Методические рекомендации по русскому языку (9 класс)

Контрольная работа

Контрольно- измерительные материалы по русскому языку в 9 классе, Контрольная работа №1 по теме «Сложносочинённые предложения»

1Укажите неверное утверждение.

а) Сложным называется предложение, имеющее несколько грамматических основ.

б) Части сложного предложения связаны между собой только по смыслу и интонационно.

в) Части ССП соединяются сочинительными союзами.

г) Запятая между частями ССП ставится не всегда

2Укажите сложные предложения.

а) Аист то улетал за кормом на болото, то стоял около гнезда на сучке.

б) Когда облако пройдёт, озеро опять заблестит.

в) Какой неприветливый и сердитый Тихий океан!

г) Никто не может сказать, сколько лет живут гейзеры.

Укажите сложносочинённые предложения.

а) Старик вздохнул и медленно пошёл к дому.

б) Тут было тихо, но ночной ветер гулял по вершинам сосен.

в) Руки у неё тряслись и голос дрожал.

г) Без победы нет ни жизни, ни радости, ни свободы, ни дома родного.

Укажите ССП с противительными союзами.

а) Пора перестать ждать подарков от жизни, а самому делать жизнь.

б) Другой берег порос камышом, и камышовые цветы наклонились к воде.

в) На просеке то дружно звенели пилы, то раздавался треск дерева.

г) Был уже март, однако по ночам деревья трещали от холода.

д) Искусство может пережить времена упадка, но оно вечно, как жизнь.

Укажите СПП с разделительными союзами.

а) Голоса раздавались то близко, то далеко.

б) То птица из-под ног у них выпорхнет, то краснобокая лисица в кусты нырнёт.

в) Пламя то разгоралось, то затухало.

г) Не то дым шёл от костра, не то туман поднимался над болотом.

д) На улице всё время или собаки лаяли, или люди шумели

Укажите ССП, между которыми не нужна запятая (знаки не расставлены)

а) Его добрые глаза светились ясным светом и лицо казалось прекрасным.

б) И каждый день по-своему чудесен и каждый вечер чем-нибудь хорош.

в) Жизнь даётся один раз и прожить её хочется осмысленно и красиво.

г) В сентябре лес светлее и птичьи голоса тише.

7. Укажите вариант правильного определения общего второстепенного члена предложения

а) Лишь изредка с веток, дымя, опадал снег и чуть подрагивали верхушки деревьев.

б) Лишь изредка с веток, дымя, опадал снег и чуть подрагивали верхушки деревьев.

10 стр., 4677 слов

Роль запятой в русском языке рассуждение

... нагулявшись на улице». Сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания?» В русском языке есть много разных знаков препинания. Каждый из них играет свою роль в предложении. Все они нужны ... запятые в тексте Продолжим рассуждение о том, зачем нужны запятые, примерами и правилами расстановки запятых. Например, запятыми отделяют однородные члены предложения, если между ними нет союза: «Мама купила в ...

в) Лишь изредка с веток, дымя, опадал снег и чуть подрагивали верхушки деревьев.

8. Укажите правильный вариант расстановки знаков препинания.

а) Неподвижный, отяжелевший от сырости воздух – казалось навалился на землю и от

этого всё кругом притаилось.

б) Неподвижный , отяжелевший от сырости воздух, казалось, навалился на землю , и от

этого всё кругом притаилось.

в) Неподвижный отяжелевший от сырости воздух , казалось навалился на землю, и от

этого, всё кругом притаилось.

9. Укажите ССП, в которых ставится запятая.

а) Кто это такие и что им нужно?

б) В это время скрипнула дверь и в комнату просунулась голова брата.

в) Лежит вокруг снег и деревья стоят в белом уборе.

г) Липы цветут и пахнет липовым мёдом.

10. Выполнить синтаксический разбор предложения (подчеркнуть все члены предложения)

Всю ночь стучали топоры, полыхали костры и трещали смоляные факелы.

Контрольное сочинение-рассуждение

Тема сочинения «Что значит быть воспитанным человеком?»

Контрольная работа № 2, Сложноподчинённые предложения. Диктант

Ямщик смеялся как сумасшедший, и я тоже не мог удержаться от улыбки при виде того, как мой товарищ, наклонившись над узкой, но длинной полыньёй, старался поймать уток. Он перебежал на нижний конец полыньи, правильно рассчитав, что уток теперь понесёт течением к нему. Так и случилось. Испуганные птицы почувствовали опасность и заволновались. Одна из птиц поднялась было в воздух, но другая, потерявшая силы, а может быть, когда-нибудь подстреленная, летать не могла. Она только взмахнула крыльями и осталась. Тогда и другая, сделав круг над холодными льдинами реки, вернулась к своей подруге.

Я не могу описать, какое действие произвело такое проявление великодушия на моего друга. Но он решительно заявил, что мы можем ехать дальше, а он останется здесь, пока не поймает обеих уток.

Я знал, что он непременно исполнит свою угрозу. Мы начали своеобразную охоту, к которой наконец присоединился и ямщик.

(137 слов)

Контрольная работа № 3, Диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчинённые

предложения»

На озере

Было тихо. Звуки деревни, слышимые полчаса назад, теперь уже не доходили до охотников. Николай знал, что в лесу опасно, что разбойники всегда скрываются в этих местах . Он знал тоже, что в лесу самая верная защита- ружьё.. Он чувствовал, что и другому на его месте могло быть страшно, и с особенным напряжением вглядывался в туманный, сырой лес, вслушивался в слабые звуки.

Дядя Семён, идя впереди, возле каждой лужи, на которой были видны следы зверя, останавливался и, внимательно разглядывая, указывал их Николаю. Он почти не говорил, только изредка и шёпотом делал свои замечания. Дорога, по которой они шли, заросла травой. Кустарник был так густ, что ничего нельзя было видеть через него.

Неожиданно в той стороне, где было большинство охотников, послышались громкие крики и лай собак. Это означало, что охота, ради которой они оказались в этих глухих местах, началась.

7 стр., 3109 слов

Презентация «Лингвистическое о роли повелительного и условного ...

... задачей сочинения на теоретическом уровне является объяснение (пояснение) учащимися в 1-2 предложениях смысла высказывания А.А.Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит ... Алексину А.) 15 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвиста А.А.Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба ...

Грамматическое задание, Вариант 1

  1. Выписать из 1 абзаца предложение с придаточным изъяснительным. Начертить схему.

  2. Выписать из 1 абзаца предложение с придаточным определительным, подчеркнуть все члены предложения условными линиями.

  3. Выписать предложение с причастным оборотом, подчеркнуть его условными линиями.

Вариант 2

  1. Выписать из 2 абзаца предложение с придаточным изъяснительным. Начертить схему.

  2. Выписать из 2 абзаца предложение с придаточным определительным, подчеркнуть все члены предложения условными линиями.

  3. Выписать предложение с деепричастным оборотом, подчеркнуть его условными линиями.

Контрольное сочинение – рассуждение на тему:

«Книги, без которых я не могу обойтись»

Контрольное сжатое изложение с элементами сочинения

21 век человека избаловал. Отныне жизнь, казалось нам , несётся с бешеной скоростью. Обстановка любого дома менялась за 5-10 лет так, как в иные времена не менялась за сотни лет. Мода стала деспотом.

К слову сказать, появилось совершенно нелепое определение новым временам – «век информации». Но один умный человек сказал: «Мы знаем всё больше и больше о всё меньшем и меньшем». Девять десятых получаемой нами информации – мусор. Ежедневно, выходя в «мировую паутину», человек получает гигабайты чепухи. Но давайте спросим себя: помним ли мы наизусть хоть одну народную песню?

Та же ситуация и с местом нашего обитания. Из квартир исчезают книги – от них много пыли. Откуда-то у каждого второго появилась аллергия на бумагу. Лермонтов – бумага, Гоголь – много бумаги, Лев Толстой – очень много бумаги, просто невыносимо терпеть. Зато на компьютеры, напротив, аллергии нет ни у кого.

Со стен исчезли фотографии близких, бабушек и дедушек. Сначала железные двери появились у отдельных квартир. Потом железом стали отгораживать целые площадки, затем – подъезды. Теперь железные двери и железные заборы отделяют многие дворы, а на всех окнах висят тяжёлые решётки.

Почему это не нужно было 20 лет назад? И почему, закованный в железо, прижавшийся к дверному глазку напуганным зрачком, я должен чувствовать себя счастливее, чем раньше, когда из дома выходил прямо на улицу?

Мы победили в самой страшной войне, вырвались в космос, провели свет, газ – и это всего за несколько десятков лет. И что теперь: неустанно меняем модели мобильных телефонов, модели кофеварок, соковыжималок, дверные глазки, ручки, обивки. Разве об этом мечталось? Отчего мы так быстро устали и разменялись на чепуху? Мы хуже индейцев, отдававших настоящее золото за разноцветные бусики.

Мальчишки больше не хотят покорять Марс или Луну. Мальчишки хотят 102 версию компьютерной игры.

Нас буквально закачали телевизионной ахинеей, где красят, штукатурят, передвигают мебель добры молодцы в спецодежде, а потом варят, жарят что-то на кухне, а потом ещё якобы строят дом («Дом-2») под руководством двух светских девиц – но на самом деле ничего не строят, а только выясняют свои глупые отношения целыми сутками, целыми годами — нашей единственной и неповторимой жизни! За это нам её дали? Для этого?

6 стр., 2980 слов

Тема. Виды синтаксической связи между частями сложного предложения. ...

... Объяснение учителя с опорой на таблицу. Сложные предложения с разными видами связи Виды связи Примеры Сочинение и подчинение Старые деревья давно облетели, и только ... и волновались от ветра. В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Запятая между ними ставится тогда, когда после придаточного предложения нет второй части ...

Ответьте на вопрос. Как, с вашей точки зрения, стоило бы ответить на финальный вопрос автора статьи?

Контрольная работа № 4 по теме: «Бессоюзные сложные предложения», Вариант 1

1. В БСП ставится точка с запятой, если:

а) в простых предложениях, входящих в состав БСП, перечисляются какие-то факты и между ними можно поставить союз и ;

б) простые предложения, входящие в состав БСП, чем — либо осложнены и в них уже есть запятые

2. Двоеточие между частями БСП ставится, если:

а) второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом предложении;

  • б) содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого;

в) первое предложение указывает на время или условие того, о чём говорится во втором предложении

г) второе предложение (или несколько предложений) поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание

д) второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов;

  • е) второе предложение заключает в себе вывод, следствие того, о чём говорится в первом предложении;
  • ж) предложение рисует быструю смену событий.

3. В каких БСП следует поставить двоеточие:

а) Я вижу верный пёс у ног твоих лежит.

б) Вдруг слышим во всё горло кричат чибисы.

в) Буря прекратилась отряд двинулся дальше.

г) Давно наступили сумерки она всё ещё сидели в гостиной.

4. Расставить знаки препинания в БСП

а) Серёжка промолчал (?) он не любил словесных клятв и заверений.

б) Я был угрюм (?) другие дети веселы и болтливы.

в) Будет дождик (?) будут и ягодки.

г) Один пологий холм сменялся другим (?) поля бесконечно за полями (?) кусты словно вставали вдруг из земли перед самим моим носом.

д) Заходишь в лес и сразу чувствуешь (?) попал в особый мир со своими особыми интересами.

5. Указать БСП, между частями которых ставится

а) Богатырь умрёт имя его останется.

б) Попрятались птицы не плескалась рыба тихо ждали прохлады кузнечики.

в) Дружбу так понимать нужно общие недостатки исправим дружно.

г) Шёлк не рвётся булат не сечётся красно золото не ржавеет.

6. Указать БСП, между частями которых ставится тире ( знаки не расстанутся).

а) Болтливо лепечут птицы молодая трава блестит изумрудом.

б) Не уточка в берегах закрякала красна девица в тереме заплакала.

в) Фотография в журнале у костра сидит отряд.

г) Скучно тебе жить займись чем-нибудь.

7. Найти БСП, первая часть которых имеет значение условия или времени.

а) Игнат спустил курок – ружьё дало осечку.

б) Я приехал на остров – отец был уже там.

в) Облако пройдёт – озеро опять заблестит.

г) Давно ль пылила вьюга – вновь яблоки в цвету.

20 стр., 9783 слов

Синтаксис. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. ...

... сочинительный союз, то предложение относится к сложносочиненным (ССП). Если для связи частей использованы подчинительные союзы или союзные слова, то предложение характеризуется как сложноподчиненное (СПП). сложные предложения союзные бессоюзные сложносочиненные сложноподчиненные При этом ...

8. Найти БСП, между частями которых ставится двоеточие (знаки не расставлены)

а) Трус не любит жизни он только боится её потерять.

б) Стихнут порывы ветра гудят моторы тракторов.

в) Поле повезло на дороге её никто не встретился.

г) К солнцу потянулись ростки трав зазвучали голоса певчих птиц.

9. Указать правильный вариант расстановки знаков препинания.

а) Деревья стояли, неподвижно опустив ветви, заросли сирени с двух сторон лестницы прогнулись.

б) Деревья стояли неподвижно, опустив ветви, заросли сирени, с двух сторон лестницы прогнулись.

в) Деревья стояли неподвижно, опустив ветви; заросли сирени с двух сторон лестницы прогнулись.

10. Выполнить синтаксический разбор предложения.

А когда въехали в город и снова потемнело, опять пошёл сильный дождь и стал громыхать дождь.

Итоговый контрольный диктант за год

Необыкновенное озеро

Мы отдохнули и пошли дальше, придерживаясь берега ручья в надежде, что он приведёт к озеру. Эта надежда оправдалась: вскоре перед глазами открылась площадь воды до километра в диаметре, окаймлённая зеленью камышей. Большие кувшинки расстилали по воде свои листья. Дно озера, покрытое водорослями, медленно уходило вглубь. Среди подводной зелени сновали жуки и плавали стайки мелкой рыбёшки. Дальше плавали утки, гуси и чайки, а всплески в разных местах выдавали присутствие более крупной рыбы. Полуденное солнце, прорываясь сквозь тучи, освещало косыми лучами эту мирную картину.

И вдруг видим: какое-то чудовище из воды лезет. На середине вода медленно вздувалась большим пузырём. Вдруг этот пузырь лопнул – из него вырвался клуб белого пара, быстро рассеявшийся в воздухе. По всему озеру от этого места разбежались круговые волны, и плавающие птицы покачивались на них. Через несколько минут озеро снова стало гладким, как зеркало. Это явление повторялось несколько раз через ровные промежутки времени.

Налюбовавшись озером, мы отправились дальше, обогнув поляну ближе к опушке.