Значение рисунка танца при создании художественного образа в хореографии

Дипломная работа

Джаз-танец называется род профессионального танцевального искусства, сложившегося на рубеже 19-20 веков в результате слияния европейской и африканской танцевальных культур и утвердившегося, прежде всего в США. Основные черты джаз-танца — это основополагающая роль ритма, импровизация, высокое техническое мастерство исполнителя. Профессионально изучать джаз-танец и совершить первые попытки проникновения в его символику и знаковую систему со стороны выдающихся танцовщиков попробовал Жак Коле. Танцевальный бум вызвал интерес публики к таким направлениям, как соул, бит, афро-джаз, степ. Позже появляются такие направления джаз-танца как бродвей-джаз, флеш, стрит, слоу (лирический) и фанк. 27 Для джаза характерно тесное сплетение движений с ритмом самой музыки. При этом акцент стоит не на толчке вверх, а на ноге, и все движения направлены к полу. Потому джазовый танец не выглядит таким же воздушным и легким как классический. 12 В джаз-танце применяются все возможные композиционные построения, какие существуют на сегодняшний день, от простых до замысловатых и координационно сложных. Выбор танцевального рисунка зависит от фантазии и художественного вкуса балетмейстера.

Contemporary dance — направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. В направлении contemporary dance популярен одноплановый рисунок, так как очень часто в данном стиле танцуют сольно и массовые танцы встречаются редко. Это обуславливается разнообразием художественных образов, применяемых в этом направлении и, конечно, индивидуальностью каждого артиста: его манера исполнения движений и поведения на сценической площадке. Также в представленном направлении можно увидеть применение простых танцевальных рисунков: линия, круг, диагональ и т.д. 15

Клубный танец — это совокупность различных танцевальных стилей, объединенных одним направлением и применением, их танцуют в ночных клубах, на дискотеках и вечеринках. 28

Клубный танец включает в себя большое количество подстилей: Electro (Электро), Electrobit, R’n’B, House (Хаус), Trance (Транс), Тектоник, Strip-dance, Go-Go (Клубное Гоу), JumpStyle (Джампстайл), Melbourne Shuffle (Шаффл) и DnB step.

12 стр., 5541 слов

История возникновения и развития джаз-танца

... художественного танцевального движения, решающее значение в нем приобретают индивидуальность и импровизация. ХХ век принес с собой взрыв популярности бытовых танцев, хлынувших из Нового в Старый Свет. Развивался джаз, а ...

В данном направлении большее значение уделяется технике исполнения движений и артистичной игре танцора, нежели применению танцевального рисунка. Именно поэтому в клубном танце часто используют самые простейшие виды рисунка танца: круг, полукруг, линия, шеренги и другие. 19

Уличный танец подобен народному танцу (более широкий термин), используется для описания танцевальных стилей, развивающихся за пределами танцевальных студий: на улице, в школе и ночных клубах. Танцоры часто импровизируют, в уличных танцах поощряется взаимодействие и контакт с публикой и другими танцорами.

Уличный танец основывается на уникальном стиле или на эмоциях, выраженных через танец, обычно связанных с определенным жанром музыки. Новые танцевальные движения выявляются на основе ощущений, танец постоянно развивается, и если ощущения начинают изменяться, то это, возможно, породит на свет новый танцевальный стиль. Уличный танец подразделяется на: Hip-Hop, Hip-Hop LA-Style, NewStyle, Break Dance (Брейк данс), Поппинг, C-walk и Krump.

О танцевальном рисунке в уличном танце можно сказать, что как таковой композиционный рисунок танца в нем используется довольно таки редко и если применяются, то это опять же самые несложные перестроения. Данная особенность объясняется частотой включения импровизации танцором в уличный танец. В другом случае, если в постановке рисунок танца заранее сочинен, то, танцующие не станут от него отклоняться и будут соблюдать все перестроения.

Обобщив выше описную информацию, можно сделать вывод, что чаще всего, в современной хореографии и во всех ее стилях и направлениях, применяются самые простые виды танцевального рисунка. Современный танец развивается и, может быть, в будущем рисунок танца станет более разнообразен и варианты его использования в танцевальных композициях усовершенствуются качественным и количественным образом. Но пока рисунок танца — это не самое главное для современной хореографии. Сегодняшняя хореография находиться в ситуации поиска новых способов и возможностей выразить себя и поэтому большее уделяется технике движений, артистизму танцоров и его «эмоциональному поведению» на сцене, а также различным, актуальным сегодня, технологиям: световое оформление, спецэффекты и многое другое.

ГЛАВА III. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ХОРЕОГРАФИИ

3.1 Различные подходы к понятию «художественный образ»

Задача любого художника — поэта, писателя, живописца, режиссера или балетмейстера — воссоздать средствами своего искусства атмосферу того времени, о котором он рассказывает в своем произведении; через изображение конкретного явления, человека добиться обобщенного художественного отражения действительности — создать художественный образ.

Что такое образ? Балетмейстер Захаров Р.В. толкует термин «образ» — как конкретный характер человека плюс сумма его отношений к окружающей действительности, проявляющихся в действиях и поступках, которые предопределены действием драматургическим. [5. с.32]

В сфере искусства понятие образ обычно употребляется наряду со словом художественный, поскольку, в данном смысле, он имеет эстетический характер.

Художественный образ — это всеобщая категория художественного творчества: присущая искусству, форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов. 15

В философском словаре художественный образ трактуется как форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. 22

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами. Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист ...

Элла Бочарникова, балетовед и артистка балета, говорит о том, что «Художественный сценический образ — сплав мысли, чувства и мастерства. Создание художественного образа обуславливается гармонией внутреннего и содержания внешней формы». 11

Начало теории художественного образа можно обнаружить в учении Аристотеля о «мимесисе» — о свободном подражании художника жизни, в ее способности производить цельные, внутренне устроенные предметы и о связанном с этим эстетическим удовольствием. Пока искусство в своём самосознании, идущем от античной традиции, сближалось скорее с ремеслом, мастерством, умением, в сонме искусств ведущее место принадлежало искусствам пластическим, эстетическая мысль довольствовалась понятиями Канона, затем стиля и формы, через которые освещалось преобразующее отношение художника к материалу. Тот факт, что художественно переформированный материал запечатлевает, несёт в себе некое идеальное образование, в чём-то подобное мысли, стал осознаваться только с выдвижением на первое место искусств более «духовных» — словесности и музыки. Гегелевская и послегегелевская эстетика широко использовала художественный образ, соотносительно противопоставляя образ как продукт художественного мышления результатам мышления абстрактного, научно-понятийного — силлогизму, умозаключению, доказательству, формуле. Универсальность теории художественного образа с тех пор неоднократно оспаривалась, так как смысловой оттенок ее предметности и наглядности, входящий в семантику термина, казалось, делал его неприложимым к «беспредметным», неизобразительным искусствам (в первую очередь, к музыке).

И, однако, современная эстетика, главным образом отечественная, в настоящее время широко прибегает к теории художественного образа как наиболее перспективной, помогающей раскрыть самобытную природу фактов искусства. 21

Гносеологической основой правильного понимания сущности художественного образа является марксистско-ленинская теория отражения, которая заключается в признании практической человеческой деятельности основой эстетического отношения человека к миру. Теория отражения является научной основой реалистического искусства и критики антиреалистических направлений и теорий в искусстве. 13

Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, опосредствованного и непосредственного, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, внутреннего (закономерного) и внешнего, целого и части, сущности и явления, содержания и формы. Благодаря слиянию в ходе творческого процесса этих противоположных сторон в единый, целостный, живой образ искусства художник получает возможность достигнуть яркого, эмоционально насыщенного, поэтически проникновенного и в то же время глубоко одухотворенного, драматически напряженного воспроизведения жизни человека, его деятельности и борьбы, радостей и поражений, поисков и надежд. На основе этого слияния, воплощаемого при помощи специфических, для каждого вида искусства, материальных средств (слово, ритм, звукоинтонация, рисунок, цвет, свет и тень, линейные соотношения, пластика, пропорциональность, масштабность, мизансцена, мимика, киномонтаж, крупный план, ракурс и т. д.), создаются образы-характеры, образы-события, образы-обстоятельства, образы-конфликты, образы-детали, выражающие определенные эстетические идеи и чувства. Именно с системой художественного образа связана способность искусства осуществлять свою специфическую функцию — доставлять человеку (читателю, зрителю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждать в нем художника, способного творить по законам красоты и вносить красоту в жизнь. 13

12 стр., 5760 слов

Смысл высокой трагедии образы искусства военных лет

... жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Главным образом этот жанр ... А. Ватто) и особенно ярко передает трагедию войны в период романтизма в 1-й ... француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» испанца Д. ... к Самарканду 2 мая 1868 года, но содрогнулся перед картиной трагических последствий ...

Несомненно, ни один вид искусства не может существовать без такого неотделимого процесса, как создание художественного образа. Для представителя любого вида искусства: художника, писателя, поэта или танцора — этот процесс является его творческим началом, зеркалом его мировоззрения, способом выразить свое «Я».

Образ в театральном искусстве это конкретный характер человека плюс сумма его отношений к окружающей действительности, проявляющихся в действиях и поступках, которые определены действием драматургическим. [5. с.32]

В художественном творчестве образ — явление собирательное, типическое, вымышленное, но вместе с тем взятое из самой гущи жизни. Он складывается из множества органически слагаемых свойств и особенностей. Сюда входят социальная, национальная, профессиональная принадлежность героя, принципы восприятия им жизни, его умственная деятельность в процессе развития, совершенствования или, наоборот, скатывания личности к разложению, к распаду. [5. с.32-33]

Художественный образ в литературе — это картина человеческой жизни, изображённая в художественном произведении; писатель, изображая жизнь, выражает свои мысли о ней, раскрывает при помощи образов своё отношение к поведению людей в различных обстоятельствах, к явлениям природы и, показывая их в произведении, стремится вызвать такое же отношение к ним у читателя. 23

Музыкальный образ — это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания, особенности построения, стиль композитора. 24

В архитектуре «Художественный образ выступает как средство интеграции и как средство решения нетрадиционных проблем, прогностическая модель того, что еще не существует, но должно быть создано, чтобы расширить и обогатить реальную действительность. Образ уравновешенной «человекосообразной» гармонии, соединивший в себе огромный опыт эмпирического поиска путем проб и ошибок, в течение тысячелетий служил моделью рациональной конструкции». 6. с. 103

Художественный образ в танце — духовно определенное явление, выраженное в одном или многих телодвижениях танцевального текста. Специфика хореографической образности состоит в использовании системы выразительных средств, которая своеобразно преломляется в пластическом языке танца на каждом этапе культурно-исторического развития человечества. 29 Главным средством выразительности при создании хореографического образа выступает пластика. Именно пластические мотивы являются первоэлементами хореографических образов, и лишь при соединении пластических мотивов в лексику и текст можно получить целостную танцевальную структуру.

Для воплощения образа, внутренних свойств характера на сцене немалую роль играют внешние признаки, особенно в хореографии, где все выражается движениями человеческого тела, пантомимой или мимикой, музыкой, костюмом и гримом, световым оформлением и, конечно, рисунком танца. В любом танце, любой направленности присутствует рисунок танца. От него, как и от многих выразительных средств хореографии, зависит, воплотиться ли в жизнь, задуманный балетмейстером, художественный образ или нет. Сколько бы не присутствовало танцоров на сцене — один исполнитель или целый кордебалет, однозначно, рисунок танца будет обязательным элементом танцевальной композиции. Танцевальный рисунок оказывает значительное эмоциональное воздействие на хореографический образ. Он способен передать душевное состояние героя, его характер, может показать, какую характеристику имеет герой — положительную или отрицательную. Без танцевального рисунка и других слагаемых хореографии художественного образа быть не может. В этом случае, художественный образ похож на «домино»: если упадет, хоть одна, фишка рухнет все строение. Чуть больше о значении танцевального рисунка в создании художественного образа мы расскажем в следующем параграфе.

7 стр., 3270 слов

Композиция танца

... и декоративное оформление, цвета и форма костюмов, необходимая бутафория и реквизит, сценическое освещение. Композиция танца состоит из ряда компонентов. В не входят: драматургия (содержание), музыка, текст (движения, позы, жестикуляция, мимика), рисунок ... хореографических образах. Танцевальный язык должен быть теснейшим образом связан с характером музыки, с ее ритмической стороной. Балетмейстер ...

3.2 Процесс создания художественного образа в хореографии

Образ в хореографии понимается как целостное выражение в танце чувства и мысли, человеческого характера. Образный танец содержателен, эмоционален, наполнен внутренним смыслом. Создать хореографический образ — значит обрисовать в танце действие или характер. Танец, лишенный образности, сводится к голой технике, к бессмысленным комбинациям движений. В образном же танце техника одухотворяется, становиться выразительным средством, помогает раскрытию содержания.

Образное начало присуще бытовым и народным танцам, проявляясь в их эмоциональной наполненности и содержательной характерности, а иногда и изобразительных элементах. [1. с. 193] В балете хореографический образ нередко тождественен действующему лицу, персонажу спектакля. Основа хореографического образа — текст, сочиненный балетмейстером, но в воспроизведении исполнителя этот текст получает ту или иную интерпретацию. [1. с. 194]

Процесс создания хореографического образа, обычно, включает в себя несколько этапов:

1. Интерес к образу, изучение материалов по его характеристикам.

2. Рождение в сознании творца художественного замысла, в котором сконцентрированы общие черты будущего произведения.

3. Осуществление художественного замысла — перевод художественной информации из сферы ее идеального бытия в бытие материальное, изменение ее качественной природы.

4. Воплощение образа на сцене балетмейстером, а затем — исполнителем.

Создание хореографического образа — процесс многоступенчатый, требующий совместных усилий представителей различных сфер искусства. Хореографическое искусство включает в себя различные виды искусств — музыку, собственно хореографию, драматургию, пантомиму и т.д. Именно хореографии принадлежит ведущая, основная роль в создании хореографического образа. Каждый из них, преломляясь соответственно требованиям данного вида искусства, становится необходимым компонентом хореографического образного мышления. Специфика хореографической образности состоит в танцевально-пластическом развитии, и мышление образами самих танцев является единственным способом раскрытия и воплощения характеров. Содержательность хореографического образа тесно связана с содержанием всего драматургического замысла танца, который в процессе создания обогащается музыкальными, пластическими и живописными характеристиками, и вместе с ними предстает в новом единстве музыки, пластики, драматургии, пантомимы. В том случае, если это единство не нарушает целостности пластического образа, а, напротив, создает необходимые предпосылки для его художественного восприятия, мы имеем дело с таким синтезом, в котором ни одна сторона образной специфики не доминирует за счет другой.

Художественный образ в танце специфичен и складывается он из множества связывающихся свойств и особенностей, присущих ему. В его структуру входят художественно-образные элементы всех компонентов (слагаемых) танцевального произведения, то есть все выразительные средства хореографии.

Очень часто в хореографическом искусстве вместо термина «художественный образ» используется понятие «хореографический образ», так как в хореографии эти два словосочетания воспринимаются как синонимы.

Музыкальный материал и хореографический образ. Первым в цепи творческих связей хореографического образа является контакт балетмейстера с композитором, музыкальным руководителем или концертмейстером. Это потому, что музыка, как мы говорили, является основой для создания танца. Музыка дает танцу ритмическую основу, она определяет его эмоциональный строй, характер, образную выразительность. Про музыку говорят, что она душа танца. Балетмейстер в своей практике использует либо готовое музыкальное произведение, либо сочинение композитора, написанное по замыслу балетмейстера (драматурга, либреттиста).

Пластический язык выразителен и многозначен. Не случайно с древних времен танец отражал жизнь человека — это труд и отдых, воинские схватки и победы, радость встреч и расставание. В книге «Искусство танца» К. Блазис писал о тех далеких временах так: «Древние требовали совершенного совпадения музыки и танцевальных движений, таким образом, что каждый жест, каждая перемена положения танцовщика вызывалась особым теплом и ритмом мелодии, а мелодия отвечала своим мотивом и модуляциями каждому движению пантомимы, каким бы оно не было». Идеальное выражение музыки в танце — это совпадение образного строя, стиля музыки, структуры музыкального языка и пластического рисунка, структуры формы, соответствие темпа и метроритма. 25

Танцевальный текст и хореографический образ. Разучивание движений нельзя рассматривать вне связи с работой над ролью, над образом, этот творческий процесс должен быть одновременным. Движения исполнителей должны быть грамотными, убедительными, выражающими определенный характер. «Каждое движение — это живая ткань образа». Балетмейстер помогает исполнителю пластически мыслить в каждый момент роли, когда он находиться на сцене, раскрывать характер через интонацию жеста, движения, позы. И в каждом случае нужно находить индивидуальные штрихи, оттенки, соответствующие настроению персонажа, духу темы, сюжета, задаче постановки. Раскрывая образы, характеры, настроения, взаимоотношения, необходимо сочетать единство пластического и внутреннего содержания. «Иногда тонкий пластический штрих обогащает и развивает уже знакомые старые движения, помогает раскрытию образа». Танцевальный текст, сочиненный хореографом, должен быть образным для определенного действующего лица. Возможности пластики безграничны. 16

Взаимовлияние драматургии и хореографического образа. Любое хореографическое произведение строится по законам драматургии, в соответствии с которыми и выстраивается сценический образ. В сценическом образе должна и быть и своя экспозиция, и завязка, и ступени перед кульминацией (развитие действия), и кульминация, и развязка. Балетмейстер должен так продумать и разработать развитие образа, чтобы это привело к сценической правде действия. Чтобы хореографический образ получил на сцене полное и яркое воплощение, балетмейстер должен ставить перед танцовщиком ясные и конкретные сценические задачи, исходящие из действия, сюжета, идеи произведения, сквозной линии образа. В танцевальном номере балетмейстер стремится выделить средствами хореографии все драматургические этапы. В постановке, не имеющей связного сюжета это каскад технически сложных движений и комбинаций, либо наиболее интересный рисунок танца, наибольшая динамика движения, наивысшая эмоциональность исполнения, либо другой хореографический прием. 10.с.147-148

Рисунок танца в создании хореографического образа. Рисунок танца, как мы уже говорили, это расположения и перемещения танцующих по сценической площадке. Рисунок любого танца, как и вся создаваемая композиция, должен быть подчинен идее хореографического произведения эмоциональному состоянию всех героев, которое проявляется в их танцевальных действиях и поступках. При сочинении рисунка танца балетмейстер должен использовать все возможности, для того чтобы добиться наибольшей выразительности, полнее раскрыть образ, характер, настроение героя. Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с танцевальной лексикой, способствовать наиболее яркому выявлению на сцене танцевального текста. В зависимости от задачи номера балетмейстер может симметрично или асимметрично строить рисунок танца. Рисунок танца организует движения танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое воздействие, и задача хореографа — добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере. Во время сценических репетиций хореограф старается проверить построение танцевального рисунка из разных точек зрительного зала, и при необходимости может вносить определенные коррективы. Логика развития рисунка танца диктуется в первую очередь задачей, которую ставит балетмейстер. Но бывают случаи, когда в соответствии с драматургией номера нужно показать на сцене тревогу, взволнованность или другие яркие эмоциональные состояния героев. Тогда балетмейстер может строить рисунок танца «клочковато», обрывать один рисунок и переходить к другому. 10.с.121-124

Рисунок танца зависит, прежде всего, от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы всего произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных фраз), национальной принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам данного народа, его характеру).

Мы уже говорили, что произведение должно быть построено по законам драматургии, что отражается и в рисунке танца. При постановке танца балетмейстер обязан учитывать логику развития рисунка танца, стремиться к разнообразию рисунков, использовать принцип контраста в построении рисунка, выделять основной, первый план рисунка танца, равномерно размещать рисунок по сценической площадке. Рисунок танца, как мы только что отмечали, зависит и от общей планировки сцены.

Все это имеет практическое значение в работе балетмейстера, особенно молодого. В дальнейшем, когда его талант, накопленные теоретические знания будут подкреплены практикой, ему будет значительно легче решать вопросы, связанные с технологией своей работы. 25

В качестве ярких примеров отражения художественного образа, при помощи рисунка танца, в хореографической композиции могут выступать:

— Знаменит своим полонезом балет «Маскарад», которые является не только зрелищно красивым, но он также превосходно передает в характере рисунка танца отдельные штрихи эпохи: напряженность, чопорность и холодность сцены бала, сразу после которого будет отравлена Нина. Опираясь главным образом на музыку, балетмейстер строит рисунок полонеза как четкое, холодное перестроение марширующих по сцене фигур. 10.с.123

  • В сцене перед наводнением в балете Р. Глиэра «Медный всадник». Рисунок в данном случае точно соответствует характеру сцены: горе и отчаяние людей, бушующая стихия — все хаотично, разбросанно, неорганизованно. 10.с.128

— Например, в танцевальной картинке «Хмель», поставленной П. П. Вирским в Ансамбле народного танца Украинской ССР, балетмейстер построил рисунок так, что в определенный момент отвлекает внимание зрителей и делает неожиданным появление девушки-хмеля. 10.с.129

  • Также в качестве примера можно рассмотреть адажио из второго акта балета «Лебединое озеро» в постановке Л. Иванова. Весь рисунок танца кордебалета построен балетмейстером как аккомпанемент основным действующим лицам — Одетте и Принцу. По своему характеру танец солистов и кордебалета соответствует музыке. Так же как в оркестре тема переходит от солирующего инструмента ко всему оркестру, или группе инструментов, так и на сцене тема иногда переходит от солистов к кордебалету, притом, что лейтмотив танца, в основном, исполняется солистами, а кордебалет аккомпанирует;
  • рисунок танца кордебалета, несмотря на все разнообразие и красоту построения, лишь фон для главных персонажей. 10.с.129

В том случае, если балетмейстер сумеет правдиво отобразить все элементы хореографического образа: музыку, танцевальный текст, сюжетную линию, танцевальный рисунок и другое — произведение будет понятно зрителю и будет представлять определенную художественную ценность.

Как мы поняли, рисунок танца, при создании художественного образа, в танцевальной композиции имеет большое значение. Конечно, такой процесс не может существовать и без других выразительных средств хореографии и рисунок танца также имеет место отобразиться в нем.

ГЛАВА IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ЗНАЧЕНИЕ РИСУНКА ТАНЦА ПРИ СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ХОРЕОГРАФИИ

Классификация видов танцевального рисунка.

Вид

Рисунок

Описание

Схематичное изображение

Круговые

Круг

Один из самых распространенных видов танцевального рисунка. Очень часто применяется в русском народном танце — хороводе или харагоде, карагоде, kolo (круг), круговая композиция хоровода означала движение по ходу солнца. Обычно рисунок круга в танце выглядит так: люди, взявшись за руки, образуют единый круг, стоят они при этом лицом в круг и двигаться могут как по ходу часовой стрелки так и против. Сегодня существуют различные вариации применения данного рисунка в танцевальной композиции.

-человек (танцор, исполнитель).

Полукруг

Это один из вариантов круговой композиции рисунка. Данный вид рисунка часто применяется в современных танцах. Фигура полукруга образуется из самих танцующих для того, чтобы создать в ходе номера некую сцену или место для сольного исполнения танцевальных, обычно трюковых, номеров.

Два круга

Такой рисунок состоит из двух рисунков круга, которые расположены на сцены, обычно они параллельны друг другу, могут двигаться как в одном направлении, так и в разных. Подобный рисунок можно увидеть в танце любого направления и любой национальности.

Круг в круге

На сцене такой вид рисунка смориться объемно — это и придает ему красоту. Образуется данная фигура также из двух кругов: один внешний и большой, второй внутренний и чуть меньше первого. Направление движения у кругов может одинаковым или разным, выбор направления зависит от задумки балетмейстера. Этот рисунок предполагает большое количество людей. Круг в круге является подготовительной фигурой рисунка «Корзиночка».

Восьмерка

Рисунок восьмерки, как и два предыдущих рисунка, образуются из двух кругов, стоящих рядом на сцене. Этот рисунок обычно выстраивается следующим образом: в установленное время, заранее назначенные люди одновременно разрывают круги, а остальные через одного переходят из одного кругу в другой. Общее движение образует фигуру, похожую на цифру «8». Круги как бы переливаются из одного в другой.

Корзиночка

Фигура «корзиночка» опять же образуется из двух кругов, только теперь один круг находиться в центре другого круга (рисунок «круг в круге»).

Обязательным условием данного рисунка является одинаковое количество участников в обоих кругах. Выстраивается «корзиночка» так: танцоры внешнего круга сделав шаг к внутреннему кругу поднимают соединенные руки и через головы опускают их на руки партнеров так, чтобы партнеры находились справа. Образуется единый переплетенный круг — «корзиночка». Этот рисунок также может двигаться в различных направлениях и перестраиваться в другие фигуры.

Улитка

«Улитка» образуется из одного круга. Такой рисунок очень популярен в хороводах. Обычно данный вид рисунка выглядит так: заранее выбранный человек в ходе танца разрывают круг и, продолжая движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает как бы новый круг, но меньший по диаметру, чем первый; затем он «завивает», заводит второй, третий круг по концентрической окружности, круги становятся все меньше и меньше, а все идущие за водящим точно повторяют рисунок его движения. Затем, когда все танцоры завели «улитку», приходит время ее разводить. В разной литературе можно встретить и другие названия этому рисунку, например «заплетать капустку» или «заплетать плетень». Рисунок «Улитка» по форме похож на геометрическую фигуру — спираль.

Лоза

Рисунок «Лоза» является характерной фигурой для греческих, еврейских и закарпатских национальных танцев. Танцующие в представленном рисунке держаться между собой за руки, символизируя переплетенные гроздья виноградной лозы, при этом стоят они в одном замкнутом круге. Такой рисунок также может двигаться как по ходу часовой стрелки, так и против.

Линейные

Линия

Один из самых незамысловатых видов рисунка танца. Линия является основой для многих фигур. Рисунок линия — это положение танцоров стоят на одном уровне, их размещение в одной плоскости относительно сцены.

Ряд

Одно из названий рисунка «линия»: ряд — это рисунок, в котором линия танцоров ровно расположена на сцене, только линия, по отношению к зрителю, находиться параллельно сцене, а ряд поперек ее.

Шеренга

Рисунок шеренга отличается линии только тем, что в ней танцоры построены по какому-то качественному признаку.

Колонна

Рисунок «колонна», его также называют «шествием», основывается на построении рядами. Каждый ряд может состоять из нескольких человек, но не менее двух. В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга, и образуют фигуру «колонна». Ряды стоят в затылок один другому. «Колонна» представляет собой вытянутый прямоугольник, в котором ширина рядов всегда меньше длинны «колонны».

Диагональ

Такой рисунок состоит всего из одной линии. Диагональ используется во всех танцевальных направлениях. Данная фигура является выгодной для всяческих вращений и вертушек, потому что они смотрятся объемно и у танцора имеется подходящая траектория движения.

Квадрат

Фигура «квадрат» образуется из четырех линий, при этом все линии должны состоять из одинакового количества людей, так как в геометрической квадрате все стороны равны.

Треуг.

В геометрии фигура «треугольник» — это фигура, ограниченная тремя взаимно пересекающимися прямыми, образующими три внутренних угла. В хореографии рисунок треугольника имеет аналогичный смысл, только в данном случае прямые или линии состоят из танцоров.

Улица

Рисунок «Улица» состоит из двух рядов, то есть из двух параллельных линий. Выстраивается такой рисунок обычно так: линии, которые стоят на небольшом расстоянии друг от друга, в определенный момент времени могут пересечься и образовать одну линию. Сходиться линии могут либо одновременно, либо одна линия должна стоять, а другая идти на нее, либо одна линия может отступать, другая идти на нее. Фигура «Улица» является предшествующей фигурой рисунка «Ворота».

Ворота

Рисунок «Ворота» или «Воротца» строится следующим образом: две линии исполнителей стоят парами одна против другой — «улицей». Пары одной линии берутся за руки, подняв их вверх, образуют «ворота», другая рука свободно опущена вниз. Пары, стоящие напротив в другой линии, простым или переменным шагом проходят под «воротами». Все пары одной линии, соединив руки и подняв их вверх, образуют непрерывные «воротики». Другая линия с разъединенными руками проходит по одному под каждые «воротики». Получается как бы непрерывный процесс движения.

Гребень

Рисунок «Гребень», его еще называют «Расческа» или «Прочес», образуется из двух линий исполнителей, которые друг против друга «стенкой», движутся навстречу простым или переменным шагом. Обе линии встречаются и, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом. Линии меняются местами.

Ручеек

«Ручеек» принципом непрерывного движения похож на рисунок «ворота». Данный рисунок состоит из двух рядов, которые стоят параллельно друг другу, то есть «улицей». Выстраивается он так: танцоры, стоящие напротив друг друга в соседних рядах, образуют пару. «Ручеек» начинает свое движение с последней пары, стоящей в глубине сцены, она проходит сквозь получившийся «коридор» и встает перед парой, которая расположена первой у края сцены. Такую траекторию движения повторяют все остальные пары, тем самым опять можно увидеть непрерывный процесс движения, «ручеек» как бы каждый раз «вытекает» из своего «русла» и возвращается в прежнее место.

Клин

Рисунок «Клин» очень часто применяется для создания художественного образа в танце — птичий клин. Выстраивается этот рисунок в форме того же «птичьего клина», который состоит из двух линий или диагоналей и могут быть расположены как «лицом» к зрителю так и наоборот.

До-за-до

Очень интересный рисунок. «До-за-до» состоит из двух линий, параллельно стоящих напротив друг друга. Линии могут стоять как «улицей», то есть лицом друг к другу, так и в одном направлении, чаще всего лицом к зрителю. Линии в этом рисунке как бы меняются местами. Траектория движения у линий следующая: линии проходят идут сквозь друг друга рисунком «гребень», то есть одна линия идет назад, а вторая вперед до тех поре, пока не окажутся на уровне линии стоявшей там раньше нее. Затем линии делают несколько шагов в сторону, вправо или влево, доходя до того самого места, где стояла соседняя линия.

Божок (фреска)

Рисунок «божок» или «фреска» является характерным для арабских и азиатских национальностей. Выглядит он как различные позы и движениями рук и ног в композиционных перестроениях. Такой танцевальный рисунок часто применяют в религиозном значении — египтяне, китайцы, грузины и другие народы восхваляют и прославляют в танце свои божества. Это один из рисунков, суть которого заключается не в движении и перестроениях, а в смене различных поз и движений телом, отражающих образ божества. Обычно «божок» танцуется большим количеством людей.

Меандр

Меандр часто используется коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока. У перечисленных национальностей меандр является распространенным типом геометрического орнамента на одежде, который они также изображают в танце с помощью движений рук и ног. Этот рисунок также как и предыдущий не отличается передвижениями по сцене, и он тоже танцуется большим количеством исполнителей.

Комбинированные

Пирамида

Рисунок «живой пирамиды» образуется путем составление рядов, состоящих танцоров или исполнителей. Этот рисунок применяют многие национальности:

грузины, испанцы, адыгеи, осетины, национальности стран США и многие другие. Вариантов «живых пирамид» существует большое количество.

Змейка

Рисунок «змейка» относится к группе комбинированных рисунков потому, что он состоит из одной линии, которая движется по сцене волнообразным способом как змея.

Звездочка

Фигура «звездочка» является комбинированным рисунком, так как он представляет собой «звезду» движущуюся по кругу. Она может двигаться как по ходу часовой стрелки так и против. Этот рисунок требует участия большого количества человек и является основой для рисунка «снежинка». Существует множество вариаций этого рисунка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей работе мы подробно раскрываем тему значения рисунка танца при создании художественного образа в хореографии. Как мы отмечали уже выше, рисунок танца имеет двоякий смысл:

  • это некая невидимая траектория передвижения одного или нескольких танцоров по сценической площадке в процессе всей танцевальной композиции;
  • это композиционное построение большого количество танцоров в какой-либо рисунок на сценической площадке.

Кроме того разделяют два таких понятия, как «композиционное построение» и «композиционное перестроение». Под «композиционным перестроением» подразумевается логическое продвижение исполнителей, в результате которого возникает новый композиционный рисунок.

В нашей практической работе мы отразили основные «композиционные построения» и «композиционные перестроения». Тот факт, что мы подробно не коснулись другой трактовки понятия «рисунка танца», объясняется тем, что по этой теме можно написать отдельную исследовательскую работу.

На наш взгляд, «композиционных построений» существует довольно ограниченное количество: различные круги и их вариации, линии, колонны, диагонали. А вот «композиционные перестроения» — это та область, в которой каждый хореограф волен творить и придумывать бесконечное количество вариантов. Классифицировать и описать все возможные варианты «композиционных перестроений» невозможно. Нами выявлены и описаны основные перестроения, которые издревле существовали в танцах разных народов: «ручеек», «гребень», «улитка», «до-за-до», «звездочка», «змейка» и т.д. Изучение и сохранение знаний о построении рисунка танца, интересных находках в композиционном перестроении позволит усовершенствовать, обогатить и разнообразить хореографическую культуру.

Возможно, в современном танце опыт предыдущих хореографов и народное хореографическое наследие разовьется в более разнообразное построение композиции, «композиционное построение и перестроение рисунка» усовершенствуются качественным и количественным образом, породив нечто новое, никогда ранее не существовавшее.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/diplomnaya/risunok-tantsa/

1. Александрова Н.А. Балет. Танец. Хореография. 2008

2. Богданов Г. Ф., Кириллов А.П. Учебно-методическое пособие по композиции и постановке танца.

3. Горшкова Е.В. От жеста к танцу: Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5—7 лет творчества в танце: Пособие для музыкальных руководителей детских садов. — М.: Издательство «Гном и Д», 2002.

4. Горшкова Е.В.Музыкальное движение и слово в создании танцевального образа.//Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками/Под редакцией Л. А. Венгера. — М.: Интор, 1996.

5. Захаров Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. — М.: Искусство , 1983.

6. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М., 1986.

7. Карп П.М. Младшая муза/Оформл. В.Лыкова. — М.:Дет. Лит.,1986.

8. Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов хореографических отделений институтов культуры, балетмейстеров факультетов театра институтов и учащихся хореографических училищ. — М.: Искусство.

9. Мазепа В.И. Художественная реальность в составе культуры//Искусство: художественная реальность и утопия. — К., 1992.

10. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. М.: Просвещение,1986.

11. http:// www. la-fa.ru/

12. http:// www.miniteatr.com.ua/

13. http://ru.wikipedia.org/wiki

14.

15. http://www.artmagik.ru/

16. http://www.ashtray.ru/

17. http://www.cdt3.narod.ru/

18.

19. http://www.edudic.ru/

20. http://www.lit100.ru/

21.

22. http://www.piruet.info/

23. http://www.steptodance.ru/

24.

25. http://www.vestadance.ru/