Цит. по: Уайльд О. Портрет Дориана Грея; пер. с англ. М. Абкиной. – М.: Дет. лит., 2001. – С. 25-26.
Вопросы и задания к тексту:
-
В чём состоит основная мысль данного эссе?
-
Как Уайльд оценивает критику реалистического искусства и символизма?
-
Согласны ли Вы с суждением о том, что не существует безнравственного искусства, и «художнику дозволено изображать всё»? Ответ обоснуйте.
-
Согласны ли Вы с тем, что «всякое искусство совершенно бесполезно»? Оправдан ли, на Ваш взгляд лозунг «искусство для искусства»?
Предисловие
Художник тот, кто создает прекрасное.
Раскрыть людям себя и скрыть художника вот к чему стремится
искусство.
Критик это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами
передать свое впечатление от прекрасного.
Высшая, как и низшая, форма критики один из видов автобиографии.
Те, кто в прекрасном находят дурное, люди испорченные, и притом
испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех.
Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, люди
культурные. Они не безнадежны.
Но избранник тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту.
Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные
или написанные плохо. Вот и все.
Ненависть девятнадцатого века к Реализму это ярость Калибана 10 ,
увидевшего себя в зеркале.
Ненависть девятнадцатого века к Романтизму это ярость Калибана, не
находящего в зеркале своего отражения.
Для художника нравственная жизнь человека лишь одна из тем его
творчества. Этика же искусства в совершенном применении несовершенных
Искусство скорее покрывало чем зеркало
... художника на полную творческую свободу, Оскар Уайльд говорит, что искусство "нельзя судить внешним мерилом сходства с действительностью. Оно скорее покрывало, чем зеркало". Доводя свою мысль до крайне ... викторианской литературы, Уайльд, однако, написал глубоко нравственную книгу, где Искусство мстит за попранную Красоту и преданную Любовь. Художник - тот, кто создаёт прекрасное. "Портрет Дориана ...
средств.
Художник не стремится что-то доказывать. Доказать можно даже
неоспоримые истины.
Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает
непростительную манерность стиля.
Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено
изображать все.
Мысль и Слово для художника средства Искусства.
Порок и Добродетель материал для его творчества.
Если говорить о форме, прообразом всех искусств является искусство
музыканта. Если говорить о чувстве искусство актера.
Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ.
Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск.
И кто раскрывает символ, идет на риск.
В сущности, Искусство зеркало, отражающее того, кто в него
смотрится, а вовсе не жизнь.
Если произведение искусства вызывает споры, значит, в нем есть нечто
новое, сложное и значительное.
Пусть критики расходятся во мнениях, художник остается верен себе.
Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он
этим не восторгается. Тому же, кто создает бесполезное, единственным
оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению.
Всякое искусство совершенно бесполезно.
Вопросы и задания к тексту::
-
Прочтите предложенные тексты и попробуйте определить время их создания. Свой ответ аргументируйте.
-
Опираясь на предложенные для анализа произведения, постройте модель мира Ф. Кафки (восстановите пространство, время, состояние мира, отношение мира к человеку, взаимодействие мира и человека, назовите ключевые образы, присутствующие в текстах, расшифруйте их семантику) — представьте, что вы являетесь режиссером-постановщиком, и вам необходимо создать сцену для инсценировки любой из прочитанных вами притч — какая это будет сцена?.
-
Какие настроения и состояния зафиксированы в тексте? Какими приемами автор передает эти состояния?
-
Какое место в рассматриваемом художественном пространстве занимает человек? Каковы взаимоотношения его с миром? Найдите в тексте образы, определяющие характер отношений мира и субъекта.
-
Реконструируйте концепцию человека в притчах Ф. Кафки. Подумайте, что принципиально нового во взглядах Кафки на человека? Какими средствами пользуется писатель, предлагая нам свою трактовку человека? Можно ли говорить о характере в притчах Кафки? Свой ответ аргументируйте.
-
Каким образом выражается авторская позиция в приведенных произведениях? Вспомните приемы передачи авторского «я» в художественном тексте.
-
По каким признакам приведенные тексты можно отнести к жанру притчи? В чем отличие притчи Кафки от классических образцов жанра? (См. «Библейскую энциклопедию», Т.2. — М.,1991 и «Литературный энциклопедический словарь» — М., 1987.; Посмотрите словарные статьи «Притчи», «Притчи Христовы»).
6 стр., 2550 словОбраз мира в изобразительном искусстве Бурятии ХХ века
... исходных положений исследования современного искусства Бурятии должно быть признание активного характера творчества художников по отношению к наследию традиционной культуры8. Бурятские художники в своих произведениях не ... В данном случае речь идет о символическом подобии, например, алтаря — миру. Категория целостности здесь является фундаментальной. Символом целого выступает часть, обладающая ...