Наслаждение и долг

Эссе

Студентка гр.1153/1 Спирина В.П.

Санкт-Петербург, 2012

Наслаждение и долг – два явления, возникающих в жизни любого человека постоянно, так как существование в обществе предполагает не только борьбу с самим собой, но и межличностные столкновения интересов, целей и т.д.

Для начала стоит определить, что значат эти слова, но не все так просто, потому что с течением времени происходила эволюция понимания.

Рассмотрим это на примере термина «наслаждение». Философы античности приравнивали это к познанию, Эпикур говорил: «..наслаждение совпадает с познанием; ибо наслаждаются не после того, как изучили что-либо, а получают наслаждение, изучая». Затем к этому же философу пришло осознание, что высшее удовольствие есть удовлетворение от разговора, понимания собеседником твоих мыслей, разделения твоих убеждений: «Всем страданиям противоборствует душевная радость при воспоминании о наших с тобой философских рассуждениях». Далее высшим счастьем стала считаться дружба. В итоге, в настоящее время это чувство, приходящее при удовлетворении интереса или потребности, а, как известно, желания и стремления у всех людей отличаются, следовательно, каждый получает радость по-своему, в зависимости от собственных предпочтений, жизненных устоев, моральных ценностей.

Долгом же следует считать обязательства, которые касаются тебя как личности в отдельности, также они могут относиться к твоей социальной группе, к общественному классу, к которому ты принадлежишь, к тебе, как к гражданину. Значит, набор обязанностей уникален для каждого человека, так как зависит от социального статуса.

Еще с детства ребенок знакомится с поговорками: «сделал дело – гуляй смело» или «делу – время, а потехе – час». Это следует понимать так, что первоочередным и более важным является выполнение обязательств, а после можно заняться собой, своими удовольствиями, развлечениями. Ценно, если человек усваивает это незыблемое правило жизни, ведь у каждого есть свои обязанности, которые неукоснительно требуется блюсти, а в противовес и права, которыми человек удовлетворяет свои потребности и интересы.

Когда мужчина служит в армии, он тем самым исполняет долг перед Отечеством, защищая мирных граждан; когда человек получает образование, предполагается, что он посвятит себя государству, будет приносить ему пользу, используя полученные знания и т.д. и т.п.

20 стр., 9739 слов

По литературе : «Человек и природа в произведениях А. И. Куприна» ...

В своем реферате я попытаюсь рассмотреть проблему человека и окружающего его мира на примере произведений А. Куприна. Творчество этого писателя было долгое время как бы в тени, его заслоняли яркие представители современной ... - он уже не ничтожен в душе. Основная часть. 1. Биография А. И. Куприна. Даже цветы на родине пахнут по-иному. А.И. Куприн Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 ...

По большому счету, любая работа – приносит благо или отдельному человеку, или определенной группе, или обществу в целом. Значит, тем самым индивид выполняет свой долг. Таким образом, действительно всякая занятость полезна и необходима, чем бы ты ни занимался, будь то профессия, связанная с творчеством, с управлением людьми или процессами, непосредственно с техникой, с созданием каких-либо инноваций независимо в какой области, с контролем порядка или выполнения каких-либо операций, защита отдельных личностей или чьих-то интересов, помощь моральная или физическая. Этот факт вполне доказуем.

Человек может назвать себя вполне счастливым, если его деятельность объединяет в себе эти два понятия, то есть если работа приносит ему радость, моральное удовлетворение. Это высшее благо, когда ты занимаешься любимым делом, то есть совмещаешь приятное с полезным, далеко не всем удается отыскать свое призвание и приносить людям пользу, при этом получая удовольствие.

Однако долг не следует понимать только как материальные обязанности, потому что многие обязательства складываются, исходя из норм морали и этики. Возьмем, к примеру, семью, где есть взрослые и дети. Между ее членами будет царить гармония в том случае, если они наслаждение и долг научатся совмещать. То есть люди должны уважать друг друга и поддерживать, должны выполнять по дому каждый свою работу в плане уборки и поддержания комфортных условий сосуществования – это их долг. Помимо этого необходимо умение получать наслаждение непосредственно в семье, имеется в виду совместное времяпрепровождение, будь то поход в кино, выезд на природу или за границу, встреча с родственниками или общими друзьями семьи.

Допустим, в какой-то определенный период человек понимает, что живет в идиллии, он счастлив, то есть следует долгу и знает, как доставить себе удовольствие. Он имеет четкий набор прав и обязанностей. Но это не может продолжаться долго, потому что ничто не стоит на месте, все развивается. С наступлением этапа становления личности или взросления зачастую бывают связаны изменения предпочтений, интересов, взглядов на жизнь – это есть развитие, эволюция, ее не может не быть, рано или поздно любой с этим сталкивается. При этом может случиться так, что наслаждения невозможно достичь, потому что этому препятствует каким-либо образом долг. Соответственно перед человеком встает выбор, пренебречь долгом и получить наслаждение любой ценой или соблюсти долг и пересмотреть свои интересы. Каждый решает для себя сам, что выбрать, расставляет приоритеты, согласно своим жизненным принципам и моральным устоям.

Мне кажется, что важнее следовать долгу, потому что, повинуясь всем своим быстро сменяющимся интересам и кидаясь за новыми и новыми увлечениями, человек рискует потерять лицо, опуститься, прослыть безответственным, аморальным и поверхностным. Это чревато, и очень часто того не стоит, так как в итоге он перестает ценить самого себя, теряя все свои жизненные позиции и убеждения. Следовательно, нужно учиться совмещать в своей жизни наслаждение и долг, причем так, чтобы не чувствовать себя обделенным, не загонять себя обязанностями, не исполнять по чьей-либо воле всё и вся, но и не существовать только ради удовольствий и удовлетворения собственных потребностей. До добра не доведет ни то, ни другое. Нужно знать меру, не следует кидаться в крайности, во всем должен быть баланс.

11 стр., 5216 слов

Основной стратегической задачей медико-социальной работы с пожилыми ...

... и др. Основной стратегической задачей медико-социальной работы с пожилыми и старыми людьми следует считать сохранение и улучшение качества их жизни. Качество жизни является ... пожилого и старческого возраста как у относительно здоровых, так и больных людей является наступающая социально-психологическая перестройка, вызывающая значительные стрессы и напряжения адаптационно-приспособительных ...