Мой речевой портрет

Эссе

ГБПОУ «Зюкайский аграрный техникум»

Эссе на тему: «Мой речевой портрет»

Выполнила: Дурбажева Мария,

курс II, специальность «Механизация сельского хозяйства»

п. Зюкайка

Мой речевой портрет

Человек спрятан за своими словами:

Хочешь узнать человека — вслушайся в его речь.

Пословица

Я люблю знакомиться с людьми. Это происходит где угодно: в техникуме и в общежитии, в поезде и в автобусе. При этом всегда хочется узнать о человеке больше. Я незаметно оцениваю его внешность: фигуру, лицо, одежду. Слежу за жестами. Вот мой собеседник начинает говорить. И я вдруг забываю, во что он одет, сколько ему лет. Прав восточный мудрец Саади: «Умен ты или глуп, Велик ты или мал, Не знаем мы, пока Ты слова не сказал».

Для написания эссе объектом наблюдения должна стать я сама. Передо мной стоит задача — «нарисовать» свой речевой портрет.

Как-то привычнее говорить о живописном портрете, когда художник за время сеансов пытается разгадать внутренний мир человека, выразить его на холсте через детали: позу, выражение глаз, улыбку.

Мне запомнился портрет Ф.М. Достоевского, написанный Василием Перовым. Художник сумел раскрыть противоречивость характера великого писателя, объединив в облике мыслителя высокое и низкое, красивое и безобразное.

Для того чтобы создать речевой портрет, нужно вслушиваться в речь и делать это на протяжении какого — то времени. Занятие это сложное. Придётся просить помощи у друзей, преподавателей, родителей, зайти на страницы Интернета. Важно обратить внимание на многие особенности: тембр голоса, темп речи, интонацию, очень важно, насколько богат и разнообразен словарный запас, грамотно ли он используется — речь очень индивидуальна.

Чтобы иметь ориентиры, сразу захотелось «пройтись по галерее» речевых портретов наших классиков. В учебнике русского языка я нашла упражнение, текст которого представлял собой фрагменты из воспоминаний А.Ф. Кони о встречах с Л.Н. Толстым. Лев Николаевич дал меткие характеристики речи писателей — современников. А.Ф. Писемский «не говорил, а играл, изображая людей в лицах, — жестом и голосом». Речь Тургенева Толстой сравнивал с «искусно распланированным садом», монологи Гончарова «напоминали картины Рубенса, написанные сочными красками»; речь Салтыкова — Щедрина была «отрывистой и бранчливой», а манеру говорить Фёдора Достоевского он определял как сдержанную и страстную. В речи самого Толстого, по воспоминаниям Кони, чувствовалось биение сердца.

4 стр., 1550 слов

Как написать речь для защиты диплома на «5»: секретные методы и приёмы

... диплома каждому из членов экзаменационной комиссии. Напечатайте и профессионально оформите речь к диплому. В самой речи ... говорить достаточно быстро, содержательно и коротко. Как составить речь для защиты диплома: план и структура речи Чтобы защита диплома прошла благополучно отчётная речь, ... Качество проводившегося анализа; Умение ... виде метода восполнения энергетического потенциала организма. В виде ...

Так образно о себе мне, конечно, не написать. Стоит заглянуть в любое драматическое произведение. В нём представление о героях складывается через их речь. Всем известна пьеса А. Н. Островского «Гроза». Вот строчки из монологов Катерины: «Я жила ни о чём не тужила, точно птичка на воле», «Такая уж я зародилась горячая» и ещё: «Отчего люди не летают, как птицы?» Складывается образ свободолюбивой, бескомпромиссной молодой женщины. А вот другой характер: «На свою бы тебе голову, старая карга», «А по-моему, делай что хочешь, только бы шито да крыто было» — это Варвара. Чья речь больше характеризует меня? Конечно, речь Варвары, бойкой на язык, весёлой, озорной, способной на авантюру, хотя и внутренний мир Катерины мне понятен.

«Палитра» моего речевого портрета многоцветна. В светлые тона раскрашены нежные слова, с которыми я обращаюсь к маме, к любимому человеку, к домашним животным. Они часто имеют ласкательные суффиксы: «мамушка», «дружок», «малышок», «солнышко» — и многие другие глубоко личные слова. Тёмными становятся краски, когда я злюсь, становлюсь нетерпимой, когда негативные эмоции переполняют меня: «Кончай тупить», «пора сваливать», «ты меня подставляешь». Всё это вполне объяснимо, ведь наша повседневность окрашена не только в радужные тона.

Добавлю элементы научного подхода к теме: при характеристике речи важны психологический, коммуникативный и лингвистический аспекты. Друзья говорят, что я позитивный человек. Это качество отражает моя речь. Она быстрая, звонкая, легко переходящая в смех, поэтому на занятиях я часто получаю замечания за несдержанность. Бывает, перехожу границы и своими словами обижаю тех, с кем учусь в одной группе. Особенно много критикую Фистина Михаила: опоздания, некрасивое отношение к любимой девушке. «Знаю, опять ты», «Ты постоянно опаздываешь, «Когда ты ей скажешь» — «протыкаю» я его. Он обижается, огрызается мне в ответ – отношения портятся.

Какую коммуникативную роль играю в разговоре? Конечно, я больше «оратор», чем «слушатель». Мне обязательно хочется высказать своё мнение, дать оценку. Это многим не нравится.

Мой лингвистический уровень тоже невысок. Я не могу с уверенностью сказать о себе: «Я носитель литературного языка» Об этом подробнее.

Все мы родом из детства, а я бы сказала, из нашей малой родины, из нашего детского окружения. Я родилась в Карагайском районе в деревне Заполье и жила среди люди, которые не могли похвастать своим образованием. Но зато в их речи было много таких слов, которые вышли из общего употребления: «баской», «вёдро», «голбец», «легостай», «ярушник» и другие. Такие слова делают речь иногда непонятной, но ведь диалектизмы и украшают её. Конечно, я редко вспоминаю и использую эти слова, но я их знаю и понимаю. Для моей речи характерны и другие диалектные выражения, ставшие просторечными: «Дак но, сделаю», «чо — чо ты сказала» — но они мою речь только портят.

Мама замечает, что у меня нечёткая дикция, некоторые гласные звуки я просто «съедаю». К произношению отношусь небрежно — смысл важнее словесного выражения. Как и все мои сверстники, я говорю на жаргоне: «врубить», «включить мозги», «цеплять», «смолить». Бывают и более грубые выражения, но я, по понятным причинам, приводить их не буду. Замечено, что до двадцати семи лет молодёжь разговаривает на сленге, а потом переходит на нормальный язык.

5 стр., 2129 слов

Материал к сочинению «Нужно ли употреблять в современной речи устаревшие слова?»

... употребления, заменились другими более современными словами, обозначающими, в сущности, то же самое. Но, несмотря на это, устаревшие слова играют определенную роль в нашей жизни, занимают свою нишу в художественной литературе. Итак, цель моего сочинения ...

О словах-«паразитах». Они «засоряют» чужую речь, за собой просто не замечаешь. Но они есть и у меня: «типа», «в принципе», «короче». Например: «типа она всё знает», «давай потом, короче», «в принципе, я согласна».

С морфологией у меня тоже проблемы. Часто употребляю местоимения вместо имён собственных: «Она сказала принести», «он мне не поставил оценку» — не называю преподавателей по имени и отчеству. Это звучит неуважительно. Совсем не употребляю в речи причастия и деепричастия, мало в ней прилагательных. Наверное, не всё в порядке и с изменением слов по падежам и лицам. Например, ленюсь склонять числительные. В общении с друзьями использую простые неполные предложения.

Оттого, что я небрежна в разговорной речи, мне бывает трудно, когда приходится выступать публично. В эти моменты проявляется всё моё косноязычие, и «речевой портрет» предстает во всей своей неприглядности. Я хочу его исправить, поэтому слежу за речью известных политиков, телеведущих, артистов. Очень нравилась программа «Мой серебряный шар», которую много лет вёл В.Я.Вульф,- искусствовед, театральный критик. Однажды его спросили о количестве дублей во время записи передачи. Оказалось, что все его рассказы имели только один вариант. Он говорил, как дышал, просто и естественно. Вот у кого надо учиться!

Важно совершенствовать и свою письменную речь. Над сочинениями я сижу долго: написав текст, много раз возвращаюсь к нему, исправляю. Когда я читаю книгу, статью, иногда задумываюсь, а чего стоило автору её написать? Сколько времени он на это потратил? Знаю, что Н.В. Гоголь по восемь раз переписывал свои произведения. «Только после восьмой переписки, непременно собственною рукою, труд является вполне законченным, достигает перла создания», — рассказывал писатель.

Написание эссе тоже стало для меня нелёгким испытанием.

В заключение ещё немного поразмышляю о значении речи. Много раз слышала выражение: «женщина любит ушами». В этом смысле меня буквально потрясла история любви поэта Фёдора Тютчева и Елены Денисьевой. Молодая женщина обожала невысокого, невзрачного мужчину лишь за то, что он был остроумен и писал прекрасные стихи. Она была отвергнута обществом, жила без материальной поддержки поэта, а благодарностью за её страдания были стихи «Денисьевского цикла». Вспомним строчки из письма Татьяны Лариной, роман «Евгений Онегин»: «чтоб только слышать ваши речи, вам слово молвить», признание Ани Пете Трофимову в пьесе «Вишнёвый сад»: «Как вы хорошо говорите!», самоотверженность Натальи Ласунской, полюбившей Рудина за его пламенные монологи – все они были увлечены речами своих избранников и готовы были на жертвы ради них. Может и мужчины обращают внимание на речь. Помните у Пушкина: «а как речь — то говорит, словно реченька журчит». Молодой человек, наверное, подойдёт к такой девушке охотнее, чем к той, которая: «Я чисто на первую пару забила. Лажа всё это. Он опять пургу гнал». Впрочем, всё очень индивидуально!

«Когда заговорим, друг друга мы оценим. Мы все, когда молчим, не более чем тени», — утверждал О.Хайям. Как можно полнее реализовать себя в профессии, найти близкого по духу человека, иметь много друзей — мечта многих. Надо лишь скорректировать свой речевой портрет. Какова наша речь – таковы мы.

16 стр., 7913 слов

Речь как способ создания характера матренин. Анализ языка рассказа ...

... героини рассказывает автор? _____________________________________________ В рассказе «Матрёнин двор» ... речи героини? Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера. Приведите примеры ... портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя? ______________________________________________ 3 гр. Речь как способ создания характера. Проследите за речью героини. ... «наверное». Молочница ...

15