Проект урока русского языка «От слова – к смыслу…»
Анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Пир у верховного существа».
( Подготовка к написанию сочинения-эссе).
Тип урока: урок развития речи.
Цель урока: учить анализировать текст и отбирать материал для написания сочинения-эссе на морально–нравственную тему на основе анализа текста.
Задачи:
Личностные УУД : воспитывать внимательное отношение к окружающим, сострадание, доброту; прививать любовь и внимание к слову через анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева.
Познавательные УУД : с пособствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их творческих способностей, формировать умение строить речевое высказывание.
Метапредметные УУД : искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью, формирование информационной компетенции работы с текстом.
Коммуникативные УУД : формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Регулятивные УУД : учить постановке цели работы, самостоятельной работе с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать результат.
Вид обучения : проблемное.
Метод обучения : эвристический.
Методики обучения : методика обучения анализу текста, методика развития связной речи.
Пересказ литературных произведений как средство обучения связной речи детей
... пересказе. В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются новые задачи обучения пересказу литературных произведений: уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя, передавать диалогическую речь, ... людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач детского сада. ПЕРЕСКАЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ [Электронный ...
Педагогические технологии : компьютерные, технологии развивающего обучения, личностно-ориентированные, предметно – ориентированные.
Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, раздаточный материал: текст для анализа, словарь, стикеры.
Ход урока:
- Вступительное слово (создание эмоционального фона).
(слайд 2) Стихотворения в прозе были написаны в последние годы жизни И.С.Тургенева и опубликованы незадолго до смерти. Они явились как бы итогом всей жизни и творчества писателя, плодом его долгих размышлений о вечных проблемах бытия. Сам он назвал их “Senilia” (“Старческие”). (слайд 3) Обращаясь к нам, читателям, И.С.Тургенев, советовал: “ Дорогой мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое – которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу”.
Сегодня я предлагаю вам обратиться к одному из стихотворений, и, может быть, после нашего исследования чувства, переживания писателя оставят след в ваших душах.
- Чтение стихотворения — аудиозапись. (слайд 4)
Иван Сергеевич Тургенев
Пир у Верховного Существа
Однажды Верховное Существо вздумало задать великий пир в своих лазоревых чертогах.
Все добродетели были им позваны в гости. Одни добродетели… мужчин он не приглашал… одних только дам.
Собралось их очень много — великих и малых. Малые добродетели были приятнее и любезнее великих; но все казались довольными и вежливо разговаривали между собою, как приличествует близким родственникам и знакомым.
Но вот Верховное Существо заметило двух прекрасных дам, которые, казалось, вовсе не были знакомы друг с дружкой.
Хозяин взял за руку одну из этих дам и подвел ее к другой.
«Благодетельность!» — сказал он, указав на первую.
«Благодарность!» — прибавил он, указав на вторую.
Обе добродетели несказанно удивились: с тех пор как свет стоял — а стоял он давно, — они встречались в первый раз!
Декабрь, 1878
- Выявление первичного восприятия текста.
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
О чём хотел сказать автор? Какие проблемы его волнуют? Давайте поразмышляем вместе.
«Внеклассная работа по русскому языку во внеурочной деятельности»
... формы работы с детьми во внеурочной деятельности по русскому языку Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Глава 1. Сущность и роль внеклассной работы по русскому языку в начальных классах Что такое внеклассная работа по русскому языку ...
- Определение жанровой принадлежности текста.
К какому жанру близко стихотворение «Пир у Верховного Существа»? – Притча. Вспомним определение этого жанра. (слайд5)
ПРИТЧА — 1. Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме.
АЛЛЕГОРИЯ — ( от греч. allos — иной и agoreuo — говорю ) — вид иносказания: изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ.
- Выявление ключевых слов с помощью вопросов и определение их лексического значения.
Для того чтобы определить, какие аллегорические образы есть в тексте, ответьте на следующие вопросы (слайд 6): Что означает слово пир? Где происходит пир? Кто даёт пир? Кто приглашён на пир? (Работа в группах).
Словарь (слайд 7):
Пир — многолюдное угощенье, большой званый обед, ужин.
Лазоревый – лазурный — и меющий цвет лазури; светло-синий. Цвет неба.
Чертог — б ольшое, пышное, великолепно убранное помещение, великолепное здание, дворец.
(слайд 8)
Верховное Существо – Создатель, Творец, божество, Бог.
Большой званый обед, ужин происходит на небесах в б ольшом, великолепно убранном помещении, а хозяином этого пира является Создатель, Бог. Приглашены на пир добродетели.
Определим этимологию слова добродетель. — В его составе два корня «добро» и «деять», т.е. «делать». Каково лексическое значение этого слова? (слайд 9) – Положительное нравственное качество человека.
6. Индивидуально-групповая работа. Составление списка «Наши добродетели».
— Какие добродетели, на ваш взгляд, могли присутствовать на пире?
Самостоятельно запишите на стикерах имена трёх добродетелей, Сравните свои ответы с ответами участников вашей группы и составьте общий список «Наши добродетели». (Работа в группах).
— Как вы думаете, почему на пир приглашены только дамы? – Вероятно, потому, что в русском языке почти все слова, обозначающие нравственные качества человека, женского рода.
7. Конкретизация понятий с помощью словаря. Перераспределение согласно критериям.
Пользуясь словарём (приложение 1), определите лексическое значение записанных вами слов и ответьте на вопрос: «Какие бы добродетели вы отнесли к великим, а какие – к малым? Почему?» (Работа в группах).
Конспект книги ницше Ф. По ту сторону добра и зла.\ Сб. Минск ...
... этого «по ту сторону», или « ... благодарности в божестве. — Ему удивляются как в добре, так и в зле . Божество только добра здесь нежелательно. В злом божестве так же нуждаются, как и в добром: ... у него добродетелью... Аристотель, понимал ... философию. Протестантский пастор — дедушка немецкой философии. Вот определение протестантизма: односторонний паралич христианства — и разума... Немецкая философия ...
8. Представление результатов и их соотнесение с принципами христианской морали.
Вопрос непростой, наверное, каждый сам выбирает приоритеты в системе нравственных ценностей. А в христианской религии выделяют семь основных добродетелей (слайд 10-11): веру, , любовь, , , и . Есть ли эти добродетели в вашем списке?
9. Выявление лексического значения ключевых слов.
— Какие две добродетели И.С. Тургенев выделяет особо? — Благодетельность и благодарность.
— Каково лексическое значение этих слов? — Благодетельность и благодарность имеют два корня, причём первый корень в этих словах одинаков – « благо» (то есть добро ).
Второй корень в слове благодетельность того же происхождения, что и в слове добродетель – «делать» , а значит, слова добродетель и благодетельность изначально были синонимами. В слове благодарность второй корень – дар (от глагола дарити ), благодарить – это дарить добро, возвращать добро.
В современном языке (слайд 12) благодетельность – от благодетельный – спасительный, полезный; благодарность – чувство признательности за оказанное добро.
10. Ответ на проблемный вопрос.
— Почему эти добродетели «несказанно удивились встрече»? – Работа в группах, презентация результатов.
11. Проверьте, подтвердились ли ваши предположения, проанализировав высказывания великих людей. (слайд 13, приложение 2)
Прекрасная русская пословица гласит: «своего спасибо не жалей, а чужого не жди» . Если первой части этого высказывания следовать сравнительно легко, то вторая часть вызывает определенные затруднения. Совершая какое-то доброе дело, мы вольно или невольно рассчитываем на ответное душевное движение человека, на которого направлены наши благодеяния. Это движение не обязательно должно быть озвучено. Это может быть взгляд, жест, поступок – да что угодно. Во всяком случае, ожидание какой-то благодарности свойственно нормальной человеческой психологии, хотя все мудрецы в один голос говорят о пагубности подобных ожиданий.
— 2019. Направление «Добро и зло»
... злу)» / «все дурное, плохое, безнравственное (противоположное добру)». «благо – беда» благодарность АСПЕКТЫ НАПРАВЛЕНИЯ "ДОБРО И ЗЛО" В данном направлении можно выделить следующие АСПЕКТЫ: Добродетели: Пороки: ... чувство: гнев, досада; грех; месть; обида; вина; лукавство». 1. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто ...
Марк Аврелий, философ и одновременно император Древнего Рима, писал: «Если ты сделал кому-то добро, и это добро принесло плоды, то зачем ты, как безумный, домогаешься еще похвалы и благодарности за свое доброе дело?»
Истинно благородные люди, совершив благодеяние, стараются избежать проявления чужой благодарности. Вот как рассказывается об этом в повести Леонида Соловьёва «Возмутитель спокойствия». Главный герой повести Ходжа Насреддин раздал беднякам огромную сумму денег. Облагодетельствованные им люди хотели узнать имя своего благодетеля, чтобы помолиться за его здоровье. Насреддин ответил так: «Зачем вам знать мое имя? Истинная добродетель не нуждается в славе. А что касается молитв, то у Аллаха много ангелов, извещающих его о благочестивых поступках ».
В одной из книг Дейла Карнеги есть такой пассаж: «Христос исцелил десять прокаженных в один день, но только один из них вернулся, чтобы поблагодарить его. Тогда Христос обратился к своим ученикам и спросил их: А где же ещё девять?» Оказалось, что все они ушли. Скрылись без всякой благодарности. А теперь позвольте задать вам вопрос: «Почему вы, я или кто-то другой могут ожидать большей благодарности за свои небольшие одолжения, чем получил Христос?» Можно сказать, что неблагодарность естественна, как сорная трава, а благодарность подобна розе – ее надо пестовать и холить. Забывать о благодарности – очень распространенное и даже простительное человеческое свойство, поэтому тот, кто ожидает ее, готовит себе множество огорчений. Если вы или я будем всё время ворчать по поводу чьей-либо неблагодарности, то кого в этом следует винить? Человеческую природу или наше незнание ее? Поэтому не будем ожидать благодарности, а если кто-то поблагодарит нас, пусть это будет для нас чудесным сюрпризом. Говорят же, что мы ни за что не бываем так благодарны, как за благодарность. А известный американский врач и психолог Сэмюэл Джонсон писал: «Благодарность – результат высокого нравственного развития. Вы не найдете ее среди невоспитанных людей». (По Г. Калихману)
Благодарность не есть простое признание чужого благодеяния. Испытывать благодарность — значит радоваться не только полученному дару, но и доброте дарящего.
— О чём же нас заставил задуматься И.С.Тургенев?
12. Продолжить сегодняшний разговор я предлагаю вам в сочинении-эссе. Вспомним, в чём особенность этого жанра? (слайд 14) А темой вашего эссе станут слова с очень популярного в интернете демотиватора «Добродетель»: «Благие намерения не останутся в одиночестве. Всегда найдутся соседи».
Приложение 1
СЛОВАРЬ
Благодарность – одно из лучших нравственных качеств человека
... бывают только люди, обладающие благородной душой. «Благодарность – одна из самых больших добродетелей. Но еще большая добродетель – чувство меры в претензии на благодарность», – немецкий драматург Кристиан Фридрих Геббель. Он считал благодарность большой добродетелью, больше которой ...
Бескорыстие (бескорыстность) — отсутствие корысти, стремления к личной выгоде, отзывчивое отношение к человеку, помощь без всякой выгоды, пользы для себя.
Гордость — чувство собственного достоинства, самоуважения. разг. Преувеличенно высокое мнение о себе и пренебрежительное отношение к другим; высокомерие, надменность. Чувство удовлетворения от достигнутых кем-л. успехов, от сознания важности, значительности чьей-л. деятельности.
Гостеприимность – г отовность, желание принимать гостей; радушие, хлебосольство.
Гуманность — человеколюбие, доброе, отзывчивое отношение к людям.
Доброта – благожелательность, отзывчивость, готовность помочь. Щедрость.
Жалость – доброе, хорошее чувство, вызывающее при виде чужого несчастья.
Искренность – правдивость, откровенность, чистосердечность.
Креативность — творческая, созидательная, новаторская деятельность.
Любовь – чувство глубокой привязанности, преданности кому-л., чему-л., основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу или спасению, сохранению кого-л., чего-л.
Любознательность – стремление к приобретению новых знаний; пытливый.
Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь, не требуя награды.
Милосердие — готовность помочь кому-л. из чувства сострадания, человеколюбия, не требуя награды.
Мудрость – обладание большим умом, высшим знанием, хорошим жизненным опытом.
Оптимизм — бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек верит в светлое будущее, в успех.
Отвага – бесстрашие, храбрость, смелость.
Ответственность – возлагаемое на кого-л. или взятое кем-л. обязательство отчитываться в каких-л. своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия.
Открытость — откровенность, правдивость, доверчивость.
Порядочность – от порядочный — заслуживающий уважения, не способный на низкие поступки, честный.
Самоотверженность — жертвование личными интересами в пользу других; самоотверженность. Забвение себя, своих интересов во имя чего-л.; самоотречение
Смелость – бесстрашие, отвага, храбрость.
Совесть — чувство моральной ответственности за свое поведение и свои поступки перед самим собою, окружающими людьми и обществом.
Про добродетели. Есть Дон Кихоты среди нас
... чувств, облагораживает человека есть благодарность. Это — готовность ответить добром на добро. Я не всегда задумывалась над тем, ... существа. ... на самом деле, без переоценок и недооценок, — очень трудно. Мне кажется, надо всегда учитывать отношение ... чувство большого и страстной любви. Я считаю, что Мигель Сервантес выразил истины, близкие не только мне, но и всем моим современникам. Моральные добродетели ...
Сопереживание – совместное переживание по поводу какой – либо неудачи.
Сострадание — Чувство жалости, вызываемое чьим-л. несчастьем, горем; сочувствие.
Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к чьему-л. горю, переживаниям; сострадание.
устар. Благосклонное, благожелательное отношение к кому-л., чему-л.; поддержка, одобрение.
Справедливость — от справе6дливый — беспристрастно следующий правде, истине в своих поступках и мнениях. Обоснованный, законный, заслуженный.
Терпимость — относящийся терпимо, без вражды к чужим мнениям, обычаям, привычкам.
Толерантность — от толерантный — перен. способный, умеющий терпеть что-л. чужое, мириться с чужим (мнением, характером и т.п.); снисходительный, терпимый.
Храбрость – отсутствие страха перед опасностью, мужество и решительность в поступках; смелость.
Честность — правдивость, прямота, добросовестность, целомудрие.
Щедрость – способность бескорыстно оказать помощь деньгами, имуществом.
Приложение 2
АФОРИЗМЫ
Своего спасибо не жалей, а чужого не жди. (Русская пословица)
Если ты сделал кому-то добро, и это добро принесло плоды, то зачем ты, как безумный, домогаешься еще похвалы и благодарности за свое доброе дело? (Марк Аврелий)
Когда нам платят за благородный поступок, его у нас отнимают. (Н. Шамфор)
Благодарность — долг, который надо оплатить, но который никто не имеет права ожидать. ( Ж.Ж.Руссо)
Кто оказал благодеяние, должен молчать; рассказывать о нем должен тот, кто его получил. (Сенека)
Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности —глупость, не быть благодарным — подлость. (В. О. Ключевский)
Нельзя считать добрым делом то, о котором рассказывают всем и каждому. (Д. Мукерджи)
Если человек помог тому, кого он любил, то ни при каких обстоятельствах он не должен вспоминать потом о своем благодеянии. (Ж. Лабрюйер)
Требовать благодарности за каждое из своих благодеяний — значит торговать ими. (А. Декурсель)
Приложение 2
Иван Сергеевич Тургенев
Пир у Верховного Существа
Однажды Верховное Существо вздумало задать великий пир в своих лазоревых чертогах.
Человек существо политическое. Человек по своей природе есть ...
... веке до нашей эры, как-то сказал: «Человек по природе своей есть существо политическое». Поднимая проблему взаимосвязи человека и политики, актуальную и по сей день, автор утверждал, что это – части ... на рационально-правовой основе, когда люди принимают на себя долг выполнения общественных обязанностей во имя самосохранения. На самом деле отношения власти хотя и не сводятся к чистому насилию, тем ...
Все добродетели были им позваны в гости. Одни добродетели… мужчин он не приглашал… одних только дам.
Собралось их очень много — великих и малых. Малые добродетели были приятнее и любезнее великих; но все казались довольными и вежливо разговаривали между собою, как приличествует близким родственникам и знакомым.
Но вот Верховное Существо заметило двух прекрасных дам, которые, казалось, вовсе не были знакомы друг с дружкой.
Хозяин взял за руку одну из этих дам и подвел ее к другой.
«Благодетельность!» — сказал он, указав на первую.
«Благодарность!» — прибавил он, указав на вторую.
Обе добродетели несказанно удивились: с тех пор как свет стоял — а стоял он давно, — они встречались в первый раз!
Декабрь, 1878
Иван Сергеевич Тургенев
Пир у Верховного Существа
Однажды Верховное Существо вздумало задать великий пир в своих лазоревых чертогах.
Все добродетели были им позваны в гости. Одни добродетели… мужчин он не приглашал… одних только дам.
Собралось их очень много — великих и малых. Малые добродетели были приятнее и любезнее великих; но все казались довольными и вежливо разговаривали между собою, как приличествует близким родственникам и знакомым.
Но вот Верховное Существо заметило двух прекрасных дам, которые, казалось, вовсе не были знакомы друг с дружкой.
Хозяин взял за руку одну из этих дам и подвел ее к другой.
«Благодетельность!» — сказал он, указав на первую.
«Благодарность!» — прибавил он, указав на вторую.
Обе добродетели несказанно удивились: с тех пор как свет стоял — а стоял он давно, — они встречались в первый раз!
Декабрь, 1878