Эссе на тему: «Формирование правовой культуры и гражданской позиции личности старшеклассника»
Социально-экономические и политические перемены в жизни российского общества привели к кризису социокультурных ценностей, которые наиболее выражены среди учащейся молодежи.
Следует отметить, что изменяющееся содержание всех сторон жизни и деятельности нашего общества отразилось, безусловно, и на состоянии гражданско-правовых явлений и отношений. Так, значительно возрос количественный и качественный показатель правонарушений и иных форм поведения, отклоняющихся от общепринятых правил поведения и социальных норм. Также наряду с этим, существенно изменился их характер (интенсивность и повышенная степень опасности), снизился возраст правонарушителей и субъектов девиантного поведения. В целом возросли масштабы противоправных деяний и иных форм отклоняющегося поведения. В этой связи, назрела необходимость повысить уровень правовой культуры личности молодого человека, находящегося в завершающей стадии первичной социализации и в начальной стадии вторичной социализации. Последнее объясняется тем, что правонарушения и девиации совершаются учащимися и студентами, как правило, после учебных занятий. Происходит это потому, что часть обучающихся предоставлена самой себе, не охвачена общественно полезным трудом или деятельностью по интересам. Заполняя свой досуг связями с антисоциальными элементами, молодые люди легко становятся правонарушителями.
В ходе самоопределения, попыток разобраться в окружающем мире и в самом себе, лицами юношеского возраста осуществляется поиск смысла жизни вообще и своей жизни в частности. В результате у них формируются не только убеждения и взгляды, но и мировоззрение — взгляд на мир в целом, система убеждений, выражающих отношение человека к миру и его главные ценностные ориентации. В юношеском возрасте созревают когнитивные и личностные предпосылки мировоззрения. И от того насколько этот процесс будет благополучно протекать, зависит то, насколько мировоззрение будет правильно и глубоко отражать объективный мир, будет истинным или ложным, научным или религиозным, материалистическим или идеалистическим, прогрессивным или реакционным, оптимистическим или пессимистическим, насколько личность сможет определить свою социальную ориентацию.
«Жизнь и судьба» или «Человек— хозяин своей судьбы»
... Он не решает в жизни всего, например, не выбирает, где и у кого родиться. Но все свои поступки человек контролирует сам. От его личного поведения ... совсем иную картину. Человек совершает некий поступок. Например, выходит на улицу в мороз без шапки. И тут же причина создает следствие: бронхит. Я думаю, что человек – хозяин своей судьбы. ...
В современном обществе данному возрастному периоду человека отведено особое место, это будущее страны и мира в целом. Старшеклассники уязвимы, доверчивы и являются плодотворной почвой для манипуляторов. И если нет устойчивого формирования мировоззрения под контролем взрослых и ориентированной на это государственной политики, то может происходить то, что мы наблюдаем во многих странах. А именно «засоряется» мозг молодого поколения для реализации корыстных целей определенных людей.
Состояние правовой культуры указанных групп молодежи определяется, прежде всего, тем, как представлена и выражена гражданская позиция личности старшеклассника. Факторы деформации правовой культуры, имеющие место в объективной действительности среди указанных социальных групп, не способствуют формированию гражданского общества и, соответственно, правового государства в Российской Федерации.
Следует отметить, что данный возрастной период характеризуется тем, что в сознании молодого человека определяющим становится формирование «чувства гражданственности» — принадлежности к Российскому государству и ответственности перед ним и обществом в целом за свои действия и поступки. Становление гражданской позиции и формирование правовой культуры личности происходит в школьном возрасте.
Гражданственность — это интегральное понятие, обозначающее гражданскую позицию, чувство гражданственности, стремление быть гражданином. Гражданственность, на мой взгляд, — основа становления и развития правовой культуры представленных возрастных групп молодежи. Особое значение в этой связи приобретает морально-этический аспект поведения молодых людей. Он, в свою очередь, характеризует гражданское самоопределение — способность и возможность каждого сознательного и активного члена общества подчинять свое поведение интересам общества и государства. Гражданское самоопределение связано с системой гражданских ценностей и смыслов, к которым относится: Конституцию РФ, флаг, герб, гимн страны, демократическое государство, гражданское общество, гражданский долг (например служение в армии), основные права и свободы человека, гражданский мир и согласие.
То насколько развита правовая культура личности у молодого человека, можно судить по его гражданской позиции. Тем, как он относится к государству, к своим обязанностям и долгу перед Отечеством, готов ли он служить его интересам, определяется уважение к стране, в которой он живет (родился и рос), а в следствие и уважительное отношение к законам, издаваемым государством. А если есть уважение и их признание, то молодой человек не только будет стремиться строить свою жизнь в соответствии с правом, но и призывать остальных своим примером. Потому что в данном возрасте у них идет ориентация на сверстников и соперничество между друг другом.
В связи с вышесказанным, необходимо всем нам: и учебным заведения, и семье, и в целом окружающей социальной среде содействовать формированию правовой культуры, гражданской позиции у молодежи. Но в первую очередь необходимо начинать с себя.
Влияние культуры на человека
... между культурой и историей всею общества. Специфика антропологического подхода заключается в направленности исследования на целостное познание человека в контексте конкретной культуры. В целом антропологический ... -- цивилизацию. Цивилизация противопоставляется культуре как сменяющий её этап развития, где не востребован творческий потенциал отдельной личности и главенствующим является мё ...