ВАРИАНТ 11
Часть 1
Прочитайте текст и выполните задания 1-7
(1)В шестом классе пришёл новый классный руководитель, Виктор Юльевич Шенгели, литератор.
(2)Он был молод, лицо красивое, но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, то хмурился, то подёргивал носом или губами.
(3)Уже через три месяца все смотрели учителю в рот, обсуждали каждое его слово и дёргали губами и бровями, точно как он.
(4)Каждый урок, пока все усаживались и вынимали тетради, он начинал с какого-нибудь стихотворения и никогда не говорил, кто его написал. (5) Выбирал разное – то общеизвестное «Белеет парус одинокий», то непонятное, но запоминающееся «… и воздух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы».
(6)У Михи кровь к лицу приливала от таких стихов, но учитель как раз на него и поглядывал: Миха был почти единственный, кто заглатывал рифмованные строчки, как ложку варенья. (7)Саня улыбался снисходительно: некоторые были те самые, что бабушка читала. (8)Другие ребята эту причуду учителю прощали: стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика.
– (9)Мы изучаем литературу! – объявлял он постоянно, как свежую новость. – (10)Литература – лучшее, что есть у человечества. (11)Поэзия – это сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке. (12)Это единственная пища для души. (13)И от вас зависит, будете вы вырастать в людей или останетесь на животном уровне.
(14)3венел звонок, а ребята всё сидели как одурманенные его словами. (15)Почему не хлопали крышками парт, не срывались с воплями с мест, не кидались поспешно к двери, пихаясь локтями? (16)Скорее прочь – в коридор, в раздевалку, на улицу!
(17)Ему и самому было так интересно вкладывать в их головы то, в чём они – учитель это чувствовал – так нуждались. (18)И волновало ощущение очень тонкой власти – они на глазах обучались думать и чувствовать!
(19)По средам литература была последним уроком, и, закончив, Виктор Юльевич как-то предложил:
- (20)Ну что, пройдёмся?
(21)Первая такая прогулка была в октябре. (22)Пошли человек шесть, среди них, конечно, и Миха, который потом почти дословно пересказал друзьям все удивительные истории, услышанные от учителя. (23)Речь тогда шла о Пушкине, о котором Виктор Юльевич рассказывал так, что возникало подозрение, не учились ли они в одном классе.
(24)Этот первый поход по литературным местам оказался прообразом кружка, который к концу года нашёл себе название «ЛЮРС» – любители русской словесности. (25)Ребята не пропустили больше ни одного такого «выхода на натуру», а составленные отчёты и многочисленные фотографии долгие годы потом хранились у учителя в книжном шкафу.
Краеведение на х литературы
... года усиливается, а условия проведения ухудшаются. 1.2 Потребность времени Литературное краеведение на уроках русского языка и литературы - потребность времени, обращение к данной теме продиктовано ... лишь первым уровнем краеведческой работы, - в результате складывается своеобразное «словесно-книжное краеведение». Имеет место и другой недостаток: сведения по истории края, собранные юными ...
(По Л.Улицкой) *
* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) – современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков.
Ответами к заданиям 1 – 7 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы. |
1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему ребята полюбили своего учителя литературы Виктора Юльевича Шенгели?»
1) Он был молод, лицо красивое, но излишне подвижное: он то улыбался неизвестно чему, то хмурился, то подёргивал носом или губами.
2) Другие ребята эту причуду учителю прощали: стихи представлялись им делом женским, слабоватым для фронтовика.
3) Ему и самому было так интересно вкладывать в их головы то, в чём они – учитель это чувствовал – так нуждались.
4) Этот первый поход по литературным местам оказался прообразом кружка, который к концу года нашёл себе название «ЛЮРС» – любители русской словесности.
Ответ__________________
2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Поэзия – это сердце литературы, высшая концентрация всего лучшего, что есть в мире и в человеке.
2) Выбирал разное – то общеизвестное «Белеет парус одинокий», то непонятное, но запоминающееся «… и воздух синь, как узелок с бельём у выписавшегося из больницы».
3) Речь тогда шла о Пушкине, о котором Виктор Юльевич рассказывал так, что возникало подозрение, не учились ли они в одном классе.
Саня улыбался снисходительно: некоторые были те самые, что бабушка читала.
3. Из предложений 6-8 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».
Ответ__________________
4. Из предложений 9-15 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
Ответ__________________
5. Замените разговорное слово «пихаясь» в предложении 15 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ__________________
6. Замените словосочетание «книжный шкаф» , построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ__________________
7. Выпишите грамматическую основу предложения 5.
Ответ__________________
8. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
аэропорт Ы
закУпорить
красИвее
взялА
перезвонИт
Ответ__________________
9. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ТРЁМСТАМИ учениками виноград СПЕЛ, ЛЯГТЕ на пол выглядел ЯРЧЕ, ПОПРОБУЕМ разобраться
Ответ__________________
10. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Прик …снуться пл..вец
прор..стает пр..стиж
обог …щение
Ответ__________________
Определите ряд, в котором в
на..кусил,
под …езд, в..южный
пр..помнить, пр..зыв
об..ск, сверх..дейный
Ответ__________________
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
накле..вший гранич..щий
посе..нный вытерп..шь
нама..шься
Ответ__________________
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
По дну оврага, среди тёмной чащи, падает с уступа на уступ, журчит и холодно булькает ещё (НЕ)ИССЯКШИЙ ручей.
Фюзеляж самолёта был (НЕ)ГЛАДКИЙ, а шероховатый, облицованный сосновой корой., До двух часов занятия должны были идти (НЕ)ПРЕРЫВАЯСЬ, а в два часа — перемена и завтрак., Вовсе (НЕ)ТОРЖЕСТВЕННО встретила Белогорская крепость Петра Андреевича Гринёва.
Разработчики, приученные к жёсткому производственному порядку, могли при (НЕ)ОБХОДИМОСТИ оценить свои возможности в подготовке той или иной аппаратуры, предназначенной для установки на космические корабли.
Ответ__________________
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)МЕСТЕ впадения реки Нерли в Волгу, (В)БЛИЗИ города Калязина, образуется огромный залив.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего просмотра мне казалось, что эти иллюстрации раздвигали землю всё шире и шире, украшая её сказочными городами, показывая мне (В)ДАЛИ высокие горы, красивые берега морей.
По крутой лестнице мы поднялись (НА)ВЕРХ, миновали площадку и, БУД(ТО) из тоннеля, вырвались в огромный светлый простор.
Я поблагодарил Дерсу (ЗА)ТО, что он (ВО)ВРЕМЯ столкнул меня с плота: этим он спас мне жизнь.
Без устали шуршат на быстрых роликах резиновые ленты конвейеров, на которых плывут (С)ВИДУ толстые (РАЗНО)ЦВЕТНЫЕ конверты, залитые сургучом пакеты, кипы газет, посылки в фанерных ящиках.
Ответ__________________
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Медле(1)о вытащили из подвала кова(2)ый сундук. Прочные стари(3)ые обручи как будто въелись в деревя(4)ые части крышки.
Ответ__________________
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Л.Н. Толстого: «Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.Н. Толстого.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «Мы изучаем литературу! …Это единственная пища для души. И от вас зависит, будете вы вырастать в людей или останетесь на животном уровне».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
15.3. Как Вы понимаете значение слова УЧИТЕЛЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Каким должен быть учитель» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
№ |
11 вариант |
1. |
3 |
2. |
1 |
3. |
приливала |
4. |
одурманенные |
5. |
толкаясь |
6. |
шкаф для книг |
7. |
выбирал |
8. |
аэропорты |
9. |
тремястами |
10 |
обогащение |
11 |
припомнитьпризыв призывприпомнить |
12 |
намаешься |
13 |
необходимости |
14 |
наверхбудто будтонаверх |
15 |
134 любая другая последовательность этих цифр |