подобными существами, возникает понятие цветка, растения, существа или предмета. Таким путем ум доходит до совершенно простого представления, которое содержит только один признак, и поэтому не подлежит ни дальнейшему расчленению, ни обобщению; следовательно, завершает ряд представлении. На другом конце — в начальной точке серии — тоже были довольно простые изображения. Таким образом, простые представления замыкают взаимосвязанный ряд представлений: начиная с совершенно простого, снова, наконец, заканчивая совершенно простым. Посередине находится сложное. Начальную точку образует чувственно-простое — ощущение; конечную точку — абстрактно-простое, наиболее общее понятие. Близко к первому — чувственно сложное, близко ко второму — абстрактно-сложное, и так происходит непрерывный переход от одной крайности к другой и наоборот.
Условия индивидуализации при обучении подростков 12–14 лет современным ...
... лет при обучении хореографии (современным танцам). 1. Специфика классического и современного танца как предмета дополнительного образования детей и подходы к обеспечению ... следующему: Индивидуализация в обучении - такая организация учебного (образовательного) процесса, при которой, учебный материал, способы, приёмы педагогического действия подбираются, исходя из индивидуальных особенностей ученика, ...
4. От известного к неизвестному! Это правило является самым важным из четырех, потому что оно господствует над всеми, т.е. в случае столкновения или конфликта между ними оно берет верх, а остальные должны ему подчиниться. Особенно это касается первого и второго правил: по большей части оно совпадает с третьим, потому что известное обычно легко, а неизвестное сложно. Следовательно, если более далекое и сложное оказывается более известным, чем более близкое и простое, то начинать надо с далекого, а не с близкого, потому что развитию человеческого ума свойственно всегда и везде присоединять неизвестное к известному, с ним сравнивать и сопоставлять, чтобы овладеть неизвестным и сделать его известным. Например, вы не можете выучить иностранный язык без помощи носителя языка. У нас нет другой возможности овладеть неизвестным, кроме как через известное. Растения, животные, люди, язык, понятия, неизведанные миры: все сравнивают с уже знакомым. То, что находится за пределами непосредственной видимости, становится ясно при сравнении с визуальным. Наиболее убедительным примером является сам язык, который выражает невидимое и вечное посредством слов, обозначающих непосредственно или через свои корни представления, добытые наглядным путем, например: всемогущество, всеведение, неизменность, непостижимость и т. д.
Правило «от известного к неизвестному» применяется, по крайней мере, без исключения, к любому развивающему обучению молодых людей, поэтому оно может служить критерием для оценки пригодности обучения.
7. Веди обучение не научным, а элементарным способом! , Научное преподавание, которое мы встречаем, например, в университетах, начинается обыкно
8. Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную.
Возбуждай ум ученика посредством одного и того же предмета, по возможности разносторонне, а именно: связывай знание с умением и заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не сделается достоянием подсознательного теч ения его мыслей (des unteren Gedankenlanf)! Обучение может иметь двоякую тенденцию: или имеется в виду познакомить ученика с определенным учебным материалом, дать ему знания или навыки, которые стали бы его неотъемлемым достоянием, или посредством обучения желают развивать его силы. В первом случае преследуется материальная, во втором формальная цель. Это, однако, не значит, что материальная цель должна быть отодвинута на задний план; только никогда и нигде не следует стремиться к достижению исключительно ее одной. Чем моложе и менее зрел ученик, тем больше значения приходится придавать развитию его сил. Чем большей зрелости достигли последние, тем допустимо предъявлять им трудный материал, так как можно ожидать, что уже окрепшие силы способны сделать его достоянием ума ученика. Если поступать наоборот, т.е. заставлять неразвитые силы воспринимать материал, переварить который они еще не в состоянии, то можно их совершенно погубить.
Особенности обучения учащихся изложению и сочинению в начальных классах
... учителей начальных классов. Этапы . Изучение литературы по написанию сочинений и изложений разных видов (методической, научной). . Разработка и проведение уроков по написанию сочинений и изложений. . Обобщение материала. Структура 1. Психолого-педагогические основы обучения сочинению и изложению в начальной школе .1 Характеристика жанров сочинений и изложений Сочинения как ...
Формальное обучение само по себе не имеет никакой реальности; всякое обучение происходит на каком-либо материале. Этот материал должен быть основательно изучен, а раз это делается, то обучение является формальным. Но в то же время оно, конечно, является и материальным именно потому, что предмет изучается, что, однако, означает больше, чем внешнее усвоение при помощи памяти. Для основательного (tuchtiqen) обучения всегда необходимы, два условия: 1) знание предмета как такового; 2) умение его применять. Знание предмета означает не его пассивное восприятие, а его самодеятельное усвоение. Уже в этом положении заключается истина, что формальное образование дается вместе с правильным изучением положительного материала, а не представляет собой нечто от него обособленное, но к этому правильному знанию должно присоединиться умение, т.е. навык в его употреблении и применении.
9. Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить!
В се, чему учатся и что должно быть сохранено в памяти, необходимо постигать своим умом. Существуют, конечно, различные степени понимания: один овладевает предметом целиком, не оставляя ничего непонятным; другой только частично, о чем приходится лишь сожалеть. Поэтому мы требуем, чтобы учебный материал усваивался в большей степени и иначе, чем только при помощи памяти! Дитя природы достаточно непосредственно, чтобы не запоминать того, чего оно не понимает. Наши ученики часто слишком легко и охотно зазубривают все то, чего они не в состоянии понимать. Они должны были бы этому противиться, но в ущерб истинному образованию они уже приручены. Благодаря этой печальной привычке они теряют любовь и стремление к истине. Учение становится обременением, а не освобождением духа, каким оно должно было бы быть. «Истина вас сделает свободными». Пусть учитель продумает следующие положения:
- всякое непонятное положение, которое заучивается, вредно;
- всякая неизменная догма, не вовлекаемая в поток развивающегося образования, угнетает наш дух;
- заставлять учащегося повторять непонятые или непонятные положения является безответственным.
Необходимо крепко придерживаться любви к ясному, простому.
«Система обучения сочинению в начальной школе»
... в работе учителя над сочинением является выбор темы. Тема - это предмет сочинения, то, о чем говорится в ... в начальных классах школы встречаются крайне редко. Чаще всего тексты в начальной школе - это смешанные по жанрам работы, в ... сочинение. В зависимости от источников материала выделяются, Особо следует отметить сочинения ... духовной жизни..." Именно сочинение, по мнению М. Р. Львова, "придает ...
10. Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили!
Непростительно много грубых ошибок совершается в этом отношении. Как много приходится заучивать ученикам в низших, и средних классах (речь идет о з аучивании наизусть), сколько муки и труда стоит это большинству, а при окончании школы почти все уже забыто. Допустимо ли это? Нет, недопустимо. Поэтому, во-первых, никогда не заставляй учить того, что не достойно запоминания на всю жизнь; во-вторых, заботься о том, чтобы учащиеся действительно запоминали выученное и оно стало бы их неотъемлемым достоянием во всей их дальнейшей жизни! Выученное ребенком в младшем классе должно быть так свежо в его памяти в старшем классе, как будто бы он выучил это только вчера. Позаботиться об этом — обязанность школы. Не соблюдать этого недобросовестно. Думать, что, несмотря на материальную утрату, останется формальное приобретение — укрепление памяти — пустая мечта. Память основывается на материале и утрачивается вместе с ним. Учить и забывать — значит разрушать память. Тот, кто бы все забыл, потерял бы вместе с тем совершенно и память. Поэтому к выученному надо часто возвращаться и его повторять, чтобы оно никак не могло изгладиться; следовательно, его необходимо постоянно освежать в памяти. Это относится к пословицам, песням, стихам, латинскому и французскому языку и ко всему остальному. Прочно запомнить что-либо выученное или заученное важнее, чем подучить еще что-нибудь новое, а прежнее из-за этого забыть. Можно достигнуть этого, посвящая один час в неделю дословному, устному, выразительному повторению. Тогда ученики выносят с собой из школы сокровище пословиц, песен и стихов, которому радуются до глубокой старости. Не бойся этого кропотливого труда! Он покажется тебе легким, если ты — чего всегда следует требовать — сам знаешь то, что должны выучить ученики. Но, конечно, если ты не можешь «спрашивать урок» у ученика иначе, как по книге, то являешься для них тем, что представляешь из себя на самом деле: живым противоречием, мучителем, тираном!
11. Не муштровать, не воспитывать и образовывать ad hoc, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования!
А d hoc — для данного случая. Речь всюду идет об общем, а не о профессиональном образовании. Последнее является образованием для определенного положения. Немецкая педагогика его отбрасывает, не признает, например, кадетских корпусов. Она требует, чтобы будущее специальное образование основывалось на общечеловеческом образовании, называет преобладание первого над вторым муштровкой, воспитанием ad hoc. Немецкая педагогика требует сначала образования человека, затем гражданина и члена нации: сначала человек, потом немецкий гражданин и товарищ по профессии (Berufsgenosse), а не наоборот. Общие основы должны быть заложены для всякой будущей специальности. Аналогичное мы наблюдаем в развитии природы (кристаллов, растений и животных, а также небесных тел): от неопределенных состояний и масс оно ведет к все более определенным формам бытия. Развитие языков следует тому же закону, какой мы обнаруживаем в отношении природосообразного образования отдельного человека и всего человечества. Закладывание этих общих основ является правилом для всякого истинного образования. На этих основах и из них возникают определенные формы и виды образования. Всякое знание сообразно этому должно расширяться все более и более.
Образ учителя глазами современных учеников
... выбрана тема исследования «Образ учителя глазами современных учеников». Мое исследование вероятно единственная возможность донести до учителей мнение учеников о них. Заставить их взглянуть на ... эту тему актуальной. Объект исследования: Образ учителя в представлении школьников. Предмет исследования: Профессиональные и личностные качества учителя. Цель проекта: Создание обобщенного образа учителя в ...
12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой!
Было бы логической ошибкой говорить об этом еще отдельно: ведь это заключается во всем предыдущем, заключается в принципе самодеятельности. Но что же делать, когда видишь, что слова не привели ни к чему! Не приходится ли думать, что еще не сумел достаточно ясно выразиться? Поэтому, несмотря на логическую ошибку, повторяю: недос таточно, чтобы ученик был внимательным, воспринимал изучаемый предмет, его запоминал и был в состоянии воспроизвести. Нет! Заставь ученика работать, работать самодеятельно, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами, что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывая из себя стойкого человека. Заставляй ученика работать руками, языком и головой! Побуждай его перерабатывать материал, вкорени это ему настолько в привычку, чтобы он не умел поступать иначе, чувствовал себя неспокойным, когда это не делается; чтобы он чувствовал в этом внутреннюю потребность! Подобно тому как никто не может за него, т.е. с пользой для него, есть, пить и переваривать пищу, так никто другой не может за него думать, за него учиться; никто другой не может ни в каком отношении быть его заместителем. Он всего должен достигнуть сам. Чего он сам не приобретет и не выработает в себе, тем он не станет и того он не будет иметь.
13. Считайся с индивидуальностью твоих учеников!
Равенств о перед законом — великая мысль. Она распространяется и на школу, потому что школа должна подготовлять к жизни. Равенство должно также проводиться по отношению ко всем ученикам в области методов обучения. Насколько природа детей одинакова, а метод соответствует закону их развития и предмету, настолько все дети обучаются одинаковым образом. Но уже в младшем возрасте проявляются различия, отклонения, особенности, отличительные свойства детей, которые должны быть учтены учителем. Одному ребенку легче дается отвлеченное мышление, другому доступнее чувственное познание, третий схватывает истину скорее благодаря картине или рассказу; бывают умы теоретические и практические. В этом отношении следует считаться с различиями детской природы и содействовать ее своеобразному развитию. Не все могут и должны сделаться одним и тем же и дать одно и то же. Еще в большей степени требуется принимать во внимание индивидуальность учеников, когда речь идет об учебном материале как в смысле количества отдельных, так и качества различных учебных предметов. Совершенно несправедливо требование, чтобы все ученики показывали одинаковые успехи в одном и том же предмете и должны были бы его изучать в одинаковом объеме. От ребенка со слабой памятью нельзя требовать того, что выполняет другой с хорошей памятью. Кто одарен больше теоретическими, чем практическими задатками, делает более успехов в теоретических, чем практических вещах, в чем его не следует упрекать. Нельзя требовать, одним словом, всего и от всех в одинаковой мере!
II. Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта
1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и (вышеуказанными) законами развития учен ика!
В науке материал можно рассматривать как цель, и способ изложения может избираться с чисто объективной точки зрения, но это недопустимо при обучении юношества. Материал здесь является не более как средством для образования и звестных индивидуумов, поэтому он должен приноравливаться к их степени зрелости и развитию. Пусть всегда господствует формальная точка зрения. Речь идет не о приобретении знаний самих по себе, еще менее об исчерпывающем систематическом знании (как у ученого), а о развитии и образовании. Будем надеяться, что это уже достаточно обстоятельно нами доказано.
2. Задерживайся главным образом на изучении основ!
Это правило относится к основательности и обусловливает истинный успех. Кто не заложит надлежащей основы, осужден вечно чинить прорехи или должен опасаться разрушения всего здания. Всякая поверхностность и легкомысленное отношение к действительным основам (элементам) предмета неминуемо мстят за себя. К ним постоянно приходится возвращаться; иначе невозможен настоящий успех. Ученики неуверенно бродят вокруг, теряют из-за этого доверие к предмету и к учителю, а вместе с тем всякую охоту и любовь к учению. Поэтому наиболее добросовестные и опытные учителя заставляют своих учеников так прочно усваивать основы, что это походит на педантизм. Впрочем, пусть никто не боится, что из-за длительной задержки на элементах у него пропадет много времени. Следует только понаблюдать за постройкой большого дома. Значительная часть времени уходит на закладку фундамента; после этого верхние этажи устремляются ввысь со сказочной быстротой. То же происходит и в обучении. Кажущееся излишним время, которое уходит на неизбежные основы, впоследствии наверстывает вдвойне и втройне.
3. При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних!
Это правило
4. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части!
Таким распределением достигае
5. Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере!
Такой способ обосновывает мимоходом последующее и приковывает к нему внимание. Когда впоследствии и происходит дальнейшее изложение и полное осв ещение, оно доставляет ученику истинное духовное наслаждение самого высшего свойства.
6. Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее!
При таком способе неизвестное присоединяется к уже известному. Благодаря этому п
7. Связывай родственные по содержанию предметы!
Это взаимосвязанное обучение,
8. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот!
Предмет, т.е. ощущения, представления, понятия, мысли, составляет сущность, т.е. самое основное. На это прежде всего направь внимание! После того как предмет воспринят, к нему добавляют его обозначения: слыши мые — слова и предложения, видимые — естественные и произвольные обозначения и картины, потому что они уже имеют теперь определенный смысл. Бессодержательное повторение слов, пустословие уже невозможно. Многое, правда, становится ясным только при помощи картин и изображений, например, в географии. Но все же пусть ученик попытается там, где это только возможно, сначала представить себе предмет без картины и изображения. Так, например, в популярной астрономии модели добавляются только позднее и уже под конец рисунки на плоскости. Последние служат мерилом и доказательством правильности сложившегося у ученика представления. Следовательно, не надо начинать с моделей, но знакомство с ними должно быть завершающим моментом. Это правило чрезвычайно важно, тем более что часто оно еще не выполняется, а многим даже совсем неизвестно.
9. Считайся при выборе метода обучения с природой предмета!
С внешней стороны имеются только два метода обучения. Один заключается в том, что ученикам предмет излагается, сообщается, дается; другой — в том, что учеников заставляют предмет создавать и создают вместе с ним догматический и развивающий (эвристический) методы обучения. Первый обыкновенно пользуется излагающей (ахроматической), второй — диалогической (эротематической) формой обучения. При первой ученикам или говорят отдельные предложения, которые они повторяют (или записывают под диктовку), или им излагают более значительные части, имеющие законченный характер, которые они усваивают при помощи памяти или записывают целиком или частично. Если обучение ведется диалогическим или разговорным путем, то оно проходит в вопросах и ответах. Это вопросное обучение. Вопросы могут исходить как от учителя, так и от ученика. Где имеет место последнее, там в школе кипит умственная жизнь. Излагающий метод обучения, примененный к отдельным предложениям, пригоден для незрелых новичков, которые должны научиться говорить, а в виде целых лекций — только для зрелых, размышляющих, самодеятельных юношей, уже вышедших из детского возраста. Единственным развивающим методом обучения в начальной школе является преподавание диалогическое, вопросное. Однако опытный, искусный учитель не придерживается строго и исключительно какого-нибудь определенного метода. Однако из этого ни в коем случае не следует, что от метода обучения ничего не зависит. От метода обучения зависит все. Правильный метод обучения не просто внешняя форма, которая произвольно навязывается предмету: он проистекает из его природы, составляет его сущность. При верном методе субъективная сторона вполне совпадает с объективной. Если метод действительно соответствует природе учащегося-индивидуума, то он соответствует также сущности науки. Первым признаком хорошего метода является то, что он субъективно правилен, т. е. педагогичен. Но раз он таков, то он, наверное, и объективно правилен. Кто превращает науку в дисциплину, превращает ее также и в доктрину.
10. Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне!
Постараемся это разъяснить. Дело касается главным образом математических предметов, именно арифметики. В арифметике, например, можно распределить числа по определенным рубрикам: сложение, вычитание и т.д. В данном случае придерживаются одной мысли, одного действия, одного приема и применяют его к всевозможным случаям. Но это метод прежнего абстрактного преподавания.
Мы поясним нашу мысль на примере так называемых наглядных упражнений и упражнений в речи в начальном классе. Можно распределить предметы или по признаку величины, цвета, формы, числа и т.д., или же в одном и том же предмете рассматривать всевозможные признаки. Там понятие образует единство, здесь — предмет. Последнее отвечает нашим требованиям, так как мы имеем дело с элементарным обучением. В растении должны быть определены все признаки, и оно должно быть сравнено со всеми ему родственными. С одним и тем же числом следует произвести все возможные арифметические действия (все четыре действия одно за другим), сравнить их с остальными, сличить друг с другом. Предмет рассматривается, таким образом, если не со всех возможных, то со всех основных сторон. Только позднее, после такого всестороннего рассмотрения отдельных признаков учебного предмета, родственные признаки подводятся под определенные единства и понятия; происходит систематизация. Это своевременно лишь тогда, когда предстоит выучить определенные правила. В обыкновенном же обучении следует осуществлять всестороннее рассмотрение предмета.
11. Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета!
Это опять-таки относится прежде всего к преподаванию математики. Общие действия, например, вытекающие из следующих аксиом: «Равное с равным дает равное, равное из равного… и т.д.», одним словом, одинаковые действия, примене нные к одинаковым величинам, приводят к одинаковым результатам. Этих действий нельзя избежать, но, если развивать новые истины только посредством их, можно, правда, достигнуть убедительности, но не представления о связи новых истин с основными понятиями, с сущностью предмета, а между тем это самое важное. Можно, например, известное положение, что в геометрической пропорции произведение крайних членов равняется произведению средних, вывести из равенства степеней посредством общего действия умножения. Но таким образом не получится должного представления о связи указанного положения с основным понятием о равенстве двух геометрических отношений, что является самым основным при развивающем обучении. Научные труды заботятся не об образовании читателей, а только о систематическом изложении знаний. Поэтому они любят применение общих действий. Вот одна из причин, почему ученые обыкновенно бывают плохими учителями.
12. Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки. , Этот принцип
III. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.
Само собой разумеется, что при учреждении школы, которая предназначена не для юношества вообще (in abstracto), а для детей определенных родителей, как правило, для юношества с уже заранее определенным жизненным призванием, при учреждении школы на определенном месте земного шара в определенное время, одним словам, при определенных внешних условиях, следует принимать во внимание эти условия.
1. Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно!
Этот принцип устанавливает распределение предметов в течение школьного обучения. Он исходит из мысли, что человеку доставляет обыкновенно много труда усвоение каждого нового предмета; так что рекомендуется направить на него с самого же начала все свои мысли, чтобы по возможности скорее преодолеть первые трудности. Одновременное занятие различными основными предметами вызывает умственное раздвоение, причиняющее большой вред нормальному развитию юношеского ума. Дело ясно само собой. Ум устроен подобно телу. Множество кушаний вредят последнему, а множество работ рассеивают и ослабляют первый. Здоровый человек наедается досыта одним блюдом, и всякий опытный или благоразумный взрослый никогда не примется сразу за изучение нескольких отраслей науки. С юношеством дело обстоит приблизительно так же. Поэтому всегда является ошибкой одновременно начинать с учеником изучение нескольких языков. Педагогическая мудрость требует, чтобы главные силы ученика упражнялись одновременно над одним предметом. Когда его трудности преодолены, приступают к новому предмету, а изучение первого продолжается хотя и с усердием, но уже как второстепенного предмета. Для начальной школы эти требования не имеют такого значения, как для средних учебных заведений; однако считаться с ними следует и здесь. Если в школе работает только один учитель или он один в классе, то выполнение изложенного правила не представляет трудностей. Там же, где введена система преподавания каждым учителем особого предмета, удовлетворительное выполнение его достигается нелегко, тем не менее с этим правилом необходимо считаться.
2. Считайся с (предполагаемым) будущим положением твоего воспитанника!
Каждому человеку должно быть дано общечеловеческое образование. Эта задача возложена в особенности на начальные школы, закладывающие основу общечеловеческого образования в отношении обучения и воспитания. Никогда не следует упускать из вида бесконечную важность этой задачи. Жизненные условия предъявляют к человеку по окончании школы такие требования, что ему легко будет восполнить пробелы в той части образования, которая связана с повседневными житейскими потребностями. Этого нельзя сказать о недостаточном общем образовании. Но тем не менее следует, не причиняя ущерба общему образованию, считаться с будущим положением детей.
IV. Правила обучения, касающиеся учителя
Здесь речь идет не о всей жизни и стремлениях учителя, не об общих качествах учителя-воспитателя: его честности, нравственности и т.д., а только о качествах учителя, делающих обучение образовательным и плодотворным, поскольку эти качества зависят от личности обучающего субъекта.
1. Старайся сделать обучение увлекательным (интересным)!
Увлекательным и интересным мы называем то, что особенно привлекает наше внимание и сочувствие, естественным образом возбуждает и повышает нашу жизненную энергию. Понятно, что мы охотно занимаемся тем, что нас интересует, потому что чувство удовольствия связано у человека с возбуждением его внутренних духовных сил. Поэтому, если мы желаем завладеть нераздельно вниманием собравшейся толпы, приковать его к себе, мы должны внушить ей живой интерес, заинтересовать ее своей личностью или своим способом изложения предмета, что опять-таки проистекает из стремления личности вызывать интерес или быть интересной. Для учителя же способность делать обучение интересным представляет еще особенный интерес, так как ученик приобретает благодаря этому свободное влечение к истине, к добру и красоте и охотно занимается этими высокими предметами. Потому мы спрашиваем, как сделать обучение интересным, и отвечаем: 1) посредством разнообразия; 2) живости учителя; 3) всей личности учителя вообще.
2. Обучай энергично!
Речь идет о силе характера учителя. При нерешительности, нечеткости, отсутствии мужественности нельзя создать в какой бы то ни было области что-либо достойное внимания современников. Следовательно, было бы величайшим заблуждением полагать, что при шаткости убеждений, неясности чувств и отсутствии воли можно превратить глупость юношества в рассудительность, неловкость в искусство, рассеянность во внимание, невежество в образование. Силу характера нельзя ничем заменить: ни молитвами, ни пением, ни терпением, ни смирением, ни даже расцветом нравственных сил. Это могло бы иметь место, если бы молодежь сама по себе достигала остроты мышления, нравственной силы, энергии, воли! Но эти свойства не приходят сами собой, их нельзя от кого-нибудь получить или вымолить; они должны приобретаться путем напряжения всех сил. Поэтому здесь речь идет не о пассивном или отрицательном, но о решительном, положительном действии. Только человек решительный, энергичный, с твердым характером, знающий, чего он хочет и какие средства ведут к выполнению его воли, — только такой человек может воспитать решительных, энергичных, сильных характером людей.
Сходите в школу, где учитель дышит энергией, и посмотрите, что он творит! Результатом его деятельности является устойчивое напряженное внимание, которое проявляется во взгляде учеников, в их внешней выправке, хорошо развитой речи — одним словом, во всем. А ведь эти качества особенно необходимы человеку в водовороте жизни, от которого никто не в силах уберечься, даже если бы он обладал богатствами Креза. Эти качества учителя являются истинными, единственно эффективными, делающими излишними сотни всяких фокусов и ухищрений, дисциплинарными средствами. Они воплощаются в дисциплинарной дидактической силе учителя, которая является плодом сильного характера.