Рассуждение «Как можно познать себя? Только путем действия, но никогда-путем созерцания. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас познаешь себя»

Эссе на тему «Урок самопознание» , Эссе на тему «Урок самопознание».

Человек — целый мир и если хочешь постичь вселенную, познай сперва самого себя». Абай Кунанбаев

Основой моей работы учителя самопознания являются краткие и ёмкие слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.

«Самопознание» — это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. В основе программы — развитие нравственных и духовных качеств детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Место и роль урока «самопознание» велики. Данная дисциплина призвана помочь учащимся в понимании окружающего мира, осознании себя и своего предназначения в нем, в определении своей жизненной позиции, систематизации своих взглядов на окружающий мир с позиций общечеловеческих ценностей.

На мой взгляд, сам процесс урока самопознания предоставляет огромные возможности для нравственного воспитания учащихся. В первую очередь он является источником нравственных знаний, во-вторых, он воспроизводит высоко концентрированную атмосферу нравственных дилемм, ситуаций, моральных рассуждений и суждений, этического выбора и решений. При этом создаётся особая морально-психологическая атмосфера, которая в решающей степени затрагивает вопросы, интересующие тонкую душу ребенка.

Урок самопознание- место разнообразных коллективных действий и переживаний, учит простым истинам, как стать Человеком; происходит накопление опыта нравственных взаимоотношений. На своих уроках часто использую такие формы работы как, работа в парах, «Творческая работа»-работа в группе, «Презентация проектов»-творческая работа , «Дискуссия», «Позитивный настрой», «Аудио и видеоспектры»-релаксация. В качестве мониторинга полученных знаний учащихся использую, такую форму, как портфолио учащегося. После просмотра интересного видео фрагмента, на своих уроках мы с ребятами проводим дискуссии, пишем эссе, создаем коллажи. Различные совместные мероприятия способствуют развитию, становлению и совершенствованию детей.

7 стр., 3441 слов

Контрольная работа: Нравственные ценности и эстетика в жизни ...

... и свободе ее выбора. Нравственные ценности человека это совокупность правил и норм поведения в обществе. Правила нравственности содержались в мифологических и религиозных системах любого общества. И нравственные ценности ... поступки. 2. Понятие эстетического. Добро и красота в ... в выборе, усматривал одну-единственную моральную норму, которой должны ... поступков, в полном смысле слова расплатиться за них. ...

Такая форма работы только благоприятствует раскрытию учащегося. По словам философа Джона Бернала, человечество подходит к самому драматическому периоду своего развития – оно начинает познавать самого себя. Сара Алпысовна Назарбаева считает, что самопознание нужно преподавать с самого детства – языком любви, рассказывая притчи, поучительные истории.

Такие уроки, как показывает практика, очень нравятся нашим детям, где они испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы.

Благодаря этому, дети учатся лучше понимать друг друга, формируется нравственное поведение через постижение таких общечеловеческих ценностей, как добро, истина, красота, духовность.

В заключении хочу подчеркнуть: заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Самопознание личности

Скачать материал

так то ЕНТ / Самопознание / Документы

Роль предмета «Самопознание» в становлении личности школьников (сл.1)

01.09.2014 12420 774

«В каждом человеке — СОЛНЦЕ,

Только дайте ему светить»

Сократ (сл.2)

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана, о его молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников как личности , связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

во-первых,

наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

во-вторых

, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

в-третьих,

само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека, его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

29 стр., 14151 слов

Особенности эстетического освоения мира человеком

... ценностей, их порождении, восприятии, оценке и освоении. Это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где ... и его закономерностях, о природе прекрасного, возвышенного, трагического и комического, об особенностях художественного образа и художественного метода, о специфике литературы, театра, кино и ...

в-четвертых,

вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

В связи с этим нельзя не оценить роль и значение Программы нравственно – духовного образования «Самопознание», инициированной в 2001 году Первой леди Республики Казахстан Сарой Алпысовной Назарбаевой.

(сл. 3)

«Программа «Самопознание» помогает найти путь к себе, раскрыть свои лучшие качества, свое высокое «Я» и всегда оставаться человеком»

  • эти слова принадлежат автору идеи «Самопознание».

Прежде всего, необходимо определить, какой смысл несет в себе само понятие самопознание.

Самопознание

начинается в очень раннем детстве, но оно тогда имеет совершенно особые формы и содержание . Сперва ребенок учится отделять себя от физическою мира – он пока не знает, что относится к его телу, а что – нет. Позднее он начинает осознавать себя уже в другом смысле – как члена социальной микрогруппы. Но и здесь поначалу наблюдается сходное явление: он еще плохо отделяет себя от других, что выражается в известном детском эгоцентризме: в сознании ребенка он сам – как бы центр социального микромира, а другие существуют, чтобы

«обслуживать»

его. Наконец, в подростковом возрасте начинается осознание «духовного Я» – своих психических способностей, характера , нравственных качеств. Этот процесс сильно стимулируется активным усвоением слоя культурного опыта , который выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов:

«каков я?»,«что во мне не так?»,«каким я должен быть?».

Именно в этом возрасте начинает формироваться

«идеальное Я»

– осознанный личный идеал. Сопоставление с ним часто вызывает недовольство собой и стремление себя изменить. С этого начинается самосовершенствование. Самосовершенствование очень довольно сложный процесс, имеющий множество граней. Порой эти грани настолько тонки, что без посторонней помощи развивающейся личности не обойтись. Такую помощь сполна оказывают педагоги общеобразовательных школ, преподающих предмет

«Самопознание»,

то есть мы с вами.

(сл. 4)

Предмет

«Самопознание»

— удивительный предмет, где каждый ребенок учится слушать свое сердце и делать только то хорошее, доброе, что оно подсказывает. Только через этот путь каждый из них может найти свое место в жизни. Только пройдя этот путь красоты жизненных ценностей, каждый ребенок, может выполнить миссию Человека на Земле. Ведь чем больше в человеке духовности, нравственности, тем больше он Человек. И каждый из них будет отзывчивее, теплее, добрее, чувственнее в общении с

2 стр., 546 слов

Рассуждение Влияние детства на последующие годы жизни человека

... нормальной, человечной личностью. Андрей и не вырос. Тяжело об этом говорить, но в общем-то, дальнейшая судьба этого человека – это ... так много страшных впечатлений должно остаться у ребёнка. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и ... жизнь был обыкновенный суп. Он возымел такое влияние на неё потому, что в детстве девочка страшно голодала, и ...

окружающим миром.

На уроках самопознания учащиеся ближе знакомятся с собственным « Я »,

учатся оценивать себя, видеть себя со стороны: свой внешний облик, особенности и манеру поведения, отдельные черты характера, подвергать анализу свои собственные успехи и достижения.

(сл. 5) Любовь, добро, дружба

  • эти простые слова на занятии по самопознанию обретают новый смысл, становятся волшебными.

самопознания

постепенно интегрируются с другими общеобразовательными дисциплинами, на таких уроках гармонично переплетаются, дополняя друг друга, знания из разных областей науки, а дети наблюдают, сравнивают, делают свои выводы, познают мир. А мы знаем, что лучше всего познавать мир

любовью, добром и красотой.

Часто после уроков самопознания, глядя в открытые навстречу нам глаза, невольно думается о том, что жизнь продолжается, и, мы, учителя самопознания, мысленно благодарим природу за то, что она не позволяет нам черстветь душой, что она наделила многих людей такими прекрасными качествами, как доброта, бескорыстие, сострадание. Наверное, поэтому и существует на земле жизнь. Мы живем, пока чувствуем, любим и верим, пока наше сердце способно болеть за ближнего, а в наших душах не поселилось равнодушие. Вот такому отношению ко всему на земле, особенно к детям, и учит нас предмет «Самопознание». В образовательном процессе роль программы «Самопознание » велика. Она возвращает духовное измерение в педагогику, обогащая её, по выражению О.Сулейменова, глубиной прошлого, широтой настоящего и высотой будущего. Сегодня стало очевидным, что программа нравственно – духовного образования «самопознание» вышла за рамки отдельного предмета, заполняя светом и теплом духовных ценностей содержание других дисциплин, внеучебную деятельность, работу с родителями, то есть все то, что воспитывает личность ребенка.

Перед каждым педагогом на сегодняшний день стоит задача – воспитать такого гражданина Казахстана, который знает и ценит его культурно-историческое наследие, любит свой родной край, готов в нем жить, работать, создавать новые культурные ценности, чтобы дети с самых малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Каждый ребенок должен раскрыть себя! Воспитывать – значит питать душу ребенка энергией своего сердца, неустанно развивая у своего воспитанника стремление к высокому, вопреки всем жизненным невзгодам. Поэтому важно, чтобы рядом был Учитель

  • человек, знающий, как жить и для чего жить, наделенный особым профессиональным взглядом, способный увидеть в каждом человеке его лучшее, его будущее. Именно такие учителя ведут курс «Самопознание» в наших школах.

(сл. 6)

Дарите свое сердце детям, будьте к ним внимательны и добры, не оставайтесь равнодушными к проблемам детей, и тогда они смогут построить именно такое общество, в котором будут царить

ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО и ВЫСОКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ.

Закончить свое выступление я хочу словами Великой женщины Сары Алпыскызы Назарбаевой:

(сл.7 )« Бог дает нам шанс раскрыть себя, раскрыть свою божественную природу, природу человека быть настоящим человеком. Именно поэтому мы сейчас обучаем и обязаны обучить наших детей. Мир, счастье, любовь ко всему миру, — я желаю вам всего этого».

Ивановка орта мектебі

Ивановская средняя школа

Выступление на РМО

учителей самопознания

«Роль предмета «Самопознания» в становлении личности школьников»

Гринько Л.Н

  • учитель самопознания

Ивановская средняя школа

2014 г

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.

На странице приведен только фрагмент материала.

Помогите написать сочинение на тему Самопознание (что это такое и как вы это понимаете)

Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл моего существования, моей жизни?». Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека как существа разумного существует фундаментальная потребность в самопознании, которая отсутствует у животных. Действительно, внутренний мир каждого из нас — это неисчерпаемая вселенная, такая же бесконечная, как и космос. Можно прожить жизнь, так и не заглянув в некоторые его потаенные уголки. Поэтому на протяжении всей истории человечества интерес к самопознанию оставался неизменным, останется он таким до тех пор, пока люди будут проявлять любопытство к миру, пока будут способны познавать окружающую действительность.

Самопознание — это познание самого себя, оно является инструментарием открытия неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере.

Утверждение ценности самопознания прослеживается во многих религиозных, философских, психолого-педагогических концепциях. Например, в религиях Древнего Востока разработана целостная стройная система самопознания, которая выступает средством постижения истинной сущности человека, достижения единения с Вселенной. В гуманистически-ориентированной психологии и педагогике потребность в самоактуализации рассматривается как высшая потребность человека, удовлетворение ее позволяет ему реализовать себя в полной мере, выполнить ту миссию, то предназначение, которые ему предписаны жизнью и судьбой. Только в этом случае он обретает смысл своего существования, становится тем, кем он способен стать, а не тем, кем ему навязывают быть окружающие.

Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец, сам совершает и исправляет ошибки. В то же время каждый человек на своем опыте знает, что стихийное самопознание часто не приводит к значимым результатам. Пока он разберется в себе, пока выстроит программу самосовершенствования, уйдет время, будет совершено множество ошибок. Потому самопознание нуждается в тактичном сопровождении, например, со стороны тематических обновляемых сайтов, на которых размещены материалы исключительно по данной обширной теме, буквально по крупицам собранные из различных источников и раскрывающие её с разных сторон. Эти сайты, как учителя, которые, не навязывая стереотипов, вовремя поддержат, окажут информационную помощь, дадут совет, научат обращаться к собственному опыту или к опыту других людей.

Саморазвитие является важнейшей составляющей в жизни каждого человека и представляет собой процесс непрерывного самосозидания личности, который в интегрированном виде включает в себя самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и самореализацию. Познавая себя, человек обретает внутреннюю свободу и уверенность, становится интереснее себе и другим, испытывает ощущение полноты и яркости жизни от раскрытия себя как личности и индивидуальности, души и духа. И на этом пути ему нужны, как правило, грамотные помощники и учителя, специальные навыки и знания.

Рейтинг

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Тема:

Самопознание личности

Что такое самопознание? Самопознание

– изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Осознание себя, как личности

Самопознание:

Познание своего «Я» Изучение своих психофизиологических особенностей и способностей Определение потенциала

Этапы сомопознания: Самоузнавание

– различения себя и внешнего мира.

Начало перехода от пассивного воспрития себя к активному созданию образа «Я»

Доверчивое восприятие мнений о себе других людей. Первичное самопознание Развитие Я – концепции

Кризис первичного самопознания — Понимание различий и противоположности мнений людей;

  • Формирование собственного мнения.

Вторичное самопознание — Изменение привычных представлений человека о себе;

  • Начало активного самопознания.

Самооценка

– отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, об отношении к себе других людей. Самопознание наступает с такого этапа, когда мы начали себя обдумывать. Данный процесс реализуется довольно рано, еще в детстве, и добивается собственного расцвета в годы молодости, когда желание знания великовата, ум ненасытен, настоятельно просит свежих открытий и воспоминаний, а душа рвётся к высочайшим целям. Всё это как раз так, но с грузом ответственности, который накладывает общественный статус, свежие прямые обязанности, да и элементарно каждодневный водоворот мероприятий увлекает собственной скоростью, человек забывает о чистоте порывов, которые еще в свое время заполняли значением его жизнь. И в данный момент, осознавая суетность существования, он оглядывается обратно, видит себя в минувшем и осознает, собственно что чего то в его истинной жизни недостаёт. Не потому ли она стала представляться ему обыденной, подобный прогнозируемой. Да, в ней есть прочность: он достиг признания собственных наград, его ценят сослуживца и почитают приятели, наличествуют прочность в семье и опора в жизни. Впрочем это смутное ощущение изнутри не перестаёт нас беспокоить и то, собственно что целый данный антураж, наружная элемент бытия, не исчерпывает то разнообразие, которое жизнь имеет возможность нам предложить. Каким бы оригинальным и изящным ни был навык жизни в социуме, каждый день поощряющий нас работать собственному эгрегору, что не наименее вещественная элемент жизни не имела возможность бы существовать, в случае если бы не было внутренней жизни, той, которая случается изнутри, имеет место быть работой сознания и ума. Она и есть самое весомое в человеке, то, собственно что тайно от взоров, но откуда мы черпаем силы для реализации проектов; она ключ вдохновения и творчества; то пространство, где живёт понимание и душа; отблеск всего самого незапятнанного, собственно что есть в любом человеке. В факторы недопонимания окружающими как раз к данному источнику вы обратитесь, дабы возобновил обрести уверенность в для себя. Это что внутренний пульс, который связывает нас с Абсолютом. В нём скрывается вход в несметное королевство познаний и добродетелей. Надо уметь им пользоваться, отыскать к нему источник. Внутренний мир человека громаден. То, собственно что мы обычно зовём внутренним миром, — это всего только подступы к нему. Дабы признать целую Вселенную, сокрытую за надписью «внутренний мир», мы прибегаем к приёму, именуемому самопознанием.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/esse/chto-takoe-samopoznanierassujdenie/

  1. Минюрова, С. А. Психология самопознания и саморазвития [Текст] : учебник / С. А. Минюрова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б. и.], 2013. – 316 с.
  2. Социальная психология (для бакалавров).

    Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., 2020, КноРус. Глава 3. ЭБС

  3. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б.Ольшанского. – Ростовн /Д: «Феникс», 2002 –Часть 4.

22,39 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями: