В настоящее время часто можно услышать разговоры о том , что нам не хватает культуры. Что это значит? Ведь есть музеи, театры , библиотеки. Но культура не исчерпывается материальными артефактами.
В силу своей биосоциальной природы человеку необходима как материальная культура, так и духовная суть в обществе. А для удовлетворения духовных потребностей должны существовать нравственные, идеологические, эстетические и религиозные ценности и идеалы.
Люди создают среду, и от них зависит, на сколько она будет культурной и одухотворенной. Модернизация общества, т.е. индустриальный путь развития, на который вступила Европа, а затем и остальные регионы мира, дав человеку, за счет развития науки и техники, небывалую власть над природой, обществом и самим собой, принципиально изменяет его отношение к миру и, соответственно, новоевропейскую картину мира. Напомним, что ее образовали три основополагающие ценностные идеи: природы как эталона естественности; человека как свободной индивидуальности и культуры как царства истины, добра и красоты. Трансформация этих идей и составляет трансформацию картины мира.
Прежде всего, меняется отношение к природе. Суть дела состоит не только и не столько в научной революции конца XIX — начала XX вв. (открытие электрона, электромагнитного поля, теории относительности, квантовой механики), кардинально изменившей научную картину природы, а в утрате последней — статуса культурной ценности, эталона «естественности». Особый тип власти, формирующийся в недрах общества модерна («власть — знание», по выражению М. Фуко), вызывает к жизни тот тип человека, который перестает воспринимать природу как значимую норму или живое убежище. Он рассматривает её бесстрастно, по-деловому, как пространство и материал для работы. Это означает необозримые возможности созидания, но также и разрушения, особенно там, «где дело касается человеческого существа, которое оказывается далеко не так прочно и надежно в самом себе, как обычно полагают».
В рамках западной и восточной культур различным было отношение к природе. В рамках западной традиции сформировалось утилитарное, прагматическое, потребительское отношение к природе. «Природа — мастерская, и человек в ней работник». На Востоке отношение к природе было более созерцательным, трепетным и как показала историческая практика — более мудрым. Считалось, что человек должен максимально скоординировать свое поведение с законами природы, космоса. Он не должен вмешиваться в природные процессы, а должен адаптироваться к ним, прислушиваться, угадывать ритмы природы, жить в гармонии с ней. Восточное искусство также отличала близость к природе. На Востоке — в Китае и Японии — впервые появилась пейзажная живопись, садово-парковое искусство, икебана — искусство аранжировки цветов, составления букетов. Если европейская культура оставила нам в наследство статуи микеланджеловского «Давида» и «Мыслителя» Родена, то китайская культура оставила нам в наследство туманные пейзажи с маленькой фигуркой человека, затерявшегося среди огромного царства природы (сунские пейзажи).
Влияние культуры на человека
... в данной концепции проводится различие между «высокой» культурой как культурой элит и «массовой» культурой, подразумевающей товары и произведения, направленные на потребности простых людей. Следует также отметить, что в некоторых работах ...
В культуре России существует как западное, так и восточное культурное наследие.
В последние десятилетия вопрос о повседневной культуре человека превратился в достаточно модную научную проблему. Это недвусмысленный показатель социального заказа, ответа науки и культуры в целом на теперь уже мощно заявившую о себе потребность в осмыслении и утверждении повседневной жизни как ценности современной культуры. Разумеется, речь идет прежде всего и главным образом о западной, европейской и североамериканской культуре ХХ в., лидирующее положение которой определяло и тенденции развития мировой культуры в целом.
Стоит отметить, что в целом проблематика повседневной жизни весьма высока. Отображение этой проблемы мы можем встретить в научных изданиях и публикациях по таким гуманитарным наукам, как культурология и философия, социология и история, психология и лингвистика. Для современной науки характерно выдвижение на первый план человека — субъекта и творца, ориентация на изучение его предметно — материальной и духовной деятельности, его образа жизни и менталитета. В статье « История повседневности как онтология культуры» М.И. Козьякова, отмечает, что повседневные практики создаются коллективной традицией, а творчество в этой сфере всегда безымянно. Единичное «Я» здесь растворяется в массовом, в господствующих стилях жизни и способах времяпрепровождения, стереотипах поведения или языковых клише. Повседневные практики не поддаются рефлексии. Они потребляются в известной степени бессознательно , и это отмечает, например, Гидденс, концептуализируя феномен рутины. Генераторами их специфических особенностей выступают приметы времени, модальные императивы эпохи. Трактуемая подобным образом, повседневность уподобляется «жизненной стихии», наглядно проявляя свою асобытийность: мелкие факты, едва заметные во времени и в пространстве, повторяясь, обретают всеобщий характер, распространяются «на всех уровнях общества, характеризуя его образ существования и образ действия, бесконечно его, увековечивая» (Ф. Бродель).
Вот эта «бесконечность» и делает повседневность не — или лучше сказать — внеисторичной. Событие, являющееся краеугольным камнем традиционной историографии, исчезает, растворяясь в энтропии повседневного.
Обращение к понятию «повседневность», включение эстетического в контекст повседневности можно рассматривать как начало интеграции эстетики в общий для гуманитарных наук второй половины ХХ в. процесс постижения новой реальности — реальности повседневной жизни. В рамках эстетики и искусствознания, однако, это постижение имело более чем вековую традицию. Традицию, в которой эстетическое в повседневном было представлено и могло быть представлено только искусством, а среди видов искусства — теми, что эстетически организуют предметно-пространственную среду обитания человека, а именно — архитектурой и прикладным искусством, в ХХ в. — дизайном.
Искусство в жизни общества. Искусство и массовая культура
... распространившейся по всему миру тип научно-технической культуры весьма способствовал развитию свободы человека. Но вместе с тем он имеет изъяны. Технологическая цивилизация основана на таком ... воспитание, связывали понятие «культура» с личностным развитием человека, тогда как «цивилизация» отождествлялась ими с социально-политической жизнью людей. Понятие «культура» как предельно общее не ...
Можно ли представить себе идеал прекрасного, который будет близок всем культурам, да еще и на протяжении всей истории человечества? Думаю, что да. И подтверждение тому мы можем найти у Канта. Для того чтобы считать что либо хорошим, нужно всегда знать, каким должен быть предмет, т.е. иметь о нем понятие. Для того чтобы считать что либо прекрасным, в этом нет необходимости. Цветы, свободные зарисовки, без всякой цели, сплетающиеся в виде лиственного орнамента линии ничего не означают, не зависят от какого — либо определенного понятия. И все — таки они нравятся. Прекрасно то, что нравится всем без понятия.
Цветы всегда привлекали внимание людей редким красочным видом. В традициях многих народов, в том числе и славянских, очень часто возникало особое трепетное отношение к этим божественным созданиям. Именно оно лежит в основе многих сказок поверий и легенд. Символизм цветка находит свое отражение в религии, и в искусстве, и в повседневной жизни людей. В символическом смысле он олицетворяет женский, пассивный принцип, некую форму вместилища, чаша цветка. Цветок в бутоне это только потенциальная возможность. Это особо подчеркивается в символизме лотоса на Востоке и розы и лилии на Западе. Экспансия и феноменальный мир и форма открытого цветка связывают его с символизмом колеса с лучами расходящимися от солнца. Цветы разводят с глубокой древности. Так, например, известные в свое время висячие сады Семирамиды, называющиеся « парадизы» — входят в состав семи чудес света.
Мир цветов таинственный и чудный. В русском языке есть поговорка «Дети — это цветы жизни». Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Нередко цветы «растут» на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты. А это значит, что среди нас не будет людей с ледяными сердцами, как в сказке Андерсена «Снежная Королева».
Цветы как элемент прекрасного — вызывают в человеке чувство эстетического наслаждения и тем саамы побуждают его творить. Изучая и рассматривая культуру как универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает этот мир и самого себя. Предметы материально — духовной деятельности человека, не однократно сталкиваемся с таким элементом, как цветы.
Таким образом, актуальность вопроса о месте цветов в повседневной жизни, в XXI в. в веке высоких технологий и все большей урбанизации человеческого общества, а в частности в повседневной российской культуре на лицо.
Целью данной работы стало всестороннее рассмотрение вопроса о том как отображаются цветы в искусстве и какую роль играют они в повседневной жизни современных россиян.
Для решения это цели был поставлен ряд задач:
- Теоретическое определение пространства повседневности человека
- Рассмотреть факты отображения цветов искусстве
- Рассмотреть вопрос о роли и месте цветов в современной российской культуре.
Теоретической основой для разработки темы послужили работы:
Конкурсное — Культура в жизни человека
... человеческой жизни. Она организует человеческую жизнь, и наше спасение именно в том, что необходимо направить людей на высшие уровни нравственности, культуры и духовности. Ценность нашей культуры ... основой повседневной культуры, образа жизни исповедующих ее народов. Этика ислама охватывает все проблемы. Жизненные проблемы процеживаются через нравственную нормативную сетку, что спасает человека ...
Глава I. Экскурс в повседневность
1.1 Культура повседневности
Что такое повседневность?.. Задаваясь таким вопросом, думаю, каждый найдет для себя определение этого термина. Толковые словари определяют повседневность, как нечто бывающее всегда, обычно, т.е. повторяющееся изо дня в день. Но, говоря о повседневности нашего бытия, должным будет заметить, что в этой, повседневной, обыденной жизни, мы постоянно взаимодействуем с другими людьми, стараемся себя реализовать в различных сферах, тем самым осуществляя свою творческую природу. Таким образом, следует рассматривать не просто вопрос о повседневности, а наиболее верным будет рассмотрение этого вопроса в культурном контексте.
Повседневная культура, определяется в научной литературе, как — совокупность ценностей, норм, значений и смыслов, определяющих существование человека в ближайшем его окружении, призванных им и обладающих для него непосредственной достоверностью. Повседневная культура это категория целого комплекса гуманитарных наук. В педагогике, она трактуется, как одна из синкретичных форм обретения ребенком реального мира, его воспитания и первичной социализации. В первую очередь она актуализируется в общении между людьми. Являясь более широким понятием, чем бытовая культура, выражающая, прежде всего взаимосвязи человека с его ближайшим окружением. Отсюда следует тесная связь повседневной культуры с культурой поведения, когда следуя своей коммуникативной, но зависящей от субъективного понимания природе, она представляет собой, упорядоченный мир межличностных отношений, одновременно ориентированных на индивидуальные жизненные цели, ценности и нормы каждого человека. Наряду с этим, повседневная культура отличается от существующих форм институциальных культур, так как в ней выражены те различные виды деятельности человека, которые выходят за рамки профессиональных, экономических, хозяйственных и политических сфер.
Она опирается, прежде всего на своеобразную картину мира, в которой большое место занимают проекты устройств ближайшего к личности жизненного пространства, наборы типологических конструкций человеческих отношений, значений и смыслов, которые принимаются человеком в качестве очевидности, не требующей дополнительного осмысления. Поэтому на форму данной культуры, создаваемой вокруг отдельного человека, значительное влияние оказывают эмоционально окруженные отношения и состояния. Также, следует отметить, что ей свойственна актуализация собственного жизненного опыта личности, ориентация на традиции. В целом повседневная культура носит противоречивый характер: с одной стороны, находясь вне инстинуциальной иорганизационной форм культуры, в ее сфере человек может проявить свою индивидуальность, но, с другой стороны, именно в мире повседневности происходят процессы всеобъемлющей регуляции поведения людей в массе и проявляются тенденции подчинения массовому сознанию к тому же повседневность буквально пропитана различными видами, стереотипами и идеалами массовой культуры. Оставаясь тесно связанной с традиционной народной культурой, повседневная культура включает в себя молодежную культуру и культуру криминального мира. Поэтому для современной повседневной культуры важнейшее значение приобретает не только массовая культура, но и ее дальнейшее развитие под благотворным воздействием высоких образцов художественной культуры и искусства, которые ориентированы на изображение повседневности и индивидуального существования человека на основе ценностей гуманизма, нравственности в духе идеалов прекрасного.
Важна ли культура поведения в нашей жизни. Сочинения по русскому ...
... свои […] Сочинение на тему: родительский дом начало начал Родительский дом имеет особое значение для каждого. Именно в нем человек начинает познавать жизнь, получает […] Сочинение на тему: тема свободы в поэме Мцыри Тема свободы в поэме М.Ю. ... очереди, но ведь родители должны объяснить ребёнку, как вести себя в общественном месте. Культурный человек не бросит на землю фантик или окурок. Ему даже не ...
По Ю. Лотману, простая, обычная жизнь людей, их привычки, каждодневное поведение, вещи, которые их окружают и которыми они пользуются, их быт, т.е. жизнь в ее реально-практических формах имеет отношение к культуре. Оно определяется тем, что быт может иметь знаково-символический смысл. История быта показывает со всей очевидностью связь многообразных форм быта (от представлений о дворянской чести и придворного этикета до моды, деталей костюма и каждодневного поведения, обиходных вещей) с миром идей, интеллектуальными, нравственными, религиозными и другими ценностями. Рассматривая культуру повседневности в таком ракурсе можно выделить определенные элементы. Так неотъемлемым элементом повседневной жизни человека является природа, которая его окружает. И она естественным образом находит свое отображение во всех формах повседневности, и выражается в народном творчестве и в искусстве.
1.2 Оформление пространства
Человек всегда стремился найти или создать вокруг себя интимное или безопасное пространство. Поэтому он искал или выкапывал пещеру, строил хижину и огораживал поселение тыном. Дом это основное место, где протекает повседневная жизнь людей. Археологические раскопки, первых поселений, позволяют нам судить, что внутреннее убранство дома, занимало людей изначально больше, нежели его внешнее убранство. Такие выводы можно сделать, исходя из того что на месте древних поселение обнаруживается достаточно много предметов быта, которые могут рассказать нам о культуре того или иного времени. Трудно сказать, когда точно люди начали украшать свои жилищи цветами.
Египет — древнейшее государство мира, об истории которого сохранилось немало интересных сведений. Именно в этой загадочной и таинственной стране фараонов родились многие виды и формы искусства, которые, в последствии, получили развитие в Азии и Европе. Они послужили основой и для античной эстетики — исходной точки всех искусств нашего времени. Именно там берет свое начало история растений в доме. Стремление окружить себя растениями в своем доме предполагает наличие высокой культуры обустройства жилища. Позже, в эпоху античности, римляне обустраивали для себя зимние сады, выполняющие функцию помещений для растений в жилых домах. Таким образом, они, так же как и современные люди, восполняли нехватку живой природы в повседневной городской жизни. Элементом зажиточного дома был перистиль — внутренний сад с колоннадой. В этих садах обычно выращивали траву и разнообразные цветы. В Древней Греции и Риме, как и в Древнем Египте, широко был распространен обычай использовать цветочную декорацию во время религиозных и светских празднеств. Венками и гирляндами украшали статуи богов и участников религиозных процессий, греки сажали цветы на могилах умерших и осыпали лепестками роз и фиалок ложе новобрачных.
В императорском Риме увлечение цветами, особенно розами, дошло до крайностей. Роза, бывшая дотоле атрибутом Венеры-Урании — богини возвышенной любви и честного брака, посвящается теперь Венере — Пандемос — богине чувственной любви, становится цветком роскоши и разврата, непременной принадлежностью оргий. В знаменитом обеденном зале во дворце Нерона, потолок, и стены которого вращались во время пиршества при помощи особого механизма и изображали попеременно четыре времени года, вместо града и дождя на гостей стали сыпаться свежие лепестки роз. Во время пиров ковром из лепестков роз устилали полы, цветами были украшены не только гости, но и слуги, танцовщицы, блюда, столы и сами кушанья. На одном из пиров, устроенных императором Марком Аврелием Антонином Гелиогабалом (204-222гг), гостей забросали таким множеством розовых лепестков, падавших с потолка, что некоторые из знатных патрициев задохнулись под ними к вящему удовольствию хозяина. Для первых христиан роза как атрибут порочного и развратного Рима служила символом гибели и смерти. Тертуллиан (Квинт-Септимий-Флоренс) — знаменитый богослов; родился в Карфагене около 160 года, типичный христианский писатель начала III-го века на африканской почве написал строгое послание против употребления венков из роз, а Климент Александрийский почитал грехом увенчивать голову таким венком. После падения Римской империи в эпоху раннего христианства цветы как декорация и сюжеты для живописи были отвергнуты, и вместе с тем пришла в упадок культура цветов и садов.
Проблема роли дома в жизни человека
... и своеобразной крепостью. Ещё одним примером того, как дом является духовной ценностью для человека, служит отношение к своему дому Всю жизнь Матрёна работала для других, никакого «богатства» не ... очень символична. Вместе с разрушением дома уходит и душа главной героини, которую А.И. Солженицын по праву называет «деревенским праведником». Таким образом, проблема, поднятая Д. Граниным, действительно ...
Говоря о даме в культурологическом смысле, следует отметить, что понятие дома складывается довольно поздно по мнению И.Е. Даниловой. Она пишет, что человек античности «жил в природе как в доме». Такое представление о доме Данилова выводит из анализа истории искусств, прежде всего живописи. Дом, по ее мнению , для человека античности весь мир. Мир земной, мир природы — это жилище для человека, его обиталище ,его Дом.
В эпоху Средневековья происходит трансформация восприятия пространства у человека, меняются ценности, и человек естественным образом уже иначе воспринимает свое жилище и соответственно меняется его отношение к его благоустройству. Опять — таки обращаясь к анализу Даниловой, отмечаем, что для средневекового человека характерно ощущать себя скитальцем, в постоянном ожидании жизни потусторонней, жизни вечной. Странничество, бездомность вот главные постулаты человека средневековья. Представление человека о жилище, было, прежде всего, связано с храмом. Здесь следует отметить, что цветы не остаются в стороне.
Во времена Средневековья реальный земной сад считался образом небесного рая. Сады разбивались при монастырях, позднее в замках; цветоводство стало важным занятием монахов. И в церковном, и в светском саду центральное место отводилось растениям, проникнутым христианской символикой. В первую очередь это были розы и лилии — цветы, посвященные Деве Марии. Роза, цветущая среди шипов, уподоблялась Деве, родившейся и жившей среди грешников. Немецкие живописцы в эпоху интернациональной готики изображали Мадонну с младенцем в розовом саду или в беседке, увитой розами. Этот маленький розовый сад символизировал рай, который обретало человечество через крестную жертву Богочеловека, рожденного Девой. Образ “огражденного сада”, символизировавший непорочность Марии, розы, как и многие другие метафоры, связанные с Марией и Христом, были заимствованы из “Песни песней” Соломона. Под пером святых отцов этот шедевр любовной лирики превратился в выражение пылкого религиозного чувства и был истолкован в терминах христианской символики. Мадонна в беседке из роз. Не случайно связано с розами и название четок в европейских языках (rosary, le rosaire).
Органичная архитектура Фрэнка Ллойда Райта. Дом над водопадом
... террас, галерей, окруженных садами. Человек неистощимой изобретательности, Райт с мастерством ... была подхвачена в Италии архитектором Б. Дзеви. В 1945 ... домов (виллы, особняки, загородные отели), обусловленный конкретной функцией и природной средой, отказ от урбанистических индустриальных методов строительства, возведение зданий из естественных материалов, создание единого перетекающего пространства, ...
По старинной средневековой легенде, сама Мария собрала бутоны роз, слетавшие с губ молодого монаха, когда он вновь и вновь повторял молитву в честь Святой Девы, и сплела из них гирлянду, которой и увенчала свою голову. Сочинение немецкого доминиканского монаха 1470-х гг., прописавшего введение в обиход четок и установление поклонения святому Доминику, способствовало популярности праздника четок. На этот довольно редкий в живописи сюжет — прославление праздника четок — написана картина А. Дюрера “Мадонна четок”, в которой множество маленьких ангелов — путти держат розовые венки и увенчивают ими сидящую на троне Мадонну.
Совсем по иному ощущает себя человек в эпоху Возрождения. В эту эпоху возникает понятие дома как важнейшей доминанты мироустройства. Возникает оно в Италии в XVв. Уже строится дом для человека. И дом этот служит не только для проживания в нем, но возникает экспансия внутреннего пространства во внешнее. Вот почему для дома эпохи Возрождения характерно появление разного рода лоджий, уже целый город рассматривается как обжитой дом. И дом этот должен располагать к труду и отдыху, но в первую очередь должен быть удобным. В этот же период, как известно из истории, совершаются первые великие географические открытия. Таким образом, растения из тропических стран впервые прибывают в Европу. Опыт средневековых монахов в области садоводства позволяет создавать первые оранжереи. Так, уже в конце XVI века в оранжереях выращивают цитрусовые, пальмы, финиковые деревья.
Самым выдающимся объектом исторического культивирования можно считать оранжерею, созданную в Версале во времена правления Людовика XIV короля Франции из династии Бурбонов, правившего в 1643 — 1715 гг; она и по сей день признана самой прекрасной в Европе и является излюбленным местом для организации светских приемов и торжеств.( см. приложение 1).
С середины октября до середины мая сюда, как повелось с давних времен, помещают любимые растения «короля — солнца» — около 700 апельсиновых деревьев. Температуру и влажность поддерживают на определенном уровне. На летнее время деревья выносят на открыто пространство.
Рассматривая дом, как пространство повседневной жизни человека, по мнению Даниловой, в XVII веке барокко приносит с достаточно разные чувства по отношению к внутреннему пространству дома, если судить по живописи того времени. Но вместе с тем он утверждает что «XVII век, в искусстве был веком обретения Дома в высоком, трансцендентном смысле этого понятия, а также в обыденном его значении…»
XVIII век — век разума, век Просвещения. Главенствующим стилем становиться — рококо. Интерьер в этот период начинает восприниматься как уголок природы. Вот почему широкое распространение получают ширмы, выделяя уютные уголки. Интерьер этого времени «является» в костюме пейзажа, а пейзаж в костюме — интерьера. Что касается цветоводства, то оно по-прежнему остается уделом элиты.
Проблема роли отчего дома в жизни человека
... а может быть, три, а может, остаток дня и всю ночь... (34)Дом ожил, заговорил, запел, зарыдал... (35)Множество людей вошли в комнату и окружили кольцом Николая Николаевича. (З6)Николай Николаевич думал ... Ильи Ильича было предопределено его детством. В том, как много черпает человек из родного дома, впечатлений детства, можно убедиться, прочитав публицистическое произведение Б.Васильева «Летят мои ...
В искусстве как зеркале отражается не только мысли людей, но и прежде всего их восприятие окружающего пространства и прежде всего их дома. По мере того как человеческое общество развивается, меняется внутреннее убранство дома. Рассматривая повседневную жизнь людей, стоит отметить, что по мере экономического и политического развития общества, такой элемент их повседневной жизни, как цветоводство постепенно распространяется. Если ранее, разводить цветы в комнатах могли позволить себе люди богатые, то к середине XIX века в описаниях жизни и быта людей можно встретить заметки о том, что простолюдины, люди среднего сословия хотя бы один цветочек на подоконнике, но дерзали. Поливая и окучивая его, человек расслаблялся после трудового дня.
Промышленный переворот, протекавший не равномерно в странах Западной Европы начиная с конца XVII века до начала XX столетия оказал заметное влияние на жизнь людей, и прежде всего, это сказалось на все большей концентрации людей в городах. Как отмечает Марков Б.В. в книге «Культура повседневности» на обустройстве коммунального хозяйства, начинает меняться планировка городов, улицы, в отличии от средневекового города становятся более просторными , закладываются парки и скверы становясь легкими целостного организма города. Следовательно, садоводство получает новый виток в своем развитии. В конце XIX в. Э. Говард выдвинул идею создания города-сада. В 1898 г. вышла его книга «Завтра», а в 1903 г. «Города-сады будущего». Говард представлял себе город-сад в виде концентрических кругов. В центре города — сад, вокруг него — общественные сооружения, окруженные центральным парком, по периметру широкая стеклянная аркада — Хрустальный дворец, в котором размещены магазины, зимние сады. Все дома города окружены зелеными массивами и садами. На полпути между центром и внешним кольцом была задумана большая аллея, образующая зеленый пояс и разделяющая город на внутреннюю и внешнюю части. Вдоль этой аллеи расположены школы. Самый крайний круг представлял собой сельскохозяйственные поля и расположенные несколько в стороне зоны для безвредных промышленных предприятий.
Рассматривая оформление пространства повседневности в XX веке, мы отчетливо можем наблюдать развитие тенденций заложенных в прошлые века. Обобщение и анализ теоретических разработок и опыта по проектированию систем насаждений позволяют выдвинуть следующую принципиальную модель насаждений крупных и средних городов. По этой модели город включает несколько промышленных и жилых районов. Промышленные районы отделены от жилых специальными защитными зонами или (если нет необходимости в таких зонах) озелененными магистралями. Жилые районы разделены магистралями, вдоль которых создаются зеленые полосы и бульвары, примыкающие к границам микрорайонов. В центрах микрорайонов расположены микрорайонные сады, а в жилых районах в пределах определенного радиуса доступности — районные и детские парки. Центральный городской парк, центральный спортивный парк и ботанический или зоологический парк, т. е. общегородские зеленые массивы, размещены на берегу водоема в центре города (по отношению к жилым районам).
Внутригородская система озеленения дополняется лесопарковым поясом, в котором предусмотрено сооружение зон массового отдыха, санаториев, домов отдыха и пионерских лагерей.
Главные герои пьесы Вишневый сад А – П – Чехова: образы, характеристика ...
... обреченность представителей дворянских сословий на примере героев пьесы “Вишневый сад”. Не все из них смогли ... стать истинной хозяйкой имений. Беспомощность героя проявляется в желании сохранить вишневый сад, при этом никаких ... Вишневый сад в произведение олицетворяет наши духовные корни, культуру. Старое сословие ее не уберегло – слишком заняты своей комфортной жизнью за счет работы других людей. ...
Вместе с городом меняется интерьер дома. Человек, проживая в крупном мегаполисе, начинает постепенно чувствовать себя оторванным от природы. Мир, окружающий нас сегодня, целиком состоит из пластика , стекла и бетона. Добавим к этому шум и стресс — неотъемлемые атрибуты современной жизни. Пытаясь уйти от этого неблагоприятного «многообразия», человек начинает создавать свой райский уголок природы в собственном доме. (См. приложение 2 рис.1-3)
Рассматривая пространство повседневности, мы уже упоминали о границах этого самого пространства, о том, как оно менялось в течении формирования культуры. Возвращение к этому вопросу, не случайно. Анализируя, как менялось местонахождение растений в помещении, не сложно заметить, что по мере развития общества цветы все больше проникают в наше пространство. Оранжерее и сады не исчезли, но так же с эволюцией окна, появляется некое их миниатюрное подобие у нас на подоконниках. В контексте «человек — дом — мир» в традиционной культуре окно соответствует глазу и солнцу. Человек смотрит через окно (глаз) на мир (солнце), мир (солнце) — на человека через окно (глаз).
Это подчеркнуто солярной символикой орнамента оконных наличников. «Возвышение» окна, обретение им высокой культурной значимости и всей полноты функций, дошедших до современности, начинается в эпоху Возрождения. Этот процесс включен в общую переориентацию культуры «с небес на землю» (Ж. Ле Гофф).
Земная жизнь начинает осознаваться в ее самоценности, заново интеллектуально осваивается. Ценность умозрения, видения «глазами души», утверждавшаяся религией и церковью и господствовавшая в Средние века, оспаривается новой, мирской, посюсторонней ценностью зрения, наблюдения реального мира.
Зарождающаяся новая европейская наука и новое искусство делают глаз основным инструментом познания мира. Новая культурная функция окна, обеспечившая возможность созерцания дали, визуального выхода за пределы жилища, могла быть реализована лишь при соответствующих размерах и положении окна в стене. Л. Б. Альберти, характеризуя дом, каким он должен быть, говорит об окнах с подоконником «…настолько низким, что ты будешь виден проходящим на улице и сам будешь их видеть». Подоконник подводит черту наших отношений с внешним миром. Он или подчеркивает резкость противостояния, или пытается смягчить ее, создавая на своих берегах модель мира-сада. Цветы на окне — бесстрашный маленький аванпост, выставленный человеком, вставшим лицом к внешней тьме.
Основное функциональное предназначение внутреннего пространства жилища — создание, обеспечение условий повседневной жизни человека, ежедневного удовлетворения его основных потребностей, существенную часть которых составляют первичные, витальные потребности в пище, питье, сне, отправлении естественных надобностей, продолжении рода (сексуальные потребности).
Удовлетворение перечисленных потребностей осуществляется, как правило, в определенном месте жилища, приобретающем значение функциональной зоны его внутреннего пространства. Такие зоны обычно определенным образом маркируются: временно или постоянно выгораживаются, отделяются друг от друга перегородками или стенами, обозначаются каким-то предметом, вещью или комплексами вещей, а также словом: именуются, номинируются (кухня, столовая, туалет, спальня и т. п.)
Разумеется, внутри жилища удовлетворяются и другие жизненно важные потребности, в том числе потребности духовные, которые также могут иметь специально выделенные для этого зоны: гостиная, библиотека, бильярдная и т. п.
Разделение этого пространства на зоны, его структурирование отражает не только «логику» удовлетворения телесных и духовных потребностей обитателей дома, но и их социально-ролевую дифференциацию: половую, возрастную, социально-групповую (классовую).
Структура внутреннего пространства дома исторически развивается, и это развитие также имеет свою логику и определенные закономерности.
Пространственные зоны жилища формируются не только полом, потолком, перегородками, стенами, проемами, но и вещами, заполняющими внутреннее пространство дома и обеспечивающими его функционирование. Пространство жилища в нормальном течении повседневной жизни не бывает пустым, без вещей.
1.2.1 Фитодизайн
В настоящее время трудно представить современное помещение, будь то офис или жилая комната, без растений. Интерьерное озеленение — элемент культуры человека, отвечающий потребностям его эстетических предпочтений. Фитодизайн на сегодняшний день очень популярен. Свидетельством тому могу быть прилавки книжных магазинов, предлагающие огромное количество литературы по данной теме, а так же стоит набрать в строке поиска в интернете — «фитодизайн» и мы сможем увидеть, достаточно много адресов сайтов фирм предлагающих свои услуги в этом направлении. Фитодизамйн — целенаправленное научно-обоснованное введение растений в дизайн интерьера офиса и оформление других помещений с учётом их биологической совместимости, экологических особенностей, способности к улучшению качества воздуха в помещении.
В изданиях для цветоводов можно обнаружить не только информацию, о ток как правильно выбрать растение, об условиях содержания, транспортировке, пересадке и т.п. Так же нам подробным образом рассказывается о правилах расположения растений, и предлагаются варианты оформления каждой комнаты в доме.
«Гостиная — комната, в которой собирается семья. Здесь взрослые отдыхают, дети играют и всем должно быть удобно. Это помещение, в котором в основном и располагаются растения в доме.
Именно здесь размещают самые красивые и дорогие растения… Используйте растения для оживления скучного интерьера» — такие рекомендации мы находим в книге доктора Д.Г.Хессайона « Все о комнатных растениях»
Мы не станем подробно рассказывать о рекомендациях, даваемых автором, по оформлению. Достаточно будет остановиться на некоторых моментах. Например, прихожая. Вот какие рекомендации приводятся в книге: «Цветущая орхидея фаленопсис не привлечет к себе особого внимания в гостиной, в которой она будет окружена украшениями, картинами, книгами и т.п., но ее нельзя будет не заметить, если она будет красоваться в одиночестве на столе в прихожей. Здесь подходящее место для большого, хорошо освещенного комнатного садика, для роскошного дерева, группы азалий в цвету и т.п.» Думаю, что этого вполне достаточно, для того чтобы сделать выводы, о том, что подобные рекомендации врядли подойдут для типовых квартир, в которых живет основная масса населения городов. Скорее это для отдельного дома. Говоря о роскошном дереве, здесь подразумевается — пальма. Как известно, пальма — символ власти, силы, царского могущества, самое, можно сказать императорское дерево в мире комнатного садоводства. Кушлина О.Б., рассказывая о культуре Петербурга через цветы, пишет следующее: «… Как запрещалось в Петербурге строить здания выше Зимнего дворца, так не след было, и пытаться вырастить пальму выше той, что жила в Императорских оранжереях. Пальмы в интерьере дома, в гостиных состоятельных граждан это всего навсего свидетельство лояльности, благосклонности подданных, знак довольства властью и своим местом в иерархическом государственном устройстве…
Анализируя, две цитаты, закономерно будет сделать вывод. Что содержание крупного растения, например, такого как пальма, в домашних условиях, как правило, могу позволить себе достаточно обеспеченные люди. Т.е. можно сказать, что комнатное растениеводство и по сей день, остается уделом « императоров»
Так же мы можем встретить в книге по растениеводству рекомендации по обустройству зимнего сада. В западных странах, зимние сады уже давно стали неотъемлемой частью многих офисов, учебных заведений, спортивных сооружений, домов и даже городских квартир. Часто помещение под зимний сад включают в план дома.
В России зимние сады получили широкое распространение только в последние десятилетия. Теперь такие сады можно встретить не только в официальных учреждениях, но и во многих частных домах.
Первые зимние сады были известны еще в Античности.
Первые зимние сады в России были созданы в начале XVII века. Крыши у таких садов не было, выращивались в них в основном овощи и плодовые деревья. Известно, что в зимних садах, были водоемы и фонтаны. Позднее, в XVIII веке, в усадьбах состоятельных дворян стали устраивать застекленные оранжереи, пристроенные к дому, или расположенные рядом с ним, в которых не только выращивали различные плоды, но и отдыхали.
Такие оранжерее часто были значительных размеров, в них держали тропических птиц, устанавливали мебель, не редко сооружали фонтаны. С течением времени зимние сады изменялись, однако, их главное достоинство — большое количество света, и растений — всегда находили почитателей. В зимнем саду можно создать иллюзию цветущего оазиса или тропического леса, что особенно важно для жителей России, где лето очень короткое и так не хватает солнечного света. Практически в каждой квартир есть хотя бы однокомнатное растение или даже небольшой цветник, однако, зимний сад позволяет более полно наслаждаться природной красотой растений.
Уголок природы устроенный в зимнем саду, способен доставить огромное эстетическое наслаждение, принести ощущение спокойствия и умиротворенности.
Такой сад можно использовать как жилое помещение или как продолжение комнаты, это сооружение, пропускающее большое количество света, позволяет экономить электроэнергию, а так же придает дому изысканность и уют.
Зимний сад можно устроить не только в большом загородном доме, но и в обычной городской квартире. Городские жители, гораздо больше нуждаются в контакте с живой природой.
1.2.2 Сады и парки
Осмысление пространства загородного дома с прилегающей к нему территорией сада как автономного гармоничного мира имеет давнюю культурную традицию. Ее начало, относится к монастырским садам средневековья — земным проекциям райских кущ. В эпоху Ренессанса таким образом компонуются уже светские ансамбли вилл. Наконец эта традиция достигает своего апогея в барочных дворцово — парковых ансамблях Европы XVII- первой половины XVIII веков.
Садово — парковое искусство разделяет сады на несколько стилей
Основоположником регулярного стиля в садово — парковом искусстве Франции является Ландшафтный архитектор А. Ленотр, создавший композицию в поместье министра финансов Фуке «Во ле Виконт». Ленотру принадлежат проекты парков Сен-Клу, Шатильи, Марии, вершиной творчества является Версаль.
Стиль отличается торжественностью, приподнятостью, обилием скульптур, театральностью. Тем самым подчеркивая абсолютное превосходство владельца над людьми и над природой, в стремлении подчинить ее себе, навязать свою волю.
Важными элементами регулярного сада, парка была вода и боскеты — подстриженные в форме стен группы кустарников и деревьев, создававшие иллюзию небольших зал, кабинетов под открытым небом, размещенные вдоль прямых аллейных дорожек, вымощенных либо серой каменной крошкой, либо гравием, смешанным с песком.
Регулярные сады в России получили распространение в петровскую эпоху. К первому периоду создания парков относится усадьба «Ботик» Переславского района, в которой Петром Великим были высажены березы. В 1710 году был устроен регулярный парк в Ораниенбауме, В 1711 — Летний сад в Петербурге, в 1711 — в Петергофе.
Новшевством в русском регулярном парке явились боскеты и фонтаны.
В середине XVIII века планировка как французских, так и русских парков усложнялась, вырабатывались шаблоны, новые традиции приходили на смену старым.
Конец XVIII века, характеризуется приходом нового стиля. Великая французская революция, — буржуазно — демократическая революция во Франции в 1789-94, нанесшая решающий удар по феодальному — абсолютистскому строю и расчистила почву для развития не только капитализма, она оказала сильнейшее влияние на сознание людей. Литературные произведения, показывают, что человек воспринимает мир природы как определенную взаимосвязь стихий, которые меняясь сами, заставляют меняться людей. Поэтому не случайно становиться популярен пейзажный английский стиль парка. Культура естественного проявления чувств обнаруживает несостоятельность помпезности и театральности барочных ансамблей. Движение по парку должно вызывать движение чувств в душе человека. Естественности ландшафтов должны соответствовать естественные эмоции. Увеселительные комплексы сменяются или переосмысливаются как места « философских прогулок».
Следует отметить, что планировке «английских» озелененных территорий предшествовало знакомство мастеров с садово — парковым искусством Китая, которое способствовало окончательному формированию европейского стиля. Мастера пейзажного направления Востока, преклонявшиеся перед красотой природы, были убеждены, что равновесие и гармония достигаются при ассиметричном, живописном расположении объектов.
Европейцы переняли лишь внешнюю сторону китайского искусства садоводства: возводили беседки, пагоды, мостики, павильоны , трельяжи, не равные по величине и форме, размещенные таким образом, что создавалось впечатление уравновешенности. Восточные философские идеи простоты, лаконичности, символизма в искусстве нашли свое отражение и в более позднее время, в период образования ландшафтной архитектуры.
Вторая половина XIX века внесла новшества в садово — парковое искусство: введение в художественную композицию новых видов деревьев и кустарников, атрибутов, присущих озелененным территориям. Однако, нововведение нарушило цельность общего вида парка.
В тот же период времени наблюдается упадок дворянских поместий, появление дачных усадеб с небольшими парковыми территориями, малым количеством построек. Хозяева мелкопоместных имений, расположенных у пруда, у речки, неподалеку от лесных массивов, чаще всего проживали в своих владениях круглый год, занимаясь сельским хозяйством.
Развитие промышленности и рост городов постепенно удаляли человека от природы. Происходило превращение традиционных садово — парковых комплексов в ландшафтную архитектуру: появились места, отведенные для отдыха горожан, национальные парки, заповедники, курорты.
В основе садово — паркового искусства стран Востока лежит религиозное и философское восприятие мира. Религия определяла направления в планировке садов, которые оставались неизменными на протяжении столетий, передавая знания из поколения в поколение.
Последователи даосизма боготворили металл, дерево, воду, огонь, землю, разработали идею инь — янь, суть которой заключалась в противопоставлении и взаимодействии мужского (ян) и женского (инь) начал, создали систему предсказаний. Независимо от учения определявшего сознание народа, в центре внимания человека находилась красота природы, подчинение ее законам, которые послужили основой пейзажного стиля садоводства.
В Древнем Китае выделяли три типа садов: смеющийся, угрожающий, на территории которого большое место занимали нависшие скалы, а так же идиллический, с водоемом и размещенном на острове домиком рыбака либо беседкой.
В садово — парковом искусстве мусульманские сады являются самыми загадочными, неповторимыми, прекрасными, ассоциирующимися с раем. Тихое журчание воды в фонтане, зеркальная гладь водоемов, шелест листвы, благоухание цветов, пение птиц в золотых клетках навивают мысли о волшебстве, сказке. Однако устройство садов строго контролировалось законами ислама.
Территорию разделяли на четыре больших квадрата, каждый из которых в свою очередь, разбивался еще на четыре квадрата. Тропинки, растения, водоемы подчеркивали регулярный стиль планировки. Большое значение отводилось воде, наделенной религией священной ролью.
Существует мнение, что прообразом планировки мусульманских садов является древняя святыня, находящаяся в Мекке и представленная в виде черного камня кубической формы, встроенного в стену здания, считающегося домом Аллаха, которому покланялись задолго до возникновения ислама. Таким образом, сады, спроектированные на основе четырех квадратов, символизировали присутствие Аллаха, его благословение.
Идея райского сада наиболее полно отразилась на строительстве гробниц времен правления Великих Моголов: мавзолей Хумаюна XVI века, Тадж — Махал XVII века. Ярким образом мусульманского стиля является сад Багх-е, находящийся в Иране недалеко от Кашана.
На протяжении 70 лет, начиная с сороковых годов XIX века, наиболее широкое распространение имел Викторианский стиль, для которого характерен всплеск свободы в творчестве. Цветы, деревья, кустарники высаживали довольно далеко от жилого здания, так как считалось, сто высокая влажность, застойный воздух в густых посадках являются причиной появления грибка, насекомых вредящих дому. Клумбы хорошо просматривались из окон усадьбы. При оформлении веранды использовались вьющиеся растения, парадных вход украшался вечно зелеными кустарниками высаженными в кадку.
К современным садам можно отнести сельские, тематические, сад — живой уголок природы и др. В связи с путешествиями по миру большого количества людей широкое распространение получили тематические сады, отличающиеся особым очарованием, включающие в себя элементы садово — паркового искусства разных стран.
Таким образом , можно сделать вывод. Пространство сада отражает «душевные склонности» владельцев. Следует так же заметить что меняются не только стили обустройства парков, но и размеры сильно изменяются в меньшую сторону по мере того как «сжимается» и концентрируется человеческое общество в городах создавая мегаполисы. Но идея создания «райского сада», хотя бы на подоконнике не покидает человека.
1.3 Цветы в народной культуре
Рассматривая народную культуру, следует сразу отметить, что понятие это собирательное, не имеющее четко определенных границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Формирование и функционирование феномена народной культуры в этническом сообществе или социальных группах и общностях разного типа связано с осознанием их принадлежности к народу. Самоидентификация с народом, народными традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно — творческой практики — проявления народной культуры. В наше время ее общая особенность — непрофессиональный статус в сфере современной многослойной культуры, неспециализированный характер культурной деятельности, что, впрочем, не исключает высокого уровня мастерства, умения, знания, в основе чего лежит свободное владение традицией.
Говоря о народной культуре России, мы замечаем, что здесь тесно переплетаются, прежде всего, христианская православная и древнеславянская культуры, а как известно, жизнь древних племен бала тесно связана с природой.
С давних времен люди заметили, что растения, кроме того, что кормят их еще и помогают от различных недугов. Современному человеку сегодня хорошо известно понятие фитотерапии. А в те давние времена, болезни рассматривались как злейшие враги в виде злых духов. Поэтому защищали себя и свое жилье от них травами и полевыми цветами. Яркий пример, того, мы можем увидеть и по сей день. Православные идут в церковь и освещают веточки вербы сохраняя их в течении всего года, защищая тем самым свой дом от зла. На такой христианский праздник, как Троица, а здесь отразились даже обычаи разных славянских племен, народы северных регионов, там, где преимущественно больше лесов, почитают в этот день ветки березы. Более южные, где преимущественно степь — отдают предпочтение цветам. Так же, традиции народной магии нашли отклик в христианской культуре, так в праздник Святого Иоана Крестителя начинают сбор трав, которыми украшают дома, сушат, и принимают как лекарство. Эти традиции, как не странно живы в некоторых деревнях и по сей день. А в статье «Богородичные травы в русской культуре» В.Б. Колосова, рассказывает о том как любовь русского народа к Богородице отразилась в названиях растений. Автор на примере многочисленных диалектизмов подтверждает этот тезис и раскрывает причины, которые послужили для именования фитонимов. Колосова В.Б. рассказывает что с образом богоматери ассоциируются растения полезные, лекарственные и что это связано с тем, что « Блгородица оберегает людей от злых сил» так же обращая наше внимание на связь богородици с растительным миром как отражение архаичного мифа Матери-Земли.
На мой взгляд, следует так же отметить, что цветы, различных обрядах, таких как рождение, крестины, свадьбы, похороны занимают особое место. А гадание на ромашке, не утратило своей «актуальности» и по сей день.
Но в быту, мы часто можем встретить и более современные мифы и верования связанные с цветами, а точнее суеверия. Пальму первенства здесь пожалуй смело можно отдать толстянке (crassula).
Древние греки — называли молодило Aeizoon, римляне -Sempervivum, оба этих слова в переводе звучат , как «вечноживущий»Древние германцы придумали для него два имени: Donnerbat и Donnerwurz (Donner — гром, Bart — борода, Wurz — корень) вследствии того, красно — розовые цветки взрослого растения, напоминают бороду бога грома — Донара. Цветок считали громоотводом. Сегодня за этим милым растением устойчиво закрепилось название — «денежное дерево», причем считается, что если у тебя растет деревце с мелкими листочками, то и водится, у тебя будут, мелкие деньги. На прилавках книжных магазинов можно встретить много различной литературы о цветах и их сверхестественных способностях, причем зачастую сведения приводящиеся в них зачастую достаточно противоречивы. Но, как правило, достоверность в подобной литературе мало кого волнует, каждый находит там что то для себя, и таким образом в «народе» появляются все новые и новые легенды о цветах. Следует заметить, что интерес этот подогревается, модным древнекитайским знанием Фен — Шуй, где уделяется много внимания энергетике талисманов в определенных секторах нашего дома. Вот небольшой пример. «Кактусы — это растения «антифеншуйские», так как своими колючками они распространяют миниатюрные дозы отрицательной энергии», пишет Наталья Правдина, известный мастер Фен — Шуй. А в книге «Комнатные растения и Фен — Шуй» Баженовой И.Б. мы узнаем, что оказывается, кактусы способны нас защитить от вредного воздействия электромагнитных волн, и они просто не заменимы на компьютерном столике. Оба автора, в своих книгах дают достаточно много рекомендаций по оформлению пространства с точки зрения учения. Фен — Шуй как элемент китайской культура попал на благодатную почву российской культуры сравнительно недавно. Но культурологи отмечают, что интерес к китайским вещам возникает еще в конце XIX. Поток продукции усиливается с открытием Китайско — Чанчунской железной дороги (КВЖД) в 1897 — 1903 годах. Вместе с эти появляются в российском интерьере и искусственные цветы.
Стоит упомянуть также и о применении растений в игральных картах; тут фигурирует трилистник — клевер (трефы — по — французки «клевер», липовый лист «пики» и желудь «бубны»).
1.4 Семантика и семиотика цвета
По преданию первым человеком, увидевшим радугу, был Ной. После пугавших его грома и молний, появление разноцветной радуги послужило ему обещанием, что все неприятности позади. Видимо, Бог и создал эту гигантскую разноцветную арку, как обещание, что в будущем все будет хорошо. Цвет — это жизнь, он придает нам сил, оживляет, лечит и восхищает.
По исследованиям ученых человек способен воспринимать цвет даже кожей. В красной комнате у человека, даже с завязанными глазами пульс резко увеличивается, в желтой — становится нормальным, а в синей — замедляется.
Цветовое окружение непосредственно влияет на наше эмоциональное и психофизическое состояние. Даже один и тот же цвет, в зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия, вызывает у нас положительные или отрицательные эмоции. А наш глаз способен различать 1,5 млн. цветов и оттенков. При этом женщины более чувствительны к цвету и малейшим оттенкам его. Возраст тоже сказывается на цветовосприятии: до 20-25 оно возрастает, затем постепенно снижается.
Таким образом, цветовое окружение способно формировать у человека определенное эмоциональное и психическое состояние. Например, красный цвет очень активен, при долгом воздействии вызывает возбуждение, переходящее в агрессивность, но в небольшом количестве (несколько аксессуаров в интерьере) придадут энергию. Розовый цвет — расслабляет, создает легкомысленное настроение. Обилие зеленого уравновешивает и успокаивает, но при продолжительном воздействии спокойствие постепенно переходит в равнодушие и лень, поэтому «зеленые» интерьеры не рекомендуется использовать в офисе. Глубокий синий и фиолетовый угнетающе действуют на психику. Продолжительное воздействие этих цветов может вызвать депрессию. То же самое относится и к черному.