Особенности народного творчества чувашей

Контрольная работа

Первые люди в пределах современной Чувашии появились ок. 80 тыс. лет назад, в Микулинский межледниковый период: на территории Чувашии открыта Уразлинская стоянка этого времени. В конце позднего палеолита люди перешли к родовому строю — матриархальным общинам. В эпоху неолита (4—3 тыс. до н. э.) Среднее Поволжье заняли финно-угорские племена — предки марийских и мордовских народов. В Чувашии вдоль рек открыты стоянки мезолита (13-5 тыс. до н. э.) и неолита.

Oсобенности народного творчества чувашей, его ярко выраженный синкретический характер складывались в процессе длительного и сравнительно интенсивного межэтнического культурного и историко-генетического взаимодействия с другими народами на протяжении многих столетий.

Основу народного искусства чувашей составляли резьба по дереву, керамика, плетение, вышивка, узорное ткачество, шитье бисером и монетами, достигшие даже при отсутствии промысловых центров высокого уровня развития. Ювелирное искусство — чеканка, инкрустация и т.п. — было развито слабее.

У чувашей-язычников определенное развитие получило самобытное искусство скульптуры, которое проявилось главным образом в сооружении каменных и деревянных намогильных памятников — юна.

1. История чувашского народа

1.1 Эпоха бронзы

Сдвиг в общественном развитии произошёл в эпоху бронзы — во 2 тыс. до н. э. Распространилось скотоводство и земледелие, произошел переход к отцовскому роду — патриархату. В Среднем Поволжье в среде неолит. финно-угорского населения островками стали жить пришлые с юга индоевропейские племена фатьяновской и балановской археологических культур, затем племена абашевцев и ираноязычных срубников, знавших мотыжное земледелие, скотоводство и бронзовую технологию. В эпоху раннего железа (1 тыс. до н. э.) у обитавших в Среднем Поволжье финно-угорских племен ананьинской и городецкой культур началось разложение первобытнообщиного строя, появились укрепленые поселения. В конце 1 тыс. до н. э. — 1 тыс. н. э. пьяноборские и позднегородецкие финно-угорские племена, занимавшиеся охотой, рыболовством, скотоводством и земледелием, временами объединялись в союзы племен с чертами военной демократии, у них постепенно усиливалось имущественное неравенство.

1.2 Происхождение чувашей

Имеется несколько гипотез происхождения чувашей. Большинство ученых придерживается следующей теории. Тюркоязычные предки чувашей в древности жили в Центральной Азии, в 1 тыс. до н. э. составляли западное крыло в общности племен хунну. Они были скотоводами-кочевниками, начавшими приобщаться к земледельческому труду. Впервые в письменных источниках под именами болгар и сувар они зафиксированы в 4—3 вв. до н. э. (Северо-западная Индия, у подножий и в горах Имеона, современный Гиндукуш. Предки булгар и сувар в древности располагались по соседству с древнейшими восточными цивилизациями).

14 стр., 6958 слов

Светочи России и Чувашии

... библейские и мифологические сюжеты. Академическая картина не удовлетворила молодых талантливых русских художников. Поэтому они чаще обращались к порт­ретному жанру. Выдающийся мастер русского ... парадные и интимные портреты навсегда останутся неизменными шедеврами русской живописи. Однако художник всегда тяготел к великим историческим темам, к изображению значимых событий человеческой ...

В начале новой эры они начали продвигаться на Запад по Семиречью и степям нынешнего Казахстана, достигнув во 2—3 вв. н. э. Северного Кавказа. Многовековые общения предков чувашей с ираноязычными скифами, саками, сарматами и аланами — наследниками древней индоиранской цивилизации, включая шумерскую, обогатили культуру болгар и сувар — их хозяйственные занятия, быт, религию (зороастризм), одежду, головные уборы, украшения, орнамент.

В 30—60-х гг. VII в. в Причерноморье существовало государственное образование Великая Булгария, но под ударом Хазарии, оно распалось. В 70-х гг. серебряные (нухрат) болгары переселились в Волго-Камье. Сувары на территории современного Дагестана имели свое княжество, которое с 60-х гг. 7 в. до 30-х гг. 8 в. находилось в зависимости от Хазарского каганата. После вторжения в 732—37 гг. на их земли арабов сувары перешли в Среднее Поволжье и разместились южнее болгар. В VIII в. в Среднем Поволжье возник булгарский союз племен, куда под главенством болгар вошли сувары и местные финно-угорские племена. В конце IX в. союз перерастает в Волжскую Булгарию, занимавшую обширные территории Среднего Поволжья от Самарской Луки на юге до р. Вятки на севере, от Средней Камы на востоке до р. Суры на западе. Основными хозяйственными занятиями в Волжской Булгарии стали пашенное земледелие и животноводство, охота, рыболовство, бортничество. Возникли города: Болгар (столица в X—XI вв.), Биляр (столица в XII — начале XIII в.), Сувар, Ошель, Нохрат. Развивались ремесла, внутренняя и транзитная торговля. В Волжской Булгарии уделялось внимание развитию науки и образования, государственным языком был болгарский.

В X — нач. XIII в. в процессе объединения булгарских и суварских племен, говоривших на языке с «ротацизмом» (употребление в отличие от других тюркских языков, «р», вместо «з»), и ассимиляции ими части финно-угорского населения сформировалась новая болгарская (древнечувашская) народность.

В 1236 году Волжская Булгария была разорена татарами (монголо-татарами) под предводительством хана Бату (Батыя).

Территория Среднего Поволжья входит в Золотую Орду как Булгарский улус. Местное население до нашествия татар исповедовало ислам. Население постоянно подвергалось насилию, физическому уничтожению. В 13 — нач. 15 в. погибло ок. 80 % жителей бывей Волжской Болгарии. Часть людей переселилась в Приказанье, Заказанье, а также в центральные и северные районы современной территории Чувашии. В 1438 году от Золотой Орды откололось Казанское ханство, в составе которого кроме татар оказались предки чувашей, марийцев, части мордвы, удмуртов и башкир. Среди населения насильственно распространялся ислам.

На территории современной Чувашии, а также в приказанско-заказанском районе, в Чувашской даруге, в результате повторного смешения булгаро-чувашей с марийцами к кон. 15 в. сформировалась современная чувашская народность, сохранившая булгарский язык и культуру. Основу народности составили булгаро-чуваши.

13 стр., 6408 слов

Ученика: «ПРОБЛЕМЫ ЖИВОТНОГО МИРА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ»

... животных на территории России – это большая проблема и огромный стыд россиян. Для меня огромный интерес ухаживать и наблюдать за повадками животных, смотреть телепередачи, где подробно описывается животные миры нашей бескрайней России. ... и Средней Сибири. Эта зона занимает почти 1/6 часть территории России. По сравнению с арктическими пустынями летом в тундре теплее, но зима долгая и холодная. ...

1.3 Чуваши в составе Русского государства

Чуваши не раз выступали против гнета казанских ханов и татарских феодалов. Их предводителями, согласно преданиям и письменным источникам, были Кочак, Пиге, Анчик, Сарый-батыр, Тугай, Амак и др. В кон. 1546 восставшие чуваши и горные марийцы призвали на помощь русские войска. Летом 1551, во время основания московитами г. Свияжска, было осуществлено присоединение чувашей Горной стороны в состав Русского государства (см. Присоединение Чувашии к России).

После падения в 1552 Казани и подавления антимосковских мятежей 1552—57 в подданство Москвы перешли и чуваши, проживавшие на Луговой стороне. Войдя в состав России, чуваши избавились от исламско-татарской ассимиляции, сохранили себя как народность. В Чувашии были построены города-крепости Чебоксары (первое упоминание в летописях в 1469, основан как город-крепость в 1555), Алатырь, Цивильск, Ядрин, которые вскоре стали торгово-ремесленными центрами. Во 2-й пол. 16—17 вв. заселяются юж. и юго-зап. части Чувашии, покинутые в 14—нач. 15 столетий из-за разбойных нападений татар-ногайцев. В Чувашии получили распространение землевладения рус. свет. и духов. феодалов (в сер. 18 в. в крае числилось более 200 помещичьих, 8 монастыр. владений), росла числ. русских (в 1795 они составляли 19,2 % всего населения).

Центром консолидации и роста чуваш. народности стала правобереж. обл. расселения. В 16—17 вв. значител. часть чувашей Приказанья и Заказанья переселилась в Ниж. Закамье и Башкирию, другая часть — в правобереж. Чувашию, а оставшиеся на месте чуваши слились с татарами. Во 2-й пол. 16—17 вв. правобереж. чуваши заселили юго-вост. часть Чувашии, в 17—18 вв. переселились в Ниж. Закамье, Башкирию, Симбир., Самар., Пензен., Саратов., Оренбург. края. В 1795 из 352,0 тыс. всех чувашей в России на терр. будущей Чувашии проживало 234,0 тыс. (66,5 %), а за её пределами — 118,0 тыс. чел.

Чувашия стала областью относительно высокой земледел. культуры. Осн. традиц. занятия населения — пашен. земледелие, животноводство, хмелеводство, пчеловодство. Большое распространение получили промыслы по обработке дерева, кожи, шерсти, волокна и пр. С целью пресечения изготовления оружия, применяемого в нар. движениях, цар. прав-во в нач. 17 в. запретило чувашам и др. поволж. народам заниматься кузнечным и серебряным делом (вплоть до 19 в.).

Во 2-й пол. 17 в. в городах Чувашии возникли кожевен., винокурен., салотопен. и др. предпр. рус. купцов. К сер. 19 в. в Чувашии насчитывалось ок. 150 кирпич., меднолитей., прядил., шелковопоясных и др. мелких предпр. В 18 — 1-й пол. 19 в. в крае действовало до 15 вотчинных кожевен., сукон. и др. мануфактур, имелись стекол. и сукон. ф-ки.

Чуваш. крестьяне платили в цар. казну денеж. и хлеб. ясак, несли трудовые повинности, поставляли в рус. армию по одному воину с 3 ясаков (с 6 дворов).

В 20-х гг. 18 в. они были включены в разряд государственных крестьян, ясак заменен подушной податью и оброком, размеры к-рых в 18— 1-й пол. 19 в. систематически росли. Чуваш. крестьян эксплуатировали рус. и татар. купцы и ростовщики, собствен. патриархально-феод. прослойка — пуяны и коштаны. В 17 в. чуваш. окруж. князья, сотенные и десятные князьки и тарханы постепенно редели, в 1718—23 вместе со служилыми чувашами по указу Петра I они были уравнены с гос. крестьянами и приписаны к выполнению лашман. повинности. В 1830-х гг. ок. 100 тыс. чуваш. крестьян было передано ведомству уделов — стали крепостными цар. фамилии. Чуваши призывались на воен. службу в рус. армию, участвовали в Ливон. войне (1558-83), борьбе против польско-швед. интервенции (1611-14), польских походах, русско-турецких войнах 18 в. В Отечеств. войне 1812 тысячи чувашей самоотверженно сражались против наполеонов. полчищ.

8 стр., 3777 слов

Сочинение по картине н п карачарсков на полях чувашии

... факультет Контрольная работа по предмету: Отечественная история на тему: Светочи России и Чувашии Выполнила: студент 1курса ... картине Г. Г. Мясоедова «Косцы». Идейным вождем Товарищества передвижных выставок был Иван Николаевич Крамской (1837—1887)—замечательный художник и теоретик искусства. Крамской боролся против ... особый компонент образа; это метко фиксирует И. Н. Крамской, когда пишет (в письме к ...

В середине XVIII в. чувашей подвергли христианизации, но до 70-х гг. 19 в. их крещение носило формальный характер, проповеди велись на старославян. и рус. языках и были непонятны чувашам. Фактически они оставались приверженцами дохристиан. веры.

В XVI—XVII вв. территория Чувашии управлялась Приказом Казанского дворца, в нач. XVIII в. включена в состав Казанской и Нижегородской губерний, по административной реформе 1775 г. вошла в Казанские и Симбирскую губернии. Эксплуатация, произвол и бесчинства чиновников, насильственное насаждение православия приводили к сопротивлению населения. Чуваши участвовали во всех крупных выступлениях народных масс, затрагивавших Среднее Поволжье в XVI—XIX вв.: в 1571—1573 гг., в начале XVII в., в 1634 г., крестьянские восстания С. Т. Разина и Е. И. Пугачева. В 1842 г. произошло вооруженное восстание чувашских и марийских крестьян (т. н. Акрамовская война) против реформ П. Д. Киселева управления гос. крестьянами, в восстании участвовало до 10 тыс. чел.

В XIX в., особенно после отмены крепост. права, в Чувашии развивается капиталистические отношения, происходит социальное расслоение деревни, выделяется малочисленная торгово-пром. буржуазия. Однако по сравнению с центральными районами России этот процесс шел намного медленнее, с преобладанием первичных форм кап. предпринимательства. Ко времени отмены крепостного права промышленность Чувашского края была представлена двумя суконными и тремя винокуренными заводами, которые за исключением одной суконной фабрики, принадлежали помещикам. Кроме них действовали небольшие поташные, стекольные, шелковопоясные мануфактуры. В конце XIX — начале XX в. действовали до трех десятков фабрик и заводов, оформился немногочисленный пролетариат: в промышленности и на транспорте было занято ок. 6 тыс. чел.

В 1878 г. возникло первое акционерное общество «Товарищество алатырских паровых и водяных мельниц». В лесной промышленности и лесоразработках в конце XIX в. на сезонных работах ежегодно были заняты десятки тысяч чел. С 80-х гг. XIX в. развивается фабрично-заводское лесопиление, до сер. 90-х гг. XIX в. работали 6 лесопильных заводов. Более 8 % мужского трудоспособного населения края было занято на отхожих промыслах.

Развивалась транспортная сеть. Пароходное общество «Дружина» в 1860 г. в Звениговском затоне Чебоксарского уезда основало механический завод для постройки и ремонта судов. Чебоксарская пристань в 1860-х гг. отпускала товаров более 28 000 т, а в начале XX в. — ок. 16 700 т. С 1878 г. параход «Неожиданный» начинает совершать рейсы Алатырь-Васильсурск. В 1891—1894 гг. шло строительство железнодорожной линии Алатырь — Шихраны (Канаш) — Казань Московско-Казанской железной дороги. Вдоль нее возникли предприятия по деревообработке, которая с конца XIX в. стала осн. отраслью промышленности Чувашского края. В 1894 г. вступают в строй Алатырские железнодорожные мастерские, ставшие самым крупным предприятием края.

2 стр., 855 слов

Современная культура Чувашии

... В городе создана база для получения специального образования в области культуры и искусства - функционируют музыкальное училище им. Ф. Павлова, художественное училище, училище культуры. Кроме того, действует 5 ... русская и чувашская за века тесно переплелись и взаимно обогатились. В современной Республике Чувашии активно развиваются все сферы культуры: национальная литература, музеи, библиотеки и др. ...

Абсолютное большинство населения Чувашии (ок. 96 %) проживало в сельской местности. Его численность возросла с 436 тыс. в 1859 г. до 660 тыс. в 1897 г. В пореформенный период земледелие постепенно приобретает черты капиталистического хозяйства. В 1905 г. казне и уделу принадлежало 36,4 % земли, помещикам и духовенству — 5,4 %, купцам и мещанам — 1 %, крестьянам-общинникам — 54 %, крестьянам-собственникам — 2,7 %, прочим — 0,5 %. Надельная крестьснская земля находилась в распоряжении сельской общины, что тормозило развитие капиталистических отношений. Результаты столыпинской аграрной реформы оказались в Чувашии незначительными.

На рубеже 19—20 вв. в нар. массы проникают социал-демократические идеи. Революционные волнения 1905—1907 годов и последующее десятилетие отмечено выступлениями рабочих и крестьян против самодержавия, отмену недоимок и косвенных налогов, против проведения в жизнь столыпинской аграрной реформы. Зарождается движение за национальный подъем, растет национальное самосознание народа. Этому способствовала первая чувашская газета «Хыпар» («Вести»), выходившая в 1906—1907 гг.

В годы Первой мировой войны крестьянство испытывало большие трудности. Хозяйства, главы которых были мобилизованы, разорялись. Росло недовольство войной. Осенью 1916 начались антивоенные выступления.

После февральского переворота в городах и некоторых волостях Чувашии вместе с органами Временного правительства организовываются Советы, большинство которых возглавляли эсеры и меньшевики. В июне 1917 г. в Симбирске на общечувашском съезде учреждено Чувашское национальное общество (ЧНО), поддерживавшее Временное правительство. Во главе ЧНО находились эсеры. Другое крыло национального движения не имело завершенной организационной структуры и было в основном представлено национальными организациями солдат и матросов по месту службы, придерживавшимися большевистских взглядов. Эти два направления разошлись после Октябрьского переворота и в ходе Гражданской войны.

1.4 Становление государственности

24 июня 1920 г. декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР образована Чувашская автономная область, а 21 апреля 1925 г. постановлением Президиума ВЦИК она преобразована в Чувашскую АССР. В июне того же года в её состав включен город Алатырь с тремя волостями. Первые годы существования ЧувАО, а затем и ЧАССР, отмечены трудностями и испытаниями, пик которых приходится на 1921 г.: вначале восстание крестьян, жестоко подавленное большевиками, затем бедственный неурожай и страшный голод.

В 1929—1936 ЧувАССР входила в состав Нижегородского (с 1932 г. — Горьковского) края.

После восстановления народного хозяйства, разоренного гражданской войной, оно было подчинено становлению мощного пром. потенциала. В годы довоенных пятилеток Чувашия испытала в полной мере все тяготы индустриализации и коллективизации. В республике построены предприятия деревообрабатывающей, химической, пищевой промышленности, машиностроения (Канашский вагоноремонтный завод, Козловский домостроительный завод (ныне комбинат автофургонов), Шумерлинский завод дубильных экстрактов (хим. завод) и мебельный комбинат (комбинат автофургонов).

2 стр., 879 слов

Чебоксары — мой город

... помощью смотровых площадок. В Чебоксарах конечно же много замечательных и красивых мест, которые я посещал. И все они мне очень нравятся. Самой главной достопримечательностью в Чувашии считается наша ... любителя искусства. Все дело в том, что ему очень хорошо В.Э. Борисов-Мусатов – замечательный российский художник и живописец. Ему принадлежат прекрасные картины, как портретного, так и ...

В 1939 г. завершено стройтельств одноколейной ж.д. ветки Канаш—Чебоксары. Доля чувашей среди рабочих промышленности достигла 44 % против 9,5 % в 1926 г. К концу 30-х гг. грамотность населения составляла ок. 90 %, насчитывалось ок. 7,5 тыс. представителей «интеллигенции». Вплоть до 30-х гг. шло укрепление национальной государственности, имелись чувашские секции и отделы в центральных партийных, гос., культурных учреждениях. В местах компактного расселения чувашей в др. республиках и областях издавались журналы и газеты на чуваш. яз., готовились пед. кадры, функционируют чувашские театры. В 1935 г. Чувашская республика за выдающиеся успехи в развитии нар. хозяйства и культуры была награждена орденом Ленина.

В то же время в 30-е гг. активно завершалось становление административно-команд. системы управления, и Чувашия стала её составным элементом, где не только вся экономика, но и граждане подчинены гос-ву. Сторонники иных взглядов жестоко преследовались. Предполагается, что в респ. с кон. 20-х гг. по 1953 было репрессировано более 14 тыс. чел. Как во мн. национально-государственных образованиях, большинство потерпевших обвинялось в буржуазно-националистических действиях. творчество вышивка резьба фольклор

В годы Великой Отечественной войны более 208 тыс. уроженцев Чувашии боролись с фашистами. Из них св. 100 тыс. погибли. (по другими данным 250 тыс.).

Ок. 54 тыс. чел. награждены орденами и медалями. Из западных и центральных регионов СССР в Чувашию было перебазировано более 20 пром. предпр. В годы войны Чувашская АССР трижды получала переходящее Красное знамя ГКО.

В 50—80-е гг. среднегодовые темпы прироста общего объёма продукции промышленности в Чувашии опережали общероссийские. В 50—60-е гг. Чувашия из аграрно-индустриал. стала индустриально-аграр. республикой. К 1970 г. построено и введено в действие 26 крупных пром. предприятий, в Чебоксарах: хлопчатобумажный комбинат, заводы электрич. исполнител. механизмов, завод электроизмерительных приборов, завод тракторных зап. частей, «Чувашкабель», алатырские заводы «Электроприбор», «Электроавтомат», канашские заводы электропогрузчиков, лакокрасочных и пластмассовых изделий и др. В 1970 г. началось строительство Чебоксарской ГЭС, в 1972 г. — Чебоксарского завода пром. тракторов. Эти же годы примечательны усилением директивного характера эконом. отношений. Реформы нар. хоз-ва не затрагивали основ жесткого централизованного планирования. Недостаточно продуманным оказалось размещение пром. предприятий. К кон. 90-х гг. св. 80 % производственных мощностей оказалось сконцентриров. в Чебоксарах и Новочебоксарске. В сельских районах промышленность представлена в осн. небольшими предприятиями пищевой и деревообраб. отраслей. В структуре промышленности сохранялся высокий уд. вес производства средств производства, который составлял 78 % в 1985 г. В машиностроительном комплексе уд. вес продукции, находящейся на мировом уровне, в 1985 составлял 8 %.

13 стр., 6274 слов

История художественной вышивки в отечественной культуре

... В историческую эпоху Киевской Руси искусство художественной вышивки очень высоко ценилось. Археологические раскопки подтверждают широкое распространение вышивки в древнем Киеве: на фибулах и ... с другими достигла совершенства. В этот период вышивка отличается высоким техническим совершенством и художественной тонкостью. Картины для вышивки выполняют видные живописцы (Перуджино, Боттичелли, Рафаэль ...

Интенсив. рост пром-сти приводил к значител. миграции населения в города, особенно в Чебоксары. Ликвидировалась часть «бесперспективных» деревень. Постоянно шло, особенно в гор. местности, сужение функций чуваш. яз. С нач. 60-х гг. школы респ. перешли к обучению уч-ся с 5—7 классов на рус. яз. Такое нововведение помогло части школьников лучше овладеть рус. яз., облегчило учёбу в техникумах и вузах. Но резкое изъятие родного яз. из образовател. процесса привело к утрате большинством его носителей основ грамотности, у мн. сохранилось умение объясняться только на бытовом уровне. Особенно в трудном положении оказались представители чуваш. диаспоры. Поиск выхода из сложившейся ситуации, начавшийся активно, но непродуманно с апр. 1985, не дал ощутимых результатов в экономике. Уровень произв-ва продолжал снижаться. С 1991 начался спад объёмов произв-ва в абсолют. выражении. Неудач. попытки корен. реформирования экономики страны, предпринятые в нач. 90-х гг., привели нар. хоз-во к системному кризису. В особ. трудной ситуации оказались регионы, не обладающие богатыми природ. ресурсами и предприятиями по их переработке.

Нерешенность и обострение социально-эконом., национальных, культурно-бытовых проблем в условиях ослабления жесткого идеологич. и гос. диктата способствовали зарождению обществ. движений, выступавших за расширение прав республик и народов. В кон. 1989 был создан Чуваш. обществ.-культур. центр (ЧОКЦ), в марте 1991 — партия чуваш. национального возрождения (ЧАП), 8—9 окт. 1993 орг-ван Чувашский национальный конгресс (ЧНК), делегаты которого представляли чуваш. население респ. и чуваш. диаспору. На нач. 2001 в Чуваш. Респ. зарегистрировано 39 полит. объединений, действуют 12 национальных обществ.-культур. центров.

2. Устное творчество чувашского народа

Oсобенности народного творчества чувашей, его ярко выраженный синкретический характер складывались в процессе длительного и сравнительно интенсивного межэтнического культурного и историко-генетического взаимодействия с другими народами на протяжении многих столетий.

Основу народного искусства чувашей составляли резьба по дереву, керамика, плетение, вышивка, узорное ткачество, шитье бисером и монетами, достигшие даже при отсутствии промысловых центров высокого уровня развития. Ювелирное искусство — чеканка, инкрустация и т.п. — было развито слабее.

У чувашей-язычников определенное развитие получило самобытное искусство скульптуры, которое проявилось главным образом в сооружении каменных и деревянных намогильных памятников — юна.

2.1 Национальная вышивка

Самым массовым видом творчества была вышивка (тёрё): ею занималась буквально каждая чувашская женщина, девушка. Вышивкой украшаются у чувашей верхние мужские и женские рубашки, платки, фартуки и т. п, Характерные черты чувашского орнамента — сочетание приглушенных, в основном красного, с вкраплением золотистого, зеленого и синего цветов с тонким чувством ритма. Композиция чувашской вышивки, мотивы и техника исполнения, имея единую этническую основу, варьируются у разных этнографических групп. В прошлом при вышивании применялось более 30 швов.

Для верховых чувашей, имеющих более выраженную генетическую связь с финно-уграми, характерны строгая гамма цветов (зеленый, оранжевый, черный; на головных уборах (хушпу и тухья) — розовый, голубой и лиловый), геометрический орнамент из ромбических фигур, применение мелких швов.

4 стр., 1763 слов

Искусство русской народной вышивки

... древнего орнамента, зная лишь то, что в них заключена сила добра. Язык русской народной вышивки Раскидистое древо, часто с большими плодами, увенчанное солнцем и окруженное птицами. Узоры, ... просьбы о счастье, добре, изобилии, урожае, помощи в трудной жизни Искусство народной вышивки оформилось в народный художественный промысел уже в XIX в., в связи с развитием промышленного ...

Рубахи чувашей анат енчи (среднени-зовых) украшались вышивкой по швам и разрезам, по краям подола и рукавов. Орнамент — геометрический, ведущий тон цвета — приглушенно-красный, мареновый в сочетании с зеленым и оранжевым (позже — синим и коричневым).

Вышивка чувашей анатри (низовых) отличалась крупными и яркими поли-хромными узорами. Если у верховых чувашей геометрический орнамент небольшой и простой, то у анатри и анат енчи — рисунок крупнее, чаще сочетается с растительными стилизованными узорами.

С XIX в., с появлением в чувашских деревнях фабричных тканей, начинает применяться аппликация для декоративного оформления костюмов. Чуваши выделялись мастерством художественного тканья поясов с геометрическим орнаментом, тесьмы, витьем шнуров. Особенно искусно украшали они бисером, монетами, мелкими раковинами-ужовками (каури) головные уборы XIX в. —хушпу и тухью.

2.2 Музыка

Традиционная музыкальная культура чувашей сложилась в результате взаимо-действия тюркского, древнеиранского и финно-угорского компонентов. Исполнение большинства песен сопровождалось игрой на разнообразных музыкальных инструментах: пузырь (шапар), волынка (сарнай), варган (купас), свирель и дудка (шахличё), скрипка (сёрме купас), гудок (род скрипки с тремя струнами), гусли (кёсле) и др. Ладовая основа чувашской музыки — пентатоническая.Вокал — в основном одноголосный и редко двухголосный.

В отличие от многих соседних народов, у чувашей большое распространение получило коллективное (хоровое) пение.

Танцы у чувашей не отличались, большим разнообразием. Движения девушек (женщин) в танце плавные, пластичные, а мужчин — темпераментные, с подпрыги-ваниями, приседаниями.

В начале XX в. в чувашских селах появляются гармонь, балалайка, нередко и гитара. Под влиянием городской культуры возникает новый молодежный стиль музыкального фольклора (девичьи любовные песни, частушки, плясовые напевы и др.), получают распространение русские пляски (барыня, камаринская и др.).

2.3 Резьба по дереву

Резьбой по дереву чуваши обильно украшали домашнюю утварь (чашки, ковши для пива, солонки, кадушки для хранения белья, деревянные емкости для продуктов и т.д.), мебель, столбы для ворот, дома, колодцы, другие хозяйственные постройки, Орнамент резьбы в основном был геометрическим и включал отдельные линии, которые составляли различного типа четырехугольники. Встречались розетки, концентрические круги, Так называемые «русские» ворота, появившиеся у чувашей с конца ХIX в., украшались рельефной резьбой, идущими из глубины веков болгарскими солярным кругом и «веревочкой». Распространены были у чувашей, в основном уже под влиянием русских, глухая барельефная резьба с растительным орнаментом, а также пропильная резьба.

2.4 Фольклор

Чувашское устное народное творчество имело развитые виды и формы. Оно было тесно связано с сельскохозяйственным трудом и различного рода обрядами.

Фольклор чувашей основывается на песне. Молодежью исполнялись песни во время улах (посиделок) и уяв, вайа (вечерних хороводов), сере яни (гаданий на кольцах), саварни чупни (масленичных катаний), Пели свадебные, трудовые, лирические, рекрутские, а также исторические песни. Бытовали у чувашей и ритуальные песни, Пели во время проведения обрядов кёр сари или аван сари (осенние жертвоприношения в честь нового урожая) и т. д, Глубоко печальны были песни-причеты похоронно-поминального цикла.

6 стр., 2919 слов

Эпические песни и сказы. Былины

... жонглёры, шпильманы) - исполняли эпические песни в сопровождении музыкального инструмента. Эпические песни часто объединяются в циклы (былины ... Эпические песни Эпическая песня – один из древнейших жанров эпоса, группа повествовательных произведений, объединённых историко-героической тематикой. К эпическим песням ... Богатырские героические былины были написанной историей Киевской Руси; в них нашли ...

До христианизации застольные песни чувашей имели сугубо обрядовую окраску. Они были полны духа уважения к обычаям, труду, родственным связям. Со временем застольные песни превратились в гостевые. Спецификой поэтики является образный параллелизм: первая половина песенной строфы содержит описание какого-либо природного явления, а вторая, основная, дает сходную с ним картину переживаний человека.

Среди многочисленных чувашских сказок (юмах) преобладают волшебные. Наиболее распространенные сюжеты их — поиски крестьянским сыном, по завету отца, страны счастья, борьба за возвращение украденного счастья, месть злым силам за поруганную честь родных и народа. Широко представлены сказки о животных, бытовые, новеллистические и т.п. Особый жанр народного творчества представляли заговоры и заклинания, связанные с языческим культом, Выражением народной мудрости являлись пословицы, поговорки, загадки. В чувашском фольклоре имеется слой исторических преданий и легенд (халап-сем) о жизни и героических деяниях древних предков, о болгарской эпохе, об иге монголо-татар и казанских феодалов, о Е. Пугачеве и др. Особенно популярны сказания об Улыпе — чувашском мифическом добром герое-великане.

Заключение

По мнению ученых, корни этого народа обнаруживаются в древнейших этносах Алтая, Китая, Средней Азии. Ближайшими предками чувашей считаются булгары, племена которых населяли обширную территорию от Причерноморья до Урала. После разгрома государства Волжская Булгария (14 век) и падения Казани часть чувашей обосновалась в лесных краях между реками Сура, Свияга, Волга и Кама, смешавшись там с финно-угорскими племенами. Низовые чуваши Казанской губернии, 1869 год.Чуваши делятся на две основные субэтнические группы в соответствии с течением Волги: верховые (вирьял, тури) на западе и северо-западе Чувашии, низовые (анатари) — на юге, кроме них в центре республики выделяют группу средненизовых (анат енчи).

В прошлом эти группы различались по бытовому укладу и материальной культуре. Теперь различия все больше сглаживаются.

Самоназвание чувашей, по одной из версий, напрямую восходит к этнониму части «булгароязычных» тюрок:

  • ифр >
  • иowaљ/иuwaљ >
  • иovaљ/иuvaљ. В частности, название племени савиров («сувар», «суваз» или «суас»), упомянутое арабскими авторами X века (Ибн-Фадлан), многие исследователи считают тюркской адаптацией булгарского названия «Suvar».

В русских источниках этноним «чуваш» впервые встречается в 1508 году. В XVI веке чуваши вошли в состав России, в начале ХХ века получили автономию: с 1920 года Автономная область, с 1925 года — Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика. С 1991 года — Республика Чувашия в составе Российской Федерации. Столица республики — г. Чебоксары. Основу народного искусства чувашей составляли резьба по дереву, керамика, плетение, вышивка, узорное ткачество, шитье бисером и монетами, достигшие даже при отсутствии промысловых центров высокого уровня развития. Ювелирное искусство — чеканка, инкрустация и т.п. — было развито слабее.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kontrolnaya/na-temu-chuvashskiy-folklor/

1. Historia ecclesiastica Zachariae Bhetori vulgo adscripta edidit E. W. Brooks, v. II, 1,12, cap. 7, р. 214; Corpus scriptorum christianorum orientalium. Scriptores Syri, series tertia, t. VI

2. Прокопий Кесарийский. Война с персами

3. Феофан Исповедник. Хронография.

4. Феофилакт Симокатта. История.

5. Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк.

6. Нина Пигулевская. ЗАМЕТКА ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ВИЗАНТИЕЙ И ГУННАМИ В VI в.

7. Записки Ахмеда Ибн-Фадлана

8. В. П. Иванов, В. В. Николаев, В. Д. Дмитриев. Чуваши. Этническая история и традиционная культура. Москва, 2000.

9. В. П. Иванов, Чувашский этнос. Чебоксары, 1998.

10. В. В. Николаев, История предков чувашей. XXX в. до н. э. — XV в. н. э., Чебоксары, 2005.

11. В. Ф. Каховский, Происхождение чувашского народа, Чебоксары, 2003.

12. Гурий Комиссаров (Кури Вантер), Чгваш халгх историйe, Шупашкар, 1990.

13. Культура чувашского края, Чебоксары, 1995.

14. Чувашские народные сказки, Чебоксары, 1993.