Роль и место дополнительного образования в современной модели образования
Дополнительное образование детей является одним из важнейших социальных институтов детства, созданным для обучения, воспитания и развития детей. Оно находится на новой ступени своего развития, и в данном эссе автор хочет обратить внимание на роль и место данного вида образования в современной модели образования.
Дополнительное образование понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Термин «дополнительное образование» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».
Основной спецификой дополнительного образования является то, что на первом плане стоит развитие личности в творчестве, при этом творческая деятельность ребенка является первичной, а обучение обеспечивает, поддерживает и направляет его развитие.
Одной из главных задач дополнительного образования является накопление опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору. Таким образом, дополнительное образование стимулирует ребенка к творческой деятельности, развивает его интеллектуальные, творческие и социальные навыки и поощряет самостоятельность, личностный рост и разностороннее развитие.
Дополнительное образование является также социально востребованной сферой, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают родители (законные представители) и общество в целом. Иными словами, дополнительное образование имеет потенциал для удовлетворения потребностей широкого круга участников образовательного процесса и общества в целом.
Продуктивность дополнительного образования детей зависит от правильности организации данного процесса. Необходимо учитывать особенности развития детей, индивидуальность каждого ученика, а также общественные потребности и ожидания. В связи с этим важно создавать современные, эффективные методы дополнительного образования, которые нацелены на достижение социальных, профессиональных и культурных результатов в различных сферах жизни.
Таким образом, дополнительное образование детей играет важную роль в современной модели образования, способствуя развитию личности, интеллектуальному, социальному и творческому развитию детей. В данной сфере необходимо продолжать усилия по созданию эффективной модели дополнительного образования на основе индивидуальных потребностей, социальных ожиданий и общественных потребностей.
«Проектирование образовательных программ в сфере дополнительного ...
... процесса учреждения. 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Педагогическая программа чаще всего рассматривается как документ или модель, определяющая цели, задачи, содержание, способы организации, ожидаемые результаты деятельности. Программы дополнительного образования детей могут быть, как минимум, ...
Дополнительное образование детей играет важную роль в социально-экономическом развитии региона и повышении качества жизни. Оно способствует приобщению детей и подростков к здоровому образу жизни, развитию их творческого потенциала и достижению общественно значимых результатов. Также оно способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, а также помогает подрастающему поколению определить свое место в жизни и выбрать профессиональный путь. Одной из важных задач дополнительного образования является профилактика безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма.
Система дополнительного образования детей расширяет возможности школы в воспитании детей. Благодаря своей открытости, мобильности и гибкости, она способна быстро и точно реагировать на вызовы времени в интересах ребенка, его семьи, общества и государства.
Дополнительное образование детей является неотъемлемой частью общего образования. Оно позволяет обучающимся развивать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать свой потенциал и определиться профессионально и личностно. С увеличением требований к системе образования, таким как новые Стандарты Образования и концепция «Новая школа», роль дополнительного образования становится все более важной.
Концепция развития системы дополнительного образования в Тамбовской области на период с 2010 по 2014 годы разработана с учетом основных направлений Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей до 2010 года. Она направлена на реализацию государственной и региональной политики в области образования.
Концепция определяет приоритеты развития дополнительного образования детей в Тамбовской области, включая ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные аспекты.
Дополнительное образование детей направлено на удовлетворение потребностей детей и их родителей путем сотрудничества различных отраслей и сфер, независимо от ведомственной принадлежности. Такой полисферный подход к развитию дополнительного образования является одним из основных направлений его развития.
Таким образом, одно из ведущих положений Концепции – межведомственный подход — консолидированное участие управления образования и науки, управления культуры и архивного дела, управления по физической культуре, спорту и туризму, органов местного самоуправления, общественных организаций области в решении задач развития системы дополнительного образования.
Концепция является основой для разработки соответствующих программ с учетом социально-экономических, культурных, этнических, демографических, других особенностей территорий области.
Какова история дополнительного образования?
Система дополнительного образования в России формировалась из отечественных форм внешкольной работы и внешкольного воспитания. Внешкольное воспитание в России возникло в конце 19 века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей. Это были единичные внешкольные учреждения, созданные прогрессивными русскими педагогами которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительское общество «Сетлемент», основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С.Т. Шацким своей целью ставило удовлетворение культурных и общественных потребностей детей. В 1909 году им было создано общество «Детский труд и отдых», в 1911 году создана детская колония «Бодрая жизнь». В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники).
Система работы педагога дополнительного образования по выявлению ...
... проанализировать педагогические средства по выявлению признаков одаренности в хореографии. Методы исследования:, Глава 1. Система деятельности педагога дополнительного образования, .1 Задачи и особенности современного дополнительного образования Система дополнительного образования детей в России - это действующая подсистема образования, единый, целенаправленный процесс, ...
В июне 1919 года был проведён 1-й Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-годы термин «внешкольное образование» был заменён на «внешкольное воспитание».
Развитие системы дополнительного образования детей в России
Происходил бурный рост детских учреждений, и они вскоре стали называться внешкольными учреждениями. Несмотря на тяжёлое послевоенное время система внешкольного воспитания продолжала развиваться, росло число Домов и Дворцов творчества, спортивных школ, станций юных туристов и техников. Несмотря на присутствие достаточных минусов, мешавших решению задач личностно-ориентированного развития ребёнка, его интересов был накоплен опыт взращивания талантов и массовостью посещения. Многие звёзды кино и спорта, искусства и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: Это чемпионы мира по шахматам А.Карпов, Б.Спасский, актёр С.Никоненко, хоккеист В.Фетисов и другие.
Наступили тяжёлые в политической и социальной среде 80-90-е годы. Но система внешкольного воспитания не только устояла, а даже получила приращение. В соответствии Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. При таком обновлении произошло не только качественное изменение содержания и форм деятельности учреждений, но и педагогов дополнительного образования.
2008 год — это год 90-летия отечественной системы дополнительного образования детей. Этот год был отмечен яркими мероприятиями, выступлениями детских творческих коллективов Домов творчества, школ, Дворцов творчества, выставками декоративно-прикладного творчества.
Из выше написанного мы видим, что дополнительное образование является той нишей, где произрастает творческое зерно ребёнка. Дополнительное образование детей создаёт юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребёнок полноценно живёт, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, у него будет больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов.
Введение
Дополнительное образование играет важную роль в формировании самосознания и развитии интересов у детей. С возрастанием количества образовательных учреждений, предлагающих дополнительное образование, расширяется пространство для детского благополучия. В своей работе я ставлю перед собой задачу удовлетворить творческие потребности детей, развивать их интересы и помогать им осваивать знания в соответствии с их индивидуальными способностями.
Основная часть
Дополнительное образование детей не стандартизируется и не определяется в рамках стандартов, установленных Законом РФ «Об образовании». Таким образом, у педагогов есть возможность свободно строить программы и ориентироваться на интересы детей. Это позволяет нам развивать образовательный процесс таким образом, чтобы каждый ребенок мог реализовать свои способности и овладеть целой системой знаний, понятий и навыков.
В ходе дополнительного образования дети имеют возможность попробовать свои силы в различных видах деятельности и «примерить» свои физические и психологические качества к разным ситуациям. Это помогает им приобрести практический опыт и развить различные компетенции.
Я считаю, что дополнительное образование является новым дополнением к основному образовательному процессу. Оно выполняет ряд важных задач:
- Выравнивает стартовые возможности развития личности ребенка;
- Способствует выбору индивидуального образовательного пути каждого ученика;
- Обеспечивает каждому ученику «ситуацию успеха»;
- Содействует самореализации личности ребенка и педагога.
Заключение
Дополнительное образование детей играет значимую роль в их развитии, позволяя им раскрыть свои способности и интересы. Оно дополняет основной образовательный процесс и помогает детям достичь успеха в различных сферах жизни.
Таким образом, я прихожу к мысли, что дополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Предоставляет обучающимся широкие возможности для получения современного качественного образования, а с внедрением внеурочной деятельности детей в систему общеобразовательных школ способствует развитию творческого инициативного и компетентного гражданина России.
Вот в этом и выражается роль и дополнительного образования в новой модели образования. Свою роль как педагога дополнительного образования, используя инновационные направления «Новой школы» я вижу в выполнении следующих задач:
- В образовательном процессе использовать новые образовательные стандарты;
- Формировать систему одаренности;
- Сохранение и укрепление здоровья;
- Научить ребёнка учиться и творить;
- Научить ребёнка сотрудничать;
- Научить ребёнка успешно жить в современном обществе.
Отсюда я делаю вывод, что роль и место дополнительного образования в современной модели образования состоит в создании условий для духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации обучающихся.
Так как специфика моей работы связана с вокальным творчеством я хочу закончить словами Ф.Шиллера
«Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически».
САМОРЕЦЕНЗИЯ
на образовательную программу «Лира»,
Ломакиной Оксаны Александровны, педагога дополнительного образования
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
Первомайского района, Тамбовской области
Данная Программа реализуется в рамках творческого объединения детей «Лира». Она рассчитана на 3 года обучения детей в возрасте от 7 до 16 лет. Программа имеет культурологическую направленность, является модифицированной, т.к. базируясь на программе «Музыка» в общеобразовательной школе, в неё введён курс обучения вокальному искусству, игры на фортепиано, обучения музыкально-ритмическим движениям. Она направлена на развитие творческого потенциала личности обучающихся посредством приобщения к вокальному искусству.
Подобной Программы в общеобразовательных школах нет.
Актуальность данной Программы состоит в том, что она приобщает детей к миру прекрасного через вокальное искусство, учит ребёнка передавать свои эмоции, чувства в исполняемом произведении.
Отличительная особенность её в том, что она формирует вокально-технические навыки, обучает исполнительским навыкам игры на фортепьяно, готовит детей к самореализации в процессе жизнедеятельности. Программа реализуется в три этапа: «Азбука пения», «Музыкальная гармония» и «Юный вокалист».
В пояснительной записке чётко изложены цель, задачи и предполагаемые результаты, указан срок реализации программы.
Учебно-тематические планы каждого года обучения имеют разделы, темы с указанием количества теоретических и практических занятий.
В кратком содержании изучаемого материала указаны темы и количество часов теоретического и практического материала.
По каждому году обучения предусмотрен диагностический этап.
В методической части указаны необходимые условия для реализации Программы: материально-техническое, методическое и дидактическое обеспечение Программы, приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Список литературы приведён в двух вариантах: для педагога и детей.
Все структурные части в Программе содержатся. Цели и задачи согласованы и соответствуют возрасту детей и направлению программы. Качество подачи материала чёткое, ясное, логичное.
Разработана методика проверки и контроля ЗУН по Программе.
Программа соответствует специфике дополнительного образования детей, способствуют развитию творческих способностей личности, профессиональному самоопределению, стимулируют стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию.
Программа успешно используется в общеобразовательных школах района.
Рецензент : ____________________Ломакина Оксана Александровна,
педагог I квалификационной категории МБОУДОД «Дом детского творчества» Первомайского района, Тамбовской области.
Конспекты открытых занятий
Диагностическая карта
(к программе «Лира») I год обучения
Педагог дополнительного образования Ломакина Оксана Александровна
Начальная диагностика
№ п/п |
Фамилия, имя обучающихся |
Музыкальные умения и навыки |
Творческие способ-ности |
Коммуни-кативные навыки |
% каче-ства зна-ний |
||||||||||||||||||
Интони-рование |
Звукообра-зование |
Певческое дыхание |
Музыкаль-ная память |
Вырази-тельность исполнения |
|||||||||||||||||||
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
|||
Итого обучающихся: |
Уровни оценивания обучающихся:
3 – низкий
4 – средний Средний показатель качества знаний –
5 – высокий
Диагностическая карта
(к программе «Лира») I год обучения
Педагог дополнительного образования Ломакина Оксана Александровна
Итоговая аттестация
№ п/п |
Фамилия, имя обучающихся |
Теоретические знания, владение и оперирование спец. терминами |
Практические умения и навыки |
Творчес-кие способ-ности |
Коммуни-кативные навыки |
% ка-че-ства зна-ний |
||||||||||||||||||||
Элемен-тарная теория музыки |
Музы-кальные жанры |
Интони-рование |
Звукообра-зование |
Владе-ние дыха-нием |
Вырази-тельность испол-нения |
|||||||||||||||||||||
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
|||
Итого обучающихся: |
Уровни оценивания обучающихся:
3 – низкий
4 – средний Средний показатель качества знаний –
5 – высокий
Диагностическая карта
(к программе «Лира») II год обучения
Педагог дополнительного образования Ломакина Оксана Александровна
Начальная диагностика
№ п/п |
Фамилия, имя обучающихся |
Практические знания, владение и оперирование спец. терминами |
Практические умения и навыки |
Творчес-кие способ-ности |
Коммуни-кативные навыки |
% ка-че-ства зна-ний |
||||||||||||||||||||
Элемен-тарная теория музыки |
Твор-чество компо-зиторов |
Интони-рование |
Звукообра-зование |
Владе-ние дыха-нием |
Вырази-тельность испол-нения |
|||||||||||||||||||||
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
|||
Итого обучающихся: |
Уровни оценивания обучающихся:
3 – низкий
4 – средний Средний показатель качества знаний –
5 – высокий
Диагностическая карта
(к программе «Лира) II год обучения
Педагог дополнительного образования Ломакина Оксана Александровна
Итоговая аттестация
№ п/п |
Фамилия, имя обучающихся |
Практические знания, владение и оперирование спец. терминами |
Практические умения и навыки |
Творчес-кие способ-ности |
Коммуни-кативные навыки |
% ка-че-ства зна-ний |
||||||||||||||||||||
Элемен-тарная теория музыки |
Твор-чество компо-зиторов |
Интони-рование |
Звукообра-зование |
Владе-ние дыха-нием |
Вырази-тельность испол-нения |
|||||||||||||||||||||
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
|||
Итого обучающихся: |
Уровни оценивания обучающихся:
3 – низкий
4 – средний Средний показатель качества знаний –
5 – высокий
Диагностическая карта
(к программе «Лира») III год обучения
Педагог дополнительного образования Ломакина Оксана Александровна
Начальная диагностика
№ п/п |
Фамилия, имя обучающихся |
Практические знания, владение и оперирование спец. терминами |
Практические умения и навыки |
Творческие способности |
Коммуникативные навыки |
% качества знаний |
Количество баллов |
||||||||||||||||||||
Элементарная теория музыки |
Творчество композиторов |
Интонирование |
Звукообразование |
Владение дыханием |
Выразительность исполнения |
||||||||||||||||||||||
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
||||
Итого обучающихся: |
Уровни оценивания обучающихся:
3 – низкий
4 – средний Средний показатель качества знаний-
5- высокий
Диагностическая карта
(к программе «Лира») III год обучения
Педагог дополнительного образования Ломакина Оксана Александровна
Итоговая аттестация
№ п/п |
Фамилия, имя обучающихся |
Практические знания, владение и оперирование спец. терминами |
Практические умения и навыки |
Творчес-кие способ-ности |
Коммуни-кативные навыки |
% ка-че-ства зна-ний |
|||||||||||||||||||||||
Теория музыки |
Твор-чество компо-зиторов |
Инто-ниро-вание |
Звуко-обра-зова-ние |
Владе-ние дыха-нием |
Вырази-тельность испол-нения |
Игра на форте-пиано |
|||||||||||||||||||||||
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
|||
Итого обучающихся: |
Уровни оценивания обучающихся:
3 – низкий
4 – средний Средний показатель качества знаний –
5 – высокий
Вопросы по начальной диагностике
обучающихся I года обучения.
Практический блок.
1. Исполнить музыкальное произведение на выбор обучающегося. Критерии оценки ставятся по следующим разделам: интонирование, звукообразование, певческое дыхание, выразительность исполнения.
2. Повторить ритмический рисунок, заданный педагогом.
3. На слух исполнить заданный звук, предложенный педагогом.
4. Отгадать на слух музыкальные произведения, исполненные педагогом (песня, танец, марш).
5. На слог «лё» исполнить Т5 3; S5 3; D5 3 в фортепианном сопровождении.
Начальная диагностика I года обучения
по программе «Лира»
Цель: проверка уровня знаний, умений обучающихся на начальный этап изучения программы I года обучения.
Задачи:
- выявление знаний, умений на начало I года обучения;
- развитие познавательной активности, логического мышления, интереса к вокальному искусству.
Оборудование:
- «цветик — семицветик» — 2 экз. (на лепестках первого — задания по теории, на лепестках второго — творческие задания по практике);
- жетоны разного цвета;
- конверт пустой;
- тетрадь, авторучка (для детей);
- диагностическая карта для заполнения результатов;
Ход диагностики.
Обучающиеся берут каждый по одному лепесточку, садятся за парты и готовятся к ответу (идет проверка теории).
При подготовке обучающиеся могут обмениваться мнениями друг с другом. По очереди они отвечают на вопросы. За ответ педагог вручает жетоны разного цвета, которые воспитанники кладут в свой конверт. За абсолютно точный ответ вручается красный жетон (5 баллов), за ответ с неточностями – желтый (4 балла), за неполный ответ – синий (3 балла).
Аналогично идет проверка по практическим заданиям. При этом используется другой цветок, на лепестках которого написаны творческие задания. Практический блок состоит из трех заданий.
Подводя итоги, педагог оценивает уровень знаний и умений, а результаты заносит в диагностическую карту.
Критерии оценки обучающихся I года обучения.
Уровень |
Количество баллов |
Низкий уровень знаний и умений |
0 — 21 |
Средний уровень знаний и умений |
22 -28 |
Высокий уровень знаний и умений |
29 — 35 |
Теоретический блок.
Уровень |
Критерии оценки |
Низкий |
Обучающийся дает неполный ответ на вопрос. |
Средний |
Обучающийся дает ответ на вопрос с неточностями. |
Высокий |
Абсолютно точный ответ на вопрос. |
Практический блок.
Уровень |
Критерии оценки |
Низкий |
Ребенок в процессе исполнения вокального произведения мало эмоционален, не проявляет активного интереса к музыкальной деятельности. Музыкальные способности развиты слабо. Испытывает затруднения при согласовании характера исполнения с характером исполняемого произведения. При интонировании произведения: фальшивая интонация; плохая артикуляция, звук открытый; певческое дыхание прерывное, без опоры на диафрагме; певческий диапазон слабо развит. Музыкальная память недостаточно развита (обучающийся определяет на слух 2 сферы в музыке «песня», «марш», не может дать анализ произведения; отгадать на слух звук, предложенный педагогом;
|
Средний |
При интонировании вокального произведения: чистота интонации частично неточная, дыхание короткое, на опоре. Музыкальная память средне развита (обучающийся с небольшими ошибками определяет на слух три сферы в музыке «песня», «танец», «марш»;
предложенный педагогом). Творческие задания выполнены с небольшими недочетами. |
Высокий |
Обучающийся звуковысотно чисто и ритмически исполняет вокальное произведение, правильно берет певческое дыхание, интонирует прикрытым звуком;
Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое мышление. |
Вопросы по итоговой аттестации
для обучающихся I года обучения.
Теоретический блок.
1. Что такое певческая установка?
2. Что такое ансамбль и строй?
3. Строение голосового аппарата.
4. Что такое ритм? Повторить ритмический рисунок, заданный педагогом, или ритмическую организацию стихотворения:
«Андрей воробей, не гоняй голубей,
Структура программы «Лира»
Цель:
освоение основ вокального искусства для дальнейшего развития музыкальности, восприятия и выражения чувств через музыку.
Задачи:
- Овладение техникой правильного дыхания и основами фонации.
- Формирование навыков музыкального слуха, импровизации и ритмической точности.
- Освоение техники исполнения песен и народных мелодий.
- Развитие творческих и эмоциональных способностей через музыкальное выражение.
Содержание программы:
Модуль 1 | «Основы вокального искусства» |
1.1 | Знакомство с механизмом дыхания и фонирования. |
1.2 | Основы ритмической и динамической терминалогии в музыке. |
1.3 | Изучение техники голосового аппарата через упражнения «зеркало» и «губная трубка». |
1.4 | Изучение основ певческой артикуляции и дикции через песни и упражнения «rrr», «zzz», «lll». |
Модуль 2 | «Развитие музыкального слуха» |
2.1 | Совершенствование слуховых навыков через тренировки «Ведущий-следующий» и «Диктанты». |
2.2 | Овладение техникой интонации и модуляции голоса через песни и упражнения «у тетки Марти была машинка». |
Модуль 3 | «Искусство исполнения песен» |
3.1 | Освоение навыков интерпретации песен через изучение стихотворений и мелодий в народной традиции и современной популярной музыке. |
Модуль 4 | «Творчество через музыку» |
4.1 | Развитие творческих способностей через импровизационную музыку и коллективное музицирование. |
Итоговая аттестация:
Цель — проверка уровня приобретенных знаний, умений и навыков обучающихся в ходе изучения программы. Включает в себя диагностическую работу на знание основных понятий, упражнений и песен, а также практические задания на демонстрацию навыков выступления и импровизации.
Обучающиеся берут по одному лепестку, садятся за парты и готовятся к ответу (идет проверка теории).
При подготовке обучающиеся могут обмениваться мнениями друг с другом. По очереди они отвечают на вопросы. За ответ педагог вручает жетоны разного цвета, которые обучающиеся кладут в свой конверт. За абсолютно точный ответ вручается красный жетон (5 баллов), за ответ с неточностями – желтый (4 балла), за неполный ответ – синий (3 балла).
Аналогично идет проверка по практическим заданиям. При этом используется другой цветок, на лепестках которого написаны творческие задания. Практический блок состоит из трех заданий.
Подводя итоги, педагог оценивает уровень знаний и умений, а результаты заносит в диагностическую карту.
Критерии оценки обучающихся I года обучения.
Уровень |
Количество баллов |
Низкий уровень знаний и умений |
0 — 42 |
Средний уровень знаний и умений |
43 — 56 |
Высокий уровень знаний и умений |
57 — 70 |
Теоретический блок.
Уровень |
Критерии оценки |
Низкий |
Обучающийся дает неполный ответ на вопрос. |
Средний |
Обучающийся дает ответ на вопрос с неточностями. |
Высокий |
Абсолютно точный ответ на вопрос. |
Практический блок.
Уровень |
Критерии оценки |
Низкий |
Ребенок в процессе исполнения вокального произведения мало эмоционален, не проявляет активного интереса к музыкальной деятельности. Музыкальный способности развиты слабо. Испытывает затруднения при согласовании характера исполнения с характером исполняемого произведения. При интонировании произведения: фальшивая интонация; плохая артикуляция, звук открытый; певческое дыхание прерывное, без опоры на диафрагме; певческий диапазон слабо развит. Музыкальная память недостаточно развита (обучающийся определяет на слух 2 сферы в музыке «песня», «марш», не может дать анализ произведения). Творческая активность отсутствует (обучающийся на текст придумывает ритмический рисунок с помощью педагога). |
Средний |
При интонировании вокального произведения: чистота интонации частично неточная, недостаточная артикуляция, дыхание короткое, на опоре. Музыкальная память средне развита (обучающийся с небольшими ошибками определяет на слух три сферы в музыке «песня», «танец», «марш»). Творческие задания выполнены с небольшими недочетами |
Высокий |
Обучающийся звуковысотно чисто и ритмически исполняет вокальное произведение, правильно берет певческое дыхание, поет короткие фразы на одном дыхании, четко, ясно артикулирует; чувствует общее настроение произведений; самостоятельно отмечает выразительные музыкальные средства. Музыкальная память достаточно развита (определяет на слух три сферы в музыке и самостоятельно делает анализ произведения без ошибок). Творческие задания выполняет грамотно, проявляет творческое и логическое мышление. |
Вопросы по начальной диагностике
Начальная диагностика обучающихся II года обучения
по программе «Лира»
Цель:
Проверка уровня знаний, умений и навыков обучающихся на начальном этапе изучения программы II года обучения.
Задачи:
- Выявление знаний и умений, на начальном этапе II года обучения;
- Развитие творческих способностей, самостоятельной деятельности.
Оборудование:
- «Цветик-семицветик» — 2 экз. (на лепестках первого — задания по теории, на лепестках второго — творческие задания по практике);
- Жетоны разного цвета;
- Конверт пустой;
- Карточки с изображением нот, ритмического рисунка;
- Портреты композиторов;
- Тетрадь, авторучка (для детей);
- Диагностическая карта для заполнения результатов.
Ход диагностики:
Для проведения начальной диагностики обучающихся II года обучения по программе «Лира» используется специальное оборудование и материалы, а также диагностическая карта для заполнения результатов.
Обучающиеся берут каждый по одному лепесточку, садятся за парты и готовятся к ответу (идет проверка теории).
При подготовке обучающиеся могут обмениваться мнениями друг с другом. По очереди они отвечают на вопросы. За ответ педагог вручает жетоны разного цвета, которые обучающиеся кладут в свой конверт. За абсолютно точный ответ вручается красный жетон (5 баллов), за ответ с неточностями – желтый (4 балла), за неполный ответ – синий (3 балла).
Аналогично идет проверка по практическим заданиям. При этом используется другой цветок, на лепестках которого написаны творческие задания. Практический блок состоит из трех заданий.
Подводя итоги, педагог оценивает уровень знаний и умений, а результаты заносит в диагностическую карту.
Критерии оценки обучающихся II года обучения.
Уровень |
Количество баллов |
Низкий уровень знаний и умений |
0 -24 |
Средний уровень знаний и умений |
25 — 32 |
Высокий уровень знаний и умений |
33 — 40 |
Теоретический блок.
Уровень |
Критерии оценки |
Низкий |
Обучающийся дает неполный ответ на вопрос. |
Средний |
Обучающийся дает ответ на вопрос с неточностями. |
Высокий |
Абсолютно точный ответ на вопрос. |
Практический блок.
Уровень |
Критерии оценки |
Низкий |
При исполнении вокального произведения мало эмоционален, поет фальшиво открытым звуком, плохой артикуляцией, дыхание прерывное. Музыкальная память слабо развита (обучающийся с помощью педагога определяет на слух жанры танцевальной музыки). Творческая активность слабо развита (обучающийся с помощью педагога сочиняет мелодию на предложенные тексты). |
Средний |
Обучающийся самостоятельно осмысленно исполняет песни разного характера, но допускает ошибки. При исполнении чистота интонации частично неточная; поет ровным по тембру звуком, но не четкой дикцией; на одном дыхании строит короткие фразы. Музыкальная память средне развита (обучающийся определяет на слух жанры танцевальной музыки и делает анализ, но имеются небольшие недочеты). Творческие способности проявляются в меньшей степени: обучающийся досочиняет мелодию на предложенный текст, имеются ошибки. |
Высокий |
Обучающийся самостоятельно выразительно, осмысленно исполняет песни разного характера (правильно формирует гласные и согласные звуки; поет чисто, слаженно в ансамбле, напевно на штрих legato, на цепном дыхании). Эмоциональная отзывчивость на музыку очень развита. Определяет на слух жанры танцевальной музыки и самостоятельно анализирует пьесу, отмечает выразительные музыкальные средства без ошибок. Активно проявляет творческие способности к вокальной импровизации, выполняет творческие задания без ошибок. |
Вопросы по итоговой аттестации
для обучающихся II года обучения.
Теоретический блок.
Итоговая аттестация обучающихся II года обучения по программе «Лира»
Цель:
Проверка уровня приобретенных знаний, умений и навыков обучающихся в ходе изучения программы II года обучения.
Задачи:
- Закрепление знаний и умений, полученных за II год обучения;
- Проверка понимания основных понятий и терминов;
- Оценка уровня владения певческим голосом и музыкальными навыками;
- Анализ музыкальных примеров и выполнение творческих заданий.
Теоретический блок:
-
Дать характеристику певческого голоса. Названия каких голосов женских и мужских, детских вы знаете?
Певческий голос — это инструмент, с помощью которого исполняются музыкальные произведения. Голос может быть различных типов: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. У женщин также есть детский голос — детский сопрано.
-
Что такое певческое дыхание? Какие вы знаете упражнения дыхательной гимнастики?
Певческое дыхание — это специальная техника дыхания, которая позволяет певцу контролировать поток воздуха и поддерживать стабильное давление для производства звука. Упражнения дыхательной гимнастики включают глубокое дыхание через диафрагму, упражнения на контроль выдоха и регулирование давления.
-
Какие вы знаете динамические оттенки, как они обозначаются?
Динамические оттенки — это изменения громкости звука. Они обозначаются следующими терминами и обозначениями: пиано (р), мезцо-форте (мф), форте (ф), фортиссимо (фф) и т.д.
-
Рассказать о творчестве композиторов.
Творчество композиторов — это процесс создания музыкальных произведений. Композиторы пишут музыку для различных жанров и инструментов. Известные композиторы включают Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского и многих других.
-
Что такое ансамбль? Какие виды ансамбля вы знаете?
Ансамбль — это группа музыкантов, которые исполняют музыку вместе. Виды ансамбля могут включать хоры, оркестры, квартеты, дуэты и т.д.
-
Что такое гамма? Написать гамму на выбор педагога (a-moll, G-dur, e-moll, С-dur и их главные трезвучия).
Гамма — это последовательность звуков, которые охватывают все ступени октавы. Вот гаммы на выбор педагога:
a-moll G-dur e-moll С-dur Ла Соль Ми До Си Ля Фа Ре До Си Соль Ми Ре Ля Ля Соль Ми Си Си Ля Фа До Ля Си Соль Ре Си До Ля Ми До Ре Си Фа Ре Ми До Соль Ми Фа Ре Ля Фа Соль Ми Си Соль Ля Фа До Ля Си Соль Ре Си До Ля Ми До Ре -
Какие длительности нот и паузы вы знаете?
Длительности нот: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая и т.д.
Длительности пауз: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая и т.д.
-
Какие знаки альтерации вы знаете? Анализ нотного примера.
Знаки альтерации — это символы, которые указывают на изменение высоты звука. Они включают диез (#), бемоль (b), бекар (♮) и т.д. Для анализа нотного примера требуется его предоставление.
-
Что такое размер, какие размеры вы знаете? Проанализировать музыкальный пример.
Размер — это организация музыки по равномерным группам акцентов. Размеры могут быть двухчастными (2/4, 2/2), трехчастными (3/4, 3/8), четырехчастными (4/4, 4/8) и т.д. Для анализа музыкального примера требуется его предоставление.
-
Что такое лад, какой он бывает?
Лад — это система организации звуков в музыке. Он бывает мажорным и минорным. В мажорном ладу основными звуками являются первая, третья и пятая ступени гаммы, а в минорном — первая, третья и шестая ступени гаммы.
-
Какие вы знаете типы октав, регистры?
Типы октав — это различные диапазоны звуковых частот. Некоторые из них включают субконтральный, контральный, баритональный, тенорский, меццо-сопрановый, сопрановый и верхний сопрановый.
Практический блок:
Творческие задания:
-
Исполнить песню на тему времена года: «зима», «весна», «лето», «осень», одно вокальное произведение исполнить acappella.
-
Досочинить мелодии на заданный ритмический рисунок.
-
Написать гамму С-dur, a-moll и их главные трезвучия.
-
Определить на слух вокально-инструментальные пьесы, исполненные педагогом, и дать самостоятельный анализ.
— развитие творческих способностей, самостоятельной деятельности.
Оборудование:
— «цветик-семицветик» — 2 экз. (на лепестках первого — задания по теории, на лепестках второго — творческие задания по практике);
— жетоны разного цвета;
— конверт пустой;
— карточки с изображением нот, ритмического рисунка;
— портреты композиторов;
— тетрадь, авторучка (для детей);
— диагностическая карта для заполнения результатов;
Ход аттестации.
Обучающиеся берут каждый по одному лепесточку, садятся за парты и готовятся к ответу (идет проверка теории).
При подготовке обучающиеся могут обмениваться мнениями друг с другом. По очереди они отвечают на вопросы. За ответ педагог вручает жетоны разного цвета, которые обучающиеся кладут в свой конверт. За абсолютно точный ответ вручается красный жетон (5 баллов), за ответ с неточностями – желтый (4 балла), за неполный ответ – синий (3 балла).
Аналогично идет проверка по практическим заданиям. При этом используется другой цветок, на лепестках которого написаны творческие задания. Практический блок состоит из трех заданий.
Подводя итоги, педагог оценивает уровень знаний и умений, а результаты заносит в диагностическую карту.
Критерии оценки обучающихся II года обучения.
Уровень |
Количество баллов |
Низкий уровень знаний и умений |
0 — 45 |
Средний уровень знаний и умений |
46 — 60 |
Высокий уровень знаний и умений |
61 — 75 |
Теоретический блок.
Уровень |
Критерии оценки |
Низкий |
Обучающийся дает неполный ответ на вопрос. |
Средний |
Обучающийся дает ответ на вопрос с неточностями. |
Высокий |
Абсолютно точный ответ на вопрос. |
Практический блок.
Уровень |
Критерии оценки |
Низкий |
При исполнении вокального произведения мало эмоционален, поет фальшиво открытым звуком, плохой артикуляцией, дыхание прерывное. Музыкальная память слабо развита (обучающийся с помощью педагога определяет на слух вокально-инструментальную музыку). Творческая активность слабо развита (обучающийся с помощью педагога сочиняет мелодию на предложенный ритмический рисунок). Обучающийся не может исполнить песню acappella. Обучающийся пишет гамму с помощью педагога. |
Средний |
Обучающийся самостоятельно осмысленно исполняет песни разного характера, но допускает ошибки. При исполнении чистота интонации частично неточная; поет ровным по тембру звуком, но не четкой дикцией; на одном дыхании строит короткие фразы. Исполняет произведение acappella с незначительными ошибками, не соблюдая строй и ансамбль. Музыкальная память средне развита (обучающийся определяет на слух вокально-инструментальную музыку и делает анализ, но имеются небольшие недочеты). Творческие способности проявляются в меньшей степени: обучающийся досочиняет мелодию на заданный ритмический рисунок, имеются ошибки. Обучающийся самостоятельно пишет гамму С-dur, а-moll, их главные трезвучия, допуская небольшие ошибки. |
Высокий |
Обучающийся самостоятельно выразительно, осмысленно исполняет песни разного характера (правильно формирует гласные и согласные звуки; поет чисто, слаженно в ансамбле, напевно на штрих legato, на цепном дыхании). Исполняет песню acappella в ансамбле чисто, слаженно. Эмоциональная отзывчивость на музыку очень развита. Определяет на слух вокально-инструментальную музыку и самостоятельно анализирует пьесу, отмечает выразительные музыкальные средства без ошибок. Активно проявляет творческие способности к вокальной импровизации, выполняет творческие задания без ошибок. Обучающийся пишет гаммы С-dur, а-moll и их главные трезвучия самостоятельно без ошибок. |
Вопросы по начальной диагностике
для обучающихся III года обучения.
Теоретический блок.
1. Что такое диапазон голоса?
2. Каких русских композиторов-классиков вы знаете? Рассказать о творчестве М.И.Глинки, П.И. Чайковского.
3. Что такое гамма? Правописание гаммы C-dur, a-moll и главных трезвучий: Т5 3 , S5 3 , D5 3 .
4. Что такое звукообразование?
5.Что такое размер, какие размеры вы знаете?
Практический блок.
1. Исполнить песню на выбор педагога, сопровождая мимикой, жестами.
2. На четверостишье педагога сочинить мелодию.
3.Интонировать чисто гаммы C-dur, a-moll и их главные трезвучия.
Начальная диагностика III года обучения
по программе «Лира»
Цель: проверка уровня знаний, умений и навыков обучающихся на начальном этапе изучения программы.
Задачи:
— выявление творческого потенциала;
— развитие самостоятельной деятельности;
— активизация аналитической деятельности.
Оборудование:
— карточки с вопросами и практическими заданиями;
— «конверт качества»;
— портреты композиторов;
— нотная тетрадь, авторучка (для детей);
— диагностическая карта для заполнения результатов.
Ход диагностики.
Занятие проводится в игровой форме с волшебными конвертами. В один конверт вложены карточки с теоретическими вопросами, а во второй конверт – с творческими заданиями. Обучающиеся берут задания из каждого «конверта качества», садятся за парты и готовятся к ответу. При подготовке обучающиеся могут обмениваться мнениями друг с другом. По очереди они отвечают на вопросы.
Практический блок состоит из 3 заданий.
Подводя итоги, педагог оценивает уровень знаний , умений и навыков , а результат заносит в диагностическую карту.
Критерии оценки обучающихся III года обучения.
Уровень |
Количество баллов |
Низкий уровень знаний и умений |
0 -24 |
Средний уровень знаний и умений |
25 — 32 |
Высокий уровень знаний и умений |
33 — 40 |
Теоретический блок.
Уровень |
Критерии оценки |
Низкий |
Обучающийся дает неполный ответ на вопрос. |
Средний |
Обучающийся даёт ответ на вопрос с неточностями. |
Высокий |
Абсолютно точный ответ на вопрос. |
Практический блок.
Уровень |
Критерии оценки |
Низкий |
Обучающийся в процессе исполнения песни не может контролировать чистоту пения; владеет навыками певческого дыхания, использует оттенки голоса с помощью педагога. Исполняет песню фальшиво, отсутствует ансамбль, строй). Навык сценического выступления отсутствует. Творческая активность недостаточно развита: обучающийся не способен самостоятельно сочинить песню на четверостишье, фальшиво интонирует гаммы C-dur,a-moll и их главные трезвучия (помощь педагога). |
Средний |
Эмоциональная выразительность голоса, жестов, мимики средне развита. В процессе исполнения вокального произведения обучающийся контролирует чистоту пения, строй, ансамбль, но допускает незначительные ошибки. В проявлении творческой активности (сочинение песенки на четверостишье, интонирование гамм C-dur,a-moll и главные трезвучия) имеются недочеты. |
Высокий |
Обучающийся владеет техникой исполнения, подвижностью голоса, развит навык работы с микрофоном. Исполняет произведение выразительно, чисто, слаженно в ансамбле. Активизируется творческая самостоятельность: обучающийся сочиняет мелодии на предложенные тексты, чисто интонирует гаммы C-dur, a-moll и их главные трезвучия Т53,S53,D53. |
Вопросы по итоговой аттестации
для обучающихся III года обучения.
Теоретический блок.
1. Что такое диапазон голоса?
Итоговое задание по программе «Лира» для обучающихся III года обучения
Задание состоит из двух блоков: теоретического и практического. В теоретическом блоке обучающимся предлагается ответить на вопросы по истории музыки, музыкальным понятиям и технике пения. В практическом блоке они должны продемонстрировать свои музыкальные навыки, исполнив заданные педагогом композиции.
Теоретический блок
-
Рассказать о композиторах-современниках, композиторах-романтиках, таких как С.В. Рахманинов и Ф. Шопен.
Сергей Васильевич Рахманинов — российский композитор, пианист и дирижер. Его произведения отличаются мелодизмом, гармоническим богатством и богатством оркестрации.
Фридерик Шопен — польский композитор и пианист, один из наиболее известных представителей романтической музыки. Его музыка отличается глубокими эмоциями и мастерством игры на фортепиано.
-
Что такое интервал? Какие они бывают?
Интервал — это расстояние между двумя звуками. Они бывают большими и малыми, а также чистыми, увеличенными и уменьшенными.
-
Что такое музыкальная форма? Строение музыкального произведения.
Музыкальная форма — это организация музыкального материала в композиции. Она состоит из нескольких основных частей: вступление, развитие, кульминация и заключение.
-
Как правильно пользоваться дыханием при пении?
При пении нужно правильно дышать, делая это глубоко и медленно. Во время вдоха нужно расширять брюшную полость, а на выдохе — сокращать.
-
Какие обозначения темпов в музыке вы знаете?
Темп — это скорость воспроизведения музыкального произведения. Он может быть обозначен разными словами и буквенными обозначениями, такими как «Adagio», «Allegro», «Presto», «Largo» и т.д.
-
Что такое гамма? Написать гамму D-dur, h-moll, главные трезвучия.
Гамма — это ряд звуков, принятых в музыке в определенном порядке. Для D-dur: D-E-Fis-G-A-H-Cis-D. Для h-moll: H-Cis-D-E-Fis-G-A-H. Главные трезвучия: C-dur, D-dur, E-dur, F-dur, G-dur, A-dur, H-dur.
Практический блок
- Исполнить двухголосное вокальное произведение на выбор педагога, сопровождая мимикой, жестами, танцевальными движениями.
- Составить танцевальную композицию к песне.
- На четверостишие педагога сочинить песенку и дорисовать картинки к песенкам.
- Исполнить на фортепиано гамму на выбор педагога, любую песенку.
Итоговая аттестация обучающихся III года обучения по программе «Лира»
Итоговое задание по программе «Лира» проверяет приобретенные обучающимися знания, умения и навыки. Задание выполняется в двух блоках: теоретическом и практическом. Теоретический блок позволяет проверить знания об истории музыки, музыкальных понятиях и технике пения. Практический блок позволяет демонстрировать музыкальные навыки, навыки композиции и танцевальных движений.
Итоговая аттестация направлена на выявление творческого потенциала обучающихся, развитие самостоятельной деятельности и активизацию аналитической деятельности.
— портреты композиторов;
— нотная тетрадь, авторучка (для детей);
— сборник для игры на фортепиано;
— диагностическая карта для заполнения результатов.
Ход аттестации.
Занятие проводится в игровой форме с волшебными конвертами. В один конверт вложены карточки с теоретическими вопросами, а во второй конверт – с творческими заданиями. Обучающиеся берут задания из каждого «конверта качества», садятся за парты и готовятся к ответу. При подготовке обучающиеся могут обмениваться мнениями друг с другом. По очереди они отвечают на вопросы.
Практический блок состоит из 4 заданий.
В конце занятия педагог вручает воспитанникам «знаки качества», которые символизируют успешное окончание обучения по программе «Лира»
На каждую итоговую аттестацию приглашаются родители, которым показывается итоговый концерт.
Критерии оценки обучающихся III года обучения.
Уровень |
Количество баллов |
Низкий уровень знаний и умений |
0 — 42 |
Средний уровень знаний и умений |
43 — 56 |
Высокий уровень знаний и умений |
57 — 70 |
Теоретический блок.
Уровень |
Критерии оценки |
Низкий |
Обучающийся дает неполный ответ на вопрос. |
Средний |
Обучающийся дает ответ на вопрос с неточностями. |
Высокий |
Абсолютно точный ответ на вопрос. |
Практический блок.
Уровень |
Критерии оценки |
Низкий |
Обучающийся в процессе исполнения песни не может контролировать чистоту пения; владеет навыками певческого дыхания, использует оттенки голоса с помощью педагога; исполняет двухголосье в ансамбле дуэтом (неточность исполнения – фальшивая интонация, отсутствие ансамбля, строя). Навык сценического выступления отсутствует. Творческая активность недостаточно развита: обучающийся не способен самостоятельно составить танцевальную композицию к песне, сочинить песню на четверостишье, исполнить на фортепиано гамму, песенку (помощь педагога). |
Средний |
Эмоциональная выразительность голоса, жестов, мимики средне развита. В процессе исполнения вокального двухголосного произведения обучающийся контролирует чистоту пения, строй, ансамбль, но допускает незначительные ошибки. В проявлении творческой активности (сочинение песенки на четверостишье, составление танцевальной композиции к песне, игра на фортепиано гамм, песенок) имеются недочеты. |
Высокий |
Обучающийся владеет техникой исполнения, подвижностью голоса, развит навык работы с микрофоном. Исполняет двухголосное произведение выразительно, чисто, слаженно в ансамбле. Хорошо развита техника исполнения игры на фортепиано. Активизируется творческая самостоятельность: обучающийся сочиняет мелодии на предложенные тексты, составляет танцевальные композиции к песням. |
Протокол результатов
начальной диагностики обучающихся детского объединения
за ___________ учебный год.
Название объединения_______________________________________________
Фамилия , имя, отчество педагога _____________________________________
Дата проведения____________________________________________________
Форма проведения _________________________________________________
Форма оценки результатов ___________________________________________
Члены аттестационной комиссии _____________________________________
__________________________________________________________________
Результаты начальной диагностики .
№п/п |
Фамилия, имя обучающегося |
Год обучения |
Содержание диагностики |
Итоговая оценка |
По результатам диагностики __________ обучающихся имеют начальный уровень ЗУН.
Подпись педагога _________________
Подписи членов аттестационной комиссии:
__________________________________________________________________
Протокол результатов
итоговой аттестации обучающихся творческогоого объединения
за _______ — _______ учебный год.
Название объединения ______________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога _____________________________________
Дата проведения ___________________________________________________
Форма проведения _________________________________________________
Форма оценки результатов___________________________________________
Члены аттестационной комиссии _____________________________________
__________________________________________________________________
Результаты итоговой аттестации.
№ п/п |
Фамилия, имя обучающегося |
Год обучения |
Содержание аттестации |
Итоговая оценка |
По результатам аттестации ____________ обучающихся переведены на следующий год обучения,______________ оставлены для продолжения обучения на том же этапе (году)
Подпись педагога _____________________
Подписи членов аттестационной
комиссии: _____________________________________