Формирование эмоционально-ценностного отношения к музыке у старших школьников путем приобщения к музыке Сергея Сергеевича Прокофьева

Дипломная работа

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ — компонент структуры личности, проявляющийся в чувстве достоинства, уважения (по отношению к предмету отношения), или, наоборот, в порицании, осуждении, малоценности и т.п. Эмоционально-ценностное отношение — результат осмысления в свете значимых этических оценок, переживаний, решений. Оно связано также с познанием особенностей предмета отношений и взаимодействия с ним, и эмоционального отношения (симпатии, антипатии и др.) к данному предмету. Усвоенные научные знания о данном предмете, предназначении и смысле его в жизни могут способствовать положительному развитию эмоционально-ценностного отношения к нему. (1)

Развитие ребёнка, воспитание у него позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, формирование позитивной позиции — сложный педагогический процесс. В основе его лежат гармоничное развитие чувств, эмоциональной и экзистенциональной сфер ребёнка и воспитание на этой основе гуманистических качеств личности.

Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения является одной из главных задач развития младших школьников. Именно в этот период ребенок под чутким руководством взрослых, начинает ощущать свою взаимосвязь с окружающими людьми и с миром в целом. Но и в старшем возрасте этот процесс не останавливается, а только усовершенствуется.

Перед педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее благоприятных условий для того, чтобы у старшего школьника закреплялось и развивалось позитивное эмоционально — ценностное отношение к сверстникам, к взрослым людям, к окружающему миру в целом и искусству в том числе. Значение такого отношения личности к миру трудно переоценить, так как оно строится на осознании человеком себя как части всего живого и позволяет ему определить приоритеты в мире общечеловеческих ценностей. (2)

По мысли Эрика Берна, известного американского психолога и психиатра: «Ребёнок — это источник интуиции, творчества, спонтанных порывов и радости….у каждого человека внутри заключён маленький мальчик или маленькая девочка, которые чувствуют, думают, действуют, говорят и отвечают так, как они поступали, будучи ребёнком…это наиболее ценная часть личности». (3; 20,170-171).

Следовательно, нам надо только создавать условия для проявления и развития этого состояния Я.

3 стр., 1336 слов

Германия в системе международных отношений мира

... органов Герма-нии в реализации внешней политики. Объект исследования Германия в системе международных отношений мира на современном этапе. Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы: Цель работы рассмотреть Германию в системе международных отно-шений мира. Для достижения ...

Способность чувствовать красоту вокруг, в искусстве, в природе, жизни во многом зависит от эмоциональных переживаний, заложенных в раннем детстве. Очевидно, что ведущая роль в этом должна принадлежать семье. Если в семейных традициях имеют место посещения музеев, выставок, театров и концертных залов, то соприкосновение с прекрасным, несомненно, обогащает чувственную сферу ребёнка. А общение с искусством совместно с самыми близкими для него людьми является важнейшим и незаменимым средством гармоничного развития души и ума. К сожалению, дети в своём каждодневном развитии бывают «наказаны» родительским безучастием, и виной тому не только усталость взрослых от многочисленных проблем, но и заблуждение относительно разделения обязанностей:

Родительских — одеть, накормить, создать комфортные домашние условия, по возможности «охватить» сына или дочь максимальным количеством занятий в школах, студиях, секциях, кружках…

Педагогических — «наполнить» знаниями, обучить, развить, воспитать…

В родителях порой глубоко сидит уверенность, что педагог может всё сделать один. Но многолетний опыт показывает, что кратчайший путь к развитию ребёнка лежит через совместные усилия педагога и родителей. Вместе они помогают ему открыть для себя удивительный мир театра, создают условия, которые неизбежно ставят его в положение творца собственного искусства: сценки, стихотворения или сказки.

Китайский мудрец Конфуций (551 — 479 гг. до н.э.) считал, что «три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый лёгкий, путь опыта — это путь самый горький». Задача педагога в работе с детьми — сделать этот путь не только лёгким, благородным, но и радостным, когда они сначала подражают педагогу и родителям, затем соревнуются с ними, наслаждаясь игрой, и, наконец, гордятся собственным художественным творчеством и своим мироощущением и миропониманием, получая удовольствие от персональной деятельности игры. И поэтому нужно постараться, чтобы каждая встреча с музыкой стала маленьким «вернисажем», «авторской встречей» с начинающими «актёрами», «писателями», «художниками», «музыкантами», имеющие права на собственные чувства, мысли и форму их выражения. В процессе работы, естественно, с помощью взрослых, ребёнок учится: лучше слышать — чувствовать — понимать — выражать свои мысли, а наша задача — постараться: почувствовать — понять — увидеть — услышать — поддержать его! Поскольку таким путём можно усилить интерес к искусству и развивать творческие способности. Чтобы развиваться, а может быть, даже перерасти в талант, любая способность должна иметь возможность практического проявления, иначе, из-за своей невостребованности, она останется в зародыше или зачахнет. Сегодня не потеряло своей актуальности изречение римского философа Плутарха: «ум — это не сосуд, который надо наполнить, а пламя, которое необходимо разжечь». Искусство же, являясь универсальным методом воспитания и развития ребёнка, должно в этом играть одну из главных ролей, оно должно нести эмоционально-ценностную сущность.

Под ценностным отношением к произведениям музыкального искусства мы понимаем такое отношение, которое характеризуется эстетической значимостью для личности музыкального искусства, наличием осознанной потребности в музыкальном искусстве и практического интереса к нему. Это отношение базируется на единстве эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов мировоззрения.

13 стр., 6228 слов

Пути гармонизации отношений человека и природы

... сущности отношений человека и природы и их проблем, а также определение путей гармонизации отношений человека и природы. Отметим, что рассматриваемая нами тема широко освещена в научной ... Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой. Средневековая христианизированная философия развивает концепцию ущербности природы как результата грехопадения человека. Неизмеримо высоко ...

Сущность развития позитивного эмоционально — ценностного отношения, характеризуется тем, что:

чувства становятся всё более сознательными и мотивированными;

происходит эволюция содержания чувств, обусловленная, как изменением образа жизни, так и появлением новых видов деятельности

меняется форма проявлений эмоций и чувств, их выражение в поведении, во внутренней жизни;

возрастает значение формирующейся системы чувств и переживаний в развитии личности.

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.

Нельзя сказать, что отечественная музыка ХХ в. не фигурирует в программах общеобразовательных школ. Однако обычно она представлена там скромным набором давно устоявшихся музыкальных примеров. Этого не достаточно для того, чтобы у учащихся возникло представление об альтернативе массовой музыке. (4)

Исходя из вышеизложенного, мы сформировали тему: «Приобщение к творчеству Сергея Сергеевича Прокофьева как условие формирования у старших школьников эмоционально-ценностного отношения музыке».

Проблема: в какой мере приобщение к творчеству С.С. Прокофьева может способствовать формированию у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке.

Цель: Выявить влияние приобщения к творчеству С.С. Прокофьева на формирование у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке.

Объект: Формирование у старших школьников эмоционально — ценностного отношения к музыке.

Предмет: Приобщение к творчеству С.С. Прокофьева как условие формирования у старших школьников эмоционально — ценностного отношения к музыке.

Гипотеза: Если педагог будет систематически приобщать учащихся старших классов к творчеству С.С. Прокофьева, то это может повлиять на формирование эмоционально — ценностного отношения к музыке.

Задачи:

2 стр., 946 слов

По музыке: «Значение музыки в развитии младшего школьника»

... совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере. лечили людей эмоциональное самочувствие человека Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь ... красотой и способ адаптировать ребенка к социальным отношениям между людьми. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению ...

проанализировать психолого-педагогическую литературу по формированию у старших школьников эмоционально — ценностного отношения к музыке;

изучить опыт работы педагогов — музыкантов по формированию у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке, посредством приобщения к творчеству С.С. Прокофьева;

Провести диагностику уровня сформированности эмоционально — ценностного отношения к музыке у старших школьников.

Методы исследования

Диагностика

Обсуждение

Опрос

Рассказ

Установка

Беседа

Исполнение

Показ

1. Восприятие музыки как основа формирования у старших школьников эмоционально-ценностного отношения к музыке

Изучение музыки в школе как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

формирование

развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения певческого голоса,

освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

овладение практическими умениями и навыками

Основные содержательные линии:

обогащение

усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);

обогащение

Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на приобретение и углубление знаний, умений и навыков, связанных с музыкальным искусством. Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и знаний музыки в период обучения осуществляется в первую очередь за счет расширения диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении посредствам слушательской деятельности .

5 стр., 2197 слов

Общие черты уроков музыки

... урока - продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течение учебного года. В ходе урока данного типа, прежде всего, необходимо показать: насколько повысился у ребят интерес к музыке, эмоциональное отношение ... умений - закрепление, систематизация - задание на дом. Однако в связи со спецификой урока музыки структурные компоненты могут быть перемещены, а также быть ...

В программе музыкального образования школьников предусмотрено освоение учащимися музыкальных умений, присущих основным видам музыкальной деятельности и отвечающих их природе. В слушательской деятельности это умения:

воспринимать

характеризовать

выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками;

Опыт музыкально-творческой учебной деятельности в слушании музыки приобретается в процессе личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки учащимися изучаемых образцов музыкального творчества, профессионального отечественного и зарубежного музыкального искусства различных исторических эпох и стилевой принадлежности, при сопоставлении различных исполнительских трактовок одного и того же произведения; при выявлении связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.

Мир, человек, природа, события истории и наша современность — главные темы искусства.

Проблема организации процесса восприятия музыки очень актуальна в наше время. Современная культурная реальность отличается невероятной множественностью. Эта множественность особенно заметна в музыке, где за внимание слушателя соперничают различные ее жанры и стили: классика, джаз, эстрадная и рок-музыка.

Большое место в жизни детей занимает легкая музыка. Простая для восприятия, она приносит им радость и веселье, но, к сожалению, не всегда развивает эстетический вкус и не всегда способствует формированию духовной культуры. Кроме того, современные школьники зачастую слушают музыку, рассчитанную на взрослую аудиторию. Бессмысленные музыкальные впечатления могут отрицательно сказаться на развитии духовной и музыкальной культуры.

В ряду жгучих проблем современной школьной «музыкальной педагогики» проблема формирования и развития интереса в музыкальном воспитании, развитии и обучении подростков становится, пожалуй, одной из наиболее важных и сложных, ибо если у учащихся нет интереса к тому, что происходит на уроке музыки, если урок проводится без эмоциональной приподнятости, сильных эмоциональных впечатлений и переживаний, если оживление наступает лишь со звонком с урока, ни о каком полноценном музыкальном развитии говорить не приходится. (5, 124)

Родоначальником теоретического и научного подхода к решению проблемы интереса можно считать великого чешского педагога Я.А. Коменского, справедливо считавшего, что одна изосновных задач учителя заключается в том, чтобы всеми средствами «воспламенять жажду знания и пылкое усердие в учении» (6, 200)

Действенную для своего времени систему пробуждения любознательности и развития интереса к учению разработал русский педагог К.Д. Ушинский. «Воспитатель не должен забывать, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет», — писал Ушинский, считавший школьную скуку «источником множества детских проступков и даже пороков». «Учение, — подчеркивал он, — это серьезный труд, требующий волевых усилий, но тем не менее этот труд должен быть интересным, привлекательным» (7, 511)

8 стр., 3733 слов

Творческий проект по музыке «Музыкальная сказка» (5 класс)

... 3)определить роль музыки в каждой из прочитанных сказок; 4)найти в интернете советы и правила для сочинения сказок; 5) сочинить музыкальную сказку; 6) самостоятельно создать презентацию в программе Гипотеза: Методы ... же период. Древнейшие русские музыканты и песенники-скоморохи, носители синтетического искусства, из которого возникла не только музыка, но театр и цирк, упоминаются в «Повести временных ...

Интерес — прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке в частности. Под его влиянием развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. На уроках и внеклассных занятиях, где уделяется большое внимание формированию интереса к музыке, школьники-подростки переживают самые различные чувства. Здесь — и сомнение в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, и восхищение глубиной музыкального сочинения, и удивление, и восторг…

Интересные уроки музыки — это не развлекательные занятия и конечно же не сухое вдалбливание песенного материала, музыкальных фрагментов, дат жизни композиторов. Это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний.

В то же время интерес частный, узкий, изолированный осознается как интерес к определённым фактам и музыкальным явлениям без понимания их взаимной связи, без осмысления логики учебного предмета, направленного на приобщение к искусству. Как правило, это интерес к какой-то одной области музыки, чаще всего, легкой, и он тоже побуждает подростка к активной деятельности, например, вступлению в кружок гитаристов или эстрадную группу. Но опыт всё же показывает, что интерес к эстрадной поп-музыке редко перерастает в интерес к сочинениям высокого музыкального искусства. Подростки довольствуются сравнительно узким кругом сочинений «прикладного» характера: танцевально-дискотечные мелодии, хеви-метал и т.п.

Основная забота любителя подобного рода — это погоня за новинками. Тот, кто в среде себе подобных записал на магнитофон или купил в виде компакт-диска очередной «опус» групп «Иванушки international», «Лицей», «Мумий Тролль» или «Маша и медведь», оказывается желанным гостем в кругу сверстников и на школьной дискотеке: ведь он «посвящен» в ту музыку, которой не знают другие. Это повышает престиж обладателя новинки как в собственных глазах, так и во мнении других подростков. Отсюда почти мгновенное распространение некоторых, только что созданных сочинений рок- и поп-музыки. Однако данная проблема настолько жгуча и актуальна, что требует специального рассмотрения.

Но вот вопрос: обязательно ли следует с этим бороться?

Помнится, как, выступая на одном из заседаний во Всесоюзном доме композиторов, Д. Кабалевский подчеркнул, что считает принципиально неверным положение, при котором в музыкальных школах и колледжах от подростков «прячут» легкую музыку. И потому учащиеся этих учебных заведений не всегда понимают, что в развлекательной сфере музыки хорошо, а что плохо. «А ведь они — нормальные люди, — заметил Дмитрий Борисович, — и им в четырнадцать-пятнадцать лет нужна легкая музыка. Скажите, а вам самим не нужна легкая музыка? — обратился композитор к сидящим в зале коллегам. — По-видимому, нужна. Мы все понимаем, что Бетховен и Мусоргский — это великолепнейшие композиторы, их творения — вершина человеческого гения. Но под эту музыку танцевать невозможно, она не для развлечения!»

5 стр., 2054 слов

Музыка С.С. Прокофьева для детей и юношества

... музыка С. Прокофьева для детей, не теряя точности своего адреса, не оставляет равнодушным и взрослого слушателя. .Исполнительский и методический разбор пьесы «Тарантелла» Для того чтобы ввести учащегося в мир музыкальных ... направления в искусстве XX века. Неоклассицизм проявился у Прокофьева в использовании сонаты, концерта, менуэта, гавота. То, что приходило в его сочинения из прошлого, ...

Можно по-разному, особенно в наше время, полное плюрализма, относиться к педагогическим сентенциям Кабалевского. Однако этим умным и тонким человеком был высказан ряд весьма плодотворных идей, касающихся школьного музыкального образования. И его позиция по отношению к проблеме функционирования легкой музыки в школе представляется вполне обоснованной. Вопрос лишь в том, какого рода легкую музыку целесообразно использовать в школьном музыкальном воспитании и как: в каком соотношении с произведениями других жанров, стилей, направлений.

Особенность восприятия музыки — в том, чтобы в разнообразии звуков услышать и оценить красоту созвучий, их выразительность; увидеть целостные художественные образы, вызывающие у слушателя соответствующие настроения, чувства и мысли. Тогда музыка заставляет пережить и прочувствовать то, о чем рассказывает.

На психологическом уровне восприятие музыки требует соответствующих установок, эмоциональной настройки на интонационную волну, театрализованного погружения в образный мир музыкального произведения.

Выход из погружения сопровождается ощущениями обновленности, обогащенности опытом воображаемой жизни, запечатленной в искусстве. Умением погружаться в художественный мир искусства определяется уровень музыкально-эстетической культуры человека.

По сложившейся традиции музыкально-педагогическое образование строится на материале музыки ХVIII и ХIХ вв. — от Баха до Рахманинова, который и в ХХ в. остался верен традициям предыдущего века. Современная музыка академической традиции, которая родилась в начале только что ушедшего столетия, принципиально новая, требующая иной ценностно-эстетической ориентации. Социальные перипетии русской истории отнюдь не способствовали приобщению публики к новому искусству. Тем более сложная ситуация возникла во второй половине столетия, когда не только современное, но и классическое искусство стало сдавать свои позиции под натиском массовой культуры. Между тем именно в искусстве ХХ в. и прежде всего в творчестве российских композиторов, занявших ключевые позиции в мировой музыке, отражена духовная жизнь поколений, переживших социальные потрясения столетия. Вопреки присущим современности цинизму и жестокости, она продолжает утверждать вечные ценности жизни, нести идеи гуманизма. Такое искусство должно занять подобающее место в общественном сознании, и общее образование должно содействовать этому.

Исходной точкой педагогического процесса на уроках музыки является работа по развитию восприятия музыки. В этой связи, чрезвычайно важное значение приобретает выбор репертуара как важнейшего фактора воспитания эмоционально-ценностного отношения к классической музыке, при подборе которого необходимо ориентироваться на приоритет таких требований, как художественная ценность, доступность, яркость средств музыкальной выразительности.

6 стр., 2554 слов

Русская музыка ‘серебряного века’, музыкальный модернизм ...

... В музыке это выражалось в обращении к миру узких, индивидуалистических переживаний, а в соответствии с этим в излишней усложненности музыкального языка, в одностороннем развитии какого-либо одного из средств музыкальной выразительности. Правда, в ... буржуазной культуры. Эта оценка находится как бы в противоречии с двумя фактами. Во-первых, основателями модернизма в прошлом веке были поэты и художники ...

Этим, требованиям отвечает музыка С. Прокофьева. Композитор смотрел на жизнь человека изнутри, отсюда и острые гармонии и неожиданные скачки регистров, стихия моторики, движения и «сюжетика» природы, то есть одушевление её. Тем не менее, прокофьевская музыка достаточно сложна, поэтому требует тщательно продуманной работы педагога, использование им таких методов как методы активизации слухового восприятия, интоннационно-образного постижения музыки, применение частично-поисковых и методов стимуляции к высказываниям без боязни ошибиться, использование творческих заданий. Наибольшему эмоциональному отклику будет способствовать проведение интегрированных уроков, где учащиеся смогут выразить свое отношение к музыкально-художественным образам через рисунок, движение, слово.

Если школьники научатся слушать и понимать такую музыку, чувствовать её близость своему миру переживаний, это обогатит их тезаурус музыкальных впечатлений, что явится основой для формирования положительного эмоционально-оценочного отношения к музыке С. Прокофьева — подлинному шедевру классической музыки.

В классной работе можно предложить учащимся послушать сюиту «Александр Невский» Прокофьева. Тут надо отметить, что это сюита — это произведение состоящее из 7 самостоятельных частей, объединенных общей темой. В основу сюиты положена музыка к одноименному фильму. Вниманию учащихся предлагается фрагмент «Вставайте люди русские…». Необходимо отметить, что редкое музыкальное произведение обладает столь сильной эмоциональной выразительностью и служит идеальным примером творческого проникновения современника событиями прошлого.

Новаторство композитора заключено в строгой логике, четкой структуре, резком контрасте ритма и темпа, жестких, резких звучаниях, т.е. то, что сейчас является характерным современной музыке.

Ребятам интересно будет узнать, что Прокофьев — композитор разносторонний. Его лирика, вдохновленная, глубокая, но вместе с тем внутренне сдержанная и кристально чистая. Его юмор насыщен тончайшими переходами от легкой иронии до злого сарказма и ядовитой сатиры. Его эпические произведения, по сути дела, — монументальный народный эпос.

Лучшие его произведения — и не только для театра, но даже симфонические и фортепианные — отличаются театральной выпуклостью образов, конкретностью их музыкальных характеристик.

В последующей работе надо стремиться к тому, чтобы после нескольких вводных уроков по творчеству Прокофьева, кульминацией второго-третьего уроков стали фрагменты из балета Прокофьева «Золушка». Восприятие этой музыки направлено на развитие у ребят умения не только определять в балете тот или иной танец, но и слышать его образное содержание, связанное с музыкально-драматургическим развитием спектакля. Главное, чтобы ребята почувствовали, услышали в музыке «Вальса» взволнованное и радостное настроение Золушки, впервые попавшей на бал. Ребята должны почувствовать, взволнованность музыки, динамические нарастания, устремленность к вершине (кульминации).

16 стр., 7642 слов

Особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста жанра ...

... Жанровое деление можно представить следующим образом: По назначению песня, танец, марш. По исполнительскому составу Вторичные музыкально-профессиональные жанры Камерная музыка, Симфоническая музыка, Театрально, Хоровая музыка, Камерная музыка, Симфоническая музыка – Опера – (с итал. – труд, ...

Слушая, как звучит «Вальс» в балете в исполнении симфонического оркестра, надо обратить внимание учащихся на богатство чувств, переданных этом музыкой, на соотношение тем: перед вальсом не только было вступление, но и звучала новая тема — тихая, прозрачная мелодия доброй феи, провожающей Золушку на бал. Неожиданно вторгшийся в музыку вальса бой часов должен послужить основой для высказываний ребят о содержании всей сцены (тревожный характер боя часов, прервавших в полночь волшебный бал, ребята подчеркивают жестом совсем иного характера — энергичным и вместе с тем механичным движением руки-маятника.).

Ребята начинают ярче ощущать радостную взволнованность Золушки, сопереживают ее чувствам, ее смятению и тревоге, появляющимся с первым ударом часов.

Обобщая сказанное, следует отметить, что у школьников слушательская деятельность имеет первостепенное значение как деятельность познавательная. Она способна обеспечить максимально широкий, в сравнении с другими видами музыкальной деятельности, объем получаемых учащимися знаний о музыке. При этом такие обобщенные знания, как знания об интонационно-образной природе музыки, ее жанровом и стилевом многообразии, а также конкретные знания музыкальных произведений, знания о композиторах, исполнителях и многие, многие другие в своей совокупности дают возможность учащимся раскрыть богатство и многообразие музыки, способность эмоционально оценивать ее, поэтому в школе и семье следует организовывать целенаправленное и осознанное восприятие музыки, а также помогать ребенку формировать собственный музыкально-художественный вкус.

музыка прокофьев эмоциональный школьник

2. Анализ программ музыки по вопросу формирования эмоционально-ценностного отношения старших школьников к музыке

Нами проведен анализ нескольких программ по музыке. Прежде всего, следует отметить, что в их содержании уделяется большое внимание знакомству с музыкальными произведениями С.С. Прокофьева и их подробному изучению с целью формирования эмоционально-ценностного отношения к музыке.

Проанализировав программу по музыке для общеобразовательной школы, созданную под научным руководством Д.Б. Кабалевского, мы выявили, что основным принципом программы является изучение музыки как живого образного искусства. Восприятие лежит в основе всех форм приобщения к музыке.

Главной особенностью программы является ее представление по принципу тематизма, что становится её методологической основой. При этом основные темы выделяются, исходя из необходимости формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся именно к музыке как «живому искусству», например: «О чем говорит музыка», «Развитие музыки».

Важной чертой данной программы является привлечение межпредметных связей, что осуществляется благодаря общей системе построения дисциплин художественно-гуманитарного цикла, на основе этических и эстетических оценок, норм и критериев эмоционального отношения к миру. В раздел программы основной школы кроме музыкального материала включены примеры литературы, изобразительного искусства (иконография, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство), театра и кино, которые помогают учителю музыки развивать ассоциативно-образное мышление учащихся старших классов.

В содержание программы включено знакомство с разнообразными формами и жанрами музыкального искусства.

Цель программы — воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей духовной культуры.

Лейтмотив программы, развивающий идеи педагогики двадцатых годов прошлого века, состоит в воспитании разносторонне развитой личности через освоение музыкальной культуры.

«Так, Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен и Григ, Глинка, Мусоргский, Бородин и Чайковский становятся в один ряд с Прокофьевым, Шостаковичем и Хачатуряном, в равной мере воздействуют на наш духовный мир, на всю нашу жизнь…» (8, 135).

В программе предлагаются самые разнообразные по жанру и богатые по колориту примеры музыки Прокофьева: фрагменты из оперы «Война и мир» (ария Кутузова, «Вальс»), фрагменты из кантаты «К 20-летию Октября» («Мы идём тесной кучкой», «Революция»), «Отъезд» из сюиты «Зимний костёр», Классическая симфония. Все приведенные примеры, по мнению Д.Б. Кабалевского, подводят учащихся к умению грамотно, эмоционально воспринимать музыку других композиторов, посредством своей яркой образности музыкального языка гениального композитора.

Таким образом, программа Д.Б. Кабалевского вносит значительный вклад в методику музыкального воспитания старших школьников и приобщении их к творчеству Прокофьева.

Обратимся к программе «Музыка», созданной коллективом авторов В.К. Белобородовой, Е.В. Николаевой, Б.С. Рачиной, С.Л. Старовинской под руководством Ю.Б. Алиева.

В пояснительной записке говорится, что целью музыкального образования авторы считают знакомство детей с доступной им музыкой крупнейших композиторов, получение знаний о музыке и музыкантах, о выразительных средствах музыки.

Отличительной чертой программы является приобщение детей к музыкальной грамотности, приобретение всевозможных знаний о музыке и формирование умений и навыков практического музицирования. Детей учат понимать нотные знаки, петь по нотам простые попевки и песни, осваивают с ними простые размеры и соотношения длительностей. Звуковысотность осваивается посредством вокального интонирования как основы музыкальной речи. Используется также вокальная, ритмическая, двигательная импровизация, что способствует развитию музыкально-творческих способностей.

Важной чертой данной программы также является привлечение межпредметных связей, что осуществляется благодаря общей системе построения дисциплин художественно-гуманитарного цикла, на основе этических и эстетических оценок, норм и критериев эмоционального отношения к миру.

В содержание программы включено знакомство с разнообразными формами и жанрами музыкального искусства, а также предусмотрена связь музыки с литературой и изобразительным искусством. Многие ее темы предполагают взаимное проникновение разных видов художественной деятельности в едином уроке на основе их взаимопомощи и дополняемости. Некоторые темы могут послужить поводом интеграции музыки и театра, например «Сказка в музыке» (1 класс, 4 четверть).

Репертуар этой темы включает симфоническую сказку С. Прокофьев «Петя и Волк». В структуру уроков авторами программы введен раздел «инсценировки», который тоже может явиться средоточием интеграции музыки и театра.

В старших классах на основе принципа контраста учащиеся знакомятся с музыкой Прокофьева, на это отведена целая четверть (8 кл., 1 четв.).

Тема четверти звучит так: «Выдающиеся представители отечественного музыкального искусства».

В ходе обучения в 8 классе учащиеся подводятся к осознанию того, что различные жанры и роды музыки («серьезные» или «легкие») — это проявление разных сторон единого музыкального мира.

Знакомя восьмиклассников с творчеством С. Прокофьева учитель помогает учащимся осознать новаторство стиля этого композитора и вместе с тем подготавливает их к восприятию музыки XX в. Рассказывая о музыке в кино и театре, педагог подчеркивает ее значение и роль. Попутно идет углубление понимания учащимися музыкально-драматических жанров — оперы и балета, некоторые образцы которых им знакомы по прежним годам обучения («Война и мир», «Ромео и Джульетта», «Золушка»).

При изучении программы «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной мы отметили, что программа составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. В ней нашли отражения изменившиеся социально-культурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и в новых технологиях массового музыкального образования.

Цель программы — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

Содержание базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной, классической и современной музыки, что наблюдается и в новом варианте программы Д.Б. Кабалевского.

Проводя сравнение с данной программой, особенно хочется подчеркнуть, что у Е.Д. Критской опора идет на изучение обрядов, обычаев, традиций народной музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Поэтому, программа обновлена произведениями фольклора и духовной музыки. В сферу исполнительской деятельности входят: хор, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование песен, освоение элементов музыкальной грамотности.

Нравственно-эстетическая проблематика данной программы базируется на осмыслении учащимися «вечных тем» жизни и искусства, которые нашли отражение в музыкальных образах — прекрасное и безобразное, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, война и мир, отношение к природе, матери, к Родине, ее историческому прошлому и др. При этом, авторы выделяют ряд магистральных тем, к которым они обращаются циклически на протяжении всего курса общеобразовательной школы. К ним относятся: «Россия — Родина моя» (патриотическая направленность классического и современного материала).

В программе ставится задача добиться следующих умений и навыков, связанных с восприятием:

·понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства но основе специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.) и находить ассоциативные связи и жанровые параллели между художественными образцами музыки и других видов искусства

·размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах её воплощения

·различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной и сценической музыки, эмоционально — образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров

·понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы, иметь представление о приёмах их взаимодействия и развития

·знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их сочинений

·совершенствовать представления о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель)

·творчески интерпретировать содержание музыкального произведения; ориентироваться в нотной записи как сфере фиксирования музыкальной речи

·давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

·понимать роль музыки в жизни человека;

·понимать значение традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени;

Музыкальный репертуар программы, в который входят композиторы классики и современники, способствует решению этих задач. Среди предлагаемого репертуара мы находим следующие произведения С.С. Прокофьева: «Александр Невский», Мимолётности №1, 7, 10, фрагменты из балета «Ромео и Джульетта», Симфония №1 (Классическая), Соната №2, вальсы из опер и балетов Прокофьева: «Война и мир», «Золушка; концерты.

Исходя из выше сказанного, можно отметить, как глубоко в программе анализируется музыка С.С. Прокофьева, рисующая нам самые разные образы мира и обогащающая нравственно-эстетический мир человека.

Из этого следует, что благодаря всем выделенным особенностям данного методического комплекта, в нем предлагается более активный, полный анализ базового музыкального репертуара старших классов общеобразовательной школы, что очень важно, так как изучение творчества Прокофьева требует глубокого и всестороннего подхода.

Проанализировав программы, мы убедились, как значительно творчество С.С. Прокофьева может повлиять на формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения не только к академической музыке, но и к окружающему миру в целом.

3. Диагностика эмоционально-ценностного отношения к музыке

Исходя из анализа программ предмета «Музыка» по проблеме формирования эмоционально-ценностного отношения к музыке, нами была сформулирована гипотеза практической части о том, что: если педагог будет систематически приобщать учащихся старших классов к творчеству С.С. Прокофьева, то это может повлиять на формирование эмоционально — ценностного отношения к музыке.

Исходя из цели, в экспериментально — практической части работы нами были поставлены следующие задачи:

·Провести диагностический тест на остаточные знания.

·Произвести сравнительный анализ полученных данных.

Для проведения диагностического среза был разработан тест, состоящий из 2 частей. В первой части теста исследуется уровень общих знаний о музыке и музыкальной выразительности. Во второй части исследуется уровень интереса к музыке вообще, и конкретно к музыке Прокофьева. Так же выясняется знание музыки Прокофьева и умение её анализировать. Тест состоит из 7 заданий, на выполнение которых отведён один академический час (45 минут).

Каждое задания оценивается по пятибалльной шкале. Сумма набранных балов переводится в финальную оценку, так же в пятибалльной системе.

В данном исследовании принимали участие учащиеся 9 класса, лицея №13 в составе 27 человек.

Испытуемым были розданы бланки теста. Перед учащимися была поставлена задача в течение урока ответить на все вопросы теста.

Первое задание должно было показать знание учащимися инструментов симфонического оркестра. Предлагается список 12 основных инструментов симфонического оркестра. Задача испытуемого подписать к каждому инструменту, к какой группе он относится, используя следующие обозначения: «1» — струнные (смычковые); «2» — деревянные духовые; «3» — медные духовые. К этому заданию по желанию предлагается выполнить дополнительное задание «со звёздочкой» — подписать в каком регистре звучат эти инструменты используя обозначения: «В» — высокий регистр; «С» — средний; «Н» — низкий.

В этом задании подсчитывалось сколько инструментов правильно определенно по группам. 11-12 правильных ответов соответствуют 5 баллам; 10-7 правильных ответов- 4 баллам; 6-3 правильных ответов 3 баллам; задание считается не выполненным если правильно определено менее 3 инструментов, и соответствует 2 баллам. При этом, если испытуемый выполняет задание повышенной сложности и успешно определяет регистр 5 и более инструментов, он увеличивает баллы по этому заданию на 1 балл (или получает 1 дополнительный балл, если набрал по этому заданию 5 баллов).

Во втором задании перед испытуемым ставится задача перечислить известные ему музыкальные формы и жанры. В качестве образца предлагаются жанры опера и симфония, и формы рондо и соната. Максимальные 8 баллов можно получить написав 4 формы и 4 жанра. 5 баллов соответствуют 7-8 правильным ответам; 4 балла 5-6 ответам; 3 балла получили учащиеся, давшие 3-4 правильных ответов, при чём, если учащийся назвал 4 жанра, и ни одной формы, он получал 3 балла; задание считается невыполненным если дано менее 3 правильных ответов, и соответствует 2 баллам.

В третьем задании выявляется знание учащимися основных средств музыкальной выразительности. Задача испытуемых была написать названия к 7 данным определениям средств музыкальной выразительности. 5 баллов соответствует 7-6 правильным ответам; 4 балла 5-4 ответам; 3 балла 3-2 ответам; задание считается невыполненным, если дано менее 2 правильных ответов, и соответствует 2 баллам.

В четвёртом задании предлагается раскрыть значение 2 терминов. Мы выбрали термины «полифония» и «а капелла». Учащиеся, верно раскрывшие оба термина, получили 5 баллов; раскрывшие только один получили 4 балла; учащиеся, не знающие значения этих терминов, получили 3 балла. На этом задании заканчивается первая часть теста.

Пятое задание освещает сразу несколько вопросов. Во-первых это умение анализировать услышанное впервые произведение, а именно определить его форму, или сколько в нём частей, и подобрать несколько эпитетов, описывающих характер произведения. Так же предлагается поразмышлять о программном названии, ответив на вопрос «как ты понимаешь название?». Во-вторых выявляется понравилось ли это произведение испытуемому, и почему. Для этого задание нами было выбрана 3-я пьеса из фортепианного цикла С.С. Прокофьева «Сарказмы», потому что, во-первых это эмоционально яркое, динамичное произведение, во-вторых написано в простой трёхчастной форме и имеет программное содержание, и наконец, потому что это произведение обычно не звучит в программах общеобразовательных школ, что позволит нам получить сведения об умениях, проявленных во время слушания, и исключит возможность написания «готового» ответа. Последний вопрос задания выявляет интерес учащихся к академической музыке прошлого столетия вообще. В этом задании оцениваются только первые 3 вопроса — правильно определив форму, раскрыв значение названия и правильно определив характер произведения, испытуемый получал 5 баллов; ответив только на 2 вопроса 4 балла; 1 правильный ответ соответствует 1 баллу. Чтобы оценить ответы на вопросы, касающиеся отношения учащихся к услышанному произведению и к музыке XX в., мы использовали следующую шкалу:

+2 — музыка понравилась, и есть интерес к ней

+1 — скорее понравилась, чем не понравилась

— нейтрален

— резко негативное отношение

Следующий, шестой вопрос выявляет знание произведений Прокофьева. В правом столбике записаны названия 6 его известных произведений, которые входят в разные школьные программы, начиная с 1 класса, в левом указаны их жанры. Испытуемый должен установить соответствие между ними, проведя линию от названия к его жанру. Здесь, по количеству верных ответов, мы выявили какие произведения известны классу, какие нет. Так же учащимся предлагалось записать произведения Прокофьева, известные им, но которых нет в списке. Это задание не влияет на оценку, т.к. исследует знания, которые учащиеся должны были получить в предыдущих классах, либо могли получить вовсе за стенами школы.

Последнее, 7 задание является своего рода анкетой, и тоже не оценивается. В нём выявляется, какую музыку любит слушать испытуемый в быту, что в ней нравится, и любит ли он вообще слушать музыку.

В результате анализа данные распределились следующим образом. Оценку «5» получил 1 ученик, получивший в сумме 22 балла из 25. Этот учащийся параллельно занимается в музыкальной школе, и проявляет большой интерес на уроках музыки в общеобразовательной школе. С небольшими погрешностями он практически полностью справился с первой частью. Во второй части примечательно то, что он единственный в классе назвал 2 произведения Прокофьева, которые не были перечислены в 6 задании — это балет «Ромео и Джульетта» и симфония №7.

Оценку «4» получили 11 испытуемых, оценку «3» — 14.

Оценку «2» получил 1 ученик, набравший 13 баллов, и проявивший резко негативное отношение к проводимой работе. В первой части он верно назвал только жанры музыки и раскрыл определение полифонии, остальные задания считаются не выполненными. В его работе все 4 задания первой части были зачёркнуты, что явно говорит о не желании выполнять эти задания. Вероятно, тут можно в некоторой степени говорить даже о неприязни. Во второй части он раскрыл значение названия произведения «Сарказмы» как насмешка над реальностью, и определил характер как резкий, переменчивый. Мы зачли эти ответы за верные. Однако, в вопросах, касающихся отношения к музыке XX в., музыке Прокофьева и музыке вообще он высказал резко негативное отношение.

Для больше точности и лояльности оценок нами было выведено 3 уровня, ориентированных на конкретный класс — высокий, средний и низкий. Высокий уровень соответствует диапазону баллов от максимально полученных 22 баллов до 18 баллов, которым соответствуют работы, показавшие хорошие результаты, но получившие оценку «4». Среднему уровню соответствуют работы, набравшие 17-15 баллов — это так называемые «четвёрки с минусом» и «тройки с плюсом». Работы низкого уровня нами определены, как работы набравшие минимальные 13 и 14 баллов. Таким образом, 9 испытуемых показали результаты высокого уровня, 11 среднего уровня и 7 работ низкого уровня.

Результаты 6 задания показали, что балет «Золушка» более всего известен классу, но и это показали всего 11 работ, что является 40% от класса. На «втором месте» оказалась песня «Болтунья», это показало 10 работ. Произведения «Петя и волк», «Война и мир» и «Александр Невский» знали 5, 4 и 3 учащихся соответственно. Соответствие «Детский альбом» — фортепианный цикл было только в 1 работе.

Таким образом, в ходе работы над экспериментально — практической частью исследования нами было дано описание методов исследования, освящен ход проведения исследования, в результате которого было установлено, что 20 из 27 учащихся (работы высокого и среднего уровней) проявляют интерес к музыке, что, как было отмечено в предыдущей главе, не мало важно для формирования эмоционально-ценностного отношения к ней. Но при этом знание музыки Прокофьева, на наш взгляд, в данном классе находится на низком уровне.