«Самоанализ педагогической деятельности»

Эссе

Самоанализ работы учителя истории и обществознания Хомякова Валерия Вячеславовича

Я, Хомяков Валерий Вячеславович, работаю учителем истории и обществознания в МБОУ «ЦО-гимназия №1» города Тулы. Имею высшее образование. В 1984 году закончил историко-филологический факультет ТГПИ им. Л.Н. Толстого. Общий педагогический стаж – 35 лет, всё это время работаю учителем истории и обществознания. Стаж работы в данном образовательном учреждении – 30 лет. К педагогической деятельности стараюсь относиться добросовестно и творчески. За весь период работы накопил немалый опыт обучения и воспитания учащихся.

В 2018 году повысил свою квалификацию в ГОУДПО «ИПК» до дополнительной профессиональной образовательной программе «Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования» в объеме 126 часов.

В своей педагогической деятельности стараюсь следовать главной цели – на основе познавательной самостоятельности учащихся создать условия для становления социально успешной личности через урочную и внеурочную деятельность по предмету.

В качестве приоритетных задач выделяю следующие:

— знакомить учащихся с жизнью общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем; способствовать осмыслению ими социального и нравственного опыта предыдущих поколений;

— развивать творческое и самостоятельное мышление школьников, формировать компетенции, необходимые для самостоятельного поиска, анализа и оценки информации;

— воспитывать человека-патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности;

— отстаивать право учащихся на свободный выбор мнений и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, ориентировать их на гуманистические и демократические ценности.

Я работаю над следующей методической проблемой: «Личностно-ориентированный подход в преподавании истории и обществознания».

Свое умение развивать мысль, уточнять, приводить примеры, предлагать иную интерпретацию идеи и развивать уже выраженные суждения – все это воплотилось в проведении открытых уроков, которые обеспечивают высокое качество обучения, а именно: «Распад СССР. Образование СНГ», «Из истории переписей населения», «Молодежь в современном мире» и др. В преподавательской работе использую нетрадиционные формы ведения урока, такие как лекция, семинар, конференция, урок-дискуссия. Владею методом фронтальной беседы. Систематически уделяю внимание самостоятельной работе учащихся во время урока, при подготовке домашних заданий и во внеурочной работе. Регулярно веду словарную работу, тем самым обогащаю словарный запас своих учеников. На уроках использую коллективные и индивидуальные формы работы, часто применяю игровые методы обучения.

4 стр., 1526 слов

Учителя истории и обществознания «Я учитель»

... учащихся к изучению истории и обществознания. Стараюсь привить интерес к мировой, русской и родной культуре. Читая и обсуждая исторические события и ... 3 курсе обучения. Мой незабываемый первый опыт общения с детьми как учителя. Что ... в книгу, а затем в собрание сочинений. Я научилась не просто планировать ... работу учителя, педагога: «Учиться, чтобы учить, и учить, чтобы учиться». Входя в класс и видя ...

Важную роль в обучении истории и обществознанию играет методическое обеспечение: учебно-методические и наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения. Постоянно работаю над пополнением учебного материала в кабинете, над созданием банка разноуровневых заданий по каждому классу и по каждой теме.

По истории и обществознанию работаю по УМК издательства «Просвещение». По всеобщей истории авторы А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина, Н.В.Загладин. По истории России – А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, А.А.Левандовский. По обществознанию – Л.Н.Боголюбов. Основанием для выбора послужило наличие разработанных рабочих программ, методических пособий, контролирующих материалов. Кроме того, УМК отвечает следующим требованиям:

— соответствует стратегии модернизации содержания образования;

— соответствует современному уровню базовой науки;

— соответствует возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям;

— обеспечивает преемственность содержания;

— раскрывает межпредметные связи.

Учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных к использованию в образовательном процессе.

Используя в работе данный УМК, изменяя и дополняя их в соответствии с возможностями учащихся, добиваюсь положительных результатов в создании условий для самореализации и саморазвития учащихся.

Методическая система моей работы основывается на теории педагогики сотрудничества. Данная технология меня привлекает еще и тем, что позволяет органично соединять элементы других педагогических технологий, а именно:

— технология дифференцированного обучения;

— гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили;

— технология развивающего обучения Л.В.Занкова.

Наряду с вышеперечисленными технологиями в процессе обучения предмету и в воспитательной работе использую современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные. Главное в этих технологиях – это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, общим анализом хода и результатов труда. В ходе реализации этой идеи проявляется возможность помочь ученикам поверить в свои силы, разбудить в них лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.

26 стр., 12600 слов

Особенности обучения учащихся изложению и сочинению в начальных классах

... . Изучение литературы по написанию сочинений и изложений разных видов (методической, научной). . Разработка и проведение уроков по написанию сочинений и изложений. . Обобщение материала. Структура 1. Психолого-педагогические основы обучения сочинению и изложению в начальной школе .1 Характеристика жанров сочинений и изложений Сочинения как устные (то ...

В своей преподавательской деятельности использую проблемное обучение, опорные конспекты. Все эти образовательные технологии в сочетании с современными информационными технологиями позволяют мне развивать интерес к истории и обществознанию у школьников и достичь хороших результатов в обучении, а также создать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке.

Важной частью своей работы считаю организацию исследовательской работы учащихся. В последние годы под моим руководством были выполнены следующие исследовательские работы;

— «История моей семьи – история моей страны», автор Рогожина Екатерина. Был переработан материал из семейного архива, систематизированы фотографии и документы. К каждому фрагменту было дано подробное описание. Работа участвовала в нескольких областных конкурсах, занимала призовые места и была рекомендована обществом «Мемориал» к напечатанию в своем альманахе научно-исследовательских работ.

— «Хронология обороны Тулы», работа была выполнена группой учащихся 10 класса (Пастухов В., Амелин Д., Бабушкин Д.).

С этой работой мы приняли участие в областном конкурсе «Растим патриотов» и получили 1 месте. По материалам данном работы учениками нашей гимназии была подготовлена театрализованная историческая композиция, посвященная 70-летию обороны Тулы.

Я являюсь учителем-наставником. Организация наставничества – это одно из важных направлений в моей педагогической деятельности. В 2014-2015 учебном году под моим руководством проходили практику студенты 4 и 5 курсов ТГПУ им.Л.Н.Толстого. Я не просто обучаю студентов, но и обучаюсь у них тем теоретическим новинкам, которые они приносят из высшей школы. Каждый урок мы сначала планируем, а затем обсуждаем. Молодые учителя присутствуют на моих уроках и внеклассных мероприятиях.

Учащиеся ежегодно сдают выпускные экзамены по истории и обществознанию в форме ОГЭ и ЕГЭ и показывают 100%-ную результативность и высокое качество знаний

Примечание. Пустые таблицы можно удалить из Приложения

п/п

Вид итоговой

аттестации учащихся

Годы

обучения

Результативность

образовательной деятельности педагога

Общее

кол-во обучающихся

Кол-во сдающих, Кол-во обучающихся, получивших

(от 90-100)

Средний балл по ОГЭ/ЕГЭ

2.3

29 стр., 14068 слов

По родному(русскому) языку и литературе : » ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ...

... 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития регулятивных УУД учащихся. 2. Охарактеризовать особенности развития регулятивных УУД учащихся посредством применения проектной деятельности на уроках русского языка. 3. Экспериментально проверить эффективность применения проектной деятельности на уроках русского языка как ...

результаты итоговой аттестации в форме ОГЭ

2014-2015

28

10

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

85

36

30

среднее

113

46

30

2.4

результаты итоговой аттестации в форме ЕГЭ

2014-2015

75

49

1

65

2015-2016

2016-2017

80

8

4

80

2017-2018

2018-2019

78

70

1

64

среднее

233

127

6

70

Важным элементом профессиональной деятельности педагога является работа с родителями. Она носит системный характер и реализуется через различные виды деятельности. С родителями осуществляю непосредственное сотрудничество и приобщаю их к школьной жизни детей. Родители помогают в проведении мероприятий. В соответствии с планом провожу родительские собрания, где знакомлю родителей не только с итогами успеваемости детей, но и затрагиваю вопросы на темы воспитания, даю советы, провожу мониторинги, которые позволяют составить определенную картину жизни ребенка в семье, выявить уровень его воспитанности для того, чтобы направить свои усилия на воспитание положительных качеств.

В повышении профессионального мастерства большую роль играет самообразование, поэтому я регулярно знакомлюсь с материалами теоретического и методического характера в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе» и газете «Учительская газета». Беру на вооружение те из них, которые мне кажутся интересными, злободневными и приемлемыми в работе. Изучаю современные технологии обучения и внедряю некоторые из них в практику.

Творческий подход, постоянное совершенство педагогических приемов, применение познаний в области психологии, такт в общении с детьми – всё это позволяет мне добиваться хороших результатов в обучении и воспитании учащихся.