Когда молчит художник

Эссе

ХУДОЖНИК И ВРЕМЯ

Записки зрителя о радостно-праздничной

встрече со знаменитыми земляками…

Природа со свойственным ей энтузиазмом готовится к зиме. Наступил зябкий октябрь. Торопится отплакаться мерзкий дождь. Хандра расправляет крылья и ловит, ловит души тех, кто внутренне расхристан, не защищён от её цепких лап.

А те, кто открыт к восприятию новых, ярких впечатлений и ощущений, спешат, спешат туда, куда зовёт их неугомонная душа…

Вот и мы встрепенулись, и пошли на встречу с прекрасным.

Хорошая традиция у нашего города дарить каждую осень встречу с новыми выставками, концертами, книгами. Только «не разрешай душе лениться», не задыхайся в бесконечных житейских проблемах и…

+++

Привлекла выставка белорусских художников-эмигрантов, составляющих костяк Парижской школы – «Уйти, чтобы вернуться».

Вот туда, на встречу с теми, кто вернулся к нам почти через сотню лет и держим путь…

+++

Начну-ка не с картин, а с того, как нас порадовал на входе в смотровые залы энтузиазм и выдумка самих организаторов.

«Предбанник» залов, где разместилось около ста картин, стилизован под кафе начала двадцатого века. Огромное фото известного парижского кафе «Ротонда», где чаще всего встречались наши земляки. Маленькие столики, ожидающие уже нас…

На стенах старинные фотографии тех, кто составил фундамент Серебряного века. Портреты Ахматовой, Белого, Волошина, Блока, Гумилёва, Северянина, Маяковского. Интересные фото художников: Н.Куприянова, Добужинского, Альтмана, Врубеля, Коровина, Ларионова, Кандинского.

Из выставочных залов тихо звучит французский шансон. Тут же выставлены личные вещи художников той эпохи.

В воздухе витает аромат кофе…

Настраиваешься на восприятие картин начала двадцатого века, и погружаешься в атмосферу времени, когда творили художники Парижской школы.

Два слова о Парижской школе.

В 20-е годы прошлого столетия в Париже возникло авангардное течение в изобразительном искусстве. Его носителями стала группа интернациональных художников, в которую входило более полутора тысяч человек.

У её истоков были уже известные мастера, такие как – Пикассо, Модильяни, Ф. Леже.

Она постоянно разрасталась за счёт амбициозных, ищущих себя, молодых художников.

15 стр., 7348 слов

Шагал марк «освобождение» описание картины, анализ,

... Карабенш, коллекционер картин Шагала. Давайте «побываем» на небольшой части этой презентации — той, что посвящена образу Йешуа (Иисуса) в творчестве великого художника. Какие духовные шаги пришлось сделать Марку Шагалу, ... журнала «Time», когда Эйнштейна назвали «человеком столетия». В 1951 году Халсман по заданию NBC сфотографировал популярных комиков того времени: Милтона Берла, Сида Цезаря, Маркса ...

Впоследствии многие из них обрели мировую славу.

Уроженцы Беларуси, или как тогда она назвалась Северо-Западного края России, составляли костяк этой школы.

Марк Шагал был одним из первых её участников. Сразу заявила о себе и тройка – Сутин, Кикоин, Кремень. Замечены были Зак, Генин, Цидкин и другие.

«Почерк» художников этой школы многих шокировал тогда, да и не всеми принимается сегодня. Здесь даже не дело вкуса, а скорее не понимание, не принятие отказа этих художников от реалистического, хорошо читаемого, понятного изображения.

Я постигала работы этих мастеров философски, осознавая, как резкие социальные катаклизмы меняют восприятие возникающей реальности, как время на стыке веков болезненно отзывается в душах и думах людей. Начало ХХ века. Ломка жизненных устоев, вихрь непонятных перемен, разрушающих устоявшие представления.

История свидетельствует, что на стыке веков встречаются три поколения со своими вкусами и привычками, с особенностями психологии.

Дистанция между ними, живущими вместе и в то же время зачастую духовно врозь, усиливается постоянно нарастающими проблемами.

Новое поколение ищет пути, как постичь эти сложности, отразить своё смятение, недоверие к устаревшим догмам. Это как бы вызов на острейший социальный кризис.

Что-то сродни нашему времени…

Символизм, экспрессионизм, как эстетические явления и отражал стремление молодых выразить своё отношение к жизни через новые формы, не через образы, как принято в классическом стиле, не через разум, а через чувства. Через, как говорил Бодлер, «соответствие между цветом, запахом и звуком».

В работах художников всегда тайна их личного впечатления, личного переживания.

Художники нового направления передают сильный эмоциональный заряд и….. загадки.

Надо сказать, это довольно трудное занятие пытаться проникнуть в их тайны и загадки. Напрягаешь память, эмоции, знания.

Нет, и не может быть универсальных толкований их полотен.

Здесь каждый видит своё, или не видит ничего, кроме нагромождения цветовых мазков и измененных пропорций тела, лица. К этим художникам применимы слова поэта… «каждый слышит, как он дышит, как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить».

Но какое это увлекательное занятие пытаться понять замысел автора, его внутренний диалог с самим собой и с тобой, зрителем.

+++

В четырёх залах представлены сто работ из фондов многих музеев и частных коллекций. Из них сорок работ из корпоративной коллекции акционеров «Белгазпромбанка». Это их инициатива вернуть на родину великих земляков. В скором времени они предполагают создать в республике Музей современного искусства.

Из коллекции акционеров Национальный музей получил в дар знаменитые эстампы Марка Шагала – «Крестный ход» и «Видение апокалипсиса».

Вот и первое наше – стоп!

Библейские темы у Шагала сквозные на протяжении всей его жизни. Эти работы, выражающие предвидение беды, они пророческие и предупреждающие.

Зрители возле них задерживаются надолго, и какая-то тонкая нить связывает всех нас созвучностью мыслей и переживаний…

Сюжет и техника – черные упругие мазки, наполнены тревогой. Возникает внутренняя связь с мастером. Тревожно.

19 стр., 9064 слов

Дипломная работа развитие творческих способностей дошкольников

... условия развития творческих способностей средствами изобразительной деятельности. Подобрать и апробировать диагностические методики способствующие изучению творческих способностей детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей дошкольников будет успешным при условии эффективного проведения системы работы, ...

В тоже время завораживает сам рисунок, композиционное его совершенство.

Шагал представлен широко: «Тишина», «Пьеро», «Влюбленные» и другие. Сам Шагал подсказывает нам — «мои персонажи были и в небе, и в воздухе» — верьте им.

Его сложные персоны, как бы пришельцы из разных миров. При этом все аллегории из плоти и крови. Шагал приближает их к нам. Чувствуешь их близко и трогательно.

На выставке можно было приобрести очень оригинальный альбом офортов – иллюстраций Марка Шагала к «Мёртвым душам» Н.В.Гоголя. В оригинальной папке-сундучке 96 рисунков.

Полный цикл оригинала офортов к «Мёртвым душам» — большая редкость. Тираж этих работ в своё время составил чуть более 300 экземпляров. Один из них в 1999 году был подарен наследниками мастера Музею Марка Шагала в Витебске.

А этот оригинальный альбом был издан в Минске в 2009 году в количестве 5000 экземпляров. Можно считать, что мы приобрели своеобразный раритет и подарили себе ощущение праздника.

Это ощущение присутствовало и на протяжении всего просмотра картин.

Здесь каждая работа насыщена особым колоритом, особой игрой красок, безмерностью фантазий. Совпадения с реальностью в них вовсе не является обязательными. Красочные зоны вполне самодостаточны. Они проясняют содержание темы – и боль, и сомнения, и радость …

Несколько слов и о тех, чьи имена практически узнавали впервые. Судьба всех ныне всемирно известных наших земляков непроста. Рано они покинули родные края. У всех главной причиной было — ощутить свободу творчества, учиться…

+++

П.КРЕМЕНЬ. « Автопортрет».

Родился художник в деревне ЖелудОк близ Лиды, в семье ремесленника. Его отец занимался изготовлением деревянных игрушек. Именно он заметил дар мальчика в восприятии и передачи формы. На первых порах Кремень увлекался скульптурой и позже, перейдя к живописи, сохранил в работах пластичность. В «Автопортрете» это хорошо заметно. Полотна художника очень тонко передают игру оттенков. Кредо мастера – «управлять цветом на полотне подобно маэстро, дирижирующего оркестром». В других его картинах улавливаешь музыкальные нотки…

+++

М.КИКОИН. «Пейзаж».

Родился в Гомеле, но семья вскоре переехала в Режице, Витебской губернии, а затем в Минск, где Михаил учился на коммерсанта, стремясь продолжить профессию отца, успешно занимающегося ипотекой.

В школе заметили, что все его тетради исчерканы живыми,выразительными рисунками. По совету учителя он начинает заниматься живописью. И вскоре судьба его сводит с Сутиным. Они вместе «штурмуют» Париж. Кикоин художник лирического плана. На его полотнах «вечные темы человеческого бытия», простота сюжетов. Но краски! Такая изысканность цветового сочетания, передающая душевную теплоту. О нём писали: — «Кикоин заслуживает быть возведённым в ранг принцев живописи».

Фотографии работ этого художника не передают волшебства мастера. Здесь необходимо стоять у его полотен и наслаждаться светом, цветом и верой в торжество красоты жизни.

+++

Р.ГЕНИН. «У источника». «Автопортрет с церковью».

Мальчишка из-под Климовичей так хорошо рисовал, что дед отправил его учиться на фотографа. Он окончил Виленское, а затем Одесское реальное училища. Юноша был честолюбив. В 18 лет едет в Мюнхен, а затем в Париж. Генин заявил о себе, как яркий монументалист и мастер фрески. Он романтичен, ищет рай на земле. Эти качества зачастую приводили к нервным срывам, неудовлетворенностью жизнью и творчеством. Более других и острее он тоскует по родине. Интересна мозаичная композиция его автопортрета. Думы о родине. Здесь, как и у Шагала: дом, купола — родные места в подсознании.

15 стр., 7326 слов

История создания романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

... Роман «Мастер и Маргарита» 1.1 История создания романа Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» при жизни автора не публиковался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после ... за гробом идут?»… Булгаков писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10 лет. Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками, либретто, но этот ...

В 1936 году Генин принимает решение вернуться в Россию. Он рвётся в Москву с желанием писать фрески для строящихся новых домов. Всё складывается неудачно. Окутывает непонимание, непризнание. Начало войны стало последней каплей. В сентябре 1941 года он покончил с собой.

+++

Х.СУТИН.

Больше всего ожидали встречу с ним.

Это имя я услышала давно при необычных обстоятельствах.

Возвращаюсь как-то из командировки, на автобусной остановке в посёлке Смиловичи в салон зашёл далеко немолодой мужчина, скорее всего из крестьян. Очень приветливо поздоровался, сел рядом, расспросил, куда и откуда еду. Поинтересовался, останавливалась ли я когда-нибудь у них в местечке. Я помахала отрицательно головой. — «А имя Сутины, чула? – Я да чаго кажу, такие булы у нас у посёлку. А тут неякие французы прыядзжали, кажуць, нешто з тых Сутиных, ктой-то став вяликим мастаком и яму паставлен помник у цэнтры Парижа. — Интересно усёж».

Действительно интересно.

И вот, в этом посёлке при детском Доме творчества, появился всё же очень милый Музей Х.Сутина. Его посещают теперь около трёх тысяч человек в год. Правда, оригинальных работ в музее нет, только качественные репродукции и очень приветливые, работающие на энтузиазме организаторы.

Поэтому мы так и спешили взглянуть, на первый в наших краях оригинал мастера – «Большие лужайки в Шартре около виадука». Очень характерное для Сутина полотно.

Сутин, в семье был одиннадцатым ребёнком, мальчишкой рисовал на стенах, заборах, газетах. Поговаривают, что в детстве он стащил у кого-то карандаш. Местный раввин, чтобы избежать скандала, дал матери Хаима 25 рублей, чтобы она отправила его в Минск учиться.

А дальше биография похожая на своих ближайших товарищей – Кременя и Кикоина. Трое друзей добрались до Парижа, жили материально очень стеснённо. Сутину было особенно тяжело. Он не имел своего угла, скитался по друзьям. Постоянно сомневался в себе. Его работы в этот период пропитаны настроением неудавшейся жизни, грустными воспоминаниями о доме, о детстве.

Они как раз и привлекали многих своеобразным сочетанием, казалось бы, не сочетаемого: насыщенные краски красного, черного, белого, жёлтого — вызывают тревогу. Длинные, взвихренные мазки – устремлённость и уверенность.

На представленной картине, через игру зелёного цвета и резкие тёмные мазки хорошо ощущаешь именно устремлённость и уверенность.

Жаль, что фото плохо передаёт экспрессию рисунка.

Ныне Сутин признан лучшим живописцем ХХ века. На аукционах его работы пользуются большим спросом.

+++

После просмотра, наполненные удивительным чувством гармонии, сели мы за столик с чашечкой кофе в импровизированном кафе «Ротонда» и почему-то немножко взгрустнули.

17 стр., 8034 слов

Тема детства в прозе Максима Горького

... мотивы определили потребность этого писателя обратиться к феномену детства. Цель работы: раскрыть своеобразие темы детства в творчестве М. Горького. Задачи исследования: 1) провести анализ научной литературы по ... «Со времени опубликования «Черной курицы...» одной из ведущих идей русской литературы стала главная мысль А.Погорельского: ребенок легко переходит из мира мечты и наивных фантазий ...

Стало как-то обидно, что мы так мало знаем о своих великих земляках, и что мир их знает, как известных французских, немецких, польских художников. Лишь иногда добавляя — выходцы из России…

Но в целом послевкусие от выставки радостно-праздничное.

Они всё-таки с нами…

________________________________________