Музыка в повседневной жизни детского сада

Курсовая работа

Введение

На сегодняшний день остро стоит проблема не только отсутствия мест в детские сады, но и сама атмосфера, царящая в детских учреждениях. Из–за относительно низкой заработной платы коллектив не желает оказывать детям должного ухода. Однако именно на этапе хождения в детский сад происходит формирование детской психики, и любое влияние на ребенка может сказаться на будущем характере и предпочтениях малыша.

В течение многих лет психологи и ученые проводили исследования, направленные на выявление факторов, наиболее благотворно влияющих на несформировавшуюся психику детей. В ходе исследований было проверенно множество факторов: начиная с цветового оформления комнат детских садов, формы мебели и материалов, из которых ее изготовили, и заканчивая наличием растений и живого уголка. Помимо этого проводились исследования о том, насколько дети любят слушать радио онлайн. Однако фантастические результаты показали исследования, в ходе которых изучалось влияние музыки на детский организм.

Периодические музыкальные вечера не только развивают познание детей, но и учат их расслабляться. Интересно, что в век широкого развития индустрии развлечений, дети не умеют отрешаться от мира сего, и давать отдых не только организму, но и мозгу. Постоянное напряжение телевизора и компьютерных игр не дает возможности ребенку расслабиться и полноценно отдохнуть.

Ученые предлагают проводить короткие музыкальные перерывы, в течение которых детки смогут отдохнуть и набраться сил. Музыку можно использовать разную, но предпочтение стоит отдавать классическим мелодиям. Интересно и то, что живая и искусственная музыка оказывают практически одинаковое влияние на детский организм, но живая музыка, несомненно, более предпочтительна.

В ежедневное расписание можно вписывать музыкальные игры, а также добавлять в первые 15 минут тихого часа музыкальный фон, это позволит детям быстрее успокоиться и лучше отдохнуть. Одним словом, мудрые преподаватели в детских садах уже давно включили в будни детей музыку, ведь она не только положительно влияет на психику людей, но и позволяет развиваться детям в области культуры и искусства.

  1. Роль и место музыки в быту детского сада

Большое место отводится музыке в детских садах. Традиционно в детском саду представляется три формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, музыка в повседневной жизни (быту) детского сада и музыка в семье. Тесное содружество в работе музыкального руководителя и воспитателя помогает внедрять в быт детского сада песни, игры, хороводы и тем самым насыщает жизнь детей музыкально-художественными впечатлениями.

5 стр., 2049 слов

По организации музыкального воспитания в детском саду статья

... также должны присутствовать основные виды музыкальной деятельности: пение, музыкально-ритмическое движение, слушание музыки, игры на детских музыкальных инструментах. Занимаясь музыкальным воспитанием, важно также помнить и об общем развитии детей. Коллектив детского сада также должен сотрудничать ...

Восприятие музыки — сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольника пока нет. Поэтому необходимо ребенка научить разбираться в особенностях музыки как вида искусства. Сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру. Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуют на ребенка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую, двигательную активность, развивают музыкальные способности, углубляют представления о средствах музыкальной выразительности, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Форма организации музыкального воспитания в повседневной жизни (быту) детского сада предусматривает два вида руководства со стороны воспитателя, музыкального руководителя, родителей: прямое и косвенное. Во время проведения музыкально-дидактических игр, упражнений, обучающего характера на прогулке или в группе, выбор игр и музыки может выбираться по желанию и детей, и взрослого. Но в развлечениях, праздниках это происходит по инициативе педагога. При этом он должен, конечно, учитывать возможности интересы и

Мы рассмотрим использование музыкально- дидактических игр в повседневной жизни детей по их собственной инициативе, которые проводятся в свободное от занятий время и условия, стимулирующие эти самостоятельные проявления, которые называют самостоятельной музыкальной деятельностью. Основная цель музыкально-дидактических игр в самостоятельной музыкальной деятельности – закрепить знания, полученные на музыкальных занятиях, продолжать развивать (совершенствовать) способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, чувства ритма, звуковысотный слух и тембровый слух, творческие способности, развивать творческую инициативу, умение выразить себя. Музыкально-дидактические игры требуют от дошкольников определенного запаса музыкальных впечатлений, навыков и умений.

Музыкально-дидактические игры могут быть самыми разнообразными по характеру и содержанию (см. приложение 1).

Некоторые из них представляют собой несложные игровые действия — упражнения, другие имеют определенное содержание, правила, которые организуют детей. Вначале игры проводятся на музыкальном занятии, когда же дети усвоят правила и содержание игр они сами организуют их.

Самостоятельная музыкальная деятельность является итогом работы педагогов, родителей, детей.

Возникновение самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду – один из показателей высокого уровня развития детей, характеризующегося определенными музыкальными умениями и навыками, способностью переносить разнообразные музыкальные действия в повседневную жизнь. Ребенок должен уметь применять накопленный музыкальный опыт, сформированные музыкальные умения и навыки в новых условиях, в самостоятельной музыкальной деятельности по своим интересам и желаниям.

Известно, что самостоятельные музыкальные действия выражаются в двух основных формах:

19 стр., 9380 слов

Формирование у детей музыкально сенсорных способностей

... формирование музыкально-сенсорных способностей. Актуальность темы Под музыкально–сенсорными способностями понимается не только качество восприятия, позволяющее ребенку различать отдельные компоненты музыкальных ... возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения. Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно ...

1) сюжетно-ролевой игре

2) упражнениях авто-дидактического типа.

Поэтому важно предоставить детям необходимые пособия, оборудование, чтобы они могли воплотить свои игровые замыслы, т. е создать музыкальную предметно-развивающую среду в группах. Музыкально-дидактические игры должны быть красочно и эстетично оформлены, подобраны по возрасту. Их можно использовать индивидуально и подгруппой детей. Так ребенок должен, прежде всего, иметь желание выразить свое отношение к окружающей действительности с помощью музыки: напевая, исполняя несложные пляски или подбирая простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах, водят хороводы, (Например: угадывая по голосу, кто позвал), сами стараются организовывать игры в «музыкальные занятия», «Концерты», «Театры». Так малыш, увидев бойкого воробья, может вспомнить попевку «Андрей-воробей» и попытаться передать четкий ритмический рисунок молоточком на металлофоне; ребенок постарше, наблюдая за кружением осенних листьев, напевает песню об осени. Таких примеров можно привести множество, но подобное происходит только тогда, когда у детей воспитан интерес к музыке. В повседневной жизни детского сада (в семье) ребенок использует наиболее близкие ему виды исполнительской и творческой деятельности. Играя на музыкальных инструментах, музицируя, по собственной инициативе качество исполнения произведений, как правило, несколько хуже, чем на занятиях (ребенок поет без сопровождения) но ценность ее велика, т.к. она свидетельствует о сформировавшемся интересе к музыке, о состоявшемся развитии музыкальных способностей.

Используя музыкальную предметную среду, ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но это не значит, что он предоставлен самому себе. Характер руководства со стороны воспитателя становится косвенным:

Созданная система условий, средств, форм организации самостоятельной деятельности детей обеспечит необходимый уровень музыкального развития дошкольников.

  1. Музыка и физкультура

Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив.

Известно, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно- сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.

В то же время можно говорить о развитии у детей музыкальности, основных ее компонентов — эмоциональной отзывчивости, слуха. Ребенок и здесь учится воспринимать музыку, двигаться в соответствии с ее характером, средствами выразительности.

Особенности музыкального сопровождения

Музыкальное сопровождение физических упражнений должно отвечать определенным требованиям: ведущая роль отводится двигательным задачам; характер музыки соответствует характеру движения.

Основные задачи утренней гимнастики и физкультурных занятий — способствовать укреплению детского организма, формировать двигательные умения и навыки, развивать физические качества: выносливость, быстроту реакции, ловкость и т. д. Музыкальное сопровождение подчиняется выполнению этих задач. Наиболее целесообразно проводить под музыку некоторые основные движения (ходьбу, бег, подпрыгивания), строевые и общеразвивающие упражнения с элементами художественной гимнастики. Если физические упражнения выполняются с достаточным напряжением, в индивидуальном ритме (упражнения в равновесии, лазанье, метании в цель, прыжки в высоту, длину и др.), использовать музыку не следует.

3 стр., 1473 слов

Музыкально-образовательный проект «Музыка в сказке»

... небольших. сказкой А Музыкальная сказка Таким образом можно сделать вывод, что с помощью жанра мультипликации и кинематографа мы знакомимся с классической музыкой в легкой ненавязчивой форме. 4. Сочинение сказки ... (господ, попов) . Эти сказки - сатирические , в них много юмора и каламбура. Для чего нужны сказки ? В чем смысл сказки ? Предназначение сказки – учить детей отличать хорошее от плохого, ...

Каждое движение имеет своеобразный характер, поэтому необходимо найти для него соответствующее музыкальное сопровождение. Например, четкие взмахи флажками требуют бодрой, энергичной музыки; отрывистые поскоки, притопы — легкой, игривой; помахивание лентами — нежной, напевной и т. п.

Вместе с тем один и тот же вид движения может носить разный характер. Например, ходьба в начале физкультурного занятия или утренней гимнастики должна быть бодрой и жизнерадостной, поэтому марш подбирается энергичный, умеренно быстрого темпа. В конце занятия ходьба выполняет другую функцию — снижает физиологическую нагрузку, соответственно и маршевая музыка будет спокойной, умеренной. На физкультурных праздниках ходьба и музыка носят торжественный, приподнятый характер.

Подбирая музыку для физических упражнений, необходимо учитывать возраст детей, поскольку у малышей физиологические возможности достаточно ограничены (короткий шаг, относительно умеренный темп передвижения и т. д.).

Музыкальные произведения для ходьбы, бега, подпрыгиваний должны быть яркими, выразительными, умеренного темпа, с четкой фразировкой, контрастного характера. Например, в «Марше» В. Агафонникова спокойная мелодия, удобный, умеренный темп, продолжительное вступление, дающее возможность подготовиться к ходьбе. Поэтому его можно использовать в работе с малышами. Марш В. Соловьева-Седого «Стой, кто идет» имеет более сложное построение, короткое вступление, звучащее как сигнал, быстрый темп и применяется только в работе со старшими дошкольниками.

Музыка на утренней гимнастике

Утренняя гимнастика создает бодрое настроение, подготавливает детский организм к различным видам деятельности. Подбирая музыкальное сопровождение, следует учитывать физиологическую нагрузку, возрастные особенности детей, соответствие характеру движений, условия детского сада. Элементы упражнений должны быть предварительно выучены на занятиях (физкультурных, музыкальных).

Младшим дошкольникам трудно выполнять упражнения в едином темпе. Поэтому проведение утренней гимнастики под музыку возможно в том случае, если все движения хорошо усвоены детьми.

Когда утренняя гимнастика проводится на воздухе, то использование музыки имеет некоторые особенности. Звуки на воздухе распространяются неравномерно и могут быть не всеми услышаны. Необходимо продумать расположение звукового источника (проигрыватель, магнитофон, аккордеон, баян).

40 стр., 19509 слов

Танцевальная деятельность как средство развития координации движений ...

... на физическое развитие, коррекцию и совершенствование природы человека, а спорт и хореография - это их узкие ... движений. Здесь также возникает необходимость в определении четкости позиций и в выяснении соподчиненности понятий «ритмика» и «танец». Ритмика как «система физических упражнений, ... В области движения развитие ритмики проходило в таких направлениях, как воспитание чувства ритма и темпа в ...

В прохладное утро надо слегка ускорить темп выполнения физических упражнений и, наоборот, в жаркое — снизить его. В этом случае гимнастику лучше делать без сопровождения музыки.

Примерное музыкальное сопровождение упражнений для детей подготовительной группы (см. приложение 2).

1. «Вальс» Б. Асафьева — напевный, широкий, мягкий по звучанию, используется в упражнении — поднимание обруча вверх, над головой и опускание вниз, на пол. И. п. (исходное положение): сидя на корточках, обруч в вертикальном положении, опирается на пол.

Такты 1—4. Поднять обруч над головой.

Такты 5—8. Вернуться в исходное положение.

Такты 9—16. Повторение движений тактов 1—8.

2. «Веселое путешествие» Д. Кабалевского отрывисто- моторного характера, быстрого темпа, сопровождает упражнение — рывки согнутыми и прямыми руками. И. п.: ноги вместе, руки согнуты в локтях перед грудью.

Такт 1. Два рывка согнутыми руками.

Такт 2. Рывок прямыми руками.

Такты 3—8 Повторение движений тактов 1—2.

3.«Игровая» И. Кишко — спокойная, певучая, колыбельного характера используется в упражнении — наклоны вниз (1-я часть) и повороты туловища вправо и влево (2-я часть).

И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить вдоль туловища.

Такты 1—2. Плавно наклониться влево к левой ноге.

Такты 3—4. Выпрямиться.

Такты 5 – 8. Повторить движения 1—4 тактов вправо к правой ноге.

Такты 9—10. Плавно повернуть корпус вправо, одновременно опуская параллельно движущиеся руки.