Конспект для 6 класcа « Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари

Эссе

Сегодня мы поговорим о нашей речи, вернее, об одном эмоциональном и чувственном её проявлении в общении и при беседах. Это — удивительные и необычные фразы. Если быть точнее, фразеологизмы. Мы разберём, что это такое, приведём примеры и даже напишем небольшое сочинение с фразеологизмами (на любую тему, её выберем произвольно, по ходу).

Кстати, это довольно частое задание для учеников. Когда в школе дети изучают данные речевые обороты, учителя русского языка задают им написать эссе или сочинение с фразеологизмами на любую тему или определённо заданную. Делать это нетрудно и очень увлекательно, если втянуться.

Теория

Это определённые обороты речи, которые закреплены и устойчиво зафиксированы при употреблении. Особенностью данного, как правило, неизменяемого сочетания слов является индивидуальное значение целого выражения. Эти выражения непросто переводить на другие языки, а иностранцам невозможно их понять, если не знать их значения. Почему?

Давайте рассмотрим на предложение: «Он встал как вкопанный, разинул рот, развесил уши и хлопал глазами, вылупившись, как баран на новые ворота». Это предложение состоит из нескольких фразеологизмов. А теперь обратите внимание на значение каждого отдельного слова в этом высказывании, оно не совпадает со значением определенного выражения. В этом заключается сложность, необычность и… яркая эмоциональная окраска фразеологизма.

Заячья душа

Коля и Ваня – неразлучные друзья. Однажды они пошли погулять по деревне. Коля сказал:

  • Как я хочу сделать подвиг. Вот увидел бы злых, кусачих собак, сразу смогу их отогнать.

Ваня все слушал и ничего не говорил. Вдруг увидели двух кусачих собак, которые окружили маленькую девочку. Девочка кричала, звала на помощь. Коля, увидев это, спрятался за бочку. Ваня закричал:

5 стр., 2130 слов

По русскому языку : «Местоимение, как часть речи. Значение вопроса ...

... по тем частям речи, формам и функциям которых они соответствуют. Местоимения, Местоимения, указывающие на признак какой? чей? В отличие от прилагательных не имеют краткой формы. Местоимения, указывающие на количество сколько? В школьной грамматике местоимения выделяются в ...

  • Ну, сделай подвиг! Эх ты, заячья душа!

Сам взял большую палку и отогнал собак. Девочка поблагодарила Ваню и пошла домой. Ваня повернулся и увидел Колю, который опустил голову вниз. Он сказал:

  • Ребятам в школе не говори, пожалуйста!
  • Ладно, домой пошли.

Практика

Хорошо понять и усвоить эти обороты поможет практика: сначала учимся находить эти выражения в готовом тексте (например, взять любое сочинение с использованием фразеологизмов на любую тему).

Затем следующий тренировачный этап — самостоятельно составляем отдельные предложения с речевыми оборотами, расширяя не только словарный запас, но и знакомясь с бесчисленным количеством новых выражений. И наконец, попробуйте связать по смыслу несколько предложений и напишите мини-сочинение с фразеологизмами на любую тему.

Еле ноги унесли

Миша учится в седьмом классе. Однажды он опоздал на урок геометрии. Учительница Анна Ивановна спросила Колю, лучшего друга Миши:

  • Ты не знаешь, где Миша?

Коля ответил:

  • Нет. Но я вчера к нему заходил. Он отлично себя чувствовал. Может, он заснул.
  • Ну ладно.

Начнем урок. Запишем новую тему.

Вдруг кто-то постучал в дверь. Это был Миша. Анна Ивановна спросила, почему он опоздал. Миша ответил:

  • Когда я шел, вдруг из двора выскочила злая собака и стала лаять. Я очень испугался. Кричал на нее. Она не отстала. Я еле ноги унес.
  • Хорошо, что все кончилось благополучно.

Иди садись. Продолжаем урок.

Новый год — на носу!

До Нового года рукой подать! Дни можно по пальцам пересчитать! В это время в воздухе витает дух праздника, будоражит запах мандаринов, радует повсюду мигание гирлянд, на стёклах окон некоторых жителей замерли весёлые снежинки. Все — от мала до велика — ждут не дождутся сюрпризов, подарков и, конечно же, маленькой зимней передышки в виде каникул для детей и нерабочей недели для взрослых.

Подготовка к празднованию идёт полным ходом! Кто-то приготовил заветные коробочки с подарками, которые он приподнесёт близким и друзьям от всей души, и уже потирает руки от нетерпения… А кто-то, наоборот, усиленно ломает голову над решением вопроса: что же подарить и как поздравить родных? Не составит труда определить таких людей на улице. Они, как правило, носятся по магазинам и супермаркетам сломя голову в поисках чего-то особенного.

Маленькие детки вне себя от радости: катаются с горок в своё удовольствие на санках, салазках и даже без них. На улице холодно, ветренно, снежно, щёки и нос краснеют и мёрзнут, а детворе хоть бы что!

Это особая пора для каждого человека: хоть забот полон рот и сложа руки сидеть не приходится, но душа радуется от этих хлопот, совсем как в далёком детстве, в предвкушении Нового года и Рождества…

8 стр., 3648 слов

Люди которым хочется подражать. Человек которому я хочу подражать

... 7, 8 класс Люди которым хочется подражать. Человек которому я хочу подражать сочинение На тему Человек, который мне нравится. ... всех народных сказках отца называютбатюшкой, солнышком. А почему? Наверное, батюшкой, потому что представляют его богатырем, ... люблю. Вспомнила о воспитателе детского сада, но потом решила свое сочинение: Человек, который мне нравится, посвятить маме. Сочинение человек ...

Мини-сочинение с фразеологизмами

Ответе пожалуйста ответ поеснить орфограмой Укажите ряд слов, в котором верно указан падеж. A) кем-либо – т.п., вашу – в.п., ей – р.п. B) такими – в.п., самому – д.п., о некоторых – п.п. C) ско льким – д.п., им – т.п., чью-нибудь – в.п. D) некто – в.п., кое-кого – р.п., любым – т.п. Пжжж срочно помогите кто нибудь!!! Как называются числительные, которые отвечают на вопрос который? Как отличить количественные числительные от порядовых? Расскажите о количественных ч ислительных, о порядковых Помогите с проверочной работой В 1 задании только глаголы списать если что Найдите однозначное слово:рука,фламастер,корень,шляпка,иголка. Упражнение 530 золотой пе тушок​ Подберите синонимы и запишите синонимы чистки ряды упражнение 533​ Найдите однозначное слово:рука,фламастер,корень,шляпка,иголка. Закончить фразы таким образом, чтобы получились бессоюзные сложные предложения. Расставить знаки препинания. 1) Внезапно зазвонил телефон… 2) Прошёл небольшой дождь… 3) Пора вставать… 4) Вы не ошиблись… 5) Высшее образование необходимо современному человеку… ПОМОГИТЕЕЕ!!!!!!!!ПОЖАЛУСТААА!!!!! Выпишите безличные глаголы,обозначающие:а)явления природы;б)состояние человека;в)желание,возможность,необходимость действия. Укажите формы глагола: наклонение и,если есть ,время,лицо,число,род. Сделайте вывод о том,в какой форме употребляются безличные глаголы. Сегодня***апреля 2020 г. Целый день на улице хмарится*, и мне хочется спать. Может,мне нездоровится? Не пришлось бы завтра вызывать врача. Есть не хочется ,ничего не хочется . Мама отругала по телефону:»Нельзя тянуть до последнего, надо было купить лекарство! Надо заботиться о своём здоровье!» Остаётся одно;завтра утром отправляться в поликлинику.

Картинка к сочинению Фразеологизмы

  • Сочинение на тему Самые лучшие и хорошие слова

    Сколько слов есть в русском языке? Много. Их нельзя сосчитать по щелку пальца. Для этого потребуются долгие годы, но даже тогда нельзя будет пересчитать все слова русского языка.

  • Сочинение на тему Профессия моей мечты (журналист)

    Работа является основным средством заработка на жизнь для каждого человека. Везет, если получается так, что человек зарабатывает деньги, занимаясь любимым делом. Поэтому очень важно с самого раннего детства сформулировать

  • Характеристика и образ Петра 1 в поэме Медный всадник Пушкина сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является образ Петра Первого в олицетворении горделивого истукана – памятника Медному всаднику.

  • Творчество в романе Мастер и Маргарита Булгакова

    «Мастер и Маргарита» одно из самых интересных произведений Булгакова, которое таит в себе множество загадок. Роман писался не один год, в нем заключены множество различных тем. Творчество-одна из основных тем произведения

    8 стр., 3961 слов

    Сочинение способность слова связываться с другими словами проявляется

    ... и формам части речи в русском языке. Если существительным является каждое второе слово в нашей речи, то без ... свой талант и здоровье ради счастья другого человека… Сочинение ЕГЭ. Как следует воспитывать молодое поколение, ... Учителя к детям, его чувства ярко проявляются в предложении 18, где говорится, как ... находит и причины их бед: избалованность с детства, черствость, эгоизм, высокомерие. Все эти ...

  • Сочинение на тему Любовь к чтению

    Уже и не вспомню, когда появилась во мне страсть к чтению. С раннего детства книги окружали меня. Самые первые были ярко раскрашенные, с крупными буквами. Сказки мне читали мама и бабушка

Введение

С детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Богатый и могучий, поистине волшебный русский язык дан человеку во владение. И внимательное отношение к своей и чужой речи, хорошее понимание всех оттенков слова, владение языковой культурой – эта задача современного общества. Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык, на котором говоришь. Лучше и говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурой речи. Слушая других, можно заметить в их речи много интересного, а главное – научиться отличать меткое русское слово от словесного сорняка. Цель данной работы: проанализировать использование фразеологизмов (фразеологических средств) на примере в публицистике и художественной литературе. Задачи: более широко рассмотреть понятие «фразеологизм», ведь фразеологизмы являются одним из источников обогащения русского языка, научиться правильно подбирать фразеологизмы. Это является необходимым условием яркой, выразительной и точной речи.

Ведь фразеологическое богатства русского языка огромно. И только тот, кто любит родную речь, кто знает ее хорошо, тот ощутит радость свободного владения ею.

Фразеологические средства русского литературного языка, их использование в речи, Фразеологические средства русского литературного языка

читать интересную книгу, идти по улице пешком

— Но есть словосочетания, которые называются несвободными, связанными, или фразеологическими. В них слова, соединяясь вместе, теряют свое индивидуальное лексическое значение и образуют новое смысловое целое, которое по семантике приравнивается к отдельному слову, например:

пустить красного петуха

  • поджечь,

бить баклуши

  • бездельничать,

с минуты на минуту

  • скоро,

с булавочную головку

  • маленький.

Он закрыл глаза и быстро уснул — Деканат закрыл глаза на недостойное поведение студента

Фразеология (от греческого phrasis

«выражение» и

logos

«учение, наука») — совокупность лексически неделимых, целостных по значению, воспроизводимых в виде готовых речевых единиц сочетаний слов.

Фразеологизмы можно разделить на группы с точки зрения происхождения и традиции использования:

  • заговаривать зубы, потерять голову, чудеса в решете, на безрыбье и рак рыба, в сорочке родился;

ставить в тупик, зеленая улица

  • из словоупотребления железнодорожников;

топорная работа, без сучка, без задоринки

  • из речи столяров;
  • втирать очки, карта бита — из арго картежников;
  • центр тяжести, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости, довести до белого каления;

б) выражения из произведений художественной литературы и публицистики:

45 стр., 22439 слов

Фразеологизмы в романе М.А.Шолохова «Поднятая Целина»

... особенностей такого выразительного средства, как фразеологический оборот в романе М.А. Шолохова "Поднятая целина". Уместно примененные фразеологизмы оживляют и украшают как устную речь, так и литературные произведения. Умело ... исследований фразеологии, не только в романе "Поднятая целина", но и в других произведениях автора. Материалы выпускной квалификационной работы могут найти применение в курсе ...

«А ларчик просто открывался» (И. Крылов); «с чувством, с толком, с расстановкой» (А. Грибоедов); «живой труп» (Л. Толстой); «Дело пахнет керосином» (М. Кольцов).

Использование фразеологизмов в речи

Фразеологические обороты широко используются в различных стилях..речи.

В художественной литературе, в публицистике, в разговорной речи употребление фразеологизмов связано с их выразительными возможностями. Образность, экспрессия, характерная для значительной части фразеологических оборотов, помогают избежать шаблонности, сухости, безликости в речевом общении. При этом фразеологизмы книжного характера обладают «повышенной» экспрессивно-стилистической окраской, их употребление придает речи торжественность, поэтичность,.книжность.

с жиру беситься, раз плюнуть, лаптем щи хлебать

и грубо-просторечных (

ни кожи, ни рожи, показать кузькину мать, метать икру

  • Эти специфические свойства фразеологических оборотов особенно ярко видны при сравнении с общеупотребительными лексическими синонимами. Сравните:

погибнуть — сложить голову — сломать себе шею, обманывать — вводить в заблуждение — водить за нос.

Во всех стилях речи широко используются и межстилевые фразеологические обороты с «нулевой» окраской, такие, как

со дня на день, тайное голосование, сойти с ума.

сквозь землю провалилась

Обращение к разговорной фразеологии в таких случаях часто приводит к смешению стилистически разнородных элементов, что способствует комическому звучанию речи.

Особенно любят использовать фразеологизмы юмористы, сатирики: Остап подошел к Воробьянинову вплотную и, оглянувшись по сторонам, дал предводителю короткий, сильный и незаметный для постороннего глаза удар в бок.- …Вот тебе седина в бороду! Вот тебе бес в ребро!; Правильно,- проговорил Остап,- а теперь по шее. Два раза. Так. Ничего не поделаешь. Иногда яйцам приходится учить зарвавшуюся курицу… Еще разок… Так. Не стесняйтесь. По голове больше не бейте. Это самое слабое его место

(И. и П.).

При этом устойчивые сочетания преобразуются и нередко получают новые оттенки значения, как это можно наблюдать на примере процитированных строк. Ильф и Петров расчленили фразеологизм

седина в бороду

а бес в ребро

, который во второй части предложения отчасти утрачивает метафорическое значение (ср.:

бес в ребро

  • удар в бок); фразеологизм

яйца курицу не учат

преобразован в его антоним (окказионализм).

Фразеологизм

слабое место

в тексте звучит двупланово: и в переносном значении, и в прямом (о голове), что создает каламбур.

Кошки не обыкновенные, а с длинными, желтыми когтями, скребли ее за сердце

(Ч.).

В иных случаях наблюдается редукция (сокращение) состава фразеологизма, что также связано с его переосмыслением:

Полезные советы

(Из газ.) — отсечение второй части пословицы

Не родись красивым, а родись счастливым

создает новый афоризм: ‘красота – источник..несчастья’.

Всеми фибрами своего чемодана он стремился за границу

(И. и П.);

3 стр., 1213 слов

«Культура речи» — роль и значение в жизни

... к человеку, потому что он отстраняется от своей культуры. Значение грамотной речи Сочинением на тему «Язык и речь» необходимо выразить следующую ... пришли в результате определённого рассуждения и анализа своей жизни. Они знают, что без правильного владения своими языковыми ... слова, или же самому догадаться об этом. к таким может относиться: сохранение логичности структур и расширение диапазона ...

Критика почтила роман молчанием; Хорошо смеется тот, кто смеется без последствий; Пришел? Увидел? Помолчи!

(Из газ.).

Подобное преобразование фразеологических выражений приводит к коренному изменению их значения и создает остросатирический эффект.

Своеобразным стилистическим приемом авторской обработки фразеологизмов является контаминация нескольких выражений: Не потому ли молчание — золото, что оно — знак согласия?; Разделяй чужое мнение и властвуй; Жил своей жизнью за чужой счет

(Из газ.).

Такое «скрещение» возвращает фразеологическим компонентам первоначальное лексическое значение, а сами фразеологизмы вовлекает в новую образную систему. Это придает особую семантическую емкость и экспрессивность подобным каламбурам.

Одним из наиболее ярких стилистических приемов обновления фразеологизмов является разрушение их образного значения. При этом внешне фразеологизм не изменяется, но утрачивает свое метафорическое значение и воспринимается буквально: Открытое письмо опять получил писатель Иванов. Выяснилось, что его письма вскрывает сосед по лестничной клетке Сидоров

  • В подобных ситуациях возникают каламбуры, построенные на так называемой внешней омонимии фразеологизмов и свободных сочетаний слов.

На двуплановом осмыслении фразеологизмов основаны многие шутки Эмиля Кроткого: Пьеса наделала много шуму: во всех ее действиях стреляли; Мудрецы и зубные врачи смотрят в корень; Пожарный всегда работает с огоньком; Радио будит мысль. Даже в те часы, когда очень хочется спать

Второй план значения фразеологизма иногда выявляется в небольшом по размерам контексте: Попал в переплет, но утешился, прочитав свое имя на обложке; Беда никогда не приходит одна, и его сочинение вышло в двух томах

  • В иных случаях двуплановое значение фразеологизма проясняется лишь в широком контексте. Так, читая в газете заглавие статьи «

Битая карта

«, вначале воспринимаем его в обычном значении — ‘полная неудача чьих-либо замыслов’. Однако в статье рассказывается об оперативной географической карте, которая висела в последние месяцы войны в ставке фашистского командования. Это заставляет по-новому осмыслить фразеологизм, взятый для заглавия публикации, в контексте всей статьи.

Обновленные писателями фразеологизмы иногда выделяют в особую группу окказиональных фразеологических неологизмов. Как и лексические неологизмы, они выполняют в художественной речи экспрессивную функцию, приближаясь к тропам: Слывет за то он человеком долга, что никому еще не отдал долга; Вносил предложения, но только придаточные; Скромность украшает даже тех, кому она не к лицу