Что влияет на формирование характера человека

Сочинение

В переводе с греческого, слово «характер» означает «печать, чеканка». То есть, конкретное для человека определение его социальных качеств. Отношение к окружающим людям, основанное на психическом стержне личности, проявляется в поведении, особенно в ситуациях, близким к экстремальным.

В основном формирование характера человека обусловлено генетически, фактор воспитания имеет мощную силу, но она не является решающей. В раннем детстве детей в основном холят, исполняют все их желания, используют систему поощрений и наказаний. Какие-то навыки закрепляются на уровне безусловных рефлексов: что-то делать нельзя, а что-то, наоборот, нужно. Но формирование характера ребенка не ограничивается воспитательным фактором. То, что для одного малыша не значит ровным счетом ничего, для другого – представляет собой трагедию. В отношении к миру важнейшими факторами являются врожденные безусловные рефлексы, так называемые инстинкты:

  • Пищевой;
  • Оборонительный;
  • Ориентировочный;
  • Родительский.

Степень проявления инстинктивной деятельности человека влияет на формирование характера, причем независимо от темперамента. Добрые люди не всегда толстые, также и худые не обязательно должны страдать язвенной болезнью.

Насколько выражены инстинкты, настолько и развиты рефлексы безусловные, которые целиком и полностью находятся под контролем коры больших полушарий.

Что такое характер

Характер – совокупность тех наиболее четко проявляемых черт психики человека, которые особенно ярко проявляются при выражении отношения к окружающему миру, общении с другими людьми и отношении к себе.

3 стр., 1061 слов

О роли литературы в жизни человека и формировании личности

... сила слова О важности и значении литературы в жизни человека говорили великие писатели всех времен. Это ... даже исцелить. Литература неустанно стремится сеять «вечное и доброе». Она способствует становлению личности и формированию собственных убеждений. ... во многих литературных шедеврах показана значимость христианства для народа, что подтверждается описанием многочисленных обрядов (крещение, ...

К примеру, мы восхищаемся характером другого человека: «Какой же он целеутремленный и решительный!». Мы судим так, потому что этот человек ведет себя соответственно данным характеристикам: он не опускает руки при трудностях, идет до конца, постоянно ищет в себе силы, совершает смелые поступки.

Характер и его формирование

Характер (греч. «charaktety> — печать, чеканка) — совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны ее поведения, обуславливающая ее устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, деятельности, самой себе и выражающая индивидуальное своеобразие личности, проявляющееся в стиле деятельности и общении.

Характер — стержневое психическое свойство личности, накладывающее отпечаток на все стороны жизнедеятельности человека.

Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.

Формирование характера.

Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников. Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. Сенситивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.

Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (первая стадия личностного развития по Э.Эриксону).

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых — учителей.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.

К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

8 стр., 3689 слов

Характер человека

... во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как ... жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. ...

Для формирования характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы. Один из физиологических механизмов формирования характера — динамический стереотип. Характер формируется и утверждается под влиянием воздействия среды, деятельности и воспитательных воздействий от других людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответствующей мотивацией — потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения.

Как формируются черты характера

Изначально перед тем как перейти к теме о влиянии на характер, разберемся с тем, как формируется характер каждого человека. Нрав может изменяться на протяжении всей жизни личности. Начиная с подросткового возраста, он может самосовершенствоваться, например, путем внедрения полезных привычек и изменения поведения. Первым делом формируются связки положительных и отрицательных черт: доброта – враждебность, общительность – скрытность, отзывчивость – эгоистичность.

В раннем возрасте хорошо развиваются те качества, которые одобряются и поддерживаются взрослыми.

Психологи считают, что характер складывается исходя из темперамента человека, который, в свою очередь, и представляет собой генетически обусловленные свойства человека Выделяют 4 вида темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Каждому типу свойственны определенные манеры поведения и реакции на происходящее, например, меланхолики медлительны, быстро утомляются, плохо адаптируются под новые условия внешней среды, а сангвиникам характерна общительность, активность, высокая скорость мышления и эмоциональность.

Направления характерологии

Рассмотрим несколько направлений характерологии, которые позволят нам понять, как понимается понятие характера и основы его формирования в той или иной сфере.

  1. Констинституционно-биологическое направление. Одним из представителей данной теории является Э. Кречмер. Здесь характер рассматривается как проявление темперамента или же как детерминация конституцией (строением тела).

    Выделяют следующие типы:

  • астенический;
  • атлетический;
  • пикнический.
  • Психоаналитическое направление. Представители: З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др. Разумеется, характер здесь рассматривается с точки зрения бессознательных влечений. Другими словами, происходит борьба Ид (Оно, бессознательное) с Супер-Эго (Сверх-Я, сверхсознание) через Я (сознание).

    То есть примитивные инстинкты (Ид) пытаются вырваться на поверхность, но сдерживаются моральными инстанциями (Супер-Эго), создавая таким образом особенности сознания (Я).

  • Данная схема показана на рисунке 1 в виде айсберга так как это, на наш взгляд, способствует лучшему восприятию данной структуры. Примечание: сверхсознание – Superego, internalized ideals; сознание — Ego, executive mediator; бессознательное – Id, unconscious psychic energy.

    4 стр., 1812 слов

    «Жизнь и деятельность Абу Абдулла Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми ...

    ... от Аральского моря. Цель: изучение жизни и деятельности Абу Абдулла Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми. ... на латынь и стал после этого доступен европейским ученым. Кроме зиджа аль Хорезми описал календарные системы разных народов. Аль Хорезми ... алгебры и алмукабалы, заключающую в себе простые и сложные вопросы арифметики, ибо это необходимо людям ... с тем, что при решении уравнений всегда искали не только x , но и x 2 ...

  • Идеологическое — психоэтическая теория Робека. Характер здесь представляет собой торможение инстинктов под воздействием морали. Таким образом, эта теория имеет общие признаки с психоаналитическим направлением.
  • Рисунок 1. «Структура личности по З. Фрейду»

Этапы развития характера

Формирование характера начинается с самого рождения ребенка. В первые годы жизни мы копируем поведение, привычки, ценности близких нам людей: мам, пап, бабушек и дедушек. Лет с 12-14 начинает проявляться наша индивидуальность, под влиянием внешних и внутренних факторов нрав меняется. В этот период происходит формирование моральных и нравственных ценностей, волевых качеств. У старшеклассников основные черты характера уже сложились. В дальнейшем происходит их закрепление, развитие, но возможна и трансформация под воздействием внешних факторов: культуры, окружения, СМИ и другого. У взрослого человека не останавливается формирование характерных черт, но происходит закрепление тех свойств, которые способствуют достижению успехов в жизни: в семейном плане, в карьере, в формировании нужного круга общения.

Что влияет на формирование характера кроме физиологии

Известно, что характер каждого человека базируется на генетических особенностях, передаваемых от родителей. Но он также подвластен изменчивости под влиянием социальных факторов.

Во-первых, многое значит воспитание. Родителям необходимо с ранних лет понять темперамент своего ребенка и выстраивать воспитание таким образом, чтобы не сломить его и не нарушить его психику. Нрав человека склонен меняться также под влиянием условий жизни: насколько у человека спокойная или суетная жизнь, богатая или бедная семья, высокий или низкий статус. Образ жизни аналогично способен внести изменения: неправильный образ жизни — чрезмерное употребление алкогольных и спиртных напитков, курение, наркотики – все это будет портить положительные черты характера, разрушая нервную систему. Разовьются такие качества, как нервозность, недоброжелательность, сквернословие. Представьте подростка из неблагополучного района и бедной семьи и вообразите, какой образ жизни он ведет. Наверняка охарактеризовать такого человека вы сможете только негативными качествами.

2 стр., 912 слов

Как происходит становление характера человека?

... формируется характер в непрестанном процессе саморазвития, улучшения собственной личности и намерения стать завершенной, достойной и самоценной личностью. Как происходит становление характера человека? Несколько интересных сочинений Сочинение ... формирующих характер человека. В целом можно сказать, что формирование характера ... течении жизни постоянно заставляют человека делать выводы. Человек постоянно ...

Факторы формирования личности

«Факторы формирования личности«

из разделакодификатора (

1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции

В системе социальных связей человек занимает то или иное место, играет ту или иную роль в зависимости от уровня развития своей личности.

Структура личности формируется из убеждений, мировоззрения, идеалов, стремлений, интересов; привычек, умений, навыков и знаний; особенностей психики; биологических свойств, связанных с полом, возрастом, темпераментом.

Личность

— это самая высшая оценка социального значения человека. Иными словами, личность — это индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Факторы, влияющие на формирование личности:

наследственность

, т.е. определенные физические качества, черты характера, задатки способностей, передавшихся генетически от родителей;

окружающая среда (природа)

всегда оказывала и оказывает большое влияние на человека, на его развитие и творческие способности. Такие природные факторы как цикличность — смена дня и ночи, сезонность, погода, ландшафт — непосредственно и постоянно влияют на психоэмоциональную сферу личности;

3) культура

с определенным набором ценностей, норм и эталонов поведения, которые являются обязательными для данного общества;

социальное окружение

, которое можно считать основным фактором, влияющим на личность, так как в процессе постоянного взаимодействия с обществом, человек приобретает жизненный опыт, формирует свое представление о мире и своем месте в нем. Именно в обществе происходит формирование основных личностных качеств, самопознание и самореализация;

  • личный опыт.

Так, каждый человек попадает в разные ситуации, в результате которых он испытывает влияние социального окружения, получая уникальный опыт (положительный или отрицательный), исходя из которого, он будет ориентироваться в будущем.

Психологический портрет личности, по мнению специалистов, включает следующие основные свойства:

  • темперамент;
  • характер;
  • способности;
  • интеллектуальность;
  • эмоции и чувства.

Разница между понятиями «темперамент» и «характер»:

Темперамент

  • это индивидуальные особенности личности, связанные с проявлением эмоций, активности (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).

Характер

— это совокупность психических свойств человека, которые проявляются в его поведении, поступках и действиях. Мужество, трусость, честность, трудолюбие, добросовестность, лень, скрытность — примеры различных черт характера в различных жизненных ситуациях.

2 стр., 570 слов

Какова роль общества в формировании личности человека?

... развитии человеческой личности, но и человек оказывает значительное влияние на формирование всего общества в целом. Дополнительные аргументы Предлагаем вашему вниманию другие аргументы по направлению «», необходимые для подготовки к итоговому сочинению.

Если темперамент является врожденным качеством, то характер формируется в процессе социализации и изменяется с получением нового жизненного опыта.

Можно ли изменить характер

Большой вклад в изменение характера вносит труд. Люди, уделяющие много времени работе, постановке высоких целей и их достижению, борьбе с возникающими на пути трудностями и проблемами, как правило, имеют сильный характер. Во взрослой жизни он менее поддается корректировке, но, тем не менее, его возможно изменить. При этом важную роль играет самовоспитание и самодисциплина человека. Поэтому, если вы хотите измениться к лучшему, пересмотрите вашу деятельность и начинайте внедрять полезные привычки или меняйте мышление. Исходя из этого можно судить о том, что человек сам влияет на то, каким будет его нрав, совершая определенные поступки и выполняя соответствующую деятельность.

Мой характер

Все люди очень разные и по-разному реагируют на происходящие с ними события, поскольку наше поведение определяется нашим характером. А он у каждого свой.

Если верить близким, то главной чертой моего характера является упрямство. Не знаю, насколько это справедливо, но, действительно, мне часто бывает сложно принять точку зрения собеседника, и я начинаю спорить с ним. Я стараюсь бороться с этой привычкой, но дух противоречия во мне слишком силен.

С другой стороны, мой упрямый характер помогает мне добиваться поставленных целей, не отступая перед трудностями. Благодаря ему, я также способен усердно учиться.

Многие люди считают меня щедрым и добрым, хотя я не замечаю за собой этого. Да, я люблю помогать окружающим и люблю делать близким подарки. Если у меня есть в кармане шоколадка, я обязательно поделюсь ей с другом. Я считаю, что это естественно, и не понимаю, как может быть иначе.

По своей натуре я не являюсь лидером, но и застенчивым меня также назвать нельзя. Я никогда не стесняюсь знакомиться новыми людьми и легко общаюсь с окружающими. Если в школе устраивают какие-либо спортивные соревнования, я всегда с удовольствием принимаю в них участие, так как очень люблю спорт и знаю, что могу продемонстрировать великолепные результаты в нем.

А вот от участия в концертах я отказываюсь, так как на сцене чувствую себя неуверенно, хотя и посещаю музыкальную школу. Я просто не могу делать то, в чем недостаточно хорошо. Это также отличительная черта моего характера: я всегда стараюсь правильно рассчитать свои силы, чтобы никого не подвести и самому, как говорится, не ударить в грязь лицом.

Таким образом, характер у меня довольно спокойный, и, думаю, окружающим легко общаться со мной, поэтому и друзей у меня очень много. Они, конечно, подшучивают над моим упрямством, но никогда на меня не обижаются, если я бываю непреклонен в споре. Просто потом, когда я немного остыну, мы как-то сами приходим к выгодному для всех решению.

Сочинения в школе всегда были непростой задачей для учеников. Но если написать простую работу самостоятельно все же мог почти каждый, то справиться с сочинением-описанием не всегда получается с первого раза. В чем же сложность? Давайте разберем сочинение «Характеристика человека» по пунктам и научимся писать подобные эссе.