Всякое искусство совершенно бесполезно

Эссе

Цит. по: Уайльд О. Портрет Дориана Грея; пер. с англ. М. Абкиной. – М.: Дет. лит., 2001. – С. 25-26.

Вопросы и задания к тексту:

  1. В чём состоит основная мысль данного эссе?

  2. Как Уайльд оценивает критику реалистического искусства и символизма?

  3. Согласны ли Вы с суждением о том, что не существует безнравственного искусства, и «художнику дозволено изображать всё»? Ответ обоснуйте.

  4. Согласны ли Вы с тем, что «всякое искусство совершенно бесполезно»? Оправдан ли, на Ваш взгляд лозунг «искусство для искусства»?

Предисловие

Художник  тот, кто создает прекрасное.

Раскрыть людям себя и скрыть художника  вот к чему стремится

искусство.

Критик  это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами

передать свое впечатление от прекрасного.

Высшая, как и низшая, форма критики  один из видов автобиографии.

Те, кто в прекрасном находят дурное,  люди испорченные, и притом

испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех.

Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл,  люди

культурные. Они не безнадежны.

Но избранник  тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту.

Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные

или написанные плохо. Вот и все.

Ненависть девятнадцатого века к Реализму  это ярость Калибана 10 ,

увидевшего себя в зеркале.

Ненависть девятнадцатого века к Романтизму  это ярость Калибана, не

находящего в зеркале своего отражения.

Для художника нравственная жизнь человека  лишь одна из тем его

творчества. Этика же искусства в совершенном применении несовершенных

средств.

31 стр., 15080 слов

Искусство скорее покрывало чем зеркало

... художника на полную творческую свободу, Оскар Уайльд говорит, что искусство "нельзя судить внешним мерилом сходства с действительностью. Оно скорее покрывало, чем зеркало". Доводя свою мысль до крайне ... викторианской литературы, Уайльд, однако, написал глубоко нравственную книгу, где Искусство мстит за попранную Красоту и преданную Любовь. Художник - тот, кто создаёт прекрасное. "Портрет Дориана ...

Художник не стремится что-то доказывать. Доказать можно даже

неоспоримые истины.

Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает

непростительную манерность стиля.

Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено

изображать все.

Мысль и Слово для художника  средства Искусства.

Порок и Добродетель  материал для его творчества.

Если говорить о форме,  прообразом всех искусств является искусство

музыканта. Если говорить о чувстве  искусство актера.

Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ.

Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск.

И кто раскрывает символ, идет на риск.

В сущности, Искусство  зеркало, отражающее того, кто в него

смотрится, а вовсе не жизнь.

Если произведение искусства вызывает споры,  значит, в нем есть нечто

новое, сложное и значительное.

Пусть критики расходятся во мнениях,  художник остается верен себе.

Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он

этим не восторгается. Тому же, кто создает бесполезное, единственным

оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению.

Всякое искусство совершенно бесполезно.

Вопросы и задания к тексту::

  1. Прочтите предложенные тексты и попробуйте определить время их создания. Свой ответ аргументируйте.

  2. Опираясь на предложенные для анализа произведения, постройте модель мира Ф. Кафки (восстановите пространство, время, состояние мира, отношение мира к человеку, взаимодействие мира и человека, назовите ключевые образы, присутствующие в текстах, расшифруйте их семантику) — представьте, что вы являетесь режиссером-постановщиком, и вам необходимо создать сцену для инсценировки любой из прочитанных вами притч — какая это будет сцена?.

  3. Какие настроения и состояния зафиксированы в тексте? Какими приемами автор передает эти состояния?

  4. Какое место в рассматриваемом художественном пространстве занимает человек? Каковы взаимоотношения его с миром? Найдите в тексте образы, определяющие характер отношений мира и субъекта.

  5. Реконструируйте концепцию человека в притчах Ф. Кафки. Подумайте, что принципиально нового во взглядах Кафки на человека? Какими средствами пользуется писатель, предлагая нам свою трактовку человека? Можно ли говорить о характере в притчах Кафки? Свой ответ аргументируйте.

  6. Каким образом выражается авторская позиция в приведенных произведениях? Вспомните приемы передачи авторского «я» в художественном тексте.

  7. По каким признакам приведенные тексты можно отнести к жанру притчи? В чем отличие притчи Кафки от классических образцов жанра? (См. «Библейскую энциклопедию», Т.2. — М.,1991 и «Литературный энциклопедический словарь» — М., 1987.; Посмотрите словарные статьи «Притчи», «Притчи Христовы»).