Схема «Структура педагогического мастерства педагога организатора».
Элементы актерского мастерства в педагогической деятельности
Педагогическое искусство часто называют театром одного актера. Поэтому для педагога важно знать принципы театрального действия и его законы. Можно сказать, что педагогический процесс состоит из двух фаз: воспитательного замысла и процесса его реализации. И на том, и на другом этапе важную роль играют именно театрально-выразительные способности педагога. Каждый конкретный урок – это своеобразная педагогическая пьеса, в которой преподаватель выступает как:
- автор сценария (выстраивает драматургию отношений),
- режиссер (управляет отношениями и определяет место каждого участника действия в воспитательном процессе),
- актер (сам играет свою роль на основе точного научно-педагогического замысла),
- импровизатор (учитывает новые реально возникающие педагогические ситуации).
Если первые три функции полностью соответствуют театральному искусству, то функция импровизатора в театре востребована редко и скорее мешает общему замыслу. В педагогической же профессии она так же необходима, как и все остальные.
Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов действия (спектакля, урока) с целью создания единого гармонически целостного произведения. Можно выделить несколько условий полноценной режиссуры урока. Первое условие режиссуры урока и создания целостного произведения – это наличие у педагога творческого замысла. Для этого нужно:
- осознание и анализ собственных общих теоретических позиций (подходов, теорий, принципов, технологий);
- учет психологических и других особенностей учащихся;
- планирование времени (темпа, ритма, отдельных частей урока);
- пространственное решение (компоновка учащихся в зависимости от целей урока и возможностей передвижения по кабинету).
Парты, как и всякие барьеры, разъединяют людей, и это будет уместно, например, при решении официальных задач. Напротив, чем теснее круг учащихся, тем неформальнее их общение;
- использование наглядного и звукового оформления.
Второе условие – продумывание целей, которые нужно достичь с группой или отдельным учащимся. По сути, цель – это приведение всех элементов замысла к общему знаменателю, связующая идея замысла.
Основные виды музыкальной деятельности учащихся на х музыки как ...
... учащихся принято относить слушание музыки, хоровое пение, игру на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизацию и сочинение музыки ... дифференцированного подхода к учащимся; обеспечение педагогом взаимосвязи всех основных видов ... в образовательном процессе на уроках музыки в общеобразовательной школе. Теоретическая ... Менабени и др.), идеи о роли развивающего характера обучения (П.Я. ...
Третье условие – ощущение целостности происходящего и обоснование необходимости тех или иных действий. Это условие достигается наличием у педагога сверхзадачи и ощущением жизненной правды.
По Станиславскому, основа формы находится в содержании, а добиться целостности, значит ответить на два вопроса: «Чего я хочу достичь?» и «Для чего я предпринимаю эти действия?». Ответить на первый вопрос, значит, понять идею, а ответить на второй – понять сверхзадачу урока. Только после ответа на эти два вопроса, можно ставить вопрос «Как?». Тогда форма будет не надуманной, а органичной и наиболее эффективной. Исходя из этой теории бесполезно заимствовать лишь внешние приемы, формы, методы.
Важная составляющая педагогического таланта, которая роднит его с талантом актера – это потребность в самовыражении. Кроме этого, мастерство педагога реализуется через целый ряд элементов, задающих сходство его профессиональной деятельности с профессиональной деятельностью актера.
Первый элемент – наличие сверхзадачи. Сверхзадача для актера – это неконтролируемый сознанием уровень мыслительной активности человека в решении творческих задач. И для педагога, и для актера сверхзадача есть тот источник энергии, который определяет его поведение. Сила подсознания может быть очень большой, если идея овладевает человеком полностью (что-то сделать, иметь, найти).
Тогда «вдруг» создаются благоприятные условия, находятся средства, помощники, счастливо складываются обстоятельства. Подобные ситуации можно и нужно создавать! Педагог на работе исходит не из сиюминутной выгоды, а из направленности личности (делать людей лучше).
В основе формирования и выражения сверхзадачи лежат:
- мировоззрение педагога, его жизненная позиция и собственный образ жизни;
- ранее накопленный опыт (теоретические знания, результаты рефлексии);
- способность к самовыражению, естественность поведения, отсутствие боязни допустить ошибку;
- проникновение в систему мотивов учащихся, чувство эмпатии;
- эмоциональные переживания педагога.
Второй элемент – физический и психологический тренинг. Это означает способность регулировать свое самочувствие, управлять им. Умение активизировать себя или расслабляться в зависимости от ситуации, быстро восстанавливаться после физических и эмоциональных нагрузок достигается специальными упражнениями и тренировками. Психологический тренинг помогает настроиться на урок, на взаимодействие сучащимися с учетом их характера.
Третий элемент – умение завоевать аудиторию и управлять ею. Сочетание голоса, слов, взгляда, жестов, ритмики всегда индивидуально.
Четвертый элемент – правда жизни. В творчестве нельзя допускать ничего ложного, фальшивого, приблизительного.
Пятый элемент – способность перевоплотиться в образ учащегося, чувствовать, переживать, эмоционально воздействовать. Для этого надо уметь анализировать логику простых физических действий. Важную роль в этом процессе играет развитие восприятия у педагога. А.С. Макаренко писал: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может придать своему лицу необходимое выражение. Убежден, что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и своим лицом».
Роль педагога в век информационного общества
... личность педагога в настоящее время Методы, которые используются в работе – это рассмотрение вопросов о роли педагога в век информационного общества, профессиональной компетентности педагога и о личных качествах педагога. Для рассмотрения вопросов используется специализированная литература и средства интернет. 1 Роль педагога в век информационного общества Когда ...
«Кто и что воспитывает ребенка».
Думая о том, кем ребенок будет завтра,
является сегодня…
О.Бальзак.
Мы живем в сложном противоречивом мире с быстро меняющейся структурой общества? За прошедший период сменилось около 1600 поколений. Это наша история, другой у нас нет. В настоящее время в России растет новое поколение. Каждый день и каждый час приносит нам много нового. Из газет, радио и телевидения мы узнаем различные мнения об устройстве общества, в котором мы живем, о молодежи, о людях, живущих в этом обществе, о новых открытиях науки, культуры, о достижениях спорта, новинках искусства и литературы.
Огромный мир, где нас подстерегает много опасностей, открыт перед нами. Как ориентироваться в этом мире, быть человеком, стать достойным членом человеческого сообщества? Ответ на этот вопрос трудно найти. Непросто приспособиться и жить в это неспокойное время взрослому человеку с уже сформировавшимся мировоззрением, принципами, устоем. А как быть ребенку?
Как войти ему в эту «взрослую» жизнь с его неустойчивой психикой и ранимой душой? Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе – это общегосударственная проблема и задача. Много факторов оказывает отрицательное влияние на жизнь и становление духовно-нравственных начал и физического здоровья юных членов нашего общества, граждан России: социально-экономические проблемы, деградация морально-этических норм, ухудшение здоровья, преступность, наркомания. И здесь на помощь приходят педагоги, учителя, старшие товарищи, вожатые.
Протяни руку, возьми в свои теплые ладони эти дрожащие хрупкие ручонки. Крепко сожми их и подари надежду и уверенность, поведи за собой. Открывая чудесный мир, оберегая от оплошностей и неверных шагов.
Огромные проблемы у нас в обществе возникают из-за отсутствия должного воспитания детей. Сейчас, оглядываясь назад, нужно вспомнить пионерское детство. Пусть для кого-то это время кажется смешным, но дети учились, трудились, стремились – и все это было подчинено одной цели – формированию всесторонне развитой личности.
Сейчас это упущено. А зря! Воспитывать полноценного гражданина своей страны, умеющего жить и работать в коллективе, нужно с первых дней пребывания ребенка в школе.
Необходимо стараться формировать у ребят этическую культуру, сориентировать растущего человека на нравственные ценности, выработанные опытом всех предшествующих поколений. Для этого в работе использовать различные формы проведения мероприятий воспитательного характера, познавательная программа с приглашение мам различных специальностей, «Держава – армией крепка» рассказ о доблестных традициях защитников нашего государства, «Россия, Русь! Ты радужна и многогранна» КТД по воспитанию толерантности. Это прежде всего простые нормы поведения, дружба, вежливость, уважение, чуткость, толерантность по отношению к другим людям, сверстникам, к старшему поколению. Так хочется, чтобы все эти качества были и в детях, и во взрослых. Поэтому необходимо проводить мероприятия, воспитывающие чувства великодушия, порядочности, благородства, милосердия,
«Как стать хорошим педагогом»
... утверждал, что как бы человек успешно ни заканчивал педагогический вуз. как бы он ни был талантлив, а если он не будет совершенствовать свое педагогическое мастерство, никогда не будет хорошим педагогом. ... источников воздействия на школьников особое место, на чем я хочу заострить ваше внимание, принадлежит речевому общению учителя. Педагогу необходимо постоянно развивать свои способности к этому виду ...
Разные стили общения педагога с учащимися
Педагогическое общение — система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.
Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений воспитателя и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия.
Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.
Стиль общения педагога — это индивидуально — типологические особенности социально — психологического взаимодействия педагога и обучающихся. Стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально — этические установки общества и воспитателя как его представителя.
1) на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого самого плодотворного стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Например, такой стиль общения отличал деятельность В. А. Сухомлинского. На этой основе формируют свою систему взаимоотношении с детьми В. Ф. Шаталов, И. П. Волков и др.
2) на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно — воспитательной деятельности. В известной мере он как бы подготавливает выделенный выше стиль общения. Ведь дружеское расположение – важнейший регулятор общения вообще, а делового педагогического общения особенно. Это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися. Дружественность и увлеченность совместным делом – стили общения, тесно связанные между собой. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Однако зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно — воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений).
Проблема дистанции в общении педагога и учащихся
... Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений ...
Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.
3) общение — дистанция. Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально – психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. А. В. Петровский и В. В. Шпалинский отмечают, что “в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника”