» Что значит быть настоящим учителем»

Эссе

« Чтобы быть хорошим преподавателем,

Нужно любить то, что преподаёшь,

И любить тех, кому преподаёшь, и

Нести в себе, в своей учительской сути то,

Что хочешь воспитать в своих учениках».

В.О.Ключевский

Иногда я задумываюсь: почему я стала учителем начальных классов?

Возможно, это веление свыше, моя судьба?

Моя мама Зобнина Тамара Александровна, 40 лет проработала учителем математики, и труд учителя для меня не был тайною за семью замками.

А может быть просто стечение обстоятельств. Наверное, и то, и другое. Но, несомненно, одно: я благодарна судьбе и тем обстоятельствам, которые привел и меня в школу. Тысячелетиями человек бьется, пытаясь найти ответ на вопрос, для чего он пришел в этот мир. Понятно одно: в долгий жизненный путь все мы отправляемся на прекрасном корабле под названием «Школа», чтобы научится любить и быть любимыми, отдавая себя другим, постичь свое высокое назначение.

Нам, учителям, оказана великая честь: мы вечные капитаны этого корабля. А пассажиры, доверившие нам свою жизнь, такие маленькие, хрупкие и беззащитные, нуждающиеся в нашем внимании и заботе в начале своего жизненного путешествия. Дети младшего школьного возраста доверчивы, открыты, легко включают воображение и фантазию в своей школьной жизни. Я думаю, что учитель это должен использовать на уроках. Придумал историю про новую изученную букву, пригласил всех в гости к букве на день рождения. Смотришь, а твои ученики уже и угощения на изученную букву придумали и сказочных героев позвали.

Даже и слова как-то сами прочитались, а уж как все подаркам радовались, которые учитель из волшебного сундучка достал. Детям не интересны«сухие» уроки, они легче учатся в процессе игры, когда получаемые знания окрашены их эмоциями, переживаниями, волнениями. Мастерство учителя – не случайная удача, не счастливые находки, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и…неудачами.

Я постоянно стремлюсь совершенствовать собственные знания, так как учитель – образец для подражания у своих учеников. Стремлюсь вдохновлять тех представителей моей профессии, которые действительно стараются делать свою работу хорошо, и поддержать тех, кому необходимо больше работать над собой. Открыто обмениваюсь идеями и методами с другими учителями. Искренне радуюсь, когда в отношениях между коллегами появляется чувство товарищества, больше честности, искренней дружбы и юмора. Стараюсь активно участвовать во встречах и круглых столах на моем профессиональном уровне, в составе творческой группы учителей начальных классов каждый год принимаю участие в школьном конкурсе методических идей. У меня есть педагогическая копилка дидактических пособий, открытых уроков и внеклассных мероприятий, новинки педагогической мысли, современные психологические тесты, работы педагогов новаторов. Многие методические пособия изготовлены моими руками: очень люблю мастерить и рисовать. С приходом в нашу жизнь компьютеров стало возможным изготавливать различные карточки, схемы, таблицы, тесты, печатать много индивидуальных заданий, делающих уроки насыщенными, личностно- ориентированными и современными. Не надо бояться неудач, меня они наоборот стимулируют. Ведь не зря же говорят, что на ошибках учатся.

2 стр., 590 слов

Любите книгу – источник знаний, только знание может сделать вас ...

... тебе разобраться в них. Любите книгу, она облегчает вам жизнь, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце ... писатель Максим Горький советовал: «Любите книгу — источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать вас духовно сильными, честными, разумными ... В книге увековечены подвиги и наших предков, и наших отцов. А уроки истории, запечатленные в книгах, не ...

Еще тогда, 20 лет назад, когда я делала свои первые шаги в школе, я решила, что в моей работе первичным должно быть добро. А это значит, я должна быть с детьми доброй, требовательной, но не придирчивой, быть для них и другом и школьной мамой. Есть минуты обид, ошибок, неудач, некрасивых поступков. И я стараюсь разбираться в них и учу этому детей. Пытаюсь убеждать, что плох не сам ученик, а его поступок, важно показать именно ошибку, не затрагивая личность ребенка.

Как писал Я.А. Коменский, «учить всех всему».

Сейчас огромное количество методов и приемов, которые помогают учителю реализовать образовательные и воспитательные цели и задачи.

Каждый свой шаг направляю на то, чтобы обеспечить своим ученикам успех в учёбе, ощущение радости на пути от незнания к знанию.

Китайская пословица гласит:

«Скажи мне – и я забуду,

Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня – и я научусь».

Учитель должен искать пути к душе каждого ученика, радоваться успехам пусть и незначительным, а для этого сам учитель должен жить своей работой, постоянно педагогически расти. Школа – это мир вокруг нас.

Познание мира начинается с удивления.

Мне кажется, что будущее за той школой, в которой учитель и ученик совместно ставят проблему и в поиске вместе достигают результата.

человек!

В юности я вычитала в одной книге фразу, поразившую меня:

«Господи, дай мне крылья, чтобы взлететь над миром!»

Она потрясла меня тогда, и живёт во мне и теперь. Так вот:

Учитель не имеет права быть бескрылым; его крылья – это творчество,

источник вдохновения – дети, их загоревшиеся глаза. В учителе должна жить радость открытия, даже если эти открытия мы делаем

с периодичностью раз в четыре года (от одного выпуска до другого).

Настоящий учитель сопереживает вместе с учеником его, ученическую,

радость открытия.

В нашем учительском труде заложены черты жертвенности. Но не

одержимой, а то, что основано на высоких принципах служения людям,

детям, делу. Если учитель, особенно в младших классах, любит своё дело, то

8 стр., 3787 слов

Образ учителя глазами современных учеников

... была выбрана тема исследования «Образ учителя глазами современных учеников». Мое исследование вероятно единственная возможность донести до учителей мнение учеников о них. Заставить их взглянуть на себя ... математику. В XVIII в. Усилился контроль над деятельностью школ и преподавателей, и создавал большое препятствие к проникновению в средние и высшие школы детей недворянского происхождения. В школах ...

дети воспринимают конкретный учебный предмет через любовь к учителю.

Часто это происходит на бессознательном уровне, и только позже, при переходе в старшие классы, они начинают различать, где любовь к

учителю, а где – интерес к предмету. Вот этот «бессознательный период»

я использую, чтобы вовремя перевести ученическую любовь к себе как к

личности в русло интереса к учебному предмету. Настоящих учителей в школе видно сразу. И не потому, что над головой сияет нимб, а по особому блеску глаз, по ощутимому всеми чувству его собственного достоинства,

видимого только у человека дела, по той атмосфере доброжелательства, которая порождается ими.

Изначально, в Древней Греции педагогом называли человека, ведущего ребёнка в школу. Вскоре это название закрепилось за домашними учителями и воспитателями детей. То, что педагогами были вначале рабы, меня не смущает – и по сей день, педагог должен в некотором смысле быть рабом детей, подчиняя свою жизнь интересам учеников.

Вот уже 20 лет я работаю учителем начальных классов. Из них пять раз я входила в первый класс, который для каждого человека является великим

начало моего будущей активной жизни.

Прав был Гераклит, когда утверждал, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды. Так и учитель начальных классов. Всякий раз меня ожидали новые поколения учеников. Со своими представлениями о школе, учителе, родителях, об окружающем их мире. Мы для детей – боги, мудрые, не подвластные никакой критике. Идёт спор, что важнее: семья или школа?

Я считаю, что должна победить гуманистическая концепция образования

двадцать первого века: «Ребёнок – центр педагогического мироздания!»

Это основополагающая философская мысль прогрессивных педагогов всех времён и народов (от Я. Коменского, К.Ушинского до Ш. Амонашвили,

В.Шаталова, П. Эрдниева) должна пронизывать всех, кто сопричастен детям, начиная от родителей и заканчивая министрами образования всех уровней.

«Сердце отдаю детям», — так мудро сказал В. Сухомлинский. Именно в отдаче себя ребёнку учитель должен находить истоки своего соучастия,

подвижничества, сопереживания. Я не согласна, что в школе начинает

царствовать технология обучения и воспитания, технология не ради технологии, а как способ сотворчества ребёнка и педагога, способ их совместного труда.

Конечно, на языке официальной педагогики есть определение всему тому, о чём я говорю:

  • принцип стимулирующего обучения,
  • личностно – ориентированное образование,
  • гуманизация,
  • гуманитаризация,
  • дифференциация,
  • индивидуализация.

Но всё это теоретические изыскания, которые, на мой взгляд, необходимо

углублять и развивать, так как теоретическое видение может породить множество методических способов их практического воплощения.

Математика – наука строгая. Но, играя на уроке, познаёшь ты многое!

Говоря о творческом начале, давайте представим школу, где все учителя

( обязательно все), кроме своих уроков и классного руководства, имеют своё дело, которое является педагогическим хобби. Своё дело учитель делает не ради заработной платы, а ради удовольствия. Это дело не контролирует администрация, не требует поурочного плана и стандартного самоанализа.

2 стр., 590 слов

Учитель и ученик. Кто кого?

... Итак, действительно, хорош тот ученик, что смог превзойти своего учителя. И хорош тот учитель, что нашел в себе силы это признать и благословить своего недавнего питомца на открытие своих «америк». Павел Николаевич Малофеев ... В основном, негативную. Кому понравится, когда тебя то и дело ставят на место? И сами эти отношения «учитель – ученик» в стандартную схему далеко не всегда укладываются. Как ...

Своим делом для учителя может быть клуб, кружок, объединение. Или общество, походы, экскурсии, песни, театр. Занятие спортом, чтение книг и

даже посиделки. И если учителю в своё дело без принуждения удастся привлечь некоторое количество детских сердец, то можно быть уверенным

в педагогическом успехе. Говоря другими словами, чтобы требовать что-то

яркое от учеников, учитель сам должен быть творческой личностью.

И только приводя свои мысли в систему, формулируя свои ощущения и чувства по поводу творчества учителя, пришёл ответ.

Главное назначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми,

заключается в том, чтобы помочь ребёнку пройти трудный путь становления личности. Не сформировать его личность, а создать условия для её реализации, не указать нужный путь к знаниям, а помочь найти свою, пусть даже труднопроходимую тропу. Не надо тянуть за руки, а то и за уши на гору, находясь на её вершине, а помочь преодолеть эту вершину, подтолкнув снизу, может даже, подставив плечо. Всё это может сделать только человек,

идущий рядом, держащий ребёнка за руку, делящий все радости и невзгоды

долгого пути, человек, вытирающий слёзы и поздравляющий даже с самым маленьким успехом.

«Школа» по- латински означает «лестница», по ступеням которой восходит ученик. Учитель указывает направление, а ученик проходит

свой путь самостоятельно. Потребность детей проявить себя в творчестве очень велика, её удовлетворение даёт им интенсивное ощущение радости жизни. Надо оберегать в каждом ребёнке мечтателя, поэтому я так люблю

уроки изобразительного искусства и художественного труда. Вот где может разыграться и фантазия, и воображение, и практическая смекалка.

Спросите меня еще раз: «Что такое счастье учителя?» А я отвечу:

«Счастье – это когда понимают тебя ученики с полуслова, с полу взгляда,

с полунамёка….» Поэтому в одном из моих стихотворений, иногда пишу,

под настроение, есть такие строки:

«….Если ждали мой урок,

Как волшебное чудо,

Если в школу бежали

Вприпрыжку они,

Значит, большей награды

Не жду ниоткуда,

Значит, стала «для них я частицей души».

Еслипосчитать, сколько детей за 20 лет работы в школе я научила читать, писать, считать, думать, любить этот мир, то получается неплохая арифметика. Ядля130детейсталапервойучительницей, отдавая им свои знания, умения, частичку души каждому ребёнку. Думаю, нет смысла навязывать ребенку, какие бы то ни было знания, даже с самыми лучшими намерениями, надо просто сформировать внутреннюю потребность в знаниях или умениях и создать внешние возможности для того, чтобы эти знания или умения найти и освоить для решения собственных задач и проблем личности.В своей работе руководствуюсь правилом: незачем механически загружать память ученика набором сведений – лучше показать, где и как эти сведения можно взять, найти и получить. Еще одно принципиальное отличие современного образования, которое я взяла себе на вооружение – ориентация не на знание, а на приобретение учеником позитивного опыта самостоятельной работы. Я счастлива и оттого, что работаю с прекрасными, талантливыми детьми, у которых сама постоянно учусь, поскольку образовательный процесс всегда осуществляется во взаимодействии, следовательно, и я должна учиться чему-то у своих учеников. Не надо закрывать глаза на проблемы – ведь это критические точки роста. Очень важно, на мой взгляд, как раз увидеть проблему, задуматься над очевидным, привычным – и в силу этого незаметным, невидимым. Поэтому не только слушать, но и слышать; не только смотреть, но и видеть.

32 стр., 15630 слов

Диплом по ИЗО :»Формирование интереса к м изобразительного ...

... Работа по аппликации помогает лучше почувствовать силуэт формы, ее геометрическую основу, а лепка – ощутить объемную форму предметов [24]. Для того, чтобы детям ... рисованию на темы важна и лепка. Лепка поможет детям почувствовать объем фигур людей и животных, показать ... значит изображать его таким, каким его видит рисующий. Но, так как у младших школьников еще очень неустойчивое внимание, задача учителя ...

Говорят, что не мы выбираем дороги, а они нас. Мысль красивая, но не всегда верная. Во всяком случае, дорогу учителя люди выбирают сами, как это случилось и со мной. В отличие от других она не обещает ничего, кроме того, что ты станешь учителем. Одним из нескольких миллионов. Мало только получить учительский диплом и приобрести определённые навыки преподавательской работы. Надо владеть ещё величайшим из искусств – искусством любить детей. «Любовь, – говорил В.А. Сухомлинский, – это цветы нравственности; нет у человека здорового нравственного корня – нет и благодарной любви. Учитель прекрасно знает, что результаты его работы часто проявляются в отдалённом будущем. Туда, в будущее время, уходят сегодняшние поколения, а учитель уже встречает «молодняк» и ведет его по дороге к истине. В этой, на первый взгляд, простой учительской эстафете кроется глубокий смысл жизни людей: идти от осознания себя до лучшего применения своих способностей через нравственные искания и жизненные препятствия.

Недаром народная мудрость гласит: «Человеческое счастье состоит из трёх составляющих – это у кого родиться, у кого учиться и с кем жить». Все учителя учат детей и желают им добра, да результаты бывают разные. Добиться хороших результатов, значит, понять, в чём ваше преимущество в педагогическом мастерстве. Значит, и мне, школьному учителю, отведена жизненно важная миссия – сделать моих учеников счастливыми. Пытаюсь формировать у детей желание видеть в первую очередь положительные стороны его личности, не замыкаясь только на учебном процессе. Как говорил Сухомлинский: «В наших детях дремлют задатки талантливых мастеров творческого труда. Эти таланты раскроются только тогда, когда каждый ребёнок встретит в учителе ту «живую воду», без которой задатки засыхают». Лучше ошибаться, обучаясь, ошибаться в атмосфере добра и радости. Тогда и справиться с трудностями ученикам легче. Пытаюсь учить детей самих анализировать свои ошибки. Глубоко убеждена, что самоконтроль, взаимоконтроль на уроке, с одной стороны, учат ребят слушать и слышать друг друга (это главное человеческое умение), с другой стороны – оградит от повторения ошибок. Стараюсь довести процесс получения знаний до состояния постоянной потребности через самостоятельное обучение.

Чувство радости овладевает мною, когда я вижу, что мои ученики меняются прямо на глазах, они становятся другими, будто у них выросли крылья. Растёт их умственный потенциал, упорство, сообразительность, дружелюбие.

Существует психологический факт, что человек запоминает до 10% того, что слышит, до 50% того, что видит, и до 90% того, что делает. Поэтому в основе всего познания должна лежать активная преобразующая деятельность. Нет деятельности – нет мышления. И дело педагога – умело вовлечь ребят в интеллектуальную деятельность, помочь их взрослению – ставить их познавательному марафону преграды и помогать всем вместе и каждому в отдельности преодолевать их. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым важным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в своё большое предназначение. Каждый из нас, из педагогов, несомненно, талантлив. Только добрый и благородный педагог может повести ученика в мир прекрасного.

2 стр., 799 слов

«Помочь ребенку испытать радость от результатов собственного труда»

... Но все же лучшая награда для учителя, или, если хотите, радость от результата собственного труда, -это достижения его учеников. Наверно, осознание ... доступно и, надеюсь, интересно преподнести его детям, постоянный поиск новых форм работы, творческий подход. Мотивация на уроке, требовательность, ... жизни. Я считаю это одной из самых важных сторон моего труда. Ведь умение многое делать своими руками – ...

И только увлечённый педагог может заинтересовать детей своим делом. Каждый учитель, так мне кажется, должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же все-таки вам больше всего нравится и что лучше всего получается, надо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным.