Рок-культура — понятие, которое достаточно долго в силу обстоятельств идеологии и внутренней политики государства оставалось в тени и считалось полузапретным — является неотъемлемой частью современной жизни, в том числе жизни современной молодежи и подростков.
Рок-культура — особый вид суб- или контркультуры, где движущей и организующей силой является рок-музыка. Рок-культура — это культура слушателей рок-музыки и потребителей продуктов индустрии, возникшей вокруг этой музыки (от звукозаписей до стиля в одежде и аксессуарах).
Рок-культура противопоставляет себя культуре обыденной, позиционирует себя как антиэстетическую (или имеющую свою эстетику — как правило, агрессивную, вызывающую, идущую вразрез с общепринятыми представлениями о гармонии и красоте), деструктивную. Вместе с тем это агрессивное и деструктивное начало рок-культуры оказывается очень созвучно умонастроениям подростков, находящихся в так называемом переходном возрасте и переживающих сложные, подчас болезненные психофизиологические изменения организма.
Вместе с тем, возможно, именно через рок-культуру возможен диалог между поколениями. Среди нынешних взрослых немало тех, кто сам вырос на рок-музыке; причем эта музыка не является для нынешней молодежи чем-то совсем уж неизвестным.
Несмотря на свою популярность, рок-культура в своем музыкологическом и психолого-педагогическом аспекте остается практически не исследованной, хотя попытки исследования феномена рок-культуры (по крайней мере, в отечественной культурологии и социологии) делались еще в 1980-е годы. Рок-культура воспринимается исследователями как феномен социологический, эстетический, как один из зрелищных видов искусств, рассматривается наряду с такими явлениями, как перформанс, инсталляция, хэппенинг и другие проявления авангардизма в современном искусстве. Некоторое предубеждение музыковедов против рока свойственно не только отечественной, но и западной гуманитарной науке: так, в обширной французской монографии, посвященной року, подробно анализируются театральный, зрелищный аспект рока, взаимоотношения рока и «общества потребления», рока и масс-медиа, в то время как собственно музыковедческому анализу отводится всего несколько страниц (с.55-61), и то анализ этот грешит почти брезгливостью, и общий смысл его — что рок не является музыкой в полном смысле слова. Любопытно возникшее в этом отношении у автора статьи сопоставление рок-музыки с первыми ренессансными балетными спектаклями, в которых музыка также была чем-то вспомогательным по отношению к сценическому действию.
История Рок-музыки
... начали понемногу скрещивать две эти культуры. В лабораториях жизни рождалась новая, дикая, заразная музыка по имени рок-н-ролл. Рок 60х. Вслед за первыми рок-н-роллами конца 50-х—начала 60 ... участвуют все инструменты группы, создавая целостность и монолитность произведения. Хард-рок стал первым музыкальным направлением, использующим тяжелое звучание, которое достигается за счет подключения к гитаре ...
Актуальность
Предмет настоящей работы — восприятие рок-музыки современной молодежью в связи с особенностями психологии и самовосприятия этой возрастной категории.
Объект работы — рок-культура как явление прежде всего музыкальное, но с учетом психолого-педагогического аспекта.
Цель настоящей работы — на основе исследования теоретических работ и собранного в ходе общения с носителями рок-культуры фактического материала выяснить роль рок-культуры в социализации и формировании мировосприятия подростков и молодежи.
В связи с поставленной целью возникают следующие задачи :
на основе специальной литературы провести краткий исторический обзор рок-музыки как культурного феномена;
на основе теоретических работ провести анализ особенностей психики подростков и молодежи, связанных с их увлечением рок-музыкой;
дать необходимые рекомендации по поводу возможностей использования рок-музыки в целях музыкального и общего воспитания и образования молодежи и подростков.
Материалом, Теоретическая значимость, Практическая значимость
Глава 1. Рок как музыкальное направление
1.1 Историческая справка
Английское слово «рок» (rock) впервые приобрело свой современный смысл в термине «рок-н-ролл», введенном в обиход с 1951 года для обозначения быстро набиравшего популярность «ритм-энд-блюза» комментатором музыкальных программ из Кливленда Аланом Фридом. В различных контекстах слово rock может иметь разные значения: тряска, качание, убаюкивание, расстройство, приведение в волнение, скала, булыжник, причина несчастья, глупая ошибка, бриллиант (жарг.) и т.д. Точно таким же полисемичным оказывается слово roll: моток, рулон, вращение, качка, раскаты грома, денежный куш и т.д. И если в 1950е годы рок-н-ролл ассоциировался лишь с раскачиванием и вращением партнеров в танце под незатейливую мелодию в размере 4/4, то позднее это стало обозначать практически стиль жизни.
Возникшее к концу 1960х музыкальное течение объединило целый ряд направлений, в названиях которых встречалось одно и то же слово «рок»: фолк-рок, арт-рок, джаз-рок, хард-рок, кантри-рок и т.д. . По мнению А. Козлова (видного джазового музыканта и идеолога неформальных субкультурных движений), основой всех этих направлений стал блюз-рок, идущий от корней народного искусства (африканского, американского и европейского, древнего и современного, сельского и городского; из европейских влияний, возможно, самым сильным было кельтское, т.к. в Америке того времени жило много потомков недавней массовой эмиграции из Ирландии, сохранявших свою самобытную культуру, в том числе музыкальную).
Музыка во второй половине ХХ – начале ХХI века: основные стили и направления
... назвать «Джа Дивижн» и «Остров». Блюз Блюз - жанр афроамериканской народной музыки, возникший во второй половине XIX века. Исследователи отмечают, что блюз родился как музыка социального и расового неравенства, песня ... годов последовала волна так называемого белого ритм-энд-блюза («Rolling Stones», Эрик Клэптон и др.). Блюз послужил основой и хард-рока[1,с.411]. Вместе с тем блюзовое искусство ...
Это прямое продолжение ритм-энд-блюза, рок-н-ролла, мерси-бита, британского блюза. Все последующие направления являются синтезом синтеза блюз-рока с другими музыкальными направлениями.
Особый тип отношения к музыке демонстрировал т. н. progressive rock, не столько собственно музыка, сколько особая идеология. Появление прогрессив-рока ознаменовало наступление качественно нового периода в развитии молодежной культуры. Рок-аудитория стала вместе с музыкантами серьезнее воспринимать действительность. Пик такой активности — 1967 год, в который произошел ряд важных для истории рока событий — Монтерейский международный рок-фестиваль, а также выход концептуально новой пластинки Beatles — Sergeant Pepper и их выступление в международном телевизионном шоу «Наш мир» с программной для движения хиппи песней All you need is love. Одним из факторов возникновения этой новой музыки было то, что основными потребителями музыки стали молодые интеллектуалы (студенчество).
Усложняться стал не только музыкальный язык, но и язык поэтических текстов (появляются философские, социальные и психоделические темы).
Образовавшийся андеграунд (культура, противопоставляющая себя принятым в обществе ценностям; ср. субкультура) становился все более изысканным за счет усвоения идей прогрессив-рока. Но в разных странах этот процесс шел по-разному (в Америке — большее тяготение к психоделическим экспериментам, употреблению ЛСД, а также большая политизированность; в Англии — большее увлечение восточной философией, в т. ч. индийской и китайской, средневековой европейской музыкальной культурой, электронной музыкой, современной симфонией и джазом и т.д.).
Рок осознается как элитарная музыка и элитарная культура; в рок-концертах участвуют поэты, художники, актеры, используются световые эффекты, диапозитивы и т.д.
Нередко рок ошибочно называют «течением в джазовой музыке» (как, например, это делает словарь иностранных слов Л.П. Крысина).
В джазе и роке совершенно различная ритмика. Основа ритм-энд-блюза и рок-н-ролла была свинговой, но от свинговой триольной ритмики отказались сами джазисты, с 1959 г. перейдя на ритм 8/8; в стилях же блюз-рок и хард-рок свинговая основа осталась. В джазе и традиционном роке по-разному организована ритм-секция: так, в джазе ритмический пульс достигается ударами палочки правой рукой по тарелке восьмыми или четвертями; на второй и четвертой долях звучит закрытый хай-хэт (две тарелочки, насаженные на ось с ножной педалью); удары же малого и большого барабана используются там, где нужно подчеркнуть фразу солиста. Аккомпанирующая партия джазового баса (исполняется на контрабасе) выполняет ритмико-мелодическую функцию, представляя собой регулярный ритмический рисунок, строящийся по принципу опевания нижних нот проходящих аккордов. В роке же необходимость создания ровного монотонного драйва привела к изменениям ролей большого и малого барабанов и изменению самого звука ударных инструментов. В роке большой барабан (жарг. «бочка») акцентирует сильные доли, малый — слабые; ровные восьмые ноты исполняются на хай-хэте и тарелках. Инструментальная басовая партия (исполняется на бас-гитаре) в роке тоже принципиально иная, нежели в джазе: излюбленный прием — дублирование ритмического рисунка большого барабана. Однако такие группы, как Deep Purple, Led Zeppelin, Black Sabbath, ввели в обиход особые собственные «фирменные» приемы, один из которых состоит в том, что бас-гитара играет не аккомпанемент, а мелодическую партию; вместе с ней ту же мелодию в унисон играют гитары в низком регистре. Контрапунктом к этой мелодии является вокальная партия, то есть сама песня. Это полифонический принцип, в котором отсутствует вертикальная гармония.
Новые области в музыке 20 века
... музыкой 20-х, со “свингом” 1935 - 1945 гг., так обстоит дело со стилем “ритм-энт-блюз” сегодня (конечно, популярность в ... европейских странах. Повсюду композитор играл свои сочинения, а его новые оперы и балеты исполнялись в разных городах мира. Так, в 1921 году в ... музыку. “Рок”, “фанк” и “соул”, эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, значительная часть симфонической и камерной музыки ...
В гармоническом отношении джаз и рок тоже различаются. На гармонический строй джаза заметно повлияла американская песенная культура. Джазовый стандарт (материал для джазовых инструментальных обработок) отличается богатством гармоний, большим количеством модуляций, т.е. уходом из основной тональности с возвратом в тонику. В джазе приход к основной тональности происходит путем смены аккордов на кварту вверх (из доминанты в тонику).
Рок-музыка же шла с самого начала от европейской средневековой музыки и современного фольклора, для которых характерно движение по квартам вниз, через субдоминанту.
В форме произведений в роке в 1960е гг. тоже произошел ряд изменений. Так, структура куплет+припев постепенно усложнилась, произошел переход к многочастности, увеличилась роль инструментальной музыки и импровизационных эпизодов. Стремление к серьезной тематике требовало использования различных контрастов и нюансов, смены темпов и характера ритма в рамках одной пьесы и многого другого, почерпнутого из симфонической музыки. В некоторых рок-композициях появились размеры 3/4, 5/4 (размер, характерный для кельтской и славянской народной музыки), 7/4, а также переменные, постоянно меняющиеся по ходу пьесы, размеры.
Рок периода своего расцвета «явился в таком разнообразии стилей и форм, какое, пожалуй, не наблюдалось ни в одном из видов музыкальной культуры, включая и такое широко распространенное явление, как джаз. Этому способствовали, с одной стороны, свобода от академических условностей, с другой — открытость по отношению ко всем традиционным и современным видам искусства»
Особо следует рассмотреть такое явление, как блюз, повлиявшее как на развитие джаза, так и на некоторые интонации рок-музыки.
«Быть может, самая важная и непосредственно воспринимаемая на слух особенность блюзовых песен — импровизационное начало. Благодаря ему обычная музыкальная речь преображается в чудо неиссякаемого разнообразия и постоянного обновления, достигаемого через сочетание неизменной, раз и навсегда установленной схемы с постоянным тончайшим варьированием отдельных выразительных элементов в рамках этой схемы. Момент импровизации захватывает мелодику, гармонию, способ интонирования фактуру и т.п., но он как правило, не затрагивает общую структуру — как будто нарочно однообразную, оголенную и даже наивную в своих внешних очертаниях». Строго говоря, у блюза вообще нет каких-либо постоянных внешних очертаний, ибо они меняются от исполнения к исполнению. «Импровизационный склад блюзового музыканта проявляется также в том, что блюзовая форма при всей своей жесткой определенности, не закончена в том смысле, какой связывается с музыкальными произведениями Запада. Завершенность в блюзовой форме исчерпывается первоначальной конструктивной ячейкой; она же может повторяться и варьироваться ad infinitum. В ней даже и не намечены такие внутренние грани, как начало, середина, завершение. Конец наступает только по воле исполнителя-импровизатора» (там же).
Рок-музыка как неотъемлемая часть современной культуры
... переход ряда групп в систему поп-бизнеса, что приводит их музыкантов как к материальному благополучию, так и к определенной профессионализации. Популярность рок-музыки объяснима, конечно, не только социальными причинами, ... англоязычную. Из «белых» «звезд» ритм - энд-блюза и рок-энд-ролла кроме Билла Хели и Элвиса Пресли заметное влияние на европейских музыкантов оказал Бадди Холли : находясь в 1958 ...
Кроме того, блюзы немыслимы без инструментального элемента; однако, в отличие от европейской практики, в блюзах инструмент выполняет двойную художественную функцию. С одной стороны он действительно аккомпанирует пению в духе европейской музыки, но с другой — образует важнейший конструктивны элемент самой схемы блюзов, ибо последние — не столько песни с сопровождением, сколько вокально-инструментальный жанр, основанный на неизменном, строго выдержанном диалоге между голосом и инструментом. Блюзовый исполнитель максимально подчеркивает их близость человеческому голосу. В результате в рамках одного инструментального звучания ясно слышится диалог между воображаемым певцом и отвечающим ему инструментальным рефреном.
рок музыка молодежная культура
Общую архитектонику блюзового периода, или «квадрата», жестко структурируют три столпа европейской функциональной гармонии — тонический, субдоминантовый и доминантовый аккорды.
Аккордовый каркас блюза, неподвижно-жесткий, дискретный, предметно-механический, закрепленный в равномерно-темперированном строе инструмента и предустановленный функциональной гармонией — главным структурно-упорядочивающим и композиционно-конструктивным средством европейской ученой «письменной» музыки — по всем перечисленным признакам восходит к архетипу горизонтального узора.
Блюзовые ноты или зоны — гибко подвижные, непрерывно-изменчивые, не имеющие строго фиксированной высоты, чуждые функциональной гармонии и тональному моноцентризму, возникающие спонтанно-органически и служащие главным интонационно-пластическим и вокально-экспрессивным средством народной африканской «устной» традиции, по всем перечисленным признакам восходят к архетипу падающей попевки.
Конфликт этих начал в блюзе, как и во всей афро-американской музыке, отнюдь не формален, но глубоко содержателен и, если можно так выразиться, субстанциален.
Основные аккорды блюза (changes) заимствовались неграми через спиричуэлс из протестантских духовных гимнов, часто исполнявшихся под инструментальный аккомпанемент органа или фисгармонии. Там, как и во всей гомофонно-гармонической европейской музыке, последовательность T-S-D призвана была укрощать «своеволие» и преодолевать нарастающую напряженность спонтанно-вокального мелодического развития, окончательно и необратимо разрешая ее в тонике.
Аналогичная картина наблюдается и в ритмике блюза. На уровне «каркаса» аккорды changes структурируют ее чисто по-европейски, т.е. мензурально-метрически, задавая четырехдольный размер маршевого типа и членение на такты, предполагающее тот механистический, поддержанный часами-метрономом принцип упорядочивания музыкального времени.
Влияние рок-музыки на формирование самооценки подростков в музыкально-образовательном ...
... рок-музыки; подтвердить на основе практической работы влияния рок-музыки на повышения самооценки подростков. Объект исследования – музыкально-образовательный процесс, направленный на осознание подростками себя как личности на основе рок-музыки. ... является переходным, подготавливает человека к переходу на более высокую возрастную ... наиболее важным угасание прежних групп (доминант) интересов и заполнение ...
1.2 Основные направления классического западного рока
Арт-рок
Термин достаточно расплывчатый. Под эту категорию подпадают те явления, которые воспринимаются слушателем в качестве «классического рока». Первый элемент данного неологизма (от англ. «искусство») подчеркивает ориентацию исполнителей данной музыки на виртуозное владение инструментом, повышенное внимание к отделке произведений (лад, гармония, композиция), использование элементов классической музыки (от прямых цитат из классических произведений до введения в состав коллективов в дополнение к стандартному набору инструментов 3 гитары (соло, ритм, бас) +ударные инструментов симфонического оркестра — скрипка, флейта и т.д.).
Нередко воспринимается как синоним термина «прогрессив-рок» (см. далее)
Фолк-рок
Изначально — музыка, основанная на музыкальном фольклоре Британских островов (от англ. «народ»).
Родоначальником направления считается Боб Дилан. Отношения между собственно роком (прогрессив-роком) и фолком всегда были достаточно сложные, и, пожалуй, можно сам термин «фолк-рок» считать таким же составным, как «симфо-рок» или «джаз-рок» — то есть обозначающим сочетание двух стилей. В современном роке существует и стиль арт-фолк .
Панк-рок
Панк-рок (1975 — начало 1980-х) — разновидность рок-музыки, характеризующаяся развязанной (разболтанной, грубой) манерой вокала и музыкального сопровождения (что связано с тем, что изначально ее играли подчеркнуто неумелые исполнители), а также острой социальной направленностью.
.3 Взаимовлияние рок-музыки и других музыкальных направлений
Джаз-рок
Яркими представителями джаз-рока были американские группы Blood, Sweat & Tears и Chicago (1967 — 1968).
Первый состоял из молодых джазменов, принявших ритмику, песенную традицию и общую эстетику рок-культуры; второй был больше похож на рок-группу, добавившую секцию из трех духовых инструментов — трубы, саксофона и тромбона. Тем не менее, очень родственная музыка этих двух ансамблей породила новую, широко распространившуюся традицию аранжировки, когда при небольшом количестве духовых (3-4 инструмента) в сочетании с клавишными и гитарами за счет широкого расположения аккордов удается создать впечатление звучащего биг-бенда.
Несмотря на то, что сначала между рок — и джазовыми музыкантами была достаточно жесткая конфронтация, среди джазменов нашлись те, кто увидел возможность возрождения популярности джаза у молодежи за счет принятия эстетики, ритмики и технологии рок-музыки. Одним из первых в этом отношении был выдающийся джазовый трубач Майлз Дэвис. Кроме него, в области джаз-рока работали пианисты Чик Кориа, Кит Джеррет, гитаристы Джон Маклафлин, Карлос Сантана, скрипач Жан-Люк Понти и др. Величайшее мастерство этих музыкантов позволило им заметно повлиять как на рок-исполнителей, так и на джазистов.
По музыке учащихся по музыке (старшая группа)
... детьми. Рассмотрим классификацию детских музыкальных инструментов, предложенную Кононовой Н.Г. в книге «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Все детские музыкальные игрушки и инструменты можно сгруппировать по видам: неозвучные музыкальные игрушки – инструменты помогают ...
Рок и симфоническая музыка
Рок-опера
Рок-опера — пограничное явление между собственно роком, драматургией классической оперы и явлениями массовой культуры. Порой очень трудно разграничить такие явления, как рок-опера и мюзикл; последний более близок к поп — и масс-культуре, хотя использует мелодические и гармонические ходы, свойственные рок-музыке.
Классиком западноевропейской рок-оперы справедливо считается Э.Л. Уэббер, который в соавторстве с либреттистом Т. Райсом в 1970х-1980х гг. создал ряд рок-опер «Иисус Христос Суперзвезда» (во многом отражающую идеологию хиппи, позиционировавших себя в том числе как истинных христиан), «Кошки» (по стихам модернистского английского поэта Т.С. Элиота), «Призрак оперы» (по мотивам готического романа Г. Леру) и др.
В России первой рок-оперой стала «Орфей и Эвридика» А. Журбина (1970е); подлинной классикой российской (советской) рок-оперы стали «Юнона и Авось» и «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» А. Рыбникова, своей популярностью обязанные (как и «Иисус Христос Суперзвезда») не только музыке и сюжету, но и ореолу скандальности, окружавшему первые их постановки.
В современной российской и западной музыке жанр рок-оперы практически «вымер», уступив место мюзиклу. Последняя не очень удачная попытка реанимировать жанр рок-оперы — проект 2004 года «Эльфийская рукопись» с участием нескольких видных отечественных метал-, панк — и трэш-групп.
1.4 Феномен русского рока
Источники происхождения русского рока — не только и не столько западные образцы, сколько авторская песня и городской фольклор (как, в общем, это имело место и на Западе).
Однако в русском роке мелодия, ритм и прочие моменты, важные для западного рока (особенно арт-рока), имели второстепенное значение; на первое место всегда выходила и выходит поэзия, текст; музыка же при этом рассматривается как практически дополнительное интонационное средство.
Парадокс феномена русского рока заключается в том, что с музыкальной точки зрения он практически не исследован — зато существует масса монографий, статей и диссертаций, посвященных русскому року в поэтическом аспекте.
Парадокс русского рока еще и в том, что некоторые авторы позиционируют свое творчество как рок, хотя оно с формальной точки зрения роком не является — и при этом некоторые авторы, сами себя к року не относившие, подчас сторонними слушателями воспринимались и воспринимаются как рок (так было, например, с В. Высоцким, которого на Западе воспринимали как рок-певца, хотя сам себя он ни к какому направлению не относил).
Следующий парадокс заключается в параллельном сосуществовании в отечественной музыке «подпольного» и «официозного» рока.
В Советском Союзе история рока складывалась иначе, чем на Западе. Первые музыканты взяли в руки электрогитары в результате «культурного шока» от английского биг-бита. Многие годы прошли под знаком повсеместного и старательного копирования любимых зарубежных групп. На языках народов СССР и под оригинальную музыку рок впервые зазвучал в самом конце 60-х, и последующее десятилетие ушло на то, чтобы утвердить принцип самостоятельного творчества. Не удивительно, что все это время рок был фактически «отделен от государства» (официальным суррогатом рока были ВИА) и существовал на нелегальном положении. Лишь в 1980 г., когда огромная популярность рока и его творческие достижения стали совершенно очевидными, культурные инстанции обратили на него внимание. Огромное большинство рок-исполнителей так и осталось в «андеграунде», предпочитая безденежье посягательствам цензуры. Не имея ни малейшего доступа на фирму «Мелодия», ТВ и радио, рок-группы создали уникальную по масштабам нелегальную индустрию звукозаписи. Именно тогда, в годы «позднего застоя», социально-культурная роль рока была особенно велика и позитивна: миллионам молодых людей эти записи несли столь редкие и нужные слова правды и духовности. Институты идейно-художественного контроля (в первую очередь Министерство культуры и комсомол) без устали вели на рок административное наступление, которое достигло кульминации в 1984 году, когда весь рок был фактически поставлен под запрет, а лучшие его представители фигурировали в черных списках.
Влияние разных стилей музыки на психические состояния молодых людей
... воздействия разных современных стилей музыки на психические состояния молодых людей, увлекающихся ими. Методологической и теоретической основой дипломной работы ... музыки на психические состояния молодых людей 1.1 Природа психических состояний личности ... музыки на психику человека. 2. Исследовать влияние предпочитаемого стиля музыки (рока, рэпа, электронной музыки) на психические состояния молодых людей, ...
Дефицит информации и отсутствие коммуникаций между рок-центрами привели к тому, что в каждом городе, республике, регионе жанр развивался обособленно, часто принимая своеобразные формы. Не удивительно, что сложились вполне четкие понятия: «ленинградский рок», «свердловский рок» и т.д.
1.4.1 Феномен рок-клубов
К концу 1980х рок-клубы существовали во всех городах страны с более или менее ощутимым «рок-движением», их было около 50. Их основная задачей была всесторонняя помощь непрофессиональным группам. Как правило, вступив в рок-клуб, группа получала право на публичные выступления (по утвержденной программе) и могла рассчитывать на содействие в обзаведении репетиционной базой и аппаратурой. В отличие от государственных концертных организаций рок-клубы не были связаны в единую систему; более того, они относились к разным ведомствам — профсоюзам (Ленинград), комсомолу (Рига), городским управлениям культуры (Московская рок-лаборатория) и т.д. Формы работы и организационные структуры рок-клубов были различны, но в финансовом отношении они были полностью бесправны. Из-за этого концертная деятельность — как коммерчески наиболее выгодная — стала выходить из сферы их влияния. Рок-клубам оставалось лишь проводить мероприятия «престижного» характера: фестивали, конференции, международные встречи, а также служить центрами общения (что намного ближе к изначальному понятию «клуб»).
В качестве образца истории рок-клуба можно рассмотреть историю знаменитого Ленинградского рок-клуба.
Ленинградский рок-клуб, располагавшийся по адресу ул. Рубинштейна, 13, скорее был похож на своего рода смесь ДК (с залом на 200 мест) с Союзом Композиторов со своей системой членства. Во главе клуба стоял совет, в клубе также были свой устав и статут. Внутри клуба существовали специальные места, на которых располагались сотрудники КГБ, а также представители КПСС и Комсомола, в задачу которых входило наблюдение за происходящим в клубе. Потенциально опасные с точки зрения органов музыканты, которые могли высказываться против власти или просто эпатировать публику (главным образом панк-рокеры) к участию в рок-клубе не допускались.
Роль уроков музыки в формировании экологической культуры школьников
... исследования является: выявление роли уроков музыки в формировании экологической культуры школьников. Задачи исследования: 1) изучить литературу по проблемам экологии и экологического воспитания ... гармонично-развитая личность, раскрываются понятия добра и зла, формируются нравственные ориентиры, культура через произведения искусства – живопись, музыку, поэзию. Учителя музыки Ярославской области ...
1.4.2 Ленинградский рок
Символом ленинградского рока стало сразу несколько групп, друг на друга принципиально не похожих. Группа «Аквариум» (лидер — Б. Гребенщиков) всегда выделялась своей подчеркнутой «эзотеричностью», интеллектуальностью, и из всех русских рок-групп стоит ближе всего к прогрессив-року (использование необычных инструментов, в том числе народных; тексты, построенные на сложной игре цитат и аллюзий из произведений мировой литературы и различных философских течений, в том числе восточных, с использованием фраз на кельтских языках с целью создания «зауми»; специфический вокальный стиль и т.д.).
Большое внимание тексту уделял и Майк (Михаил) Науменко (ныне покойный лидер распавшейся с его смертью группы «Зоопарк»): так, его песня «В уездном городе Эн» отличается рекордно длинным текстом, также выстроенным на массе аллюзий и цитат из русской классической литературы, масс-культуры, анекдотов и т.д. Группа «Кино» (тоже ныне не существующая, лидер — трагически погибший в 1990 г. Виктор Цой) в этом отношении является прямо противоположной двум вышеупомянутым группам по стилю и отношению к текстам и музыке. Песни Цоя во многом близки авторской песне: простой гитарный аккомпанемент, узкодиапазонная мелодия, несложные аранжировки со стандартным для рока набором инструментов, текст подчеркнуто «неинтеллектуальный», строящийся на своеобразном наборе слов-сигналов типа война, звезда, небо и т.д., сдержанные и суровые интонации, в сочетании с низкой вокальной тесситурой создающие центральный для творчества Цоя образ «лирического героя», — одинокого воина-странника, пытающегося постигнуть смысл жизни и тайну смерти — во многом созвучного подростковому мироощущению.
1.4.3 Московский рок
Считается, что одним из первых представителей того, что можно назвать рок-музыкой в России, был Андрей Макаревич («Машина времени»), ныне не слишком жалуемый рок-аудиторией за заигрывание с официозом и шоу-бизнесом, но тем не менее немало сделавший для рок-движения (хотя бы для выхода его из подполья).
Самой «харизматичной» группой по праву считается «Алиса», лидер которой Константин Кинчев неоднократно подчеркивает в своих интервью, что ему важнее всего та энергия, которую получают слушатели во время концертов его группы («они приходят сюда за огнем и ветром», как сказал он сам) , хотя немаловажным для него являются и заложенные в его композициях философские и социальные идеи (сейчас Кинчев сознательно ориентируется на «традиционно русские» духовные ценности и православие).
Нестандартной и яркой, хотя и спорной фигурой является Гарик Сукачев, работающий на грани панка и «блатного» фольклора. Пограничным явлением можно назвать и группу «Браво», балансировавшую между ретро-стилизациями, авангардом и эстрадой (в настоящее время она, с уходом из нее Жанны Агузаровой, которая своей нестандартной внешностью, своеобразной философией и уникальной исполнительской манерой и делала эту группу неповторимой, окончательно склонилась к чему-то, близкому к поп-музыке).
Близкой к панку по своему принципиальному антиэстетизму и социальной ангажированности являлась и распавшаяся ныне группа П. Мамонова «Звуки Му».
1.4.4 Рок-движение Урала и Сибири
Из уральских групп можно назвать как самые яркие «Наутилус Помпилиус» (автором текстов которой был профессиональный поэт и штатный сотрудник журнала «Иностранная литература» И. Кормильцев, что сыграло свою роль в успехе данной группы у людей высокого культурного уровня) и возникшие несколько позже «ЧАЙ-Ф», «Агату Кристи».
Свердловская группа ЧАЙ-Ф организована в 1984 г. Владимиром Шахриным, Владимиром Бегуновым, Антоном Нифантьевым. Музыка группы берет начало в ритм-энд-блюзе 60-х гг. Группе удалось найти удачное сочетание традиционной музыки, пришедшей с Запада, с народной, почти частушечной манерой пения. Для русского рока это достаточно характерная особенность, первоначально западная культура прорастала в России, а затем она изменялась в соответствии с народными традициями и получалась культура, которую нельзя назвать аналогом западной. Так и рок буквально за несколько десятилетий превратился в самобытную русскую культуру, независящую от Запада. Имидж «дворовой команды» в ЧАЙФе прекрасно сочетается с грубоватыми, полными жизненных впечатлений и здорового юмора текстами Шахрина. Живое гитарное звучание и вокальная манера лидера ставят ЧАЙ-Ф сближают его с ленинградскими традициями.
В русском роке не очень был распространен женский вокал, но есть и исключения. Настя Полева из Свердловска, которая вышла на сцену как рок-певица в 1986 г. Постепенно вокруг нее организовался коллектив, который составил группу НАСТЯ, которая, несмотря на отсутствие широкой популярности, продолжает существовать до сих пор.
Среди сибирских рок-групп следует отметить недавно отметившую 20-летик концертной деятельности группу «Калинов Мост», лидером которой является талантливый музыкант, художник и самобытный поэт и философ Дмитрий Ревякин, продолжающий традицию футуристической лингвистической философии, заложенную поэтом начала XX века Велимиром Хлебниковым (книга Ревякина «Гнев Совы» имеет много перекличек с эпической поэмой Хлебникова по мотивам дальневосточного фольклора «Дети Выдры»).
К «сибирским» можно условно отнести и группу Е. Летова «Гражданская Оборона», долгое время пребывавшую в Омске. «Гражданскую Оборону» рассматривают как один из первых образцов русского панка, однако по своей идеологии она намного сложнее. Сейчас «Гражданская Оборона» отличается ярко выраженной политической ангажированностью (симпатии к Национал-большевистской партии, что, впрочем, среди оппозиционно настроенных интеллектуалов считается сейчас почти модным).
В 1990е годы в русском роке появилось несколько ярких и одаренных женщин — исполнителей и авторов песен (Земфира Рамазанова, Ольга Арефьева, Инна Желанная, Светлана Сурганова и Диана Арбенина и т.д.).
Нередко знатоки рока упрекают музыкантов русского рока в том, что их творчество с музыкальной точки зрения является вторичным по отношению к западной музыке (так, уже общим местом в подобного рода критике стало ругать «Арию» за откровенные цитаты из Iron Maiden).
Некоторые группы к подобного рода упрекам относятся достаточно оригинально. Так, панк-группа «Король и Шут» просто поместила у себя на сайте список всех явлений культуры, оказавших влияние на эстетику и тематику данной группы:
«АЛИСА, КИНО, АУКЦЫОН, ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК, ЗООПАРК, АКВАРИУМ, БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ — СКАЗКА.
А также: SEX PISTOLS, THE CLASH, RAMONES, DEAD KENNEDIS, IGGI POP, METALLICA, AC/DC, DREAM THEATRE, NINA HAGEN, EXPLOITED, THE POGUES, J. M. K.I., PIXIES, THE STRANGLERS, SISTERS of MERCY, SIOUXSIE AND THE BANCHEES, DAVID BOWIE, BILLY IDOL, BLONDIE, THE CURE, THE BEATLES, THE DOORS, THERAPY?, MARILLION, A-HA, DEPECHE MODE, TOM WAITS, U-2, STRAY CATS, BAD RELIGION, NOFX, ROLLING STONES, ROLLINS BAND, THE CRANBERRIES, TOY DOLLS, MANIC STREET PREACHERS, FOO FIGHTERS, GREEN DAY, OFFSPRING, HIM, BOB MARLEY, TOM PETTY, REM, FAITH NO MORE, RED HOT CHILLI PEPPERS, BLOODHOUND GANG, MINISTRY.
Писатели: Гоголь Н.В., Арк. и Бор. Стругацкие, M. Булгаков, А. Беляев, А. Тюрин, Густав Майринк, Эдгар По, Говард Ф. Лафкрафт, Рэй Бредбери, Роберд Говард, Роберт Шекли, Гарри Гаррисон, Артур Конандойл, Стивенсон, Александр Дюма, Жюль Верн, Олдос Хаксли, Станислав Лем, Станислаф Гроф, Карлос Кастанеда, А.С. Пушкин и многие другие».
Сам по себе этот список не может не вызвать улыбку, не только из-за неграмотного написания некоторых фамилий, но и из-за своей нарочитой эклектичности (сочетание всех возможных направлений рока и не только рока, нахождение в одном ряду Пушкина и Кастанеды, музыкальной сказки «Бременские музыканты» (которая сама по себе является не столь простой: например, стиль снятого по ней мультфильма откровенно пародирует мультфильм о группе «Битлз» Yellow Submarine) и панк-групп «новой волны»).
Но он говорит о многом.
1.5 Современное состояние рок-музыки
Рок-музыка 1990х-200х гг. в значительной степени отошла от традиций классического рока путем их творческой переработки и слияния различных направлений. Так, хэви метал дал впоследствии фолк метал (направление, характерное в особенности для Скандинавии, Финляндии, Германии, но бытующее и в России) с особым ответвлением пэган метал (pagan metal) (букв. «языческий металл») — музыку, в которой тяжелые гитарные рифы и мощные партии ударных сочетаются с использованием мелодических и ладовых ходов народной музыки, иногда — народных или средневековых инструментов, использованием тем народного эпоса в текстах песен и т.д. Вместе с тем из фолка (теперь многими практически не осознаваемого как «рок» — ср. название французского журнала, посвященного современной рок-музыке и близким к ней направлениям: Rock&Folk) выделилось особое движение, использующее в качестве музыкального материала не только стандартные для классического фолка народные мелодии кельтских и германских народов, но и народную музыку славянских стран, стран Азии, Африки, музыку коренных народов Америки и Австралии. Это направление получило название «этно-рок», «этника», world music. Границы между этно и фолком, фолком и классическим роком до сих пор не определены; также этнические мотивы использует другое направление в современной музыке — так называемый New Age, работающий с компьютерными технологиями, электронными инструментами.
В сознании современной молодежи под понятие «рок» подпадают либо русский рок (феномен, по большому счету, имеющий к собственно музыке достаточно опосредованное отношение), либо классический арт — или прогрессив-рок (Pink Floyd, Yes, Deep Purple); метал же или панк в качестве рока не воспринимаются (ср. фразу, сказанную одним из участников форума газеты «Пять Углов» в теме «Что такое музыка», имеющей первостепенное отношение к теме нашего исследования: «Прапорщик Рылеев ( псевдоним собеседника), какой рок, когда я про металл говорю!» ).
Нередко можно услышать термины «пост-рок», «пост-панк» и т.д., подчеркивающие, что те музыкальные феномены, которые существуют в современной музыке, имеют мало общего с похожими на них музыкальными феноменами 1960х-80х гг.
Отдельным явлением следует считать такие направления, как альтернативная музыка и инди-рок .
Понятие «альтернативная музыка» достаточно расплывчато (как и, например, понятие «хард-рок»); оно подразумевает практически любые экспериментаторские (в разной степени) явления внутри рок-музыки, позиционирующие себя как подчеркнуто некоммерческие, противопоставленные т. н. мейнстриму (от англ. «основное течение») — музыке, рассчитанной на достаточно широкого потребителя и поэтому несвободной от конвенций, присущих коммерческой музыке. Альтернативная музыка — это музыка подчеркнуто «элитарная», «для немногих», для тех, кто считает себя фрондирующим интеллектуалом, враждебно настроенным по отношению к современному «обществу потребления».
Инди-рок берет свое название от слова «независимый» (англ. <#»center»>Глава 2. Рок и молодежная культура
2.1 Социологический аспект молодежной культуры
Приобретение рок-музыкой столь всеобъемлющей популярности имело социологические причины с самого начала.
Во второй половине 20 века молодежь всех индустриально-развитых стран мира вступает в «общество взрослых» существенно иными путями, нежели в предшествующие периоды. Один из традиционных центров формирования человеческой личности, осуществления процесса культурной преемственности поколений — семья — в значительной мере теряет свои позиции. Каждому новому поколению молодых людей при вступлении во взрослую жизнь приходится принимать ответственные решения, касающиеся выбора профессии, спутника жизни, ценностных ориентиров и т.д. в условиях, которые значительно отличаются от ситуаций родительской юности. Разнообразные (во многом — и коренные) перемены в образе жизни, производственной сфере вызвали и изменение в сознании молодого поколения.
С рок-концертами связаны и такие малоприятные ассоциации, как массовые истерии, феномен коллективного гипноза, стирание в сознании любых границ и рамок. Феномен массового фанатизма не в последнюю очередь связан с таким уникальным явлением, как группа «Битлз», о которой до сих пор идут дискуссии, к какому направлению ее относить (раннее творчество этой группы развивалось в направлении мёрси-бит, но впоследствии они выработали свой неповторимый стиль) и рок ли это вообще.
Некоторые рок-музыканты сознательно работали с магическими и психическими техниками, используя их в эстетических и философских целях. Так, Джимми Хендрикс, по своему собственному признанию, стремился писать музыку, изменяющую сознание, внести фундаментальные изменения в разум людей, считал музыку видом магии — вместе с тем он старался, чтобы эта магия использовалась не во зло, а в целях изменить мир к лучшему.
По-разному можно относиться и к тому факту, что подавляющее большинство современной молодежи и подростков не выходят из дома без плейера — кассетного или CD — и наушников, чтобы не расставаться с музыкой полюбившихся исполнителей.
В этом можно видеть нечто наподобие зависимости (сродни алкогольной, табачной или наркотической); кроме того, постоянное «прокручивание» текстов, несущих определенную идеологическую нагрузку, воздействует исподволь на образ мыслей слушателя, и подросток начинает думать клише и штампами из рок-текстов.
Наконец, рок-культура с ее идеологией саморазрушения воздействует на подростка так, что он начинает скептически относиться к элементарным требованиям гигиены, начинает курить, пить или даже употреблять наркотики (потому что так принято в его «тусовке», объединяемой любовью к той или иной группе, или потому, что так делает или делал его кумир — причем то, что зачастую этот кумир давно умер, служит дополнительным стимулом для подражания).
Но тексты рок-групп могут оказывать и безусловно положительное влияние (об этом см. в п.2.2.3).
Отдельно можно выделить такое направление как социология рока. В не меньшей степени это относится и к социологическим исследованиям отечественной рок-музыки, которые смыкаются с исследованиями молодежных неформальных движений и субкультур.
.1.1 Особенности психологии подростка. Социализация и социальная адаптация подростков
Психология подростка связана с особенностями того возрастного состояния, в котором он находится (так называемый переходный период, характеризующийся серьезными изменениями в физиологии и психологии).
Исследователи выделяют 11 типов личностной акцентуации у подростков.
. Гипертимный. Особенности — постоянно приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, активность, предприимчивость, отказ подчиняться чужой воле, нежелание соблюдать правила и законы и т.д.
. Циклоидный. Чередование субдепрессивных фаз (вялость, упадок сил, повышенная раздражительность) и гипоманиакальных (повышенная активность, живость, легкомыслие, тяга к наслаждениям).
. Лабильный. Крайняя изменчивость настроения (малейшая неприятность способна вызвать депрессию и наоборот); от текущего настроения зависят самочувствие, работоспособность, планы на будущее, отношение к другим людям.
. Астено-невротический. Отличительные черты: капризность, болезненность, страхи, заикание, повышенная утомляемость, фиксация на состоянии здоровья.
. Сенситивный. Характеризуется повышенной впечатлительностью, чувством собственной неполноценности.
. Психастенический. Особенности — повышенная тревожность, мнительность, наклонность к сомнениям, затруднение в принятии решений и т.д.
. Шизоидный. Черты — замкнутость, отгороженность, духовное одиночество, своеобразие и необычность в выборе занятий и увлечений.
. Эпилептоидный. Особенности — возникновение периодов злобно-тоскливого настроения, напряженность аффекта, взрывчатость, безудержная агрессивность; все влечения характеризуются чрезмерностью и силой.
. Истероидный. Особенности — безграничный эгоизм и «жажда признания», стремление любой ценой добиться внимания (вплоть до ненависти) и непереносимость безразличия и равнодушия.
. Неустойчивый. Основные черты — слабоволие, внушаемость, восприимчивость к влияниям извне.
. Конформный. Основная черта — устойчивая ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения, отсутствие собственного мнения.
Социально-психическая адаптация личности возможна на основе «онтогенетической социализации», которую можно определить как такой процесс взаимодействия человека и социальной среды, в ходе которого он оказывается в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений. Таким образом, индивид усваивает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и другие особенности, которые в целом имеют адаптивное значение. Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности. Социально-психическую адаптированность личности можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, в своем ролевом поведении в полной мере соответствует ожиданиям эталонной группы, свободно выражает свои творческие способности. Социально-психическая дезадаптированность личности выражается в первую очередь в неспособности адаптации личности к собственным потребностям и притязаниям.
У подростков наблюдаются несколько видов дезадаптации: активно-девиантное поведение (агрессивность, дромомания — стремление к бегству из дома — и т.д.) и пассивно-девиантное поведение (выражающееся чаще всего в эскапизме, то есть создании вымышленного мира, в котором можно найти убежище от проблем).
2.1.2 Ролевая и статусная концепции личности
В научной литературе утвердилось мнение, что специальной социологической теорией личности является ролевая концепция , в понятийном аппарате которой ведущими выступают социальный статус (положение в социальной структуре) и связанные с ним требования или ролевые предписания. Роль — это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определенным статусом (о статусе см. далее).
Роль позволяет мысленно формулировать поведение с тем, чтобы поступать должным образом; при этом мы анализируем подробности разворачивающейся ситуации и определяем для себя, кто что делает и где. Широко используется данное понятие в концепциях, отождествляющих жизненные ситуации с игрой и сводящие личность человека к разыгрыванию определенных стандартных ролей в стандартных ситуациях. Понятия «социальная роль» и «игра» отражают определенные повторяющиеся жизненные ситуации: например, с их помощью удается точнее описать факты приспособления человека к определенным условиям. Кроме того, ролевая теория хорошо объясняет феномены отчуждения и конформизма.
Исполнение роли — фактическое поведение лица, обладающего каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле. Кроме того, люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями. Один и тот же статус может иметь некоторое число связанных с ними ролей, образуя ролевой набор. (Например, статус студента включает в себя роли ученика, сокурсника других студентов, болельщика, читателя и т.д.).
Роли выполняют функцию норм, определяющих наши обязанности — действия, которые на законных основаниях могут требовать от нас другие люди, а мы — требовать их от других. Каждая роль имеет по крайней мере одну ответную и связанную с ней роль. Взаимодействие индивидов в группах осуществляется через сеть ответных ролей. Ролевые отношения связывают нас друг с другом потому, что права на одной стороне взаимоотношения
Различают 2 типа социальных ролей — конвенциональные и межличностные. Первые означают предписанный образец поведения, которое ожидается и требуется в данной ситуации; вторые определяются взаимодействием людей друг с другом. Играние роли (по Шибутани) — это организация поведения в соответствии с групповыми нормами, принятие роли — требование к действующему лицу, чтобы оно всегда представляло себя на месте другого человека, чтобы стремилось вообразить, как оно само выглядело бы с точки зрения другого человека.
Конфликты и противоречия между людьми нередко являются результатом непонимания ими ролей друг друга.
В отечественной научной литературе второй половины XX в. теория социальной роли представлена рядом работ. Много внимания разработке концепции социальной роли уделял И.С. Кон. Указывая на широкое распространение и многозначность понятия роли, И.С. Кон выделяет: обыденное сознание , где «быть в роли» — значит притворяться, играть, сознавая искусственность собственного поведения; социальную психологию, которая использует это понятие для описания повторяющихся, стандартизированных форм и методов поведения; социологию, в которой понятие социальной роли обозначает безличную социальную функцию и норму, выполнение которой обязательно для тех, кто занимает данную позицию. И.С. Кон отмечает, что прежде, чем отреагировать на внешний стимул, человек должен согласовывать свою реакцию с логикой принятой на себя роли; процесс формирования личности, по Кону, означает ее вживание в различные социальные роли.
Социальную роль личности в единстве с ее социальным положением наиболее полно и объемно выражает понятие «социальный статус личности». Оно удачно соединяет и функциональную, и оценочную стороны, показывает, что личность может делать, что она делает, каковы результаты ее действий и как они оцениваются другими людьми, обществом. Обычно статус личности связывается с ее правами и даже с привилегиями. Но к правовой стороне социальный статус не сводится.
Социальный статус — это соотносительное положение (позиция) индивида или группы в социальной системе. Понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец, оценку личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать или не совпадать с оценкой общества или социальной группы.
Если сформированная личность взрослого человека обладает устойчивыми характеристиками индивидуального стиля, то черты еще незрелой личности ребенка больше проявляются как свойства темперамента, на базе которого еще предстоит сформироваться личности в процессе социализации. Однако именно устойчивые свойства личности не позволяют социуму целиком поглотить индивидуальность, а ситуативные факторы не приводят к непрерывным изменениям. У ребенка влияние социума в качестве морального цензора в основном вызывает противодействие в силу непосредственного побуждения к свободе и независимости, а ситуативные аспекты в виде соблазна реализовать свои желания и потребности подталкивают их к импульсивным поступкам. При отсутствии развитого внутреннего самоконтроля у детей в большей степени, чем у взрослых проявляется тот тип переживания и поведения, который определяется ведущей индивидуально-личностной тенденцией.
Интеграция личности в целое реализуется через самосознание, самооценку и самоконтроль, составляющие реальное «Я» человека, в то время как его идеальное «Я» определяет направление, в сторону которого движется личность в процессе самосовершенствования. У ребенка самосознание формируется через сравнительный анализ своих чувств, мнений и поступков с переживаниями, мыслями и поведением окружающих лиц, однако личность еще слабо интегрирована, в связи с чем в переживаниях и поведении преобладают черты темперамента. Однако индивидуально-типологический стиль как врожденная черта характера уже отчетливо намечен. В формировании характера в качестве базовых свойств выступает врожденный темперамент, а в качестве интегрирующего фактора — стиль воспитания, идущий от окружающих взрослых: мать, отец, учителя.
2.1.3 Понятие субкультуры
Для того, чтобы осознать себя как личность, практически любой подросток претерпевает два противонаправленных процесса: демонстративно отрицает то, что соотносит с миром «взрослых», осознаваемым им как враждебный, ложный и даже опасный (в том числе и такие бесспорно необходимые для социализации и бесспорные в нравственном отношении понятия, как ответственность за свои поступки, созидательный труд, уважение к старшим и т.д.), и при этом не менее демонстративно выказывает свою принадлежность к «своей стае», «тусовке», той или иной субкультуре. Среди лозунгов, популярных у «неформально мыслящей» молодежи, равно в ходу и деструктивные, провозглашающие право индивидуума противопоставлять себя всему миру, и призывы к единению, типа «Мы вместе» (однако это единение распространяется только на «своих» — разделяющих такие же взгляды, слушающих такую же музыку и т.д.).
Субкультура
К субкультуре примыкает понятие контркультура. Контркультура — это сфера активности тех, кто резко порывает с культурой, пытаясь создать нечто новое путем отрицания старого. К контркультуре относились и относятся различные авангардистские течения. В музыке можно выделить 2 типа протеста: художественно-эстетический и социально-политический. Первый связан с деятельностью новаторов, имеющих профессиональную подготовку в рамках традиционной культуры, но в чем-то «переросших» эти рамки; второй (т. н. соц-арт) — с отрицанием самого принципа профессионализма (см. напр. выше о панк-роке) .
Основным «врагом» субкультуры является массовая культура, в том числе ее музыкальное проявление — поп-музыка. «Попса» (жаргонное название поп-музыки) в рок-среде является чуть ли не самым обидным словом (ср. сатирическую композицию Ю. Шевчука «Попса» и его же Интернет-акции против поп-звезд, альбом одной из рок-групп «Непопса» и даже песню автора-исполнителя Т. Шаова «Былина о попсе» с использованием элементов тяжелого рока и словами «То не выпь кричит в лесу, не медведь ревет, не рыдает кикимора поганая — то из чащи из густой, из гнилых болот приползла на Русь Попса окаянная»).
Критика, предъявляемая деятелями рок-культуры к «попсе», вполне обоснованная (зомбирование слушателя пустыми текстами и примитивными мелодиями, агрессивная навязчивость звучания поп-композиций на различных радиостанциях, подчеркнутая установка на «коммерцию» и успешность на рынке сбыта и т.д.) — хотя иногда складывается впечатление, что рок-исполнители порой неоправданно суровы к «попсе» в отношении коммерциализованности последней, поскольку многие рок-исполнители сами перешли из андеграунда в мейнстрим и используют гонорары от выступлений и продажи аудиопродукции и атрибутики как источник постоянного дохода. Возможно, право критиковать поп-музыку за «продажность» имеют исключительно те рок-группы, которые сознательно не делают исполнительство источником средств к существованию, выступают в небольших клубах и исполняют экспериментальную музыку или музыку с остросатирическими социальными текстами.
В СССР молодежные субкультуры, содержащие в себе протест против официоза, навязываемой «сверху» системы ценностей, воспринимаемой многими (даже не входящими в эти субкультуры) как ложная и лицемерная, возникли в период т. н. «оттепели» (рубеж 1950х-60х гг.).
Самой известной (в том числе скандально) была субкультура «стиляг», характеризующаяся броскими, яркими и нарочито карикатурными элементами в одежде (яркие галстуки, узкие брюки, особые прически и т.д.), увлечением «прогрессивной» западной музыкой (джаз, рок-н-ролл), подчеркнуто прозападными вкусами — что во многом было, конечно, игрой по определенным правилам, сознательным эпатажем и провокацией, что характеризует практически любую молодежную субкультуру.
Иногда ошибочно считается, что «стиляги» принадлежали к слою обеспеченной молодежи; на самом деле это движение затрагивало самые разные слои общества. Определенные элементы характеризующего стиляг дресс-кода могли содержаться и в одежде бедной учащейся и работающей молодежи — например, узкие брюки или самодельные толстые подошвы ботинок; точно так же различные по социальному и экономическому рангу слои молодежи — от детей состоятельных родителей до полунищих выходцев из деревни, после армии перебравшихся в город — могли увлекаться рок-н-роллом как танцевальным или музыкальным стилем.
Нельзя сказать, чтобы эта субкультура, характеризующиеся определенной элитарностью, долго сохраняла свою закрытость. Так, многие «стиляжские» песни стали впоследствии достоянием школьного фольклора: песни «Вот получим диплом…», «Шестнадцать тонн — опасный груз» и другие были известны школьникам еще на рубеже 1980х-90х гг. При этом в мелодике сохранялся их джазовый характер (так, достаточно трудная для исполнения мелодия песни Sixteen Tones, с ее большими интервальными скачками, характерными для спиричуэлса, сохранилась в школьном фольклоре практически без изменений).
Хотя такой переход из одной среды в другую связан, возможно, с тем, что «стиляжский фольклор» переходил от родителей к детям в семье, а через детей из семьи в детские коллективы (детский сад, школа, пионерский лагерь, санаторий).
Многие отечественные субкультурные молодежные движения 1970х-2000х являются прямым заимствованием из одноименных западных субкультур (панки, хиппи, металлисты, готы, растаманы, рейверы, рэперы и т.д.).
Во многом социальные слои, дающие людские ресурсы для этих движений, в России и на Западе в принципе совпадают: так, панки и рэперы — выходцы из бедных семей, чувствующие свою ущербность и обездоленность; хиппи — дети интеллектуалов, рэйверы — выходцы из богатых семей, могущие себе позволить посещение танцевальных вечеринок и т.д. Причем представители современной молодежной субкультуры могут наследовать принадлежность к этой субкультуре от родителей (так, хиппи вряд ли можно назвать молодежным движением, поскольку в него входят люди среднего и старшего возраста — причем даже в большем количестве, чем молодежь).
Также субкультуры могут вырастать из других субкультур, приобретая независимость и постепенно все более теряя сходство с субкультурой-источником. Так, движение толкинистов (поклонников творчества Дж.Р. Толкина) во многом выросло из движения хиппи, дав, в свою очередь, начало движению «ролевиков» (любителей ролевых игр на литературные и исторические сюжеты), которое, в свою очередь, повлияло на приобретающее все больший размах и уже сейчас с «ролевым» движением имеющее мало общего движение реконструкторов, которое в настоящий момент становится все более, с одной стороны, «академическим», с другой — коммерческим, балансируя между прикладной исторической наукой и шоу-бизнесом. Такое же маргинальное положение занимает близкое к реконструкторскому движение любителей исторического и кельтского танца (в Петербурге представленное школой «Виланелла», клубами «Мирквуд», «Кейли-клуб», «Хампти-Дампти» и т.д.).
Каждой субкультуре, помимо дресс-кода и кодекса поведения, свойственно иметь в качестве организующей и направляющей силы какое-либо музыкальное направление. Наиболее «аморфным» в этом отношении оказывается движение «ролевиков», культовой музыкой для которых являются одновременно русский рок, а также фолк-рок и арт-рок, как западный классический (Deep Purple, Jethro Tull) и современный (Silly Wizard, In Extremo), так и музыка отечественных «клубных» команд (Mervent, Ad Libitum, Рада и Терновник, Сказы Леса и т.д.); обработки кельтской народной музыки; рок-аранжировки музыки Средневековья и Возрождения (Blackmores Night, Corona Borealis etc.) или эта же музыка в «аутентичном» исполнении с использованием старинных инструментов, некоторые образцы авторской песни (В. Высоцкого, М. Щербакова), а также особый вид авторской песни — т. н. «менестрельство». Так называется творчество бардов-ролевиков, сюжетами которого являются либо реминисценции тех книг или исторических событий, по которым проводится та или иная игра, либо реальные курьезные случаи, произошедшие с теми или иными деятелями этого движения на той или иной игре. Собственно музыкальная составляющая таких песен практически ничем не отличается от «традиционной» авторской песни: как правило (исключения достаточно редки), ограниченный набор аккордов и как следствие — ограниченный набор тональностей (ля минор, ми минор, до мажор), узкий диапазон и простые, но «красивые» и запоминающиеся мелодические ходы (следствие вокального непрофессионализма как исполнителей, так и целевой аудитории, также воспринимаемой как потенциальные исполнители), стандартные размеры (4/4, реже 6/8).
В творчестве менестрелей широко применяются приемы пародии, перепева, музыкальных или текстовых цитат (многие «классические» тексты этого жанра — переделки народных песен, советских песен, песен из кинофильмов, даже рок-баллад).
Практически творчество менестрелей — это переходное явление между собственно авторской песней, русским роком и фольклором, так как в текстах менестрелей совершенно отчетливо заметны свойственные фольклору формульность, наличие топосов (общих мест, составляющих необходимый элемент композиции) и т.д. Использование пародий и перепевов тоже роднит этот вид песенного творчества с фольклором, особенно фольклором 20 века. Достаточно вспомнить переделки «Катюши» военных лет или едкие полузапретные пародии на «Хороши весной в саду цветочки», «Крутится, вертится шар голубой» и т.д.; вторичность некоторых подобных песен уже не ощущается — как, например, практически никто не знает источник популяризованной «Митьками» военной песни «На поле танки грохотали» (вариант о летчиках — «Нас извлекут из-под обломков») — шахтерской песни конца 19 века о погибшем во время обвала «молодом коногоне». Наиболее же последовательной и цельнооформленной является субкультура так называемых гóтов (от gothic), регламентирующая как выбор музыки для прослушивания, так и одежду, макияж и даже общее состояние духа. Представители готов слушают немецкую и скандинавскую рок-музыку «готического» направления, которое близко к арт-року (повышенное внимание к вокальной технике, иногда — участие оперных певиц в качестве вокалисток (Nightwish), использование инструментов симфонического оркестра, а иногда и исключительно «классические» инструменты в составе группы (квартет виолончелей Apocalyptica), виртуозная техника игры), но отличается от него тем, что присущие многим направлениям рока депрессивность, мрачность, эстетизация зла и тьмы в текстах и музыке «готических» групп доводятся до крайности и почти до абсурда. Приверженность субкультуре готов выражается через простой и очень яркий дресс-код: использование в одежде предметов исключительно черного цвета (а также ношение в качестве верхней одежды длинных пальто и кожаных плащей), из аксессуаров — исключительно украшений под серебро, чаще всего подвесок в виде черепов, драконов, перевернутых распятий, кельтских крестов и т.д.; особая любовь к боди-арту (татуировки, пирсинг), что, возможно, реанимирует архаическое назначение татуировки и пирсинга — свидетельство прохождения инициации, признак готовности и умения переносить физическую боль; макияж, близкий к театральному гриму, используемый лицами обоего пола и подражающий облику «вампира» (бледное лицо, «запавшие» глаза, обведенные черным, кроваво-алые губы), а также окрашивание волос в черный цвет.
2.1.4 Рок в восприятии современной молодежи
Судя по данным Интернет-форумов и информации, полученной при личном общении, у петербургской молодежи и подростков пользуются популярностью самые различные исполнители и группы, как русский рок, так и западный, как классический, так и современный.
«Мне нравятся Darths, Мельница, Pink Floyd, Эпидемия, Gregorians… А вам?» «Для меня самая близкая музыка — это панк-рок. Впрочем, просто рок и рокапопс тоже ценю — например: — Kittie — Nevermore — Pink Floyd — Slipknot — СашБаш — Алиса — Ария — Эпидемия — Сергей Маврин — Кипелов — ДДТ — Нау — Мара — Снайперы — Пилот — Пикник — Сплин».
Немаловажную роль в предпочтениях в рок-музыке играют средства массовой информации — специальные журналы (в России это Fuzz, «Птюч», некоторые самиздатовские проекты) и музыкальные радиостанции (из отечественных можно назвать две, рассчитанные на несколько разную целевую аудиторию — «Наше Радио», которое чаще слушают подростки со средним культурным уровнем и усредненными предпочтениями, в том числе в рок-музыке (однако, именно благодаря этому радио стала популярна достаточно элитарная группа «Мельница»), и «Радио Рокс», ориентированное на более взрослого и подготовленного слушателя).
На предпочтение той или иной группы или исполнителя может влиять как мода, так и общий уровень культурной и музыкальной подготовки слушателя. Впрочем, в этих вкусах и предпочтениях может возникнуть сочетание несочетаемого: например, студент консерватории может слушать одновременно классический прогрессив-рок (Yes, Emerson, Lake & Palmer) и русский рок, близкий к панку («Гражданская Оборона»), а девушка, работающая иконописцем — глэм-рок (Queen) и группы типа «Короля и Шута» (ценя последнюю главным образом за тексты, выдержанные в стилистике «черного юмора»).
На выбор рок-предпочтений оказывает влияние еще и половозрастной аспект. Так, девочки, слушающие рок, скорее отдают предпочтение либо неагрессивным фолк-группам с «красивыми» аранжировками и романтическими текстами (особой популярностью сейчас пользуется группа «Мельница»), либо группам с ярко выраженной агрессивной «мужественностью» исполнителей (Rammstein) . Мальчиков и юношей более интересуют либо «тяжелая» музыка, либо панк-рок с остро выраженным социальным началом (та же «Гражданская Оборона»), либо подчеркнуто сложные ритмомелодические построения классического прогрессив — и симфо-рока.
По полученным нами данным, самыми популярными отечественными группами и исполнителями в среде петербургских подростков и молодежи от 13 до 25 лет являются «Ария» (а также сольный проект отделившегося от нее вокалиста В. Кипелова, харизме и незаурядным вокальным данным которого группа была обязана львиной долей своей популярности, особенно у девушек-подростков), «Король и Шут», «Пилот», «Пикник», Lumen, «Мельница»; некоторые группы, популярные буквально 3-5 лет назад — такие, как Земфира, «Ночные Снайперы» (ныне распалась на собственно «Ночные Снайперы» и «Сурганову и Оркестр») — сейчас продолжают пользоваться любовью и уважением, но слушаются реже. Показательным является факт, что отечественные группы, возникшие достаточно давно и ставшие легендарными («Алиса», «ДДТ», «Гражданская Оборона»), а также группы, распавшиеся из-за разногласий музыкантов или более не существующие из-за гибели одного из исполнителей («Наутилус Помпилиус», заменившийся проектом «Ю-Питер»; «Кино»), или творчество рано умерших музыкантов (А. Башлачева, Я. Дягилевой), продолжают оставаться «на слуху» у современных подростков и восприниматься ими как живое и актуальное явление. Об актуальности свидетельствует активное и сознательное употребление подростками одежды и аксессуаров с символикой групп (футболки, балахоны, шарфы и рюкзаки с надписями не только «Король и Шут» (многоцветные сюрреалистические композиции, слегка стилизованные под средневековье) или «Пилот» (символ — желтый фон со схематично изображенной гротескной девичьей физиономией), но и «Алиса» (используется чаще всего только цветовая символика — сочетание красного и черного), «ДДТ» (черный фон и черные буквы с белым контуром), «Кино» (как правило, схематически изображается солнечное затмение — символ альбома «Звезда по имени Солнце»), «Гражданская Оборона»).
Среди предпочитаемых зарубежных групп такого единообразия не наблюдается, диапазон выбора весьма широк — от классического Pink Floyd до Cradle of Filth, Green Day и Tiger Lilies. Более-менее монолитными являются вкусовые предпочтения субкультуры готов, представителей которой весьма много в среде петербургских подростков (HIM, Lacrimosa, Nightwish — в последнем случае показательно наличие среди информантов данной работы девушек с псевдонимами Тарья — в честь бывшей солистки Тарьи Турунен).
2.2 Педагогический и психологический аспект применения знаний о рок-культуре при работе с молодежью
2.2.1 Роль знаний о рок-культуре в музыкальном воспитании
Хотя рок с собственно-музыковедческой стороны изучен достаточно мало в силу своей непринадлежности к академической музыке, он представляет собой сложный и неоднозначный феномен, некоторые особенности которого могут быть использованы в дидактических целях.
Как справедливо отмечала еще в 1980е годы видный специалист по музыкальной педагогике Е.В. Давыдова, в настоящий момент главной проблемой методики является вопрос о воспитании слуха в связи с новыми интонационными и ладогармоническими особенностями современной музыки, в то время как традиционные методики ориентируются на классические произведения (что приводит к, как говорят педагоги, инерции слуха) . Поэтому необходимо расширять музыкальный материал, который проходят на уроках сольфеджио, и не только за счет народной музыки. Таким «расширяющим» материалом могут послужить не только произведения академической музыки XX века или джаз (уже достаточно прочно вошедший в программу обучения в детских музыкальных школах), но и произведения рок-музыки. Ценным в этом отношении является то, что, рок-музыку учащиеся охотно слушают по собственной инициативе, им не нужно прививать любовь к ней; учащиеся самостоятельно собирают о полюбившихся группах материал не только биографического, но и иногда музыковедческого характера, не только активно слушают рок, но и пытаются воспроизводить его голосом или на инструменте (чаще всего гитаре или клавишных инструментах), обращая внимание на особенности мелодики, лада и гармонии. Музицирование в подражание образцам классического рока приучает начинающих музыкантов к необычным ладам (например, блюзовой пентатонике), нестандартным размерам (7/8, 5/4), достаточно редко встречающимся в академической музыке; возможно, музицирование в подражание образцам рок-музыки, с их жестким и четким ритмом, помогает выработке чувства ритма, столь необходимого музыкантам любого направления. Практически полное отсутствие нотного материала и возникающая вследствие этого необходимость воспроизведения полюбившихся образцов рок-музыки со слуха (редко — с опорой на так называемую табулатуру (см. ранее) или буквенные обозначения аккордов) исподволь развивает у юных музыкантов ладовый, мелодический и гармонический слух, так как иногда возникает необходимость подбирать к понравившейся песне аккорды самостоятельно (в свою очередь, эти аккорды являются часто не просто обычной схемой T53 — S53 — D7 — T53, а включают в свой состав секст — и септаккорды, обращения септаккордов, нонаккорды, уменьшенные и увеличенные аккорды).
Возможно, игра на гитаре не по нотам, а по табулатуре (использование вместо нотоносца схематического изображения гитарных струн, где высота ноты обозначается номером лада, на котором нужно зажимать данную струну; обозначения длительностей сохраняются), столь распространенная в роке, может тоже быть полезна, так как у начинающих музыкантов чтение нот вызывает некоторые проблемы. Однако, в будущем, возможно, таким музыкантам трудно будет переучиться читать ноты с обычного нотоносца.
Исполнение рока может быть использовано и при тренировке других качеств, необходимых музыканту — ансамблевого музицирования и импровизации. Юные музыканты охотно создают группы в подражание своим кумирам, играя рок-музыку самых разных направлений.
2.2.2 Психотерапевтический аспект рок-музыки
Рок-музыка, особенно «тяжелая», с ее мрачными текстами, суровой гармонией, избыточно громким звучанием, может оказывать на организм подростка амбивалентный эффект. С одной стороны, рок-тексты, наполненные тематикой вражды, ненависти, богохульства, убийства и самоубийства, чей отрицательный эмоциональный заряд усиливается соответствующей инструментовкой и исполнением, могут быть восприняты подростком как прямое руководство к действию. Особенно опасен в этом отношении пример кумиров молодежи — Кобейна, Моррисона, Дягилевой, Башлачева и других, которые либо рано умерли, либо покончили с собой, давая тем самым пагубный пример своим юным поклонникам. Общеромантический концепт ранней смерти как чего-то желанного и прекрасного в роке, таким образом, приобретает особое звучание.
Вместе с тем, как отмечают многие психологи, разговоры о смерти, самоубийстве, о том, что пугает и беспокоит — «проговаривание» всего этого — во многом снимает реальную угрозу суицидальных действий со стороны подростка. Таким образом, прослушивание депрессивной и мрачной рок-музыки вызывает у подростка своеобразный «катарсис», и через сопереживание персонажу песни подросток (полностью или частично) избавляется от гнетущих и страшных мыслей. Игра в смерть спасает от настоящей смерти; происходит своеобразный «обряд инициации» — то есть переживание переходного состояния как символической смерти и воскресения.
2.2.3 Рок-культура и современная словесность
Наконец, через рок-тексты (как отечественные, так и зарубежные) подросток может приобщаться к мировой литературе и философии. Подростки, слушающие какую-либо группу, стремятся познакомиться поближе и с ее текстами (поэтому на сайтах групп помещаются не только сами композиции в формате МР3, но и тексты к ним).
Тексты по-настоящему талантливых групп отличаются вниманием к словоупотреблению, иногда повышенной образной и ассоциативной сложностью, особой ритмикой стиха; нередко в них включаются цитаты или аллюзии из произведений классической литературы. Во многом отечественная рок-поэзия сближается с «обычной» современной поэзией, язык и приемы которой достаточно трудны для неподготовленного читателя, выросшего на литературе XIX — начала XX вв. Слушание рок-текстов является своеобразной «тренировкой» для восприятия современной поэзии (не случайно вечера современной поэзии сейчас устраиваются в тех же клубах, что и рок-концерты — например, в «Платформе»).
Слушание и чтение (на сайтах) текстов западных рок-групп не только является своеобразным стимулом к изучению иностранных языков, но и помогает познакомиться с тематикой, образностью и приемами современной западной (прежде всего англоязычной) поэзии, также отличающейся от классических, привычных среднему читателю образцов (по традиции, идущей от Р. Фроста и некоторых других классиков англоязычной поэзии XX в., рифма, четкий ритм, определенный размер практически не используются; образы характеризуются сложностью, порой некоторой нелогичностью, активно используется интертекст).
Также некоторые группы (особенно арт — и метал-) используют в своих композициях классику английской и американской поэзии (например, У. Блейка).
Заключение
Итак, как мы убедились, влияние рок-музыки на молодежь характеризуется некоторой амбивалентностью. С одной стороны, слушание рок-музыки помогает подростку легче пережить «переходный возраст», не чувствовать себя одиноким, найти единомышленников, дает ему какие-то жизненные ориентиры (нередко весьма правильные — быть стойким и мужественным, не зависеть от диктата толпы, спокойно относиться к боли и смерти).
Кроме того, слушание рок-музыки оказывается полезно в музыкально-педагогическом аспекте и более широком аспекте эстетического воспитания: слушание рок-музыки готовит подростка к восприятию других видов современного искусства.
С другой стороны, в силу неустойчивости психики подростка и ее подверженности различным влияниям извне при отсутствии критического отношения к ним увлечение рок-музыкой может оказаться до некоторой степени опасным. Так, проповедуемые многими панк-группами (Красная Плесень, Сектор Газа) цинизм, моральный релятивизм и осмеяние всех норм обыденной жизни в отрыве от не осознаваемого еще подростками постмодернистского контекста и несерьезного. «карнавального» отношения самих исполнителей к провозглашаемым ими идеям могут пагубно сказаться на социализации подростка. Идеи суицида, ненависти к себе и к окружающему миру, часто встречающиеся в рок-композициях (и подкрепляемые примерами гибели видных деятелей рок-культуры), тоже могут иметь двойной эффект: для одного человека это может послужить своеобразной психотерапией, для другого — прямым руководством к действию.
Задача педагога в этом отношении — уметь ориентироваться самому в рок-культуре, текстах и музыке. Ко взрослому (априори воспринимаемому как враг), который оказывается знаком с музыкой, слушаемой подростками, и проявляет не поверхностные знания, а достаточно глубокую компетентность и заинтересованность в данном вопросе, у подростков может развиться чувство уважения и даже привязанности (так как подростки маркируют «своих-чужих» прежде всего по музыкальным вкусам).
Таким образом, знания в области рок-культуры служат еще и для налаживания диалога между поколениями.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/rok-muzyika/
1.Бондаренко В., Дроздов А. История рок-музыки. Минск, 1994
2.Бурлака А., Запесоцкий А. В ритме эпохи. Очерки истории музыки «рок». СПб, 1994
.Волков Ю.Г. и др. Социология. Учебное пособие. М., 2003.
.Голубева Т.Л. Песня в общении молодежи. М.: Знание, 1988. Молодежная сер. Вып.9.
.Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М., 1986
.Дольто Ф. На стороне подростка. СПб, 1997
.Запесоцкий А.С. Музыка и молодежь. М.: Знание, 1988. Сер. «Эстетика». Вып.1.
.Зулумян Г.Б., Соловьев В.Н., Шульгин В.И. Формирование музыкальной культуры молодежи // Социологические исследования, 1983, № 4
.Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. М, 1974
.Кастальский С. Рок-энциклопедия. М, 1997
.Катаев С.Л. Музыкальные вкусы молодежи // Социологические исследования, 1986, № 1
.Катаев С.Л. Содержание и интонация молодежной песни // Социологические исследования, 1987, № 1
.Козлов А. Рок: истоки и развитие. М, 1998
.Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
.Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980
.Кон И.С. Социология личности. М., 1967
.Конен В.Д. Блюзы и XX век. М., 1980
.Конен В.Д. Об истоках рок-музыки // Советская музыка, 1986, №7
.Конен В.Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке ХХ века. М., 1994
20.Коробейников И.А. Нарушения развития и социальной адаптации. М., 2002
.Куликова И.А. Музыкальная молодежная эстрада. М, 1978
.Лавриненко В.Н. Личность как объект социологии // Личность как объект социологии (сб. ст.) Красноярск, 1971.
.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
.Мейнерт Н.П. По воле рока // Социологические исследования, 1987, № 7
.Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М, 1985
.Мясоедова Н.Г. Музыкальные способности и педагогика. М, 1997
.Новая баллада и жестокий романс // Сост.Н.М. Герасимова, С.А. Адоньева. СПб, 1996
.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М, 2000
.Саркитов Н.Д., Божко Ю.В. Рок-музыка: проблемы и перспективы: Краткий очерк социальной истории советской рок-музыки. М.: Знание, 1989. Сер. «Эстетика». Вып.3.
.Социология. Основы общей теории. / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996
.Топоров В.Н. Петербургские тексты и петербургские мифы // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С.368 — 399.
.Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969
.Ядов В.А. Социальная психология личности // Социальная психология. История, тенденции, эмпирические исследования (сб. ст.).Л., 1979
34.Le Rock. Aspects esthétiques, culturels et sociaux. Paris, 1994
35.Кроме этого, при работе над дипломным сочинением использовались ресурсы сети Интернет, иностранная периодическая печать (в частности, французский журнал Rock&Folk), тексты «наивного письма» (граффити и тексты объявлений в газетах, при помощи которых читатели общаются между собой), а также общение с информантами, принадлежащими к некоторым ветвям молодежной субкультуры — участниками начинающих арт — и фолк-команд («Лерад», «Руна Вита», «Видеть Пчелу», «Пангур Бан», «Красно Солнце»), реконструкторского движения, «кельтских» танцевальных ансамблей, Интернет-форума подростковой газеты «Пять Углов» и т.д.