О нравственном образе жизни классика гуманной педагогики В.А. Сухомлинского

Эссе

«Эссе о нравственном образе жизни классика гуманной педагогики В.А. Сухомлинского»

Подготовила: Абдуова Ш.Т., Школа – гимназия №14, учитель самопознания, Эссе о нравственном образе жизни классика гуманной

педагогики В.А. Сухомлинского (1918- 1970гг.)

В жизни, наверно у каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейший путь по дороге с названием «жизнь». В моей семье никогда не было педагогов. Но, когда мне предложили попробовать – попробовала, и – осталась, думаю, навсегда. В своей педагогической деятельности придерживаюсь мнения В.А. Сухомлинского «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им своё сердце». Хочу рассказать о Василии Александровиче Сухомлинском — советским педагоге, писателе, публицисте, создателе народной педагогики. Не отрицая коммунистические идеалы, он сумел через идеи гуманной педагогики формировать и воспитывать духовные, гармоничные и счастливые личности. Сделать это ему помогла искренняя любовь к детям и убежденность в собственной правоте. Проработав всю жизнь учителем в сельской школе, он сделал ее почти научным учреждением, лабораторией педагогических методик. Его признали классиком гуманной педагогики прошлого века.

Одним из множества книг, является великолепный труд В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», который воспитал во мне сельского учителя. И я думаю, что это богатое педагогическое наследие, которое оставило неизгладимую дорогу педагогам прошлого века, нам современным учителям и будущему поколению гуманных педагогов.

Когда жизнь течет вокруг детей, когда каждый день я впитываю их энергию, позитив, неповторимость, хочется провести детей через дошкольное детство, развив в каждом чувство уверенности в себе, сохранить удивительную восприимчивость ко всему прекрасному, доброму, волшебному. Способность удивляться, а иногда видеть реальные проблемы, которые если обойти со всех сторон, превращаются в маленькие неожиданности. Я уверенна: все, что я делаю – нужное моим малышам, ведь они мои и только мои. Я радуюсь успехам и сопереживаю их неудачам. Это и есть моя жизнь, мой путь, ну, а может еще только тропинка. Говорят, что природа таланта педагога – счастливый дар. Мне бы хотелось иметь этот дар и щедро делиться им с «маленькими человечками». В.А. Сухомлинский говорил, что «человек стал человек потому, что увидел глубину синего неба, отражение солнца в прозрачных капельках росы… Услышал шепот листьев и песню кузнечика… ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». Быть воспитателем – это значит помочь ребенку увидеть и услышать эту красоту, научиться наслаждаться ею. Только тогда в сердце каждого малыша тоже расцветет красота.

2 стр., 806 слов

О классике гуманной педагогики В. А. Сухомлинском

... Василия Александровича Сухомлинского, сущность педагогической деятельности заключается в воспитании учащихся, формировании и развитии их личности. Любовь к детям – это основа педагогики. ... чувства с раннего возраста. В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский дает учителям совет: "Идите в поле, ... тяжелая миссия – подготовить ребенка к взрослой жизни. Жалко, что многие учителя, ломая судьбы детей, ...

Я учу своих малышей видеть не только эту красоту, но и сочувствовать, сопереживать, то есть учу быть не равнодушными. Ведь всё большое начинается с малого: не затоптанного цветка, не разоренного гнезда, не сломанной веточки. Воспитатель – это педагог, то есть человек, который учит, помогает познать окружающий мир. Поэтому в основе всего – игра, веселье, радость. Мы вместе с моими детьми наблюдаем, делаем опыты, первые открытия. Еще В.А. Сухомлинский говорил, что «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии… Оттого как, будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступень познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». И я, следуя этим идеям, стремлюсь к тому, чтобы каждый шаг моих малышей к знаниям был высоким плетом птицы, а не усталой ходьбой обессиленного путника. И так день за днем мы вместе идем по тропе знаний, на которой они учатся различать добро и зло, познают себя и окружающий мир, а я как всегда учусь у них преданности, искренности, открытости, любви…

В своей профессиональной деятельности Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота. «Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца ». Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.

Он строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

В своей книге автор «Сердце отдаю детям» отражает девиз своей жизни. Василий Александрович раскрыл процесс развития и воспитания ребенка и подростка, значение умственного, физического, гражданского, нравственного, эстетического и трудового воспитания в становлении и формировании личности .В своем труде автор проявил глубокое понимание диалектики педагогического процесса, причинно-следственных связей в нем, взаимозависимостей и взаимопроникновения всех сторон, элементов, составных частей воспитания – его задач, содержания, форм организации, средств, методов, приемов. Он доказывал, что если пренебречь хотя бы одним из звеньев целостной системы педагогического действия, то органическое единство этой системы нарушится. Только на основе гармонично построенного процесса воспитания возможно успешное формирование всесторонне развитой личности.

5 стр., 2332 слов

Значение детского творчества для развития личности ребенка

... мир, раскрыв индивидуальные способности. Значение детского творчества для развития личности ребенка Творчество — деятельность, порождающая нечто ... воспитании творческой личности ребенка играют благоприятные условия для саморазвития. Таким образом, очевидно, что основными условиями воспитания творческой личности являются: ориентация образовательного процесса на воспитание творческой личности; ...

Гармоничное воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности. В школе народного учителя процесс воспитания был очень эффективным, так как решался на межличностном уровне: ребенок — ребенок, ребенок — коллектив, ребенок — учитель. Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребенком. Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают гармоничные взаимоотношения наставника и ученика, возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности. Нравственность станет основой успешной жизни ребенка Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду. Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.

Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа.

Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному.

Он также отводит важную роль «родителям своих воспитанников» т.е. чтобы хорошо узнать детей, надо хорошо знать семью — отца, мать, братьев, сестер, дедушек и бабушек. В.А. Сухомлинский прожил яркую педагогическую жизнь, оставил богатое педагогическое наследие, дал путевку к жизни и успеху не только ученической молодежи, но и целой плеяде талантливых педагогов. Он изложил свое исследовательское наследие в своей книге «Сердце отдаю детям «Исчерпаны ли его педагогические достижения? Они неисчерпаемы. Многие его идеи оказались чрезвычайно полезными для общества зернами, которые дали нам и будут давать плоды. Профессию учителя В.А. Сухомлинский называет человек ведением, подчеркивая этим, что педагог должен постоянно проникать в сложный духовный мир ученика, открывать в нем что-то новое, восхищаться этим новым, видеть человека в процессе его становления. Я полностью согласна с его мыслями, взглядами и надеждами в призвании педагога. Читая книгу я в каждой главе находила с большим воодушевлением следы своей практики, как учителя, воспитателя. Меня очень тронула его произведение как педагога, просто как человека, любящего детей. Эта замечательная книга очень поможет в вопросах обучения и воспитания педагогов. Эта книга учит нас духовности, доброжелательному отношению к детям, о необходимости подарить любовь своего сердца, чистоту и искренность мыслей и праведных дел. Быть примером и наставником для детей. В наше время обучение и воспитание в условиях современной школы требуют особого педагогического подхода, гуманного подхода, тепла, добра, надежды, веры и любви! Я уверена, что данная книга помогала и продолжает помогать моим коллегам отдавая частицу своего сердца –Детям!

2 стр., 596 слов

«В числе людей, которые принимали участие в моем воспитании, ...

... нас, простите!» можно обратить внимание на искреннее сожаление детей по поводу скрытого обмана. Таким образом, восклицательные предложения играют важную ... тому, что пострадал кто-то другой. Даже после увольнения учитель не жалеет о раскрытой правде, потому что каждый, ... Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Для этого одного стоит всегда быть правдивым во ...