Это слова из пьесы «Торквадо Тассо» об итальянском поэте и философе 16 века. Фрагмент выглядит следующим образом.
Тассо
И вправе ты советы мне давать,
Предостеречь, ведь опытность — твоя
Испытанная, верная подруга.
Но только знай, что сердце каждый час
Безмолвно внемлет предостереженьям
И тайно упражняет добродетель,
Которой строго учишь ты меня.
Антонио
Самим собою заниматься нам
Весьма приятно, но не столь полезно.
Ведь внутренне не может человек
Себя познать и часто мнит себя
То слишком малым, то — увы! — великим.
Лишь в людях можно познавать себя,
Лишь жизнь нас учит, что мы в самом деле.
Я понимаю эту цитату следующим образом: только в обществе, в общении с другими людьми человек способен осознать себя, понять свои сильные и слабые стороны, сформировать и осознать свои ценность и идеалы, правильно оценить уже пройденный жизненный путь.
Школьный учебник определяет познание как процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром. Важной частью познавательной деятельности человека является самопознание, познавательная деятельность, направленная на познание человеком самого себя, своих психических и физических особенностей, осмысление себя как личности (личность — человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни).
Самопознание – необходимый элемент становления человека, формирования его мировоззрения. Автор говорит о невозможности самопознания вне общества, вне общения с другими людьми. В анализе этой позиции можно сделать несколько акцентов.
Развитие графических образов в рисунках детей старшего дошкольного ...
... С КНИЖНОЙ ГРАФИКОЙ 1.1. Развитие графических образов в рисунках детей дошкольного возраста. Возникновение графических шаблонов Рисование как изобразительная деятельность развивается постепенно, проходя этапы, связанные с ... окружающих людей. Это перестает удовлетворять и самого художника, т.к. он быстро забывает, что он изобразил. Ребенок начинает применять доступные ему графические образы только ...
Во-первых, в процессе социализации, в общении с окружающими людьми человек осваивает накопленный обществом культурный опыт, примеряет к себе разные ценности и идеалы, пытаясь таким образом выбрать собственные ориентиры в жизни. Примером такого поиска может быть Пьер Безухов, вся история которого в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» представляет собой становление характера, познание окружающего мира и своего места в нем через общение с самыми разными людьми – Андреем Болконским, представителями петербургского света, масонами, Платоном Каратаевым и др.
С другой стороны, есть и другая опасность – потерять себя в суете повседневного «информационного шума», превратиться в зрителя, безвольно наблюдающего жизнь других людей (тем более, что в наши дни соцсети дают для этого прекрасную возможность) или растратить свою жизнь не множество мелких и несущественных контактов. Поэтому всегда были люди, сознательно отгораживающие себя от общения и обретающие, таким образом, время и концентрацию для духовной, интеллектуальной и практической деятельности. Большинство религий имеют ту или иную практику отшельничества. В частности, В.О.Ключевский в своем «Курсе русской истории» подчеркивает значение, которое стремление к монашескому уединению, устроение скитов и монастырей в незаселенных лесных местностях к северо-востоку от Киева имело в освоении территорий центральной России в Х II — XIV веках. Скиты с одним или несколькими монахами задавали направления расселения, со вокруг новых монастырей строились поселения мирян, некоторые из которых разрослись в города. И в наши дни даже среди людей, далеких от религии, определенную популярность имеют восточные ретриты и практики, предполагающие уединение или молчание в течение нескольких недель.
Во-вторых, любой человек имеет определенные социальные потребности, он испытывает нужду в принадлежности к той или иной группе, принятии другими людьми, любви и дружбе. Иногда столкновение с неприятием, неодобрением или непониманием со стороны значимых людей заставляет серьезно переосмыслить свою жизненную позицию. Примером здесь может быть Евгений Базаров, главный герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Базаров – сторонник нигилизма, популярного в то время направления мысли, основанного на отрицание чувств, ценностей, идеалов и любых проявлений искусства. Поворотным пунктом становится признание героя в любви, на которое он не получает положительного ответа. Базаров позволяет тому, что так презирал — любви и романтизму, проникнуть в него и ставит все свои принципы под сомнение. Одинцова положила начало изменениям Базарова и раскрыла в нем то, что он сам бы не смог. Раскрытие в герое несвойственных, неизвестных ему черт происходит лишь из-за других персонажей.
В-третьих, поскольку вся деятельность человека проходит среди других людей (обществоведы говорят об общественном характере человеческой деятельности), именно люди служат тем мерилом, с которым мы сравниваем себя, свои способности и результаты (этот аспект мне кажется наиболее близким к изначальному тексту Гете в «Торквадо Тассо»).
По роману Ивана Мележа “Люди на болоте”, : “Любовь Василия и Ганны”
... права. В конце романа мы видим Василия глубоко несчастным. Разрыв с любимой девушкой тяжело повлиял на него. Но кто в этом разрыве виноват? Ведь любовь ни на минуту не ... привязанный к своей земле Василий слишком мрачен и занят хозяйственными заботами, отодвинув все остальное на второй план. Можно сказать, что он плывет по течению, двигаясь только к ...
Это важно как с точки зрения присущих человеку престижных потребностей, так и для правильного выбора жизненного пути, профессии, определения приоритетов. В жизни многих школьников важное место занимают олимпиады по школьным предметам. С одной стороны, они являются стимулом для углубленного изучения отдельных дисциплин, с другой, позволяют сравнить свои способности и достижения с результатами сверстников. Мне, например, всегда нравилась и хорошо, по школьным меркам, давалась математика. Но участие в олимпиадах в старших классах показало, что я вряд ли смогу добиться в этой области действительно заметных научных результатов, поэтому я выбрала более прикладную специальность.
Остается только повторить, что общество, общение с окружающими людьми является необходимым условием формирования человеческой личности, осознания человеком самого себя и своего места в мире, выбора им жизненного пути.