Краеведение на х литературы

Дипломная работа

Тема работы: Краеведение на уроках литературы

В современной школе особое значение придается культурологическому подходу в образовании. В процессе регионализации этот подход становится все более значимым для организации современной системы образования, так как он способствует вхождению школьника в диалог культур. Краеведение, являясь одним из основных аспектов регионализации образования, имеет интегративное значение и помогает формированию целостной картины мира в сознании учеников. Именно этот фактор определяет актуальность нашего исследования.

В.Г. Маранцман считает, что использование краеведческого материала на уроках литературы связано с необходимостью создания наглядных представлений у учащихся, особенно в 5-6 классах. Он подчеркивает важность эмоционального настроя для восприятия литературного произведения и возможность нового подхода к его интерпретации как технологии общения с искусством. В последние годы взгляд на школьное краеведение изменился: если раньше оно применялось во внеурочной системе и имело утилитарный характер, то современный литературный курс, основанный на культурологическом подходе и учете регионализации, требует другого подхода. В нем необходимо выделить основной краеведческий компонент и региональный (А.Г. Прокофьева).

В настоящее время особое значение придается межпредметным связям краеведческого характера на уроках литературы, а также знакомству школьников с художественной культурой родного края и ее лучшими образцами. Такое знакомство определяется задачами литературного образования и способствует не только взаимодействию с оригинальными произведениями искусства, но и формированию интереса к жизни родного края, процессу эстетического воспитания и увеличению интереса к мировой культуре. В связи с культурологическим подходом к изучению литературы в школе возникла необходимость выделения проблемы художественного краеведения и определения возможных путей его использования на уроках литературы основного и регионального курсов.

Глава 1. Краеведческие подходы к проблеме использования межпредметных связей на уроках литературы

1.1 Гуманизация и гуманитаризация

В начале XX века в российских школах на фоне социокультурных процессов высветились просчеты в преподавании гуманитарных дисциплин, которые сказались на снижении уровня духовности, культуры общества, отходе от национальных традиций (стремлении к дублированию западных образцов).

4 стр., 1566 слов

Образование, его значение для личности и общества

... и еще один важный момент: Сочинение Роль образования в жизни человека Какова роль образования в жизни человека? Каких людей считают образованными и для чего так необходимо получить образование? Наверное, эти вопросы волнуют каждого человека на определенном этапе его ...

В концепции модернизации образования, главными принципами которой являются гуманизация и гуманитаризация, перед российской школой ставится следующая задача: формировать «современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могли бы самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, были бы способны к сотрудничеству, отличались мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладали развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Поэтому приоритетами в деятельности школы, и в частности в преподавании литературы, согласно концепции должны стать развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей; воспитание гражданской ответственности, духовности — формирование «человека культуры». Так, в статье Н.И. Непомнящей «Целостно-личностный подход к изучению человека» главной задачей воспитания называется развитие целостной гармоничной личности, целостность же создается на основе «высших, духовных, личностных уровней человека». Именно усиление направленности образования на формирование личности рядом ученых-педагогов определяется как гуманизация образования.

Гуманизация образования, как отмечает Г.И. Беленький, имеет своей целью формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Гуманизация образования тесно соотносится с понятиями общественных ценностей, культуры; предполагает активное участие в учебном процессе ученика, увеличение его самостоятельности, развитие способностей и творческих возможностей. В современной педагогике в связи с этим выделяется такое направление, как педагогика сотрудничества, в которой ученик рассматривается не просто как объект, но и как субъект педагогической деятельности. «Продуктивные воплощения духовно-творческой активности субъекта, реально выражающиеся в многообразных формах духовно-практического производства — семиотической, семантической, иконической и др. — постоянно включаются им в духовно-творческую активность и поэтому выполняют роль особого связующего звена в корпусном архитектоническом строении культуры».

С понятием гуманизации тесно связан и вопрос о гуманитаризации обучения, в рамках которого рассматриваются конкретные вопросы содержания не только гуманитарных дисциплин, но всех образовательных дисциплин, усиление их воспитательного воздействия на учащихся. Целью гуманитаризации является усиление этической, эстетической, общекультурной сторон обучения. В свете идей гуманизации и гуманитаризации образования сегодня рассматривается и литературное образование, важность которого год от года усиливается, а условия проведения ухудшаются.

1.2 Потребность времени

Литературное краеведение на уроках русского языка и литературы — потребность времени, обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании.

Обращение к краеведению на уроках русского языка и литературы обусловлено несколькими причинами:

Изучение литературного краеведения в школе

В основе содержания и структуры изучения литературного краеведения лежит концепция изучения краеведческого материала на основе литературного наследия писателей в процессе их творческой деятельности. Литературные произведения рассматриваются как результат конкретного периода творческой деятельности, культурно-языковое явление и эстетическое преображение реальности.

37 стр., 18051 слов

«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе ...

... Содержание дипломной работы изложена в двух главах. Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в процессе литературного образования "творческие способности" «Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую ...

Когда речь идет о краеведении в школе, следует различать уровни познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех уровнях, которые тесно связаны друг с другом и составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников.

Первый уровень: получение «готовых» знаний

На первом уровне учащиеся получают знания о своем крае от учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации. Они ознакамливаются с основными фактами, историей, культурой и литературой своего региона.

Второй уровень: самостоятельное приобретение знаний

На втором уровне учащиеся самостоятельно приобретают знания, что способствует более активной познавательной работе. Они проводят учебные исследования, открывают для себя новые факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни. Для этого они используют не только учебные пособия, но и научно-популярную и научную литературу, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы музеев и ресурсы Интернета.

Третий уровень: творческая деятельность

На третьем уровне учащиеся проявляют творческую деятельность, используя полученные знания о своем крае. Они могут создавать собственные литературные произведения, проводить исследования и анализировать литературные тексты, отражающие особенности и характеристики их региона.

Цели и задачи изучения литературного краеведения

Основные цели и задачи изучения литературного краеведения в школе включают:

  • формирование и развитие регионального самосознания учащихся;
  • ознакомление с литературой и культурой своего края;
  • осознание места литературы и культуры своего края в общем литературном процессе;
  • понимание роли областничества в литературе;
  • изучение специфики сибирского характера и литературы, связанной с особыми условиями проживания в Сибири.

Изучение литературного краеведения помогает учащимся осознать свое место в этом процессе, увидеть особенности и отличия своего края. Оно способствует формированию культурного наследия и укреплению культурной идентичности учеников.

Третий уровень — исследовательский поиск в истории родного края

Третий уровень изучения истории родного края представляет собой углубленный исследовательский поиск, который заинтересовывает школьников и развивает их научный интерес. На этом уровне ученики выступают в роли юных ученых-исследователей, которые активно участвуют в краеведческих кружках, научных обществах и факультативах.

Исследовательский поиск является основным уровнем изучения истории родного края в начальных классах. В основной и средней школе, особенно во внеурочное время, удельный вес краеведческой работы увеличивается, и третий уровень становится более значимым. На этом уровне участвуют школьники, которые особенно увлечены историей и глубоко интересуются своим родным краем. Они составляют один из самых больших отрядов общероссийского краеведческого движения. Как отмечал академик Д.С. Лихачев, краеведение является самым массовым видом науки, который объединяет как крупных ученых, так и школьников в сборе материалов.

К сожалению, в некоторых школах педагоги ограничиваются только первым уровнем краеведческой работы, что приводит к появлению своеобразного «словесно-книжного краеведения». Кроме того, информация о истории края, собранная юными исследователями, часто мало или не используется на уроках при изучении программного материала.

10 стр., 4628 слов

Учебно-исследовательская работа : «Храм преподобного Сергия Радонежского ...

... – рассмотреть храм преподобного Сергия Радонежского в Волгограде. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1.Исследовать биографию Сергия Радонежского. 2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об истории создания храма Сергия Радонежского в ...

Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому и семье. Краеведение всегда связано с краелюбием. Как отмечает С.О. Шмидт, краеведение вызывает интерес и воспитывает уважение к истокам нашей истории и родной земле. Оно оказывает влияние на наш разум и душу, и в этом заключается главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и родному пепелищу — в них проявляется краелюбие.

Краеведение в школе играет важную роль в формировании учеников как граждан с активной жизненной позицией. Оно помогает учащимся понять, что история — это история людей, и что корни каждого человека находятся в истории и традициях своей семьи, своего народа, своего края и страны. В процессе изучения истории передаются вечные ценности, такие как трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважение к старшим поколениям, долг, милосердие и чувство хозяина. Труд, в свою очередь, является основным источником духовного и материального благополучия и условием успешного развития общества.

Занятия по краеведению помогают ученикам глубже понять смысл и сущность важных норм, закрепленных в Конституции страны. Они учат заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Краеведение также способствует решению задач социальной адаптации учащихся, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, а также участвовать в их развитии и социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Глава 2. Краеведение в школе

1. Виды уроков

Важной составляющей системы исторического краеведения в школе является содержание краеведческих знаний по истории. Можно выделить несколько концентров (кругов) этих знаний, таких как «Мой дом. Родословная семьи», «Родная школа. Ее история и традиции», «Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития», «История района», «История автономного округа», «История области (края)». Кроме того, возможны и другие темы-концентры, такие как история нашей улицы, квартала и т.д.

Педагогам-краеведам и методистам предстоит разработать вопрос о соотношении этих кругов знаний в учебных занятиях и во внеклассной работе. Однако, в школьной практике часто наблюдается недостаточное изучение отдельных пластов краеведческих знаний, например, по истории своей семьи, школы, села, города, района. Это отрицательно сказывается на возможностях учебной и воспитательной работы.

Развитие познавательной деятельности в процессе изучения родного края

Важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, но и, главное, понимали необходимость их единства, интеграции, «прозрачность» их границ, возможность и необходимость постоянного, систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому.

4 стр., 1701 слов

Романские языки:история их изучения

... лексикологии и истории французского языка. Объём и структура работы. Работа состоит из ... работе рассматривается проблема испанских заимствований. Работа вносит определённый вклад в изучение проблемы заимствований во французском языке. ... "нового слога", разработанного карамзинской школой и одобренного Пушкиным и его ... моделей другого языка или языков и заполнение их морфемами данного языка. В.Н Ярцева ...

Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей своего села, города, края, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, края, области, они возвращаются к фактам истории родного села, города, семьи. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся можно назвать принципом маятника (или челнока).

Вместе с тем необходимо реализовывать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным историческим вопросам, событиям, фактам, шли бы из класса в класс, из года в год в процессе учебной и внеурочной работы по восходящей: углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования.

Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае — жизнь людей в ее развитии, во всех многообразных ее проявлениях и результатах, в границах определенной территории (деревня, город, район и т. д.).

Изучаются различные сферы общественной жизни, учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социально-экономические, общественно-политические, культурные связи и отношения. Большое значение имеет изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Справедливо утверждение: знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы — значит понять саму эпоху, саму историю.

Изучение родного края включает познание этнонациональных процессов. На конкретных примерах учащиеся знакомятся с историей и традициями своего народа, прошлым других этносов, историей их расселения в данной местности, особенностями их быта, культуры, обычаев, национальных духовных черт, экономической жизни, труда. Ученики выясняют, как в горниле исторических событий, порой трагических, формировалось у людей сознание духовного единства, принадлежности к российскому народу.

Введение

Учащиеся имеют возможность увидеть, как взаимно обогащались культурные, духовные традиции их народов, что особенно важно в нашей полиэтнической, поликультурной стране. Вместе с тем они стремятся выяснить причины межнациональных конфликтов, проявлений враждебности и противостояния, если они были раньше или существуют сегодня, продумать меры по преодолению этих причин.

Основная часть

Предметом историко-краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках и соплеменниках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнем и дальнем зарубежье.

Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в крае, изучают прошлое храмов и монастырей, жизнь и деяния местных подвижников, причисленных к лику святых, представителей духовенства; обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям.

С сожалением приходится констатировать, что на протяжении многих десятилетий эти вопросы фактически выпадали из поля зрения школьного краеведения или преподносились искаженно. В результате, учащиеся не имели возможности приобщиться к одному из ценных, в частности в этическом отношении, слою исторического и культурного наследия народов.

4 стр., 1714 слов

Номинация «Литературное краеведение». в жанре (200-летию со дня ...

... Коновалов «Жертва жребия земного» ( публикация в литературном журнале «Петровский мост» (№4, 2011; №1, ... Это повествование уводит нас в драматическую историю дворянского рода Лермонтовых, приоткрывает тайные ... Арсеньева. Ещё одно памятное место нашего края село Кропотово Ефремовского уезда Тульской губернии ... Это Москва, Тарханы, Кавказ… Скромно выглядит по сравнению с такими легендарными точками отсчё ...

Необходимо также изучать другие субъекты исторического процесса: различные социальные группы и общности (например, сословия городских жителей), общественные организации и объединения в крае (общественно-политические группы, местные организации разных политических партий, религиозные, профсоюзные, молодежные, ветеранские, спортивные и иные объединения и союзы).

История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое — настоящее — будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.

2.2 Формы краеведческой работы в школе

Одна из составляющих системы школьного краеведения — организационные формы историко-краеведческой работы в школе. К ним можно отнести:

  • Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Речь идет об уроках истории России, с включением элементов краеведения, и о специальных уроках по истории края (или их циклах) в рамках учебных часов по курсу отечественной истории (например, в основной школе целесообразно выделять на историю края до 15 % учебного времени).
  • Специальные учебные курсы в обычных классах и школах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, лицеях, гимназиях, главным образом в полной средней школе. Значительное место занимают локальные материалы в начальной школе в целях исторической пропедевтики.

В школьной практике широко распространены различные формы организации исторического краеведения. Одним из таких форм являются факультативные курсы, которые проводятся в полной средней школе, а также в 8 и 9 классах. В рамках этих курсов предусмотрены специальные краеведческие факультативы, такие как «Родной край: страницы истории», «Наш край в XX — начале XXI вв.», «Народы края: история, культура, традиции», «Наше село (город): прошлое, настоящее, будущее». Кроме того, в программу включены общеисторические факультативы, которые предусматривают изучение локальных материалов, например, «Страницы боевого прошлого народов нашей Родины», «Великая Отечественная война советского народа и Вторая мировая война».

Также в школах, включая сельские, проводятся внеклассные занятия, которые являются довольно широко распространенными. Это могут быть работа кружков, научных ученических обществ, клубов, лекториев и других форм организации. Эти занятия обычно проводятся за счет часов школьного компонента.

В педагогической литературе и школьной практике историческое краеведение, вместе с школьным краеведением в целом, часто делят на три направления (организационные формы): учебное (уроки, факультативные занятия), внеурочное (занятия краеведческих кружков и групп, ученических клубов и обществ в школах) и внешкольное (проводимое под руководством учреждений дополнительного образования: центров детско-юношеского туризма и краеведения, домов школьников, творчества юных).

Для успешной организации и функционирования системы школьного краеведения важно продуманное и разумное сочетание этих форм. Достижение этой цели в значительной мере зависит от объединения усилий учительства, работников органов образования, учреждений дополнительного образования, методистов институтов повышения квалификации работников образования, преподавателей педагогических вузов, участников краеведческих обществ и сотрудников научных учреждений.

Изучение истории родного края является важной задачей образования и воспитания школьников. Для эффективного обучения истории необходимо использовать разнообразные пути и методы, которые зависят от возраста учеников, их уровня подготовки, целей занятия и задач работы.

В работе с учащимися старших классов педагоги сочетают различные методы, такие как лекции, уроки-экскурсии в музеи, самостоятельная работа с книгами и документами, семинары и практикумы с активным использованием диалогического обучения. Краеведческий материал, благодаря своей доступности и близости к учащимся, предоставляет большие возможности для групповых исследований, диспутов и дискуссий. В этом случае можно использовать как письменные источники и свидетельства современников, так и «устную историю».

Особенно важно изучение истории родного края для сельских школ и школ «малых городов», где длительное проживание нескольких поколений семей в данной местности способствует сохранению традиций и вертикальных семейных связей. В процессе диалога между педагогом и учащимися важно развивать нравственную оценку событий и деятельности людей в истории.

Различные виды внеклассной работы также получили широкое распространение в изучении истории родного края. Экскурсии и осмотр памятников истории и культуры, экспедиции по родному краю, ученические конференции, исторические вечера, «круглые столы», выставки и музейные экспозиции активно проводятся в рамках учебного процесса. Большинство занятий проводится на базе государственных и общественных музеев, архивов и книгохранилищ.

Очень важным аспектом учебных занятий по краеведению является их связь с общественно полезной деятельностью учащихся. Школьники проводят собственные исследования, собирают и изучают материалы краеведения, а также участвуют в различных проектах, связанных с охраной и восстановлением памятников истории, культуры и природы. Они также помогают ветеранам войны и труда и восстанавливают народные традиции.

2.3 Литературно-краеведческие вечера

На уроке литературы школьники получают лишь элементы литературно-краеведческих знаний в связи с изучаемым по программе материалом. Основная задача такого урока сообщить некоторые сведения о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведением, увлечь их этим сугубо важным делом, пробудить желание больше узнать о литературе родного края.

Заметным событием в жизни школьного литературного краеведения последних лет явилась программа внеклассных и внешкольных занятий, рассчитанная на начинающих учителей-краеведов.

Краеведческие вечера невозможно организовать при отсутствии нужного материала. Требуется серьезная подготовка: определение темы и цели вечера, отбор материала, значительного в идейном и художественном отношении, составление программы и т. д. Важно, чтобы вечер получил именно краеведческую окраску и отличался бы от обычных-литературных. Для накопления материала могут быть проведены туристические поездки и походы по литературным местам, организовано изучение литературных произведений местных авторов, переписка и встречи с ними. Все это не может не натолкнуть учащихся на мысль о проведении литературных вечеров: юным краеведам хочется рассказать о том, что они увидели, услышали, узнали в результате занятий краеведением. Вечер и будет своеобразным отчетом о большой работе юных краеведов.

Литературно-краеведческие вечера, несомненно, оставляют неизгладимый след в памяти их участников, помогают ближе узнать и полюбить литературу, развивают художественный вкус.

Возможны классные и общешкольные литературно-краеведческие вечера. Тема классного вечера, как правило, значительно уже общешкольного, рассчитана на небольшой круг участников и не требует продолжительной подготовки. Наоборот, школьный литературно-краеведческий вечер предполагает длительную и многостороннюю подготовку многих учащихся.

В последние годы все большую популярность получают литературно-исторические и литературно-географические вечера на местном материале. Они становятся отличной возможностью для учащихся, увлекающихся литературой, историей и географией, удовлетворить свои запросы. Программа такого вечера может быть основана на литературном, историческом или географическом материале, но важно, чтобы у него было четкое идейно-тематическое направление, способствующее нравственному и эстетическому развитию учащихся.

Тематика литературно-исторических и литературно-географических вечеров очень разнообразна. Она охватывает историю родного края, его природные особенности, а также жизнь, культуру и быт населения в прошлом и настоящем. Примерами тем для таких вечеров могут быть «Родные просторы», «Пути-дороги родного края», «По историческим местам нашего города», «Прошлое родных мест», «Природа и люди родного края».

Литературные вечера отличаются от литературных встреч большей активностью учащихся, которые выступают в роли докладчиков и чтецов-исполнителей. Иногда в программу вечера включаются музыкальные номера, что делает его литературно-музыкальным. Подготовка к литературному вечеру требует специальной подготовки, включающей разработку программы, составление докладов, репетиции художественного чтения и т.д. Поэтому такие вечера проводятся реже, чем литературные встречи. Однако иногда вечера устраиваются без привязки к какому-либо юбилею.

2.4 Встречи

Наиболее простыми с точки зрения организации и активности учащихся являются литературные встречи. Это когда в школу приезжает по специальному приглашению писатель, литературовед, друг или современник поэта или писателя. Также может быть приглашен человек, с которым интересно пообщаться школьникам и который может увлечь ребят. Во время выступления и после него обычно завязывается беседа. Некоторые выступления записываются на магнитофон, а потом используются на уроках и во внеклассной работе, а также прослушиваются на заседаниях клуба.

Встречи с писателем требуют определенной подготовки. Чем больше узнают учащиеся о его жизни и творчестве, тем лучше. Это повысит интерес к его личности и книгам. По совету учителя школьники знакомятся с биографией писателя, читают доступные произведения. Некоторые готовят для громкого чтения понравившиеся стихи и отрывки из прозы. Иногда возможны простейшие литературно-краеведческие исследования учащихся старших классов, связанные с предстоящей встречей: беседы со старожилами о писателе-земляке, знакомство с описанными в его произведениях местами, фотографирование памятных мест, например, дома, в котором он родился или жил. Немало забот ложится на плечи словесника. Вместе с учащимися он обдумывает, как лучше устроить выставку книг писателя, что показать на ней из литературного творчества школьников, как оформить стенную газету, посвященную этому событию.

Литературные встречи очень полезны во время, когда они способствуют агитации за писателя и приобщению как можно большего количества учащихся к литературному краеведению и чтению. Благодаря этим встречам у многих ребят изменится отношение к ним: равнодушные заинтересуются, противники станут союзниками. Живое слово современника способно оказать очень сильное воздействие, ибо оно, это живое слово, по-прежнему согрето тем человеческим теплом.

Глава 3. Практическое применение краеведения на уроках литературы

3.1 Урок «Мурманск в творчестве К Случевского», Цель занятия, Основные методы и приемы, Оформление доски

И подумаешь, бросив на край этот взоры:

Здесь когда-то в огнях допотопной земли

Кто-то сыпал у моря высокие горы,

И лежат они так, как когда-то легли.

К. Случевский.

Ход урока

1. Лекция.

Развитие поэзии Кольского Севера

Поэзия Кольского Севера возникла и формировалась подобно всем окраинным литературам. Первоначально это было творчество коренного населения, произведения фольклора. В дальнейшем, в конце 19 века и в первой половине 20, стихи создавались приезжавшими на Кольский полуостров поэтами. Они рассказывали о впечатлениях, полученных от посещения далекого и необычного для них края.

Первым поэтом, посетившим наши края, был Константин Случевский, побывавший на Кольском полуострове в 1885 году. После поездки он написал цикл стихотворений «Мурманские отголоски», посвященный другу-журналисту С. С. Трубачеву. Этот цикл содержит 12 стихотворений. Он был задуман и осуществлен Константином Случевским как попытка воплотить в слове, в художественном образе первозданность, красоту и музыкальную мощь северной природы.

Реализация домашнего задания

Учитель: Вашим домашним заданием было прочитать цикл стихотворений Константина Случевского «Мурманские отголоски». Какое стихотворение открывает его?

Ученики: Открывает цикл стихотворение без названия «Будто в люльке качает». Уже первая строчка передает непосредственное впечатление путешественника, прибывшего к северным берегам. В этом стихотворении впервые в поэзии на мурманском материале поставлена проблема взаимосвязи творческой силы мысли и морской стихии, более широко — противостояния и непростого соотношения человека и природы. Для автора несомненно, что мировые стихии природы первородны, они до человека и вне человека. Север предстает в стихах Случевского как мир древний, холодный и неприступный:

Неподвижны очертанья

Здешний скал и островов:

Это летопись страданья

Исковерканных пластов,

Эпопея или драма

Жизни каменных пород!

Небеса и море — рама,

Та же вся из года в год.

Разворачивающаяся часть исследовательской работы

Учитель: Этот мир кажется неподвижным, он всегда из года в год один и тот же. Нужно помнить, что поэт наблюдал нашу погоду более века назад. Но и у него неподвижность, неприступность — только рама, фон многообразной, пестрой и полнокровной внутренней жизни природы. Цикл стихотворений разворачивается как ряд сменяющих друг друга экзотических картин.

Константин Случевский сравнивает Северную природу с Альпами и с Крымом, с Адриатикой и Геллеспонтом. Это позволяет автору оттенить ее своеобразие, сходство и несходство с другими краями земли. Случевский замечает вечного солнца полуночный лик, груды ребер китов погибших, двухсотлетние пигмеи-сосенки, что едва-едва кустов повыше.

Необходимость адекватно выразить в слове силу и мощь природы обращает поэта к сказочным мотивам. Скалы вдоль залива напоминают ему чудодейные дворцы, волны перед бурей — витязей шеломы, поселения людей — причудливые сказочные города. Понятие сказочности возникает в двух ликах. При описании жизни природы, для воплощения ее энергии, динамизма:

Волны — витязей шеломы,

Бури рев — их голоса!

Блещут очи…

Или экзотики, своеобычности:

Здесь, в заливе скалы

В чудодейные дворцы.

Для чего еще служит мотив сказки?

Цикл стихотворений Константина Случевского «Северные картинки»

Константин Случевский – русский поэт XIX века, автор цикла стихотворений «Северные картинки». Создание такой серии стихотворений связано с особенностями природы северной России и бытом тех, кто жил на этих землях.

Мотив природы и человека в «Северных картинках»

В цикле «Северные картинки» Константин Случевский отображает присущий русской литературе подход к гармоническому сосуществованию человека и природы. Природа холодна и властна над человеческой жизнью, но одновременно с этим она жива и удивительно красива. В стихах описываются морозные скалы, снежные поля, кошмарные бури и таинственные леса, в которых можно услышать загадочные звуки животных и нетронутой природы. Стихи описывают живую и сильную природу, противостоящую мощному человеческому труду, но в то же время и жизнь людей в северных краях.

Мотив быта возглавляющий в «Северных картинках»

Один из ведущих мотивов в «Северных картинках» – мотив быта. Константин Случевский показывает быт людей, живущих в непростых климатических условиях совместно с разнообразной фауной. Описанные почти традиционно правила поведения, ритуалы и быт северных жителей.

Философский образ мысли о природе и человеке в «Северных картинках»

В стихотворениях Константина Случевского есть определенная философская основа. Природа здесь не зависимы от человеческих нужд, она диктует свои правила. Исходя из этого, автор делает вывод о том, что любое вмешательство в ее баланс может привести к катастрофе. Видится, что поэт хочет донести до читателя предпосылки своей веры в необходимость к идеологии охраны природы и вызов жить в гармонии с ней.

Драматизм в «Северных картинках»

Хотя в творчестве Константина Случевского звучит романтическая мелодика, настаивается драматический неизбежность жизни, которую в них снимали и изменение времени. На примере рассказанных историй о природе и жизни северных жителей автор хотел сказать, что человек небольшой, бескуршавый по отношению к окружающему миру.

В целом, цикл стихотворений Константина Случевского «Северные картинки» отличается художественным подходom к взаимоотношениям природы и человека. Стихи показывают природу с двух сторон — мощной и непредсказуемой, но вместе с тем она дает человеку необходимую энергию и настроение для жизнедеятельности.

3.2 Конспект урока на тему «Масловские чтения»

Цель занятия:

Целью нашего урока является изучение Масловских чтений – научно-практической и литературно-художественной конференции памяти Виталия Семеновича Маслова. Мы узнаем об этом важном мероприятии и рассмотрим его связь с педуниверситетами.

Основные методы и приемы:

  • Лекция;
  • Обсуждение;
  • Презентация.

Оформление доски:

На доске мы отразим основные понятия, используемые на нашем уроке:

Масловские чтения Педуниверситеты Конференция
НТМТ Областная научная библиотека День презентаций изданий
Хрестоматия «Литература Кольской земли» Людмила Тимофеевна Пантелеева Учителя

Лекция

Масловские чтения – это научно-практическая и литературно-художественная конференция, которая каждый год проходит в Мурманске в середине декабря. Это мероприятие организовано Мурманским отделением Союза писателей России совместно с комитетом по культуре и искусству Мурманской области и Мурманским государственным педагогическим университетом.

На этой конференции проводится День презентаций изданий педагогического университета «Отчизна малая моя», которые адресованы прежде всего учителям, преподающим историю края и прививающим любовь к родной земле своим ученикам. Особенный интерес вызывает хрестоматия «Литература Кольской земли» для учащихся 5-11 классов, которая была великолепно издана с цветными иллюстрациями и является результатом трудоемкой работы профессора Людмилы Тимофеевны Пантелеевой.

Важно отметить, что Масловские чтения продолжают свою жизнь благодаря активной работе таких людей, как проректор по научной работе МГПУ Алексей Викторович Воронин, начальник научного отдела университета Павел Викторович Федоров, профессор кафедры литературы МГПУ Людмила Тимофеевна Пантелеева и профессор кафедры русского языка Надежда Георгиевна Благова.

Выводы:

Масловские чтения – это одно из важнейших научных и культурных событий года, организованное в рамках работы педуниверситетов. Эта конференция отличается высоким уровнем подготовки и активной участием преподавателей МГПУ, которые создали незабываемые хрестоматии и другие издания, адресованные учителям и учащимся. Конференция продолжает свое существование благодаря активному участию талантливых лекторов и организаторов.

С сердечностью и теплотой разработана программа «Краеведение земли Кольской» для 2-4 классов общеобразовательных школ Мурманска и учебное пособие для учителей с таким же названием. Его автор и составитель — Виктория Богдановна Литвин — считает, что парадокс культурного пространства Кольского Севера заключается в том, что в сравнительно небольшом географическом регионе сосуществуют несколько культур. Первая — наиболее древняя саамская, сохранившая языческие традиции. Ее истории посвящен раздел пособия — «Саамский погост». Вторая культура — поморская, берущая начало в XII веке, раздел — «Северное лукоморье». В конце издания размещен «Словарь диалектных и других малопонятных слов», где ребята смогут узнать, что нойд у саамов — колдун; койбица — рукавица из шкуры, снятой с оленьих ног; падун — водопад; ушкуйники — промышленники, смелые, отчаянные люди; шнека — рыбацкое однопарусное судно на Мурмане, а шелонник — юго-западный ветер.

Третья составляющая — современная культурная жизнь области, представленная стихами, рассказами, песнями о родном крае.

Нужно заметить, что поэтические тексты Владимира Сорокажердьева, Викдана Синицына. Николая Васильева, Владимира Смирнова, Октябрины Вороновой отобраны составителем с учетом того, что адресуются младшим школьникам.

На Дне презентаций представлены сборники материалов, в частности «День славянской письменности», «Саамская история и культура на занятиях в начальной школе», «Край за Полярным кругом», III Масловские чтения, «Живущие на Севере: вызов экстремальной среде».

Большая часть материалов — это разработки конспектов уроков, экскурсий, внеклассных занятий, апробированные в учебном процессе.

Заключение

Таким образом, среди разнообразных видов внеклассной работы по литературе особое место занимает краеведение. У умелого учителя оно становится незаменимым средством в воспитании патриотизма, глубокой любви учащихся к своему родному краю. Охарактеризованные выше формы и методы далеко не исчерпывают всего многообразия внеклассной работы по литературе, но цель, которую преследует учитель, используя любой из методов руководства чтением, всегда одна — литературное образование и воспитание учащихся. Оканчивая школу, учащиеся должны не только знать определенное количество лучших произведений мировой литературы, но и любить книгу, обладать художественным вкусом, умением понимать литературное произведение.

Всего этого можно достигнуть лишь при единстве классных и внеклассных занятий и систематическом руководстве внеклассным чтением учащихся, осуществляемом не только учителем литературы, но учителями других предметов и библиотекарем.

Основные виды внеклассных литературно-краеведческих занятий учащихся средних и старших классов совпадают. Это вечера, встречи, концерты кружки и клубы.

Ученики пятых — восьмых классов выполняют лишь несложные поручения учителя, связанные с литературно-краеведческими разысканиями. Они записывают доступные им образцы народной поэзии, бытующие вблизи от школы, участвуют в переписке и встречах с писателями, обсуждают небольшие по объему художественные произведения писателей-земляков, выступают на литературно-краеведческих вечерах и т. п. Эти занятия носят преимущественно эпизодический характер, состав их участников нередко меняется. Интересы старшеклассников более устойчивы и широки. Под руководством словесника они могут самостоятельно вести простейшую работу краеведческого характера, в клубах и кружках, более сознательно участвовать в анализе литературно-краеведческих фактов. Для старшеклассников, питающих особую склонность к литературе, участие в занятиях краеведением открывает определенные перспективы дальнейшего жизненного пути.

Организуя работу по историческому краеведению, важно помнить некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет; прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в розовом цвете. Но было бы ошибкой вставать на путь нигилистического отношения к нему. Необходимы правда о фактах, событиях и лицах, документально аргументированное изложение событий, объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества.

Пути и методы изучения истории родного края разнообразны. Комплекс используемых педагогом и учащимися приемов и методов зависит, естественно, от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы. Так, в занятиях со старшеклассниками сочетаются лекции учителя, уроки-экскурсии в музеях, их самостоятельная работа с книгой и документом, семинары и практикумы с широкой организацией диалогического обучения. Именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности, непосредственной близости к учащимся) содержит большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий. В частности, здесь возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников (использование так называемой «устной истории»).

Особенно это существенно для сельских школ и школ «малых городов», где сама обстановка многолетнего проживания нескольких семейных поколений в данной местности способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Очень существенна выработка в процессе диалога нравственной оценки событий, деятельности человека в истории.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/po-literaturnomu-kraevedeniyu/

1.Белоусов Д.А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе: книга для учителя. Из опыта внеклассной работы / под ред. М.Д, Янко. — М: Просвещение, 1987. — 275 с.

2.Богуславский С.Р. Школьный литературный клуб: книга для учителя: из опыта работы. — М.: Просвещение, 1989. — 186 с.

.Внеклассная и внешкольная работы по литературе. Сб. ст. / под ред. Я.А. Ратковича. — М.: Просвещение, 1970. — 94 с.

.Зыков Ю.А. Использование краеведческого материала на уроках литературы в адыгейской школе. — В кн.: В помощь учителю. — Майкоп, 1977, с. 52-62.

.Литературное краеведение в школе / сост. М.Д. Янко. — М.: Просвещение, 1976. — 108 с.

.Методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцман. — в 2ч. Ч.2. — М.: Просвещение, Владос, 1994. — 319 с.

.Методика преподавания литературы / под ред. Р.Ф. Брандесов, Т.В Зверс. — М.: Просвещение 1985. — 290 с.

8. Пантелеева Л.Т., Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага. — Мурманск: Мурманский государственный педагогический институт, 1994. — 118 с.