Классный час «Мораль и закон» классный час (9 класс)

Сочинение

Цель: Формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры старшеклассников.

Задачи:

  1. Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков.
  2. Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора.

Предварительная работа:

— Исторически, люди жили в более хаотичном и непредсказуемом окружении, где природные явления и процессы не подчинялись определенным законам.
— Луна имела переменную яркость в зависимости от своего настроения, что затрудняло людям передвижение в ночное время.
— Солнце, звезды, день и ночь, моря и реки также вели себя непредсказуемо, создавая неуверенность и хаос в жизни людей.
— Люди устали от этой непредсказуемости и обратились к самому мудрому человеку с просьбой найти решение.
— Мудрец предложил написать законы, которые охватили бы не только природные явления, но и поведение людей.
— Если законы будут правильно составлены и строго выполняются, то жизнь человека станет легкой, радостной и счастливой.
— Вопросы для обсуждения: был ли мудрец прав, нужны ли людям законы, всегда ли законы не создают право (Цицерон)">человек соблюдает законы и правила, почему люди преступают закон, что означает слово «заповедь», какие заповеди известны, чем заповеди отличаются от законов.
— Ведущий задает вопрос о незыблемых в семье жизненных заповедях.

Подтвердите своими размышлениями, которые вы написали, готовясь к классному часу.

  1. Работа в группах

“Моральное” лото.

Разделиться на группы. Каждая группа получает карточки с полем лото. Зачитываются номер вопроса и определение нравственного понятия. Происходит обсуждение, к какому понятию относится определение. По угаданному номеру закрывают поле лото. У кого первым заполнится ряд? Зачитывают все определения до конца.

Приготовить несколько карточек с полем для лото, пример:

4 стр., 1915 слов

Сочинение по обществознанию закон управляет людьми а разум законом

... Другие сочинения: ← Доброе сердце ↑ Человек Человек часто сам себе злейший враг → Сообщение, эссе по обществознанию: план При подготовке к ЕГЭ, а также во время экзамена, нужно написать эссе на тему «Закон» ... чтобы справедливо, ни на шаг не отклоняясь от закона, выполнять такого рода работу. И в любых ситуациях поступать по закону. Значение закона в обществе Закон обладает высшей юридической ...

5

13

17

19

3

14

6

1

11

9

18

20

7

2

12

4

16

10

8

15

Вежливость- качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.

Выдержанность- умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия.

Верность- качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении.

Гордость- это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.

Грубость — качество личности человека, которое характеризуется отсутствием доброжелательности к людям, раздражительностью, бестактностью и невниманием к интересам других людей.

Доверие — отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.

Заносчивость — негативное отношение человека к людям, проявляющееся в высокомерии и неоправданной переоценке своих личностных качеств.

Искренность — качество, характеризующее человека и его действия. Искренний человек честен с собой и другими людьми.

Любовь — чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо.

Нравственная культура — показатель того, насколько требования нравственных законов жизни воплотились в поступках человека.

Милосердие — принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.

Патриотизм — нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордящийся его достижениями, небезучастный к интересам своего народа, считающий независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.

Правдивость — качество характера человека, проявляющееся в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.

Способность к прощению — это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.

Скромность — это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.

Совесть – способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.

Сострадание – это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.

Трудолюбие – это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.

Тактичность – это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.

Честь – качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.

Сейчас давайте разберемся по каким нормам живет человек в обществе.

Есть две нормы жизни: мораль и право.

Рассмотрим их отличия.

мораль

Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.

В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе. Юридическое Право – это система общеобязательных норм (правил), установленных или санкционированных государством, направленных на урегулирование общественных отношений и обеспечиваемых мерами государственного принуждения.

Государство

Ответственность

За их нарушение наступает моральная ответственность (моральное порицание, неодобрение) в виде осуждения со стороны тех, кто с ним не согласен.

Государство следит за тем, чтобы эти нормы обязательно соблюдались. Если же этого не происходит, государство принуждает их соблюдать. Тогда наступает его правовая (юридическая) ответственность.

Группа 5: искренность, заносчивость, верность, способность к прощению.

  1. Самооценка нравственных качеств

Какие поступки регулируются моралью, а какие – правом:

Распивать алкогольные напитки

Ловить рыбу

Угрожать расправой

Бить стекла

Завидовать

Лгать

Не дружить со слабыми

Разводить костры

Не платить налоги

Брать чужие вещи

Here’s your text with the requested formatting:

Ломать деревья

Учащимся раздаются листочки с записанными на них качествами личности

(которые были предметом обсуждения в предыдущем задании) и предлагается проранжировать эти качества по степени их наличия и проявления у себя.

Затем учащимся предлагается назвать те качества и нравственные категории, которые они считают самыми важными в жизни, с помощью которых они смогут состояться, будучи взрослыми.

  1. Инсценировка и обсуждение ситуаций

Ситуация 1.
Саша возвращался из школы в метро с одноклассниками. Вдруг один

из друзей заметил, что у девушки, которая идёт впереди, из заднего кармана торчит кошелёк, и предложил Саше вытащить его. Остальные только одобрили эту идею.

Ситуация 2:

  • Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин.
  • Толик пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов.
  • После завтрака, он вышел погулять с собакой и пнул ее ногой, когда она лаяла от радости.
  • Мама просила Толика быть дома к обеду в 13 часов.
  • Толик встретил одноклассника, который напомнил ему о задачке по математике.
  • Во время разговора, Толик начал грызть второе яблоко.
  • Толик вернулся домой в 14 часов.
  • После обеда, мама сказала, что пора делать уроки, но Толик сказал, что им не задали.
  • В 16 часов, Толик пошел в парк играть в футбол и сбил мяч, который застрял на дереве, используя ветку из куста.
  • По пути домой, Толик нашел кошелек на земле и незаметно поднял его.
  • Толик побежал в магазин, чтобы купить мороженое, но на переходе через улицу увидел слабовидящую старушку и рванулся к магазину.

Ситуация 3: