Реалистическое изображение не является зеркальным отражением природы. Цель его — создание художественного образа, верно передающего смысл и содержание явления природы и жизни. Живопись, как и рисунок, базируется на строго определенных закономерностях построения реалистической формы. Обучение живописи — путь изучения способов, приемов и средств построения живописной формы цвета. К факторам, влияющим на изменение цвета, относятся световоздушная среда, цветовое окружение, источники освещения.
Темой представленной экзаменационной квалификационной работы выбран жанр — пейзаж. Этот проект представляет собой форму демонстрации способности систематизировать, обобщать имеющиеся знания, умения и навыки и показать себя в сфере самостоятельного исследования или творческого поиска.
Проект состоит из пояснительной записки и одной живописной работы, изображающей позднее лето- раннюю осень.
Целью экзаменационной квалификационной работы является выполнение летнего — осеннего пейзажа в технике живопись.
Задачи проекта:
- изучить искусствоведческую и специальную литературу по вопросу пейзажной живописи;
- выявить пути развития пейзажной живописи конца ХІХ, ХХ века;
- изучить колористическое и композиционное решение пейзажа;
- выполнить пейзаж в технике живопись.
Часть 1.
Основы живописи
1.1 Понятие живопись
Живопись — один из основных видов изобразительного искусства; в узком смысле — художественное изображение предметного мира красками. Исходя из практического назначения и связанных с ним задач, живопись подразделяют на станковую, монументальную и декоративную. Широкие возможности живописного искусства полнее всего обнаруживает станковая живопись, которой доступно особое многообразие содержания и глубокой разработанности формы. В основе живописных художественных средств лежат цвет, в неразрывном единстве с светотенью, и линия; цвет и светотень разработаны живописью с полнотой, недоступной другим видам искусства. Этим обусловлено присущее реалистической живописи совершенство объёмной и пространственной моделировки, живая и точная передача действительности и другие изобразительные достоинства.
Живопись может быть исполнена на любой основе: на камне, штукатурке, на холсте, шёлке, на бумаге, на коже (в том числе на теле животного или человека — татуировки), на металле, на асфальте, бетоне и тому подобном.
Книжная выставка как форма массовой работы
... образом, объектом нашего исследования выступает массовая работа библиотек, а предметом исследования - книжная выставка как форма массовой работы. книжный выставка библиотека информация ель нашего исследования ... библиотечных мероприятиях, посвященных соответствующим проблемам, например, здоровому образу жизни, искусству выживания в экстремальных условиях, некоторым памятным историческим датам -- ...
Живопись встречается и соседствует с пластическими искусствами, в том числе с архитектурой, скульптурой; она может участвовать в формировании искусственной и природной среды.
Живопись — это эмоции. Это возможность увидеть мир чужими глазами.
1.2 История возникновения масляной живописи
Изобретение масляной живописи обычно приписывается братьям Ван-Эйкам. Основанием для этого служили рассказы Вазари и Ван Мандера, последний заимствовал в своей работе основные положения рассказа Вазари.
Рукопись Теофила указывает на применение масляных красок в живописи уже в раннем средневековье. Распе открывший в Кембриджской библиотеке рукопись Гераклия, бросил в Вазари первый камень, а после того, как в Ватиканской библиотеке была найдена рукопись Ченнино Ченнине и стала «Hermeneia» Дионисия всем сделалось ясно, что весь рассказ об изобретении масляной живописи Ван-Эйками — сказка, навязанная последующим поколениям «болтуном об искусстве из Ареццо».
В настоящем исследовании на основе исторического и естественного развития техники, не обсуждая достоверность рассказа Вазари, вызывающего много сомнений, автор хотел доказать, что братья Ван-Эйки имеют неоспоримые заслуги в деле развития масляной живописи.
В наше время никакая другая техника не окутана таким мраком, как техника Ван-Эйков, и восстановить ее является целью многих исследователей, работающих в области технологии живописи и химии красок. Источники не дают достаточно информации по этому вопросу. Из них мы узнаем только, что масло в качестве связующего вещества применялось и до Ван-Эйков; метод же химического анализа малоприменим, поскольку он сопряжен с порчей картины; кроме того, произведения одного художника часто сделаны по-разному. Химический анализ не вскрывает существа техники, т.е. последовательности работы. Например, картины ранних кельнской и голландской школ, быть может, выполнены более сложной техникой «эмульсией», по сравнению с описанной Теофилом, в которой чередовались три темперных красочных слоя на гумми с прослойками масла. Возможны опыты воспроизведения оригинала с повторением их технического метода, но такие копии оставляют открытым вопрос о прочности. Нельзя не заметить, что картины XIV и XV веков имеют совершенно другой характер красок. Он резко меняется в конце этого столетия, а необыкновенную чистоту и прозрачность старых картин в последующим веке заменяют более тяжелым и темным общим тоном.
Следующая ниже попытка объяснить технику Ван-Эйков исходит из иной, чем обычная точка зрения, а именно из исторического и естественного развития техники, которая, прежде всего, устанавливает следующее:
источники указывают на непрерывное применение масел (особенно льняного) в течение столетий, и все соглашаются, что Ван-Эйками было внесено значительное нововведение, о чем бесспорно свидетельствуют как их произведения, так и их последователи. Естественно предполагать, что нововведение Ван-Эйков должно было состоять в чем-то ином и большом, чем всем известное смешение масел с красками.
Техника живописи акварельными красками
... искусства. Возникла станковая акварель, которая по своим живописным достоинствам и художественной ценности достигла совершенства и не уступала картинам, выполненным масляными красками. Одновременно со станковой акварельной живописью развивались иллюстрационная и ...
Так как исторические данные подтверждают, что нововведения Ван-Эйков относились специально к масляной живописи, то в области этой техники очевидно, произошел такой поворот, который давал право говорить о новой системе;
- Новая система живописи охватывает не только связующее вещество, но и весь метод работы: грунтовку, подмалевок, живопись и покрытие лаком.
1.3 «Функции» живописи
Как и другие виды искусства, живопись может выполнять познавательную, эстетическую, религиозную, идеологическую, социально-воспитательную или документальную функции.
Однако основное и первостепенное выразительное и содержательное значение в живописи имеет цвет, который сам по себе является носителем идеи.
Тем не менее, эволюционируя вместе с человеком и со всем миром, живопись приобрела и новое истолкование, и новое понимание задач. Так, изначально обладая явными признаками самостоятельных пластических характеристик (неслучайно одним из основных параметров, отделяющих живописную технику от графических, является мазок, предоставляющий большой диапазон именно пластических возможностей — в наибольшей степени, конечно, самому распространённому виду — масляной живописи, но и, конечно же, — многим новым её видам и техникам, подразумевающим синтез форм. Живопись — это глубинный творческий процесс.
1.4 Концепция и композиционно-колористическое решение пейзажа в живописи
Для экзаменационной квалификационной работы было выбрано позднее лето — начало осени. Этой поре присущи такие качества, как теплота, прозрачность воздушной среды, романтическое настроение.
В летних пейзажах для художников бывает особенно затруднительным передать разнообразие цвета зелени — зачастую они попросту раскрашивают этюд зеленой краской.
Надо с первых же шагов в живописи понять, что название цвета далеко не определяет характер его оттенка. На палитре всего пять-шесть зеленых красок, а в натуре множество оттенков зеленого, каждое дерево, каждый куст имеют свой особый оттенок. Кроме того, цвет освещения, воздушная среда, всевозможные цветные рефлексы — от неба, от соседних предметов, от земли — придают листве каждый раз особый оттенок.
Зеленая масса кроны сверху несет на себе рефлексы цвета неба. Тени бывают теплее, если освещенная часть имеет холодный зеленовато-серебристый оттенок. Листва, просвеченная лучом солнца, буквально горит. Голубоватый воздух смягчает все оттенки. Ярко-зеленые и желтые краски палитры резки и далеки от цвета растительности, каким мы его видим в окружающей среде. Яркими, а тем более несмешанными красками злоупотреблять нельзя. Надо искать смеси более тонкие и мягкие по цвету. Но и более двух-трех красок, не считая белил, смешивать не следует, ибо получится грязноватый оттенок, далекий от чистых тонов натуры. На моей работе ярко выражена чувственность зелёного цвета, я смогла точно показать насыщенность зелени, которая в большой мере преобладает на дипломной работе, трава, деревья — всё получилось летним, насыщенным.
Та свобода и легкость, с которой автор написала пейзаж, являются плодом большого опыта и пристального изучения природы, точного знания ее в деталях.
Природа, окружающая действительность являются неиссякаемыми источниками вдохновения, как для зрелого мастера, так и для начинающего живописца. Работа с натуры развивает творческие возможности, формирует реалистическое мировосприятие.
«Живопись. Искусство цвета»
... [9] Средневековье привнесло в живопись новые веяния и краски. Живопись средневековья преимущественно отражала религиозные мотивы; средневековым картинам был присущ символизм и выразительность контуров в сочетании с экспрессией в основном локальных, но звучных цветов. ...
На копируемом мною пейзаже изображена ранняя — ранняя осень. Мы видим скамью, где то в глубине парка, фонарный столб и множество зелени. Формат полотна выбран небольшой 60×60. Это обусловлено стремлением к камерности восприятия работы.
Часть 2. Современное искусство
2.1 Современное искусство и современные художники
Современные художники — художники, занимающиеся современным искусством, то есть те, пик активности которых приходится на период от 1960-70-х годов по настоящее время. Обычно под современным искусством понимают искусство восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением.
Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов).
Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги).
Многие художники последовали за французскими философами предложившими термин «постмодернизм». Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу.
Самыми заметными явлениями рубежа 60-х и 70-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В 70-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания (тем, подымаемых в творчестве художниками), так и состава: самым заметным явлением середины 70-х стал феминизм в искусстве, а также нарастание активности этнических меньшинств (1980-е) и социальных групп. масляный живопись лёвина художник
Конец 70-х и 80-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений как «Новые дикие»).
На середину 80-х приходится время подъёма движений, активно использующих образы массовой культуры — кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве — всё больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения.
На арт-процесс большое влияние оказало развитие технологий: в 60-х — видео и аудио, затем — компьютеры, и в 90-х — Интернет.
Начало 2000-х годов отмечено разочарованием в возможностях технических средств для художественных практик. При этом конструктивных философских оправданий современному искусству 21 века пока не появилось. Некоторые художники 2000-х полагают, что «современное искусство» становится инструментом власти «постдемократического » общества. Этот процесс вызывает энтузиазм у представителей арт-системы, и пессимизм у художников.
Ряд художников 2000-х, возвращается к товарному объекту отказываясь от процесса и предлагают коммерчески-выгодную попытку модернизма 21 века.
2.2 Живопись Виктории Лёвиной
Творческий путь Виктории Лёвиной был определен еще с детских лет. Будучи наблюдательной и пытливой девочкой, находила время для передачи своих наблюдений на листе бумаги. В дальнейшим учеба в художественной школе, а позже в Пензенском художественном училище им. К. А. Савицкого не только подтвердили правильность выбранного пути, но и развили профессиональные навыки, вкус и тонкое чувство натуры. В казалось бы неприметных сюжетах, Виктория умеет находить интересные мотивы и через гармонию цвета передать всю красоту увиденного. Она пишет замечательные постановочные натюрморты, но тем не менее ее душа всегда принадлежала искусству пейзажа. Где как не в пейзаже можно так проникновенно передать многогранную лирику настроения. Ей это удается со свойственной женской натуре легкостью и чувственной проникновенностью. Сочная палитра, эмоциональная насыщенность картин Виктории раскрывают поистине безграничный творческий потенциал художника. Глядя на ее картины зритель открывает для себя новое и в знакомых аллеях Царицынского парка и в далеких пейзажах северной Франции. Эта не приукрашенная, а достоверная красота является прочным залогом неизменного успеха автора на многочисленных творческих выставках как в России так и за рубежом. Виктория много путешествует со своим мужем, тоже художником. Эти путешествия дают безграничный творческий материал, который оба полноценно используют в своих произведениях, гармонично дополняя друг друга в жизни и искусстве. Виктория Валерьевна Лёвина родилась в 1973 году в г. Волгограде. Окончила Пензенское художественное училище им. К.А. Савицкого в 1996 году. С 2002 года член Творческого союза художников России. Участница областных и международных выставок.
Искусство вокруг нас. Зачем нужно искусство? Что такое настоящее ...
... прогресс, художникам стало тесно в рамках классических традиций и эталонов. Тогда и произошло зарождение современного искусства. Все началось с Эдуарда Мане и его картины «Завтрак на траве», ... бы совсем серый и скучный. Хорошо, что мы умеем творить! Что такое Искусство? Определение и термины. Большой энциклопедический словарь. Искусство — художественное творчество в целом. Литература, архитектура, ...
2.3 Конструктивно-технологические особенности и специфика исполнения работы
За основу был взят лист ДВП. Грунт состоит из клеевого слоя и последующих эмульсионных белых, без тонирования, слоёв.
Я делала копию с картины художницы Виктории Лёвиной. Для этого я получила изображение в масштабе относительно будущего материала для картины, рассчитала с помощью распечатанной копии картины, что она должны быть размером 60х60, и отрезала лист ДВП соответствующего размера. Начальный рисунок был нанесён карандашом, а последующий масленой краской.
Работа велась масляными красками «Сонет» и красками «Мастер Класс» плотной пропиской по первоначальному жидкому подмалевку в несколько слоев. В качестве разбавителя использовалось льняное масло.
Заключение
Проблема цвета всегда была и остаётся актуальной для живописца и дизайнера, ткача и архитектора — для всех, кто так или иначе использует цвет в своей профессиональной деятельности. Основы понимания цвета как художественного средства должны закладываться на школьной скамье, так же как и основы владения рисунком и живописью. Но, хотя наука о цвете для художников и существует, она практически недоступна учащимся, так как рассеяна по десяткам и сотням источникам.
На примере данной дипломной работы я постаралась показать важность цветового решения в практической работе.
По моему мнению, я максимально почувствовала ту атмосферу, в которой писала и сама автор полотна, максимально приблизилась к пониманию цветового решения этой картины.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/sovremennaya-jivopis/
1. Сокольникова Н.П. Изобразительное искусство методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов.- М: Изд. центр «Академия», 1999.- 368 с.12 л.и.
2. Алтапов М.В. Всеобщая история искусств Т.1-2. М.,1949
3. Неменский Б.М. Мудрость красоты, о проблемах эстетического воспитания, Изобразительное искусство и художественный труд. М., 1991-339с
Взаимосвязь музыки с различными видами искусств: живописью, литературой, ...
... изобразительное искусство. Именно взаимосвязь разных видов искусств наиболее полно раскрывает: картины природы, персонажей. Такая связь ясно видна в фортепианном цикле Мусоргского «Картинки с выставки», который не посредственно связан с выставкой картин ... связана с другими видами искусства, оказывала на них воздействие и, в свою очередь испытывала на себе их влияние. Композиторы при сочинении тех ...
4. Однорялова И.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. М., 1990
5. Алтапов М.В., Ростовцев Н.И. Искусство 1т. 1 часть М., 1987
6. Дмитриев И.А. Краткая история искусств 1 книга М., 1968
Зайцев А. Наука о цвете и живописи., М.: Искусство. 1986
7. Хеннес Руиссинг Полный курс масляной живописи. Издательство «Внешсигма».2000.
8. Школа изобразительного искусства. В 10 томах, Издание 3., М.: Изобразительное искусство. 1989.
9. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись, М.: Просвещение, 1981.