О классике гуманной педагогики В. А. Сухомлинском

Эссе

Долго думая и перебирая произведения великих классиков гуманной педагогики, я решила прочитать книгу Василия Александровича Сухомлинского «Сердце отдаю детям», само название этой книги уже доказательство того, что автор является духовным другом и наставником для детей.

В данном труде автор дает ценные советы не только учителям, но и родителям, в процессе воспитания их детей. Интересные, новые приемы и методы преподавания, которые можно использовать в начальном звене. Именно для учителей начальной школы судьба дарит шанс с каждым выпускам своих ребят, становится все моложе и ярче в душе, маленькие дети они ведь как ангелы, приходят в 1 класс с надеждой и верой во что то прекрасное.

А наша задача этот блеск и азарт в их глазах постоянно поддерживать, добрым словом, улыбкой, шуткой, похвалой. От нас постоянно требуют наглядности на урок. А чем сама природа не наглядность?

В своей книге В. А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. «Меня поражало, — говорит Сухомлинский — что восхищение детей красотой переплеталась равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой — это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности. »

Сухомлинский Василий Александрович - советский педагог Сухомлинский предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать «птичьи» и «звериную» лечебницы, садить деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский дает учителям совет: «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами.»

Он отмечает, что «вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке — дело значительно более сложное, чем провести уроки. Действительно сейчас, практически не встретишь учителя с детьми в парке, только на уроке физкультуры, и то учитель сам по себе, дети сами по себе. А учитель который интересно беседует со своими учениками, рассматривая гнездо птиц, стволы деревьев, растительность под ногами это большая редкость.

3 стр., 1183 слов

О нравственном образе жизни классика гуманной педагогики В.А. Сухомлинского

... сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений. В своей книге автор «Сердце отдаю детям» отражает девиз своей жизни. ... Сухомлинский называет человек ведением, подчеркивая этим, что педагог должен постоянно проникать в сложный духовный мир ученика, открывать в ... детей высокой нравственности и гражданственности. Нравственность станет основой успешной жизни ребенка Немалую роль в ... идем по ...

Автор дает значимость данного мероприятия для детей: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира». Мне очень понравилось, что автор старался больше проводить время с детьми на свежем воздухе. Это благотворно влияло не только на здоровье, но и на учебу малышей. Сухомлинский не давал детям готовые знания, он учил их добывать эти знания самим. Главное, он учил их думать.

Благодаря его книге, я начала задумываться, что я делаю большую ошибку в преподавании лишая детей похода в парк либо сквер. В моей практике такого еще не было. Может именно поэтому мои ученики пассивные и не очень активные на уроках познания мира, естествознания, о родной природе очень много тем по литературе и по самопознанию. Вспоминая свои личные походы с классом, урок краеведение с пожилым учителем, который рассказывал нам чудесные истории о нашем родном крае, мы ждали этого учителя в гости с большим нетерпением, так почему же я будучи учителям, сама этого не даю детям.

По мнению Василия Александровича Сухомлинского, сущность педагогической деятельности заключается в воспитании учащихся, формировании и развитии их личности. Любовь к детям – это основа педагогики. Воспитание и образование должны основываться на принципах гуманности и признания личности ребенка.

Сухомлинский отмечает огромное значение личности учителя в педагогической деятельности: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать». Высокие личностные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом. Но авторитет – это не беспрекословное послушание, формальное и авторитарное управление ребенком, по мнению Василия Александровича.

Быть авторитетом для ребенка значит найти точки соприкосновения как в учебе, так и за ее пределами. Сухомлинский говорит: «Надо стать для ребенка, прежде всего другом, а потом его учить чему-то». Я полностью согласная с ним, так как без доверия не будет воспитания. Учитель должен дать детям счастье. А в чем заключается это счастье? Найти себя в жизни, развить свои способности, применить их в труде, быть творцом своей жизни, помогать другим. Учитель должен учить детей работать в дружном коллективе. Но и сам учитель должен быть не просто наставником, но и другом.

Школа – это вторая семья. На плечах родителей и учителей возложена тяжелая миссия – подготовить ребенка к взрослой жизни. Жалко, что многие учителя, ломая судьбы детей, не перестают работать в учебной сфере, досадно но тому пример служит разных учителей, которые своим словом и делом ранят душу маленького ребенка, а в среднем и в старшем звене уже начинают поднимать руку на ученика. Особенно учителя не любят шумных и по их мнению бездарных детей. А вот нет таких детей.

2 стр., 831 слов

Сочинение дети цветы жизни 6 класс

... задача учителя начальных классов – найти ключик к каждому секрету души ребенка, ... Я осознаю: мои нежные цветы обрели надежные корни, развернули ... жизнь без самообразования, курсов повышения квалификации, которые не только отвечают на ... знание татарского языка. Родители – мои активные помощники в этой деятельности, мы едины – школа и семья. «Развитие личности ребенка совместно с семьей» - методическая тема ...

Скачать полную версию материала вы можете по ссылке ниже